Пример психологической консультации. Образец протокола индивидуальной психологической консультации

Пример работы психолога с клиентом. Он-лайн консультация (ведет Юлия Терехова).

Он-лайн консультация никогда не заменит консультации в живую, это очень ограниченный формат, но здесь вы можете немного познакомится с тем как я работаю и как примерно может выглядеть терапия.

В данном случае мы видим пример женщины, которая на пределе своих сил и возможностей пытается сохранить свою семью. Но та семья в которой она живет сейчас совсем уже не та семья, с которой начиналась ее семейная жизнь. Все очень поменялось и для того, чтобы оставаться сейчас в этих отношениях, ей приходится переступать через себя, свое душевное спокойствие, ей приходится жить в тревоге и постоянно сталкиваться с тем, что вызывает ее раздражение и неприязнь.

Ее внутренний конфликт между тем, чтобы сохранить семью и жить в дискомфортных для нее отношениях, настолько обострен, что она обращается за помощью к психологу и в процессе нашего исследования ей удается сделать выбор и определить для себя как именно она хотела бы жить.

Это очень не простое решение. В решениях, связанных с разводами, обычно не бывает хороших и легких решений, всегда трудно, всегда больно, к таким решениям люди обычно приходят, когда уже больше не видят никаких возможностей сохранить семью. Когда пройдена точка невозврата. В данном примере решение женщины связано с разводом, и я поддержала ее, я думаю, что ей очень нелегко, она сделала все, что могла, но не все зависит от нее – в отношениях участвуют двое. И они оба влияют на то возможно ли сохранить отношения или нет. В одиночку невозможно наладить отношения.

Бывают и другие случаи, когда люди хотят остаться в отношениях, когда отношения для них не являются столь отравляющими, как в предыдущем случае, и они готовы искать способы сохранять и налаживать свои отношения, ну и тогда мы работаем в этом направлении.

Ко мне обращаются много женщин, много пар – гетеросексуальных и гомосексуальных - и у всех, как правило, много обид друг на друга и разочарований, недопониманий, соревнований, им не удается сохранить тепло и близость своих отношениях, и даже наоборот они скорее становятся чужими людьми, объединенные общим жилищем. В процессе терапии мы* помогаем им услышать друг друга, рассказать о своих чувствах и переживаниях, помогаем встретиться друг с другом и вновь обрести уважение и связанность.

*(в парной терапии я работаю совместно с Марией Романцовой).

Елена:

«Здравствуйте, Юлия! Если вы не против, опишу свои проблемы в сообщении. Причина - я слишком стеснительна, не хочу чтобы кто-то из знакомых узнал про мои личные проблемы. Мне 34. У меня не складываются отношения в семье».

Терехова Юлия – психолог:

«Да, Елена, пишите».

Елена:

«Спасибо. Мои проблема в том, что муж пьет. А как напьется, пристает и ругается. Да так, что у меня терпение заканчивается и я ухожу от него к своим родителям с двумя нашими детьми. Сейчас такой период. Уже месяц живем раздельно.

Знаю, что он не изменится никогда. Мы не враги, видимся каждый день. Он по мне скучает. Но если я вернусь, все повторится».

Терехова Юлия – психолог:

«Елена, и в чем ваш вопрос?»

Елена:

«Как мне быть? Решиться на развод или сохранить семью? Если семья, как жить с ним и сохранять самообладание, не переживать по поводу его обидных слов».

Терехова Юлия – психолог:

«А вы пробовали с ним разговаривать по поводу его злоупотребления алкоголем»?

Елена:

«Конечно, и не раз! Он обещает, что больше не будет, извиняется, но потом все повторяется снова».

Терехова Юлия – психолог:

«Возвращаясь к вашим словам про сохранение семьи, хочу поделится своим впечатлением от этих слов. Для меня это слышится похожим на: "как так задавить и сломать себя, чтобы я все-таки смогла жить с этим человеком».

Елена:

«Юлия, вы совершенно правы в своей оценке. В точку».

Терехова Юлия – психолог:

«Кажется, что вы хотите сломать или свернуть в какой-то узел что-то живое и очень ценное – себя. А правда ли вам нужно это делать»?

Елена:

«Каждый раз я ухожу навсегда. И возвращаюсь перешагнув через себя».

Терехова Юлия – психолог:

«А что вас заставляет перешагивать через себя»?

Елена:

«Боязнь одиночества. Не могу отпустить прошлое, то что связывает меня с мужем. Не могу решиться на новую жизнь».

Терехова Юлия – психолог:

«Мне очень понятен ваш страх. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем. Что страшного в новой жизни»?

Елена:

«Я ее просто не представляю».

Терехова Юлия – психолог:

Попытайтесь мне все-таки ответить на вопрос. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем? Это важно.

