Природная лирика тютчева и фета. Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия - то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

  • Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
  • Всю свою жизнь Фет отстаивал "чистую красоту", которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского "всеславянского" царя. Такая "христианская империя", по его убеждению, сможет противостоять революционному и "антихристианскому" Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. "Судьба России, - писал Тютчев, - уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход".

    Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: "О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его "даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов". Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что "человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет".

  • Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

    "Денисьевский цикл" Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней...
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, любви вечерней!

    Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева - это тайна, высший дар судьбы.

    Любовь, любовь - гласит преданье -
    Союз души с душой родной -
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И... поединок роковой...

    Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. "Денисьевский цикл" Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

    Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит "отчаянная, рыдающая нота". Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: "Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною - как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего..." Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: , "Недвижные очи, безумные очи", "Солнца луч промеж лип...", "Долго снились мне вопли рыданий твоих" и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

    Очей тех нет - и мне не страшны гробы,
    Завидно мне безмолвие твое,
    И, не судя ни тупости, ни злобы,
    Скорей, скорей в твое небытие!

    В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже "небытие" ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

  • Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном...
    Час тоски невыразимой!..
    Все во мне, и я во всем!..

    Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

    Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

    Какая ночь! Все звезды до единой
    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
    И в воздухе за песней соловьиной
    Разносятся тревога и любовь.

    Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

  • Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.
  • После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

    Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

    Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

    Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

    Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева - четко разграничены, у Фета - они сливаются в одно целое.

    Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета - два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго - иррациональный.

    Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

    В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

    Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

    В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

    В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

    Пейзажная лирика Ф. Тютчева

    В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени - одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

    Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов - такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

    Пейзажная лирика А. Фета

    В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

    Окружающая природа в пейзажной лирике Фета - это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

    Любовная лирика Тютчева и Фета

    В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» - радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.

    Добавим, что если в характеристике Годунова, данной Пушкиным, большую роль играют угрызения совести, царь Борис Толстого страдает не столько от нравственных мучений и своей виновности, сколько от ясного сознания, что преступление было совершено напрасно, что народ не оценил той жертвы, которую он принес для страны, и отвернулся от него. Он умирает с горьким сознанием того,что все сделанное им для страны и народа, забыто, что он оказался неправ.

    Тема природы в лирике Ф. Тютчева, А. Фета и Н. Некрасова.

    Природа у Фета:

    Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная

    в таких стихотворениях, как "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта" и других. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа

    в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

    Красота и гармония для Фета – это высшая реальность. Ф – великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия. 1848 –стих «Весенние мысли»; 1854 – стих «пчёлы»; 1866 – стих «Пришла, и тает всё вокруг»; 1884 – «Сад весь в цвету». В пейзажн лирике рожд=ся некая фетовская вселенная красоты (философичность): «на стоге сена ночью южной…». Образ мироздания величественен и близок человеку. В приобщении к красоте вселенной спасение для лир героя: «Измучен жизнью, коварством надежды».Явления природы у Ф детальней, конкретней, чем у предшественников. Стремится зафиксировать явления природы. В основном Ф использует естественный цвета, оттенки. Ему важно запечатлеть мгновения. Любимое время года – весна, т.е. это не статика. Любит описывать вечерний/утренний пейзаж.Умение «озвучить» даже немую природу – замечательное свойство муз лиризма Фета: в его стихах она не только блещет красотой, но и поёт ею.

    Природа у Некрасова:Некрасов - создатель национального русского пейзажа как законченной и всесторонне развитой художественной системы. Через все творчество поэта проходит образ грустной, унылой земли: мутные краски, обесцвеченные дождями, протяжные звуки ветра, стонущего в полях, рыдающего в лесах. "Кочи, ухабины, ели бессменные! // Каркает ворон над белой равниною..." ("Пожарище", 1863); "Сентябрь шумел, земля моя родная // Вся под дождем рыдала без конца..." ("Возвращение", 1864); "Бесконечно унылы и жалки // Эти пастбища, нивы луга, // Эти мокрые, сонные галки, // Что сидят на вершине стога..." ("Утро", 1874).

