Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности.

Молодое поколение во все времена рассматривалось обществом как естественный ресурс будущего, который надо социализировать, культивировать, образовывать. Основными функционерами в этой связи, наряду с семьей выступают учреждения общеобразовательные, молодежной политики, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, учреждения дополнительного образования детей, ВУЗы, ССУЗы, общественные и религиозные организации. В результате совместных усилий формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки, направленная на улучшение качества жизни молодежи, в значительной части обладающей тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличают ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Поэтому перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Муниципальное образование город Ноябрьск — один из северных приполярных городов Ямала с населением 110 тыс. чел., который обеспечивается развитием нефтегазодобывающего комплекса. Относительно высокая платежеспособность основной массы горожан является одним из факторов, способствующих распространению наркомании в городе. Особенности географического расположения Ноябрьска, являющегося своеобразными воротами в Ямало-Ненецкий автономный округ, также делают его уязвимым для проникновения сюда наркотиков, поскольку в отличие от многих других территорий округа, через Ноябрьск проходит автомагистраль, железная дорога, авиасообщение. В этой связи проблема распространения и немедицинского употребления психоактивных веществ, к сожалению, здесь, продолжает оставаться чрезвычайно острой. Несмотря на то, что в настоящее время в Ноябрьске, как и в целом по стране сформирована система взаимодействия структур, деятельность которых направлена на решение проблемы наркозависимости и незаконного оборота наркотиков, наркомания распространяется быстрыми темпами, захватывая, прежде всего молодежную среду.

В России разрушительные последствия жизни без Бога, навязанного обществу социального эксперимента ХХ века и либерально-демократических изменений последних десятилетий, особенно очевидны. Теперь уже никто не сомневается, что без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление социально-экономических и политических реформ. Спасением в преодолении кризиса для России становится восстановление системы морально-этических ценностей и, как результат, распространение традиционной духовно-нравственной культуры народов нашего Отечества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в свое время благославивший издание широко известного журнала «Нарконет», писал: «Одним из страшных недугов, поразивших нашу страну, является наркомания. Число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне. В этом заключается главная угроза России».

Наше государство прилагает значительные усилия, чтобы защитить своих сограждан от опасности. Но роль каждого человека в сопротивлении этому злу трудно переоценить.

Следует признать, что особую роль в решении данных проблем общество, естественным ходом своего развития, отвело православию и другим религиозным конфессиям. Именно они, направляя свои усилия на формирование позитива человеческой личности, добиваются наибольших результатов в духовном оздоровлении общества, в том числе и в вопросах противодействия наркомании — проблемы, препятствующей духовно-нравственному и гражданскому становлению молодежи, расценивая ее как грех, который провоцирует болезнь души и тела.

Созидательность религиозно-духовного просвещения, к сожалению, не всегда была осознаваема обществом. Но история подтверждает ее необходимость и значимость. Происходит это на судьбоносных изломах, когда требуется мобилизовать дух народа для спасения самого народа. Так было в годы Великой Отечественной войны, по всей видимости, происходит и ныне. Так в 1941 году — в роковой час начала фашистской агрессии, вопрос стоял именно о всеобщем, общероссийском патриотизме — при естественно главенствующей роли русского. И в этом особое место принадлежит русской православной церкви. Наша многонациональная и многоконфессиональная страна выстояла и возродилась из пепла, заявив о себе как мировой державе с богатейшим духовно-нравственным, культурным и социально-экономическим потенциалом.

Этот пример учит нас — нынешнее поколение, столкнувшееся со страшной бедой — наркоманией, сравнимой по своим последствиям, разве что только с войной, грозящей будущему нашего государства, рассматривать сегодня аспект единомыслия церкви и государства как проявление жизненно необходимого взаимодействия светского и духовного подвижничества.

Но пока российское общество продолжает переживать острый духовно-нравственный кризис. Морально-этическое состояние социума является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике в конце XX века. Российское государство лишилось официальной идеологии, а общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом оказалась деструктивной и разрушительной с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Понятно, что будущее созидается в первую очередь воспитанием детей, а духовно-нравственный кризис остро затронул, прежде всего, детей, подростков и молодежь — ту часть общества, у которой еще не сформирована система ценностей. В этой связи, безусловно, велика роль в воспитании ребенка, в первую очередь, семьи.

Известна истина — все мы родом из детства, поэтому трудно переоценить значимость сохранения семейных ценностей, выработанных человечеством для будущего страны и цивилизации в целом. «Принимая во внимание то, что социально-экономическое развитие общества начинается с семьи и то, что именно семья была и остается гарантией крепкого государства, любое обесценивание семейных устоев и пропаганда добрачных, свободных отношений неизбежно ведут к деградации общества. В связи с этим организация в образовательной среде специальной работы по формированию приверженности подрастающего поколения семейным ценностям приобретает особую актуальность».
Именно это воспитание предполагает формирование в человеке определенной иерархии морально-этических ценностей. Без чего ребенку, как и вообще человеку, трудно правильно оценивать жизненные ситуации, принимать решение и, как свидетельствуют реалии жизни, без чего «духовный генотип молодых людей оказался „обнаженным“, более чувствительным к нравственному повреждению, так как не принял защитных механизмов, наработанных старшим поколением в предшествующей жизни».

В этой связи духовное формирование личности — есть основа просветительской деятельности и возрождения нравственных устоев личности, семьи и общества, в рамках деятельности по мотивации социума на здоровый образ жизни.
Сегодня на наших детей идет натиск со стороны целой индустрии опасных развлечений и даже открытого сексуального развращения. Понятно, что пока эта индустрия будет действовать, невозможно надеяться на воспитание хорошего поколения. Можно предположить, что духовное неблагополучие не только способствует развитию социальных болезней, но и само является повреждающим фактором для формирующейся личности. «Чем больше моральное состояние общества предрасположено к совершению дурных поступков, тем чаще они действительно случаются. Следовательно, по количеству нарушений общечеловеческих заповедей (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира, почитай родителей, не отчаивайся) можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы».

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека навязывается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными. Так, христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяя традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», предполагая возможность существования образования отдельно от воспитания. Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество.

Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом. «Она сформирована во многих странах. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления — иметь больше и тратить больше. …Здесь есть некое историческое объяснение, почему это произошло. Но когда это становится чем-то похожим на жизненный идеал, на основное целеполагание человека, это является опасным для жизни народа. Потому что народ, особенно Россия — многонациональный, многорелигиозный народ, который находится на таких огромных пространствах, не может жить без идеи, без объединяющей идеи. Вот этот наш культурный код и есть наша национальная идея, которая воспроизводит каждое последующее поколение с точки зрения формирования их системы ценностей». Именно об этом, как приемлемом для нашего Отечества формате образовательной политики, упомянул в своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл на встрече 8 февраля 2012 года В. В. Путина с лидерами традиционных религиозных общин России.

Этот стандарт сегодня во многом определяет российскую образовательную политику. В формате новых подходов к вопросам приобщения детей и молодежи к исконно духовно-нравственным корням специалисты в области просвещения получили поддержку на государственном уровне. В настоящее время соработничество Церкви, государства и общества выходит на новый уровень, воспитание становится общенациональным делом.