Елена:

«Юлия, я мечтала с детства о дружной семье. И мне жалко себя за свою несбывшуюся мечту. Мне кажется, пока я не развелась, ещё не все потеряно, а расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту. Новые связи меня пугают.

А с мужем я начала дружить еще с 17 лет. Поженились когда мне было 25. Двое детей.

В перспективе: я с мужем развожусь, мы делим имущество, надо будет постараться, чтобы у меня было жилье, где я смогу жить с детьми и мы спокойно живем в этом доме - я и мои дети. Эти мысли у меня вызывают улыбку».

Терехова Юлия - психолог

«Елена, вы писали: «расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту», - а правда ли, что с ним вы сможете построить ту дружную семью, о которой так мечтали? Можно ли ее построить с этим конкретным человеком?

И про несбывшуюся мечту, это, правда, очень и очень грустно. Но пока для вас она похоже не сбылась.

Вы пишите, что вы улыбаетесь - для меня это сигнал о том, что это то, что для вас хорошо и правильно сейчас. И мне очень радостно за вас, потому что сейчас вы такая, какая вы есть и не насилуете и не переступаете через себя».

Елена:

«Нет, с ним нет. Если не получилось, не знаю со скольких попыток, то уже не получится.

Возможно, это была моя вина, что мы так и не смогли стать равными. Как бы правильней выразиться. Его коробило, что он без высшего образования, пьющая мать, хотя я никогда не упоминала эти вещи как его недостатки - это для меня непринципиально. Он решил принизить меня, вместо того, чтобы работать над собой. Это замкнутый круг. Взаимные обиды и обвинения».

Терехова Юлия – психолог:

«Из того, что вы пишите, я поняла так, что это он, а не вы, не признавал вашего равенства. Елена, скажите, удалось ли вам что-то прояснить для себя»?

Елена:

«Да, Юлия, я понимаю, что насилование себя к хорошему не приведет, я не смогу жить с ним через силу.

По правде говоря, я торможу свою жизнь уже несколько лет. Жду, что кто-то решит мои проблемы для меня, за меня. Это уже вошло в привычку, когда возникает проблема, я успокаиваю себя тем, что пройдет время и все уляжется. Хотя самой уже надоела такая позиция, моя жизнь протекает без моего участия.

Я очень благодарна Вам за то, что Вы меня выслушали и расставили акценты. Вы - хороший психолог, очень тонко чувствуете совершенно незнакомого человека. Я уже не делюсь со своими родными и близкими своими переживаниями, чтобы лишний раз их не беспокоить».

Вот приблизительно так выглядит индивидуальная консультация. Конечно, хочу еще раз подчеркнуть, что при личной встрече можно глубже разобрать важные и интересующие темы, исследовать реакции и отношение к чему-либо, а также узнать, что с чем связано и на чем основано.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ОТ ДИАГНОСТИКИ К ПУТЯМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

1. Описание ребенка – Анна К.

Возраст 11, пол - женский, класс – 5»А».

Состав семьи: отец, мать, дочь 16 лет и дочь 11 лет.

Социальное положение - высокое.

Основная проблема: обостренное протекание возрастного кризиса.

Эта проблема проявляется в поведении ребенка в форме конфликтов с одноклассниками.

2. Инициатива встречи.

Родитель пришел сам и сформулировал причину встречи так: «Девочка подросла и начались конфликты со сверстниками. Дома конфликтов нет. Она ранимая, не жадная. Есть сестра, с которой ругаются, а потом мирятся».

3 . Помещение, где проводилась консультация - отдельный кабинет, со столом у окна. У стола – стул и стул перед столом. Психолог и родитель сидели на стульях у стола. Расстояние между ними около 70-80 см

4. Описание консультации.

Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены учебные успехи ребенка.

Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.

По завершении рассказа родительницы, ей был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).

Затем был произведен анализ содержания проблемы. Затруднение заключалось в возникших конфликтах с одноклассниками, чего раньше не было, так как девочка спокойная, «взрослее своих лет». Родительница узнала о том, что дочь не все говорит о происходящем с ней в школе. Обратилась к психологу, так как стали поступать жалобы от классного руководителя на поведение дочери, и она сама чувствует, что ей с дочкой стало труднее общаться.

Возникла эта ситуация в начале этого учебного года, когда Аня перешла в 5 класс. Локус жалобы: наибольшую трудность клиент обозначил как «она меня не слышит».

Самодиагноз: мама связывает проблемы с тяжелой адаптацией к новой школе при поступлении в нее в 4 классе, когда девочка была «новенькой» и часто терпела издевки от некоторых девочек из этого класса.

Первичная формулировка проблемы и запроса – ребенок иногда не слышит того, что требует от него мать, девочка стала более агрессивно себя вести по отношению к некоторым одноклассникам.

