Конспект урока в начальной школе «Русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы, Николай Иванович Рыленков. Конспект урока по чтению на тему "Н.И

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя общеобразовательная школа»

Смоленской области



подготовила

учитель начальных классов

Коляда Елена Владимировна

г. Ярцево

2012

Тема урока: Русский поэт, прозаик, переводчик, один из основателей смоленской поэтической школы, Николай Иванович Рыленков».

Цели урока:

Познакомить учащихся с земляком – Николаем Ивановичем Рыленковым;

Задачи урока:

сформировать представление о месте рождения, жизни и творчестве знаменитого поэта Н.И.Рыленкова;

показать, как чтят потомки Н.И.Рыленкова;

воспитание на национальных традициях русского народа;

формирование гражданина-патриота;

прививать устойчивый интерес к истории своей малой Родины;

развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание, воображение и умение производить самоанализ и самооценку.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, учебник «Азбука Смоленского края». Часть 2. Мир истории.

Дидактические материалы : презентация учителя

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Фронтальный опрос по заданию 54 на стр.142

    Сообщение темы и целей урока.

«Теперь, когда у меня поседела голова, я твердо знаю, что если мне удалось сказать, хоть какое-нибудь слово о природе так это потому, что я с детских лет ходил за плугом, а в юности умел посеять ниву».
Н.И.Рыленков

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Ивановичем Рыленковым.

Что вы знаете о Н. И. Рыленкове?

    Изучение нового материала.

Послушайте стихотворение о Н.И.Рыленкове (Читает ученик)

Он понял: мир огромней Ломни.
Знал: тяжелей серпа строка.
Он столько пережил и помнил –
Теснились годы и века.
Он видел тысячи оттенков
Поверх житейских передряг.
Не по Запольной шёл Рыленков,
Шёл по России наш земляк.
Простая палка, будто посох.
Берет, надвинутый на лоб.
Купается в рассветных росах?
Дорогу ищет между троп?
Быть может, слышит крыльев шорох?
Душа торопится туда,
Где красота в самих просторах,
Где тишь, Сапшо и Слобода.
А может быть, он слышит взрывы?
Огромен человек и мал!
Чтоб край родной вновь стал красивым,
Поэт Рыленков воевал.
Историк, лирик и философ,
Искал начала всех начал.
Не задавал другим вопросов.
Сам на вопросы отвечал.
Хотя не раз в столицы звали,
Всегда Смоленск предпочитал.
Поэта нет на пьедестале,
Но книг вознёсся пьедестал.

Посмотрите фильм о Н.И.Рыленкове

Николай Иванович Рыленков – поэт, прозаик родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка, народное название Ломня, Корчевка Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Брянская область).

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью».

Детство Коли закончилось довольно быстро. Когда мальчику было семь лет, умер отец, а еще через два года не стало мамы. Николай жил в семье дяди и много помогал по хозяйству. «Я рос в большой патриархальной семье, где работали все — от детей до стариков», — писал поэт. (Пауза)

-(Ученик читает стихотвоерние Рыленкова)

Я не играл словами, помня
И в стужу лютую, и в зной,
Что у меня деревня Ломня
Есть на Смоленщине лесной.

Там я взрастал в хлебах и травах
И всюду шёл с друзьями в ряд.
Слов неправдивых, слов лукавых
Мне там вовеки не простят.

(Продолжение фильма)

Н.И. Рыленков впоследствии вспоминал: «Стихи писать я начал очень рано, едва научившись грамоте. Потянуло меня к перу, скорее всего, от страшного одиночества и ранней сосредоточенности в себе…. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, я весной, пока не нанимали мирского пастуха, охотно пас скот, а летом водил в ночное коней, ходил в лес драть лыко…. Там у меня и зародилась та любовь к природе, которая давала выход всем нерастраченным чувствам детского сердца. Там же я начал слагать и свои первые стихи». Стихи, естественно, были о природе. Так русская поэзия, овладевшая душой и сердцем деревенского паренька, позвала юношу в творческие дали».

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов. «Тюнинские годы были самыми счастливыми годами моего отрочества и ранней юности, — писал Рыленков и благодарно вспоминал Тюнино всю свою жизнь, посвятив ему не одно свое произведение. О Тюнино он писал постоянно. Любовь к родной земле дышат его стихотворения «Тюнино», «А я все чаще вспоминаю Тюнино», «Тюнинские рощи», «Все те же гущи Тюнинского сада…» и другие.(Пауза)

(Ученик и читают стихотворение Рыленкова)


Выйти в мир, широкий, как заря,

В золотом свеченье сентября.

Старый парк, аллеи вековые,
Счёт годам забывшие давно,
Где в далёкой юности впервые
Было мне задуматься дано.

Что я знал, подросток деревенский,
В стороне заброшенной, лесной?..
Только то, что ветер с поля резкий
Распахнул все двери предо мной.

Бил закат в цветные стёкла дома,
Я стоял, дыханье затая.
Барский дом! Мне сызмала знакома
Слава нелюдимая твоя!

Знать, недаром мать моя, бывало,
Долгий сказ пряла по вечерам,
Как лоза витая вразумляла
Всех, кто непокорен и упрям.

И, поклон отвесив за науку,
Об одном вздыхал мой дед всегда, —
Чтоб вовек не приводилось внуку
За наукой приходить сюда.

Внук пришёл, но дед не видел внука,
Дед не знал, что на краю села
Дом всё тот же – да не та наука,
Что его когда-то здесь ждала.

Дверь открыта, пахнет свежей краской,
Поздний луч скользит наискосок.
И гудит в опочивальне барской
Молодой учительский басок.

Я вхожу и опускаю веки,
Блики дня осеннего скупы,
Ждут меня в углах библиотеки
Старые дубовые шкафы.

Вот и день кончается недлинный,
Тень в аллеях путает следы.
Над левадой клёкот журавлиный,
За левадой — тёмные скирды.

Старый сказ досказывают липы,
Спелый лист к руке моей приник.
Спать спокойно прадеды могли бы,
Увидав меня у этих лип.

Я подрос. В распахнутых долинах
Всех моих дорог не сосчитать,
Но повсюду в кликах журавлиных
Эту осень слышу я опять.

Может быть, родиться снова проще,
Выйти в мир широкий, как заря,
Чем забыть вас, тюнинские рощи,
В золотом свеченье сентября.

(Продолжение фильма)

Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков, шестнадцатилетний юноша уехал из деревни в Смоленск.

Здесь он поступил в вечернюю школу, одновременно посещая занятия литературного кружка при университете. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество.

В тогдашней губернской газете «Смоленская деревня» 14 февраля 1926 года было опубликовано первое стихотворение Н.И. Рыленкова. У поэта оно называлось «Толока». В редакции ему дали другое название «Взаимопомощь».

В 1930 году Николай Иванович Рыленков был зачислен на отделение языка и литературы Смоленского пединститута без экзаменов.

Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область». А через три года вышла первая книга его стихотворений «Мой герой». Герои многих произведений поэта — наши земляки. В центре их стоит человек труда, пытливый, ищущий, деятельный, активный. В следующем году он был принят в Союз писателей России. А с 1933 по 1940 годы одна за другой выходят семь поэтических книг Николая Ивановича, в том числе «Встречи», «Березовый перелесок», «Дыхание», «Истоки» и т.д.

. В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».

Пройдя суровую школу крестьянского труда, сам великий труженик (более тысячи стихов, повестей, рассказов было написано Рыленковым), сохранил навсегда прочную духовную связь с деревней и ее людьми. Рыленков привык измерять свой поэтический труд с каждодневными заботами крестьянства. (Пауза)

(Ученик читает отрывок из стихотворения Рыленкова)

«Я тоже в поле вырос и окреп

Шел не прохожим по родному краю

И по тому как люди ценят хлеб

Себе друзей в дорогу выбираю»

Самобытность творчества Н.И. Рыленкова состоит в том, что он создал свою поэзию, в котором воплотились неброская красота нашей среднерусской природы с ее зимней порошей и весенней грозой, теплыми зорями и щедрыми росами, летним золотом медуницы и рябиновым огнем осени. Его поэзия хранит красоту и аромат родных мест, весеннего леса, напоенного дразнящим запахом черемухи. В ней слышится звон ручья, шелест придорожного татарника, журавлиный клич, шепот осенних перелесков и деловитое бормотание весенней реки.

Рыленков создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие. Стихи Рыленков получают признании. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию.

Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории).(Пауза)

Ребята, что нового вы узнали о Н.И.Рыленкове?

Задайте друг другу вопросы.

(Продолжение фильма)

Не дожидаясь повестки из военкомата, поэт впервые же дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем в армию. Он командовал саперным взводом, участвовал в обороне Москвы. Н.И.Рыленков почти всегда был на передовой. Он копал противотанковые рвы, строил укрепления. А по ночам в землянке, в перерывах между боями, писал стихи. Каждое новое стихотворение читалось солдатам. Я добился разрешения жить не в офицерском блиндаже, а со своим взводом.

В военных стихах Николая Ивановича Рыленкова та же доверительность, открытость и теплота, которая характерна была и для довоенной лирики поэта. Только теперь день ото дня доверительность и открытость становились более пронзительными, ибо теперь они питались чувством общности судеб — самого поэта и его лирического героя с народной судьбой. В годы войны у поэта вышло несколько книг. Среди них «Письма без адреса».

Осенью сорок третьего года Николай Иванович Рыленков первым эшелоном приехал в только что освобожденный Смоленск. Он был назначен главным редактором областного книжного издательства.

Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни. Если бы даже он не написал ничего другого, кроме этих песен, он по праву входил бы в число наиболее самобытных современных лириков. Эти песни, по сути, уже ставшие народными «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветет, то ли речка течет», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха», «Зазывная», «Край глухариный» и другие. В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

-Прослушайте песню «Ходит по полю девчонка»(Пауза)

Ученик читает стихотворение Рыленкова

Свет солдатских костров

Как могут эти дни забыться,

Когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

Смывая с губ засохший зной.

Качалось небо в пятнах алых,

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.

Кто знал такой разлуки горше?

В ней вся глухая скорбь земли. …

От Минска, Витебска и Орши

Из окруженья шли и шли.

Не знали, близко иль далече,

Но знали — надобно идти,

Взвалив на согнутые плечи

Все, что пережито в пути.

Пусть замутились рек истоки,

В крови пожухшая трава,

Но солнце всходит на востоке,

И, значит, родина жива.

1941

(Продолжение фильма)

В послевоенные годы Н. И. Рыленков уверенно заявил о себе, как о прозаике. В 1954 году он написал повесть «У разоренного гнезда», затем появляется «Великая Росстань» — повесть о восстановлении родного города после оккупации.

В 1955 году в Смоленском книжном издательстве выходит повесть «На Старой Смоленской дороге», в которой изображены события 1812 года, связанные с битвой за Смоленск и с развернувшимся партизанским движением широких народных масс против французского нашествия. В конце 50 — первой половине 60-х годов появляется самое крупнее прозаическое произведение Н. И. Рыленкова - трилогия; «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Это поэтический рассказ о становлении творческой личности в сложной обстановке после революционной русской деревни.

Н.И.Рыленков вошел в историю поэзии как певец русской природы, русской истории, как создатель напряженной лирики раздумий.

Долгие годы возглавлял Николай Иванович Смоленскую писательскую организация (1946 – 1964). Он постоянно помогал молодым писателям, заботливо направляя литературную жизнь области.

Свой оригинальный вклад Н.И. Рыленков внес в критику и литературоведение. В своих статьях, посвященных М. Исаковскому, С. Есенину, И. Никитину, А. Твардовскому, И, Тургеневу, К. Рылееву, М. Горькому Н. И. Рыленков как всегда верен себе, своему художественному миру, верен одним и тем же принципам, которые утверждал своим творчеством как писатель.

Во второй половине шестидесятых годов он с энтузиазмом включается в борьбу за сохранение на Смоленщине памятников культуры.

За свою жизнь поэт издал более 40 поэтических сборников и прозаических произведений.

Книга «пчела» В этой книге представлены тридцать лучших стихотворений Николая Ивановича Рылéнкова (1909 – 1969). «Пчела» – название авторское. Поэт задумал такую книгу. По примеру рукописной «Пчелы», распространенной в древней Руси, его книга должна была содержать притчи, афоризмы, исторические анекдоты, размышления на темы морали. Работу Рыленкова над «Пчелой» остановила смерть. Настоящее издание выходит в свет к столетию со дня рождения поэта. В нем сделана попытка воссоздать его замысел. Рыленков тщательно работал над своими стихами. В этой книге приведены факсимиле автографов ряда стихотворений, позволяющие до известной степени составить представление о творческой мастерской поэта.(Пауза)


(Ученик читает стихотворение Рыленкова)


На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань.

Синий взгляд мою душу ранит.

Не рань ты ее, не рань.

Если вправду гроза нагрянет, –

Нагрянь поскорей, нагрянь…

На окне огоньки герани.

Герань ты моя, герань.

Продолжение фильма.

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в г. Смоленске.

Память талантливого земляка смоляне увековечили, назвав его именем одну из улиц города, две школы (в Смоленске и Тюнине), библиотеку в городе Рославле. Стихи поэта выбиты на камне у крепостной стены в сквере Памяти Героев и на памятнике Скорбящей Матери в Реадовском парке. А самое главное – живут его чудесные стихи и проза.

В селе Тюнино создан музей поэта. В нем хранятся воспоминания селян о Николае Ивановиче. На мемориальной доске его почерком из письма к землякам воспроизведены слова: «Поклонитесь от меня и милому моему сердцу Тюнину».

В Тюнино проводится ежегодно праздник поэзии, посвященный Н.И. Рыленкову. Последние годы этот праздник проводится 12 июня. Приезжают поэты и писатели из Брянска и Смоленска. На празднике звучат стихи и песни Н.Рыленкова, воспоминания родных и друзей поэта. Проводятся конкурсы на знание творчества поэта, конкурсы литературно-музыкальных композиций по его стихам.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

    Закрепление и обобщение изученного.

