Когда в древней греции никто не воевал. « Путешествие по Древней Греции» – история, уроки

Сценарий КВН для 5-х классов

I. Приветствие команд.

Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, обращается с приветствиями к болельщикам, соперникам или судьям.

II. Конкурс «Разминка».

Каждой команде задается пять вопросов по истории стран Древнего Востока и Греции. На подготовку ответов отводится 1 минута.

Вопросы команде «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Какой дикий зверь стал источником жизни для многих поколений жителей Азии? (Тигр)
  2. В какой стране на гербе помещено изображение трех львов? (В Индии)
  3. Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр)
  4. Какого мыслителя древности называли «Просветленным»? (Будда)
  5. На какой день творения по Библии Бог создал человека? (на шестой)

Вопросы команде «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. В какой стране находилась самая длинная стена? (В Китае)
  2. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке Ашшурбанапала)
  3. Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянскую войну)
  4. Какой город в древности современники называли «городом крови» и «городом обмана»? (Ниневия)
  5. Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Вопросы команде «Титаны» (5 «В»):

  1. В какой стране появилось выражение «писать с красной строки»? (В Египте)
  2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Арабские, изобрели в Индии)
  3. Из-за какой женщины началась Троянская война? (Елена)
  4. Где были изобретены бумага и фарфор? (В Китае)
  5. Кого бог сотворил раньше – мужчину или женщину? (мужчину)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется один балл.

III. Конкурс “Сделай сам”.

От каждой команды выбирается по два человека, которые на время из различных предметов (палки, веревки, камень и т. д.) должны сделать орудие труда.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения работы.

IV. Конкурс “Мумия”.

От каждой команды выбирается по два человека. На время (кто быстрее) один человек из команды должен обмотать другого участника своей команды туалетной бумагой, т. е. превратить в “мумию”.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота, аккуратность исполнения.

V. Конкурс капитанов.

Каждый капитан поочередно называет слова, относящиеся к истории древнего Египта. Капитан, который совершил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто назвал больше слов. Капитан имеет право обратиться один раз за помощью к болельщикам или к своей команде.

Подсчет результатов: победитель получает три балла.

VI. Конкурс “Наскальная живопись”.

Участник команды за 10 мин. должен нарисовать какое-нибудь древнее ископаемое животное, на которое охотился первобытный человек.

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается быстрота и художественное исполнение рисунка.

VII. Конкурс болельщиков.

Болельщикам загадываются загадки. Тот из болельщиков, кто наберет больше правильных ответов, получает приз - значок «Мудрую сову».

VIII. Конкурс “Бюро находок».

Ведущий объявляет о том, что в «Бюро находок» накопилось много разных вещей. Эти вещи надо вернуть тем, кому они принадлежат, а заодно вспомнить для чего служили эти вещи, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Для команды «Олимпийцы» (5 «А»):

  1. Черная ткань. (Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей бросился со скалы в море. С тех пор это море зовется Эгейским.)
  2. Камень, завернутый в ткань. (Титану Крону предсказали, что его лишит власти собственный сын. Как только у его жены Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Когда Рея родила Зевса, она решила обмануть супруга и отнесла ему вместо младенца завернутый в пеленки камень. Крон не заметил подмены и проглотил камень. Так был спасен Зевс.)
  3. Пакет сока «Нектар». (Напиток богов на Олимпе.)

Для команды «Спартанцы» (5 «Б»):

  1. Лошадь. (После десяти лет осады Трои греки пошли на хитрость, которую придумал Одиссей. Греки сделали вид, что уплывают из-под стен Трои, а в своем лагере оставили для троянцев подарок – огромного деревянного коня. Троянцы внесли коня в город. Для того, чтобы он пролез в ворота, пришлось разобрать часть городской стены. Ночью же, когда город спал, открылась дверца в брюхе коня. Внутри его прятался отряд во главе с Одиссеем. Так захвачена была древняя Троя.)
  2. Три яблока. (Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. Эти яблоки давали человеку вечную молодость.)
  3. Молот и клещи. (Это орудие труда неутомимого труженика бога – кузнеца Гефеста.)

Для команды «Титаны» (5 «В»):

  1. Сандалии с крылышками. (Такая обувь была у посланца богов Гермеса, чтобы он мог мгновенно перенестись в любое место.)
  2. Клубок ниток. (Когда Тесей направился в лабиринт, чтобы сразится с чудовищем Минотавром, Ариадна – дочь царя Микен Миноса – дала ему меч и клубок ниток, чтобы Тесей, разматывая клубок ниток, мог найти обратный путь из лабиринта.)
  3. Трезубец. (Бог морей Посейдон в руках держал трезубец, которым волновал море.)