Аналитическая ступень. Родительнице было разъяснено, что описанные им трудности могут быть вызваны различными причинами и следующим шагом работы станет выявление этих причин. В конце встречи клиенту было предложено встретиться через несколько дней, провести диагностику отношения родителя к подростку и подростка к родителю (методика «Неоконченные предложения»), наблюдение за девочкой в течение следующей недели, встреча и беседа с ней, а также итоговая встреча по завершении этих мероприятий с родительницей.

Волнующая клиента проблема могла быть вызвана следующими факторами: ребенок не удовлетворен характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми (некоторые одноклассники и некоторые члены семьи). В результате консультации мной была выдвинута диагностическая гипотеза о неверных представлениях родительницы о закономерностях детского развития и неэффективных способах взаимодействия с ребенком. Родительнице было предложено ознакомиться с особенностями адаптации при переходе в 5 класс, а также об особенностях подросткового возраста.

Организационная ступень. В работе с подростком и родительницей была использована методика «Неоконченные предложения для родителей и подростков» (см. Приложение 1, 2), диагностическая встреча с подростком, наблюдение за поведением девочки в школе, беседа с ее классным руководителем.

Далее происходило обсуждение результатов диагностического этапа, на котором клиент сформулировал новый запрос – как правильно общаться с младшей дочерью? В ходе встречи была использована техника информирования, цель которой – повышение психологической компетентности клиента (особенности подросткового возраста). Также были использована техника рекомендации. Рекомендации были сформулированы в форме правил общения с подростком (см. Приложение 3).

Приложение 1

Шкалы

Родитель о подростке

Подросток о маме

Сходство в восприятии друг друга

  1. «Открытая»

«хочу, чтобы у нее в жизни все получилось», «хочет быть лидером», «любит быть первой»

«думает обо мне», «очень вспыльчивая и немного «психованная»»,

«бывает расстроена»

Дочь не всегда понимает причины эмоций мамы

  1. Сравни-тельная оценка

«взрослее своих лет»,

«.. ведет себя скованно, если видит в чем-то преимущество у сверстника»

«добрей, больше для меня что-то делает, уважает меня…настолько, будто … «Президента»»,

«начинает вести себя совсем по- другому» (требовательно и строго, если находятся на людях -прим.)

Есть взаимопони-мание, и все же дочь не понимает «перемены» в поведении мамы при

посторонних

  1. Значимые характе-ристики

«доброта», «театральное мастерство»

«умная и справедливая (иногда не очень, по моему мнению)», «самая, самая, самая, самая Лучшая»

Взаимо-

приятие

  1. Позитивные особенности

«слушает меня и понимает», « доброта по отношению к родным, сочувствие»

«не болеет и… все получается, и когда мы не ссоримся», «ее доброта ко мне, …Все (нравиться – прим.)»

  1. Идеальные ожидания

« была счастлива», «достигла своей цели», «больше занималась спортом», «хорошо учиться»

«больше уделяла мне внимания, скорее лучше ко мне относилась», « сняться в каком-то фильме», «стала поспокойней», «достаточно строгая»

  1. Возможные страхи, опасения

«растерянность, излишнее доверие к людям, несдержанность, ревность к сестре», «может что-то случиться (заболеет)», « все было хорошо, понимания»

«немного раздражительная», «я могу где-то потеряться и «разбить» маме и папе сердце», «у мамы никогда не болела спинка и все остальное»

  1. Реальные требования

«больше внимания чтению», «иногда грубо мне отвечать (спокойно отвечала)»

«уделяла внимание мне и когда я занимаюсь модельным или театральным она относилась к этому серьезно (интересоваться ходом ее занятий и успехами в них, разговаривать с этими педагогами- прим.) », «перестала кричать»

Акцент на взаимном столкновении при выражении негативных эмоций, требование со стороны дочери интереса к ее деятельности

  1. Причины трудностей

«меня не слышит», «когда она долго смотрит фильмы», «нерешительность и рассеянность»

«у меня что-то не получается», « иногда, если мне кажется, что она любит мою сестру больше, чем меня», «стать поспокой-ней»

Ревность к сестре, потребность в более терпеливом и менее экспрессив-ном отношении к дочери; мать хотела бы видеть подростка более сговорчивым и послушным.

  1. Анамне-

стические данные

«не была обделена вниманием», «была более активной», «переход в 4 класс»

«всегда надо мной подшучивали, смеялись и любили», «она нравилась многим мальчикам, не грубила моей бабушке…хорошо училась»

  1. Интересы, предпочте-ния

«театрально мастерство, модельное агентство, очень любит читать стихи», «готовить, принимать друзей, когда ей уделяют много внимания, похвалу», «согласиться со мной, хотя не сразу»

«моя учеба и настроение», «у меня все получается», «чтобы у нас все было хорошо с Машкой и уехать, когда я выйду замуж вместе со мной в Париж»

  1. Взаимо-

действие

«Я – Мы»

«делать то, что нам обоим нравиться», «очень близки в отношениях», «хорошее»

«в согласии», «как настоящие «не разлей вода подруги» и как маленькие дети, которые постоянно играются между собой»,

« очень хорошие, иногда бывает мы с ней сильно ссоримся, но всегда есть HAPPY END(придумала вчера после сильной ссоры)»

Приложение 3

ПРОБЛЕМА - "Мой ребенок меня не СЛЫШИТ".

Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: "Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять", "Сейчас тебе надо выучить физику" и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: "Уборка!", "Литература!".

Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения - установите временное ограничение: "Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись" или "Мне понадобится твоя помощь через две минуты". При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.


Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Описание одного из случаев консультирования из обзора литературы (из опыта работы Абрамовой Г.С. «Психологическое консультирование. Теория и опыт»- М., 2000)

Пример консультирования

Описание используемой техники и приемов

1. На консультацию пришел мужчина средних приятной наружности и на мой вопрос, что вас привело ко мне, он ответил так: «Проверьте меня, я нормален?». Признаться, меня очень удивила такая просьба.

В ходе беседы, используя ненавязчивые и мягкие формулировки, я выяснила, что привело его ко мне «чужое мнение», то есть социальные установки окружающих клиента людей, которые говорили ему, что он постоянно делает что- то не так. Для оказания помощи Абрамова Г.С. использовала известную психотехнику (драма-дилема) для формирования у клиента адекватной самооценки, уверенности в себе, нивелирование отрицательного воздействия окружающих.

2. Мне пришлось слушать рассказ 30-ти летней женщины, которая говорила о том, что ее муж не выносит ее безделья, когда она читает книгу, сморит телевизор или разговаривает по телефону. «Он считает, что все это время потрачено даром, что в семье надо время отдавать домашним делам, заботе о близких….».

Ситуация достаточно распространенная во многих семьях. Основные приемы работы: это беседа с супругами в отдельности, беседа в паре, различные групповые и индивидуальные тренинги, моделирующие ситуации семейной жизни, в которых участвуют оба супруга.

3. Распространенная проблема «Родители и дети»: «почему он отдалился от меня? Он не любит меня, наверное» - так сказала мне на приеме мать сына 11 лет.

В качестве психологической помощи данной семье я использовала прием холдинг-терапии, который направлен на сближение матери и ребенка, нивелирование эмоциональной отчужденности детей от родителей, говорит Абрамова Г.С.

2. Протокол моделированной консультации по схеме

В психологическом консультировании принимала участие 1 супружеская пара:

Схема проведения консультирования

Этапы консультативного процесса

Ход беседы

Трудности возможные ошибки

Пути решения трудностей, варианты решений

Рефлексия

Установление раппорта

«Здравствуйте, располагайтесь поудобнее, я вас внимательно слушаю». При этих словах психолог внимательно и дружелюбно смотрит в глаза клиенту, открыто улыбается, если встреча повторная.

Доброжелательность, психологический настрой на клиента

Возможные трудности связаны с тем, что психолог не можем сразу настроиться на клиента.

Для положительного настроя можно использовать приемы непринужденного диалога, чтобы расположить клиента к себе и настроиться на него.

Субъективное изложение жалобы

Клиент: «У меня проблемы с мужем, мы не понимаем друг друга, мне кажется, что я ему не интересна, мы часто ссоримся»

Активное слушание,

Внимательное отношение к клиенту, заинтересованность его проблемой

Анализ проблемы

Психолог-консультант: «Что заставило вас усомниться в отношениях с мужем?» Давайте попробуем выяснить это вместе».

Психодиагностические методики (Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест на уровень конфликтности Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест Томаса Проективная методика: «Дом - дерево - человек». сопровождаемые беседой консультанта с клиентом

Трудности возникают в точности определения проблемы клиента, для этого используется ряд методик.

Альтернативным вариантом проведения методик, может быть ряд предварительных встреч с клиентом, для более детального знакомства с его проблемами.

Определение проблемы

Согласно проведенным тестам, у клиентки средняя степень взаимопонимания и значительная неудовлетворённость браком. Последующая методика подтверждает эти данные и дает дополнительную информацию об испытуемом.

Испытуемая испытывает трудности при контакте с другими людьми, при этом нуждается в любви, теплоте. Отсюда озлобленность, безнадежность, тревога. Налицо конфликтная ситуация

Проблема определяется по результатам тестов.

Трудности могут быть связаны с неточностью выполненных тестовых методик одним из испытуемых. Методики могут оказаться не валидными.

В качестве альтернативы можно предложить ряд предварительных встреч.

Проработка проблемы

Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; определение желаемого результата; достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.

Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс: побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств; снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости.

При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров. В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он: реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов; уделяет равное внимание обоим супругам; привлекает супругов к моментам единства и согласия.