Выполним задание на стр.149

    Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Н.И. Рыленкова о природе.

    Рефлексия.

— Выскажите своё мнение о Н.И.Рыленкове

Оцени свои успехи за урок. Выставление оценок.

Список использованной литературы

1. С.А.Болотова. Азбука Смоленского края. Ч.2Мир истории -Смоленск, 2004


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источники изображений и информации:

http://er3ed.qrz.ru/rylenkov-gallery.htm

http://www.roslavl.ru/history/favorit/rilenkov.htm

http://www.livelib.ru/book/1000121514

http://www.rkg-paradigma.ru/?mod=1042

&action=search_alpha&letter=243&page=4

http://www.sovetnikprezidenta.ru/95/1

http://www.laidinen.ru/

http://www.rabochy-put.ru/photogalary/6812-v-

smolenske-otkrylas-vystavka-

posvjashhennaja.html

http://philatelia.ru/classik/stamps/?id=17879

http://www.magenta-l.ru/rbooks_base.php?page=5&num=10

http://foto-planeta.com/

http://www.libex.ru/?cat_page=0&pg=16517

http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php?

option=com_content&task=view&id=701&Itemid=125

&limit=1&limitstart=1

http://all-gazettes.narod.ru/cccp.files/31.htm

http://rudocs.exdat.com/docs/index-244343.html

roslavl2.narod.ru›Stati/biblioteca/antologia…

http://www.rognedino.ru/

http://forum-history.ru/showthread.php?

s=a61229c9437b7e3ba8f895deb93f8a30&t=547&page=48

http://pomnimsmolensk.narod.ru/doski/064.htm

http://otvali.ru/photos/vojna_svjaschennaja_foto:19458.html

http://www.roslavl.ru/poselenie/roslavl/gorod/gorod15.htm

rexstar.ru›content/id37871

http://pomnimsmolensk.narod.ru/doski/084.htm


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Волжская школа-интернат"

Подготовила и провела:

учитель русского языка и чтения

Парфенова Е.А.

г. Волжский

2016

Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся.

Коррекционные :

формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, мр3 материал, книга для чтения под редакцией Аксеновой А.К., «Просвещение», 2006.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Сегодня к нам на урок пришли гости, наши уважаемы и любимые учителя. Давайте повернёмся к ним и обменяемся с ними улыбками.

А какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. Уважаемые гости, тоже могут показать нам своё настроение.

Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

II . Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

Стихотворение «Деревья»

Николай Иванович Рыленков.

- Посмотрите на картины с изображением детей. Какие картины подходят к данному стихотворению и почему?

3 картина. На ней изображён грустный мальчик, который сидит в лесу. Николай Рыленков очень рано остался без родителей и жил с братом в семье дяди. Там они были лишними, никому ненужные. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, Николай нанимался пасти коров, гонять в ночное время лошадей. Уходя в лес он разговаривал с берёзами и клёнами, они стали для него семьёй.

2.Выразительное чтение по цепочке.

(Рыленков И. Н. «Деревья»)

III .Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно тренировать свой речевой аппарат .(чтение скороговорки: тихо – медленно, громче - быстрее)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

IV . Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Загадка.

- Чтобы перейти к теме нашего урока отгадаете загадку.

Живёт в лесу Артистка.
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «ку-ку, ку-ку»
(Кукушка)
В. Стручков

- Как вы догадались, что это кукушка?

2. Определение темы урока.

- Какое время года наступило?

-Представьте себе, что мы живём в далёком древнем мире, где нет календарей. Как мы узнаем о приходе весны?

Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то, вдали от опушки,
Будто бы слышно: ку-ку.

Афанасий Фет.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Николая Ивановича Рыленкова.

- Может кто-то из вас уже догадался о ком и о чём будет стихотворение.

Стихотворение будет о кукушке и весне.

- Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна, птицы поют о приходе весны. Поэты часто пишут о весне.

3. Постановка цели задач:

Какие цели мы должны поставить перед собой:

1.Познакомиться со стихотворением Николая Рыленкова.

3. Провести анализ стихотворения.

IV . Актуализация знаний.

1. Прогнозирование по заголовку.

Откройте учебники на странице 232

Прочитайте первую строку в стихотворении и ответьте, о чем может идти речь в стихотворении Николая Рыленкова.

«Весна без вещуньи-кукушки»

Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

V . Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа

- В первой строке стихотворения поэт называю кукушку вещуньей. Как вы думаете, что означает это слово?

Вещунья - предвестница, предсказательница.

2. Чтение стихотворения учителем под сопровождение музыки.

V I . Проверка первичного восприятия текста.

1. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Мы правильный сделали прогноз по первой строке стихотворения?

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение нам хотел передать поэт?

Беспокойство, страх и одновременно радость, уверенности.

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

Кукушка оповещает, что пришла весна и больше не будет холодов.

2. Кукушкины прогнозы


Очень много в народе предсказаний и примет связанно с кукушкой.

В разгар весны одновременно с ласточками, а то и чуть раньше, возвращаются в наши леса кукушки. К этому времени поля и леса покрываются первой зеленью, появляется много различных насекомых.

О своём прилете кукушка сразу же оповещает лесное население своим голосом. Первое кукование раздается в среднем 2 мая. За полвека наблюдений чаще всего кукушки прилетали в наши места между 28 апреля и 5 мая.

Для сельских жителей прилет кукушки лишний повод погадать о дальнейшей погоде, будущем урожае.

Вот только несколько из множества примет, связанных с этой птицей: «Закуковала кукушка - пора лен сеять», «Кукует кукушка на сухом дереве - к морозу», «Ранняя кукушка, до листа на дереве, - к голоду, неурожаю». Далеко не всегда и не все приметы сбываются, однако авторитет кукушки как прорицательницы и вещуньи до сих пор велик.

VI I .Физминутка

Гимнастика для глаз и позвоночника.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Сидя: руки вверх, в стороны, обнять себя руками, наклон назад. (повторить несколько раз) положить руки перед собой

VIII . Вторичное восприятие и анализ текста.


1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

А) Жужжащее чтение

Б) Ответы на вопросы по содержанию

В) чтение отрывка вслух.


1-3 четверостишия

-С кем сравнивает поэт березки?

Берёзки-подружки

- Что не смеют сделать берёзки?

Надеть свой зелёный наряд.

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

Цветы боятся распуститься. Птицы не отлетают далеко от своих гнёзд.

-Почему они бояться, какие неожиданности преподносит погода?

Заморозки, снежок.

4-5 четверостишия

- Прочитайте последние два столбика стихотворения.

-О чем говорит прилет кукушки?

Закончились холода и заморозки. Пришло тепло.

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права


IX . Творческая работа.

1.Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права.

2. Чтение стихотворения под музыку.


X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения

Вопрос №3 стр. 233

XI . Итог урока.

-С каким стихотворением познакомились?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.И.Рыленкова «Весна без вещуньи – кукушки»…

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

XII . Рефлексия. Выставление оценок.

