Татарский советский поэт казненный фашистами. Казнен в плену Германии - предатель советской Родины

……………………………………………

8 Память………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложение. Стихи…...………………………………………………………

Введение

Наш земляк Муса Джалиль прославил наш край своим творчеством и своим подвигом, который он совершил в годы Великой Отечественной войны, находясь в Моабитской тюрьме (Берлин) в плену у фашистов.

Цель данной работы – создать памятную книгу о жизни и творчестве Мусы Джалиля для школьной выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения поэта.

1 Детство Мусы Джалиля

Вьюжной февральской ночью1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. Шестой ребенок. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости, скрестив ноги, сидели на полу. Они принесли с собой подарки: кто черную бархатную тюбетейку, кто яркую ситцевую рубашонку, кто мотки пряжи, а родители матери Рахимы-апы принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста – чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Все встали. Муллу встретили у порога, помогли снять тяжелую шубу.

Мулла поднес ладони к лицу, и нараспев, полуприкрыв глаза, начал читать молитву. Все притихли. Когда мулла закончил молитву, ему подали туго спеленатого ребенка. Мулла поднял его на вытянутых руках и произнес: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса. А имя сие идет от пророка Моисея, мудрейшего из мудрых”.

В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая деревушка Мустафино. Это родина Мусы. Здесь прошло его детство. Детство всех деревенских ребятишек было одинаковым. Зимой катались на салазках с ледяных горок. Когда наступали теплые солнечные дни, ребята играли в бабки, ходили в поход, разжигали костры и пекли картошки. Играли в салки, в прятки, лазили по деревьям. Больше всего Муса любил рыбачить. Река Неть – это любимое место для прогулок. Муса, как и все ребята, собирал весной дикий лук и чеснок, лакомился спелой вишней, пас за речкой телят и гусей, ездил с родителями на сенокос.


Отец Мусы Мустафа Залилов был человеком добрым, мягким. По рассказам односельчан, он был невысокого роста, рыжеватый, несколько суетливый. Его все уважали как человека незлобивого, сметливого и по-крестьянски мудрого.

На фото мать Мусы Джалиля, Рахима. Она была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен. В самые трудные дни в Оренбурге, когда в доме не было ни куска хлеба, ни капли керосина, она собирала вокруг себя детей и пела им старинные татарские песни. Дети, слушая песни матери, хоть на какое-то время забывали о страшном чувстве голода.


Наступил незабываемый день, когда маленький Муса впервые переступил порог школы.

На фотографии – школа, где учился Муса. Учился он легко и с большим желанием. Почти все буквы алфавита были знакомы Мусе (их показал ему брат Ибрагим). Пока его одноклассники с трудом усваивали буквы, Муса уже свободно читал и писал. Он был очень любознательным.

Учитель разрешал ученикам задавать любые вопросы. Муса, пользуясь этим, так и сыпал вопросами: Почему небо синее, а трава зеленая? Почему у лошади четыре ноги, а у человека только две? Откуда берется гром?

Так Муса за один год усвоил программу всех четырех классов.

В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург. Это были годы жестокой нужды и скитания по постоялым дворам.

Медресе – духовное учебное заведение, где учился Муса в Оренбурге. В школе была библиотека. Здесь Муса впервые прочитал сказки Пушкина.

Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…

Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Иногда мать вставала и, отругав сына, гасила лампу. Она жалела керосин, жалела бумагу, но больше всего жалела его самого, боялась, что он испортит глаза. Но на следующий день все повторялось сначала.

Способный мальчик стал писать стихи про гусей и бабочек, про речку Неть он хотел стать таким же поэтом, как Тукай подписывая свои первые стихи - Маленький Муса (Кечкенэ Муса). Поскольку он очень любил свое Мустафино, чистый воздух знакомых и любимых с детства мест, краски увядающего осеннего и пробуждающегося весеннего леса, утренний туман над полями, красочные закаты над рекой – это будет давать ему вдохновение всю жизнь.

Позже, многие его стихи для детей будут посвящены деревенской жизни, животным, природе родной земли. Такие стихи для самых маленьких, как «Петушок», «Кукушка», «Вороватый котенок», «Шакир и Гали», «Мой пес» и многие другие.

Летом 1913 года Мустафа-абзый распродает хозяйство и перевозит свою многочисленную семью в Оренбург. В городе им удалось поселиться в подвале медресе, рядом с которым находилась библиотека «Белек» (Знание). Вот где теперь постоянно будет проводить все свое свободное время семилетний Муса. Вскоре он поступает на дальнейшее обучение в медресе «Хусаиния». В этом учебном заведении основной дисциплиной была, конечно, теология, но кроме этого давали и светское образование. Детей учили литературе, рисованию и пению. Учеба в медресе много дала маленькому поэту, здесь он продолжил развивать свой талант. Годы учебы, конечно, не были легкими, но Муса научился добывать знания. Хорошие способности и прилежность позволили ему поверить в себя и проявить свои лидерские наклонности. Например, он организовал в медресе для своих одноклассников выпуск газеты, и сам редактировал ее и издавал, где и появился в первый раз его псевдоним - Муса Джалиль.

Кроме поэзии и литературы, он увлекался музыкой и хорошо овладел игрой на мандолине.

2 Юность поэта

В начале 1917 года Муса создает стихотворение, в котором говорится о Мировой войне, как о бессмысленном кровавом побоище, уносящем тысячами молодые человеческие жизни. Он посылает его в татарскую газету «Вакыт» («Время»). Оно не было напечатано.

В 1917 году, в ноябре, когда Оренбург в течение двух лет переходит от одних военных властей к другим, в городе царит анархия и бандитизм. Освобождают город от бандитов и белогвардейцев только к 1919-му году. Ко второй половине 1919 года относятся первые поэтические опыты тринадцатилетнего Мусы. Его первые стихи, как и многих поэтов, были наполнены особым романтизмом. Одни названия чего стоят: «Красному знамени», «Красный праздник», «Красное войско». В первых стихах так много красного, что некоторые литературоведы начальный период окрестили «красным». Он характеризуется категоричностью, прямотой, энергией и сжатостью стиха. Чаще всего это страстные, заостренные, в публицистическом плане, призывы, например:

Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!

Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

«Счастье», 1919 г.

Это одно из первых стихотворений «Счастье», имеющее взрослую тематику. В это опасное и богатое на события время Муса посещал шумные митинги и собрания, а потом, оттачивая свое мастерство писателя, рассказывал обо всем, что видел, в памфлетах и статьях классной самодельной газеты

В это время в окруженном Оренбурге создается первая организация коммунистического союза молодежи, впоследствии – комсомольцев. Муса записался, чтобы попасть на фронт Гражданской войны, но его не взяли, уж очень маленьким и худеньким он был в свои тринадцать.

Отец разоряется и за долги попадает в тюрьму, позже он неожиданно заболевает тифом и умирает. Мать, стараясь прокормить остальных детей, берется за самую черную и неблагодарную работу – убирает и стирает белье в чужих домах за копейки.

17 февраля 1920 года Муса вступил в комсомол. Сельским комсомольцам приходилось нести караульную службу, бороться со спекулянтами, порою задерживать вооруженных бандитов. Любое комсомольское поручение Муса выполнял охотно, с большой ответственностью.

Летом 1921 в Оренбургской области из-за засухи начинается голод, от которого умирают два брата Мусы Джалиля. Чтобы не обременять семью еще одним ртом, он уходит на улицу и пополняет толпу беспризорных голодных детей, наводнивших в то страшное время город и окрестности. В эти несколько месяцев, как пишет он в своем дневнике: «ел, что попало, ночевал, где придется, воровал».

Спас Мусу от голодной смерти на улице один из сотрудников газеты «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), в которой печатались самые первые, еще незрелые его стихи. Сотрудник газеты устроил Джалиля в Оренбургскую военно-партийную школу, а потом на базе медресе, где учился Муса, был создан Татарский институт народного образования, студентом какого и стал юноша.

После окончания Гражданской войны с 1922 года Муса живет в Казани, учится на рабфаке и активно работает в комсомольской организации, занимается самодеятельностью молодежи, пишет стихи, пьесы. Сам он говорил об этом периоде: «Меня вела… окрыляла вера в поэтическую силу». Многие его произведения этого периода посвящены юбилейным датам комсомольской организации и стали любимыми песнями татарских и башкирских комсомольцев. Джалиль организовывает музыкально-поэтические вечера, сам играет на мандолине и читает свои стихи.

Поэт активно действует в области создания первых детских организаций, в последствие названных пионерскими. Богатое переломными событиями время способствовало быстрому взрослению и созреванию будущего литератора. Путь к творческой зрелости Муса, как и многие другие, проходил несколько ступеней. Сам Джалиль не раз говорил, что на новую ступень в своем творчестве он перешел в 1924 году: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот». Ушел лишний пафос, более совершенной стала палитра художественных средств.

В этот период Муса пишет много детских стихов и пьес с новым идеологическим содержанием, потому что произведений для детских театров еще не было, а они были крайне нужны для пропаганды новой идеологи, в которую так искренне и горячо верил Муса Джалиль. Много ездит по стране по заданию комсомола, как инструктор. В 1925 работает в Комитете комсомола в Орске, в 1926 – в Оренбурге.

3

Джалиль вынужденно возвращается в Мустафино, где собирает молодежную организацию «Красный цветок», которая потом стала комсомольской ячейкой и выбрала Мусу членом комитета волостного РКСМ и делегатом губернской конференции комсомола.

В 1920-ом он опять возвращается и перерабатывает первоначальный вариант своего стихотворения «На войне» (1920 г.), обостряя степень обличительного пафоса и своего сочувствия массам народа, посылает его в газету «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), которая тогда была органом прессы большевиков Туркестанского фронта. Стихотворение было опубликовано под псевдонимом Маленький Джалиль, как и десяток подобных стихов-лозунгов, прокламаций, наполненных верой в победу, написанных Мусой, начиная с 1919 года.

До наших дней сохранилось несколько тетрадей со стихами, пьесами, рассказами, записями образцов народных сказок, песен и легенд, сделанными и сочиненными Мусой Джалилем с 1918 по 1921 годы. Конечно, большая их часть осталась не изданной, но, благодаря ним, можно получить картину творческого развития таланта Мусы. Первые же строки проникнуты стихийным демократизмом молодого автора. Он плоть от плоти сын своего народа, нахлебавшийся вдоволь унижений и горя, знающий цену трудовому куску хлеба. Он на своей шкуре ощутил высокомерие и ханжество богатых байских отпрысков по отношению к нему, сыну разорившегося торговца, только из милости взятого за казенный счет в медресе. Кому, как ни ему знать о нуждах и чаяниях людей, которым он искренне сочувствовал. Правда, его неокрепшее мастерство не дает пока возможности умело пользоваться художественными средствами, слишком прямолинейно и неуклюже высказывает свои мысли молодой

Жизнь моя для народа, все силы ему,

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу

Собираюсь служить до могилы ему.

«Слово поэта свободы», 1920 г.

4

В 1927 году Муса Джалиль он избран членом бюро ЦК комсомола от Татаро-Башкирии и направлен в Москву. Он с легкостью поступает в МГУ на филологический факультет, где учится с 1927 по 1931 год. Стихи, которые он писал на татарском языке, переводились его товарищами-студентами и читались по-русски на студенческих литературных вечерах, неизменно пользуясь успехом, что послужило большим стимулом для совершенствования их художественной формы.

В Москве Мусе приходилось не только учиться, он продолжал вести активную комсомольскую и журналистскую деятельность. Его назначили редактором татарского идеологического издания «Кечкенэ иптэшлэр» (Младшие товарищи). А затем, уже в 1928 году он – член редколлегии журнального издания «Яшь эшче» (Молодой рабочий), а также «Ударниклар» (Ударник). Грамотных кадров молодой власти катастрофически не хватало, поэтому способный, творчески мыслящий, молодой татарский поэт был ценным комсомольским работником. С 1927 по 1928 год Муса руководил еще и интернациональным татарским кружком при клубе им. Х.Ямашева и литературным кружком при Центральной библиотеке для детей. Кроме этого, он писал тексты для детских песен, работая в паре с молодым татарским композитором Латыфом Хамиди, который тоже в это время учился в Москве. Все эти занятия требовали много сил и энергии, а еще нужно было и учиться! Времени на личную жизнь абсолютно не было.