Психолог выступает в роли «посредника»

Трудности в решении данной проблемы заключается в том, чтобы помочь супругам правильно выбрать стиль выхода из конфликтной ситуации.

Данной паре были предложены два стиля поведения стиль уклонения - применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправы и стиль приспособления - характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае использования приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны

Как альтернативный вариант данной паре был предложен Стиль сотрудничества - реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта,

отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата., решения проблемы и

Стиль компромисса - проявляется в том, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках.

Завершение

Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, супруги пришли к единому мнению.

Трудности проявляются в том, что проблема может быть не до конца решена.

Психолог-консультант может назначить контрольную встречу, например через 1-2 мес.

3. Протокол самостоятельно проведенной консультации

Цель консультирования - установить отношение тестируемых к профессиональным стрессовым ситуациям. Для этого мы провели интервью в форме беседы, вопросы для которой были разработаны с учетом специфики нашей проблемы. Количество клиентов - 3 человека. Интервью было проведено с каждым в отдельности на каждый прием консультирования отводилось 15-20 мин.

Протокол 1. Код испытуемого: Р.Н.В., 27 лет Дата проведения: 06.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Примечание

Во время беседы интервьюируемый неохотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию, возмущался поведением несправедливым отношением к себе начальства

3. Вы нервный человек?

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Протокол 2. Код испытуемого: Д.О.Н., 22 г. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить долго думал и взвешивал сой ответ.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Расслабленная поза

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Расслабленная поза

6. Вы часто получаете выговор?

Респондент спокоен и расслаблен

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Расслабленная поза

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Респондент спокоен и расслаблен

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Протокол 3. Код испытуемого: Ф.А.Ю, 40 л. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Респондент спокоен и расслаблен

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Респондент спокоен и расслаблен

6. Вы часто получаете выговор?

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Респондент спокоен и расслаблен

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Расслабленная поза

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Общие выводы:

Анализ результатов по проведенному интервьюированию позволил сделать выводы:

Р.Н. В. - тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Д.О.Н. - что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Ф.А.Ю. - можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Я считаю, что проведенное мною интервью в целом удалось, так как мне удалось получить интересующие меня ответы по данной проблеме. Но все же для более профессионального интервьюирования мне необходимо больше опыта и практики.

Далее для оказания психологической помощи клиентам я провела коррекционный этап беседы, который проходил в виде группового тренинга, так как проблемы трех клиентов одинаковы - несформированность защитных механизмов стрессоустойчивости на рабочем месте.

Коррекционная работа строилась по трем направлениям:

1. снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством.

2. выработка конструктивных способов поведения в профессиональных ситуациях;

3. преодоление психотравмы, травматических последствий;

В соответствии с вышеуказанными направлениями были построены наши занятия, каждое из которых состояло из трех частей соответствующего содержания:

Саморегуляции психического состояния;

Развивающе-обучающая направленность;

Анализ события, лежащего в основе психотравмы.

Программа рассчитана на семь часов, с учетом 30 минут в неделю на одну группу.

Данное содержание нашло свое отражение в определенных упражнениях - релаксации, аутотренинги, обсуждение анонимной истории, игровые и учебные приемы. Участие в подобных процедурах позволило членам группы одновременно выступать и в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Личностно-ориентированное психологическое консультирование при ПТС может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным потенциалом.

Когда человек чувствует себя принятым и понятым, тогда наступает улучшение, когда искренне вслушиваемся и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ. Исцеляют именно эти моменты принятия и понимания, и неважно наступают они в группе или наедине с психологом.

Важный аспект психологической помощи - способствование полноте переживаний человека. Только в том случае, если то или иное переживание оказывается прочувствованным во всей своей глубине и во всем объеме, оно может стать живым, свободным и преобразующимся.

Личностно-ориентированный подход в консультировании направлен не столько на познание объективных обстоятельств ("вещей", "сил", "условий" и т.п.) и даже не столько мыслей и действий людей, сколько на познание глубоких переживаний, эмоций и чувств. Данный подход позволяет воспринимать другого человека как личность, способную к выбору своего собственного направления в жизни.

Встреча в группе строится таким образом, что нуждавшийся в помощи подводится консультантом к принятию на себя ответственности за решение своих жизненных проблем. Этому способствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересованное эмпатическое слушание, установление близких межличностных отношений.

Эффективность использования консультирования состоит:

1. в выработке модификаций поведенческого стереотипа;

2. в принятии человеком на себя ответственности за выработку адекватного поведения в стрессовой ситуации, изменение отношения к событию, лежащему в основе психической травмы;

3. в воздействии на личность человека, делая ее менее уязвимой по отношению к ПТС.

Программа коррекционных занятий, проведенная нами с данной группой клиентов отражена в таблице

консультирование стрессовый психологический

Тематический план занятий по формированию стрессоустойчивости

№ занятия

Цель упражнения

упражнение

Кол-во часов

Занятие первое.