У вас на столах лежать берёзовые листочки. Если урок вам понравился, и было интересно, прошу вас и наших гостей взять листочек и помочь одеть берёзку в зелёный наряд.

Спасибо всем за урок.

- Кукушкины прогнозы

Видео кукушка

Картинки для оформления презентации

Я выбрала Тему родины и родной природы в поэзии Николая Ивановича Рыленкова, потому что мне очень интересны жизнь и творчество этого великого смоленского поэта. В данном реферате я проанализирую некоторые поэтические произведения этого известного человека. Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество. Мне хотелось бы доказать, что тема родины является основной в его поэзии. Я очень горжусь, что он - мой земляк. В своих поэтических произведениях он воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. На мой взгляд, мы все должны гордиться тем, что родились на смоленской земле, где когда-то жил и создавал свои чудесные поэтические произведения Николай Рыленков.


Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году, но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов с читателями, по радио и телевидению,

В день его семидесятилетия- в 1979 году- на доме по улице Нахимсона, где поэт жил последние годы, установлена мемориальная доска. На её открытие пришли писатели, любители поэзии, ученики школы, носящей имя Рыленкова.

В 1981 году в «Библиотеке поэта» вторым изданием вышел сборник стихов и поэм Николая Рыленкова, который составил и подготовил к печати профессор Смоленского педагогического института, доктор филологических наук В.С.Баевский.

В 1985 году издательство «Современник» выпустило собрание сочинений поэта в трёх томах.

Почему же люди помнят и любят Рыленкова?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.


Стихи Рыленкова говорят сами за себя. Подлинную поэзию нельзя пересказать. Стихи его не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой.

Но сказать только, что Рыленков- певец родной природы, значит ничего не сказать о его творчестве. Ведь поэт воспевает красу родных краёв не как фенолог или краевед. В его стихах жизнь природы глубоко сливается с думами о жизни. И пейзаж возникает только во имя внутреннего мира человека.

Рыленков ощущал природу как откровение и поэтому писал о ней без громких слов. Его поэзия в ладу с жизнью. Поэту посчастливилось глубоко выразить застенчивую красу России. И здесь он был удивительно точен и правдив.

Поэзия всегда крылата. Но птицы Рыленкова «не в оперении ярком». Как много стихов о весне, о проталинах, стихов о чистых снегах и зимних сумерках. Верность родному краю вознаграждена удивительным живописным разнообразием в том, как поэт выражает привычное, любимое и даже традиционное.

Как ценно и замечательно, что поэт «деревенский по складу души», без всякой раздвоенности, без надлома это деревенское, трудовое щедро приносил в нашу жизнь. Как прекрасно он возвеличивает чувство Родины, чувство России, всю неизмеримую широту русской души.

Нередко поэт сознательно переходил на песенный лад. Его сокровенные думы о великом назначении Пушкина, о гении Гоголя, о человечности врубелевского «Демона», так естественно сливаются с думой «о вещем русском слове» Кольцова.

В строфах и строках Николая Рыленкова торжествует задушевность русской песни. Из прошлого она устремляется к будущему, лучится добром и счастьем. Всё сердце поэзии Рыленкова в понимании того, что мир прекрасен.

Один из своих сборников Николай Рыленков назвал «Постоянство». Литературная критика определила значение этого заголовка несколько односторонне - только как постоянство в приверженности поэта теме любви к Родине. Всё это так - любовь к Родине пронизывает всё творчество Рыленкова. (А у какого подлинно советского поэта нет этой главной струи?). Но в этом заглавии был и полемический заряд: постоянство идейно- эстетических позиций поэта-лирика. Ведь книга вышла в годы, когда кое-кто, даже из литераторов, считал, что время интимной и пейзажной лирики прошло. Сборником «Постоянство» Рыленков отстаивал позиции поэта, отдавшего лирике всю свою жизнь.

Талант Рыленкова разносторонен. Мне хочется упомянуть одну сторону его творчества - восприятие родной природы. Здесь с особой силой проявилось его дарование тонкого лирика. Сколько прекрасных стихотворений о русской природе до него было написано выдающимися поэтами России. В них и любование, и восхищение, и преклонение, и величание. Всё это в той или иной мере присутствует и в поэзии Рыленкова. Но есть в ней и ещё нечто, присущее только ему, как автору именно советскому. Это «нечто» - чувство активной приобщённости к этой природе, чувство ответственности художника за окружающую его красоту. Его поэтическое восприятие мира - восприятие, присущее человеку социалистической эпохи.

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

История Смоленщины, её языковая стихия - всё это так или иначе питало поэзию Николая Рыленкова. Немаловажное значение имело и местоположение Смоленщины, граничащей с семью областями, где, как когда-то говорилось, петух поёт сразу на три губернии.

Сердцевинная русская земля. Отсюда, из Смоленской земли, тонкой ниточкой начинается Днепр, связывающий воедино нашу область с Белоруссией и Украиной. Сторона, где что ни камень, что ни речушка, что ни селение - всё осколок древней правды.

Отъедешь от Москвы на запад или от маленькой станции Заольша на самой западной границе области, как пойдут «зеленя да пажити», хлебодарные нивы, холмы да изволоки, берёзовые сквозные колки да синий лес по закрайкам. Только всё это потише, менее ярко, чем у соседей.

Как мы начали жить, как широко зашагали до войны, как всё по плечу нам стало - об этом скажут стихи и проза до конца жизни оставшегося верным Смоленску Николая Ивановича Рыленкова.

Того, кто всё в жизни получает легко, любая, самая малая, беда пригнетёт так, что уже и не выпрямиться. Смолянам всё доставалось и достаётся трудом - бессонным, требующим всего человека без остатка.

Смоленщина поэтическая, Смоленщина хлебопашцев мужественно встречает военное лихо.

Николай Иванович Рыленков из лириков лирик: герб - живой комочек пуха на металле. Всего лишь «комочек». И как же надобно беречь его.

Конечно же, поэт выделял, всматривался в свою малую родину сыновьим взглядом.

Подобно Сергею Есенину Рыленков стремится передать «трепет нежный зимы», готов «стихи, как молитвы, сквозь слёзы читать наизусть», он испытывает «сладкую радость и грусть», ему хочется «петь и плакать», он «белизной целомудренной захлебнуться готов».

В раннем творчестве Николая Рыленкова аллюзии, связанные с А.С.Пушкиным, Н.Некрасовым, А.Блоком, С.Есениным, прямо бросались в глаза и выдавали зависимость автора от гениальных предшественников:

Пока горит огонь в крови,

Есть в сердце нежность молодая…

У А.С.Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы…

Но все стихи, навеянные Смоленщиной, - а они составляют большой пласт в его творчестве - звучат не как призыв обособиться, изолироваться, что так худо характеризует национализм, но как приглашение к знакомству, к дружбе с нашей многострадальной землёй. Мы вот какие, просим любить и жаловать, мы всегда рады друзьям - вычитываешь в его «смоленских» стихах. Поэтому в сборниках они так естественно соседствуют со стихами о нежно любимой им Белоруссии, о Байкале, Орле, Грузии, Риге…

В них нет ни тени местечковости, обязателен выход за пределы родного края, определённого времени, тематических рамок.