В это время он успевает уделять внимание и своему творчеству. С 1924 по 1928 год Муса пишет поэму «Пройденные пути», стихи «О смерти», тема которых – дружба и интернационализм, и многие другие произведения. Распорядок его дня в этот активный период был сложным и насыщенным событиями. Муса, по своей старой крестьянской привычке, вставал очень рано, с восходом солнца, обтершись мокрым полотенцем, на ходу завтракал и убегал в редакцию. Приходил поздно вечером, и опять садился заниматься, готовиться к семинарам, читать и редактировать рукописи. С утра работал в редакции, потом – в типографии, учеба в университете и важные совещания в райкоме комсомола.

В середине тридцатых годов, после окончания университета Муса Джалиль занимал должность ответственного секретаря татарских писателей при Союзе писателей СССР. С 1935 года заведует литературной частью татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. Студия была создана для обучения национальных кадров: певцов, дирижеров, композиторов. Он встает у истоков создания татарского национального оперного искусства.


У него семья, жена Амина и маленькая дочь Чулпан. Живут они в Москве в Столешниковом переулке, где теперь постоянно «толкутся» друзья: татарские писатели, поэты, композиторы, студийцы.

Начав работать в оперной студии, Муса начинает глубоко изучать основы музыкальной теории и историю музыки, работает над своим музыкальным развитием. Он регулярно ходит на оперные спектакли, слушает концерты в Большом и Малом зале консерватории. Переводит либретто русских опер на татарский язык, пишет оригинальные либретто на основе татарского фольклора.

Процесс учебы студийцев подходил к концу, национальной оперной труппе требовался соответствующий репертуар. Муса Джалиль не боялся брать на себя огромную ответственность по созданию либретто для первых татарских опер. Этот период его жизни был очень напряженным. Приходилось вести очень большую работу по изучению оперной драматургии, чтобы качественно подготовить либретто новой национальной оперы «Алтынчеч» (Золотоволосая), основанной на красивой старинной татарской легенде. Кроме этого, параллельно писались несколько либретто для опер композиторов-студийцев. Не оставлял он и своего творчества в области переводов. Переводил на татарский язык классические романсы, отдельные оперные арии, песни. Готовил репертуар для своих студийцев – будущих светил татарской оперной сцены.

В 1938 году Муса вместе с оперной студией покидает Москву и увозит семью в Казань, где начинает работать заведующим литературной частью Татарского оперного театра, что сегодня носит его гордое имя.

5 Предвоенное время

Председателем Союза писателей Татарской республики Мусу Джалиля выбирают в 1939 году, как и депутатом городского Совета. Дел хватало, кроме официальных депутатских обязанностей, дел в театре и в союзе писателей были еще и работы почти во всех литературных жанрах: тексты песен, материалы для нового романа о комсомоле, публицистика и пьесы.

За годы существования студии – с 1935 по 1938 год, были подготовлены к постановке два оперных спектакля «Фауст» Ш.Гуно и «Качкын» Н.Жиганова. Именно оперой «Качкын» и ознаменовалось открытие в Казани, в 1939 году Татарского государственного оперного театра. А 24 июня 1941 года в театре состоялась громкая премьера национальной оперы на татарском языке «Алтынчеч» (Золотоволосая), над либретто которой трудился несколько лет, еще со студии, Муса Джалиль. За основу он взял две народные сказки «Золотое перо», «Алтынчеч» и народный эпос «Джик мерген». Пригодились, выходит, Мусе бабушкины сказки.

Муса уже работал над либретто новой оперы «Рыбачка», о рыбаках Каспия.

Война прервала творческие планы поэта. В июле 1941 года он подал заявление в военкомат и пошел добровольцем в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком», как в шутку он называл свою рядовую должность. Но как только военное руководство узнало, что Муса Залилов – это тот самый автор знаменитой оперы «Алтынчеч», его хотели отправить в тыл или демобилизовать. Муса отказался и пошел служить политработником и военкором газеты «Отвага».

В течение первых месяцев войны поэт пишет эмоциональные стихи, призывающие хранить верность клятве воина, вошедшие в сборник «Клятва артиллериста» (1942 г.). Эта мысль в той или иной форме звучит во всех его стихах этого периода. В это же время был написан поэтический цикл «Против врага», призывающий всех людей доброй воли к борьбе против фашистских захватчиков.

6 Подвиг Мусы Джалиля

Наступил 1941 год. Когда немецко-фашистские захватчики зверски напали на нашу страну, Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов.

Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.

Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.

Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам.

Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. Ниже изображен допрос Мусы Джалиля .

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

На фото памятная стена на месте тюрьмы в Берлине, где были казнены патриоты.

7

Несмотря на то, что з а участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но они не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.

К Нигмату Терегулову, военнопленному узнику немецкой тюрьмы Маобит, попала тетрадь, которую ему передали, как человеку татарской национальности. Автор – Муса Джалиль, просил отдать ее Союзу писателей Татарии. Нигмат знал Мусу и очень уважал его, хотя лично они не были знакомы. Муса написал три тетради (хотя, может и больше) тремя шрифтами латинским, арабским и русским, они были отданы трем разным людям: татарам Нигмату Терегулову, Габбасу Шарипову и бельгийцу Андре Тиммермансу, узникам немецкой тюрьмы Моабит, как и он сам.

Нигмат вернулся домой и после проверки в СМЕРШ, оказался в родном доме, с семьей. Перед тем, как выполнить поручение, Нигмат посоветовался с родственниками, те попросили его не спешить передавать тетрадь. Ходили слухи, что против Мусы Джалиля возбуждено дело о предательстве Родины, будто он был на службе у фашистов.

