Медитации упражнения с психической силой. Упражнения на медитативное дыхание

Медитация - это просто упражнение для ума, созданное для того, чтобы научиться контролировать свое внимание и самому выбирать, на чем сосредоточиваться.

Для медитации необходимо концентрироваться на чем-то повторяющемся (например, на повторении слов про себя) или на чем-то постоянном (например, на пятне на стене).

Существуют разные типы медитации. В некоторых из них используются внешние объекты для концентрации, в других - геометрическая фигура, называемая мандалой, в остальных - повторяющееся слово или звук.

Медитация используется для избавления от мышечного напряжения, тревожности, злоупотребления никотином, наркотиками и перенапряжения. В результате медитации снижается артериальное давление, ритм дыхания и сердцебиения, электрическая активность кожи (чем слабее электрический заряд, тем меньшему стрессу подвергается человек), усиливается приток крови к рукам и ногам. Медитация улучшает психологическое состояние. Она снимает тревожность, способствует улучшению сна, снижает потребность в курении, избавляет от головных болей и положительно отражается на психическом здоровье.

Отметим еще некоторые общепризнанные эффекты медитации.

Физиологические эффекты медитации были обнаружены в процессе изучения индийских йогов и мастеров дзэн. Индийские йоги могут контролировать биение своего сердца, могут замедлять дыхание (до шести вдохов в минуту), на 70% снижать электрическую активность своей кожи (показатель кожно-гальванической реакции), а их мозг начинает вырабатывать преимущественно альфа-волны. Частота сердечных сокращений уменьшается на двадцать четыре удара в минуту в отличие от нормы. Группа ученых выявила эффект расслабления мышц во время медитации. Также, доказано, что медитация снижает количество усваиваемого алкоголя, то есть большая его часть из организма выводится. Кроме того, доказано, что люди, занимающиеся медитацией, реже обращаются в службы здравоохранения.

Так как тело и психика неотделимы друг от друга, не должно удивлять то, что физиологические изменения вызывают психологические. Множество исследований подтвердили тот факт, что люди, занимающиеся медитацией, обладают более крепким психологическим здоровьем, чем остальные.

Самым общедоступным и распространенным методом достижения психофизического равновесия является трансцендентальная медитация (ТМ). Этой методикой может легко овладеть и заниматься практически каждый желающий. Она не требует почти никаких предварительных условий, не зависит от образа жизни, политических и религиозных убеждений человека. Этот метод напрямую способствует отдыху мозга, очищает мозг от непрерывного потока мыслей путем создания "пустого" сознания и помогает достичь состояния душевного покоя.

Для освоения методики следует; принять удобную, неутомительную - сидячую позу, закрыть глаза и выбрать себе так называемую "мантру", то есть звукосочетание, не несущее смысловой нагрузки. Произнося эти звуки (слова), человек не должен их ассоциировать с какими-то явлениями или предметами как обычно, например, при слове "стул" мы представляем конкретные конфигурации для сиденья, а если к этому слову между буквой "с" и "т" добавить звук (слог) "ор" скажем "сортул", то уже на русском языке, во всяком случав, у этого слова нет смысловой нагрузки, и повторяя его можно начать процесс медитации. Таким образом, "мантры" - это инструмент очищения сознания (мозга). Бессмысленные слова и звуки, лучше произносить на выдохе, как будто выбрасываете из себя не нужные мыспи и слова, которые засоряют мозг. В первое время занятий "мантра" может вытесняться мыслями, представлениями, затем, вспоминаться. Но постепенно, в процессе регулярных занятий человек достигает такого состояния сознания, когда мантра больше не нужна.

Также проста техника концентрирующей медитации (КМ). Концентрация - это фокусировка и частичная фиксация внимания на каком либо объекте. Это могут быть слова, звуки, молитвы, геометрические символы или дыхание. Обычно после длительной работы в экстремальных условиях нарушается концентрация внимания. Человек не может ни на чем эффективно сосредоточиться, не может при чтении уловить смысл прочитанного - долго перечитывает одно и то же, чтобы понять; не может никого внимательно выслушать.

Проста и доступна концентрация с помощью дыхания. Нужно считать вдохи и выдохи от одного до десяти и обратно, счет связывается с дыханием так, чтобы вдох приходился на нечетные числа, а выдох - на четные. Эта двойная концентрация на счете и дыхании, с одной стороны помогает ограничить возникновение отвлекающих мыслей, а с другой - не мешает погрузиться на более глубокие уровни сознания, так как не является слишком сложным действием.

Мусульмане постоянно медитируют во время молитв, так как все молитвы на арабском языке и смысл их для незнающих язык арабов недоступен, и эта смысловая недоступность молитвы помогает отдохнуть мозгу.

Отказываться от богатейшего опыта христианских методов было так же было бы не разумно. Использование в подготовке сотрудников органов внутренних дел элементов Русской православной духовности может сделать решение этой задачи не только эффективной, но и выполнимой практически, ибо религиозные и культурные каноны играют в обществе роль схожую с ролью стойкой наследственности в жизни организмов, и никакое новаторство не бывает плодотворным, если до конца отрывается от традиции.

Так "Умная молитва", как своеобразный духовный метод психопрактики, практиковалась Афонскими монахами. Афонский монах Никифор обеспечил широкое распространение особому методу применения "умной молитвы" - "хранению сердца", который впоследствии активно применялся в духовной практике святыми Руси. Этот метод заключался в том, чтобы сдерживать дыхание как можно дольше и, повторяя в ритм ему молитву Иисусову, опираться подбородком на грудь и сосредоточить внимание на середине живота. Этот метод активно использовал и всесторонне развил русский святой Нил Сорский, который с помощью "умной молитвы" приучал учеников молчать мыслью или отвлекать энергию ума от всякого чувственного предмета. Орошение святым духом, в результате практики "умной молитвы", вело по словам Нила Сорского к "трезвению сердца" или к овладению человеком своими чувствами. Нил Сорский призывал повторять "умную молитву" постоянно и везде. «Умная молитва» являются прямым указанием на концентрацию внимания практикующего внутрь себя с использованием "умной молитвы" в качестве инструмента взаимосвязи мозга, тела, дыхания и трансцендентального начала мира. Преподобный Нил указывал, что в течение всей жизнедеятельности "умная молитва" не должна прерываться ничем, будь то даже чтением псалмов или священного писания. Нельзя также допускать намеренного вторжения посторонних мыслей. Он говорит, что "умная молитва" является не только средством для очищения страстей, но и целью человеческого совершенства.

Святой старец Серафим Саровский, будучи сам христианским мистиком, утверждал, что молитвою имеют все возможность приобретать дар Святого Духа. "Цель мистической молитвы - это преображение всего человека, в его единстве души и тела.... свет, просвещающий человека".

Так как медитация очень популярна и доступна в освоении, она является одной из наиболее изученных техник релаксации. Исследования подтвердили влияние медитации на физиологическое и психологическое состояние. Однако необходимо остановиться на тех ошибках, которые возникают в результате обобщения информации, касающейся техник релаксации. Например, нужно иметь в виду, что существуют разные типы медитации. А разные типы и влияют по-разному. Иногда уровень мотивации сотрудника сказывается на результатах. Опыт практикующих медитацию также влияет на результаты (те, кто практикует медитацию хотя бы в течение шести месяцев, значительно отличаются от новичков).

Как научиться медитации. Лучше всего медитировать в тишине и комфорте. Однако с приобретением опыта сотрудник можете делать это практически везде.

Итак, надо найти тихое место, где можно учиться медитации. Понадобится удобное кресло. Так как состояние сна отличается от медитативного по физиологическим показателям, не будет пользы, если человек заснет. Чтобы избежать засыпания, нужно кресло с прямой спинкой (стул, ствол дерева и т.д.). В таком кресле позвоночник сможет распрямиться, а мышцы спины не будут уставать, поддерживая его в вертикальном положении (без зажимов).

Сесть в кресло надо так, чтобы ягодицы находились перпендикулярно его спинке, ступни слегка выдвинуты, а руки свободно лежали на подлокотниках или на коленях.

Надо расслабиться как можно лучше. Но не пытаться расслабиться. Если пытаетесь, то это работа, а не расслабление. Просто необходимо стать пассивным и сконцентрироваться на дыхании.