С наивысшей лирической силой выражены как любовь к родному краю, так и глубинный смысл этой любви, которая много даёт, но которая ещё больше требует от человека, в стихотворении «Семь холмов».

Рыленков жил, как писал. В любви к Смоленску он объяснился не умозрительно, как это делают некоторые якобы деревенщики, не выезжающие из города. Звали его на жительство в Ленинград, в милую его сердцу Белоруссию.

Уговаривали о переезде, убеждали, склоняли не только официальные лица. В 1950 году свой голос подаёт и М.В.Исаковский: «Мне кажется, что всё это было бы очень хорошо…»

И к мнению своего друга Н.И.Рыленков, конечно, прислушивался, и заместителем председателя оргкомитета стал, и с молодыми работал многие годы, но не переехал, не изменил смоленской земле.

Извечная для заграницы загадка русского характера, может быть, как раз и состоит в том, что «всё ускользает от беглого взора». Твардовский говорил о Смоленском крае - «негромкая сторона». Рыленков из великого множества определений находит своё: «застенчивая русская природа».

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться…

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно…

И лишь умеющему всмотреться и вслушаться откроется не только «вся прелесть застенчивой русской природы», но и суть русского характера.

Большой русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой.

От стихотворения к стихотворению тема любви к России всё неразрывнее связывается с темой долга перед Россией.

Куда ни посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя…

Бесконечно интересно прослеживать, как сущность поэта проявляется с течением лет, как накопление жизненного опыта, мастерства, всё большей требовательности к себе скажутся поэтическим словом.

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном…

Ходить босым по жёсткому жнивью, «босой подошвой касаться влажной борозды» - зримые штрихи крестьянского, да ещё сиротского к тому же детства. Но это ещё и речь о закалке временем, невзгодами, поэтическое переосмысление реальных примет деревенского быта.

За четыре года до смерти, в 1965 году, Николай Иванович опубликовал, может быть, самое целомудренное стихотворение - «Дай припасть к руке твоей, Россия».

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя…

А за несколько лет до этого, в 1957 году, Н.И.Рыленков написал стихотворение «Я помню руки матери моей..» - благодарственный гимн натруженным материнским рукам, широким, шершавым ладоням.

Без них, этих строк, не родилось бы стихотворение «Дай припасть к руке твоей, Россия». Как свободен, естественен переход от рук матери-женщины к рукам матери-Родины.

В этом стихотворении в полной мере скажется живописное мастерство поэта. Не первые попавшиеся слова о России выльются «из грудных глубин». Ибо действительно день в наших широтах скрывается в «туманы росяные». И как и знакомо, и всегда по-новому видится закатный миг, когда «отпылают облаков края».

Рыленков сдержан в проявлении своих чувств. Он находит здесь слова полновесные, несуетные, сполна обеспеченные душевно. Одно это - «вечная заботница моя» - немалого стоит. Руки Родины - с «привкусом соли», «запахом сена»…

Что значит учиться всю жизнь, «жить, как пахарь твой, - грядущим днём»? Это значит - невзирая на беды, возраст, хвори, возможно, непонимание, несправедливость - следовать давнему завету трудового человека: «Сам помирай, а рожь сей». То есть работай не только во утоление жажды трудиться, но и для тех других, кто придёт после.

Знавшим его ведомо: так оно и есть, так он и жил. Своим характером, скромным, требовательным к себе, крестьянским трудолюбием - Н.И.Рыленков настоящий сын своей матери-Родины.

Николай Иванович бывал за границей едва ли не один раз всего. По стране ездил не так уж много, да и то в последние годы. А как тонко, проникновенно знал мировую литературу, как ни одна из литератур наших братских республик не была ему чужой, далёкой, незнакомой. Но именно поэтому он мог сказать о себе:

И влюбился в Рембо,

И дивился я Аполлинеру,

Но в годину тревог

Были Блок и Есенин со мной.

С той поры я в поэзии

Знаю одну только меру:

Звук такой же щемящий,

Как эхо долины родной!

Художественное воображение, сила творческой интуиции, сила «вчуствования» в реальный объект или предмет - всё, вместе взятое, сыграло немаловажную роль в пейзажной лирике Николая Рыленкова.

Природа вся под нашим взглядом

Преображается сама, -

писал он и тем самым утверждал, что художник вольно или невольно проецирует душевное состояние на окружающий мир, придаёт ему субъективную расцветку. Лирический пейзаж - это своеобразный снимок души человека, и если этот человек - наш современник, то очевидно, что в пейзаже мы угадаем какие-то современные нам черты. Ежедневно наблюдаемые картины природы, смена времён дня и года, в свою очередь, вызывали в художнике мысли о быстротекущем времени, заставляли его острее ощущать бесконечный круговорот в природе. У Рыленкова появляется немало стихотворений на эту традиционную тему пейзажной лирики. Однако и в этом традиционном решении темы он умел оставаться самим собой - «и говорить всегда, часов заслышав звон, что песня лучшая твоя ещё не спета». Так, общение с природой почти неизменно обращало его мысленный взор на дела творческие, а если взять более широкую категорию, то - на дела человеческие. От созерцания поэт переходил к самоуглублению и вновь к природе, но уже «включенной» в поток его лирических переживаний.

Лирический пейзаж - не абстрактная проекция абстрактных человеческих чувств, это пейзаж, весь пронизанный настроениями какой-то вины и застенчивости, любви к родному простору и неумения противостоять другим, может быть, чуждым взглядам, то есть в этом пейзаже раскрывается конкретный лирический характер, раскрывается душа поэта. Рыленков не был опытным, умелым полемистом, однако на свой, рыленковский, лад он защищал свои убеждения, свою неизменную верность отчему краю. Последовательно сопрягая тему природы и тему искусства, он выходил к иным лирико-философским убеждениям.

Рыленковские времена года. В его стихах нет чётких разграничений между просто картинкой, пейзажной зарисовкой и философским стихотворением, где природа проецируется на человеческие чувства.

Наверно, самым любимым временем года для Николая Рыленкова была весна.

Читая «весенние» стихи Н.Рыленкова, вообще диву даёшься, как можно было его винить в якобы отвлечённом любовании природой.

Даже прелестная поэтическая картинка «Журавли ещё в полночь весну принесли…» завершается наиделовитейшей строкой: «И машины пошли заводить трактористы».

Здесь нет ни одного словечка всуе. Пишет крестьянин, ставший поэтом, но не утративший чувства земли, знающий все приметы.

Много скажут сердцу стихи об утре года: «После дождя чуть запахло весной…», «Весёлый вестник ливней шумных…», «На рассвете в апреле…», «У весны всё те же шутки…» и т. д.

Читая стихи о благословенной поре года - лете, замечаешь определённую закономерность. От года к году, не теряя живописности, стихи становятся ёмче, строже. В стихах о лете Николай Рыленков не раз употребит слова - медленный, медлительный, так свойственные этой поре.

