Елена блаватская тайная доктрина читать онлайн. Блаватская Елена Петровна


Даосское дыхание «по кругу»

Следующая ступень освоения базовой техники цигун немного сложнее. Не спешите, сделайте все аккуратно и точно - вы осваиваете уже не учебное движение для начинающих, а реально работающую технику гармонизации потоков ци в вашем теле!

Стойка та же. Глаза закрыты. Кончик языка прижат к верхней точке нёба.

Найдите внутренним взором ту точку на поверхности кожи в той зоне промежности, в которую пришла бы нить, «держащая на весу» вашу голову, если эту нить продолжить вертикально вниз. (У мужчин это середина между анальным отверстием и основанием мошонки, у женщин - центр тазового кольца.) Особая точность в нахождении этой точки не нужна - очень скоро вы ее просто будете чувствовать.

Итак, вы смотрите внутрь себя на эту точку и начинаете мягко вдыхать, втягивая при этом живот. (Думаю, вы уже поняли: без уверенного освоения предыдущего упражнения на дыхание идти дальше не следует: если хотя бы часть описываемого вы не будете делать «на автомате», вам элементарно не хватит внимания.)

В процессе вдоха плавно перемещайте внутренний взор вверх по позвоночнику (проще всего так: представляйте себе светящуюся точку, скользящую вверх). На высшей точке вдоха точка внимания, пройдя по всему позвоночнику и по внешней поверхности черепа, минуя затылок и лоб, достигает межбровья. Живот втянут, тело легкое, колени слегка разогнулись, приподнимая туловище.

Небольшая пауза перед началом выдоха. В это время точка внимания проходит через межбровье по горизонтали в середину головы (туда, где вы представляли себе светящийся шар). Когда вы четко сконцентрируетесь на точке за межбровьем между ушами (глаза «смотрят» на нее), начинайте мягко выдыхать, постепенно расслабляя живот и давая ему «надуваться», а коленям позволяя слегка согнуться. Точка внимания (если вам это подходит - светящаяся, если удобнее иной образ - извольте) проскальзывает сквозь язык, проходит снаружи по поверхности шеи и далее спускается по передней поверхности туловища, проходя пупок и половые органы. Глаза по-прежнему следят за точкой внимания на поверхности тела.

На полном выдохе точка внимания оказывается в исходном положении - в центре промежности (но не внутри тела, а на коже), живот полностью расслаблен, колени слегка согнуты. Одним словом, вы вернулись в исходное положение.

Без паузы, но и не резко переводите окончание выдоха в начало вдоха. (Некоторым удобнее начинать разгибание коленей чуть-чуть раньше, чем начался вдох, чтобы ноги как бы «вели» этот процесс. Для начинающих это вполне допустимый подход.)

Как вы видите, получилось циклическое упражнение. Выполнять его, в отличие от предыдущих, можно столько раз, сколько вам захочется. Главное, делайте все аккуратно, ничего не путая, и тогда от повторений будет только польза.

Еще раз настаиваю на главных правилах: не заниматься в состоянии стресса, не заниматься среди людей, не заниматься в шумном или загазованном помещении.

После занятий необходимо побыть в тишине. Пока вы не освоите новые техники всерьез, после каждого занятия в идеале нужно принять душ или ванну, как минимум - сполоснуть лицо и руки. Ни в коем случае не вступайте в общение с отрицательно настроенными людьми. (Что следует делать, если такое общение все же неизбежно, мы разберем отдельно.)

Вероятно, вас удивляет, что я не даю никаких названий ни для точек тела, ни для описываемых «упражнений». Я поступаю так сознательно. Объяснюсь. Даже в современном Китае принято называть любую мелочь красиво и возвышенно. Какая-нибудь простенькая рисовая лапша быстрого приготовления иначе как «Великая стена » и не именуется.

