Конспект урока что такое дисциплина. — Что означает исполнительская дисциплина? Дисциплинированность - похвальное качество. Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф. .– Просвещение, 2009; Рабочая тетрадь Котова О А., Лискова Т.Е. . Рабочие листы на каждого.

На доске: Дата, Тема урока, Схема с пропусками:

Дисциплина

2.специальная

3.________

4. моральная

5. военная

7.______

План урока:
Опрос домашнего задания:
Дисциплина общеобязательная и специальная.

Изучения нового материала:
1. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Ход урока

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах , которые я вам раздам.

Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.

1. Проверка домашнего задания.

Дисциплина общеобязательная и специальная .

Ответьте на вопросы : 1.Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы работа с понятием.)

У вас на столе Рабочий лист. Выполните Задание 1.

Задание 1. Заполните пропуски. (Такая же таблица на доске.) Ученик работает у доски.

Дисциплина

2.специальная

3.________

4. моральная

5. военная

7.______

Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

Придумайте свои примеры . Несколько примеров.

Работа с учащимися:

Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Ответьте на вопросы:

Какую дисциплину называют общеобязательной?

Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?

Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?

Почему важна учебная дисциплина?

Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.

Изучение нового материала:

1. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Учитель .

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Дети должны сами сказать:

Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Затем работа по вопросам:

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Физкультминутка .

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).

Средства поддержания дисциплины

внешней

внутренней

Примеры:

    Контроль со стороны других людей.

    Совесть.

    Желание выиграть приз.

    Боязнь получить выговор.

    Чувство вины.

    Увольнение с работы.

    Требование к самому себе.

Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Выполним Задание в рабочем листе.

Задание 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

Отметка

Делать каждое утро зарядку.

Убирать за собой постель

Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.

Складывать школьную сумку с вечера

Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее Задание.

Беседа с учащимися:

Что нужно для того чтобы намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?

Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Рабочий лист Задание 5. Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право.
б. Дисциплина.
в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая.
б. Специальная.
в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная.
б. Моральная.
в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя.
б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине.
б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах.
б. На самоконтроле.
в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть.
б. Воля.
в. Желание.

Несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.

Сдать рабочие листы.

Домашнее Задание.

§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные – 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать;

Личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 кл.

Тема: Для чего нужна Дисциплина

Подготовила Токарева В.А.

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;
  • метапредметные – 1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов ; анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока : открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/з. (5 человек работают с тестами)

Тема прошлого урока была Защита Отечества. Мы с вами говорили о героях нашего Отечества.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать военный человек?

(Ответы учеников)

А государство как-либо благодарит Героев? Т.е присваивает Государственные награды, звания, денежные вознаграждения. Обратите внимание на слайд, перед вами портреты российских генералиссимусов. Скажите, какой из них вам более знаком и почему?

(Ответы учеников)

В прошлом году наша школа боролась за присвоение звания, школы им. А.В. Суворова. На уроках истории и классных часах вы многое узнали о жизни Суворова.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним фактом из жизни Суворова.

У вас на столах лежит небольшой текс, ознакомьтесь с ним.(Приложение 1).

Скажите, все эти привычки, как охарактеризуют А.В. Суворова? Почему он это делал? Разве он не хотел поспать? Отдохнуть?

Перечислите качества характера Суворова?

(Ответы учеников)

Формулируются тема и цель урока.

Давайте с вами продумаем, маршрут нашего урока?

Маршрут урока

  1. Что такое дисциплина.
  2. Виды дисциплины.

III.Введение в новый материал

Человек, общество, семья- все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

  1. Дисциплина общеобязательная и специальная

Работа в парах:

Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)

Работа со словарем учащихся:

А теперь давайте прочитаем определение этого термина.

На экране несколько определений термина «дисциплина», вам надо самостоятельно определить, какое определении выписано из учебника.

Мы выяснили, что дисциплина- необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определенных правил.

А теперь подумайте и скажите. Может ли вы назвать себя дисциплинированным человеком? А ваш сосед по парте дисциплинирован?

Нередко слова «дисциплина» и «общественный порядок» стоят рядом.

