Теория кречмера о строении тела и характере. Типы характеров по кречмеру

немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения

Биография

В 1906 году приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене , но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене , где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Эмиля Крепелина , затем на стажировке в госпитале «Eppendorf» в Гамбурге и в Тюбингене , у Роберта Ойгена Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914 году докторскую диссертацию по теме «Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомокомплекс».

Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в Бад-Маргентхайме. В 1918 году он перебрался в Тюбинген , где работал в качестве приват-доцента, в это время опубликовал свою работу «Сензитивный бред отношения» («Der sensitive Beziehungswahn», B., 1918), которую Карл Ясперс оценил как «близкую к гениальной». В 1926 году Кречмер был приглашен в качестве ординарного профессора психиатрии и неврологии в университет Марбурга . С 1946 года по 1959 год он работал в качестве профессора и директора Неврологической клиники в университете Тюбингена . После передачи клиники ученикам Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти.

Вклад в науку

Среди публикаций Кречмера (их более 150) особое место занимают работы по соотношению телосложения и характера. В начале 20-х годах он пережил особый творческий подъём, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность - «Строение тела и характер» («K?rperbau und Charakter», 1921 (24. Aufl., 1964; рус. пер. «Строение тела и характер», 2 изд., М.-Л., 1930)). Здесь было описано обследование около 200 больных - на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы стрения тела (чётко выраженные - лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый - диспластический). Эти типы телосложения он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями - маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определённая связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении - с лептосомным.

Далее он сделал предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при психических расстройствах, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психотических заболеваний соответствует определённая форма психопатии, а также определённый темперамент здорового человека.

Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер, при чрезмерной выраженности может доходить, через уже анормальную циклоидную вариацию характера, до маниакально-депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению.

Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер (1995), опубликовавший в 1921 году работу под названием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний - маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении - соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела.

Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1. Лептосоматик (греч. leptos - хрупкий, soma - тело). Обладает цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, голова имеет яйцеобразную форму. Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos - слабый).

2. Пикник (гpeч.pyknos - толстый, плотный). У него богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие параметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon - борьба, схватка). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выраже­на. Лицо имеет форму вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.

4. Диспластик (греч. dys - плохо, plastas - сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тщедушные атлетики и худые пикники.

Большинство больных шизофренией, по мнению Э. Кречмера, составляют лептосоматики, хотя встречаются и атлетики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных циклофренией (маниакально-депрессивным психозом) (рис. 3.2). Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

Э. Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой также и у здоровых людей. Он утверждал, что здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним - Отсюда у людей с тем или иным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме.

В зависимости от склонности к разным эмоциональным реакциям Э. Кречмер выделил две большие группы людей. Эмоциональная жизнь одних характеризуется диадетической шкалой (т. е. свойственные им настроения располагаются на шкале, полюсами которой являются «веселый-печальный»). Эта группа людей обладает циклотимическйм типом темперамента. Эмоциональная жизнь других людей характеризуется психэстетической шкалой («чувствительный - эмоционально тупой, не­возбудимый»). Эти люди обладают шизотимическим темпераментом.

Шизотимии (название происходит от шизофрении) имеет лептосоматическое или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

Циклотимик (название происходит от циркулярного, или маниакально-депрессивного психоза) является противоположностью шизотимика. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или, в крайних случаях, психическими заболеваниями Э. Кречмер, объяснял тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину, они обусловлены деятельностью эндокринных желез и связанного с этим химическим составом крови и, таким образом, зависят прежде всего от определенных особенностей гормональной системы.

В основе взглядов Шелдона, типология которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью нашего организма и психики, и потому раскрытие связи между физическим и психическим требует выделения таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость.

У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по семибалльной шкале, У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов - максимальной) У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения:

1. Эндоморфный тип (7-1 -1). Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

2. Мезоморфный тип (1-7-1). У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

3. Эктоморфный тип (1-1-7). Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.

Если отдельные параметры имеют одинаковую выраженность, У. Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу.