Одной из традиционных ценностных отечественных методологий всегда была и остается педагогическая составляющая православной культуры. Проблема рассмотрения особых функций религии в воспитании не нова. Исторически признано, что особая роль в духовно-нравственном воспитании личности и в приобщении к системе нравственных ценностей, принадлежит религии. Развитие системы педагогики подтверждает, что религиозная культура была основным источником воспитания подрастающего поколения не только в России.

Православие всегда находилось в центре культурной и социальной жизни русского народа, являясь его духовным, мировоззренческим, нравственным и культурообразующим фактором. Безусловно, позитивным стало внедрение в образовательную систему курса «Основы религиозных культур и светской этики». Привлекая воспитанников к изучению религиозно-культурного наследия в рамках дополнительных учебных дисциплин, педагоги смогут содействовать решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитывая, что современная педагогика находится в активном поиске новой модели воспитания, способной эффективно влиять на духовно-нравственное развитие подрастающих поколений россиян, имеющийся исторический опыт подсказывает — новое невозможно построить без учёта старого, традиционного. Поэтому наиболее ценное в педагогическом наследии, следует не только воссоздавать, сохранять, но и творчески развивать.

Ныне неоспоримо — преодоление кризиса для России связано с восстановлением и распространением традиционной духовно-нравственной культуры. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию культуры, экпортированной с цивилизационной моделью Запада. Для России нет другого пути для выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, кроме как возрождение самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. Что возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры — русского народа.

В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека. С. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса», понимая под ним состояние, с одной стороны, обладающее всеми качествами психопатического расстройства, а с другой стороны, имеющее духовное измерение и потенциально способное вывести индивида на более высокий уровень существования /1/.

Для того, чтобы понять проблему духовного кризиса, необходимо рассмотреть ее в более широком контексте «духовного самораскрытия».

Духовное самораскрытие (spiritual emergense) – движение индивида к расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Духовное самораскрытие можно условно разделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное самораскрытие характеризуется обретением более глубокого восприятия ситуаций повседневной жизни; эти переживания индуцируются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (постигать Божественное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие – способность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (постигать Божественное в себе).

Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.

Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе. Не случайно, что выдающийся русский философ В.В. Зеньковский усматривал большую близость религиозной и советской педагогики /2/. Но, к сожалению, современное образование также испытывает глубочайший кризис, и примерно лишь два студента из двадцати, получив минимальную образовательную основу из знаний и информации, тратят личное время на саморазвитие и формирование «духовного стержня». Таким образом, на данный момент получение образования в вузе может помочь только на 30% в саморазвитии личности, и это при условии, что по гуманитарным предметам будут вести преподаватели, «горящие» своим делом, всецело отдающие себя, свою мудрость и знание на благо познания студентом мира, истории, человека и общества. Из-за сокращения часов на гуманитарные дисциплины эта возможность и процентные показатели стремительно уменьшаются.

Признавая вслед за представителями русской религиозной философии необходимость духовности как метафизического ядра, без которого картина мира не является целостной для русского человека, мы приходим к созерцанию того, что есть наличного и данного - логики распада, деконструкции и разрушения личности, - всего того, чем гордится сегодня эпоха и культура постмодерна. В современном мире, как ни прискорбно, не оказалось места духовности.

Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою. Подтверждение наших слов находится в книге В. Франкла «Человек в поисках смысла». В ней говорится о чувстве утраты смысла у современного человека: « Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось» /3, с. 24/. Все эти люди, о которых пишет В. Франкл, сделавшие карьеру, жившие внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, не обрели духовную гармонию и продолжали жаловаться на непреодолимое ощущение полной утраты смысла. Вышеназванный автор, известный создатель логотерапии, т.е. терапии словом, приводит в своей книге шокирующую статистику: «Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше» /3, с. 26/. И речь идет о весьма благополучной по материальному уровню достатка группе людей, которыежили в полном согласии со своей семьей и активно участвовали в общественной жизни, имея все основания быть довольными своими академическими успехами.

По официальной статистике ежегодно в мире умирают от суицида 1100000 человек /4/. Россия же стоит на 3 месте в группе стран по высокому и очень высокому уровню самоубийств после Литвы и Белоруссии. У нас оканчивают жизнь самоубийством примерно 36 человек на 100 тыс. населения, что еще раз подтверждает серьезность сложившейся ситуации. Достаточно точно подметил А. Эйнштейн, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. В свете серьезности проблемы духовного кризиса человека, нередко ведущей к самоубийству или фрустрации, п опытаемся проанализировать различные варианты и способы ее разрешения.

Одна часть людей находит «выход» из духовного кризиса в позиционировании индивидуальности, полагая себя уникальными и отгораживаясь от тех, кому это не нравится. Такая группа старается закрепить свою позицию эксклюзивными брендовыми вещами, т.е. тем, что Э. Фромм называл принципом «иметь», т.е. потребительским отношением к миру. В этой связи популярная политика «индивидуализации» США (политика, сводящая систему ценностей к «американской мечте» - мечте материального благосостояния и потребления) не способствует решению не только проблем единичного человека, но и проблем социальных отношения в целом. Стоит только представить, что произойдет, если данную позицию займет каждый.

Есть еще один путь «решения» проблем – психологические тренинги. На них учат любви к ближнему своему, принятию жизни, только аргументом является не религиозные догмы, например, «так написано в Библии» или «на все воля божья», а гендерно-биологическая аргументация, сводящаяся к принципу: не нужно навязывать супруге или супругу личные привычки, так как от природы у мужчин и женщин различное мышление.Если мужчины мыслят понятиями, воспринимают все буквально, то женщины выражаются абстрактно, а действуют на волне эмоционального порыва, что для логически думающих мужей совершенно непонятно. Человек, успешно прошедший такой тренинг, однако, практикует полученные навыки недолго, так как они очень часто оказываются погребенными под слоем обид или требований. В таком случае, либо он ведет себя, как и раньше, либо ему необходим повторный курс.

Практика участия во многих различных семинарах и тренингах показывает, что многие психологи вводят человека в транс, используя определенные техники, способствующие выявлению внутри его психики скрытых причин ошибок, обид, недостатков и комплексов. Однако такого рода тренинг только «раздирает на части» и ворошит осиное гнездо подсознания, не давая рецепта для дальнейшей сборки своего Я, не прорабатывая все жизненные ситуации, поскольку для этого понадобилось бы слишком много времени. Ведь нашеразвитие идет по спирали, и на каждом уровне мы должны прорабатывать одни и те же проблемы. Ввидунехватки сил, времени и денег человек в итоге вынужден прекратить свои психологические тренинги.Есть и другие моменты, но итог один – человек остается наедине со своими проблемами и опять собирает себя по кусочкам, как может. Таким образом, оказывается, что психологические тренинги малоэффективны и могут лишь мотивировать на короткий период жизни.