Оба посланца, Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов, за передачу тетради Мусы Джалиля были арестованы и брошены в советский лагерь. Тетрадь, которую переправлял Андре Тиммерманс, в 1953 году попала в руки Константина Симонова, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.

В 1956 году посмертно был удостоен званияГероя Советского Союза.

За цикл стихов «Моабитская тетрадь» в 1957 году Джалилю была посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. В 1968 году о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

8 Память

Музей-квартира Мусы Джалиля находится в Казани по адресу: ул. М. Горького, д. 17 кв. 28. Здесь он жил в 1940-1941 гг.

Именем Мусы Джалиля назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан.

Памятники в Альметьевске, Мензелинске, Москве (открыты 25 октября 2008 года на Белореческой улице и 24 августа 2012 года на одноимённой улице), Нижнекамске (открыт 30 августа 2012 года), Нижневартовске (открыт 25 сентября 2007 года), Набережных Челнах, Санкт-Петербурге (открыт 19 мая 2011 года), Тосно (Ленинградская область) (открыт 9 ноября 2012 года).


Бюст поэта-героя Мусы Мустафовича Залилова (Джалиль).
(с. Мустафино, Шарлыкского района).Памятник поэту, Герою Советского Союза Мусе Джалилю в с. Мустафино Шарлыкского района был открыт 15 февраля 1976г. Известный татарский поэт-герой родился в этом селе.Бюст героя установлен на площади в центре села, на территории школы.

Памятник "Поэту-герою Мусе Джалилю" в Оренбурге открыт 22 июня 1996 года к 90-летию со дня его рождения. Он расположен в сквере по улице Постникова напротив городского сада "Тополя".

Мемориальная плита татарского поэта-героя Мусы Джалиля открыта в с. Асекеево Оренбургской области. Торжественное открытие мемориальной плиты памяти Мусы Джалиля в с. Асекеево состоялось 28 октября 2005г. в парке напротив спорткомплекса "юность". Рядом находится улица, носящая имя героя. Инициатива создания парка и проекта памятника принадлежит Асекеевской татарской национально-культурной автономии и приурочена к 100-летнему юбилею поэта.

Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани носит имя Мусы Джалиля.

Именем Мусы Джалиля названа школа № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования (г. Москва), где установлен памятник поэту.

Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть во многих городах бывшего СССР.

Улица в селе Уленкуль Большереченского района Омской области.

Улица в городе Астрахань.

Улица в д. Матмассы, г. Тюмень.

Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также малая планета (в 1972 году).

Его именем названа библиотека города Ижевск.

Мемориальная доска на здании МОУ СОШ № 15 в Тобольске.

Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия).

Мемориальная доска на здании по адресу ул. Агломератчиков, 9 в городе Серове, где в сентябре 1932 года останавливался Муса Джалиль.

Мемориальная доска на улице Мусы Джалиля в Москве (установлена весной 2004 года).

Подвигу поэта посвящена опера Назиба Жиганова «Джалиль» (1957).

Юности Мусы Джалиля посвящена повесть Сагита Агиша «Земляки» (1964).

Заключение

Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…”.

В одном из стихотворений он писал: “Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…”. Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить в своих бессмертных стихах. Он будет жить в памяти народа, пока будут живы его стихи.

Список использованных источников:

    Бикмухамедов Р. Муса Джалиль.Критико-биографический очерк. - М., 1957..

    Госман Х. Татарская поэзия двадцатых годов. - Казань, 1964 (на татарском языке)..

    Воздвиженский В. История татарской советской литературы. - М., 1965..

    Файзи А. Воспоминания о Мусе Джалиле. - Казань, 1966..

    Ахатов Г. Х. О языке Мусы Джалиля / "Социалистик Татарстан". - Казань, 1976, № 38 (16727), 15 февраля.

    Ахатов Г. Х. Фразеологические обороты в поэме Мусы Джалиля "Письменосец". / Ж. "Советская школа". - Казань, 1977, № 5 (на татарском языке).

    Мустафин Р.А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М.: Советский писатель, 1976.

    Корольков Ю.М. Через сорок смертей. - М.: Молодая Гвардия, 1960.
    Корольков Ю.М. Жизнь – песня. Жизнь и борьба поэта Мусы Джалиля. - М.: Госполитиздат, 1959.

    Сайт Википедия.//ru.wikipedia.org/wiki/Муса_Джалиль

    Биография, история жизни Мусы Джалиля

Приложение

Стихотворение из «Моабитской тетради»

НЕОТВЯЗНЫЕ МЫСЛИ

Мечтал я по-солдатски умереть

В разгуле ураганного огня.

Но нет! Как лампа, синим огоньком

Мерцаю, тлею... Миг - и нет меня.

Осуществления моих надежд,

Победы нашей не дождался я.

Напрасно я писал: "Умру, смеясь".

Нет! Умирать не хочется, друзья!

Уж так ли много дел я совершил?

Уж так ли много я на свете жил?

Прошла б она полезней, чем была.

Я прежде и не думал, не гадал,

Что сердце может рваться на куски,

Такого гнева я в себе не знал,

Не знал такой любви, такой тоски.

Я лишь теперь почувствовал вполне,

Что может сердце так пылать во мне,

Не мог его я Родине отдать,

Ах, как обидно это сознавать!

Не страшно знать, что смерть к тебе идет,

Коль умираешь ты за свой народ.

Но смерть от голода... Нет, нет, друзья,

Позорной смерти не желаю я.

Я жить хочу, чтоб Родине отдать

Последний сердца движущий толчок,

Чтоб я и умирая, мог сказать,

Что умираю за Отчизну-мать.

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Какая вдали земля
Просторная, ненаглядная!
Только моя тюрьма
Темная и смрадная.

В небе птица летит,
Взмывает до облаков она!
А я лежу на полу:
Руки мои закованы.

Растет на воле цветок,
Он полон благоухания,
А я увядаю в тюрьме:
Мне не хватает дыхания.

Я знаю, как сладко жить,
О сила жизни победная!
Но я умираю в тюрьме,
Эта песня моя -- последняя.

Август 1943 г.