Что уж говорить о том, как древние даосы называли точки тела или техники цигун. Многое ведь приходилось зашифровывать, чтобы скрыть от непосвященных. У нас такой задачи нет. Потому я и не хочу забивать вам голову всевозможными «киноварными полями», «смертными затворами», а то и вовсе непереводимыми иероглифами, переданными с горем пополам русской транскрипцией. Правильному освоению цигун все эти названия не помогут, а вот запутаться в них начинающему проще простого. Так что бог с ними, с «космическими орбитами», давайте учиться делу, а не козырять красивостью. Идет?

Напоминаю: изучаемые техники направлены не только и даже не столько на простое укрепление физического здоровья, сколько на совершенствование вашей способности наполняться энергией. Разумеется, прежде всего результаты выполнения упражнений цигун будут заметны в области чисто телесной. Но и энергетические изменения вы просто не сможете не почувствовать. Ведь наша главная цель - счастье и успех в этой жизни, а каждый шаг в освоении техники работы с энергией - шаг именно к этой цели.

Удача имеет следствие и причину, но не пытайся достичь ее, стараясь изо всех сил. Она придет, если перестанешь испытывать жалость к себе... если не будешь действовать грубой силой, если избавишься от важности и самодовольства, она придет сама собой, за ней не нужно гоняться, она придет, если не будешь стараться достичь ее во что бы то ни стало. Вещи и люди, едва достигнув расцвета, тут же начинают увядать, и это потому, что они не следуют Дао. Жизнь того, кто не следует Дао, кончается раньше срока.

Повышающийся с каждым годом интерес к древним традициям Востока вполне оправдан. Знания, которые веками оттачивали жители Поднебесной, раскрывают нам секреты здоровья и долголетия. В продлении молодости помогает китайская дыхательная гимнастика. Можно ли овладеть техникой выполнения упражнений? Да, это осуществляется либо самостоятельно (с привлечением специализированной литературы), либо с помощью опытного мастера. Китайская подразделяется на виды, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим наиболее распространенные типы лечебных упражнений.

Китайская дыхательная гимнастика цзяньфэй

Слово «цзяньфэй» с китайского языка дословно переводится как «сбросить жир». Три несложных упражнения помогут снизить вес путем нормализации обмена веществ и устранения чувства голода. Они также помогут расслабиться и снять усталость. Все это обеспечивает постепенное снижение веса, что не приносит вреда человеческому организму, в отличие от диет, обещающих супербыстрое похудение. Плюсом также является тот факт, что выполнение этих упражнений можно производить в домашней обстановке и без применения каких-либо специальных тренажеров. Единственное: нужно запастись комфортной одеждой, не сковывающей движений. Важно понимать, что китайская дыхательная гимнастика даст результат только в том случае, если вы будете выполнять все упражнения регулярно и правильно.

Упражнение № 1. «Волна»

Оно направлено на снижение чувства голода. Его необходимо выполнять перед приемом пищи. Наиболее удобная позиция - лежа на спине. Ноги согните в коленях, ступни расположите ровно. Положите одну ладонь на грудь, вторую - на живот. При глубоком медленном вдохе втяните живот и приподнимите грудь. на несколько секунд, затем медленно выдохните. На выдохе грудь втягивайте, а Сделайте сорок полных циклов «вдох-выдох».

Упражнение №2. «Лягушка»

Это упражнение позволит нормализовать функционирование ЦНС. Сидя на невысоком стульчике, поставьте ноги на ширину плеч. Угол между бедром и голенью - прямой. Локти на коленях, левая рука сжата в кулак (у мужчин - правая), другая ее обхватывает. Далее необходимо упереться лбом в кулак, расслабиться и закрыть глаза. Делайте глубокие вдохи и выдохи не менее 15-ти минут.