Подсчет результатов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

IХ. Домашнее задание.

Каждой команде надо было инсценировать один из мифов Древней Греции .

Подсчет результатов: 5-ти бальная система. Учитывается исполнение, содержание, костюмы, артистизм.

X. Общий подсчет результатов.

Объявление команды-победительницы.

Награждение самого знающего болельщика почетным дипломом «Лучшему ученику богини Клио».

Задания для конкурса болельщиков

Загадки

В долинах Нила вырос он,

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд

И много лет затем хранят. (Папирус. )

Это чудное созданье

Сделано нам в назиданье

Египтянами давно.

Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом всех своим пугает. (Сфинкс.)

Ему построили в угоду

Гробницу, что стоит сейчас.

И видят все ту пирамиду.

Она всех выше без прикрас! (Пирамида Хеопса .)

Царь в Азии когда-то жил

Могущественным, властным слыл.

Законы первым учредил

От рабства подданных всех защитил. (Царь Хаммурапи .)

На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали се писать.

Кто же знал? Их алфавит

Все народы покорит. (Финикия .)

Назови-ка ты всем сам,

Первый из людей …. (Адам .)

Этих слуг повсюду гнали,

Жить в деревне запрещали.

Те в лачугах жалких спали, на судьбу свою роптали. (Неприкасаемые .)

Много Одиссей страдал,

Многих чудищ он познал.

Назови-ка ты одно,

На змею похожее

И с собачьей головой,

Да с шестью, а не одной.

И зубов там три ряда.

Не погиб герой тогда,

Когда та змея чуть было

Их корабль не проглотила. (Сцилла. )

Скажи-ка, что это за пес,

Что царство мертвых охраняет?

Кто без Аида вход найдет,

Того чудовище съедает. (Цербер .)

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот кого он выбирал,

Перед людьми отчет держал? (Демократия. )

Как область Греции назвали,

Где нет нигде большой реки.

И хлеба всем там не хватало.

Оливы на горах росли.

Там главный город греков был –

Он знаменитостью прослыл? (Аттика .)

Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда.

Как же звался тот совет –

Выдай правильный ответ. (Ареопаг. )

Архонтом избран был,

Жестоким и коварным слыл,

Законы написал,

В них смертью всех карал. (Драконт .)

Есть остров в море-океане,

Где злые чудища живут.

Они певуньями слывут.

Кто к ним на остров заплывет,

Назад домой не попадет. (Сирены .)

Он уваженье всех снискал

За то, что был умен и честен.

Отечество свое он спас

От разоренья земледельцев.

Он рабство греков отменил

И демосу власть подарил. (Солон .)


Тема урока " Путешествие по Древней Греции"

Цели и задачи урока:

Образовательные: выявить качество и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;

Развивающие: дальнейшее развитие умений формулировать свои мысли, отбирать главное, активизация мышления, памяти, эмоций;

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Тип урока: обобщающее повторение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточные листы, таблица "Древняя Греция", текст с ошибками.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. На пути вас ждет множество препятствий в виде различных заданий. Успешно справиться с ними вам помогут знания, полученные на уроках истории по теме "Древняя Греция". Итак, для начала вспомним, каково же географическое положение этого государства.

Работа с картой.(с.113)

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

Каким знаком на карте на карте обозначены границы и название главных областей Греции? (красной линией)

Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)

Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)

Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (о-в Крит)

Какой город является современной столицей Греции? (Афины)

Опишите природные условия Древней Греции? Как вы думаете, чем занимались древние греки?

Почему вы сделали такой вывод?

Сообщение уч-ся. Греция со всех сторон окружена морем. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные для мореходов бухты. С детских лет греки учились плавать, обращаться с веслами, ставить парус, бороться с волнами.

Греция - страна горная. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп - расположена на северо-востоке. Греки верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды, глина и разнообразные породы строительного камня. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Реки Греции непригодны для орошения полей, садов и огородов. Меж тем дожди в Греции идут в основном зимой, летом они очень редки. Земледельцы Греции страдали от засухи.

Отличия от природы Египта.

Море Горы Почвы Реки

Вывод: Греция - бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел, мореплаванию, рыбной ловле.