Следует закрыть глаза и произносите про себя слово «раз» с каждым вдохом и слово «два» с каждым выдохом. Не нужно пытаться сознательно изменить или проконтролировать ритм своего дыхания, дышать надо естественно. Продолжать это занятие в течение двадцати минут. Лучше, если медитировать так дважды в день по двадцать минут.

Наконец, когда закончится медитация, телу нужно приспособиться к нормальным рутинным условиям. Следует открыть глаза постепенно, фокусируя взгляд сначала на одном объекте, находящемся в комнате, затем на нескольких. Сделать вдох глубоко несколько раз, потянуться. Если сразу сорваться с места после окончания медитации, то можно вскоре почувствуете усталость, и чувство расслабленности исчезнет. Так как в процессе медитации артериальное давление снизилось и сердцебиение замедлилось, слишком быстрое вставание с кресла может вызвать головокружение и потому не рекомендуется.

В принципе не должно возникнуть никаких затруднений. Если сотрудник испытывает дискомфорт, у него кружится голова, возникают галлюцинации или видения, ему просто следует открыть глаза и прекратите медитацию. Такие ситуации редки, хотя иногда и случаются.

Время сразу после пробуждения и перед обедом - лучшее для медитации. После приема пищи кровь приливает в область желудка, поскольку она участвует в процессе переваривания. А так как прилив крови к конечностям рук и ног - часть реакции релаксации, кровь, собранная в районе желудка, не сможет участвовать в процессе релаксации. Именно поэтому желательно медитировать непосредственно перед завтраком или перед обедом.

Медитация способствует замедлению процесса обмена веществ. Кофеин - это стимулятор. Он содержится в кофе, чае, коле и некоторых других напитках. Поэтому не рекомендуется употреблять эти напитки перед медитацией. Точно так же не рекомендуется курить перед медитацией (ведь никотин - это тоже стимулятор) или принимать иные стимулирующие вещества.

Желательно отключить телефон (или просто снять трубку).

Медитация может доставлять удовольствие и помогать справляться со стрессом, но необходимо ею заниматься и найти для этого немного времени. Чтобы медитация приносила пользу, ею нужно заниматься регулярно.

Занимаясь медитацией регулярно и согласно инструкциям, после как минимум недели занятий следует выполнить простой оценочный тест. Для этого необходимо оценить каждое из перечисленных ниже утверждений по пятибалльной шкале.

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям взять над вами верх, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и сможете продвигаться к намеченным целям, делая регулярные усилия.

Важнейший инструмент для развития внутреннего контроля – это медитация . Это слово может ассоциироваться у вас с эзотерическими практиками, однако это далеко не так. Медитация – это просто сосредоточение или концентрация на чем-либо. Чтобы овладеть этим инструментом необходимо знать, как медитировать.

Я занимаюсь медитацией уже больше двух лет, поэтому не понаслышке знаю о том, какой эффект она способна принести. Это действительно отличный способ поддержания внутреннего равновесия и развития чувства уверенности. Она помогает , лучше понимать собственные мотивы, а также заметно улучшает способность концентрироваться. Все это приводит к повышению продуктивности и способности не останавливаться на пути к целям.

7 этапов, как научиться медитировать новичку в домашних условиях

Когда вы начнете практиковаться, может сложиться ощущение, что медитация – это очень сложный процесс, который может получиться только у шаолиньских монахов. На самом деле, достичь совершенство в данном упражнении можно, как мне кажется, только через несколько десятков лет занятий, однако и неправильное выполнение несет много пользы.

Поэтому просто поймите, как правильно медитировать, и стремитесь к этому состоянию. А честно признаюсь, что мне самому далеко до идеала , однако я ощущаю огромный положительный эффект. Вы и сами его заметите, если будете сравнивать состояние в те дни, когда медитировали и когда пропускали занятия.

1 этап – примите решение

Психология человека устроена таким образом, что наилучший результат он будет получать только в тех случаях, когда полностью осознает свои действия, то есть понимает, к чему он стремиться и как именно это сделать. Поэтому постановка очень важна для достижения результата, ей не зря уделяют столько внимания.

Что касается медитации, то тут никаких целей ставить не нужно, вы просто должны принять решение о том, что будете ею заниматься. Можете сказать это вслух или просто мысленно представить, что данный инструмент позволит вам решить множество проблем и стать лучше. Важно осознать, зачем вы это делаете – только тогда будет получен действительно хороший результат.

2 этап – выберите место и время

После того, как вы сделаете осознанный выбор, необходимо задать критерии. В большинстве статей про то, как научиться медитировать, говориться о тихих и спокойных помещениях. Я согласен с данной точкой зрения, так как сосредоточиться в обстановке, когда вас ничего не отвлекает, действительно проще.

Однако далеко не у всех есть возможность находиться в таком помещении. Допустим, если вы мама в декрете, которую постоянно отвлекает ребенок или очень многое работаете, поэтому нет свободного времени, чтобы заглянуть в пустынное место. Что делать в таких случаях? Все просто: медитируйте, где будет максимально удобно.

В случае с мамой, это может быть место возле кроватки ребенка, после того, как он уложен спать и необходимо немного подождать. Если это работающий человек, то место медитации может служить общественный транспорт или даже душевая.

Это заметно усложняет задачу, поэтому я рекомендую первую неделю пробовать все-таки классические варианты с отдельной комнатой, где вас никто не отвлекает. Это необходимо, чтобы вы лучше поняли процесс и смогли сосредоточиться в обстановках, где присутствует множество отвлекающих факторов.

Что касается времени, то тут можно ориентироваться на:

  • Свободное время;
  • Время, когда вы только проснулись или ложитесь спать;
  • Время, когда вам нечем заняться (общественный транспорт, ненужные пары и т.д.);
  • Перед началом основной работы (отлично помогает сосредоточиться);
  • Временем между помодоро и т.д.

То есть, тут конкретных рекомендаций нет, но если придерживаться классическим правилам, то лучше всего медитировать с утра и в дневное время. Перед сном многие не рекомендуют это делать из-за прилива сил, связанного с концентрацией и ясностью ума. Однако у меня отлично получается засыпать и в этом случае. Если вы хотели понять, как медитировать дома, то начните с этого варианта, а затем подстройте график.

3 этап – определитесь с частотой занятий

Начинающие часто задают вопрос о том, как часто нужно заниматься. Нужно понимать, что медитация – это не спорт и тут нет периода суперкомпенсации, чтобы говорить о каких-то более или менее точных прогнозах. Опять-таки, в классическом варианте рекомендуется медитировать два раза в день по 10-20 минут. Обязательно ли соблюдать это правило? Конечно, нет.

Я рекомендуют вам начать с 5-10 минут один раз в день. Поверьте мне, даже такой частоты на начальном этапе хватит, чтобы вы прочувствовали результат. Позанимайтесь хотя бы неделю и сами все увидите. Затем попробуйте медитировать дважды в день, а также увеличивать время нахождения в медитативном состоянии. Вы сможете принять окончательное решение только после практики.

Лично я стараюсь медитировать каждый день, но делаю это не по расписанию, а когда мне необходимо сосредоточиться на каком-либо деле или принять решение. Также я стараюсь погружаться в это состояние с утра, чтобы настроить на весь день. Но, стоит отметить, что даже если я медитирую днем, разницы особой нет. А вот прекращение занятий сказывает практически моментально: 1-3 дня. Сразу наступает какая-то апатия, ничего не хочется делать, я больше откладываю дела на потом и т.д. Кстати, я заметил это только после 2 лет практики, так что данный опыт очень важен.

Также многие рекомендуют заниматься в одно и то же время. Якобы мозг будет настраиваться на занятие в выбранный временной промежуток. Я бы оспорил это утверждение, но оно не лишено смысла с другой точки зрения – вы выработаете привычку и вам будет гораздо легче заставлять себя медитировать. Если бы я писал книгу о том, как медитировать для начинающих, я бы тоже включил данный совет. Опять-таки, если у вас нет проблем с самодисциплиной, то можете проигнорировать его.

4 этап – окончательно подготовьтесь

Теперь более подробно рассмотрим процесс подготовки. Это важно, чтобы понять, как медитировать дома для начинающих. Вам необходимо поставить таймер. Это рекомендуется делать для того, чтобы самостоятельно отслеживать результаты и выявлять оптимальную продолжительность. Во время медитации время летит по-другому, поэтому позанимавшись полчаса вы с удивлением можете обнаружить, что прошло всего 10-15 минут (так было со мной вначале).