Айзенк (1916 1997), пользуясь факторным анализом, создал четырехуровневую иерархическую модель личности. Айзенк предположил, что нижний уровень это уровень специфических действий или мыслей. Он может быть достаточно случаен и не свидетельствует о свойствах личности. Второй уровень это уровень привычных действий или мыслей. Этот уровень более диагностичен относительно личности в целом. Третий уровень это черты личности. Айзенк определил черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта представляет собой пучок взаимосвязанных привычных реакций. Данный уровень примерно совпадает с 35 первич^ ными чертами в концепции Кэттела. Четвертый, высший уровень, -это уровень типов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. По сути, типы в концепции Айзенка это результаты факторизации первичных черт.

Фактор Экстраверсия /Интроверсия (Е) включает в себя общительность, живость, импульсивность, оптимизм, активность, доминантность, уверенность в себе, беззаботность, смелость на положительном полюсе. Негативный полюс данного фактора включает замкнутость, пессимизм, пассивность, неуверенность в себе, задумчивость, хороший контроль над поведением. Айзенк считал, что главная причина различия между экстравертами и интровертами это разный уровень возбудимости коры головного мозга. Поскольку у экстравертов этот уровень ниже, они менее чувствительны к сенсорной стимуляции. Экстраверты ищут острых впечатлений, чтобы повысить возбуждение, а интроверты, наоборот, стараются избегать ситуаций, которые могут вызывать слишком сильное возбуждение. Можно предсказать, что экстраверты будут получать удовольствие от таких занятий, как быстрая езда на автомобиле, прыжки с парашютом, путешествия, употребление стимулирующих веществ. Интроверты же предпочтут спокойные занятия, такие как чтение, спокойные прогулки и т.д.

Фактор Нейротизм / Стабильность (N) на позитивном полюсе включает в себя высокую тревожность, подавленность, низкую самооценку, склонность к сильным реакциям на стресс, частые боли психогенного характера. На отрицательном полюсе данного фактора находится низкая тревожность, высокая самооценка, устойчивость к стрессу.

Фактор Психотизм / Сверх-Я (Р) включает в себя на положительном полюсе эгоцентризм, эмоциональную холодность, агрессивность, враждебность к окружающим, подозрительность и часто склонность к асоциальному поведению. Отрицательный полюс

данного фактора описывает склонность к сотрудничеству с другими людьми, просоциальные моральные нормы, стремление заботиться.

Поскольку, как уже излагалось выше, факторы Г. Айзенка независимы, личность в целом можно описать, только учитывая вклад всех трех факторов. Так, личность человека, схематически представленного на рис. 75, характеризуется высоким уровнем экстраверсии, высоким уровнем эмоциональной стабильности и сильным Сверх-Я. Другими словами, это активный, общительный человек, не склонный тревожиться по пустякам, с высокой самооценкой и твердыми моральными принципами.

18. Характер. Базовые компоненты характера. Структура, содержание и форма характера.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования .

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так

выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности . Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут "быстрый", "подвижный", "резкий", "вялый", а качествами характера - "собранный", "организованный", "аккуратный", "расхлябанный". Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как "живой", "импульсивный", "вспыльчивый", "чувствительный", а в случае характера - "добродушный", "замкнутый", "недоверчивый". Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).

Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяются для описания личности и характера. Говорят о личности "высокой", "выдающейся", "творческой", "серой", "преступной" и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как "тяжелый", "жестокий", "железный", "мягкий", "золотой". Ведь мы не говорим "высокий характер" или "мягкая личность".

Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждают в этом следующие соображения: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень "крутой" характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. "Историю, - пишет он,

интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер" .

Итак, "творение" человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его лич: ность.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Однако сначала остановлюсь на вопросе о различной степени выраженности характера .

Практически все авторы подчеркивал и, что характер может быть более или мене выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 14): зона абсолютно "нормальных" характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии . Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы . Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую - малой психиатрии. Конечно, "черта", эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина - Кербикова.

Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию , если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: "Каков в колыбельке, таков и в могилку".

Второй признак - тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а "на людях" - другой, то он не психопат.