Осень. Хочется привести стихотворение, под которым стоит дата - 1928 год, «Заря в зелёных сумерках погасла…». А привести ради того, чтобы ещё раз показать, что и самая наилиричнейшая поэзия, если она поэзия, запечатлевает абсолютно точные приметы и настроения. Также очень известным является стихотворение «Август».

Не правда ли, это всегда актуально звучащие стихи, ибо в характере русского человека - любить свою Родину, трудиться на благо мира, во имя мира. Думаю, что самая высокая награда поэту - когда стихи, написанные в сороковые предвоенные годы, не утратили своих глубинных качеств и по сей день.

И всё-таки из всех времён года больше всего, по-видимому, милы были душе поэта вёсны и зимы. Николай Иванович был слишком русским, чтобы не любить наших снежных, ядрёных, морозных зим. Любил многие места на земле, продлевал лето, живя в Коктебеле в октябре. А зимами всегда оставался в своих краях. С первым снегом приходит на память - «зима не любит чётких линий».

Зима так и этак поворачивается к нам своим то смеющимся, румяным от мороза лицом, то суровой личиной, то удалым бегом санок по скрипящему снежку. Во «Всех богатствах русского пейзажа…», «Не скрипи полозьями…» с радостью открываешь для себя такие русские, такие добрые слова, как «прыть», «проулочек», где так напевно звучит: «белы снеги». В стихотворении «Вновь зимы настали сроки…» накрепко запоминается концовка: «А зима чиста, как этот милый пушкинский хорей».

Ещё одно «зимнее» стихотворение - «Сумерки зимние…». Оно очень картинное - синие сумерки, серебряное марево инея… Но за этими красками человек не теряется. Ясно, что это уже немолодой человек, иначе зачем бы это - «сердце заныло так молодо-молодо».

Когда думаешь о том, скольким людям книга помогла выстоять в противоборстве с каким-то горем, выпрямляла человека, выводила из безнадёжности, то по справедливости надо сказать: поэзия тут идёт впереди прозы по глубине воздействия. Человеку в наше время, независимо от возраста, независимо даже от того, сознаёт он это или нет, крайне важно чувствовать своё единение с природой, гармоническое с ней слияние. Направленно выработать это чувство единения - значит, обеспечить себе душевное здоровье. Каждый за собой знает, как неотложно важно в иные моменты сбежать на природу. Пусть в пригородную рощу, не в деревню, не в лес. Хоть в парк, в его самую уединённую часть. Природа врачует, природа снимает с нас огрублённость. Она очищает нас, примиряет с миром, окружающими, невзгодами…

Но если нельзя вдруг сбежать в тишину, первозданность, к зелени, птицам, разноцветным снегам, тут как раз помогут стихи.

Николай Иванович Рыленков не раз говорил, что после пустопорожнего совещания, нудного разговора, очередного удара - а кто их в жизни не получал?! - он очищался поэзией, восстанавливал ею душевное равновесие.

Рыленков - это живая энциклопедия…Он отлично знал крестьянские обряды и их названия, очерёдность, стихи совсем забытых, полузабытых, известных и ещё мало кому известных поэтов. Он очень любил Блока, Есенина, Пастернака, Ушакова.

Ничем не подкупить поэту читательское сердце, если нет в его книге своего подхода к явлениям жизни, своего образного видения мира, своего поэтического голоса: не того голоса, который чем громче, тем якобы слышнее, а того истинно музыкального, который тем лучше, чем он чище.

Николай Рыленков владеет многообразной поэтической интонацией: то энергичные балладные ритмы, то пластически точные афористичные строки, то мелодичная сказовая речь. И во всех этих столь разных стихах мы нигде не услышим чужого голоса, всегда перед нами творчество одного поэта, свежее по чувству, глубокое по мысли, и именно потому богатое по интонации.

Поэзия Н.Рыленкова сохраняет для нас красоту и аромат родных мест. В неё входишь, как в весенний лес, напоенный дразнящим запахом черёмухи, в лес, где нежным цветом светится подснежник, где приветно колышутся розовые серёжки бересклета, где промелькнёт в траве ландыш с изумрудными капельками росы на широком листе.

Только очень наблюдательному, вдумчивому художнику дано увидеть и воплотить в словах краски природы.

Опять роняют пух тяжёлые гусыни,

Выравнивая дно нагретого гнезда,

Опять прозрачны дни и ночи светло-сини,

И над тобой стоит бессонная звезда.

Близость к родной природе, тонкое понимание её позволяют Николаю Рыленкову найти верный тон, придают художественную убедительность многим стихотворениям «на гражданскую тематику».

Не секрет, что многие стихотворения наших поэтов воздействуют на разум, на сознание, а не на чувство читателя, хотя искусство должно найти путь к разуму через душу, через сердце. Это верный путь. Но способы и средства достижения цели могут быть различные. Рыленкову любовь к природе помогает находить этот путь «через сердце». В стихотворении «Переяслав-Хмельницкий» строки о том, как «руки белых черёмух протянуты с лаской», проникновенно подготавливают пафосные строки о дружбе народов всей страны.

Природа для Н.Рыленкова - вечно живой, пульсирующий, как родник, источник раздумий. Конечно, это не ново. И мудрая философичность Пушкина в «Осени», и глубина тютчевских раздумий, и трогательная одухотворённость пейзажной лирики Фета - всё это давние завоевания русской поэзии. Но «секрет» этот как-то скрыт в последнее время, и тем весомее звучит поэзия Николая Рыленкова - одного из немногих современных наших поэтов, пытающихся постичь «философию природы».

Поэт пишет о весне, о том, что апрель подготовил всё для майского цветения:

Всё зацветает кругом, а ты -

Ты знай, внимая птичьим трелям,

Нам раскрывает май цветы,

Что приготовлены апрелем!

Это стихи о весне, о цветах, о птичьих трелях. Но в них есть философский вывод, ради которого написано стихотворение, - каждый из нас должен благодарно помнить, что вместе с нами и до нас делали и делают большое дело другие люди.

Прекрасный цикл - пять сонетов - написал Рыленков о русской душе и русской музыке Глинки!

Любит и знает Н.Рыленков сердце русского человека - годого и смелого, мужественного и трудолюбивого, нежного и наблюдательного. Поэтому так просты и искренни его стихи о любви, о «душевных» и строгих в своей красоте русских девушках.

Легко и вольно входят в его стихи народные песни, припевки, поговорки, делая таким непосредственным общение поэта с читателем. Причём сама настроенность его поэтического голоса, структура речи покоятся на точном и уверенном владении теми богатствами, которые созданы устной поэзией народа. Многие его песни близки к частушке, пожалуй, самому излюбленному жанру нынешнего народного творчества.

На мой взгляд, неподдельная актуальность всех стихов Рыленкова в единстве поэта с родной природой, с жизнью своего народа.