Конечно, можно обойтись и без таймера. Однако я рекомендую это делать хотя бы через месяц после начала занятий. Когда вы уже точно сможете понять, что достигли того эффекта, какого желали. Лучше все-таки фиксировать и анализировать продолжительность и результаты. Так у вас будет больше мотивации, и вы действительно сможете прочувствовать эффект.

Кстати, скоро выйдет просто очумительная статья о том, как сделать очень много дел и при этом не испытывать чувства лени. Если вы не хотите пропустить ее — подпишитесь на обновления .

Я рекомендую заниматься в тишине, однако подходящая музыка также может вам помочь. Что значит «подходящая музыка» — это классические композиции, обязательно без слов и желательно со спокойным мотивом. В интернете можно найти специальные треки, а также можно просто найти традиционные азиатские мотивы. Музыка очень важна, если вы, например, медитируете, пока едите в общественном транспорте на работу или учебу.

Также я рекомендую проветривать помещение. Дело в том, что во время медитации необходимо следить за дыханием. Если будет слишком душно, то результат может получиться негативным. Свежий воздух позволит вам расслабиться, охладиться и легче дышать. Конечно, данный пункт подходит только в тех случаях, когда нужно понять, как медитировать в домашних условиях.

5 этап – примите позу или как начать медитировать

Перейдем к практике. Займите максимально удобное положение. В классическом варианте предполагается поза лотоса (сидя на седалищных косточках, выпрямить спину, направить подбородок вперед, а ноги сложить таким образом, чтобы колени находились на бедрах). Однако это сложное положение, особенно для неподготовленного человека, да и не во всех местах можно позволить себе такое положение сидя, поэтому я предлагаю несколько альтернатив:

  • Сидя на ступнях (подогнуть под себя и сесть на пятки);
  • Сидя на стуле с прямой спиной;
  • Стоя, расправив плечи и выпрямив плоскость подбородка;
  • Просто удобное сидячее положение с прямой спиной;
  • Самое главное в позе в рамках статьи о том, как медитировать, это ровная спина и устойчивое положение.

Очень важно, чтобы поза было осознанной и ровной. То есть, выбрав какое-то положение, старайтесь придерживаться его в течение всего времени. Не сгибайте спину, даже если будет все болеть и ныть (со временем привыкните), не расслабляйте ноги и так далее. Это также важно и даже будет помогать вам, хоть вы и не сразу поймете это.

Йога сама по себе является медитационной техникой. Конечно, ее классическое представление, а не современные вариации для ленивых и особо ленивых. В отличие от других техник, здесь основная концентрация идет на теле и позах. Именно поэтому эффект от йоги сравнивают с эффектом от длительной медитации. Можете попробовать этот вариант, если есть возможность и желание. Скорее всего, я рассмотрю эту тему более подробно. Если не хотите пропустить – обязательно подпишитесь на обновления .

6 этап – как правильно медитировать для начинающих

Теперь подробнее поговорим о самой технике. Их существует огромное множество и при желании они все легко находятся в интернете. В рамках данной статьи я рассмотрю лишь основные и те, которые подходят для начинающих. Допустим, далеко не каждый сможет представить в уме огонь и полностью визуализировать эффект от него, однако такая техника есть.

Итак, в классическом варианте того, как медитировать в домашних условиях, необходимо следовать следующим шагам:

  1. Закрыть глаза;
  2. Глубоко вдохнуть;
  3. Очистить разум от всех мыслей;
  4. Сделать медленный выдох;
  5. Продолжить дыхательный процесс, концентрируя внимание на вдохах и выдохах;
  6. Следить за тем, чтобы разум оставался чистым;
  7. Если возникают какие-то мысли, их необходимо зафиксировать и убрать из разума;
  8. Вначале можно проговаривать про себя «вдо-о-ох» и «вы-ы-ыдох», однако лучше сосредотачиваться чисто на процессе;
  9. Внимательно отслеживайте ощущения, которые у вас возникают;
  10. Следите за тем, как поднимается живот и ребра, как очищается разум;
  11. Чтобы лучше понять, как медитировать новичкам, попробуйте вначале считать количество дыхательных цифрах – это позволит легче очищать разум;
  12. После того, как прозвенит таймер, сделайте еще несколько вдохов и выдохов и откройте глаза.

В идеале, после этого вы должны расслабиться и полностью очистить разум. Хотя так бывает далеко не всегда. Однако даже если вам кажется, что у вас ничего не получилось, ЭТО НЕ ТАК. Даже самые неудачные медитации приносят огромный эффект по сравнению с тем, если вообще не медитировать.

7 этап – постоянно улучшайте результат

Используйте технику концентрации на дыхании хотя бы неделю, перед тем, как перейти к другим варианта – концентрации на мантре, на теле или на какой-то мысли. Это позволит лучше понять и осознать процесс. Также вы можете:

  • Увеличить время нахождения в медитации;
  • Увеличить количество повторений в течение дня;
  • Постараться добиться лучшего эффекта;
  • Попробовать сменить место для медитации;
  • Отслеживать результаты для выявления лучшего варианта и т.д.

Помните, что нет какого-то конечного результата, который позволит сказать, что вы полностью освоили медитацию. Нет, это просто инструмент вроде того же «помодоро», с помощью которого вы сможете добиться гораздо большего и стать более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе человеком.

Выводы

Чтобы понять, как правильно медитировать дома, необходимо сделать осознанный выбор, найти место и время для занятий, определиться с частотой, подготовиться, принять позу, выполнить сам процесс и сделать анализ результатов. В принципе, ничего сложного, необходимо лишь применять данную технику на практике.

Помните, что отсутствие видимого результата не означает, что его нет совсем. Возможно, я сейчас говорю, как какой-нибудь эзотерик, но эффект действительно есть. Особенно его заметят те, кто никак не может сосредоточиться или взять себя в руки. Пробуйте, пытайтесь и у вас обязательно все получится.

Если у вас остались вопросы о том, как научиться медитировать в домашних условиях, задавайте их в комментарии. Возможно, я что-то упустил и написал неправильно? Также отметьте это под данным постом. И не забывайте подписываться на обновления блога . Пока!

1. Поместите перед собой изображение Иисуса. Примите излюбленную позу для медитации. Мягко сосредоточивайтесь на изображении, пока не выступят слезы. Последовательно созерцайте крест на груди, длинные волосы, прекрасную бороду, большие глазы и другие участки Его тела, а также тонкий духовный нимб. Думайте о Его жизни, сотворенных Им чудесах и различных сверхъестественных силах, которыми Он обладал. Закройте глаза и постарайтесь мысленно представить себе изображение Бога. Повторяйте упражнение несколько раз.

2. Поместите перед собой изображение Господа Хари и примите медитативную позу. Концентрируйтесь на изображении, пока не выступят слезы. Созерцайте Его стопы, ноги, желтую шелковую накидку, золотую гирлянду с бриллиантами, драгоценный камень каустубха на груди, серьги, лицо, венец на голове, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, палицу в правой нижней и цветок лотоса в левой нижней руке. Закройте глаза и мысленно восстановите это изображение. Повторите упражнение несколько раз.

3. Возьмите изображение Господа Кришны с флейтой в руках. Сядьте в медитативную позу и концентрируйтесь на изображении, пока не выступят слезы. Размышляйте о Его украшенных браслетами стопах, желтых шелковых одеждах, узорах вокруг шеи, ожерелье с камнем каустубха, большой гирлянде из ярких цветов, серьгах, венце с бесценными самоцветами, длинных темных волосах, искрящихся глазах, тилаке 1 , ауре вокруг головы, тонких руках с браслетами и флейте, на которой Он готов заиграть. Закройте глаза и восстановите изображение мысленно. Повторите упражнение несколько раз.

1 Цветная точка на лбу, знак касты или секты.

4. Вот разновидность медитации для начинающих: примите падмасану, закройте глаза. Медитируйте на лучезарности солнца, великолепии луны или звезд.

5. Медитируйте на величественности океана, его бескрайности. Сравнивайте океан с бесконечным Брахманом, а волны, пену и айсберги - с различными именами и формами. Отождествляйте себя с этим океаном. Храните молчание. Расширяйтесь, расширяйтесь.



