Разработка урока по курсу «Основы православной культуры. План-конспект урока (4 класс) на тему: Открытый урок по основам православной культуры

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька - тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм .

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Что такое храм?

Храм (церковь) - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов.

Главная церковь города или монастыря называется собором

Задание: Записать определение «храм» и «собор» в рабочих листах.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме».

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от

прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:

  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.
  • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

А сейчас мы выполним с вами задания

2. Изучение устройства храма.

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г. Москва
  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

Выслушиваем предположения детей

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части:

Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.

Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос - Царь Славы в Святых Дарах.

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.

Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.

Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.

В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.

Индивидуальная работа.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Православный храм

Разработала: учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012

Модуль: основы православной культуры.

Урок № 14.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия : Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  1. графические изображения;
  2. презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
  3. иллюстративный материал
  4. аудиозапись колокольного звона

Ход урока.

  1. Организационный момент. Д.з.

Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

Вы согласны со мной?

А какой есть еще мир? Другой?

(духовный мир)

А как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

А как иначе можно назвать этот мир?

(миром культуры)

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

А на чем основаны культурные традиции?

(на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

А в чем истоки русской культуры?

(в православной религии)

А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

  1. Выявление восприятия, мотивации.

Учитель.

Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

(стихотворение)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

  1. Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

Учитель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест )

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей )

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

Три главы (три Лица Святой Троицы);

Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабл ь спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности (демонстрация слайда).

Мы познакомились сейчас с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этих храмах вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51 УМК ОПК).

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?

Послетекстовая работа.

Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните 1 задание.

Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.

(ФИЗМИНУТКА)

Пожалуйста, зачитайте последние 6 строчек учебника на стр.51 вслух. Чтение отрывка из текста

Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давйте о них расскажем нашим гостям.

Творческая работа учащихся.

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Ответы детей.)

Вывод:

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Домашнее задание. зад.2

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала м.р. Кошкинский

Методическая разработка урока по модулю

«Основы православной культуры»

Православный храм

Разработала:

Учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012


ГБОУ «Малониколаевская ООШ I III ступеней»

Конспект урока на тему:

«Православный храм»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Горлова Ирина Викторовна

Конспект урока в 4 классе

по теме: « Православный храм »

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

2. Сообщение темы занятия .

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный город или село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний учащихся

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

1.Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

· Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

· Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон».

· Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

3. Физкультминутка

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!.

4. Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

– Попробуйте дать определение слову «храм».
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

V I . Коллективная работа.

Часто ли вы бываете в храме?

Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Учитель:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

V I I. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

V I II. Домашнее задание.

Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

Нарисовать храм вашей мечты

Подобрать и выучить стихотворение о храме

Составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

Орлова Наталия Ивановна

Учитель русского языка и литературы,

Основ православной культуры

МБОУ СОШ№61 г. Чебоксары

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО КУРСУ «Основы православной культуры»
Предмет : основы православной культуры, урок постановки и решения учебной задачи

Тема: Прощать может только любящее сердце.

Продолжительность урока – 45 минут

Класс : 5

Технологии:

Технология проблемно – диалогического обучения В равноправном диалоге с учителем определяется проблема, над которой предстоит работать на уроке, и тема урока, причём и тему и цель учащиеся формулируют сами. Эта технология мотивирует учащихся, в процессе проблемного диалога происходит присвоение учащимися целей урока, что позволяет субъективизировать обучение, построить партнёрские отношения. Кроме того, через создание проблемной ситуации, определение темы и проблемы урока, через выдвижение гипотез, актуализацию знаний и через поиск решения – активизируется мыслительная деятельность учащихся. Рефлексия в конце урока работает на формирование оценочных навыков, а в конечном итоге на формирование нравственных норм, социальных компетенций.

Здоровьесберегающие технологи: соблюдение техники безопасности, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности
Аннотация: Данный урок является заключительным в системе уроков, посвященных теме: « Как жить среди людей» (урок 9 «Православное учение о человеке», урок 10 « Совесть и раскаяние», урок 11 «Заповеди», урок12 «Золотое правило этики», урок 20 « Заповеди блаженств», урок21 «Зачем творить добро» по учебнику Кураева «Основы православной культуры») Учитель, обобщая изученное, ставит перед детьми новый вопрос: «Легко ли прощать? Как научиться прощать?». В жизни мы часто приказываем детям: « Проси прощения!», забывая, что слова мало значат для обиженного, ведь разумом мы можем простить, а вот не затаить обиду, не быть злопамятным – это получается далеко не у каждого. Ведь чтобы простить, нужно прежде всего любить ближнего своего. А этому нужно учиться. Поэтому данный урок целесообразно провести на одном из заключительных уроков курса, когда учащиеся уже буду владеть необходимыми православными понятиями.