Тип акцентуации характера по классификации А.Е. Личко Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду (1968). Сопоставление проведено В. В. Юстицким (1977) Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду (1976). Сопоставление проведено исследовательской группой А.Е. Личко
Шизоидный Интравертный Интровертированный
Гипертимный - Гипертимический
Истероидный Демонстративный Демонстративный
Циклоидный - Аффективно-лабильный
Психастенический Сверхпунктуальный Педантичный
Неустойчивый Слабовольный -
Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Аффективно-экзальтированный Эмотивный
Сенситивный Боязливый Тревожный (боязливый)
Астеноневротический Неконцентрированный (неврастенический) -
Эпилептоидный Ригидно-аффективный Неуправляемый Возбудимый
Конформный Экстравертный -
Лабильный циклоид Лабильный -
Конформно–гипертимный - Экстравертированный
- - Застревающий
- - Дистимический

21.Типологии характера (К. Хорни, Э. Фромм).

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми. Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» (Horney, 1937, р. 97). Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость. Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» (Horney, 1937, р. 99). Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности. Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» (Horney, 1973, р. 98). Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: в т непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума. 1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными. 2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность. 3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусмотрительность, лояльность и сдержанность. 4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз - «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947, р. 73). Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества - открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах. 5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

22. Понятие личности. Уровни функционирования личности.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению лично­сти. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следую­щее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая си­стема психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное свое­образие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

· Личность - многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечива­ют индивидуальное своеоб­разие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития лично­сти. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития лич­ности - врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности - сознатель­ные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутрен­ний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций та­ких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свой­ства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уров­ней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдель­ные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенно­стями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки - компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в ос­новном диспозициональные, построены с использованием современных математиче­ских методов.

Рассмотрим каждый подход более подробно. В конце изложения каждой теории попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и ответить на такой вопрос: «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?»

23. Психодинамическая теория личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый 3. Фрейд.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожден­ные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо (от лат. libido - влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3., 1989). Лич­ность формируется в течение первых шести лет жизни. До­минирует в структуре личности бессознательное. Сексуаль­ные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детермини­ровано его сексуальными и агрессивными мотивами, кото­рые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, снови­дения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто на­зывают чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), «аналь­ной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порож­дает «анальные» свойства характера - жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам мо­жет привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда - агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Ком­плекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») - главная структура личности, состоящая из совокупности бессо­знательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответ­ствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познава­тельных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго - это структура, которая призвана обслужи­вать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает аре­ной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я») - структура, содержащая соци­альные нормы, установки, моральные ценности того обще­ства, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за пси­хическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологи­ческим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённо­сти этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессозна­тельно и скрывают истинное содержание мотивов поведе­ния. Защитные механизмы являются целостными свойства­ми личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные непри­емлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающе­го объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемле­мых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); субли­мация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сек­суальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с дру­гой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотноше­ние отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

На поставленный контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках теории классического психоанализа можно ответить следующим образом: потому что в самой природе человека содержатся агрессивные влечения, а структуры эго и суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

· Либидо – общая биологическая энергия.


Похожая информация.


Общительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, требовательность, настойчивость, жизнерадостность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность.

1) В отечественной психологии характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы егореагирования и способы егоповедения.

2) От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3) Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он формируется под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного взаимодействия с окружающим миром.

4) На формирование характера особенно влияет его окружение.

5) Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

6) Характер имеет различную степень выраженности: нормальные характеры, выраженные (акцентуированные) и патологические характеры.

7) Акцентуации - это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на явные и скрытые.

8) И.П.Павлов назвал характер фенотип, а темперамент генотип.

1) Утверждение неверное . Характер не наследуется, он формируется в течение жизни человека.

2) Утверждение верное. Черты характера социально типичны и индивидуальны своеобразны.

3) Утверждение верное. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при которых эти отношения осуществляются.

4) Утверждение верное. Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

5) Утверждение верное. Единство мотивов и воли то, что образует характер человека.

6) Утверждение верное. Характер – это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

7) Утверждение неверное. При изменениях характера поведение не может не меняться.

8) Утверждение неверное.

9) Утверждение

10) Утверждение верное . Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

11) Утверждение верное . В типах характеров проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о личностно-характерологических типах.

12) Утверждение верное . С развитием личности человек начинает действовать все более нормативно: личность в своем развитии «снимает» характер

1) Э.Кречмер объяснял характер соматическим состоянием.

2) З.Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются сексуальные тенденции.