6. Вот еще один вид медитации - медитация на Гималаях. Представьте, как священный Ганг зарождается в заснеженных районах, течет к Ришикешу и Варанаси, а затем впадает в Бенгальский залив. Гималаи, Ганг и океан - только эти три мысли должны занимать ум. Мысленно перенеситесь к ледяным вершинам, а потом проследуйте по течению Ганга до самого моря. Размышляйте об этом в течение десяти минут.

7. Существует одушевленная всеобщая Сила, которая лежит в основе всех названий и форм. Медитируйте на этой лишенной формы Силе. Рано или поздно это приведет к осознанию Абсолюта - ниргуна (лишенного качеств), ниракара (лишенного формы) Сознания.

8. Примите падмасану. Закройте глаза. Пристально созерцайте лишенный формы воздух. Сосредоточьтесь на нем. Медитируйте на его всепроникающей природе. Этот вид медитации ведет к осознанию не имеющего названия и формы Брахмана, Единой живой Истины.

9. Примите медитативную позу. Закройте глаза. Представьте себе, что за всеми названиями и формами кроется Высшая Бесконечная Лучезарность, сравнимая с мириадами солнц. Это еще один вид ниргуна -медитации.

10. Концентрируйтесь и медитируйте на беспредельном синем небе. Это тоже ниргуна -медитация. Благодаря предшествующему опыту концентрации разум прекращает мыслить о конечных формах. Лишившись содержимого, он начнет медленно растворяться в океане Покоя, будет становиться все утонченнее.

11. Поместите перед собой изображение с символом ОМ. Концентрируйтесь на нем, пока не потекут слезы. Размышляя над ОМ, связывайте с ним представления о вечности, бесконечности, бессмертии и т. д. Жужжание пчел, нежные трели соловья, семь музыкальных нот и все прочие звуки берут начало в ОМ, являются его порождениями. ОМ - это сущность Вед. Вообразите, что ОМ - это лук, разум - стрела, а Брахман - мишень. Цельтесь старательно. Как стрела сливается с мишенью, так душа соединяется с Брахманом. Краткий ОМ смывает все грехи, долгий приносит мокшу, а протяжный наделяет сиддхи, психическими силами. Тот, кто распевает этот слог и медитирует на нем, медитирует на всех священных писаниях мира.

12. Примите падмасану или сиддхасану. Следите за своим дыханием. Вслушивайтесь в звучание СО-ХАМ - «со» при вдохе и «хам» при выдохе. «Сохам» означает: «Я есть он». Дыхание постоянно напоминает нам о тождественности с Высшей Душой. Мы пятнадцать раз в минуту, 21600 раз в сутки неосознанна повторяем «Сохам». Связывайте с СОХАМ мысли о Чистоте, Покое, Совершенстве и Любви. Повторяя эту мантру, отрешайтесь от тела и отождествляйтесь с СОХАМ, Атманом, Высшей Душой.

13. «Уддхава спросил Господа Кришну: "О Лотосоокий! Как медитировать на Тебе? Расскажи мне о сущности такой медитации". На это Господь Кришна ответил: "Прими удобную асану, не высокую и не низкую, в которой тело выпрямлено. Руки положи на колени. Сосредоточь взгляд на кончике носа [чтобы сосредоточить разум]. Очисти пути праны, выполняя пураку, кумбхаку и речаку, а затем снова в обратном порядке [то есть сначала правая ноздря зажимается большим пальцем руки, вдох проводится левой ноздрей, затем левая ноздря зажимается кончиками указательного пальца и мизинца, а дыхание задерживается; после большой палец отпускается, выдох проводится через правую ноздрю; процесс повторяется зеркально: вдох через правую ноздрю, задержка дыхания с обеими зажатыми ноздрями и выдох через левую ноздрю]. Занимайся такой пранаямой, подчиняя себе чувства.

АУМ, напоминающий звон колокола, поднимается вверх от муладхары. Словно подтягивая стебель лотоса, поднимай АУМ к сердцу [на двенадцать пальцев] с помощью праны. Пусть он дополнится бинду, звучанием пятнадцатой гласной. Так выполняй пранаяму в сочетании с пранавой, повторяя букву десять, раз. Занимайся три раза в день - и через месяц ты будешь управлять жизненным ветром. Стебель лотоса сердца направлен вверх, а цветок обращен вниз [кроме того, он закрыт, как соцветие банана]. Однако медитируй на нем так, будто он обращен вверх, в полном расцвете, с восемью лепестками и. зрелой сердцевиной. Созерцая сердцевину, думай последовательно о солнце, луне и огне. Сначала размышляй обо всех конечностях, затем пусть разум отстранит ощущения от всех вещей и, став сосредоточенным, полностью перенесется на Меня посредством буддхи [высшего разума]. Оставь мысли о конечностях и сосредоточься лишь на одном - Моем улыбающемся лице. Не думай ни о чем другом. Затем отстрани сосредоточенный разум от Моего лица и направь на акашу [эфир]. После оставь и это, сосредоточься на Мне [как на Брахмане]. Не думай ни о чем. Ты узришь Меня в Атмане, тождественного со всеми Атманами, как любой свет тождествен с любым другим светом. Тогда ложные представления о вещах, знаниях и поступках окончательно исчезнут"».

Это великолепное медитативное упражнение предписывается самим Господом Кришной в «Бхагавата-пуране».

Состояние медитации

После крепкого сна мы обычно не запоминаем сновидений. Сон без сновидений означает полное отключение сознания, это состояние похоже на смерть. Однако возможен и такой сон, когда все частицы твоего существа погружаются в полную тишину, бессмертие и покой, а сознание растворяется в Сат-Чит-Ананде. Едва ли можно называть это сном, так как сознание целиком сохраняется. В таком состоянии можно оставаться несколько минут. Оно приносит больше отдыха и бодрости, чем несколько часов обычного сна. Его нельзя испытать случайно, нужна долгая подготовка.

Когда медитация становится глубокой, человек действует только посредством тонкого причинного тела, карана-шарира. Сознание карана-шарира замещает обычное сознание. Йогам свойственно именно это состояние сознания. Такие бхакты, как Тукарам и Тулсидас 1 , отождествлялись со своими карана-шарира и всегда пребывали в таком состоянии. Бхакта достигает единения с Брахманом. Он обладает божественной айшварьей, но одновременно имеет и тонкое эфирное тело, то есть сохраняет индивидуальность Водоворот неразрывно связан со всей водой реки, но в то же время существует и сам по себе. Сходным образом живет и бхакта, овладевший своим карана-шарира.

1 Тукарам (1598/1608-1649/1650) и Тулсидас (1532-1623) - великие поэты, черпавшие вдохновение в медитации.

Вам предстоит пройти шесть ступеней медитации и в завершение погрузиться в состояние нирвикальпа-самадхи, Сверхсознания. К тому времени восприятие форм и рефлекторное восприятие окончательно исчезают. Уже нет ни медитации, ни объекта медитации. Медитирующий и объект медитации становятся одним целым. Приходит высшее знание, вечный и высочайший покой. В этом заключается цель существования. Это вершина жизни. Человек становится настоящим мудрецом, просветленным дживанмуктой, то есть достигшим спасения при жизни. Он полностью освобождается от страданий, горестей, страха, сомнений и заблуждений. Он становится единым с Брахманом. Капля растворяется в океане. Река впадает в море и сливается с ним, становится морем. Все различия полностью исчезают. Человек знает: «Я - Бессмертная Душа. Поистине, все есть Брахман. Нет ничего, кроме Брахмана».

В начале медитации перед глазами возникают разноцветные вспышки - красные, белые, синие, зеленые. Это вспышки танматры, атомарной материи. У каждой таттвы, стихии, свой оттенок. Притхиви-таттва (стихия земли) имеет желтый цвет, ana (вода) - белый; агни (огонь) - красный, вайю (воздух) - зеленый, акаша (эфир) - синий. Разноцветные вспышки вызваны проявлениями таттв.

Иногда во время медитации перед глазами появляются солнце, луна или вспышки молний. Не обращайте внимания на такие видения. Пусть они остаются в стороне. Старайтесь погрузиться глубже, к источнику этих огней.