Упражнение №3. «Лотос»

Оно поможет отрегулировать обмен веществ и активизировать циркуляцию крови. Исходное положение - поза «сидящего Будды». Руки ладонями вверх лежат на ногах перед животом. Женщины располагают правую кисть под левой, а мужчины - наоборот. Глаза должны быть закрыты. 1-й этап: 5 минут глубокого ровного дыхания. 2-й этап: 5 минут естественного и непринужденного дыхания. 3-й этап: 10 минут дыхания без контроля над процессом с очищением сознания от посторонних мыслей.

Китайская дыхательная гимнастика цигун

Упражнения выполняются под плавную расслабляющую музыку. Эта гимнастика улучшает физическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние человека.

Упражнение №1. «Дыхание огня»

На выдохе живот резко втягивается. Дышим диафрагмой. Это упражнение является очень динамичным. Может вызывать головокружение у начинающих.

Упражнение №2

Дышим медленно и глубоко. Вдох и выдох характеризуются равной интенсивностью. Выполняем не менее десяти минут.

Упражнение №3

Вдох и выдох делаем только через нос. Тело расслаблено, глаза закрыты. Продолжительность - 10 минут.

Как утверждают врачи из Поднебесной, проблема лишних килограммов и возникновения заболеваний кроется в дисгармонии инь-ян нашего организма. Стабилизация потоков Ци поможет забыть о многих проблемах, в том числе и об излишках жира. В этом придет на помощь китайская дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения играют в Даосской практике достаточно важную роль. Они даже выделены в специальный раздел, называющийся «Туна» (吐纳 - выплевыние (мутного) — набирание (чистого)).

Никто не будет спорить с тем, что дыхание играет очень важную роль для нашего существования, и от него зависит наша жизнь и работа всего организма, всех его функций. Дыхание может влиять как на наши эмоции, так и на физиологию тела и некоторые его химические реакции. Мы можем легко проследить зависимость между дыханием и нашими чувствами, так, например, когда человек испытывает злость или негодование, то его дыхание в это время поверхностное и быстрое, а когда человек умиротворен, то дыхание будет спокойное и более глубокое.

Также мы имеем взаимозависимую систему дыхание – работа сердца – деятельность ума. Чем чаще, поверхностней и сбивчивей дыхание, тем сердце работает более активно, а значит мозг, в свою очередь, будет склонен к перевозбуждению, а, следовательно, погрузиться в состояние глубокого Покоя во время практики будет сложнее. Соответственно, такой важный аспект, как дыхание, не может не использоваться в традиционных системах самосовершенствования. Также дыхание имеет тесную связь с циркуляцией внутренней энергии, через дыхание мы получаем не только кислород, но и вдыхаем «внешнюю Ци».

Используя различные дыхательные упражнения, мы можем укрепить организм в целом, улучшить циркуляцию внутренней Ци, накапливать жизненную силу в своем теле, в его энергетических центрах. Вот почему постановке правильного дыхания в Даосской Традиции уделяется большое внимание. Дыхательные практики играют очень важную роль в « », ведь правильное, глубокое и спокойное дыхание способствует созданию внутри нас таких условий, при которых достижение внутреннего равновесия, гармонии и глубокого Покоя будет достигнуто максимально быстро. Если же дыхание не будет отрегулировано, то обрести эти результаты будет очень сложно, а в некоторых случаях и вообще невозможно. Поэтому к этому важному этапу практики нужно отнестись со всей серьезностью и хорошо его проработать.

В практическом Даосизме существует огромное количество дыхательных техник, предназначенных как для лечения болезней, так и для накопления и контроля движения энергии. Упражнения могут отличаться друг от друга по очень разным параметрам:

  • какой тип дыхания используется (прямое, обратное, грудное, кожное/телесное, вздыхающее, смешанное дыхание);
  • ритм;
  • наличие задержки дыхания или ее отсутствие;
  • когда производиться задержка (после вдоха, выдоха или в обоих случаях);
  • методы внутренней работы при том или ином дыхательном упражнении;
  • наличием или отсутствием динамических упражнений и произношением специальных звуков.

