Где находится баба яга. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга - персонаж, конечно, вымышленный, но каждый ее так отчетливо себе представляет, что, кажется, встреть мы ее - и нисколько не удивимся, и сразу узнаем. Кто такая Баба-яга? Мы видим ее обычно злой, уродливой, старой ведьмой, которая летает в ступе, ест детей, варит всяческие зелья, знакома со всеми сказочными волшебными персонажами и всегда в курсе их дел.

Вступление

В этой статье мы не станем рассказывать вам о том, что давным-давно известно о Бабе-яге. И нога-де у нее костяная, и Царство Мертвых она охраняет, и отношения с людьми у нее настороженные, и привечает она их чаще всего совсем не для того, чтоб накормить и обогреть... Здесь мы поговорим о бабушкиной избушке - той, что опирается на курьи ножки. Ведь это тоже сказочный персонаж. И еще какой! Ибо Ягу без ее избушки просто невозможно себе представить.

Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит - очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке - своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству - как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) - одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы - в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Как выглядела избушка на курьих ножках?

Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой "сторожевую заставу" на границе между миром живых и миром мертвых.

Начиналась она с частокольного забора вокруг избы, который был построен из костей человека, поверху торчали черепа (человеческие или лошадиные) с горящими глазами. У дверей были человеческие ноги, у запоров - руки. Замки принимали вид черепа с горящими глазами и огромными острыми зубами. А иногда замок на двери заменял калач, а в истории сообщалось, что "изба у Бабы-яги покрыта блином, подперта пирогом". Однако слушатели понимали, что это еда не от радушия хозяйки, а поминальная трапеза.

Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.

Прообраз избушки

Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые "курные" пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.

Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки "лежит бабка, нос в потолок врос" и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: "Чую, русским духом пахнет!".

Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти "знаки внимания", считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.

Атрибуты Бабы-яги

Самыми известными предметами, без которых сказочная ведьма не могла обходиться, являются ступа, помело, печь, лопата, котел. Были еще в "хозяйстве" Бабы-яги волшебные помощники - черный кот, черный ворон, гуси-лебеди.

Ступа нужна была Яге, чтобы летать на ней и добывать себе в пищу - людей, конечно. Во многих сказках бабушка Яга летала на ступе из железа с пылающей метлой. И когда она летела - "бушевал ветер, завывали дикие звери, стонала земля, немели люди, погибал скот". Но иногда ведьма просто передвигалась бегом, подгоняя себя метлой, или ехала в ступе.

Образ метлы (помела) мог ассоциироваться с волшебным посохом. А помело фигурировало еще в историях ацтеков, а также в сказках народов Китая и Индии. Обыденная метла мела дом, сакральная - "выметала" грехи из потустороннего мира, одновременно служа инструментом, насылающим забвение на живых. У Бабы-яги она нужна была, чтобы управлять ступой и заметать следы - то есть уничтожать воспоминание о полете у тех, кто его видел.

В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.

Впрочем, есть сведения, что детей в печи Баба-яга вовсе не жарила, а "припекала в тесте" - якобы именно так лечили в старину младенцев от рахита и некоторых других болезней. Кстати, одно из первых значений старинного глагола "ягать" - как раз "жечь".

Современная изба Бабы-яги

Село Кукобой, что находится в лесах между Ярославской и Вологодской областями - вот где живет Баба-яга в России в наши дни. В этом месте находится Музей Сказки и Избушка волшебной старушки. И если в сказках последняя выступает как представительница зловещих и недобрых к человеку сил, в Музее нынче правит веселая и приветливая Бабуля-ягуля.

Здесь, на опушке леса, расположено настоящее имение Бабы-яги. Сегодня в нем и вполне себе сказочный домик, начиненный всякой современной техникой. И это все-таки, в полном соответствии с традициями, избушка из сказки, поворачивающаяся к гостям, как и положено - передом. А еще в имении имеется Резиденция Ярославского Медведя, в которой хозяйничает сам Топтыгин, и Чайная Яги. Там гостей и пирогами угостят и чая нальют.

Где жила Баба Яга?