Временами в процессе медитации приходят дэваты, риши и нитья-сиддхи. Принимайте их с почтением. Поклонитесь им. Слушайте их советы. Они являются, чтобы ободрить и помочь.

Когда в разуме остается только одно вритти, наступает савикальпа-самадхи. Когда гибнет и это вритти, приходит нирвикальпа-самадхи.

В состоянии самадхи исчезает трипути (троица «познающий, познание и познаваемое»). Медитирующий и объект медитации, мыслящий и мысль становятся одним и тем же. В состоянии самадхи нет медитации. Она прекращается. Медитирующий (дхьята) и медитация (дхьяна) сливаются с объектом медитации (дхьейя).

Начинающие испытывают во время медитации судорожные подергивания в голове, ногах и туловище. Неуверенных в себе людей это очень тревожит, но нет причин беспокоиться. Медитация вызывает изменения в клетках мозга и нервной системы. Старые клетки заменяются новыми, более крепкими, наполненными саттвой. В мозгу образуются новые «борозды», новые каналы для течения саттвических мыслей, новые пути. Из-за этого мышцы испытывают определенное возбуждение. Будьте смелыми и отважными. Смелость - важная добродетель, необходимое качество ученика. Воспитывайте в себе эту положительную черту.

Конечно, в течение первых дней заметных перемен не случится. Повышенная возбудимость сохранится. Продолжайте заниматься каждое утро. Обычно после вспышки раздражения в голову приходит мысль: «Мне следовало быть терпеливее». Продолжайте трудиться. Скоро такая мысль начнет возникать одновременно с любым приступом раздражения, что позволит сдерживать внешние проявления нетерпения. Продолжайте заниматься, и тогда раздражительность совсем исчезнет, в привычку войдет спокойное терпение. Тем же способом можно развить и другие добродетели: сопереживание, воздержанность, чистоту, скромность, доброжелательность, благородство, великодушие и так далее.

Только подготовленный ум, в совершенстве овладевший телом, способен бесконечно долго размышлять и медитировать. Пока живы, ни на мгновение не упускайте из виду цель своих исканий и созерцания - Брахмана. Не допускайте, чтобы земные искушения хоть на минуту затмили эту цель.

При обычном выдохе из легких выходит довольно много воздуха. По мере сосредоточения объем выдыхаемого воздуха постепенно уменьшается. При погружении в очень глубокую медитацию дыхание почти замирает, могут возникнуть лишь случайные движения грудной клетки и живота. По характеру дыхания ученика можно судить о степени его сосредоточенности. Будьте внимательны, дыхание говорит о многом.

Духовный рост приводит к тому, что однажды становится очень трудно совмещать медитацию и обычную работу, так как разум испытывает двойную нагрузку. Во время медитации он задействует иные бороздки и каналы, работает с другими санскарами. Ему трудно приспособиться к чуждым по духу видам деятельности. Выходя из состояния медитации, он словно оказывается в полной темноте, теряется, бредет наощупь. Ему приходится переходить на другие каналы и нервные борозды. Но вечером, когда человек вновь садится медитировать, ему приходится усиленно бороться, пытаясь стереть приобретенные за день новые санскары и добиться однонаправленности ума. Иногда от этого начинает болеть голова. Во время медитации прана (энергия) движется по одним каналам, а в процессе обыденной деятельности - по Другим. В первом случае она утонченна, а во втором принимает очень грубую форму.

Когда ум устойчив, устойчивыми становятся и глазные яблоки. У йога со спокойным умом взгляд неподвижен. Он почти не моргает. Его глаза становятся сверкающими, красными или чисто белыми.

Путь очищения ведет к углубленному проникновению в Истину. Во время медитации душа познает ее Милостью Господа. В этой нисходящей Благодати возникает свет разума, на который Бог направляет луч Своего незамутненного Величия. Этот Свет чрезвычайно могуществен.

Когда работает сушумна-нади, то есть дыхание течет через обе ноздри, медитация проходит легко и радостно. Разум спокоен. В период активности сушумны преобладает саттва-гуна. Приступайте к медитации, когда начинает действовать сушумна.

Под влиянием медитации в разуме, мозгу и нервной системе происходят большие перемены. Образуются новые нервные токи, новые вибрации, новые клетки, борозды и каналы. Разум и нервная система полностью преображаются. Возникают новое сердце, новый ум, новые ощущения, новые чувства, новый образ мышления и взгляд на вселенную как на Бога в проявлении.

Комнату для медитации следует считать Божьим храмом. В ней нельзя вести мирские разговоры. Там не допускаются дурные и злобные, завистливые и корыстные мысли. В эту комнату нужно входить в благочестивом, почтительном настроении. Все, что мы делаем, думаем и произносим, оставит свой след в этом помещении. Если не принять соответствующие меры предосторожности, такие вибрации окажут влияние на разум ученика, сделают его испорченным и своенравным, неспособным к настоящему поклонению. Произнесенные слова, вынашиваемые мысли и совершенные поступки не исчезают бесследно. Они отражаются в тонких слоях окружающего эфира и впоследствии оказывают влияние на разум. Чтобы преодолеть это воздействие, нужны большие усилия. Впрочем, сознательно следить за этими правилами требуется лишь несколько месяцев. Когда они войдут в привычку, все будет в порядке.

Когда разум саттвичен, возникают вспышки интуиции. Хочется писать стихи, легко постигаешь смысл упанишад. Но у новичков этот этап длится недолго. На фабрику мышления стремятся прорваться тамас и раджас. Первые достижения всегда неустойчивы и непродолжительны. Иногда кажется, что почти достиг цели, а потом пятнадцать-двадцать дней не испытываешь ничего, кроме разочарований. Это не столько поступательное развитие, сколько прыжки с одного уровня на другой. Добивайтесь устойчивой, сильной вайрагьи, проводите усиленную, продолжительную садхану. В течение нескольких лет оставайтесь под прямым руководством гуру, в тесном общении с ним. Тогда прогресс будет устойчивым и непрерывным.

Во время медитации, когда наступает блаженство, ему мешает некое особое ощущение. Оно нарушает утонченное счастье. В медитации усиливается влияние саттвы, но раджас извечно пытается одержать над ней верх. Странное ощущение, препятствующее чувству блаженства, тоже вызвано раджасом. Помехой ему могут стать и мысли о предстоящей работе. Забудьте обо всех заботах. Скажите своему разуму: «Мне нечего больше делать, я уже все сделал». Когда саттва укрепится благодаря размышлениям, усердной садхане и усилившейся вайрагье, подобные преграды исчезнут, медитация станет глубокой. Блаженство будет длиться дольше.

Однажды Уддалаку Муни окружили сиддхи, дэвы и другие существа. Небесные девы во множестве толпились вокруг него. Дэвендра предлагал святому всю дэвалоку, обитель божеств, но Уддалака отказывался что-либо принять. Прекрасные девушки пытались соблазнить его чарами плоти, они говорили: «Сядь в небесную колесницу, она унесет тебя в дэвалоку, к дарующим бессмертие родникам. Небесные нимфы будут служить тебе. Ты заслужил все это удивительной силой своего тапаса. Вот чинтамани, камень исполнения желаний». Отважный Уддалака не поддался искушениям и воссиял в своей лучезарности. Он не стремился к вещам, радующим чувства. Через полгода муни вышел из самадхи. Он мог проводить в этом состоянии дни, месяцы и годы. Похожие на изваяние Бали и Джанака пребывали в самадхи очень долго. Прахлада 1 неподвижно провел в нирвикальпа-самадхи много лет.

1 Герой послеведийской мифологии, преданный почитатель Вишну.

Саньяма

Дхарана, дхьяна и самадхи составляют саньяму. Так называют эти три практики, осуществляемые одновременно. Благодаря саньяме на внешних объектах йог получает сиддхи и сокровенное знание о вселенной, танматрах и т. д. Концентрируясь на индрийях (органах чувств), ахамкаре (сознании своего «я») и разуме, он обретает различные силы и переживания.

Дхарана, дхьяна и самадхи имеют более внутренний характер, чем предшествующие им яма, нияма, асана, пранаяма и пратьяхара. Три составляющие саньямы - глубинная часть йоги. Пять первых ступеней представляют собой внешние средства йоги, они очищают тело, прану и индрийи. Три последних звена непосредственно ведут к самадхи, потому их называют антаранга-садханой, внутренней духовной практикой.