Вопрос к классу

Что объединяет эти два понятия?

(Ответы учеников)

В этом случае под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.

Задание: работая с п.1 и 2 параграф 5 учебника, заполните схему и ответьте на вопросы.

(Составляется логическая схема, Общеобязательная и специальная дисциплины).

Вопросы к классу

Какую дисциплину называют общеобязательной?

Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной?

Задание: изучите плакаты, представленные в рубрике «Картинная галерея» на с.42,43, и ответьте на вопросы на с.44 учебника.

(Проверка выполнения задания)

  1. Внешняя и внутренняя дисциплина

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Соблюдения правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством, специальной дисциплины- организацией, в которой состоит человек. На общественном мнении и совести каждого человека основывается исполнение моральных норм.

Задание: работая с п.2 параграф 5 учебника, графически отобразите различия между внешней и внутренней дисциплиной.

(Составляется логическая схема)

(Проверка выполнения задания.)

В коллективе дисциплину характеризуют следующие компоненты:

  • наличие правил;
  • наличие санкций, определенные наказания и высказывания;
  • доведения информации о правилах и санкциях до всех членов коллектива;
  • личное согласие каждого члена коллектива с установленными правилами и санкциями;
  • система контроля за выполнением правил и применением санкций (справедливость, неотвратимость и преемственность);
  • периодический инструктаж- напоминание о существующих мерах дисциплинарных взысканий.

IV.Физминутка. (мнемотехника)

В 6 классе мы говорили о самовоспитании. Оно помогает развить определенные качества, сформировать привычки.

Задание: заполните таблицу, используя следующие данные (устно).

Слова для справок: контроль со стороны других людей; совесть; желание выиграть приз; боязнь получить выговор; стремление получить новую работу; чувство вины.

V. Рефлексия:

Проанализируйте свой «План -маршрут урока». Как вы справились с заданиями?

VI. Подведение итога урока

Проверим, насколько хорошо вы усволи новые знания.

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина . в. Мораль.

2 . В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая . б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

5. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах . б. На самоконтроле . в. Специальных правилах.

Проверим.

К чему может привести несоблюдение дисциплины?

VII. Домашние задание.

  1. Прочитать параграф 5 учебника.
  2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

Найти с помощью различных информационных источников и выписать пословицы и поговорки о дисциплине;

Подготовить эссе на тему «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек»;

Подготовить сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.

Стихотворение в подарок.

Двойку выгнали из класса.

Здесь не место ей теперь.

Двойка встала в коридоре и заглядывала в дверь.

Будто ждет еще чего-то…

И по правде говоря,

Двойка хитрая…

У двери караулила не зря.

Заигрался Коля Мокин.

И не стал учить уроки:

«Поучу их при огне.

Так удобно будет мне!»

А когда огонь зажегся.

Коля наш в постель улёгся:

«Я устал и спать хочу.

Завтра утром поучу».

Мама утром еле-еле разбудила сына.

Прибежал он в школу живо.

За минуту до звонка.

Только сели все за парты,

Двойка встала на порог

И сейчас же увидала,

Кто не выучил урок.

Сразу выпрямилась двойка,

На ребят взглянула бойко.

И с порога прямо прыг Работа с терминами, схемы.


"Что такое дисциплина" 7 кл.

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты . После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

- понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

- уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Актуализация полученных знаний.Проверка д/з. Игра «Крестики-нолики». Если верно, то Х , если нет – О .

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности страны.

3. Внешние угрозы разделяются на глобальные, региональные и частные.

4. В России регулярная армия была создана Иваном Грозным в 16 веке.

5. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

6 . Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.

7. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.

8. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.

9. Для военнослужащих не существуют военная форма и знаки различия.

III . Изучение нового материала.

3.1. Мотивация. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая наглость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине) . Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

3.2. Приём “Корзина чувств”. Давайте нарисуем кластер, к слову «дисциплина» подберем ассоциации. Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение.

3.3. Объяснение нового термина «дисциплина».

А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам и морали, а также требованиям той или организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива установленному порядку. 2. к строгому порядку (книжн.).
-
Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам и морали, а также требованиям той или организации.