3) Детерминанты свойств характеры надо искать в суммировании генотипических и средовых влияний.

4) Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к своей особе.

5) Характер считается патологическим, если он имеет тотальное проявление, социально дезадаптирован.

6) В характере психоастеников проявляютсянерешительность.

7) Признаки эпилептоидного характера: раздражительность, приступы ярости и гнева, моральные дефекты.

8) Шизоидная личность адаптивна.

9) Для психастеников характерны следующие соматические расстройства: усиленное сердцебиение.

10) Э.Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах установления отношений с другими людьми.

Пары понятий находятся в следующих соотношениях:

1) Характер – Темперамент – 4

2) Личность – Характер – 3

3) Воля – Характер -2

4) Акцентуация – Психопатия - 2

5) Психика – Характер -3

6) Эпилептоидная акцентуация человека – Эпилепсия – 5

7) Воспитание – Характер -2

1) Характер – Темперамент

2) Характер – Поступок-

3) Акцентуация характера – Психастения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «СПОСОБНОСТИ»

1) Способности – это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают успешность ее выполнения.

2) Способности формируются и проявляются только в деятельности , причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

3) Задатки могут в большей или меньшей мере способствовать развитию способностей так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени -яблоня или слива -зависит не от почвы, а от того, какое зерно было брошено.

4) О способностях говорят как об индивидуально-психологических особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.

5) Устанавливая связь способностей с успешным выполнением деятельности , мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностями теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.

6) Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

7) По мнению С.Л.Рубинштейна, способности приобретаются и используются в процессе деятельности ; в неразвитой форме они существуют как задатки и служат для успешного ее освоения.

8) Известно мнение Б.М.Теплова, что способности не существуют до деятельности.

Пары понятий находятся в следующих отношениях:

1) Личность - Способности -3

2) Задатки-Способности – 3

3) Способности - Знания -3

4) Талант-Деятельность – 2

5) Способности – Отражение -5

6) Гениальность - Талант – 1

7) Задатки - Мозг -4

1) Способность – Безусловно - рефлекторное.

2) Способности - Деятельность

1) Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности, особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам.

2) Задатки, как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей направлены на содержание конкретной деятельности.

3) По А.Ф Лазурскому, критерием выделения основной способности является связь с другими наклонностями.

4) Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела к отрыву способностей от родовых человеческих качеств.

5) Функциональные и операциональные механизмы отдельных способностей интегрируются в режиме взаимодействия.

1) Можно отнести к способностям : способность к точному восприятию цветовых оттенков.

1) Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией того, что он станет талантливым.

2) Чтобы способности реализовались, их необходиморазвивать.

3) Нельзя говорить о способностях к рисунку,если человека не учили рисовать.

4) «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек не обеспечивает эффективный результат деятельности.

5) При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаютсяблагоприятные условия развития способностей у детей.

6) Способность – это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себезависят от условий развития и факторов среды.

7) Задатки многозначны: один и тот же задаток может развивать различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Типология личностей по И.П. Павлову.

Художественный тип:

1) Лица художественного типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.

2) Эмоционально люди художественного типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.

3) О людях художественного типа принято говорить, что они больше «живут сердцем, а не умом».

4) Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмо­ций облегчают представителям художественного типа освоение творческих видов дея­тельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра и т.п.).

5) При выборе профессии у лиц художественного типа преобладает склонность к вы­разительной деятельности, и именно в этих областях, они добиваются наибольших успехов.

6) Для художественного типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой.

7) Люди художественного типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума.

Мыслительный тип:

1) При выборе деятельности лица мыслительного типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем».

2) Для представителей мыслительного типа характерны: бедность эмоционального реагирования, сдержанность, суховатость в общении.

3) Склонность людей мыслительного типа к абстракциям, легкость логических по­строений, тяготение к обобщениям, теоретизированию, детальному, скру­пулезному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).

4) Представители мыслительного типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.

5) Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельностью над подкорковой.

1) Лица среднего типа общительны, деятельны, энергичны, достигают больших успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.

2) В мышлении лиц среднего типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.

3) Лицам среднего типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.

Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Э. Кречмер , опубликовавший в 1921 г. работу под названием «Строение тела и характер» (в русском переводе книга вышла в 1924 г., последнее переиздание 1995 г.). Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э.Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных его частей, автор выделил четыре конституциональных типа .