Третья группа людей идет по пути искания, т.е. развития. С позиции философии, развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, в результате которого возникает качественное изменениесостояния их состава и структур с учетом временных показателей, т.е. усложнение системы человек-природа-мир. По отношению к высшему и среднему образованию эта характеристика стала не актуальна, так как знания не только не соответствуют квалификации, но и редко оказывают влияние на изменение сознания студентов, а само получение диплома продиктовано не интересом самосовершенствования, а модой. Если раньше необходимо было заниматься саморазвитием, и это было частью образовательной системы в СССР, то сегодня самообразование и образование находятся в разрыве. Первое не вытекает из второго. Вместе с тем, огромный поток информации и усложнение социальных, политических, экономических процессов ставит перед человеком необходимость развития, так как необходимо учиться перерабатывать и систематизировать информацию, а значит, мыслить широко, иметь систему мировоззрения. Такой путь ведет одновременно и к осознанию себя, своего места в мире.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели формировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Житейские мироощущения и мировосприятия, основанные на здравом смысле и содержащие в себе предрассудки и мифические элементы, не отличаются глубиной проникновения в суть явлений, систематичностью, обоснованностью. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, избавляется от названных недостатков. В миропонимании в интегральном виде представлены знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции (убеждения человека), сформировавшиеся на основе познания и оценок и превращающиеся через эмоции и волю в поступки.

Мировоззрение воплощается в индивиде как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и иных представлений. Оно выявляет место и роль человека в обществе и в мире в целом, придает истории человечества смысл, обеспечивает общее ориентирование в совокупности бытия, направляет жизненную стратегию и программу поведения. Мировоззренческая функция философии обеспечивает осознание человеком своего места в усложняющемся мире. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру, учит стратегии жизни, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Одним из союзников развития является продуктивная критика, которая расшатывает устаревшие взгляды и в тоже время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все действительно ценное, так как человек перестает «ходить по кругу», а его развитие начинает двигаться по спирали. Но опираться только на разум неэффективно, что можно увидеть из анализа истории философии, а также особенностей русского менталитета, для которого духовная составляющая долгое время являлась приоритетной.

Еще одним путем развития является религия, так как верующие люди преступают через собственную гордыню, учатся возлюбить ближнего своего, принимать этот мир такой, какой он есть, воспринимать проблемы как уроки, необходимые для единения с Богом. Похожим путем пошло движение, созданное после появления фильма «Плати вперед», героикоторого делали добрые дела, руководствуясь сердцем и гуманностью, нежели стремлением к индивидуализации и нахождению себя. А опоры на чувственный опыт, как показывает современная жизнь, не достаточно, так как люди доводят личную веру чаще всего до фанатизма. Таким образом, оптимальным является синтез философии и религии, тем более, что у них есть общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии – духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера, признание чуда, т.е. волюнтаристских проявленийБога, не подчиненных законам природы. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиции «светского» знания, «естественного» разума. Религия, по мнению Б.Спинозы, добиваетсяпринятия жизни такой, какова она есть, пребывает на уровне воображения, а философия ставит своей целью постижения истины.

Как правило, в духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника, призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познании ценностного значения и смысла явлений и стремлении к личностному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.

Изучив историю философии, можно привести достаточное количество примеров людей, которые смогли совместить философию и религию воедино. Так, например, Франциско Скорина, восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и ученый-медик говорил, что привязанность живых существ к родным местам есть естественное и универсальное свойство, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом, а личности с народом человек вплетается в родную землю, в общество. Данный мыслитель возвеличивает родные места и защищает родной язык как источник национального самосознания и патриотической гордости.

В пример можно привести и Канта, утверждающего, что человеческому разуму свойственно постоянно задаваться вопросом. Но там, где не хватает теоретических знаний и опыта, возникает пустота, которую можно заполнить верой, так как рациональным путем не представляется возможным доказать бессмертие души или существованиеБога.

Другим примером является Эрих Фромм. Основными причинами конфликтов, лежащих в фундаменте человеческого существования в современном мире, он считает отчуждение, дегуманизацию и обезличивание человека в обществе потребления. Чтобы устранить эти негативные явления, надо изменить социальные условия, т.е. построить более гуманное общество, а также раскрепостить внутренние способности человека к любви, вере, разуму. Ввиду невозможности изменить общественные устои на данный момент, человек все же может изменить личное отношение к данной ситуации, т.е. принять жизнь и людей такими, какие они есть, тогда человек приобретет еще больший дар – ощущение любви, милосердия и сострадания. По сравнению с животным человек обладает способностью принятия решений, но столкновение с альтернативами порождает состояние тревоги и неуверенности. Несмотря на это, человек вынужден брать ответственность за себя и свои поступки, в противном случае окружающие начинают его зеркалить, пока душа не постигнет необходимого (например: отношения мужа и жены, матери и сына и т.д.), и только осознав проблемы, идущие изнутри, мы наблюдаем изменение не только самой ситуации, но и поведения в нашем окружении.

Можно привести слова В.С. Соловьева, утверждавшего, что частные науки в своем искании истины основываются на известных данных, принимаемых на веру. В целом русские религиозные философы XIX - XX вв. считали, что вера – важнейший феномен духовности человека, она является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей.

Изучив биографии творческих людей – художников, писателей, изобретателей, ученых и других – мы сможем увидеть, что многиеявлялись глубоко верующими людьми. Например, высказывание Эйнштейна о том, что маленькое знание отдаляет нас от Бога, а большое – приближает к нему.

Что же касаемо России, то необходимо заметить, что в России развитие еще со времен Киевской Руси понималось как богопознание, поэтому для менталитета нашего народа данный путь более близок. Тем не менее, современные условия в других сферах делают необходимыми и общефилософские знания. Ценным примером в данном случае могут являться некоторые традиции Китая. По мнению китайских мудрецов, идеальный человек обладает человеколюбием. Общество опирается на моральные нормы, имеющие небесное происхождение. Принцип морали - «чего не желаешь себе, того не делай другим», сформулированный Конфуцием, - в последующем многократно воспроизводился. Главная задача человека на земле – забота о других людях, а точнее душах. А все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Данные мысли находим и в афоризмах у Лао-цзы: «Совершенноумный стремится к тому, чтобы сделать экзистенцию сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи» /5/. Многие авторы из разных областей признают, что глубже учителя Конфуция истину жизни пока не смог никто постичь. А результатом такого познания является системный взгляд на мир, т.е. гармоничное сочетание философии и религии.

Таким образом, нашему обществу необходимо не только осознать, что возникший кризис можно преодолеть лишь личными исканиями и самообразованием, но и научиться вычленять ценный опыт как из личной истории, так и из историй других культур, адаптируя и учитывая индивидуальность русского менталитета.

Что же касается Запада, то многие ученые и другие авторитетные люди утверждают о ненужности бездумного копирования их моделей, так как, несмотря на достигнутый уровень жизни, проблемы несправедливости и человеческих страданий там не решены. Ведь основная задача любого государства не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содействовать духовному самосовершенствованию личности.

Литература

1. Гроф К. Неистовый поиск себя / К. Гроф, С. Гроф. – М.: АСТ, Ин-т Трансперсональной психологии, 2003.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. – 222 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

4. Статистика самоубийств // http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm

5. Лао-цзы / сост. В.В. Юрчук. – 3 изд. – Минск: "Современное слово", 2006.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы занятости российской и зарубежной молодежи на современном этапе. Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости. Анализ направлений социально-экономической политики в области занятости молодежи в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и социально-психологические характеристики молодежи и молодежных субкультур. Девиации в молодежной среде и их последствия для общества. Проблемы образования и трудоустройства молодежи в России. Принципы государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

    Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2010

    Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Сущность и содержание молодежной политики. Методы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия).