РОДНИК

Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.

Не иссушила в зной меня жара,
Не застудили вьюжные погоды,
И в песнях чистый голос серебра
Летел к друзьям, осиливая годы.

Как путник ловит влажную струю
Губами, пересохшими от жажды,
Так песню задушевную мою
Друзья ловили сердцем не однажды.

Родник и ночью отражает свет,-
Так я светил вам, жил я с вами рядом
И пел друзьям о радости побед,
Пел о любви, что обжигает взглядом.

Как соловей на берег родника
Приходит, чтоб испить воды приветной,
Так ты ко мне, красива и легка,
Мой соловей, приходишь в час рассветный.

Не скрою я, что ты в моей судьбе
Всегда большое место занимала.
И самые нежнейшие тебе
Дарил я песни - и дарил немало,

Когда пройдет, как песня, жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья,--
В сердцах мильонов буду жить всегда я.

Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!

1937

СЛЕД

Пламя жадно полыхает.
Сожжено дотла село.
Детский трупик у дороги
Черным пеплом занесло.

И солдат глядит, и скупо
Катится его слеза,
Поднял девочку, целует
Несмотрящие глаза.

Вот он выпрямился тихо,
Тронул орден на груди,
Стиснул зубы: -- Ладно, сволочь!
Все припомним, погоди!

И по следу крови детской,
Сквозь туманы и снега
Он уносит гнев народа,
Он спешит догнать врага.

1942

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных.. .

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня.. .

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз.. .
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.. .
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.. .

История о том, как благодаря тетрадке со стихами человек, обвиненный в измене Родине, был не только оправдан, но и получил звание Героя Советского Союза, сегодня известна немногим. Однако в свое время о ней писали во всех газетах бывшего СССР. Ее герой — Муса Джалиль прожил всего 38 лет, но успел за это время создать множество интересных произведений. Кроме того он доказал, что даже в фашистских концлагерях человек может бороться с врагом и поддерживать патриотических дух в своих товарищах по несчастью. В этой статье представлена краткая биография Мусы Джалиля на русском языке.

Детство

Муса Мустафович Залилов родился в 1906 году в деревне Мустафино, которая сегодня расположена на территории Оренбургской области. Мальчик был шестым ребенком в традиционной татарской семье простых тружеников Мустафы и Рахимы.

С раннего возраста Муса стал проявлять интерес к учебе и необычайно красиво выражал свои мысли.

Сначала мальчик учился мектебе — деревенской школе, а когда семья переехала в Оренбург, его отправили учиться в медресе «Хусаиния». Уже в 10 лет Муса написал первые стихи. Кроме того, он хорошо пел и рисовал.

После революции медресе преобразовали в Татарский институт народного образования.

Подростком Муса вступил в комсомол, и успел даже повоевать на фронтах Гражданской войны.

По ее окончании Джалиль принял участие в создании в Татарстане пионерских отрядов и пропагандировал идеи юных ленинцев в своих стихах.

Любимыми поэтами Мусы были Омар Хайям, Саади, Хафиз и Дердмэнд. Увлечение их творчеством привело к созданию Джалилем таких стихотворных произведений, как «Гори, мир», «Совет», «Единодушие», «В плену», «Престол из колосьев» и пр.

Учеба в столице

В 1926-м году Муса Джалиль (биография в детстве представлена выше) был избран членом Татаро-Башкирского Бюро ЦК ВЛКСМ. Это позволило ему поехать в Москву и поступить на этнологический факультет МГУ. Параллельно с учебой Муса писал стихи на татарском языке. Их переводы читались на студенческих поэтических вечерах.

В Татарстане

В 1931 году Муса Джалиль, биография которого сегодня практически неизвестна российской молодежи, получил диплом об окончании вуза и был направлен на работу в Казань. Там в этот период при ЦК ВЛКСМ начали издаваться детские журналы на татарском. Муса стал работать в них редактором.

Через год Джалиль уехал в город Надеждинск (современный Серов). Там он много и упорно трудился над новыми произведениями, в том числе над поэмами «Ильдар» и «Алтын Чэч», которые в будущем легли в основу либретто опер композитора Жиганова.

В 1933 году поэт вернулся в столицу Татарстана, где издавалась газета «Коммунист», и возглавил ее литературный отдел. Он продолжал много писать и в 1934 году вышли 2 сборника стихов Джалиля «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы».

В период с 1939 по 1941 годы Муса Мустафаевич работал в Татарском оперном театре заведующим литературной частью и секретарем Союза писателей Татарской АССР.

Война

23 июня 1941 года Муса Джалиль, биография которого читается как трагический роман, явился в свой военкомат и написал заявление с просьбой отправить его в действующую армию. Повестка пришла 13 июля, и Джалиль попал в артиллерийский полк, формировавшийся на территории Татарстана. Оттуда Мусу направили в Мензелинск на 6-месячные курсы политруков.

Когда командованию Джалиля стало известно, что перед ними известный поэт, депутат горсовета и бывший председатель татарского Союза писателей, было решено издать приказ о его демобилизации и отправке в тыл. Однако он отказался, так как считал, что поэт не может призывать людей защищать Родину, находясь в тылу.

Тем не менее, Джалиля решили беречь, и держали в резерве при штабе армии, который тогда находился в Малой Вишере. При этом он часто ездил в командировки на передовую, выполняя поручения командования и собирая материал для газеты «Отвага».

Кроме того, он продолжал писать стихи. В частности, на фронте родились такие его произведения как «Слеза», «Смерть девушки», «След» и «Прощай, моя умница».

К сожалению, до читателя не дошло стихотворение «Баллада о последнем патроне», которое поэт написал незадолго до пленения в письме к товарищу.

Ранение

В июне 1942 года вместе с другими солдатами и офицерами Муса Джалиль (биография в последний год жизни поэта стала известна только после смерти героя) попал в окружение. Пытаясь прорваться к своим, он получил тяжелое ранение в грудь. Так как Мусе некому было оказать медицинскую помощь, у него начался воспалительный процесс. Наступавшие гитлеровцы нашли его в бессознательном состоянии и взяли в плен. С этого момента советское командование стало считать Джалиля пропавшим без вести.