Одно из самых сложных является «зародышевое дыхание», суть его сводиться к тому, что практикующий перестает дышать легкими, при этом его сердцебиение очень сильно замедляется, а со временем может полностью остановиться. Такой вид дыхания необходим на высоких уровнях практики, когда нужно будет находиться в глубочайшем состоянии медитации множество дней, недель подряд.

Если обратиться к истории, то уже в IV–III вв. до н.э. существовали тексты, в которых было достаточно подробно описаны различные дыхательные методы, а также в какое время суток их нужно практиковать и какую пользу они могут принести практикующему. Называются эти трактаты: «Десять вопросов» и «Речи о Высшем Дао Поднебесной», причем во втором тексте приводятся также описания сочетания Дао Инь и дыхательных упражнений. Из этих текстов ясно видно, что на момент их написания приведенные там методы имеют вполне завершенный вид, а значит, они уже существовали в еще более древний исторический период.

В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» или «Мудрец, объемлющий Первозданную Простоту» (317–320 гг. н.э.) указывается, что человек, овладевший дыхательными упражнениями, которые способствуют контролю над Ци (син ци), приобретает различного рода сверхъестественные способности, ему подвластны природные силы, он может исцелять различные болезни, и ему не страшны дикие животные.

В Школе Чжэнь Дао базовые дыхательные упражения раздела Туна осваиваются на занятиях

В китайском цигун существуют два базовых метода дыхательной практики. Это, так называемое, естественное (буддийское) дыхание и парадоксальное (даосское) дыхание . Главное и фундаментальное различие между ними состоит в том, что если в естественном (буддийском) типе дыхания во время вдоха живот, наполняется и выпячивается, а во время выдоха втягивается; то при парадоксальном (даосском) дыхании – наоборот, во время вдоха живот втягивается, а во время выдоха – выпячивается.

Во всех руководствах по цигун излагаются оба метода дыхания и китайские мастера дыхательного цигун могут свободно переходить от одного метода к другому. Поскольку сравнительный анализ этих двух методов очень важен с практической точки зрения, рассмотрим каждый из них более подробно и обстоятельно.

Даосское парадоксальное дыхание основано на интенсивном применении Мула-бандхи при полном отсутствии Уддийана-бандхи. Мула-бандха – это исключительно сильная по своему воздействию техника сублимации сексуальной энергии, основанная на периодическом чередовании втягивания и расслабления нижней части живота (лобковой зоны), половой сферы, а также ануса и промежности. В случае китайского парадоксального дыхания втягивание и сжатие этих зон происходит во время вдоха, а их расслабление, сопровождающееся расширением нижней части живота, – во время выдоха. Существенно важным является качественное расслабление вышеуказанных зон во время выдоха.

Эффект воздействия поистине уникален. Этот вид дыхания также можно назвать прокачивающим дыханием , поскольку оно снимает сексуальный перегруз и направляет сексуальную энергию цзин вверх по позвоночнику. Прокачивающее даосское дыхание – прекрасный метод для периодов длительного полового воздержания, а также для тех, кто практикует сексуальную йогу, будь то тантрический (индийский) её вариант или даосский (китайский).

Переход с буддийского естественного дыхания на парадоксальное даосское немедленно и весьма очевидным образом приводит к возрастанию способности самоконтроля во время сексуального общения. Практика даосского дыхания весьма сильно благоприятствует устранению преждевременной эякуляции у мужчин, а женщинам помогает легко и успешно практиковать циркуляцию энергии по микрокосмической орбите во время полового акта. Кроме того, регулярная практика даосского парадоксального дыхания обеспечивает здоровое состояние всей мочеполовой сферы, а также излечивает такие заболевания как аденома простаты и фибромиома матки, делая излишним оперативное вмешательство. Мула-бандха работает по принципу, который я называю «грязная губка в проточной воде». Если мы будем ритмично сжимать и отпускать эту грязную губку, то в скором времени вся грязь удалится, промоется, и губка вновь станет чистой. В этом заключаются великие достоинства метода даосского парадоксального дыхания, которое также можно назвать «Мула-бандха Пранаяма».