Рассматривал как-то спутниковую карту Увинского района Удмуртии и в лесу, между деревнями Старая Тукля и Каркалай, обнаружил некую проплешину в виде сгорбленного человека с тонкой белой ногой. Сейчас на Гугле этот снимок уже обновили и он не так контрастен, старый снимок похоже был сделан весной с остатками снега. Чем-то он мне запомнился, несколько раз я к нему возвращался. И в какой-то момент в голове начали собираться разные фрагменты воспоминаний и фактов, которые в результате сложились вот в такую картину.

Проведем небольшой анализ. Основной образ Бабы Яги Костяной Ноги сформирован так: немолодая женщина, колдунья, живущая в избушке на курьих ножках, может и человека съесть, летает в ступе с метлой. Она не русская, хоть и является персонажем русской мифологии. Об этом говорит характерная фраза – «Фу-фу-фу русским духом пахнет». Проживает на сопредельной с русскими территории. До нее можно дойти пешком, хотя это и за тридевять земель и сносишь по дороге не одну пару железных сапог. Рядом с ней проживают Змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Ключевым моментом по географическому положению места проживания Бабы Яги является Змей Горыныч. Змей Горыныч уж точно проживает в горах. Для русского народа ближайшие горные массивы – это Кавказ и Урал. Кавказские горы явно не подходят, потому что в мифологии местных народов эти персонажи не прослеживаются, да и не ходили русские на Кавказ в стародавние времена. Поэтому селим Змея Горыныча на Урале. Значит и Баба Яга должна быть где-то рядом. Раз бабка все таки была знакома людям, значит проживала где-то рядом с дорогами. Не так много было дорог в старые времена, и самая известная это сибирский тракт. Может он и не так давно известен под этим названием, но люди всегда ходят известными, проторенными тропами, дорогами. И сибирский тракт, скорее всего, имеет очень древнюю историю. Известны караваны за солью из Великого Новгорода в район Соликамска. И это еще одна привязка к необходимой нам местности. И такой район есть – это Удмуртия. Севернее Удмуртии уже заметно холоднее, выжить одинокой женщине там трудно. Южнее заканчиваются дремучие леса, где она проживала. Также к одному из характерных признаков местности можно отнести избушку на курьих ножках, которая по большому счету стоит на столбах, а значит на болоте. Именно для Удмуртии характерно наличие большого количества болот, рек и лесов (в частности сосновые боры про которые речь пойдет далее). Не зря Удмуртию называют родниковым краем.

Также Удмуртия издавна и сейчас известна высоким уровнем шаманства, ворожбы и колдовства. Любая пожилая удмуртка владеет в какой-то степени навыками приворота, сглаза, порчи и т. д. Широко известно «Мултанское дело» прошедшее в конце 19 века (всего 130 лет назад) с человеческим жертвоприношением и, возможно, каннибализмом. То есть, на территории проживания удмуртов такие вещи могли происходить в более ранние периоды постоянно. Это соответствовало методам выживания и верованиям народов, населявших эти земли.

Теперь разберемся с Кощеем Бессмертным. Удмурты тесно проживают рядом с татарским населением, и естественно при ассимиляции происходит смешивание обычаев и верований соседей. Так, часть удмуртов называют себя бесермянами (прислушайтесь – басурманин), и у них прослеживаются исламские обычаи. Поэтому Кощей не Бессмертный, а Бесермянский или же Басурманский, и проживал он, скорее всего, на территории современной Татарии. Да и в сказках у Кощея было большое войско, которое в давние времена имели далеко не все народы, и обычно эта армия обладает характерными признаками татарского войска (кони, кривые сабли …). И вот таким образом у нас расселились сказочные персонажи:

– Кощей Бессмертный на территории Татарии;

– Баба Яга на территории Удмуртии;

– Змей Горыныч в Пермском крае.