Плен

Товарищи Мусы по концлагерю старались оберегать раненного друга. Они скрывали от всех, что он является политруком, и старались не допускать до тяжелой работы. Благодаря их заботе, Муса Джалиль (биография на татарском языке в свое время была известна каждому школьнику) выздоровел и сам стал оказывать помощь другим заключенным, в том числе моральную.

Трудно поверить, но он смог достать огрызок карандаша и на клочках бумаги писал стихи. По вечерам их читали всем бараком, вспоминая о Родине. Эти произведения помогали заключенным пережить все трудности и унижения.

Во время скитания по лагерям Шпандау, Плетцензее и Моабит Джалиль продолжал поддерживать дух сопротивления в советских военнопленных.

«Ответственный за культурно-просветительскую работу»

После поражения под Сталинградом гитлеровцы задумали создать легион из советских военнопленных татарской национальности, поддерживаясь принципа «Разделяй и властвуй». Это воинское соединение получило название «Идель-Урал».

Муса Джалиль (биография на татарском неоднократно переиздавалась) находился на особом счету у немцев, которые хотели использовать поэта в пропагандистских целях. Его включили в состав легиона и назначили руководить культурно-просветительской работой.

В Едлиньске около польского города Радом, где формировался «Идель-Урал», Муса Джалиль (биография на татарском языке хранится в музее поэта) стал членом подпольной группы советских военнопленных.

В качестве организатора концертов, призванных сформировать дух сопротивления в отношении советских властей, «угнетавших» татар и представителей других национальностей, ему приходилось много ездить по немецким концлагерям. Это позволило Джалилю находить и вербовать все новых членов для подпольной организации. В результате членам группы даже удалось связаться с подпольщиками из Берлина.

В начале зимы 1943 года 825-й батальон легиона был направлен в Витебск. Там он поднял восстание, и около 500 человек смогли уйти к партизанам вместе с табельным оружием.

Арест

В конце лета 1943 года Муса Джалиль (краткая биография в молодости вам уже известна) вместе с другими подпольщиками готовил побег для нескольких заключенных, приговоренных к смерти.

Последнее совещание группы состоялось 9 августа. На нем Джалиль сообщил товарищам, что связь с Красной Армией налажена. Подпольщики наметили начало восстания на 14 августа. К несчастью, среди участников сопротивления нашелся предатель, который выдал их замыслы фашистам.

11 августа всех «культпросветителей» вызвали в столовую «для репетиции». Там все они были арестованы, а Муса Джалиль (биография на русском языке есть в многих христоматиях советской литературы) — избит на глазах у задержанных для их устрашения.

В Моабите

Его вместе с 10 соратниками отправили в одну из берлинских тюрем. Там Джалиль познакомился с участником бельгийского сопротивления Андре Тиммермансом. В отличие от советских пленных, граждане других государств, находящиеся в нацистских застенках, имели право на переписку и получали газеты. Узнав, что Муса является поэтом, бельгиец отдал ему карандаш и регулярно передавал полоски бумаги, отрезанные от газет. Они сшивались Джалилем в маленькие тетрадки, в которых он записывал свои стихи.

Поэта казнили на гильотине в конце августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее. Где находится могилы Джалиля и его соратников до сих пор неизвстно.

Признание

После войны в СССР на поэта завели розыскное дело и включили его в списки особо опасных преступников, так как он обвинялся в измене Родине и сотрудничестве с нацистами. Муса Джалиль, биография на русском языке которого, как и его имя, были изъяты из всех книг о татарской литературе, так и остался бы, наверное, оклеветанным, если бы не бывший военнопленный Нигмат Терегулов. В 1946-м году он пришел в Союз писателей Татарстана и передал тетрадку со стихами поэта, которую ему чудом удалось вынести из немецкого лагеря. Через год бельгиец Андре Тиммерманс передал второй блокнот с произведениями Джалиля в советское консульство в Брюсселе. Он рассказал, что находился вместе Мусой в фашистских застенках и видел его перед казнью.

Так до читателей дошло 115 стихотворений Джалиля, а его тетрадки сегодня хранятся в государственном музее Татарстана.

Всего этого не было бы, если об этой истории не узнал Константин Симонов. Поэт организовал перевод «Моабитских тетарадей» на русский язык и доказал героизм подпольщиков под руководством Мусы Джалиля. Симонов написал о них статью, которая была напечатана в 1953 году. Так с имени Джалиля было смыто пятно позора, и о подвиге поэта и его соратников узнал весь Советский Союз.

В 1956 году поэта посмертно удостоили звания Героя Советского Союза, а чуть позже стал лауреатом Ленинской премии.

Биография Мусы Джалиля (краткое содержание): семья

У поэта было три жены. От первой супруги Раузы-ханум у него был сын Альберт Залилов. Джалиль очень любил своего единственного мальчика. Тот хотел стать военным летчиком, но по причине болезни глаза не был принят в летное училище. Тем не менее, Альберт Залилов стал военным и в 1976 году был командирован на службу в Германию. Там он находился 12 лет. Благодаря его розыскам в разных уголках Советского Союза стала известна подробная биография Мусы Джалиля на русском.

Второй женой поэта была Закия Садыкова, родившая ему дочь Люцию.

Девочка с мамой жила в Ташкенте. Училась в музыкальном училище. Затем окончила ВГИК, и ей посчастливилось принять участие в съемках документальной картины «Моабитская тетрадь» в качестве ассистента режиссера.

Третья супруга Джалиля — Амина — родила ему еще одну дочку. Девочку назвали Чулпан. Она, как и отец, около 40 лет своей жизни отдала литературной деятельности.

Теперь вы знаете, кем был Муса Джалиль. Краткая биография на татарском этого поэта должна изучаться всеми школьниками на его малой Родине.