    дипломная работа , добавлен 12.10.2009

    Ценностные ориентации современной российской молодежи. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, меры и механизмы реализации. Анализ информационного пространства. Обеспечение потребностей молодежи в Республике Башкортостан.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Социологический аспект молодежной культуры. Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности). Молодежная субкультура. Молодежная контркультура.

    отчет по практике , добавлен 22.02.2007

    Проблемы неопределенности и риска и их значение в трансформирующихся обществах. Социальная сущность молодежи. Процесс социального становления молодежи. Сохранение целостности общества. Преобразование общества на основе его инновационного потенциала.

    В последнее время общество заинтересовалось личностным ростом и . Стали модными эзотерика, йога и прочие духовные системы. Для кого-то это способ спрятаться от серой реальности, забыться или справиться с тяжелой травмой. Кому-то такой образ жизни помогает пережить духовный кризис - явление нередкое и часто критическое. Разберемся, что это такое, как он возникает и какими бывают последствия нерешенных духовных проблем.

    Общее понятие

    Духовный кризис:

    • связан с понятием внутреннего развития человека;
    • является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, критическим и переходным этапом психологического состояния личности, который приводит к внутренним метаморфозам и духовному развитию;
    • часто сопряжен со страхом, одиночеством, депрессией, унынием и отчаянием, появляющимися вследствие пережитого стресса.

    Общепринятого и окончательного определения этого явления нет. Но оно давно изучается, и каждый исследователь внес свой вклад в понимание сути этого состояния и поиски способов борьбы с ним.

    Определение термина в различных направлениях психологии

    Известные психологи, попытавшиеся сформулировать определение духовного кризиса, или кризиса человеческой духовности, и изучавшие его, - Кристина и Станислав Гроф. Они одними из первых употребили это словосочетание, описывая специфичное состояние сознания, носящее сверхъестественный характер. В трансперсональной психологии нравственный кризис обозначают как трансперсональный духовный кризис. Это относительно новое направление психологии уже сыграло важную роль в изучении индивидуальных состояний человеческого сознания.

    Владимир Козлов - сторонник деления целого на несколько частей - помимо духовного выделил другие виды личностного кризиса:

    • социальный;
    • материальный.

    Он считал, что духовные переломы проявляются во влечении человека к глобальным переменам, его набожности, осознании высшего замысла существования. Козлов не был согласен с теорией Грофов и называл духовный кризис психодуховным.

    Депрессивные настроения: сильный стресс, панические атаки и страх, незащищенность (и свобода), ощущение покинутости, разобщенности, чувство вины - в экзистенциальной психологии это не сопровождающие состояния с нравственными проблемами, а этапы жизни и ее самая суть. От того, насколько они управляемы индивидом, зависит вероятность возникновения духовного перелома.

    Близко к определению кризиса, данному Грофами, определение из трансперсональной психологии, принадлежащее А. Дж. Дейкману. Он придумал свое название - мистический психоз, имея в виду все психотические настроения мистического характера.

    Карл Юнг придерживался мнения, что перечисленные измененные состояния - необязательно следствие болезни (телесной или психической). Необычные эмоции, телесные ощущения, вызывающие дискомфорт, незаурядный ум и прочее ведут к изменению сознания, нравственному развитию.

    Западная психиатрия, оказавшая огромное влияние на отечественную науку, не считает очевидные проявления кризиса патологией. Эти скрытые переживания под действием медицинских препаратов и процедур не позволяют развить особый потенциал, извлечь уроки и стать гармоничной личностью. Неоправданное потребление сильнодействующих препаратов подавляет реальное «Я» и несет мнимое ощущение стабильности и удовлетворенности.

    Формы и различные состояния нравственного кризиса

    Станислав Гроф акцентировал внимание на отдельных состояниях, считающихся наиболее трудно переживаемыми и давящими:

    • панике;
    • тревоге;
    • боязни;
    • фобиях.

    Речь идет о беспричинном, неосознанном чувстве беспокойства, способном негативно влиять и на физическое состояние человека. Самый понятный нам страх, испытываемый в этом состоянии, - страх умереть или увидеть смерть. Человек становится одержим мыслью о приближающейся смерти, у него появляются депрессивные настроения и пустота во взгляде, зябкость, дрожь и другие симптомы.

    Его изводит чувство одиночества и брошенности. Ощущение ненужности знакомо многим, но во время духовного кризиса человек, даже регулярно находящийся среди других людей, не чувствует… себя у себя! Он теряет связь с Высшим разумом, с божественным началом, ему кажется, что никто и никогда не признает его своим. В таком состоянии люди нередко становятся самоубийцами.

    Помешательство, одержимость, безрассудство - злую шутку с людьми играет богатое воображение. Бегство от реального мира позволяет создать им свой собственный идеальный мир. У них начинаются видения, появляется боязнь лишиться разума. Они догадываются, что чувствуют и видят по-особенному, в то время, как в целом здоровы.

    Обособленное поведение является следствием одиночества Например, человек отождествляет себя с индиго, намеренно (или нет) отгораживаясь от социума. Если однажды он оказался непринятым или непонятым группой, это может наложить отпечаток на всю его жизнь и ему будет трудно уживаться в коллективе.

    Причины возникновения проблем и их последствия

    Есть мнение, что переживание кризиса духовности - неизбежная часть человеческой жизни. Любые, даже самые тяжелые, моменты в нашей жизни способны перевернуть все с ног на голову и изменить привычный уклад. Смысл душевных терзаний заключается еще и в том, чтобы стать счастливее, очистить голову от ненужного хлама, перестать суетиться и беспокоиться по любому поводу, стать выше тяжелых обстоятельств. Какие конкретно причины приводят человека к духовным проблемам?

    Внешние обстоятельства

    К ним относятся:

    • серьезная болезнь и беспомощность, беременность и появление детей, наличие зависимости и невозможность от нее избавиться;
    • проживание в бедности либо феномен «денег некуда девать», резкие перемены (потеря состояния, семьи, работы, переезд);
    • излишняя энергичность, страх не успеть сделать что-то или сделать это неидеально (перфекционизм), хроническая усталость, выгорание.

    По Владимиру Козлову, эти причины относятся к категориям: искаженное эго, нереализация личности, ощущение неполноты существования.

    Для примера приведем несколько ситуаций, когда велика вероятность возникновения кризиса.

    Ситуация 1. Живет человек в своем «болоте». Все здесь так знакомо, хоть и неидеально. И вроде бы чувствует внутренний потенциал к свершению чего-то стоящего, но страшно… Страшно потерять и это, не вынести такой груз на хрупких плечах. Установка: «Я на многое способен, но большинство думает обо мне, что я инфантильный, слабый и нудный. Я не справлюсь!». Если однажды такой «смельчак» решается выйти из зоны комфорта, это первый шаг к самоизлечению.

    Ситуация 2. Человек принимает вызов. Он разрабатывает план своего дальнейшего существования, безжалостно выкидывая лишних людей, бросая нелюбимую и малооплачиваемую работу, и многое другое. Эта решимость и способность действовать определяет взрослого индивида.

    Ситуация 3. Умереть, чтобы возродиться снова. Желательно в лучшем амплуа. Непростой переломный момент случается, и тогда человек будто просыпается после многолетнего сна, происходит полная перезагрузка. Владимир Козлов считал, что такой резкий скачок, отказ от всего, что дорого, можно и не пережить. Иногда наступает настоящая смерть или сумасшествие.