За свою жизнь Рыленков написал огромное количество стихов о родном крае, о простых людях, о родной природе и о многом другом. Я считаю, что он является не только прославленным поэтом Смоленщины, но и всей России.

В. А. Звездаева говорила:”Н. Рыленков жил поэзией и для поэзии. И если я всё же попыталась сказать о нём что-то сверх его стихов(стихи сами за себя говорят любому открытому сердцу),то лишь с надеждой: может быть, написанное мной побудит прочитать его стихи более родственно. И ещё: в каждой жизни встречается не тот, так другой большой человек. Не пропустите в жизни своего Рыленкова. Потому что явление большого человека- всегда чудо, обогащение, взлёт духовности.”

В своём реферате я рассмотрела жизнь и творчество известного смоленского поэта Николая Ивановича Рыленкова. Мне удалось доказать, что тема родины и родной природы является основной в его поэзии. На мой взгляд, этим человеком может гордиться великая смоленская земля. Закончить свой реферат я бы хотела строками Н. Рылекова:

Я не играл словами, помня

И в стужу лютую, и в зной

Что у меня деревня Ломня

Есть на Смоленщине лесной.

Там я взрастал в хлебах и травах

И всюду шёл с друзьями в ряд.

Слов неправдивых, слов лукавых

Мне там вовеки не простят.

Список использованной литературы.

1.»Добрая душа» - издательство «Советская Россия» Москва - 1973 год.

2.В. А. Звездаева «Николай Рыленков» - издательство «Современник», Москва - 1987год.

3.»Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры» - издательство СГПУ, Смоленск - 2000год.

Подобные документы

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Краткий очерк личностного и творческого становления великого российского поэта-символиста начала XIX века В.Я. Брюсова, отличительные черты его произведений. Отражение фактов исторического прошлого России в стихах поэта. Анализ поэзии "Родной язык".

    реферат , добавлен 17.06.2009

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Творческий путь Н.М. Рубцова - лирика XX века, восхищавшегося красотой родной природы в своих поэтических произведениях. Поэтические стихотворения Н. Рубцова, привлекающие внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

    реферат , добавлен 04.06.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2009

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Поэзия Пастернака привлекает читателя напряжённостью лирического переживания, тонкостью, восприятия тех тысяч мгновений и подробностей, которые открываются человеку в мире родной русской природы и в повседневном общении с кругом близких и милых людей.

    реферат , добавлен 10.03.2002

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Основные факты биографии Афанасия Фета. Единство природы и человекы в поэзии Фета. Роль цвета, звука и контрастов в стихотворении. Любимые символы поэта. Любовная лирика. Стихи, посвященные Марии Лазич. Общее и отличное в творчестве Фета и Тютчева.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Создание Студии детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде в 1922 году. Основные жанры в творчестве писателя В.В. Бианки: детская сказка, рассказы о природе, энциелопедия. Познавательный и воспитательный характер произведений.

Серегина Юлия

Работа отражает основные этапы творчества и жизни поэта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Литературоведческое исследование

на тему:

«Вся жизнь в поэзии»

(По творчеству Н.И.Рыленкова).

Выполнила: Серегина Юлия, 10 класс

Руководитель: Серегина Ольга Егоровна,

учитель русского языка и литературы

2013 г.

I.Введение

Я многое делал не так,

Как бы сделал теперь я,

Но делал лишь то,

Что по совести делать я мог.

Н.Рыленков

Данная работа посвящена исследованию жизни и творчества одного из основателей смоленской поэтической школы Николая Ивановича Рыленкова.

Причины, побудившие меня обратиться к данной теме следующие:

  • Актуальность темы;
  • Малоизученность;
  • Интерес к творчеству поэта

Объект исследования – лирика Н.И.Рыленкова

Цель работы : изучение творчества поэта, выявление того, насколько полно отражается биография Рыленкова в его творчестве.

Гипотеза :

Вопрос, направляющий мою работу, будет основополагающим: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» Я умею хорошо декламировать стихи и пытаюсь писать их, но всегда восхищалась теми, кто умеет мастерски владеет «золотым пером». Именно этот вопрос является для меня проблемным, поэтому хочу попробовать выразить себя через поэзию.

Достижение цели предполагает решение следующих задач :

1. Исследовать лирику Н.И.Рыленкова

2. Изучить литературу о поэте.

3. Развить умение анализа лирического произведения.

4. Реализовать свой творческий потенциал.

Методы исследования:

  • изучение литературы ;
  • консультация учителя;
  • обработка информации;

В своих поэтических произведениях Рыленков воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. Ряд стихотворений посвящен историческим деятелям, композиторам, поэтам, писателям. Эти произведения создают неповторимый образ истории и культуры нашей страны. В творческой мастерской поэта есть стихотворения о войне, о любви.

Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество и какое место нашли отражение в его стихах.

Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году (приложение № 1,2), но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов.

Почему до сих пор не умолкает интерес к творчеству поэта?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.

II.Основная часть

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Вот что говорит поэт о своей малой родине: «Стояла наша деревня на пологом берегу речки Корчевки, но немножко поодаль, как раз на том месте, докуда не доходила вода во время весеннего паводка. Все улицы были обсажены деревьями – дубами, кленами, но, главным образом, липами, на которых всегда гнездились грачи…» . Глубоко поэтичными кажутся строки, воспевающие родные места (приложение 3) .

Основной жанр в творчестве Н.Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики даже упрекали его в таком пристрастии. Но именно в стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Поэт открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы» (приложение 4) .

Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости стала русская природа в ее разных состояниях.

Великая Отечественная война вошла драматической страницей в историю нашей страны и области в частности.

В стихах, посвященных этим событиям, Н.Рыленков сравнивает Смоленщину с вербой, обожженной грозой (приложение 5) . Обожженным грозой войны оказался и он сам. Поэт Н.Грибачев вспоминал, как он, Рыленков и еще один смоленский писатель, Дмитрий Осин, покидали Смоленск в последнюю минуту, когда город уже горел.

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьей, но поэт постоянно вспоминал близких людей: своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма (приложение 6) .

В конце 30-х годов, не оставляя работы над лирикой, поэт обратился к героическому прошлому Смоленска, под стенами которого не раз решались судьбы России.

«Увлечение историей, изучение старинных хроник и летописей, легенд и сказаний, связанных с хорошо известными мне местами, открывало мне самые глубинные источники славянской речи, обостряло чувство слова, помогало преодолеть робость перед канонами условно поэтического языка. Но все это не только освежало язык моей лирики, а и расширяло ее горизонты, делало для меня ощутимой связь времен», - писал Рыленков в своей автобиографии .

Поэт считал, что в поэзии, в том числе и в лирике, не может быть глубокого чувства времени без чувства истории (приложение 7).

Он рано осознал, что его родная земля имеет за плечами трудную и славную историю. Холмы, башни, стены, соборы Смоленска овеяны преданиями о патриотическом прошлом.

С особой силой талант поэта раскрылся в его любовной лирике.