МУСА ДЖАЛИЛЬ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ПОДВИГА ПОЭТА

В Казани в связи с 70-летием Великой Победы Национальный музей выставил уникальный раритет - Моабитские тетради, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит. Сперва в СССР после войны Джалиля, как и многих побывавших в плену, считали предателем, но вскоре благодаря тщательному расследованию, выяснилось, что Джалиль был одним из руководителей подпольной организации. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Но в биографии Мусы Джалиля до сих пор остается много белых пятен. «Совершенно секретно» решила приоткрыть завесу судьбы великого советского поэта.

В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

В этом же году в лагере Вустрау под Берлином среди документов был обнаружен список из 680 фамилий бывших советских военнопленных, подавших прошение о выдаче паспорта иностранца. Этот паспорт тогда давал право на жительство в Германии. Проще говоря, всех этих людей можно было назвать перешедшими на сторону Гитлера. В списке имелись и данные Джалиля: «Гумеров (так поэт назвал себя немцам, когда попал в плен. - Прим. ред.) Муса. 1906 года рождения. Оренбург. Вне подданства. Служащий Министерства оккупированных восточных областей. Женат». Как видно, данные разнились…

ТАТАРСКИЙ «НАЦМЕН»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников.

Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан.

Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

«Когда идет война, я предпочитаю укрываться за броней танков», - вспоминают слова Мусы его друзья.

«ИЗМЕНИЛ ДРУГ-ПИСТОЛЕТ»

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом.

«Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев», - напишет он в письме домой.

«На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года.

Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил.

Как Джалиль оказался в плену? Исследователи приводят разные версии. Но сходятся на том, что поэт был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он пришел в себя, вокруг уже были немцы. Судя по всему, Джалиль пытался покончить с собой, чтобы не сдаться живым, но ему это не удалось.

Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»:

«Последний миг - и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет…»

ПО ЭТАПАМ

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости, где располагался печально известный лазарет: немецкий доктор изготовлял из кожи военнопленных абажуры, сумки, перчатки и прочие сувениры, имевшие в Германии большой спрос. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост № 6 на окраине города. Казармы, грязь, голод, побои. Частые перемещения не позволяли Мусе продумать и осуществить план побега.

В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Фашисты обнесли крепость несколькими рядами колючей проволоки, установили сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. Морозы тогда достигали 10-15 градусов, но прибывших загоняли в нетопленные крепостные казематы - без нар, без постелей, даже без соломенной постилки. Каждое утро похоронная «капут-команда» подбирала 300-500 окоченевших раненых.

В этой беспросветной ситуации стихи о Родине, которые читал Джалиль татарским пленным (к слову, каждый десятый на фронте был татарином. - Прим. ред.), после работы по вечерам, ночью, воспринимались ими близко к сердцу - их учили наизусть, переписывали.

В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. Курмаш был одним из руководителей подпольной организации в Демблине, в которую вскоре вступил и Джалиль. Вокруг Джалиля и Курмаша сколачивалась группа наиболее надежных, проверенных людей.

Среди них были интеллектуал Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, экономист Фуат Сайфульмулюков, юный учитель Фарит Султанбеков. В группе насчитывалось 10-15 человек. Вечерами они думали о том, как вырваться из плена. Но побег был крайне труден. С трех сторон крепость омывала река Висла, с четвертой был прорыт глубокий ров, заполненный водой. До линии фронта - тысячи километров.

ГОСУДАРСТВО ИДЕЛЬ-УРАЛ

В конце ноября 1942 года в лагере Демблин начались перемены. Баланду стали давать регулярно, а не с перерывом в два-три дня. Конвоиры стали реже бить пленных. Раз в десять дней пленных водили в баню. Это был ледяной душ на каменном полу, но выдавался кусочек мыла. Кроме того, военнопленных стали сортировать по национальности. Русских, украинцев, грузин, армян развозили по своим лагерям. В Демблин же собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Что это значило? Подробно на этот вопрос отвечает в своей книге Рафаэль Мустафин, который проделал огромную работу для восстановления шаг за шагом биографии Джалиля и его соратников в фашистском плену. Согласно гитлеровской доктрине, всю Восточную Европу вплоть до Уральского хребта предполагалось очистить от значительной части местного населения и заселить немецкими колонистами. Те же немногие, которые останутся жить, обязаны будут работать лишь в качестве сельскохозяйственных и промышленных рабочих, то есть новых рабов. Территорию между Волгой и Уралом предлагалось разделить на несколько рейхскомиссариатов и колонизировать. Ни о какой независимости населяющих этот район малых народов речи не могло и быть.

Однако провал планов молниеносной войны и разгром фашистских войск под Москвой привели к тому, что немецкая армия стала ощущать недостаток в живой силе. И тогда рейхсминистр оккупированных территорий Востока Альфред Розенберг предложил свой план: вбить клин между народами России, натравить одну нацию на другую и использовать военнопленных разных национальностей для борьбы против собственной Родины.

И уже к середине 1942 года фашистская пропаганда заметно меняет тон. Газеты твердят, что фашизм призван освободить азиатов, «угнетенных большевиками, нью-йоркскими жидами и лондонскими банкирами». И на свет вытаскиваются всевозможные националистические прожекты и планы, в том числе и не осуществившийся в свое время проект татарского идеолога Гаяза Исхаки о создании между Волгой и Уралом государства Идель-Урал. Теперь немцы обещают татарам подарить им такое государство в случае победы над СССР, и даже назначают будущего президента Идель-Урала - некоего эмигранта Шафи Алмаса. Этот человек до революции был богатым купцом в России и имел личные счеты с советской властью.

Уже весной 1942 года Гитлер подписал приказ о создании грузинского, армянского и азербайджанского, туркестанского и горского легионов. Приказ о создании татарского легиона «Идель-Урал» был подписан в августе. Командные посты в формируемых легионах заняли, разумеется, немцы.

В спешном порядке из военнопленных начали сколачивать военные подразделения. Медицинская комиссия сортировала людей в зависимости от состояния здоровья. Сильных и молодых - в строевую зону, пожилых и больных - в рабочую. Строевых уже не гоняли на работу, их кормили намного лучше, и чистое белье выдавали, и медпомощь оказывали. Затем отобранных грузили в эшелоны и отвозили на станцию Едлино, где располагались части татарского легиона.