Урок начинается с обсуждения просмотренного накануне дома совместно с родителями фильма «Щенок». Основа сюжета – взаимоотношения классного коллектива с мальчиком - сиротой: его презирают, унижают, потому что он не такой как все. В финале фильма организатор травли, неформальный лидер класса, осознаёт свою неправоту и дарит мальчику – сироте щенка.

Обсуждение фильма, специально выстроенный учителем диалог – подводят учащихся к теме урока, дают возможность выявить и осознать актуальность проблемы и определить и обсудить цели урока.

Далее идёт фронтальная работа, построенная на проблемно-диалогической технологии: обсуждение: почему такое происходит, можно ли избежать подобных ситуаций, как? Ребята выдвигают различные гипотезы, намечают пути решения проблемы.

Затем, работая в группах, ребята анализируют притчу о сыне, которого не хочет простить отец, несмотря на искреннее раскаяние сына.

Предъявляя результаты совместных размышлений, переживаний, ребята обсуждают ситуацию через призму православных традиций, православной этики и обобщают работу всех групп.

В заключительной части урока класс возвращается к началу урока для рефлексии и оценки полученного на уроке результата.

Главное на уроке эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие темы урока, которого можно достичь очень тщательно и осторожно подобранным материалом, ребятам интересным и важным. Ребята должны извлечь нравственный урок, окрашенный их эмоциями, поэтому памятный.

Чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся, а технология проблемно – диалогического обучения создает ситуацию успеха, уверенность в своих силах. («Мне удалось самому найти ответ на поставленный вопрос», « У меня получилось найти решение благодаря моим одноклассникам»). Использование ИКТ оптимизирует данный урок, позволяет достичь его целей с наименьшими затратами (экономия времени, активизация мыслительной деятельности, формирование интереса к изучаемой теме, мотивация учащихся). Также с помощью ИКТ формируются надпредметные компетенции: умение работать с компьютером, умение планировать свою работу, искать информацию, отбирать нужную, использовать для решения своих задач, представлять конечный результат в определенной форме с учетом ситуации. Применение мультимедийных средств было целесообразным на следующих этапах урока:
- Домашнее задание . Дома учащиеся смотрят художественный фильм «Щенок» (15 минут). (Если у ребенка нет компьютера дома, учитель может показать фильм заранее в классе). Часто просмотр фильма становится семейным, что позволяет детям и родителям обсудить героев фильма, их поведение и поступки. Это также способствует тому, что родители начинают проявлять интерес к данному курсу, могут отслеживать, какие темы рассматриваются на уроках. Используя Интернет, учащиеся находят лексическое толкование жанра « Притча», знакомятся с библейскими притчами и создают электронный тематический справочник « Мудрые мысли». Работа над созданием данного справочника не только способствует развитию творческого потенциала учащихся, но и формирует такие компетенции, как сбор материала, отбор нужной информации, систематизация, использование в учебном процессе.
- Актуализация знаний Использование интерактивной презентации «Прощать может только любящее сердце» создает атмосферу дозированности информации. Наглядная информация помогает учителю эмоциональнее воздействовать на учащихся в ходе урока и способствует управлению темпом подачи материала, акцентировании внимании учащихся на наиболее важных моментах, включает зрительную память. обобщает работу в группах.

- Практическая работа учащихся в ходе решения учебной задачи Составление слайдов в режиме презентации позволяет учащимся сформировать один из способов обработки информации для достижения цели, обобщает работу в группах. Данный вид работы является отправным моментом для следующего этапа урока – самоанализ, выставление самооценки.
- Этап оценивания успеха . Используется прием незаконченного предложения. Учащиеся отправляют полученное предложение - отзыв учителю по электронной почте, что помогает педагогу организовать личностно – ориентированный подход в обучении. Данное общение позволяет обсудить не только деятельность ученика на уроке, но и дает возможность ему задать интересующие вопросы по теме, обсудить их. В дальнейшем это способствует созданию психологически комфортных условий для сотрудничества между учителем и учеником.