    Ситуация 4. Нас учат, что из любых ситуаций мы непременно должны выносить уроки. Развитый, целостный индивид справляется с острыми изменениями без паники и пытается все уладить и привыкнуть к новым обстоятельствам. В такие периоды эго больше не вырывается наружу, социальные взаимоотношения становятся ценнее.

    Кого называют духовно развитой и просветленной личностью? Человека, который из всех вышеупомянутых ситуаций вынес для себя что-то важное и научился этим пользоваться. Он станет делиться своими знаниями и опытом с другими. Тогда все не напрасно!

    Девушка, 25 лет, неделю назад развелась, пробыв в браке 2 года. Развод по инициативе мужа. Женщина не может забеременеть из-за бесплодия. На данный момент времени у девушки наблюдается отсутствие интереса к жизни, потеря смысла жизни (ранее хотела родить двух детей).

    Женщина, 34 года. Два месяца назад умер муж (несчастный случай). Осталась с двухлетним ребенком. Пока была в браке (7 лет), нигде не работала, была домохозяйкой. Столкнулась с необходимостью поиска работы.

    Молодой человек, 26 лет. Недавно закончил аспирантуру в столице, переехал жить и работать в г. Новосибирск, устроился в НИИ, где нужны его знания. Столкнулся с тем, что ему трудно на новом месте найти друзей и установить личные отношения.

    Как вы думаете, что объединяет этих людей?

    Все описанные герои столкнулись в своей жизни с тем, что принято в обществе называть словом «кризис». Личностные кризисы бывают разные: экзистенциальные, возрастные, психологические , и выход из определенного вида кризиса всегда свой.

    Так или иначе, каждый человек в своей жизни сталкивается с этим явлением и не один раз. Кто-то проходит свои кризисы быстро и достаточно безболезненно, а кто-то может застрять в них надолго и проходить достаточно тяжело. Как же понять, какой из упомянутых выше кризисов сейчас у вас или ваших знакомых? Почему они возникают? Как можно выйти из кризиса самостоятельно или помочь выйти близким и знакомым?

    Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы найдете ответы на интересующие вас вопросы, связанные с КРИЗИСАМИ, и лучше станете понимать людей, которые оказались на «пути поисков» нужных для них решений.

    Итак, давайте для начала разберем:

    • какие виды кризисов бывают;
    • чем они друг от друга отличаются и чем похожи;
    • почему они возникают (причины);
    • что происходит с человеком во время кризиса.

    А потом немного коснемся темы духовных поисков и получше ознакомимся со спецификой и особенностями экзистенциальных кризисов.

    Кризисы бывают следующие:

    Психологический кризис. Явление временное и непродолжительное. Такой кризис связан с проблемой адаптации. Человек оказывается неготовым к неким ситуациям и не может найти решение, как себя вести, что делать. Возникает в результате стечения неких обстоятельств. Чтобы приспособиться к возникшим новым условиям жизни, человеку не хватает знаний или навыков, или он эмоционально и морально оказывается не готов. Обычно этот вид кризиса возникает при смене стабильного периода в жизни и возникает время от времени в жизни любого человека (смена работы, смена места жительства, изменения в личных отношениях).

    Возрастной кризис. Возникает во время пересмотра своих социальных ролей: новый статус в обществе, новая ответственность, новое положение в семье или на работе. Возникает время от времени, основные периоды, когда может появиться: 21-23 года, 25-26 лет, 28 лет, 30-32 года, 33-35 лет, 40-42 года, 45 лет и др. Обычно такой кризис связан с изменениями в среде (условия жизни) либо деятельности человека (условия работы) или с переходом его в другую возрастную категорию (иной физиологический потенциал, иное отношение в обществе к людям этого возраста или к людям с таким физическим состоянием).

    Это время некой смены системы координат: что важно, а что уже не важно в жизни, в отношениях, в деятельности; время, когда происходит переоценка целей и ресурсов, оцениваются существующие возможности и ограничения для себя в среде с учетом имеющегося потенциала знаний, навыков, связей, ресурсов и с учетом своих ограничений по здоровью и т. п.

    Чаще всего возникает возрастной кризис в результате когнитивного диссонанса, когда желаемое/необходимое не совпадает с доступным/возможным или имеющимся/достигнутым как в ресурсах (материальная база), так и в своих состояниях (психических или физиологических). Возникает этот кризис при завершении определенной стадии развития личности и при переходе человека к новому этапу в жизни: смена ценностей/приоритетов и личных потребностей, в результате физиологического сдвига в организме или в результате изменений в социальной среде (изменения статуса или роли, развития новой ситуации). Этот вид кризиса может приводить к другому виду кризиса - экзистенциальному.

    Экзистенциальный кризис. Время, когда меняется представление о жизни, может сопровождаться потерей интереса к жизни. Обычно характеризуется состоянием поиска смысла жизни . Может быть спровоцирован возрастным или психологическим кризисом или проявиться в результате развития самосознания (новый уровень развития сознания и психики).

    Часто возникает у людей ближе к 40 годам или в результате того, что человек пережил сильное эмоциональное переживание (катастрофа, несчастный случай, военные действия, смерть близких людей). Человек ищет объяснение своего существования, существования человечества и мира вообще. Пытается понять свое предназначение в этом мире. Кризис сопровождается изменениями в восприятии действительности. Происходит переоценка существующих ценностей и своего пережитого личного опыта. Этот период жизни может сопровождаться отходом человека от активной социальной жизни и уходом его в религию (человек ищет новую веру в себя и в других людей). Иногда в обществе это состоянием называют «состоянием духовного поиска»/ «поисками себя».

    Специфика протекания любого из вышеперечисленных кризисов зависит от индивидуальных особенностей человека: его темперамента и характера. Похожих кризисов не бывает! У каждого человека он проходит по-своему.

    Самый сложный случай в моей практике, с которым приходилось встречаться.

    • Психологический кризис (некий случай в жизни).
    • Возрастной кризис (переоценка ценностей с учетом изменений в физиологии).
    • Кризис среднего возраста (переоценка жизненного пути).
    • Экзистенциальный кризис (поиск нового смысла жизни).

    И все эти кризисы произошли у одного клиента в течение года!

    Что делали на последнем этапе социальной адаптации:

    1. Определили смысл жизни.
    2. Выбрали путь с учетом смысла жизни и имеющихся возможностей в социуме.
    3. Определили, что важно, а что нет для того, чтобы следовать своему пути. Определили, что помогает, а что мешает ему следовать. Разобрались с ведущими потребностями.
    4. Далее клиент самостоятельно организовал с учетом «новых ориентиров» свою жизнь.

    Научное определение кризисов

    Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения (из-за изменений условий среды), даже если она целиком устраивала данного человека. Кризисы проявляются при стрессах, как страхи, чувство неуверенности и т. д.

    Возрастной кризис . Переоценка системы ценностей (новые приоритеты важности).

    18-21 год. Встреча со взрослостью - переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

    Кризис 30-ти лет (27-32 года). Оценка собственных достижений. Человек задумывается о том, насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

    35-45 лет. Кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути. При необходимости поиск нового пути.

    Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (возможна депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены или кажутся упущенными, а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком, а не «когда-нибудь в будущем». Человек пытается в этот период жизни наверстать то, что, как ему кажется, он в свое время упустил, «подтягивает» одну из упущенных сфер своей жизни до того уровня, которым он будет удовлетворен.