Первый этап. Историческая разминка .

Как называли себя древнейшие греки во II тысячелетии до н. э.? (ахейцы) Природа разделила Грецию на …. части. (3) Южная часть Греции называется? (Пелопоннес ). Самый богатый и могущественный город Древней Греции? (Микены ) Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр) Второе название города Троя (Илион ). Военным вождем троянцев был (Гектор ). Самым храбрым воином был (Ахилл ). На родине, Одиссея долгие годы ждала жена (Пенелопа ). Создатель поэмы "Одиссея" (Гомер ).

Учитель Итак, мы с вами не попадем впросак, зная что нас ждет в этой удивительной стране. Но все же не помешает вспомнить исторические термины, связанные с Грецией. Итак, будьте внимательны, я называю определение, а вы называете термин, который к нему относится.

2 этап. Терминологический диктант.

1. Греческий город-государство (Полис)

2. "Власть народа", или народовластие (Демократия)

3. Совет знати в Афинах (Ареопаг)

4. Здание со множеством запутанных ходов (Лабиринт)

5. 9 правителей (Архонты)

6. Командующий греческим войском и флотом (Стратег)

7. Рабы Спартанского государства (Илоты)

8. Краткая, яркая и точная речь (Лаконичная)

9. Все свободные жители Афин (Граждане)

10. Орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин (Народное собрание)

Разминка " Цифры и факты"

Ведущий поочередно раскладывает перед командами карточки с цифрами. Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г . до н. э. - в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

594 г . до н. э. - избрание архонтом Солона

490 г . до н. э. - Марафонская битва

1200 г . до н. э. - Троянская война

480 г . до н. э. - Саламинская битва

42 км - расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 - македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов совершил Геракл.

10 - столько лет шла война между греками и троянами.

7 - столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

3 Этап. Историческая перестрелка. Задания командам

Вопросы 1 команде

1. Сообщение уч-ся. " Полисы Древней Греции"

2. Выполнение задания "Графический диктант"

Аттика - область в Северной Греции. Главный город Аттики - Афины. Главным занятием жителей Аттики было земледелие. На склонах холмов Аттики, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Власть в Афинах принадлежала знати. Демос участвует в правлении Афинами. На участках знатных людей стоял долговой камень. На холме. Посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ежегодно из числа богатых и знатных афинян ареопаг избирал девять правителей-архонтов. В Афинах были рабы должники. Законы Солона положили начало греческой демократии. Крестьяне, ремесленники, торговцы входили в состав аристократии Афин.

3. Организация власти в Афинах.

Вопросы 2 команде "Реформы Солона"

1. Работа с историческим документом.

2. Найти соответствия.

I. Афины до Солона

II. Афины после реформ Солона

Демос и аристократия. Аристократическая республика. Народ получал возможность участвовать в управлении государством. Народное собрание свободных граждан-мужчин выбирало архонтов. Архонтом мог стать богатый, но незнатный человек. Судили по обычаям, законов не было. Первые законы создал Дракон. Создан народный суд. Главные вопросы решало народное собрание. Заложены основы демократии.

Внимательно прочтите выписку из законов Солона.

Как вы считаете? в чьих интересах Солон провел свою реформу?

Почему он это сделал?

Назовите перемены в управлении Афинами.

Вопросы 3 команде

"Спартанское государство"

"Найди ошибки и исправь"

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

2. Найти соответствия. I. Афины. II. Спарта.

Законы Солона. Архонты. Илоты. Лаконика. Аттика. Совет старейшин. Мессения. Рабы-чужеземцы. Не было торговли. Ареопаг. Черные и белые камешки использовали в суде. Голосовали криком. Что собой представляло спартанское государство?

Учитель. Следующий конкурс "Черный ящик" или "Кому это могло принадлежать?"

В нашем бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Команды поочередно называют чьи это вещи.

Черная ткань.

Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей сбросился со скалы в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Камень, завернутый в ткань.

Титану Кроносу предсказали, что его лишит власти собственный сын. Всех детей, которых рожала его жена Гея, Кронос тут же проглатывал. Когда она родила Зевса, то вместо младенца отнесла ему завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его. Так был спасен Зевс.

Пакет сока "Нектар"

Напиток богов на Олимпе.

3 яблока

Эти яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду Гесперид.

Соль.