С овладения саньямой начинается этап познания. По мере укрепления саньямы все отчетливее становится постижение самадхи. Таковы плоды саньямы. Она должна стать совершенно естественной, и тогда знания вспыхивают ярче любого света. Для йога саньяма является мощным оружием. Подобно лучнику, который тренируется на больших мишенях, а затем переходит к малым, йог непрестанно упражняется и ступень за ступенью восходит по лестнице йоги.

Саньяма на солнце приносит знания о всех мирах. Саньяма на луне дарует знания о звездных просторах, а саньяма на Полярной звезде - познания о движении звезд. Саньяма на физической силе слонов и других зверей наделяет их мощью.

Саньяма на внешних чертах других людей позволяет читать их мысли. Саньяма на связи звуков и эфира приносит божественный слух. Саньяма на взаимосвязи эфира и материального тела делает йога легким как пух и позволяет свободно переноситься в эфире (по воздуху).

Благодаря саньяме и прямому восприятию санскар (впечатлений ума) приходит знание прошлых перевоплощений. Саньяма на особенностях взаимоотношений между саттвой (чистотой) и пурушей (душой) дарует всемогущество и всеведение. Саньяма на чакре в области пупка (солнечном сплетением) приносит познания о работе организма.

Саньяма на чакре в области горла избавляет от голода и жажды. Саньяма на свечении вокруг головы приносит даршана-сиддхи.

Медитативные упражнения

Оно требует от вас предельной концентрации.

Сядьте поудобнее или лягте на спину на ровную поверхность, чтобы вам было удобно и ничего не мешало.

Расслабьтесь. Попробуйте освободить голову от лишних мыслей.

Теперь представьте, что ваша энергия из правой руки, проходя через все пальцы, медленно поднимается вверх, проходит через плечо и собирается в области солнечного сплетения. То же самое проделайте с левой рукой.

В этот момент думайте только о том, что вы делаете.

Следующим этапом будет медленное стягивание вашей энергии с головы.

Представьте, как вы через голову одеваете свитер. Примерно такое ощущение должно быть, когда вы будете стягивать энергию в область груди. Энергия должна плавно пройти через лицо, затылок, шею и медленно перетечь в грудную клетку. То же самое проделайте сначала с правой ногой, потом с левой.

Запомните, вы должны энергию своего тела собрать в области выше солнечного сплетения и ощутить энергетический шарик в этом месте. Не забудьте собрать энергию с низа живота и со стороны спины, медленно стягивая все это в грудную клетку.

Почувствуйте шарик в центре груди. Постарайтесь удержать энергию в этом месте от 5 до 30 минут.

Теперь самое главное - вы должны в обратной последовательности распределить свою энергию по всему телу, начиная со спины.

Когда закончите упражнение, сделайте глубокий вдох и выход 3 раза.

Это упражнение следует делать каждый день утром после сна и вечером перед сном, если вы хотите научиться правильно работать с энергиями.

Учусь слышать

Закройте глаза и "обратитесь в слух". Старайтесь услышать как можно больше, но не сваливайте все звуки в однородную массу. Отделяйте один звук от другого. Отметьте про себя как много вы можете услышать.

Учусь чувствовать тело

Закрыв глаза, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях. Чувствуйте! Обратите внимание на своё тело. Что вы чувствуете? Тепло или холод, ощутите прикосновение спины к стулу, на котором сидите, подошв ног к полу, тяжесть рук на коленях, вибрацию воздуха. Каждой клеточкой своего тела ощутите себя в этом мире.

Следующий этап - почувствуйте:

Где болит? - найдите точку максимального напряжения и расслабьте её.

Я отдаю или получаю энергию?

Учусь слышать свои желания

Сядьте и прислушайтесь к себе. Попробуйте ответить:

- что я сейчас хочу?

Что я действительно хочу?

Что в моей жизни сейчас самое главное?

Концентрация на пламени свечи

Сядьте и установите свечу на расстоянии 40-60 см на уровне лба. Зажгите свечу. Сев в позу и предельно расслабившись, направьте свой "луч сознания" только на пламя свечи. Все остальные мысли отбрасываются как назойливые мухи.

Для вас в период упражнения существует только свеча и ничего более. Весь мир теперь заключается только в пламени свечи. Вы и пламя - одно целое. Как только глаза устали, закройте их и сосредоточьтесь на световом пятне, оставшемся на сетчатке глаза. Попробуйте увидеть свечу через веки.

Изображение пламени, свечи и их цвета могут при этом изменяться или смещаться, но общая форма свечи и язычка пламени должна оставаться без изменений. Допускайте только мысли о свече или её пламени. Вас интересует только свеча и её горящий фитиль. Когда глаза отдохнули, снова откройте их и продолжайте созерцать свечу.

Длительность упражнения - от 5 до 25 минут.

Эффект - способность к собранности мыслей возрастает во много раз. Увеличивается не только способность к умственной концентрации, но и к физической. Для начинающих это упражнение незаменимо.

Будьте осторожны - не переутомляйте глаза.

Набор энергии от Земли

Это один из самых древних способов, которым пользуются маги. Для этого нужно голыми ногами встать на открытую землю, а ещё лучше сесть. Погрузите свои стопы и ладони в рыхлую землю и начните ритмично дышать. Почувствуйте как на вдохе энергия Земли втекает в вас через все кончики пальцев в тело, а при выдохе, распределяется по телу и накапливается в нём в виде жизненной силы.

Для медитации дома у вас должен быть угол в вашей комнате – абсолютно чистый, и освященный – священное место, которое вы используете только для медитации. Там вы можете поставить алтарь, где у вас будет портрет вашего духовного учители, или Христа, или какого-то другого любимого духовного лица, кого вы считаете своим учителем.

Полезно, если вы перед началом медитации примете душ или ванну. Чистота тела очень полезна для очищения сознания. Если невозможно принять ванну или душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, умыться. Кроме того, рекомендуется надеть чистую и светлую одежду.

Вам также поможет, если вы зажжете ароматические палочки и на вашем алтаре поставите свежие цветы. Когда вдыхаете запах ароматических палочек, то вдохновения и очищения вы получаете, может быть, только на йоту, но эта йога может быть добавлена к вашему внутреннему сокровищу. Есть люди, которые говорят, что не обязательно иметь перед собой цветы во время медитации. Они говорят: «Цветок – внутри, тысячелепостковый лотос – внутри нас». Но живой цветок на алтаре напомнит вам о вашем внутреннем цветке. Его цвет, его аромат и его чистое сознание вдохновят вас. От вдохновения вы получите устремленность.

То же можно сказать и об использовании свечей во время медитации. Пламя свечи само по себе не даст вам устремленности. Но когда вы видите внешнее пламя, сразу же вы почувствуете, что пламя устремленности в вашем внутреннем существе восходит высоко, выше, еще выше. Для того, кто находится накануне реализации Бога, или для того, кто уже реализовал Бога, эти внешние атрибуты не будут иметь значения. Но если вы знаете, что для вас реализация Бога все еще далеко впереди, то они определенно усилят вашу устремленность.

Когда вы проводите ежедневную индивидуальную медитацию, старайтесь медитировать в одиночку. Это не относится к супругам, если у них один духовный учитель. Для них медитировать вместе естественно. В остальных случаях не рекомендуется медитировать с другими во время ваших повседневных индивидуальных медитаций. Коллективная медитация тоже важна, но в повседневной индивидуальной медитации лучше медитировать уединенно у своего собственного алтаря.

Медитация – божественный дар. Медитация упрощает нашу внешнюю жизнь и питает энергией внутреннюю. Медитация даст нам естественную и свободную жизнь, жизнь, которая становится настолько естественной и свободной, что с каждым дыханием мы осознаем нашу собственную божественность.

Поза – это важно

При медитации важно удерживать позвоночник в прямом и вертикальном положении, и при этом тело должно быть расслаблено. Если тело напряжено, то божественные и осуществляющиеся качества, которые входят и протекают через него во время медитации, не будут восприняты. Поза также не должна причинять телу неудобства. Когда вы медитируете, ваше внутреннее существо спонтанно придаст вам удобное положение, и вам останется лишь поддерживать его. Главное достоинство позы лотоса в том, что она помогает удерживать позвоночник прямо и вертикально. Но эта поза неудобна для большинства людей. Так что поза лотоса вовсе не обязательна для правильной медитации. Многие люди медитируют очень хорошо, сидя на стуле.