    Экзистенциальный кризис - чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Чаще встречается в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Проявляется у людей, которым кажется, что они достигли всего, чего хотели, реализовали все поставленные себе цели, и теперь им надо понять, а что делать дальше. Может также проявляться у людей, которые поняли благодаря некой ситуации или какому-либо событию (быстрая смена картины мира), что смысл жизни, оказывается, совсем в ином (отличается от прежних представлений об этом).

    Проявление экзистенциального кризиса:

    • чувство изолированности и одиночества;
    • осознание собственной смертности или осознание отсутствия загробной жизни;
    • осознание того, что собственная жизнь не имеет цели или смысла.

    Что общего в кризисах (в чем им схожесть)?

    Все они сопровождаются изменениями в эмоциях и психических состояниях: дезориентация, напряжение, тревожные состояния, депрессии, перепады настроения, агрессия. В это время наблюдается неустойчивая и неадекватная самооценка и неадекватное поведение (то одно, то другое). Все кризисы могут сопровождаться изменениями в профессиональной деятельности, в среде обитания, в системе мотивации. Если вам вдруг захотелось что-то из указанного поменять/пересмотреть в своей жизни без веской на то причины, то, возможно, это сигнал о начале кризиса.

    Некие закономерности поведения и состояний во время кризисов. Рекомендации.

    Не найдя нужный ответ и приемлемое решение, подходящее в его случае, попробовав разные варианты, человек начинает жизнь «с чистого листа»: новое место жительства, новая работа, новая семья, новые увлечения и т. д. Иногда во время кризиса человек обращается за поддержкой и помощью к близким, друзьям или знакомым. Но «свои» люди в таких случаях редко могут помочь. Поиски нужного решения (ответа) во всех кризисах идут самостоятельно , т.е. человек должен сам найти нужное для него решение и подходящий ему ответ. Чем дольше по времени длится кризис, тем сильнее меняется личность и сознание. Достаточно долгое «нахождение в кризисе» может указывать на то, что на уровне психики плохо проходит адаптация к условиям изменений в среде. В данном случае нужна помощь специалистов.

    При экзистенциальных кризисах можно обратиться к экзистенциальному психологу. Некоторым людям помогает общение с представителями религий:

    • дхармической религии (буддизм, джайнизм, индуизм, сикхизм),
    • авраамической религии (бахаи, ислам, иудаизм, христианство),
    • традиционных религий Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм).

    При возрастных кризисах, когда самостоятельно человек не может справиться, следует обращаться за консультациями к психологу, который специализируется на возрастных кризисах. Кстати, при этом виде кризиса помогает и общение с более опытными людьми (следующее поколение, кто уже через подобное проходил).

    Что чаще всего делают при поиске решения во время кризисов.

    Изменяют условия среды и влияют на ситуацию, чтобы при старых характеристиках личности найти «золотую середину» - выйти к комфортному состоянию. Если этот вариант не работает, то начинают менять некоторые черты личности и отдельные черты характера.

    При поиске нужного баланса, точки опоры для следующего этапа жизни и развития личности могут помочь:

    1. При психологическом кризисе. Изменение потенциала личности. Новые знания для профессии или быта (специальные знания, знания местности, знание специфики общества), развитие имеющихся навыков, приобретение новых навыков.
    2. При возрастном кризисе . Изменение характеристик личности. Знания о возрастных кризисах (как они проходят), знания про свой организм (методы поддержания психического и физического здоровья), умение брать ответственность и играть новые социальные роли.
    3. При экзистенциальном кризисе . Изменения духовные и личностные. Знания о мироустройстве и человечестве (естествознание, история развития общества, эволюция). Знакомство с новыми культурами и обществами. Изучение философии, морали общества. Формирование своей новой нравственности.

    В чем отличия кризисов друг от друга.

    Психологический кризис (бывает у всех). Отношение с ситуацией. Изменения личности. Во время него наблюдаются небольшие эмоциональные расстройства. Занимает непродолжительное время (дни, реже недели или месяцы). Возникает периодически всю жизнь и часто. В молодости таких кризисов больше, к «зрелости» становится меньше. В молодости справиться с ними легко благодаря гибкой психике, в старости же труднее, так как сложно адаптироваться к ситуации из-за обусловленного сознания или возрастных нарушений в психике. С психологическим кризисом можно справиться самостоятельно. Он ориентирован на поиски решения в среде и социуме (человеку нужны способности и знания, некие ресурсы).

    Возрастной кризис (бывает у всех). Отношение с социумом. Изменение личности и появление духовного. Во время него могут быть неврозы, депрессии, тревожные состояния. Основные кризисы: 30 лет (свое развитие, карьера, отношения) - «куда дальше идти?». 40 лет (семья, старение, мораль) - что уже не возможно и что уже достигнуто, «куда уже НЕ НАДО идти?» . Возникает периодически, но значительно реже, чем психологический кризис. По времени проходит достаточно долго (месяцы, а то и годы). Чтобы справиться с этим кризисом, иногда нужна помощь и поддержка со стороны. Ориентирован на поиски решения в среде и социуме (социальная адаптация и роли, физиологическая адаптация).

    Экзистенциальный кризис (бывает не у всех). Отношение с самим собой (отношение с Богом). Перерождение личности/смерть личности и развитие/рождение духовного. Осознание, что, помимо ТЕЛА и ЛИЧНОСТИ, есть еще ЧТО-ТО. Во время этого кризиса человек встречается с новыми для него психическими состояниями. Может занимать достаточно долгое время. Ориентирован на поиски решения в самом себе или во Вселенной/мире. Смена картины мира и потребностей. Кризис может сопровождаться промежуточными психозами и состояниями измененного сознания.

    Тонкости в отличиях кризисов.

    • Психологический кризис - Я и Ситуация. Способствует развитию потенциала личности. Контекст - некая временная проблема/трудность. Для решения требуется найти некий способ решения для конкретной ситуации. Поиск информации - знания, подсказки, варианты, как можно, кто уже делал.
    • Возрастной кризис -Я и Общество . Способствует развитию самосознания и развитию потенциала личности. Контексты - семья, работа, друзья. Для решения требуется найти приемлемые роли и освоить их, научиться лучше их играть, внести изменения в свою деятельность. Главное, чтобы роли не противоречили своей нравственности и принятому в обществе поведению, соответствовали законам и морали общества. А также чтобы выбранная деятельность была не опасна для здоровья и была востребована, а выполняя ее, человек бы получал удовольствие и достойное вознаграждение. Поиск приемлемых форм деятельности и ролей (могу и хочу; могу, но уже не хочу; хочу, но пока не могу) с учетом своего потенциала (знания, образование, навыки, состояние здоровья, возможности, связи, ресурсы).
    • Экзистенциальный кризис - Я и Мир. Способствует развитию самосознания. Контексты - Вселенная и человечество, мир вокруг, Божественное, я как часть этого мира. Для решения нужно найти смысл жизни (ради чего стоит жить) и идею, ради чего готов умереть (защищая ее и развивая ее), что готов передать другим поколениям. Поиск именно своего места в этом мире (понять, в чем уникальность и предназначение; обрести понимание, что ты есть больше, чем тело и личность, что у тебя есть определенные таланты, которых нет у других и их нужно использовать во благо человечества, общества, семьи).