Здесь я должен сделать определённые пояснения. Дело в том, что я использую термин Мула-бандха несколько вольно. На самом деле, в парадоксальном дыхании используются три различные техники. Это:

1) Ваджроли мудра , при которой женщины сжимают влагалище, а мужчины втягивают половой орган и мошонку.

2) Мула-бандха , при которой женщины сжимают шейку матки, а мужчины – зону промежности (между мошонкой и анусом).

3) Ашвини-мудра , при которой сжимается анус (сфинктер заднего прохода).

Для удобства я буду использовать только один из этих технических терминов – Мула-бандха , имея при этом в виду все три вышеуказанные техники вместе взятые. Таким образом, для меня Мула-бандха – это сочетание всех трёх сублимационных техник, общее понятие, охватывающее и Ваджроли-мудру, и собственно Мула-бандху, и Ашвини-мудру. Поскольку все три задействованные зоны сжатия находятся в одном регионе, эта вольность, на мой взгляд, вполне оправдана, так как позволяет избежать излишней терминологической загромождённости.

Итак, даосское парадоксальное дыхание полноценно задействует Мула-бандху (втягивание нижней части живота, половой сферы, ануса и промежности), но при этом, к сожалению, исключает Уддийана-бандху – втягивание средней части живота, включая область пупа и Дань-Тяня. В этом заключается главный недостаток этого метода дыхания. В даосском дыхании на вдохе живот втягивается, а на выдохе – выпячивается. При таком режиме дыхания выполнение Уддийана-бандхи делается невозможным. Между тем, эта техника исключительно важна и рассматривается в Хатха-йоге как один из наиболее эффективных и ценных методов. В Хатха-йога Прадипике по поводу этой бандхи сказано следующее:

«Пупок прижми к позвоночнику. Такова Уддийана-бандха – тот лев, что одолеет слона по имени смерть » (Глава II, 56).

«Уддийана проста, коль учителем дана. Поступающий так, даже если стар, вновь становится молодым » (Глава II, 57).

«Прижми к спине всё, что выше и ниже пупка. Одолеешь смерть за полгода. Сомнений нет ». (Глава II, 58).

«Из всех бандх Уддийана – наилучшая. Утвердись в ней – и освобождение придёт само собой » (Глава II, 59).

«Нет ничего лучше трёх бандх. Все мастера практикуют их непременно, ибо известны три, как самые главные из всех техник Хатха-йоги » (Глава II, 75).

Как видим, самые главные техники классической Хатха-йоги – это три бандхи (три замка): Джаландхара-бандха (шейный замок), Уддийана-бандха (втягивание средней части живота) и Мула-бандха (втягивание низа живота и половой сферы). Конечно, сами по себе три базовые бандхи мало практикуются. Как правило, они выполняются не как отдельные упражнения, а как технические элементы, входящие в состав йогического дыхания – Пранаямы.

Хотя в индийской йоге Уддийана-бандха считается наиболее важной из трёх бандх, с этим можно поспорить. На мой взгляд, по своей важности Мула-бандха ничуть не уступает Уддийана-бандхе. Спорить о том, какая бандха более значима – всё равно, что спорить, какая физиологическая система важнее – мочеполовая или пищеварительная. Конечно же, такого рода дискуссии не имеют никакого смысла.

В естественном (буддийском) типе дыхания, несомненно пришедшем в Китай из Индии, на вдохе живот наполняется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. Такая дыхательная техника очень удобна для практики Уддийана-бандхи – втягивания средней части живота (зона пупа, а также выше и ниже этой зоны) во время выдоха.