Греки решили отправиться в поход на Трою. Только Одиссею не хотелось покидать прекрасную Пенелопу. Притворившись помешанным, он запряг в плуг осла и вола и стал пахать свои поля и засевать их солью. Однако его хитрость разгадали.

Воск.

Проплывая мимо острова сирен - полуптиц, полуженщин, которые свои сладким пением заманивали мореходов и пожирали их, Одиссей приказал заклеить уши товарищей воском. Сам же привязался веревкой к мачте, чтобы послушать сирен и уцелеть.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. В VII в. до н. э. Греки стали переселяться в другие страны. Почему?

Назовите причины переселения греков в другие страны.

Не хватало плодородных земель для простых греков

Не хватало продуктов питания

Борьба знати и демоса

Развитие торговли

ЧТО ТАКОЕ "ЭЛЛИНСКИЙ МИР"?

    Какие признаки раскрывают это понятие?

Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом где бы ни жили греки - они говорили на одном языке. Пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, Грецию - Элладой. Так формировался "Эллинский мир"

3. Греко-персидские войны. Сравните 3 битвы. Что между ними было

общего, в чем было различие?

Почему Греция - небольшая по размерам страна сумела дать отпор моущественной Персидской державе?

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять вою независимость.)

Закрепление материала.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Цель: - выявление самого умного ученика школы.

Задачи: - повторить основные темы из курсов гуманитарных предметов;

Почерпнуть новые знания;

Развивать интерес к гуманитарным наукам;

Воспитывать уважение к своей стране.

Правила проведения игры : В игре участвуют 8 учащихся с 8 по 11 классы. К концу игры должен определиться победитель. Набравший в каждом туре меньшее количество баллов ученик выходит из игры. Игроки отвечают по очереди друг за другом. Если игрок не знает ответ, то отвечает любой другой игрок. Если игроки не знают ответа на вопрос, отвечают зрители.

1 тур: Викторина (8 чел.) 1 балл.

Русский язык

    Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)

    Определите значение слова ДЕСНИЦА (правая рука)

    Что означает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

    (мудрый, знающий)

    Назовите создателей славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

    Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? (мужской)

    Поставьте знак препинания так, чтобы наследники не разорились.

Завещание правителя.

«Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

    Какие слова состоят из ста согласных? (СТОГ, СТОЛ, СТОН, СТОП)

    Подберите синоним к слову ПОЛЕМИКА (дискуссия, спор)

Литература

    Какое выражение из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» стало поговоркой о стоящем на месте деле? (А воз и ныне там)

    Псевдоним этого американского писателя взят из терминов речной навигации, в юности он был помощником лоцмана на Миссисипи. Его самая известная книга – «Приключения Тома Сойера». (Марк Твен)

    Его знают почти все. Герой книги Н. Носова был художником, поэтом, музыкантом, доктором, путешественником, даже летал на Луну. Кто он? (Незнайка)

    Продолжите афоризм Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым - …(будь им)».

    «Есть ещё порох в пороховницах», - говорит этот герой повести Гоголя (Т. Бульба)

    Кто из русских писателей был убит на дуэли? (Лермонтов)

    Какие произведения русской литературы названы именем собаки? (Муму, Каштанка)

Иностранные языки

    Какие европейские праздники справляют в России? (Хеллоуинг, день Святого Валентина)

    Кто сейчас канцлер ФРГ? (Ангеле Меркель)

    Назовите популярные музыкальные группы Германии и Англии. (Рамштайн, Скорпионс, Биттлз, Пинк флойд)

    Кто приносит подарки детям в канун Рождества в странах Западной Европы? (Санта Клаус)

    Назовите имена великих классиков немецкой, английской и мировой художественной литературы. (Гёте, Шиллер, Гейне, Байрон, Шекспир)

    Какая гора изо льда? (Айсберг, айс- лёд, берг- гора)

    Какую фамилию носит королева Великобритании Елизавета 2 (Винзор)

История

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (Во время Олимпийских игр)

    С именем какой императрицы связано открытие первого университета в России? (Елизавета Петровна)

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся, где их изобрели? (Арабские, изобрели в Индии)

    Кого называют «отцом истории»? (Геродот)

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Разные названия одного города)

    Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище построение немцев в виде клина)

    Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)

Обществознание

    Что появилось раньше: мораль или право? (Мораль)

    Назовите три ветви власти (Законодательная, исполнительная, судебная)

    Что в переводе с греческого означает ДЕМОКРАТИЯ? (Власть народа)

    Как называется наука о морали? (Этика)

    Что называют законом высшей юридической силы? (Конституцию)

    Как называется парламент в России? (Федеральное собрание)

    Кто основал государство, которого никогда не было? (Томас Мор, государство Утопия)

    Что нужно для того, чтобы стать президентом нашего государства?