Установление контакта

беседа-знакомство

проработка травмирующего события, получение информации о себе в восприятии других, эмоциональная поддержка.

Обсуждение

истории №1

Снижение напряженности, владение своими эмоциями, регуляция мышечного тонуса

аутотренинг

Занятие второе.

Дать представление о том, какое влияние оказывает психотравма на психику человека.

Предоставление информации о психотравме

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №2

овладение навыками управления своим телом и психикой, снижение напряженности

Антистрессовая релаксация

Достижение равновесия в физическом и эмоциональном плане; осознание своего индивидуального стиля приложения силы

игра «толкни меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №3

Снижение нервного и психического перенапряжения, управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрации

Занятие четвертое.

Самоанализ своего психического состояния

«продолжить» фразы

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №4

овладение своими эмоциями снижение напряженности

дыхательныеупражнения

развитие эмпатии, интереса к другим людям, повышение значимости других

беседа «люди вокруг меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №5

овладение навыками управления своим телом и психикой, эмоциями; снижение напряженности

нахождение положительного и нейтрального в негативных ситуациях

позитивная и нейтральная переоценка

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №6

Снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством

аутотренинг

управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрационное упражнение

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №7

Описание используемых методик и упражнений:

Обсуждение истории одного из членов группы.

Психолог предлагает обсудить анонимную историю, которую пережил какой-то из членов группы, в ходе беседы все высказывают свои точки зрения на проблему этого человека, оценивают ее сложность, после чего совместно находят пути выхода из нее.

Сам факт помощи другому также имеет важное психологическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в собственные силы и формированию более позитивного отношения к себе и к жизни.

Так, например, клиент Д.О.Н. принимал активное участие в обсуждении всех историй и сопереживал другим членам группы, что облегчило процесс самоисследования и самораскрытия в направлении к подлинному Я. Помогая другим, он сам нашел выход из той тупиковой ситуации, в которой оказался. Он пытался понять и адекватно выразить одновременно и свои собственные переживания, и переживания своих партнеров по межличностному общению.

Методика кинофильма.

Цель: переоценка впечатлений о травмирующем событии.

Поначалу человек должен представить пожар как кино со своим участием. Пережить еще раз все детали. Затем представить себя зрителем этого же фильма, оценить все со стороны. И, наконец, войти в образ киномеханика, которому это кино надоело, поскольку прокручивает он его сто раз на дню. Пора бы поставить ленту на полку. Таким образом, человек переживает несколько этапов. Первый - ужас, на втором приходит успокоение, а на третьем возникает желание избавиться от надоевшей картины. Да, это было. Но надо жить дальше.

Так, Ф.А.Ю., принимавший участие в индивидуальном консультировании, вместе с психологом оказались в «кинотеатре» и стали смотреть фильм про пожар. Представить себя зрителем ему удалось только с третьего занятия, т.к. клиент находился под сильным впечатлением от произошедшего события и не мог переключиться на роль зрителя, постоянно представляя себя участником.

Позитивная и нейтральная переоценка.

К заданию следует относиться с юмором и легкостью. Составить список из пяти отрицательных качеств, присущих человеку, или из пяти негативных явлений. Затем попробовать найти в этом положительные стороны. Неплохо довести дело до абсурда: убийца - добровольный помощник правительства развивающейся страны, который занимается регуляцией народонаселения; пожар - событие, способствующее перестройке чего-либо не на словах, а на деле и т.д.

В эту игру можно играть и серьезно. Изложите на бумаге суть пяти ситуаций, которые могут иметь место в вашей жизни или имели, которых вы опасаетесь и последствия которых способны оказаться для вас просто неприятными или драматическими.

Так, Р.Н.В. оказался человеком с хорошим чувством юмора и придумала ряд юмористических ситуаций, настроив тем самым группу на позитивное восприятие негативных ситуаций, которое перешло даже в некое соревнование: кто больше?; изложение ситуации, которые опасались члены группы, не сопровождалось драматизмом и угнетенностью, а скорее нейтральной или позитивной оценкой.

Групповая беседа «Люди вокруг меня».

В ходе беседы предлагается придумать и сказать добрые и сочувствующие слова своему соседу.

Было замечено, что практически все слова сказанные своему соседу, предназначались как бы себе. Например, Ф.А.Ю., лицо которого сильно пострадало в спасательной операции по извлечению из пожара людей, сказал своему соседу: «Может быть, сейчас ты не в форме, но все проходит со временем, ты снова станешь красивым, здоровым и почти не будешь вспоминать о произошедшем».

Антистрессовая релаксация.

1) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять движений.

2) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и медленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

3) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничего не тревожит».

5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».

6) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются.

7) Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Так, Р.Н.В. после трех упражнений релаксации сказал: «Раньше я сильно волновался и переживал по многим событиям и не знал, как остановить это волнение, как успокоиться, сейчас мне сделать это проще, т.к. при волнении я вспоминаю состояние расслабленности, полученное мной здесь, я начинаю спокойно и глубоко дышать, и волнение проходит само собой».

Концентрационные упражнения.

1. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

2. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).

3. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

4. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Б) концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.

В заключении организованного нами психологического консультирования по проблемам формирования стрессоустойчивости к профессиональным стрессовым ситуациям мы добились того, что у клиентов развилось чувство рефлексии, нейтрального для психики восприятия стрессов на работе. Следовательно, проведенное нами консультирование можно считать успешным.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. - М.: Владос, 2000. - 356с.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт - М, 2000 - 240 с.

3. Боуэн М.В. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-52.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М.: Наука, 1984. - 427с.

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Наука, 1976. - 254с.

6. Групповая психотерапия / Под редакцией Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - 468с.

7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. №3. С.47-54.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Логос, 1982. - 245с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2001. - 557с.

10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 211с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интернет-консультации психолога. Позиция психолога. Основные интерпретации психологов в процессе консультации. Подходы консультирования. Виды психологического консультирования. Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты.

    доклад , добавлен 12.10.2008

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Оформление кабинета практического психолога как начальный этап плодотворного консультирования. Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Анализ направлений и методик в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Определение консультативного контакта. Основные организационные формы оказания психологической помощи. Психологическое консультирование и его виды. Консультативный контакт-это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

Эту консультацию я проводил в кабинете в Киеве. Обратился ко мне парень. Очень симпатичный, высокий, спортивный. Выглядит уверенным в себе. Свободно общается, без зажимов. При этом он обращается ко мне с просьбой помочь разобраться в отношениях с противоположным полом.

Общий сбор информации показал, что общение с девушками у него не вызывает особых затруднений, и нравится он им даже очень. Но отношения как-то не получаются, чего-то не хватает. Я продолжал задавать и задавать вопросы, но никак не мог от него добиться четкой формулировки. Он почему-то считал, что важно иметь больше денег. Для чего сам не знает, поэтому не может толком ответить, с какой бы стороны я не зашел. Тогда я дал ему тетрадку с ручкой и предложил поиграть….

Сперва я попросил нарисовать отношения с женщинами, как они есть сейчас. Он нарисовал фигуру и рядом солнышко.

Вот это я – показывает на фигуру, а это девушка, – показывает на солнышко.
– Девушка – это солнышко? – спросил я?
– Не совсем – и он дорисовал листик и стебелек. Так лучше. Она скорее подсолнух.
– И какие между вами отношения?
– Я ее поливаю и удобряю? (полив и удобрение – символизирует вкладывание ресурсов). Я как бы садовник и ухаживаю за ней.
– А что она делает?
– Да она только растет.
– Хм. Только растет?
– Угу.

Вот таким получился рисунок (все рисунки публикую с позволения автора):

Хорошо. Тогда вот здесь – показываю на нижнюю часть листа – нарисуй, пожалуйста, отношения такими, какими бы они тебя устроили.

Вот что он нарисовал:

А что это?
– Вот этот, побольше – это Бум-бокс, то есть я, а вот это поменьше, радио – это девушка. Они между собой как бы общаются.
– Расскажи подробнее, какие между вами здесь отношения.
– Я независим и она независима, но мы вместе общаемся.
– И это тебе нравится, это те отношения, которых бы ты хотел?
– Да.
– Хорошо, напиши это рядом. А теперь, пожалуйста, вот здесь – указываю на средину – нарисуй то, что тебе мешает иметь такие отношения.

Он рисует деньги (доллар).

Что это?
– Это деньги.
– А как они мешают тебе иметь вот такие отношения? – показываю на нижний рисунок.
– Не знаю…. Может и не мешают… Сам не могу понять.
– А в чем разница между тем, что есть сейчас – показываю на верхний рисунок, – и тем, что ты хочешь получить – показываю на нижний рисунок?
– Ну, вот здесь – показывает на верхний, – мне как бы плевать на этот цветок. Я его поливаю, когда хочу. Но если надоест, я просто перестану. Меня с ним ничего не связывает.
Здесь мы оба участвуем в отношениях, здесь мы более равны – теперь показывает на нижний. А вот здесь – показывает опять на верхний, – я особо не сближаюсь, я играю роль садовника. Здесь я главный.
– А зачем ты строишь такие отношения, зачем играешь эту роль? – показываю на верхний.
– Не знаю….
– Что тебе мешает строить вот такие отношения? – снова показываю на нижний, – нарисуй первое, что придет в голову.

Он рисует очки.

Что это?
– Это очки.
– А что это за очки?
– Это что-то вроде маски. Я ее одеваю в отношениях.
– А зачем ты ее одеваешь?
– Чтобы не показывать себя настоящего.
– Нарисуй вот здесь себя настоящего, которого не хочешь показывать. Первое, что придет в голову.