    Особенности возрастного и экзистенциального кризиса.

    При возрастном кризисе еще можно вести прежнюю жизнь, оставаться в социуме, параллельно подыскивая нужное для себя решение (постепенный выход). При экзистенциальном кризисе жить по-старому человек уже не может. Нет смысла, нет мотивации. Соответственно не хочется уже ничего делать из того, что делал раньше. Чтобы найти решение, требуется «вылететь» из социума на время. Некоторые люди в это время предпочитают своеобразный способ «ВЫЛЕТЕТЬ из социума» - просто забыться в алкогольном или наркотическом опьянении.

    Возрастные кризисы провоцируют появление экзистенциальных кризисов. Экзистенциальные кризисы всегда толкают человека на путь духовных поисков.

    Причины возникновения возрастных и экзистенциальных кризисов и особенности того, как они проходят.

    Кризисы возникают, когда человек со старыми знаниями и представлениями о мире при конкретных обстоятельствах не может справиться с некой ситуацией (проявляются при адаптации к трудным ситуациям). Кризис может активировать познавательный инстинкт (человек начинает интересоваться новым, темы могут быть разными, информация осваивается в больших объемах) и сделать более актуальными духовные потребности по отношению к другим имеющимся потребностям. Познавательный инстинкт может активировать инстинкт миграции: человек начинает искать новые условия среды для жизни.

    Активное состояние инстинктов (познавательного и миграции) приводит к изменениям в поведении: человек начинает учиться чему-то новому, отправляется путешествовать. Кстати, по проявившимся признакам (стал много учиться и отправился/захотел путешествовать) можно понять, что у человека происходит некий переходный период в жизни. Указанные признаки — это своеобразные «маркеры», которые сигнализируют о проходящих серьезных внутренних процессах в психике человека.

    Почему же возникают кризисы? Что является существенным для их возникновения?

    Основными причинами возникновения кризисов являются: среда (случай, обстоятельство), когнитивный диссонанс (изменения в среде или поступление информации, которые не соответствуют внутреннему потенциалу человека и имеющейся у него информации), смена потребностей и ценностей индивидуума в результате некоего случая или целенаправленного развития личности.

    К чему приводят кризисы?

    В результате кризиса: психологического, возрастного или экзистенциального - человек чаще всего оказывается в ситуации, когда он вынужден искать информацию, решение, систему координат, состояние, смысл, внутренний баланс.

    Какие виды поисков бывают?

    Основные причины поисков:

    • Появление потребностей более высокого уровня;
    • Нахождение в состоянии возрастного кризиса, который привел к экзистенциальному кризису;
    • Некий случай;
    • Потеря прежних ориентиров.

    Далее в этой статье речь пойдет в большей степени о духовных поисках, которые возникают при смене системы ценностей и ведущих потребностей, при поисках смысла жизни - того, ради чего стоит жить. Эти же поиски тесно связаны с темой развития самосознания.

    Духовные поиски.

    Духовные поиски приводят к духовному пробуждению (обретению веры) и развитию самосознания. Это поиски духовных и религиозных состояний, получение нового жизненного опыта. На эти поиски чаще всего подталкивают возрастные или экзистенциальные кризисы. Во время этих поисков человек понимает:

    • Что материальный мир не так важен, что есть и другие ценности;
    • Что мир устроен иначе, чем ему казалось до этого (его этому учили ранее).

    С точки зрения психологи и нейрофизиологии во время духовных поисков человек становится более иррациональным. Его сознание как бы смещается вправо, т. е. в это время больше функционируют (участвуют в образовании активных и доминирующих нейронных сетей) нейроны из правого полушария.

    Преобладание иррационального мышления за счет упомянутого выше явления способствует доминированию религиозного, художественного, философского типов сознания, т. е. начинает преобладать соответствующее восприятие мира. Изменения в восприятии (измененные состояния сознания) меняют картину мира (мировоззрение, мироощущение) и способствуют нахождению нового смысла, появлению нового понимания мира. Смещение сознания может происходить за счет влияния среды и изменений в деятельности. Или за счет изменений в физиологических процессах, влияющих на психические процессы и состояния. Изменения в физиологических процессах достигаются за счет духовных практик, определенной диеты, организации определенных условий среды и соблюдения определенного режима активности и питания.

    Яркий пример описанного выше - пост. Когда при соблюдении определенных условий (образа жизни и диеты) достигается определенное состояние на уровне физиологии и психики, позволяющее испытать новые эмоциональные и физиологические состояния (яркая форма этого - экстаз).

    Духовные состояния проявляются в следующем (особенности):

    • Появляется большая нравственность (не могу врать и т. п.);
    • Присутствует меньше агрессии или она вообще отсутствует (уход от конкуренции);
    • Появляется альтруизм (готов помогать всем безвозмездно);
    • Появляется ощущение любви ко всему живому на земле;
    • Присутствует ощущение здоровья (организм перестраивает физиологические процессы).

    Духовные состояния появляются при определенных условиях жизни: воздержания, ритуалы, режим дня, диета. Духовные состояния способствуют появлению религиозных состояний (например, экстаза). Духовные состояния и религиозные состояния - это очень специфические состояния у человека. Многие психологи не могут отличить их от невротических и пограничных состояний психики, поэтому ставят ошибочные диагнозы. Духовное состояние - это переживание духовного «Я». Появляется убеждение (через полученный опыт), что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе. Это состояние познается человеком только через личный опыт.

    Религиозное состояние - состояние эйфории, убежденность в некой реальности, основанная не на логике, а на вере. В жизни «духовно ищущих» людей часто встречаются такие варианты, когда психика человека, который занимается духовными практиками, бывает недостаточно подготовлена к проявлению состояния «встреча с духовным». И в результате этого у «ищущего» происходит смешивание трансперсонального «Я» (духовного) с индивидуальным «Я» (личностным). Говоря на языке философов, происходит смешивание относительной и трансцендентной реальностей. А это уже чревато психическими расстройствами. Для того чтобы избежать возможных проблем, нужно уметь разделять свои состояния и использовать их для своих нужд. Достигается это через целенаправленное развитие самосознания. Через развитие самосознания можно развить умение отличать то, что идет, скажем так, от Бога (религиозные и духовные состояния), что идет от общества (установки, стереотипы), а что является своим (свой опыт и понимание жизни). Мой совет - сначала развивайте самосознание, а потом пускайтесь в духовные поиски! Если сначала развивается самосознание и это приводит, как следствие, к духовным поискам, то человек в этом случае приходит к этим поискам подготовленным. Помните, сами по себе духовные поиски (увлечение модой - «все вокруг ПРОСВЕТЛЯЮТСЯ, так, может, и мне?» ) могут спровоцировать появление экзистенциального кризиса! Духовные поиски могут также появляться во время экзистенциальных кризисов (чаще всего так и происходит).

    Рекомендация для коллег. Если человек не готов к духовным поискам, то сначала необходимо стабилизировать его психику, если были кризисы или неврозы, и только после этого разрешать ему следовать путем духовных поисков.