1. Лептосоматик (греч. leptos - «хрупкий», soma - «тело»). Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас). Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосомати-ка узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos - «слабый»).

2. Пикник (греч. pyknos - «толстый, плотный»). Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon - «борьба, схватка»). Имеет хорошую мускулатуру,крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.

В зависимости от склонности к разным эмоциональным реакциям Э. Кречмер выделил две большие группы людей. Эмоциональная жизнь одних характеризуется диадетической шкалой (т. е. свойственные им настроения можно представить в виде шкалы, полюсы которой: «веселый - печальный»). У представителей этой группы циклотимический тип темперамента.

Эмоциональная жизнь других людей характеризуется психэстетической шкалой (чувствительный эмоционально тупой, невозбудимый). Эти люди обладают шизотимическим темпераментом.

4. Шизотимик (это название происходит от «шизофрении») имеет лептосоматическое или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздраженности до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

5. Циклотимик (название связано с циркулярным, или маниакально-депрессивным, психозом) противоположность шизотимика. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

Э. Кречмер выделял также вискозный (смешанный) тип темперамента.

Зависимость между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами или, в крайних случаях, психическими заболеваниями Э. Кречмер объяснял тем, что как тип строения тела, так и темперамент имеют одну и ту же причину: они обусловлены деятельностью эндокринных желез и связанным с ней химическим составом крови; таким образом, химические свойства зависят во многом от определенных особенностей гормональной системы.

Осуществленное Э. Кречмером сопоставление типа телосложения с эмоциональными типами реагирования дало высокий процент совпадения.

В зависимости от типа эмоциональных реакций автор выделяет веселых и грустных циклотимиков и чувствительных или холодных шизотимиков.

Теория темперамента Э. Кречмера получила распространение и в нашей стране. Причем некоторым (например, М. П. Андрееву, 1930) казалось, что вопрос о связи телосложения и психического облика человека решен окончательно. В доказательство правильности кречмеровской теории П. П. Блонский ссылался на работы одного профессора-животновода, давшего описание «сухих и сырых» пород лошадей, свиней, коров и овец. П. П. Блонский в связи с этим рассматривал человеческие «биотипы» как частные случаи проявления общих биотипов животного мира.

Вскоре, однако, наступило разочарование, так как попытки воспроизвести результаты, описанные Э. Кречмером, показали: большинство людей нельзя отнести к крайним вариантам: связи между типом телосложения и особенностями эмоционального реагирования не достигали уровня достоверности. Критики стали говорить, что неправомерно распространять закономерности, выявленные в патологии, на норму.

Эрнест Кречмер — немецкий психиатр, живший и работавший в конце XIX — начале XX века, именно тогда, когда собственно и появился сам термин Charakterkunde — в переводе с немецкого означающий "Характерология".

На основании экспериментов в своей богатой врачебной практике он написал научный труд "Строение тела и характер", где классифицировал характеры, тесно увязав их типы с особенностями телесного строения, и эта классификация вызывает неослабевающий интерес и споры по сей день.

Кречмер определил три основных типа характеров , причем все, конечно же, в зависимости от двух различных групп "химических гормонов", которые, в свою очередь, определяют телосложение.

Пикнический тип. Это человек приземистый, с широкой костью, с толстой шеей и основательным туловищем. По характеру — циклоид. Спокоен, добросердечен, радостно относится к жизни.

Астенический тип . Человек худощавый, невысокий, лептосомный (узкий). По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый в себе интроверт.

Атлетический, смешанный тип . Наиболее распространенный тип — следствие смешения двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок, по характеру может иметь черты и от циклического и от шизоидного типа.

Сегодня типология основных типов характера, берущая исток от Кречмера, и прошедшая через Ганнушкина и Бурно, выглядит так...

Если вы добры, общительны, реалистичны . Адекватно реагируете на события, а внешне — широки и склонны к полноте, то вы циклоид-сангвиник.

Из литературных героев самые яркие примеру, это барон Дю Валлон, больше известный нам как Портос, а также Санчо Панса, бравый солдат Швейк и другие добродушные толстяки.