Что же именно даёт Уддийана-бандха? Перечислю её главные достоинства, её уникальный вклад в практику дыхательного цигун:

а) полноценный массаж всех внутренних органов, расположенных в брюшной полости. Особенно благотворное влияние оказывает Уддийана-бандха на всю систему пищеварения: на желудок, кишечник, на печень и почки. При этом происходят весьма сильные энергетические процессы, ибо Уддийана-бандха работает как мощный энергетический насос. Однако сильное воздействие осуществляется даже на чисто физиологическом уровне. Здесь я позволю себе ещё раз вернуться к метафоре грязной губки. Представим себе эту губку, которую мы поместили в проточную воду. Сжимаем-отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Губка быстро и эффективно освобождается от заполнившей её грязи. Нечто подобное происходит и во время дыхательной практики с использованием Уддийана-бандхи. Стимулируется кровообращение, ликвидируются застойные явления, спайки, рассасываются доброкачественные опухоли и так далее. Всё это можно реализовать только посредством естественного (буддийского) дыхания, основанного на применении Уддийана-бандхи. Без этой бандхи осуществить столь амплитудное и столь выраженное воздействие на брюшную полость и содержащиеся в ней внутренние органы – принципиально невозможно.

б) С точки зрения энергетической (прана, ци) Уддийана-бандха представляет собою самый мощный энергетический насос, энергетическую помпу, резко усиливающую как циркуляцию энергии внутри нашего тела, так и энергообмен с окружающей средой.

Уддийана-бандха (и об этом чётко говорится в классических текстах Хатха-йоги) активизирует энергопоток через поясничный отдел позвоночника. Таким образом, она оказывает благотворное воздействие как на этот отдел позвоночника, так и на всю поясничную зону. Это очень легко увидеть, если у вас там имеются проблемы (радикулит, тяжесть и боли в пояснице, «усталость» спины). Достаточно в повседневной жизни держать живот слегка подтянутым (даже без полноценной Уддийана-бандхи), как вскоре поясница начинает согреваться, а боль и усталость постепенно растворяются.

В даосском парадоксальном дыхании Уддийана-бандха отсутствует и это очень часто приводит к болям в пояснице. Если практиковать парадоксальное дыхание сидя в Сиддхасане и в достаточных объёмах (по 30-50 минут дважды в день), то при отсутствии специальных упражнений для снятия перегруза с области поясницы, в конечном итоге можно заполучить тяжёлый приступ радикулита .

Наконец, отсутствие Уддийана-бандхи приводит к появлению у тех, кто практикует парадоксальное дыхание, специфического даосского животика. Интересно, что при этом на животе очень хорошо видна разделительная линия между «нижней территорией» живота, относящейся к сфере воздействия Мула-бандхи, и «средней территорией» живота (область пупа и Дань-Тяня), относящейся к сфере воздействия Уддийана-бандхи. Ниже этой демаркационной линии живот подтянут, жировые отложения отсутствуют, а вот выше – начинается всё это безобразие. Как видим, даосское пузо – вовсе не достоинство, не свидетельство изобилия жизненной энергии, накопившейся в области живота, а всего лишь малоприятное следствие практики даосского дыхания, не уравновешенной совершенно необходимыми дополнительными упражнениями для брюшного пресса.

Тем не менее, бояться даосского парадоксального дыхания не нужно. Во избежание возможных обострений (болей в пояснице и появления даосского животика) вполне достаточно ежедневно выполнять небольшой комплекс из следующих 4-х упражнений:

1. Крокодил, ноги расставлены.

2. Крокодил, ноги сомкнуты.

4. Вращение поясничного отдела позвоночника, сидя в Сейдза.

Все эти упражнения приведены в главе «Практика для даосского круга». Если не лениться и ежедневно выполнять этот небольшой, но очень полезный комплекс упражнений – никаких проблем не будет.

Таким образом, каждая из рассмотренных двух бандх имеет свои достоинства и свои недостатки. Мула-бандха обеспечивает такое воздействие, которое невозможно получить посредством Уддийана-бандхи. И наоборот, то, что даёт Уддийана-бандха – не может дать практика Мула-бандхи.



Поделиться