Теперь попробуем рассмотреть само название Баба Яга Костяная Нога. С Бабой все понятно – это один из вариантов бабушки и на удмуртском и на русском языках, а также довольно созвучно со словом бабасыр (удм. – злой дух). Кстати у венгров (родственников удмуртов) также есть слово бабака что означает ведьма. Яг на удмуртском языке означает – бор. И это еще точнее описывает местность где проживала Баба Яга – болото, окруженное сосновым бором. Такие места очень характерны, например, для Увинского района Удмуртии. Примерно по этим местам проходил сибирский тракт. В современном представлении он шел через Селты, Сюмси, что тоже совсем рядом – 20…30 км. Но и вдоль дорог Увинского района (например через д. Поршур-Тукля) росли огромные березы в несколько обхватов, имеющие не одну сотню лет и явно посаженные людьми. Я помню как мы вдвоем, маленькими, залезали в середину дерева, прямо от земли начиналось огромное дупло. Эти огромные березы росли вдоль дороги примерно через 70 метров (вот написал как помню, задумался и залез в интернет – оказывается старинная мера шага считается 71 см, отсюда 100 шагов). Кто же ходил по этим дорогам? На берегу реки Ува в районе д. Старая Тукля в 70-е годы прошлого века производил раскопки наш университет УдГУ, было найдено большое количество стоянок, а небольшие курганы стоят там до сих пор. Недалеко находится очень старое Корабельное озеро. Какие корабли в такой глухомани? А вот сосны там это что-то, видел пару могучих деревьев, сразу в красную книгу. И так возвращаемся. В удмуртском языке есть слово коскась, что значит сведенный судорогой. И тогда, скорее всего, это хромая бабушка с искривленной ногой. И получилась у нас Баба Яга Коскась Нога. А стоянка у нее была за рекой Ува, как раз в районе той проплешины. Места там за рекой уж очень занятные, подтверждаю как очевидец, там реально неуютно себя чувствуешь. Ощущение, что на тебя смотрят, оглядываешься и ежишься…)) Оставила она там что-то (или кого-то)).

А проплешина та оказалась старым карьером. После войны там добывали песок для ближайшего кирпичного завода. И карьер этот был раньше лысой горой)), потому что много песка добыли, иначе не стали бы туда дорогу столбить. Похоже это была узкоколейка, какие-то остатки на дороге имеются. Такой рельеф в том лесу часто встречается.

Вот где то там и жила Баба Яга Костяная Нога.

А вот и еще – деревня Каркалай, которая находится рядом с этим загадочным местом. Название можно разбить на 2 удмуртских слова. Корка, что значит дом. Лыэсь (лыо), что значит костистый)). Это тоже хорошая привязка, нет таких названий больше.

Про внешность. Посмотрите на наших милых Бурановских бабушек, и любой мультик, фильм или картинки с Бабками Ежками. Никаких намеков, все и так видно…)))

И была не была еще одну идейку закрутим. Мы же все учились, физику знаем, по собственному опыту летаем только сверху вниз. Ну не может никто летать по небу без двигателя или крыльев. И бабка тоже не может. Поломал голову и тут вспомнил сказку про трех медведей (в сказке ложь, да в ней намек). Ну не живут медведи в домах, не оставляют себе маленьких девочек, не носят их в корзинах. Не летала бабка, а носил ее, болезную, некто огромный и волосатый и это не медведь (а сами понимайте кто)). Подобрала она детеныша где-то и выкормила, вырастила. Он ее и носил в корзине. А если кто-то ездил в открытом кузове грузовика по лесным дорогам, то прекрасно знает, как ветками по лицу попадает. Вот она своей клюшкой и отмахивалась, отодвигала. Существо это людей сторонится, поэтому доходили только до опушки. И это так и выглядит издалека – бабка очень высоко перемещается по лесу еще и палкой периодически машет)). За стволами не видно кто внизу, на уровне вершинок только бабка, а на открытое место они вдвоем не выходят.

Кстати в Кировской области (совсем недалеко) до сих пор снежного человека встречают.

P. S. Вот готовый материал для туристического бизнес-проекта увинцев и не только. Реальнее чем остальные места с Бабой Ягой по моему мнению. Места там сказочные, дорога есть. Рядом санаторий-курорт «Ува». Со всей России люди ездят лечиться, отдыхать. Пользуйтесь.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Баба-Яга является мифологическим персонажем древних славян. Этот образ пережил столетия и в наши дни не менее популярен, чем 1000 лет тому назад. Связан он напрямую с нечистой силой. Примечательно то, что вся нечисть имела чисто специфические функции. Оборотни занимались одними вопросам, упыры - другими. Своя специализация была у ведьм , чертей>, леших и домовых . А вот Баба-Яга во все времена обладала универсальными возможностями .