Если вы худощавы и невысоки, являетесь реалистом, но при этом склонны к тревоге и сомнениям, и порой переживаете за что-либо до абсурда, то вы психастеник.

Вспомним чиновника из рассказа Чехова, который умер от после того, как чихнул на лысину какому-то высокому чину. Не выдержал своей рефлексии по этому поводу. Такому человеку свойственна гипертрофированная порядочность и мнительность. Он склонен мучительно обдумывать уже произошедшее, терзая себя, порой совершенно попусту. "Быть или не быть?" — мучается он. Да-да, шекспировский Гамлет тоже был психастеником.

Вы нормального телосложения и обычного роста. Для вас важна жизнь напоказ, чтобы окружающие знали о ваших переживаниях и были в курсе вашей жизни. Значит, вы принадлежите к т. н. истерикам.

Этот тип порой склонен даже выдавать себя не за себя самого, и живет в выдуманной им реальности. Бывает аферистом, но при этом такой убедительный актер, что ему все верят.

Как, например, гоголевскому Хлестакову или даме из рассказа Сомерсета Моэма, которая играла роль больной сердечницы и до того вжилась в нее, что в самом деле умерла.

Вам повезло иметь атлетическое телосложение, обладать сильной волей и авторитарным характером? Вы не витаете в облаках и являетесь приземленным прагматиком, при этом умеете руководить людьми? Вы эпилептоид.

Иллюстрация такого типа — это известный российский политик Александр Лебедь или генерал Де Голль. Хотя данный тип может быть и немного иным. Например, мольеровский Тартюф прячет стремление управлять людьми за угодливой и подобострастной манерой поведения. Будучи приживалом, умело манипулирует своими благодетелями, внося смуту и раздор и тем самым приближая себя к заветной цели — власти.

Вы замкнуты в себе, предпочитаете свой богатый внутренний мир внешнему? Внешне астеничны и легки? Практически не нуждаетесь в общении, и кое-кто даже считает вас аутистом? Это характеризует вас как шизоида.

Такой человек склонен творить или заниматься наукой, перенося все сложные переживания внутреннего мира в свою деятельность. Художники кубисты — вот образцы шизоидных устремлений. Они пишут так "как видят", перенося, например, на холст разноцветные кубики и шары и объясняя, что это "портрет юноши".

Из литературных героев это набоковский Лужин, живущий в своем мире шахматных партий, и параллельно проживающий реальную, второстепенную для него жизнь.

Вам скучна реальная жизнь, вы порой не знаете, чего хотели бы, интересуетесь сегодня физикой, а завтра историей Древнего Египта? Это полифонический (мозаичный) характер, который может сочетать разные, порой несовместимые черты .

Человек внешне может быть похожим на любой из других типов, при этом противоречив и непоследователен. Яркий пример полифонического творчества — это пьесы абсурда Годе, фильмы Бунюэля или картины Сальвадора Дали. В них тесно увязан реализм с вымыслом, концовка может опережать начало, поступки людей зачастую совершенно необъяснимы.

Литературный герой мозаичного характера — это мистер Рочестер из "Джейн Эйр" или Настасья Филипповна Достоевского.

Стоит сказать также, что сегодня есть масса попыток классификации характеров, которые можно было бы назвать "попсой" , настолько примитивно и настолько далеко от мало-мальски научного обоснования они лежат. Например, некоторые психологи предлагают дифференцировать характер человека по цвету его глаз.

Конечно, нельзя сказать, что кречмерианская характерология идеальна и неопровержима. На протяжении многих лет ее справедливо критиковали и за перенос закономерностей, установленных в психиатрической клинике, на среду нормальных людей, и за недостаточность убедительных статистических доказательств, и за то, что "телесных" данных явно недостаточно для изучения всех разновидностей человеческих характеров.

Сегодня, конечно, имеется масса новых возможностей классификаций характера и установления, от чего именно зависит тот или иной тип.

Сегодня ученые могут использовать такие величины, как нейродинамическая конституция мозга, а также данные молекулярной биологии и генетики. Все это раскрывает новые возможности для исследования и познания. Одно остается непреложным — именно Кречмер дал этому изначальный импульс, будучи передовым исследователем человеческой психики для своего времени.

рис.А.Баклановой(Литвиновой)



Поделиться