- Давайте вспомним, что такое нормы морали и нормы права?

Вашему вниманию предложен ряд норм. Сгруппируйте их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором - моральные, в третьем - требования той или иной организации. («переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу») . Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

3.4. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины.

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Нередко вы можете встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Что это? Правильно, это законы. Все госорганы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Специальная дисциплина – обязательная только для членов определенной организации.

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина . Именно от нее зависит боеспособность войск, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей.

Отношения совместной трудовой деятельности закрепляет трудовая дисциплина.

Вы сейчас учитесь в школе. Какую дисциплину вы должны соблюдать? Конечно, школьную.

Существует еще технологическая дисциплина. Нарушение именно этой дисциплины приводит к непоправимым последствиям. (Пример из рубрики путешествие в прошлое).

3.5 Физкультминутка.

Ребята, а сейчас встаньте, выйдите из-за парт и сделайте несколько движений.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

3.6. В нешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. Еще дисциплину подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Что значит «дисциплина внешняя» и «дисциплина внутренняя»? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике на стр. 100. (Работа с учебником)

3.7. Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью - вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, - и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку - через боль, через „не хочу", через смех сверстников, - а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй - болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму - сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто - нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

IV . Закрепление нового материала.

О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.” (Воинская).

Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется какая дисциплина? (Внешняя)
- Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о: (внутренней дисциплине)

Залогом успешного самовоспитания является… (воля).

V . Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

VI . Домашнее задание. п. 9, р.т. № 1, 2. Подобрать пословицы о дисциплине.

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание, 7 класс» М., «Просвещение», 2011г.

2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание, рабочая тетрадь, 7 класс», М., «Просвещение», 2014г.

3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание, поурочные разработки», М., «Просвещение». 2013г.

4. Н.И. Козлов «Истинная правда или Учебник для психолога по жизни», М., 1998.

6. ru.wikipedia.org›

7. prezentacii.com

8. nsportal.ru›

7 класс "Что такое дисциплина"

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, к закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».

I. Орг. момент.

II. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа:

Какие сегодня существуют правила жизни людей в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)

Почему важно соблюдать эти привила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ..)

Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и сегодня тема нашего урока: «Что такое дисциплина».

Какова цель нашего урока сегодня?

План урока:

1. Что такое дисциплина.

2. Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

2. Дискуссия по термину:

Работа в парах:

Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)

Работа со словарем группы учащихся:

А теперь давайте прочитаем определение этого термина из словаря

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

2. Отрасль научных знаний.

Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.


Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок права иной организации.

2. Отрасль научного знания, учебный предмет.


Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.

Найдите общее во всех определениях.

Давайте сформулируем определение.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?

Приведите примеры правовых и моральных норм.

Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прически,..)

Запись определения в тетрадь.

3. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 97 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем общеобязательную и специальную дисциплину.

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.

Что такое специальная дисциплина?

Работая с видеофрагментами, определим виды специальной дисциплины.

(фрагмент из фильма «Офицеры», ролик о школьной дисциплине, работа с плакатом на стр. 105, путешествие в прошлое на стр.99,..)

Давайте проверим.

К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Можно ли выделить общие черты для всех видов дисциплины, которые мы рассмотрели?

4. Внешняя и внутренняя дисциплина.

- Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите.

А) делать утром зарядку.

Б) соблюдать учебную дисциплину

В) чистить зубы каждый день

Г) соблюдать трудовую дисциплину

Д) помогать старшим

Е) соблюдать технику безопасности

Проверим, какие группы у вас получились.

Почему эти правила вы разделили именно так?

Работа с учебником. Стр. 100.

Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.

Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.

Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину?

Давайте подпишем столбики правил:

Внешняя Внутренняя

Дисциплина

III. Подведение итогов.

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

5. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

Проверим.

К чему может привести несоблюдение дисциплины?

IV. Д/З.

§9, вопросы на стр. 107–108.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.