(Возраст 35 лет, не менее 10 лет проживания в России, высшее образование

Дополнительные вопросы

      Как называлась династия первых русских князей? (Рюриковичи)

      Как называется парламент нашего государства? (Федеральное Собрание)

      Назовите памятники архитектуры в Англии, Германии.

      Какой частью речи являются слова мой, свой, ваш ? (местоимение)

      К кому обращался Вещий Олег со словами: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…»? (К коню)

      Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

2 тур: «Что означают крылатые выражения» (7 чел.) 1 балл.

1 Жребий брошен (решительный шаг)

2. Сизифов труд (бессмысленный труд)

3.Соломоново решение (правильное решение, выход из трудного положения)

4. Прометеевы муки (бесконечные страдания)

5. Потёмкинские деревни (то, чего нет)

6. Кричать во всю ивановскую (громкое сообщение)

7.Отложить в долгий ящик (на неопределённый срок)

(Геростратова слава (печальная слава), петь дифирамбы (хвалить не в меру), суд Фемиды (беспристрастное, справедливое решение))

3 тур: «Портреты знаменитых людей» (6 чел.) 2 балла за 2 портрета, 1 балл за 1 портрет.

    А впереди, по звонким льдинам,

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

(К.Симонов, Ледовое побоище)

    Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

и ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(М.Ю. Лермонтов, Бородино)

    Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

(А.С.Пушкин, Полтава)

    Куда ты ведёшь нас?...не видно не зги! - ….

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути,

Но тем Михаила тебе не спасти!

(К. Рылеев, Иван Сусанин)

    С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала;

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала.

(К.Рылеев, Смерть Ермака)

    Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Они готовили пожар

Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г.)

(7. Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

(Н. Кончаловская Минин, Пожарский, Смутное время)

5 тур: «Кот в мешке». С какими историческими событиями, произведениями литературы связаны эти предметы. (4 чел.) 2 балла за 2 ответа. 1 балл за 1 ответ.

    Яблоко (миф об Елене Прекрасной, миф о первых людях, Сказка

о мёртвой царевне и семи богатырях)

    Конь (Троянский конь, Сивка-бурка)

    Веретено и нитки (Спящая красавица, нить Ариадны)

    Гусь (гуси Рим спасли, гуси-лебеди)

6 тур: Закончите пословицы (3 чел.) 1 балл

    По одёжке встречают (по уму провожают)

    Знает кошка (чьё мясо съела)

    Красна река берегами (а обед пирогами)

    Не бравшись за топор (избы не срубишь)

    Не убив медведя (шкуры не продают)

    Назвался груздем (полезай в кузов)

(Твоими устами (да мёд пить). Какова пряха (такова на ней и рубаха). Не смейся горох (ты не лучше бобов)).

7 тур: Игра слов. (2 чел)

1. По какому предлогу можно плавать? (река По в Италии)

2.Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится славянская соседская община (верфь-вервь)

3.Если в названии слова, обозначающего сушёную траву, изменить одну букву, то получится название реки, на которой стоит город, «что стоит обедни»

4. Назовите русскую пословицу, аналогичную финской «Тот не заблудился, кто спрашивает» (Язык до Киева доведёт)

5. Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей (турник-турник)

Подведение итогов, награждение.

Учитель истории и обществознания МОУ

«Яшкульская многопрофильная гимназия»

Берикова Надежда Бадаевна

Тема урока « Путешествие по Древней Греции»

Цели и задачи урока:

Образовательные: выявить качество и прочность знаний по теме и умение их использовать на практике;

Развивающие: дальнейшее развитие умений формулировать свои мысли, отбирать главное, активизация мышления, памяти, эмоций;

Воспитательные: развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Тип урока : обобщающее повторение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточные листы, таблица «Древняя Греция», текст с ошибками.

Ход урока.

I Оргмомент

II Урок начинается с вводного слова учителя

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции. На пути вас ждет множество препятствий в виде различных заданий. Успешно справиться с ними вам помогут знания, полученные на уроках истории по теме «Древняя Греция». Итак, для начала вспомним, каково же географическое положение этого государства.