Он рисует человечка.

А что такого в этом тебе настоящем? – показываю на человечка.
– Это я в футболке и шортах. Здесь я какой-то слишком молодой.
– И это его ты прячешь? (делаю дополнительную диссоциацию)
– Да.
– А сколько ему лет? (Здесь я ожидал, что это ребенок. Привык находить детские травмы. А это оказалось убеждение полученное во взрослом возрасте).
– Примерно 19. Он какой-то не взрослый, несерьезный.
– И он прячется за этими очками, которые мешают строить вот такие отношения? – показывая опять на нижний рисунок.
– Да. Я одеваю очки, чтобы ездить телкам по мозгам?
– Ездить по мозгам?
– Да, я преувеличиваю какие-то вещи, стараюсь казаться круче… – находится в трансе и задумчивости, видно сам только осознал.
– Напиши это вот здесь рядом с очками…

А что нужно сделать, чтобы у тебя были вот такие отношения? – опять тыкаю в нижний рисунок?
– Снять маску и одежду….
– Что за одежда?

Тут он рисует пальто рядом с деньгами и объясняет, что оно символизирует статус.

А ты мог бы снять его прямо сейчас?
– Да. Снимаю пальто и выбрасываю в мусор.
– Хорошо. А очки?
– Нет, очки не могу – смущенно – тогда я буду выглядеть малым.
– Малым? А когда ты малой, какие у тебя отношения с девушкой? Что представляется? (мы плавно выходим на образ травмирующей ситуации, которая привела к таким решениям, к тому, что он себе создал эту защиту, одел маску).
– Будто она больше меня и я для нее малой. Она отвернется от меня и найдет кого-то взрослей.
– Хм…. А давай мы тебе туда добавим РЕСУРС и сделаем тебя взрослей?
– Можно

Выбираем ресурс и проделываем технику

Ну как? Он вырос?
– Вырос.
– Сколько ему?
– Ну, этак 21 – 22.
– Маловато. Давай еще (реальный возраст парня 24 года)
– Есть.
– А сейчас он достаточно вырос?
– Вроде да.
– Как отношения с этой девушкой?
– Вроде как на равных……(вижу по невербалике как-то неуверенно)
– Какой у него возраст сейчас?
– Похоже 23
-Давай еще…
Делает….
– А сейчас?
– Сейчас он достаточно взрослый…. (действительно так. вижу как по лицу разлилась краска)
– Какие теперь у тебя отношения с девушкой? (ассоциирую его с повзрослевшим образом обратно)
– Сейчас все хорошо. Я даже выше немного.
– Теперь ощущаешь себя достаточно взрослым?
– Да.
– Прими этот образ отношений внутрь себя.
– Сделал.
– Как сейчас? (Можно было и не спрашивать – и без того все видно по лицу.)
– Теперь все хорошо.
– Теперь очки можно снять?
– Снял, теперь они в руке.
– Они тебе еще нужны? (Хочется, чтобы он окончательно принял решение и больше не возвращался к старой стратегии. В данный момент новое убеждение еще не принято до конца, поэтому это легкая проверка на случай, если есть еще скрытые причины для возврата)

Подумал… (В данном случае это очень хороший признак. Указывает на то, что идет внутренняя работа, а не просто игра в изменения).

Нет, не нужны. Я их только что бросил на пол и раздавил ногой… (при этом одновременно зачеркивает очки, ставя на них крестики, а на лице все признаки транса и задумчивости. Это и есть момент, где он окончательно отменил свое старое решение принятое в 19 лет)
– Хорошо. А теперь сможешь строить вот такие отношения? – опять показываю на нижний рисунок.
– Да, смогу – отвечает очень уверенно и конгруэнтно.
– Представь, пожалуйста отношения с девушками в будущем. Что изменилось?
– Я смогу с ними просто честно общаться – все еще в глубокой задумчивости рассматривает рисунок, – просто как есть.
– Очень хорошо.

Даю ему немного времени переварить. А он все смотрит и смотрит на рисунок.

Ты хочешь что-то спросить? – читаю у него на лице.
– Нет. Просто хотел сказать, что я понял, что это было… Теперь все стало ясно. Когда мне было девятнадцать, мне нравилась девушка. Но она начала встречаться с другим парнем, который был старше, работал и покупал ей разные вещи, водил ее куда-то. Я был младше тогда, учился, не работал, сильно переживал по этому поводу, а потом решил, что нужно быть круче, взрослее….Хотя причина была в другом совсем. Сейчас смотрю на этот рисунок, и мне кажется, что этот садовник – это был не я…..

Через несколько дней он с восторгом сообщил мне, что на следующий же день после консультации провел незабываемое свидание и почувствовал значительные изменения в отношениях с девушкой.

Ниже привожу полный рисунок сессии:

Поделиться