«Пятое время года» - так называется сборник Рыленкова шестидесятых годов. А что это за пятое время года? Разве такое бывает? Пятое время года – это жизнь души человека, а она не всегда подчиняется календарю: на улице стужа, а у тебя в душе весна; на улице солнечно, а в душе пасмурно. Или вовсе сто погод на душе: и смешно, и горько, и тревожно, и радостно одновременно. Пятое время года – это любовь в душе человека. У Н.Рыленкова много стихов о любви, хотя он и не часто употребляет это слово, как бы стыдится его. Но изображение состояния человека таково, что мы из коротких строк понимаем и душевную рану, и грозу, пронесшуюся или ожидаемую, и восторг, и смятение, и первый поцелуй, и робкое признание (приложение 8) .

Примечательно то, что любовь и нежность к любимой передается в стихотворениях так, что она неразделима с любовью к родной стороне. Лирический герой имеет право сказать:

А о том, как близка ты мне, как дорога,

Ты в стихах об отчизне прочтешь.

Выводы

Поэзия Николая Рыленкова дарит нам прекрасные стихи о любви, приоткрывая тайну этого чувства.

Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

Заключение

Всю жизнь влечет вперед круговорот времен,
Зимою ждешь весны, весною просишь лета.
И говоришь всегда, часов заслышав звон,
Что песня лучшая твоя еще не спета.
Николай Рыленков

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

Завершая круг своего развития, Николай Рыленков мыслью обращается к тем же далям и тем же людям, с которыми было связано начало его поэтической судьбы. Адрес его поэзии остался неизменным. Слово его не меняло прописки. «Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни», - писал поэт .

Поэзия – это светлый миг и неисчерпаемый источник, который как в сказке, напоит «живой водой» всех, кто прикоснётся к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает светлые чувства, учит любить и понимать жизнь. Да, на волнующий меня вопрос: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» - я, действительно, нашла ответ. Люди, дарите всем - поэзии светлый миг - любимые строчки любимых авторов. Я дарю вам мои любимые строки, которые когда-то подарил всем Николай Иванович Рыленков (приложение 9).

Литература


1. Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Твардовского. Смоленск, 1989 г.

2. Звездаева В.И. Николай Рыленков. Издательство «Современник», Москва,1987год

3. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. Смоленск 1971 г.

4. Рыленков Н.И. Избранная лирика (1926-1964). М., Московский рабочий, 1965г.
5. Рыленков Н.И. Сказка моего детства. Повести. Стихи. Второе издание. Рис. Ю.Игнатьева. М., «Дет. лит.», 1976.

6. Рыленков Н.И.. Стихотворения и поэмы. Издательство «Советский писатель», 1981г.

7. Рыленков Н. И. Стихотворения (1924-1969). М., Советская Россия, 1988

8. Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск, 1994 г.

9. Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры - издательство СГПУ, Смоленск – 2000год.

Приложение 1

Биография

Родился в крестьянской семье.

В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем.

Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов.

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945.

Член КПСС с 1945.

Член правления СП РСФСР с 1958, секретариата СП РСФСР с 1965.

Творчество

Печатался с 1926.

Первая книга стихов - «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.

Скончался Н.И. Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище. Могила на центральной аллее.

Награды

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Приложение 2

***
Все в тающей дымке -
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

На опушке зной замешен густо,

Есть у зайцев заячья капуста,

Ежевика зреет у ежей.

Дождались малиновки малины,

В журавине бродят журавли…

Приложение 3

…Позови тут детство с луговины,

И оно откликнется вдали!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 4

Я рос лицом к лицу с родной природой,

Почти с рожденья подружившись с ней.

Замшелый пень, как дед сивобородый,

Рассказывал мне были давних дней.

В чащобах, не давая заблудиться,

Среди лесной дремучей ворожбы

По ягоды меня водили птицы,

А белки – по орехи да грибы.

Но там, где каждый шорох что-то значит,

Все услыхать и разгадать сумей.

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней!

***
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

***
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Приложение 5

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома...
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.

За песни, которым впервые
Внимают родные края...
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Приложение 6

Писать всю ночь письмо. Писать, ещё не зная,

Сумеешь ли послать. И всё-таки писать.

Для самого себя. Поймёшь ли ты, родная,

Что я хотел сказать?.. Нет, спутался опять!


Писать всю ночь письмо. Писать, не ожидая,

Что твой ответ придёт. И всё-таки писать.

Так вызывать тебя в разлуке мог всегда я

И верю, что теперь ты явишься опять.

«Письмо»

Приложение 7

Я преданий суровое прядево

Разбирать нить за нитью привык.

Мне достался от дедов и прадедов

Ключ к их тайнам – мой русский язык.

С ним в погоду и в непогодь лютую,

За работой встречая зарю,

Что запутано было – распутаю,

Что туман укрывал – озарю.

Приложение 8

У любви серебряное горло,

Вижу - руки ты ко мне простёрла

И зовёшь... Не надо, не зови.

Дай забыться хоть на миг единый,

Снов моих заветных не тревожь.

Разве чем-нибудь на лебединый

Разве ты не чувствуешь, что дымом

Я пропах у роковой черты?

Что с таким суровым, нелюдимым

Будешь делать, ласковая, ты?

Но опять мне в грохоте и вое

Ты такой мне стал дороже вдвое,

Я тебя такого и зову.

Тебя забыть? Ты думаешь, так просто

Тебя забыть, сердца разъединить,

Как в раннем детстве, досчитавши до ста,

Заснуть, порвав дневных событий нить?

Какая ты наивная! Какая

Смешная ты! Да у меня в ушах

Стучится в сердце мне твой лёгкий шаг.

Ты по ночам, повелевая снами,

Ко мне приходишь, горячишь мне кровь

И всё, что вместе пережито нами,

Передо мной развёртываешь вновь.

И всё теперь мне дорого. Я даже

Размолвки наши горем не зову!

Проснувшись, я ищу тебя: когда же

Тебя увижу снова наяву?..

Я буду лучше, чем тогда. Не здесь ли

Копил я нежность, ото всех тая?

Ну как же я тебя забуду, если

Ты - это я? Ты - молодость моя!

Но приказало время: всё изведай!

Пусть выступает в письмах кровь из строк.

Нам обусловлен на войне победой

И срок разлуки и свиданья срок.

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанные на доске:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6 , прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» (с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем .

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (смотреть - значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть, глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться )

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (человеку нужно иметь воспитанные глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

Что означает понятие «малая родина »? (это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» (зал.7)

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Рассмотрите картину Марка Шагала « окно на даче».

Много ли места на картине занимает изображение окна ? (практически все место)

Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

Когда? (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

Не кажется ли вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой,расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена, граница, определяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты).

Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» (зал. 7)

Рассмотрите картинку

Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? (это выражение ласкового отношения к родному городу, как к чему- то бесконечно близкому и любимому).

Видно ли, если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

По каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться? за городом, в поле или идет по самому небу? (для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужик с лошадкой бороздят небо).

Эта картина – гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (это признание любви своей малой родине).

6. итог урока

Что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з придумать, как « малая родина» связана с большой Родиной, с отечетсвом



Поделиться