Некоторые люди выполняют физические упражнения и принимают позы. Эти упражнения, называемые Хатха Йогой, расслабляют тело и успокаивают ум на короткий период. Если кто-то физически очень беспокоен и не может оставаться спокойным даже одну секунду, тогда эти упражнения определенно помогут. Но Хатха Йога вовсе не обязательна. Есть много устремленных, которые могут просто сесть и успокоить свой ум без всяких занятии Хатха Йогой.

Ни при каких условиях не рекомендуется медитировать лежа, даже тем, кто медитирует уже в течение нескольких лет. Те, кто пытаются медитировать лежа, войдут в мир сна, либо внутренней пассивности или дремоты. К тому же, когда вы лежите, ваше дыхание не такое хорошее, как в положении сидя, так как оно не осознается и не поддается контролю. Правильное дыхание очень важно в медитации.

Душевное сердце открыло высочайшую истину: медитировать на Бога – привилегия, а не обязанность.

Глаза открыты или глаза закрыты?

Меня часто спрашивают, нужно ли медитировать с закытыми глазами. В девяноста случаях из ста, медитирующие с закрытыми глазами засыпают во время медитации. В течении пяти минут они медитируют, а затем пятнадцать минут проводят в мире сна. В нем нет динамической энергии, только апатичность, благодушие, нечто подобное приятному ощущению отдыха. Медитируя с закрытыми глазами и погружаясь в мир сна, вы можете насладиться любыми иллюзиями. Ваше богатое воображение может дать вам почувствовать, что вы входите в высшие миры. Существует много способов, с помощью которых вы можете убедить себя, что вы прекрасно медитируете. Поэтому, лучше всего медитировать с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами. В этом случае вы – корень дерева, и в то же самое время – самая верхняя ветвь. Та ваша часть, которая соответствует полуоткрытым глазам,- корень, символизирующий Мать-Землю. Часть, соответствующая полузакрытым глазам,- самая верхняя ветвь, мир видений, или, скажем, Небес. Ваше сознание находится на самом высшем уровне, и в то же время оно здесь, на земле, где пытается изменить мир.

Когда вы медитируете с полуоткрытыми и полузакрытыми глазами, вы делаете то, что называется «медитацией льва». Даже когда вы погружаетесь глубоко внутрь, вы фокусируете сознательное внимание как на физическом плане, так и на подсознательном плане. Как физический мир с его шумом и другими помехами, так и подсознательный мир, мир сна, оба зовут вас, но вы справляетесь с ними. Вы говорите: «Смотрите, я начеку. Вы не можете овладеть мною». Поскольку ваши глаза частично открыты, вы не уснете. Так вы бросаете вызов миру подсознания. В то же время вы сохраняете ваше господство над физическим планом, потому что вы можете видеть, что происходит вокруг вас.

Дыхательные упражнения

1. Вдох, направленный в сердечный центр
Пожалуйста, вдохните, задержите дыхание на несколько секунд, и почувствуйте, что вы удерживаете дыхание, которое есть сама жизнь-энергия, в сердечном центре. Это поможет развить вам внутреннюю способность к медитации.

2. Осознание дыхания
Когда вы садитесь медитировать, пытайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, что тончайшая нить, если бы кто-нибудь поместил ее перед вашим носом, вовсе не колебалась бы. И когда вы выдыхаете, пытайтесь выдыхать даже еще медленней, чем вдыхали. Если возможно, сделайте маленькую паузу между концом вашего выдоха и началом вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если это трудно, не делайте этого. Никогда не делайте ничего, что доставит вам физический дискомфорт во время медитации.

3. Вдыхание покоя и радости
Первое, о чем вы должны думать, занимаясь дыхательной техникой – чистота. Если при вдохе вы можете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда ваше дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз вдыхая, пытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечный покой в ваше тело. Противоположность покоя – беспокойство. Когда вы выдыхаете, пытайтесь чувствовать, что вы удаляете беспокойство, которое находится внутри вас и то, которое вы видите вокруг себя. Когда вы дышите таким способом, вы видите, что тревога покидает вас. После того, как проделаете это несколько раз, пожалуйста, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете энергию Вселенной, и когда выдыхаете, чувствуйте, что весь страх уходит из тела. После того, как проделаете это несколько раз, попытайтесь почувствовать, что вы вдыхаете бесконечную радость, и выдыхаете печаль, страдание и меланхолию

4. Космическая энергия
Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что вы собираетесь использовать ее для того, чтобы очистить тело, витал, ум и сердце. Почувствуйте, что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком космической энергии. Он течет как река внутри вас, омывая и очищая все ваше существо.

Потом, когда вы выдыхаете, почувствуйте, что выдыхаете весь мусор, скопившийся в вас – все ваши низменные мысли, мрачные идеи и нечистые действия. Все внутри вас, что вы называете низменным, все, что вы не хотите признавать вашим, почувствуйте, что это все вы исторгаете из себя.

Это не традиционная пранаяма Йоги, которая более сложна и систематизирована, это – наиболее эффективный духовный способ дыхания. Если вы будете практиковать такой способ дыхания, то скоро увидите результаты. В самом начале вы должны будете использовать свое воображение, но через некоторое время вы увидите и почувствуете, что это вовсе не воображение, это – реальность. Вы сознательно вдыхаете энергию, потоки которой повсюду вокруг вас, очищая себя и избавляясь от всего небожественного. Если вы будете дышать так по 5 минут каждый день, вы сможете очень быстро совершенствоваться. Но это должно делаться очень сознательно, а не механически.

5. Совершенное дыхание
Когда вы станете более подготовленным, вы сможете попытаться почувствовать, что вдыхаете и выдыхаете каждой частичкой вашего тела: сердцем, глазами, носом, и даже порами. Сейчас вы можете дышать только носом или ртом, но придет время, когда вы будете способны дышать каждой частью вашего тела. Духовные учителя могут дышать даже с закрытыми носом и ртом. Когда вы овладеете этим духовным дыханием, вся ваша нечистота и невежество будут заменены божественным светом, покоем и энергией.

6. Дыхание на счет 1-4-2
Когда вдыхаете, повторите один раз имя Бога, Христа, или кого-либо еще, кому вы поклоняетесь. Или, если ваш духовный учитель дал вам мантру, можете повторять ее. Это дыхание недолжно быть долгим или глубоким. Потом задержите дыхание и повторите то же имя 4 раза. А когда выдыхаете, повторите 2 раза имя или мантру, которую вы выбрали. Вы вдыхаете на 1 счет, задерживаете дыхание на 4 счета, и выдыхаете на 2 счета, про себя повторяя священное слово. Если вы просто считаете числа 1-4-2, вы не получите никаких вибраций или внутреннего ощущения. Но когда вы произносите имя Бога, немедленно божественные высшие качества входят в вас. Потом, когда вы задерживаете дыхание, эти божественные качества циркулируют в вас, проникая во всю вашу темноту, несовершенство, ограниченность и нечистоту. И когда вы выдыхаете, те же самые божественные качества уносят прочь все ваши небожестенные, отрицательные и разрушительные качества.

В самом начале вы можете начать со счета 1-4-2. Когда вы приобретете опыт в дыхательных упражнениях, вы будете способны сделать то же самое на счет 4-16-8: вдох – 4 счета, задержка дыхания на 16, и выдох да 8. Но к этому следует идти очень постепенно. Некоторые люди считают 8-32-16, но такое подходит только для специалистов.

7. Переменное дыхание
Другая техника, которую вы можете попробовать, это переменное дыхание. Оно осуществляется зажатием правой ноздри большим пальцем и выполнением продолжительного вдоха левой. Во время вдоха повторите имя Бога 1 раз. Затем задержите дыхание на 4 счета, повторив при этом 4 раза имя Бога. И, наконец, освободите правую ноздрю, зажмите левую, закрывая ее безымянным пальцем и выдохните на 2 счета, то есть на 2 повтора имени Бога. Затем сделайте все это наоборот – начиная с зажатой левой ноздри. При таком методе, когда вы вдыхаете, не обязательно делать это тихо. Даже если вы производите шум, не страшно. Но, конечно, эти упражнения не должны делаться на людях или там, где другие пытаются медитировать в тишине.