Она могла стать ведьмой, оборотнем, упырём по собственной инициативе. То есть имела гораздо большую силу, чем вся остальная братия, занимавшаяся отловом и утилизацией грешных человеческих душ. По своему статусу грозная представительница преисподней стояла всего лишь на одну ступень ниже Дьявола и считалась куратором всех ведьм. Среди них она была старшей, а потому в её силах было наказывать нерадивых ведуний, а шустрых да результативных поощрять.

Где жила Баба-Яга

Штаб-квартира у этой "бабушки" находилась в глухой лесной чаще. Представляла она собой обыкновенную крестьянскую избу на курьих ножках. Но в данном случае имеются в виду не куриные ноги, а курные. То есть представляли они собой обыкновенные деревянные столбы, окуренные дымом. Стало быть, цвет у них был чёрным. Вот на них изба и держалась. Причём вход в неё всегда был направлен в густой лес, а на лесную полянку смотрела задняя часть строения.

Если возле такой избушки оказывался заплутавший путник, то он мог сказать: "Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом". И в противоречии со всеми законами физика неуклюжее на вид строение поворачивалось. Перед путником приветливо распахивалась дверь, а вниз опускалась лестница. Человек мог по этой лестнице подняться в избу, а уж дальше, как повезёт.

Избушка на курьих ножках

Помещение могло наполниться смрадом, и любопытный пилигрим засыпал сладким сном. Вот тут-то возле мирно похрапывающего тела и появлялась могущественная помощница Сатаны. Явиться она могла в любом образе, но чаще всего превращалась в старуху с не очень приятной внешностью. Длинный крючковатый нос, седые волосы, свисающие космами, маленькие глаза, в которых проглядывался недюжинный интеллект.

Пристрастия Бабы-Яги

Надо заметить, что эта нечистая сила тяготела к каннибализму. Она поедала людей, причём предпочтение отдавала маленьким детям. Сажала карапуза на сковородку и толкала её в печь. Но не брезговала "бабушка" и взрослыми мужчинами и женщинами. Так что заплутавший путник, оказавшись в избе на курьих ножках, вполне мог стать ужином у куратора всех ведуний.

Одевалась она всегда скромно. Одежду любила просторную и практичную. Это, как правило, лапти, платье свободного покроя, штаны, а на голове чаще всего была кика. Это головной убор, напоминающий собой кокошник. Иногда, правда, голова покрывалась платком. Вместо платья могла быть юбка, а вместо лаптей - сапоги.

Таким способом Баба-Яга перемещалась

Перемещалась Баба-Яга на ступе. Это такая большая ёмкость, в которой что-то толкут или измельчают. Для нашей "бабушки" она была самым удобным и комфортным средством передвижения. В руках при этом нечисть всегда держала пест. Им она регулировала скорость. Если же после ступы оставался след на земле, то заметался он помелом. Оно по своим размерам несколько больше и толще метлы. На мётлах только ведьмы летали. Но у них статус-то был пониже.

Иногда наша героиня людей не трогала, а даже и помогала им. Но тут надо было ей сильно понравиться. Если какой-то человек мог затронуть потаённые струны нечестивой души, то возвращался он домой живым и здоровым. К тому же мог получить тайные знания, которые в будущем облегчали жизнь и делали её счастливой. Вот такая противоречивая натура была у "бабушки".

Существует ли Баба-Яга в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спросить самого себя: "А существует ли в наши дни Сатана?" Конечно существует, а поэтому и Бабе-Яге есть место в подлунном мире. Может быть, она сейчас и не живёт в избушке на курьих ножках, но работу ведьм курировать продолжает. Осуществляет, так сказать, общее руководство. А главная её задача - бесперебойная поставка человеческих душ в преисподнюю .

В год на планете умирает 50 млн. человек. Это огромная цифра. Поэтому работы у нашей героини - выше крыши. Часть душ устремляется к Свету, где встречается ангелами. Другая же часть отправляется в преисподнюю. Вот именно этой братией "бабушка" и занимается. Все души нужно классифицировать по тяжести грехов, занести в соответствующие списки и реестры, присвоить номера, определить конечный пункт назначения. Адская работа в прямом и переносном смысле этого слова.

В наши дни Баба-Яга принимает в основном такой образ

Некоторые души начинают возмущаться, когда их опускают уж очень низко. Не считают они свои грехи такими уж страшными, чтобы вечно в адовом пекле гореть. Приходиться проводить с ними разъяснительную работу. Объяснять, что высокие должности, ордена да медали никакой роли в загробной жизни не играют: тут совсем иные критерии оценки личности. Всё это требует нервов, терпения и огромной работоспособности. Вот такие организационные вопросы и лежат на плечах нашей героини.