В ходе урока учащиеся развивают следующие общеучебные умения:
- Организационные: учатся находить проблему и составлять план решения проблемы, используют наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, компьютер)
- Интеллектуальные : самостоятельно отбирать для решения проблемы необходимую информацию, сопоставлять и анализировать. Представлять информацию в виде таблицы, уметь передавать содержание в сжатом виде, опираясь на ключевые слова.
- Оценочные умения : оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм, уметь делать свой выбор в общей системе духовно – нравственных ценностей, объяснять свои действия, давать оценку своим поступкам.
- Коммуникативные умения : Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее фактами, уметь выслушивать оппонента, вежливо переубедить собеседника, организовать учебное взаимодействие в группе

КОНСПЕКТ УРОКА
Цели урока:

I Обучающие – знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

II Воспитательные – воспитать доброту, сострадание, умение сопереживать, помогать тем, кто в помощи нуждается, умение прощать и просить прощение.

III .Развивающие – формирование социальных компетенций, коммуникативных, оценочных оганизационных и интеллектуальных умений.

П р и в е т с т в и е

1. Беседа по домашнему заданию.

Дома вы посмотрели фильм « Щенок». Понравился он вам? О чем этот фильм? (Фильм о том, как ребята обижали мальчика, не принимали в свои игры, потому что он был на них не похож - он был круглый сирота, и эта травма наложила отпечаток на его поведение. Но ребята об этом не знали. Главный герой Леша в конце фильма дарит ему щенка, когда узнает, что Валерка - сирота, и предлагает ему дружбу)


- Почему Леша, когда вырос, стал служить в церкви? Почему спустя столько лет отец Алексей вспоминает этот случай из детства? Почему он запомнил его на всю жизнь до мельчайших подробностей? (этот случай ему помог понять, что на свете есть что-то важнее, чем те вещи, которые его окружали в жизни, и от этого «чего – то важного» на душе становится теплее и чище. «Есть та, которая плачет над нашими грехами.»)
2. Создание проблемной ситуации

А сейчас я попрошу вас ответить на главный вопрос: «Почему ребята обижали мальчика?» (Он был не похож на них. И фильм называется «Щенок» не случайно.)

Здесь можно ребят попросить объяснить, как они понимают название фильма.

А как звали мальчика – сироту? (В фильме называется его имя только в конце - Валерка, на протяжении всего фильма ребята обращаются к нему «Ненормальный«, « Буратино», « Придурок») Случайно мы не знаем, как его зовут? (Нет, потому что на его месте может оказаться любой)

Как вы думаете, какое продолжение было у этой истории? (Мальчик стал участвовать в играх, а Лешка не давал его в обиду. Они стали дружить)

Мальчик – сирота простил своих обидчиков? А вы смогли бы простить?

Как вы думаете, трудно прощать? Вы смогли бы не отвечать злом на зло?
3. Формулирование проблемы

Я вижу, ответить однозначно у нас не получилось, но это и понятно, ведь у каждого в жизни есть выбор, и по какому пути вы пойдете, решать вам. Но, возвращаясь к нашим вопросам, как вы думаете, над чем нам стоит сегодня поразмышлять? (Уч- ся формулируют вопрос в разных вариантах, основная проблема выводится на интерактивной доске)

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: « Как научиться прощать?», « Как не отвечать злом на зло». И мы попробуем сегодня найти тот путь, по которому нам с вами не стыдно будет идти.
4. Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения по решению проблемы? (Ребята выдвигают версии, которые записываются на доске)


5.Актуализация знаний

На одном из уроков мы говорили о прощении. Вспомните слова:

« Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Кому принадлежат эти слова? (Христос их сказал на кресте) (слайд № 7)

Учитель разворачивает беседу по теме:

За кого пострадал Христос? (За людей)

Но люди же его и распяли, а он просил простить их. Почему? Что дал Иисус Христос людям? (Заповеди). Для чего?