Вы не должны упражняться в дыхании 1-4-2 больше четырех или пяти минут и не должны делать переменного дыхания более нескольких раз. Если вы будете делать его 20 или 40 или 50 раз, то от основания позвоночника будет подниматься тепло и входить в голову, создавая напряжение и головную боль. Это похоже на переедание. Еда хороша, но если вы едите ненасытно, это расстроит ваш желудок. Этот внутренний жар действует так же. Если вы будете дышать на пределе своих возможностей, тогда вместо того, чтобы дать вам успокоенный ум, дыхание даст вам высокомерный, беспокойный и разрушительный ум. Позже, когда вы разовьете вашу внутреннюю способность, вы сможете делать это переменное дыхание в течение 10 или 15 минут.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Необходимо ли медитировать только дома, или можно пытаться медитировать в любом месте?
Ответ: Сейчас вы только начинающий. Вы можете медитировать лучше всего только когда вы один в комнате или в присутствии духовного учителя. Если вы попытаетесь медитировать во время управления автомобилем, когда идете, или когда сидите в метро, вы не сможете войти в медитацию очень глубоко. И в то же время, вовсе недостаточно сесть перед своим алтарем. Когда вы садитесь перед алтарем, вы должны чувствовать внутренний алтарь, алтарь внутри своего сердца, иначе у вас не будет удовлетворительной медитации. Где бы вы ни медитировали, вы должны войти в ваше сердце, туда, где вы можете увидеть и почувствовать живой алтарь Всевышнего. У своего внутреннего алтаря вы в безопасности и защищены. Там вы под покровительством божественных сил. Если вы можете медитировать во внутреннем алтаре, вы обязательно быстро достигнете прогресса, потому что там вы не встретите противодействия.

После нескольких лет старательных занятии медитацией, когда развита внутренняя сила, вы сможете медитировать где угодно. Даже если вы стоите в метро или идете по улице, вам это не помешает. В конечном счете, вы должны научиться, как проводить высшую медитацию, и в то же время сознавать все, что происходит во внешнем мире.

Вопрос: Медитируя или молясь, некоторые люди концентрируются на определенных объектах, например, на фотографии, или каких-то других предметах. Мудро ли с их стороны привязываться к этим объектам, или им лучше медитировать на нечто бесформенное и незримое?
Ответ: Когда они медитируют на что-то, они не поклоняются этому как Богу. Они только получают вдохновение от этого предмета. Я бросаю взгляд на свечу, и я вижу пламя, но я не воспринимаю пламя как Бога. Я воспринимаю пламя как источник вдохновении. Это пламя вдохновляет меня и увеличивает мою устремленность подниматься вверх с пылающим внутренним призывом. Я могу держать цветок перед собой, когда медитирую. Цветок – не Бог, хотя внутри цветка есть Бог. Но цветок вдохновляет меня и дает мне чистоту. Я могу зажечь ароматическую палочку. Она сама не Бог для меня, но она дает мне ощущение чистоты и помогает мне в моем духовном прогрессе.

Все, что вдохновляет меня, я должен использовать для того, чтобы увеличить мою устремленность, будь то фотография, свеча или цветок. Ибо, когда мое вдохновение и устремленность увеличиваются, я чувствую, что я продвинулся на один шаг дальше по направлению к цели. Но ни свеча, ни фотография, ни цветок сами по себе не являются объектами поклонения.

Вопрос: Когда мы в конце-концов достигнем Божественной реализации, будут ли необходимы все эти атрибуты?
Ответ: Когда мы сделаемся специалистами в нашей жизни – устремленности, тогда не останется никаких внешних форм. Мы станем едины с Неимеющим Обличья. Но вначале необходимо идти к Богу через форму. Вначале ребенок читает вслух. Он должен убедить своих родителей, он должен убедить себя, что он читает слова. Если он не читает вслух, он чувствует что не читает совсем. Но когда ребенок взрослеет, он читает молча. К тому времени он и его родители знают, что он действительно умеет читать, тогда внешняя форма может быть отброшена. Но эти внешние формы для ищущего – дело первостепенной важности во время подготовительной стадии. Окончательно они отпадут, когда в них не будет необходимости.

Вопрос: Хорошо ли медитировать после еды, или желательно медитировать натощак?
Ответ: Нехорошо медитировать сразу после обильной пищи. У тела есть тысячи тонких духовных нервов. Они становятся отяжелевшими после большой еды и не позволят вам осуществить высший уровень медитации. Тело будет тяжелым, сознание будет тяжелым, нервы будут тяжелыми и ваша медитация не будет хорошей. Когда вы медитируете правильно, вы чувствуете, что все ваше существо, как птица, летит высоко, выше, еще выше. Но если ваше сознание тяжело, вы не сможете подняться.

Итак, всегда желательно медитировать на пустой желудок. По крайнем мере, два часа должно пройти между едой и моментом, когда вы садитесь медитировать. Но все-таки, если вы действительно голодны, когда идете медитировать, ваша медитация не будет удовлетворительной. Ваш голод, как обезьяна, будет постоянно отвлекать вас. И в таком случае хорошо выпить стакан молока или сока перед медитацией. Это не испортит ее.

Но воздержание от обильном пищи перед медитацией – не то же самое, что голодание. Голодание вовсе не обязательно для медитации. Голоданием вы очищаете себя до некоторой степени. Раз в месяц, если вам хочется, вы можете голодать один день, чтобы очистить вашу сущность от внешней агрессивности и жадности. Но голодая часто, вы достигнете смерти раньше, чем Бога. Голодание – не разрешение проблемы самоочищения. Разрешение ее – это постоянная, глубокая, душевная медитация, неограниченная любовь к Богу и безусловное смирение Ему.

Вопрос: Необходимо ли быть для того, чтобы следовать по пути духовной жизни?
Ответ: Вегетарианская диета, действительно, имеет значение в духовной жизни. Чистота – дело первостепенной важности для учеников. Эту чистоту мы должны создавать в теле, в чувствах и в уме. Когда мы едим мясо, агрессивное животное сознание входит в нас. Наши нервы становятся возбужденными и беспокойными, и это может отрицательно повлиять на нашу медитацию. Если ищущий не прекращает есть мясо, обычно он не достигает тонких ощущений и видения тонких миров.

Когда-то животное сознание было необходимо для продвижения вперед. Животные по своей природе агрессивны, но в то же время в их природе есть некий динамический толчок к развитию. Если бы мы не взяли качеств от животных, мы бы остались инертными, как деревья, или остались бы в сознании камня, в котором нет ни роста, ни движения. Но, к сожалению, животное сознание содержит и темные, и разрушительные качества. А мы вошли в духовную жизнь, так что животное сознание не является больше необходимым в нашей жизни. От животного сознания мы перешли к человеческому сознанию. И теперь мы пытаемся войти в божественное сознание.

Фрукты и овощи, будучи легкой пищей, помогают нам обретать и в нашей внутренней, и в нашей внешней жизни качества доброты, нежности, простоты и чистоты. Вегетарианство поможет нашему внутреннему существу усилить его внутреннюю сущность. В душе – мы молимся и медитируем, снаружи – пища, которую мы берем от Матери-земли, помогает нам тоже, давая нам не только энергию, но и устремленность.

Некоторые люди чувствуют, что мясо дает им силу. Но если они заглянут поглубже, то сделают открытие, что это их собственное представление о мясе дает им силу. Можно изменить представление и почувствовать, что не мясо, а духовная энергия, пронизывающая тело, даст ему силу. Эта энергия идет от медитации так же, как от правильного питания. Сила, которую можно получить от устремленности и медитации, бесконечно мощнее, чем сила, которую можно получить из мяса.

Многие духовно ищущие пришли к заключению, что вегетарианство способствует более быстрому прогрессу в духовной жизни. Но наряду с вегетарианской диетой нужно молиться и медитировать. Если имеется устремленность, то вегетарианская диета значительно поможет; телесная чистота поможет устремленности стать более интенсивной и более духовной. И все-таки, если кто-то не вегетарианец, это не означает, что ему не суждено продвинуться в духовной жизни, или что он не способен к реализации Бога.

Поделиться