Так что не нужно торопиться с утверждением, что Баба-Яга - мифологическое существо. Она таковым представляется человеку, пока он жив и здоров. Но когда его бренный путь заканчивается, и душа оказывается в загробном мире, вот тогда и наступает прозрение, а может быть и сожаление по тем годам, которые уже нельзя вернуть и прожить по-другому.

Статью написала Зимняя Вишня

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и "дискотеки" (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей - мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем - что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть - как можно больше напакостить "добрым персонажам" - не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список не ограничен.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».

По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля" — „ползающая по земле"», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога - связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.

Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями.

Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

"ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу".

"Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния".

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга — богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не менее жуткая Кали.

Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.

Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Где живет Баба Яга - самобытный и разносторонний персонаж многих народных сказаний? И дети, и взрослые сразу ответят - в избушке на пресловутых «курьих ножках». А что мы еще знаем об этом образе вообще?

Эту старую колдунью сказочники описывают по-разному. То она горбатая старуха с длинным крючковатым носом, лохматыми длинными волосами и пристрастиями к То просто добрая волшебница, помогающая Иванушке выбраться из лесу, советующая, как сразиться со злом, а все ее «Фу, фу, русским духом пахнет» - не более чем просто попытка напугать храбреца. Но, как и в любой сказке, у этого персонажа есть своя предыстория. И корень ее - в мифологии.

Каких только имен не было у старушки в Она звалась Баба Ягя, Ягабиха, Ягишна, Ягая Баба… А ведь не всегда она была ведьмой, живущей в глухом лесу. Когда-то Баба Яга считалась настоящим божеством у славянских народов. По поверьям, она была заботилась о благополучии всей семьи, оберегала детей от сглаза и несчастий, продолжала и бережно хранила традиции. Правда, существовала и обратная сторона легенды: старушке приписывалась власть над всеми вихрями и снежными вьюгами. Поговаривали, что она наполовину женщина, наполовину - змея, и стережет дверь в царство мертвых, провожая к ней бессмертные души усопших. Люди верили и знали: Баба Яга способна успешно притворяться самой обычной женщиной, жить среди людей в деревне, вести хозяйство, ухаживать за скотом. Часто ведьмой считали любую хозяйку, у которой очень уж хорошо шли дела - говорили, что без тут не обошлось.

Место, где живет Баба Яга в детских сказках - дремучий лес, который всегда порождал в людях безотчетный страх, поскольку тоже напоминал своеобразную границу между мирами - ныне живых людей и царством усопших. Даже избушка сказочной старушки, как правило, стоит не в самой чаще, а на опушке: она будто бы не относится ни к тем, ни к другим.

Интересно происхождение словосочетания «на курьих ножках». В мультфильмах их часто рисуют куриными. Но, скорее всего, курьи - значит «окуренные дымом». В древности у славян был погребальный обряд, когда на вырубленные столбы ставили избу, в которой находилось тело покойника. А сами эти столбы по традиции окуривались дымом.

Еще один атрибут Бабы Яги - костяная нога. Именно поэтому существуют предположения, что старушка одноногая. Ведь во всех сказках про Бабу Ягу эта часть тела упоминается всегда только в единственном (костяная нога ведь одна) числе. Данный атрибут смерти, опять же, можно сравнить с ногой скелета, то есть неживого существа.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» существует прямой и конкретный ответ? Недавно у этого знаменитого персонажа появилась своя родина. В Первомайском районе Ярославской области находится маленькое село Кукобой, а в нем открыт официальный музей Бабы Яги и других Здесь есть знаменитая избушка на курьих ножках, чайная комната, где можно отведать вкусных пирогов из рук сказочной старушки, множество разных развлечений для взрослых и детей. Мало кто уезжает отсюда, не накупив сказочных сувениров и не сфотографировавшись на память с самой Ягой.

Не только дети, но и взрослые порой хотят окунуться в сказку. И задаются вопросом: где живет Баба Яга? Можете похвастаться своей эрудицией, ведь теперь вы можете дать на него исчерпывающий ответ!



Поделиться