Вспомните их. (Ребята их называют, заповеди выводятся на интерактивной доске)

Какая заповедь самая важная? (« Люби ближнего, как самого себя») (слайд № 8)

Если уч-ся имеют более глубокие знания по православной культуре, можно предложить им дополнительные вопросы: Как вы понимаете, кто (или что) такое Бог? (Бог – это любовь.)

Как, по какому образу Он создал Человека? (В Библии сказано, что Человек создан по образу Божиему, и должен уподобляться Богу, то есть стремиться стать подобием Божием, т.е. любить людей. Высшая нравственная ценность - это любовь и добро)

Как вы думаете, может эта заповедь помочь в решении нашей проблемы?

Мне кажется, нам не хватает еще одного какого – то важного момента. Ведь как просто получается. У нас есть законы – заповеди, соблюдай их и живи хорошо. Но почему же мы не следуем им? (Это очень трудно)

Что же делать? (Надо работать над собой)

А как работать над собой? Можете вы четко сформулировать план? (Нет. Значит, нам не хватает знаний, как же работать над собой, чтобы соблюдать заповеди)


6. Открытие нового знания. Пути решения

Думаю, помогут нам найти решение притчи. Ведь Иисус Христос учил людей через притчи, и мы с вами попробуем найти решение с их помощью.

На прошлом уроке вы получили задание узнать, что такое притчи, прочитать несколько библейских притч и начать работу над составлением справочника « Мудрые мысли».

Дайте лексическое толкование данного жанра.

Учащиеся зачитывают определение данного слова, параллельно в презентации дается словарная статья из словаря В.И.Даля.(слайд№ 10)

А можно ли назвать фильм « Щенок» притчей. (В фильме есть смысл, урок для всех людей, что нельзя быть злыми, жестокими по отношению к тому, кто не похож на тебя)

Работа с притчей в группах.

(Каждая группа получает листок с притчей. Ребята читают, обсуждают и делают вывод, какой смысл заключен в притче)


Притча: СОГРЕШИЛ СЫН перед отцом. Но потом в своем грехе искренне раскаялся. Только вот отец никак не хотел его простить, хотя был человеком набожным: и храм посещал, бедным помогал. Сколько ни пытался сын с отцом примириться - все напрасно.

Переоделся тогда сын нищим, постучался в отцовскую дверь и просит:

-Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба.

Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:

-А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?

И отец его простил.

На интерактивной доска выводятся вопросы – помощники:

1.Как вы думаете, почему отец никак не хотел простить сына?

2. Почему сын вынужден был переодеться?

3. Что помогло отцу простить сына? (слайд № 11)
После того, как ребята обсудили притчу в группах, начинается коллективное обсуждение в классе. Беседа по вопросам. Выводы фиксируются на интерактивной доске одним из учеников группы, которая нашла решение вопроса.

Обратимся к проблеме нашего урока: как вы думаете, почему я выбрала эту притчу?

Сразу ли отец простил сына? Почему? (Был зол на сына, жесток, а когда мы впускаем в сердце ненависть, мы отдаляемся от любви)

А сын все сделал, чтобы заслужить прощения?

Тяжело отцу было простить сына? (да, но он смог это сделать, потому что он смог пересилить себя, переступить через гордыню; он понял, что не прав перед сыном)

А как отец работал над собой? (Возможно, он представил себя на месте сына; проявил к сыну жалость; как мы относимся к людям, так и они относятся к нам)

Какой урок преподал сын отцу? (он заставил его задуматься над своим характером. Мало ходить в церковь, помогать бедным – мы это можем делать как обязанность – главное, чему нас учит Христос, жить с любовью к людям, уметь прощать. Сын оказался незащищенным перед отцом, т.к. сыну не хватало любви отца)

Работа с интерактивным плакатом: «Заповеди»(слайд 16)

В начале урока мы с вами вспомнили заповеди. Давайте попробуем рассмотреть отношения между отцом и сыном через некоторые заповеди:


- Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою. Сын выполнял эту заповедь? (Да, он раскаялся, просил прощения)

Шестая заповедь: Не убивай. Духовно отец был жив? (Наполовину, т.к. бедным он помогал, но о сыне он забыл.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Отец любил сына?

(Дословно заповедь означает: « Не совершай действий против любви»). А отец тем, что не может простить сына, предает любовь к нему, т.е. непрощение постепенно уничтожает любовь в его сердце.