Работа с картой.(с.113)

Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова

Каким знаком на карте на карте обозначены границы и название главных областей Греции? (красной линией)

Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)

Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)

Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (о-в Крит)

Какой город является современной столицей Греции? (Афины)

Опишите природные условия Древней Греции? Как вы думаете, чем занимались древние греки?

Почему вы сделали такой вывод?

Сообщение уч-ся . Греция со всех сторон окружена морем. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные для мореходов бухты. С детских лет греки учились плавать, обращаться с веслами, ставить парус, бороться с волнами.

Греция - страна горная. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп – расположена на северо-востоке. Греки верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды, глина и разнообразные породы строительного камня. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Реки Греции непригодны для орошения полей, садов и огородов. Меж тем дожди в Греции идут в основном зимой, летом они очень редки. Земледельцы Греции страдали от засухи.

Отличия от природы Египта.

Вывод: Греция – бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел, мореплаванию, рыбной ловле.

Первый этап. Историческая разминка .

    Как называли себя древнейшие греки во II тысячелетии до н.э.? (ахейцы)

    Природа разделила Грецию на …. части. (3)

    Южная часть Греции называется? (Пелопоннес ).

    Самый богатый и могущественный город Древней Греции? (Микены )

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр)

    Второе название города Троя (Илион ).

    Военным вождем троянцев был (Гектор ).

    Самым храбрым воином был (Ахилл ).

    На родине, Одиссея долгие годы ждала жена (Пенелопа ).

    Создатель поэмы «Одиссея» (Гомер ).

Учитель Итак, мы с вами не попадем впросак, зная что нас ждет в этой удивительной стране. Но все же не помешает вспомнить исторические термины, связанные с Грецией. Итак, будьте внимательны, я называю определение, а вы называете термин, который к нему относится.

2 этап. Терминологический диктант.

1. Греческий город-государство (Полис)

2. «Власть народа», или народовластие (Демократия)

3. Совет знати в Афинах (Ареопаг)

4. Здание со множеством запутанных ходов (Лабиринт)

5. 9 правителей (Архонты)

6. Командующий греческим войском и флотом (Стратег)

7. Рабы Спартанского государства (Илоты)

8. Краткая, яркая и точная речь (Лаконичная)

9. Все свободные жители Афин (Граждане)

10. Орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин (Народное собрание)

Разминка « Цифры и факты»

Ведущий поочередно раскладывает перед командами карточки с цифрами. Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.

776 г. до н.э. – в Греции состоялись первые Олимпийские игры.

594 г. до н.э. – избрание архонтом Солона

490 г. до н.э. – Марафонская битва

1200 г. до н.э. – Троянская война

480 г. до н.э. – Саламинская битва

42 км – расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами.

16 – македонская фаланга состояла из 16 рядов.

12 - столько подвигов совершил Геракл.

10 – столько лет шла война между греками и троянами.

7 – столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру.

3 Этап. Историческая перестрелка. Задания командам

Вопросы 1 команде

1. Сообщение уч-ся. « Полисы Древней Греции»

2. Выполнение задания «Графический диктант»

    Аттика – область в Северной Греции.

    Главный город Аттики – Афины.

    Главным занятием жителей Аттики было земледелие.

    На склонах холмов Аттики, как и повсюду в Греции, выращивали виноград.

    Власть в Афинах принадлежала знати.

    Демос участвует в правлении Афинами.

    На участках знатных людей стоял долговой камень.

    На холме. Посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг.

    Ежегодно из числа богатых и знатных афинян ареопаг избирал девять правителей-архонтов.

    В Афинах были рабы должники.

    Законы Солона положили начало греческой демократии.

    Крестьяне, ремесленники, торговцы входили в состав аристократии Афин.

3. Организация власти в Афинах.

Вопросы 2 команде «Реформы Солона»

1. Работа с историческим документом.

2. Найти соответствия.

I. Афины до Солона

II. Афины после реформ Солона

    Демос и аристократия.

    Аристократическая республика.

    Народ получал возможность участвовать в управлении государством.

    Народное собрание свободных граждан-мужчин выбирало архонтов.

    Архонтом мог стать богатый, но незнатный человек.

    Судили по обычаям, законов не было.

    Первые законы создал Дракон.

    Создан народный суд.

    Главные вопросы решало народное собрание.

    Заложены основы демократии.

Внимательно прочтите выписку из законов Солона.