Вначале подпольная организация Демблинского лагеря, в которой был Джалиль, хотела бойкотировать легионы и вести среди пленных усиленную агитацию против вступления в них. Однако позднее они решили сменить тактику. Они прислушались к мнению легионеров, которые рассуждали так: воспользоваться случаем, набраться сил, получить в руки оружие и… перейти к советским партизанам.

ИДЕЙНАЯ «ПРОСЛОЙКА»

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты.

В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Всего через Вустрау с осени 1941 по февраль 1945 года прошло около 2 тыс. пленных. Всем прибывшим туда говорили, что собираются использовать их для работы по специальности. На самом же деле была поставлена задача готовить административный и пропагандистский аппарат для оккупированных территорий. Прибывших сначала помещали в закрытый лагерь, строго по национальному признаку.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия.

Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники продолжили подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри».

В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

ВОССТАНИЕ ЛЕГИОНЕРОВ

В конце февраля 1943 года немцы решились первый раз отправить легионеров на Восточный фронт. Для этого был подготовлен первый (по немецким данным, 825-й. - Прим. ред.) батальон Волго-татарского легиона. Но легионеры вместо того, чтобы сражаться против соотечественников, перебили немецких офицеров и перешли к белорусским партизанам. Из тысячи отправленных на фронт легионеров вернулось только человек семьдесят, а из сотни немецких офицеров в живых осталось только несколько человек.

Немцы считали это провалом. Больше легионеров на фронт не отправляли и оружие им не выдавали. Максимум - использовали как строительно-саперные подразделения. Но легионы все же не распустили. Слишком много сил уже было затрачено - созданы национальные комитеты, подобраны правительства, организованы редакции и печатные органы на национальных языках.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Джалиль использовал поездки по лагерям для развертывания подпольной работы. Он разыскивал нужных людей, устанавливал новые связи. Гайнана Курмаша поэт устроил режиссером в Едлинскую капеллу, которая выступала раз в неделю перед легионерами и поднимала их боевой дух, исполняя народные песни, песни татарских композиторов.

Один из подпольщиков, Фарит Султанбеков, вспоминает, что при вступлении в подпольную организацию нужно было вслед за Джалилем повторить такие слова: «Вступая в подпольную организацию, я обязуюсь бороться с ненавистным врагом до последнего дыхания, беспрекословно выполнять все задания старшего группы, всемерно помогать родной Отчизне. Даю слово, что если потребуется, я без колебания отдам жизнь для блага Родины. Клянусь, что если буду схвачен врагом, то, несмотря ни на какие муки и страдания, не скажу о подпольной организации, о друзьях ни слова. Если же я нарушу эту торжественную клятву, считайте меня врагом Родины, лакеем фашистов».

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. Сейчас, когда немецкие архивы тщательно изучены, ясно, какая разветвленная и мощная сеть тайных осведомителей, доносчиков, провокаторов, платных агентов гестапо противостояла подпольщикам. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении имперской безопасности уже имелось солидное досье.

Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

На фото: ФРАГМЕНТ МОАБИТСКИХ ТЕТРАДЕЙ


«ПИСАТЬ, ПИСАТЬ, ПИСАТЬ…»

Арестованы были не только джалильцы. В подпольной работе подозревались многие легионеры и военнопленные. Но всю вину на себя взяли 11 человек - Гайнан Курмаш, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

После месяца страшных пыток джалильцев перевезли в тюрьму Моабит в Берлине, где их разместили по разным камерам. У Джалиля - страшный кашель, перебиты почки, сломана рука. Как вспоминает бывший заключенный М. Иконников, помимо физических пыток, немцы применяли моральные. Например, испытание пищей: пленного долго не кормили, затем приводили на допрос и ставили перед ним вкусную еду. Также пыткой были поездки из Моабита в гестапо на легковой машине. Машина останавливалась около метро, чтобы узник из окна мог увидеть мирную жизнь, вспомнить семью, чтобы он захотел выжить во что бы то ни стало и решился на сотрудничество с немцами.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Тем удивительнее тот факт, что перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,

он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд,

и, суету мирскую забывая,

я вновь хочу, не ведая преград,

писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот, арестованный фашистами. Если советским пленным не полагалось иметь личных вещей и писать письма (им разрешали только читать книги), то пленным других государств, благодаря заступничеству посольств, это позволяли. Тиммерманс делился с поэтом бумагой. Также Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты.

На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс. Через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи рейха, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в музее.

До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям. Последние предположения не утешительны: нередко из тюрьмы Плётцензея тела забирал анатомический институт.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал»,-

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы существовала версия, что Джалиль жив и работает в Западном Берлине. Розыскное дело открыли в 1946 году. Его жену приглашают на Лубянку на допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные.

Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В. Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет.

А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти».


поделиться:

Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (настоящее имя Муса Мустафович Залилов, 15 (2) февраля 1906, деревня Мустафино, ныне Оренбургской области — 25 августа 1944, Берлин) — татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956). Член ВКП(б) с 1929 года.

Родился шестым ребёнком в семье. Отец — Мустафа Залилов, мать — Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина). Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где кроме теологии изучал светские дисциплины: литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны.

В 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 году литературный факультет МГУ.

В 1931—1932 годах был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Был завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. В Москве знакомится с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым.

В 1932 году жил и работал в городе Серов. В 1934 году вышли два его сборника: «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». Работал с молодежью; по его рекомендациям в татарскую литературу пришли А. Алиш, Г. Абсалямов В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра.

В 1941 был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск был тяжело ранен, попал в плен, заключён в тюрьму Шпандау. В концлагере Муса, называвший себя Гумеров, вступил в подразделение Вермахта — легион «Идель-Урал», который немцы намеревались направить на Восточный фронт. В Едлино (Польша) где готовился легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. Первый батальон Волго-татарского легиона поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 года. За участие в подпольной организации Муса казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.

В 1946 году МГБ СССР завел розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. Цикл стихов, написанный в неволе, а именно тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание.

В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Поделиться