    Влага смешивается с землей и воздухом, образуя грязь, слякоть, изморось, туман, - излюбленные элементы некрасовского пейзажа. Раскисшие дороги

    покрыты лепешками мокрого снега. Сырость проникает повсюду, словно природа непрерывно плачет, сморкается, задыхается от простуды.

    Некрасов создает особую эстетику "безобразного", "отвратительного" пейзажа, прямо противоположного тому идеалу "прекрасной" и "возвышенной" природы, который господствовал в поэзии долгие десятилетия: "Начинается день безобразный - // Мутный, ветренный, темный и грязный..." ("О погоде. Часть I", 1865). Одним из первых он вводит в русскую поэзию мотив дождя - не освежительного, сверкающего как у А.Фета или А.Майкова, но затяжного, заунывного, что слезами струится по окнам, меж небом и глазом "как черная сетка висит". Как петербургскому поэту, Н.Некрасову хорошо знакома атмосфера промозглой сырости, сгущенных водяных паров, отяжеляющих воздух, - у него даже "ветер удушлив".

    Вместе с тем встречаются у Некрасова и красочные, праздничные описания природы, которые своей эмоциональной приподнятостью и эстетикой олицетворения восходят к фольклору (весна в "Зеленом шуме", зима в "Морозе, Красном носе").

    Среди деревьев у Некрасова преобладают сумрачные, суровые - сосна и ель, среди птиц ("черных птиц за мной летела стая") - темные галки, зловещие, тяжелые вороны, жалобные кулики с их протяжными криками-стонами (в предшествующей поэзии господствовали соловьи, лебеди, жаворонки, ласточки, почти отсутствующие у Некрасова). Некрасов вводит в поэзию образы измученных, заезженных рабочих животных - не "коней", а "лошадей" ("Мороз, Красный нос", 1863; "О погоде. Часть I"; "Уныние", 1874).

    Новое у Некрасова - обилие луговых и полевых мотивов. Впервые поэтизируются пшеница и рожь, колышущиеся под ветром и бегущие волнами колосья, "шелест нивы золотой" ("Несжатая полоса", 1854; "В столицах шум, гремят витии...", 1857; "Тишина", 1857; "Уныние").

    Внимание поэта настолько приковано к земле, что показательной особенностью его творчества становится сравнительная редкость образов звездного неба, лунного света, вообще небесных светил, столь характерных для тютчевских и фетовских пейзажей (ср., однако "Рыцарь на час"). Нечасто у Некрасова показывается солнце, да и то скупое, тусклое, замутненное ("Несчастные", 1856). Эта некрасовская особенность - невнимание человека, занятого трудом на земле, к небу - была унаследована большинством поэтов первых десятилетий советской эпохи (включая М.Исаковского, А.Твардовского, верных некрасовским традициям).

    Некрасов впервые поэтически осмысливает связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни ("С окружающей нас нищетою // Здесь природа сама заодно". "Утро"), а также складом национального творчества, в том числе и своего собственного. Тоскливые песни ветра в полях, заунывные волчьи стоны в лесах - вот звуковой прообраз народных протяжных песен, которым вторит некрасовская муза; как голос самой русской природы, поэт осознает свое творчество в стихотворениях "Начало поэмы" (1864), "Возвращение" (1864), "Газетная" (1865).

    Некрасов, основоположник городского пейзажа, впервые передал в стихах душный запах городского воздуха, впитавшего "клубы дума из труб колоссальных", вид застойной воды, зацветающей в каналах, одним словом,

    воссоздал природу в месте ее гибельного сплетения с цивилизацией ("Ненастье"; "О погоде" - ч. I и II, 1859-1865). Одновременно он описал деревню с точки зрения горожанина, "дачника", как "загородную" местность, которая своим вольным ветром сгоняет с души сор, навеянный столицей ("За городом", 1852; "Начало поэмы"; "Уныние")

    природа у Тютчева:

    Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", ; "Вечер мглистый и ненастный...", ; "День и ночь", }

    Поделиться