Как вы считаете? в чьих интересах Солон провел свою реформу?

Почему он это сделал?

Назовите перемены в управлении Афинами.

Вопросы 3 команде

«Спартанское государство»

    «Найди ошибки и исправь»

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

2. Найти соответствия. I. Афины. II. Спарта.

    Законы Солона.

  1. Лаконика.

  2. Совет старейшин.

    Мессения.

    Рабы-чужеземцы.

    Не было торговли.

  3. Черные и белые камешки использовали в суде.

    Что собой представляло спартанское государство?

Учитель . Следующий конкурс «Черный ящик» или «Кому это могло принадлежать?»

В нашем бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Команды поочередно называют чьи это вещи.

Черная ткань.

Это ткань для парусов Тесея. Отправляясь на бой с Минотавром, он обещал своему отцу Эгею в случае победы заменить черные паруса на белые, но забыл это сделать. Увидев черные паруса, Эгей сбросился со скалы в море. С тех пор море зовется Эгейским.

Камень, завернутый в ткань.

Титану Кроносу предсказали, что его лишит власти собственный сын. Всех детей, которых рожала его жена Гея, Кронос тут же проглатывал. Когда она родила Зевса, то вместо младенца отнесла ему завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его. Так был спасен Зевс.

Пакет сока «Нектар»

Напиток богов на Олимпе.

3 яблока

Эти яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду Гесперид.

Соль.

Греки решили отправиться в поход на Трою. Только Одиссею не хотелось покидать прекрасную Пенелопу. Притворившись помешанным, он запряг в плуг осла и вола и стал пахать свои поля и засевать их солью. Однако его хитрость разгадали.

Воск.

Проплывая мимо острова сирен – полуптиц, полуженщин, которые свои сладким пением заманивали мореходов и пожирали их, Одиссей приказал заклеить уши товарищей воском. Сам же привязался веревкой к мачте, чтобы послушать сирен и уцелеть.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ

1. В VII в. до н.э. Греки стали переселяться в другие страны. Почему?

Назовите причины переселения греков в другие страны.

Не хватало плодородных земель для простых греков

Не хватало продуктов питания

Борьба знати и демоса

Развитие торговли

    ЧТО ТАКОЕ «ЭЛЛИНСКИЙ МИР»?

    Какие признаки раскрывают это понятие?

Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом где бы ни жили греки – они говорили на одном языке. Пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, Грецию – Элладой. Так формировался «Эллинский мир»

3. Греко-персидские войны. Сравните 3 битвы. Что между ними было

общего, в чем было различие?

Марафонская битва

Фермопильское сражение

Бой у Саламина

    Мужество, храбрость греческих воинов

    Греки защищали свою Родину.

    Талант греческих стратегов (Мильтиад, Фемистокл)

Различие

Победа греков

Помощь жителей Платеи

Впервые над персами одержана победа

Поражение греков Предательство

Победа греков

30 греческих государств объединило свои силы в борьбе с врагом.

Создание сильного военного флота

Почему Греция – небольшая по размерам страна сумела дать отпор моущественной Персидской державе?

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять вою независимость.)

Закрепление материала.

1. Заполнить таблицу «Древняя Греция»

Расположение

В Европе, в южной части Балканского полуострова

р. Еврот

Эгейское, Ионическое

Правители

Тесей, Солон, Леонид

Зевс, Посейдон, Аид, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Деметра, Дионис, Гефест, Арес, Гермес.

Письменность

алфавит

Литература

Миф о Дедале и Икаре, «Илиада», «Одиссея», Сказания о троянском коне, Миф о Пелопсе

Дали миру

Олимпийские игры, алфавит, фрески

2. Найти соответствие.

    Особенности европейских цивилизаций.

    Общее с народами Востока.

    Первые государства появились во 2 тыс. до н.э.

    Государства возникали там, где были плодородные земли и вода.

    Государства много воевали.

    Возникла письменность.

    Появление религии и веры в загробную жизнь.

    Обработка металлов.

    Военный флот.

    Погибли от извержения вулкана.

    Завоеваны другими народами.

    Использовали труд рабов.

    Имели легенды и мифы.

Учитель . Вот и завершается наше путешествие по Древней Греции. Мы с вами преодолели последнее препятствие, заполнили таблицу «Древняя Греция». На основании таблицы, и повторения, скажите что общего вГреции и во всех странах Древнего востока и в чем различие.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.



Поделиться