Урок № 9 обществознание 7 класс

Дата проведения________

Тема урока: Для чего нужна дисциплина

Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

- цели деятельности учителя : дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

- цели деятельности учащихся :

Предметные: Научатся: определять понятий «дисциплина, воля, самовоспитание», составляющие дисциплины. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника;

анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные:

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные: Определяют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и

разнообразии народов, культуры и религий.

Формы и методы обучения : активные методы обучения

Основные термины и понятия : дисциплина, самовоспитание, воля, самодисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, воинская дисциплина, внешняя дисциплина, внутренняя дисциплина, самоконтроль, сознательная дисциплина.

Планируемые образовательные результаты : научатся осознавать социальное и личностное значение дисциплины.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, документы, Конституция РФ.

План урока :

I . Орг. момент.

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III . Актуализация знаний.

IV . Изучение нового материала.

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

V .

VI . Первичное закрепление.

VII . Домашнее задание.

VIII . Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации на уроке

УУД

Орг. момент.

Приветствует уч-ся.

Ребята приветствуют учителя

Приветствие

проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организуется беседа по вопросам из раздела «Вспомним»

    Что такое общение?

    Виды общения

    Какие существуют правила жизни людей в обществе?

    Почему важно соблюдать эти правила?

    Что такое нормы и санкции?

Учитель предлагает посмотреть видеосюжет «Утки переходят дорогу по зебре». Попробуйте сделать вывод, назовите тему урока. Что мы должны сегодня узнать. (1, сл)

Почему эта тема для нас важна?

Какие бы вопросы вы хотели изучить на уроке?

Отвечают на вопросы.

На рабочем листе отмечают, что знаете, и т.д. по вопросам.

(сл. 2)

Беседа

Просмотр видеосюжета. Отвечают на вопрос: «О чем сегодня пойдет речь на уроке?»

Предметные:

Метапредметные:

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Физкульт-минутка

Первичное закрепление.

Перед вами Конституция РФ. Прочитайте ст.43. О чём она?

1. Дисциплина общеобязательная и специальная. (Сл3) Уч-ся предлагается найти определение, что такое дисциплина .

Виды дисциплины работают с рабочим листом . Читают определения и определяют вид.

Что значит школьная дисциплина?

Задание № 3 распределить нормы по группам : правовые, моральные, нормы учреждения: «переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»

1)О чем нам говорит ст.59 Конституции РФ?

2)Почему воинская дисциплина наиболее строгая?

Почему в каждой отрасли существует своя дисциплина? В чём важность учебной дисциплины?

Почему важно соблюдать разные виды дисциплин? Работа с учебником. Путешествие в прошлое . Что всегда следует за нарушением дисциплины.

Работа с иллюстрациями в учебнике . Стр. 42- 44

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Читаем и строим схему самостоятельно. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы.

Делают физкультминутку

Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

3. Дисциплина, воля и самовоспитание .

Чтение вслух.

Приведите примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли.

Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Есть ли у Вас определённые личные достижения на пути самовоспитания .

Работа с текстом Жил на свете человек. О Макаренко.

Ситуация. Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Читаем вывод стр. 46

Читают Конституцию РФ. Отвечают на вопрос

Находят и вслух читают. Записывают. Восполняют пробелы в определении на рабочем листе. №1

2

3, работают в рабочих листках

Отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Рабочий лист № 4 , заполняем схему.

Делают физкульт-минутку

Чтение вслух.

Беседа.

Чтение. Работа по вопросам.

Обсуждение.

Работа с Конституцией РФ

Работа с учебником

Проверяем (сл. 4)

Самостоятельная работа

Проверяем (сл. 5)

Работа с Конституцией РФ

беседа

Работа с учебником

Кодирование информации

Проверяем (сл. 6)

Беседа. Поясняют.

Делают физкульт-минутку

Работа с учебником

Беседа.

Работа с учебником

Учиться аргументировать.

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность,

умение выполнять познавательные и практические задания.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Домашнее задание.

Запись в дневники

Рефлексия.

Заполняем таблицу, что я узнал на уроке. Рубрика «Ответь за минуту» Игра «Мудрый совет» У вас на парте листочки, напишите однокласснику совет.

Работают на рабочем листе.

Игра с использованием знаний полученных на уроке

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Поделиться