    Духовные практики влияют на физиологию и таким образом помогают формировать определенные психические состояния из-за изменений в психических процессах. Психические процессы меняются в результате изменений в физиологических процессах. Новое психическое состояние (состояние измененного сознания), которое появляется в результате практики, формирует новое восприятие реальности: можно увидеть либо заметить то, что раньше не замечал, и происходит это из-за иной работы органов чувств. Таким образом, духовные практики помогают человеку, находящемуся в поисках, найти новые решения, увидеть новые возможности.

    Какие же основные формы поисков себя существуют?

    Наиболее известные: аскеза (уединение и ограничения), паломничество (странствие/путешествие к святым местам, в новые земли).

    Аскеза. Особенности: развитие духовности связано с развитием сострадания. В социуме, где нужно «защищаться» (общество, где успешность важнее духовности), сложно развивать в себе ОТКРЫТОСТЬ к состраданию. Для этого личностного развития требуется уединение (отшельничество, монашество). Уединение также подходит тем, кому необходимо услышать свой внутренний голос (понять свои истинные потребности). Аскетический образ жизни помогает уединиться от социума и «пойти в себя». Эти поиски связаны с развитием самосознания или могут приводить к этому развитию.

    Паломничество .Поиск того, чего пока не знаешь. Важно взаимодействовать со средой (активность), проявляться в деятельности, менять точку зрения - создавать новую психическую реальность.

    Форма поисков: Аскеза .

    Человек уединяется на время (1-6 мес.) в монастырь, ашрам, отдаленное от людей место (горы, лес, деревушка в глуши). И в этом месте, где требуется меньшая или вообще не требуется социальная активность, сам с собой пытается установить диалог: услышать внутренний голос, разбудить интуицию, почувствовать свою Душу. Цель этого - обрести состояние гармонии, восстановить внутреннее душевное равновесие. Обрести нужное состояние помогают спокойная среда и духовные практики. Чтение и изучение нового чаще мешают, чем помогают. Мешают обрести нужное состояние внешние вибрации, волны (звуки, свет). Поэтому, чтобы было проще ИСКАТЬ и ОБРЕТАТЬ, заранее требуется создать определенные условия.

    Необходимы изменения на уровне физиологии через влияние условий среды, диету, деятельность, чтобы за счет изменений в физиологических процессах произошли изменения в психических процессах и возникли нужные, продуктивные для поисков психические состояния, позволяющие лучше размышлять, анализировать, рефлексировать. Во время аскезы человек идет от прежнего своего состояния «направление - во внешнее» (жизнь в социуме) к состоянию «направление - в себя» (жизнь вне социума). Восстановив внутреннее состояние спокойствия, можно пойти дальше (интуиция в это время начинает работать иначе, человек готов к восприятию новой информации и новых состояний) и начать искать ответы на свои вопросы (общение с другими людьми, изучение новой информации).

    В результате аскезы, если все было организовано правильно, человек находит нужные ответы и возвращается в социум, чтобы продолжить там жить (снова социализируется с учетом своего нового мировоззрения) или меняет старый социум на новый - переезжает. Другой вариант: поняв для себя новый смысл жизни, человек уходит из социума, идет в религию или становится отшельником. Такой вариант чаще всего бывает у тех, кто испытал религиозные состояния, кто во время аскезы занимался духовными практиками, направленными на создание таких состояний. Бывает и такой вариант, что после аскезы человек начинает паломничество, чтобы подтвердить найденные ответы, найти подтверждение в мире своим новым взглядам и появившимся догадкам. Иногда в паломничество после аскезы пускаются те, кто во время аскезы не нашел для себя нужные ответы: он ищет их дальше, но уже в другой форме «поисков» - ищет ответы не В СЕБЕ, а в МИРЕ.

    Форма поисков: Паломничество.

    Паломничество позволяет физически ощутить переход от одного своего состояния к другому, наглядно увидеть этот переход, пережить новые состояния, которые приближают человека к тому состоянию, которое он ищет (и это в с вою очередь, помогает человеку понять, что теперь для него является важным и желаемым в жизни, к чему стоит стремиться в дальнейшем). Паломничество - это «поиски в мире». Аскеза - это «поиски в себе». Для создания нужных условий во время паломничества, чтобы появились нужные состояния, необходимо получать новые знания, сталкиваться с новыми ситуациями, больше общаться с новыми людьми, больше читать. Духовные практики во время паломничества, чтобы достичь нужных состояний (того, что человек ищет) больше мешают, чем помогают. Кстати, путешествия (а паломничество - это тоже путешествие) способствуют выработке дофамина, который отвечает за мотивацию и удовольствие. Но долгое нахождение в состоянии, провоцирующее выработку дофамина, приводит к тому, что уменьшается количество серотонина в организме. А это со временем приводит к появлению депрессий и навязчивых состояний. Вывод - всего должно быть в меру!

    Отправляясь в паломничество, нужно:

    • Следить за своими физиологическими состояниями;
    • Иметь возможность во время и оперативно вмешиваться.

    Узнать, когда хватит ИДТИ (нужен отдых или снижение активности), помогает умение отслеживать свои состояния и показатели организма. Для анализа физического состояния сейчас в продаже имеется достаточное количество приборов, позволяющих отслеживать изменения в организме по показателям мочи и крови (тест-полоски и приборы-анализаторы). Минимальный набор необходимых «подручных средств», позволяющих следить за своими физиологическими процессами во время дороги, обойдется в сумму около 15.000 руб.(цены 2011-2012 гг.).

    Важно помнить для тех, кто в поиске!

    Духовные практики помогают в аскезе и мешают при паломничестве. Одним людям с учетом их темперамента подходит одна форма поисков себя, другим - другая форма. При осуществлении паломничества следует учитывать, что адаптация к новым условиям жизни происходит на уровне психики и физиологии (психические процессы и состояния взаимосвязаны с физиологическими состояниями и процессами).

    Условия среды (геомагнитное поле, солнечная радиация, температура воздуха и влажность, наличие рядом других людей и их настроения и состояния), питание (качество воды и продуктов питания) помогают или мешают адаптации. Внешняя среда и питание влияют на физиологические и психические состояния. Психика меняется за счет изменения условий среды и деятельности. Передвигаясь в разных условиях среды и ведя разную деятельность, мы заставляем психику функционировать иначе. Путешествие/паломничество позволяет обновлять психическую реальность с той коростью, которая приемлема для психики ИЩУЩЕГО с учетом ее индивидуальных особенностей. Меняя скорость перемещения, можно управлять психическими состояниями.

    Иногда паломничество приводит к более быстрым и качественным изменениям сознания, чем аскеза или посещение психологов. Т. е. активные поиски, направленные на поиски ресурсов вне себя, иногда более эффективны, чем поиски, направленные на поиски ресурсов внутри себя.

    С другой стороны, новые условия среды могут пагубно отразиться на изменениях психики из-за того, что организм (физиология) может оказаться не готовым к таким резким и серьезным изменениям (адаптация начинает проходить трудно и болезненно). В некоторых случаях паломничество может навредить вначале физическому здоровью, а потом, как следствие, повлиять и на изменение состояния психического здоровья. Выбирая путь паломничества, необходимо обязательно учитывать свое состояние организма: возрастные изменения, состояние систем органов (эндокринной, нервной, иммунной), наличие хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

    Все это может пагубно отразиться на самом процессе поисков и на результатах этих поисков. Паломничество предполагает наличие определенной физической подготовки и достаточного состояния здоровья для этой формы поисков.

    Константин Федотов

Поделиться