Промежуточный вывод: Если мы не можем простить, мы нарушаем все нравственные нормы.

Что же помогло отцу простить сына? (Проявил сочувствие к сыну, и жестокость оставила его сердце, ее место заняла любовь, он смог проделать путь от любви к прощению)

Проблема, которую мы пытаемся решить сегодня, огромна, и каждый делает свой выбор. От любви можно пойти двумя путями: можно пойти от любви к ненависти, а можно пойти к прощению. Отцу удалось выбрать правильный путь. Попробуем и мы с вами его пройти. Давайте определить каждый шаг этого пути. (слайд 14)
ЛЮБОВЬ_________________________________ ПРОЩЕНИЕ
Учащиеся работают в группах по листочкам. Обсуждают, заполняют листок. (Представители групп выходят к доске, сканируют и выводят изображение на экран)


Посмотрите, все группы дали почти одинаковые пути решения нашей проблемы. Чтобы простить, надо полюбить человека. Но полюбить ближнего не так - то просто. Для этого нужно проделать огромную работу над собой.


7. Применение новых знаний

Ребята смотрят концовку фильма «Щенок» (3 минуты)


- Почему Валерка вернул щенка без каприз, не упрямясь? (Он пожалел мальчика, проявил сочувствие, когда женщина сказала, что мальчику будет плохо без щенка, есть «та, которая плачет, когда мы берем чужое»

А почему Лешка дарит щенка Валерке? (Он пожалел мальчика, когда узнал, что он - сирота, это, своего рода, прощение. Он вспомнил слова женщины «Давай никому не будем делать плохо»)

Трудно ему далось это решение? Что ему помогло принять это решение? (В нем проснулось сочувствие, он вспомнил слова о «той, которая плачет»)

А кто это, «та, которая плачет»? (Это Богородица, это образ матери, которая всегда нас любит, жалеет и всегда прощает)

Случайно фильм заканчивается грозой? (Дождь - это символ очищения)
Как бы вы назвали наш урок? Определить тему вам помогут афоризмы, пословицы и высказывания великих людей.

Слайд №
Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит.

Русская пословица

Любовь не ситный хлеб, с молоком не съешь.

Чувашская пословица
Где любовь, там и свет.

Чувашская пословица

Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Из писаний Христианства
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.

И.Станиславский
Однажды вы поймете, что любовь исцеляет все, и любовь - это все, что есть на свете.

Г.Зукав
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается.

Л.Толстой
Милосердие - это бесконечное прощение.

Ларошфуко
- Эти мудрые слова лишь маленькая капелька в океане изречений, посвященных любви и прощению. Обратите на авторов изречений. Что вы заметили? (Высказывания принадлежат людям разных культур, национальностей, но все они затрагивают тему прощения, тему любви к ближнему. Это говорит о том, что тема духовно – нравственных ценностей не зависит от национальности, от вероисповедания, это общечеловеческая тема)
Вывод: на этом уроке мы нашли решение проблемы, но это лишь маленькая часть работы над собой. Идти к прощению вы будете долго, может быть, вы будете учиться прощать всю жизнь. Сможете вы это сделать или нет - зависит от каждого из вас.

Уметь прощать очень важно в жизни. Этому чину в Православной Церкви посвящен праздник Прощеное воскресенье. И это не случайно Искренне прося прощение, мы избавляемся от греха, очищаем душу. И просить прощение не всегда легко. Надо иметь силу духа, чтобы признаться себе в том, что ты не прав. Преступить через гордыню может только любящее сердце. И в качестве одного из домашнего заданий на выбор я предлагаю обсудить эту тему с родителями и написать сочинение - миниатюру на тему: « Могу ли я прощать?». Второе задание - сочинить притчу о прощении и любви. Дома вы продолжите вести электронный справочник «Мудрые мысли», куда запишите выводы по сегодняшнему уроку.


8. Рефлексия
- Понравился вам урок? Что нового узнали?

Мне было интересно…

Я научился…

Я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Я понял, что…

Меня удивило…

Этот урок поможет мне …

Я выполнял задания…

Для меня стало открытием, что…


Мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Отправьте отзывы на мой электронный адрес natasha5449.orlova или напишите его в тетради.

Работать с вами сегодня мне было приятно и интересно. Всем большое спасибо.



Поделиться