Автором рельефно точечного шрифта является. История азбуки для слепых

Как правильно держать грифель?

Грифель держат металлическим кончиком вниз. Возьмите рукоятку грифеля так, чтобы она упиралась в основание указательного пальца у самой ладони.

Теперь крепко возьмите грифель тремя пальцами: указательным сверху, большим и средним с боков.

Чтобы получилась точка, нужно просто надавить на бумагу сверху вниз - так же, как ходит игла в швейной машинке.

Как писать по Брайлю?

Заправьте бумагу в прибор. Возьмите грифель и аккуратно, не нажимая, поместите кончик грифеля в первую клетку от правого края прибора. Попробуйте провести кончиком грифеля внутри контура клетки. Чувствуете углубления? Попробуйте почувствовать, где находятся все шесть углублений в брайлевской клетке.

При письме по Брайлю рука движется справа налево, потому что точки накалываются с обратной стороны бумаги.

У каждой точки-позиции в клетке есть свой номер. В первой колонке по ходу движения руки (справа налево!) находятся точки 1, 2 и 3, а во второй колонке - 4, 5 и 6.

Попробуйте надавить грифелем на бумагу в точке 1 - вы услышите щелчок. Держите грифель строго вертикально. Попробуйте проколоть все шесть точек так, чтобы получилось полное шеститочие.

Чтобы потренироваться, напишите такие точки:

  1. точка 3
  2. точки 1, 2
  3. точки 1 и 6
  4. точки 1, 3, 5
  5. точки 2, 4, 5, 6

Как пишутся русские буквы по Брайлю?

В системе Брайля нет отдельных заглавных и маленьких букв. Заглавная буква обозначается точками 4 и 5, которые ставятся перед словом.

Как пишутся знаки препинания?

Тире и дефис по Брайлю не различаются, это один и тот же знак. После запятой и перед тире не ставится пробел.

Как пишутся английские буквы по Брайлю?

Система Брайля применяется во всех языках, даже в японском и китайском. В отличие от «зрячих» алфавитов, которые могут очень сильно различаться в разных языках, брайлевские очень похожи друг на друга.

Как пишутся цифры по Брайлю?

Перед записью цифр и чисел ставится специальный цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6)

Цифры по Брайлю пишутся так же, как первые 10 букв латинского алфавита. Перед записью чисел цифровой знак пишется только один раз - перед всем числом.

Что ещё можно написать по Брайлю?

По Брайлю можно написать всё то же самое, что и обычным плоскопечатным шрифтом: номера телефонов, списки покупок, стихи, ноты, математические формулы, химические символы… Но если по-зрячему можно придумать огромное количество разных символов, то количество возможных сочетаний точек в шеститочии ограничено. Их всего 63, не считая пробела. Поэтому в брайле один и тот же символ может обозначать разные вещи. Например, точки 1-2-4-5 могут обозначать русскую букву Г, латинскую G, цифру 7 или ноту «фа».

Некоторые символы обозначаются сочетаниями нескольких брайлевских знаков. Например, значок & обозначается так:

Для записи сложных математических и физических формул и уравнений существует расширенный восьмиточечный брайлевский код. В нём добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Это позволяет создать 255 различных символов (не считая пробела).


Теги: Брайль

Рельефный специальный шрифт для слепых и слабовидящих одно из основных средств адаптации среды для данной категории маломобильных лиц. Источник: МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного… …

Шрифт Брайля - рельефно точечный шрифт для письма и чтения слепых... Источник: Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1. Общие положенияОфициальная терминология

шрифт Брайля - лингв. Шрифт Брайля является тактильным шрифтом. Он был изобретен в 1821 году слепым французом Луи Брайлем (Louis Braille), который был вдохновлен ночными записями тисненного кода в виде точек, используемого французскими военными. До этого… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Шрифт Брайля - Рельефно точечная азбука для слепых, разработанная в 1829г. французом Луи Брайлем. Буквы здесь изображаются при помощи комбинации шести точек. Например: Я читаю – Я ч и т а ю ●● ●● ○● ○● ●○ ●○ ●○ ●● ●○ ●● ○○ ●● ○● ●○ ○○ ●○ ○○ ○● … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Тип: консонантно вокалическое письмо Языки: английский … Википедия

Чешский календарь с шрифтом Брайля Слово ⠏⠗⠑⠍⠊⠑⠗ (фр. premiere, первый) выбитое на перилах муниципального архива Марселя Шрифт Брайля шрифт для слепых. Он был разработан французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника, который в… … Википедия

шрифт - 23.06.35 шрифт : Набор знаков, имеющий единую базовую конфигурацию (дизайн). Пример 9 пунктовый шрифт «Курьер». Примечание Единый шрифт может иметь разные размеры. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004: Информационная технология. Словарь.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

БРАЙЛЯ ШРИФТ - система обозначения букв, цифр, математических, химических и нотных знаков для слепых. Изобретен французским ученым Луи Брайлем (1809–1852). В возрасте трех лет, играя с быком, он повредил глаз, после чего полностью лишился зрения. Обучался в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Рельефно точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (L. Braille; 1809 52). В основе Брайля шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания,… … Большой Энциклопедический словарь

брайля шрифт - (Braille type) Рельефно точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и другие знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различимых на ощупь … Шрифтовая терминология

Книги

  • Магнитная азбука. Шрифт Брайля (С-274-57238307) , . Набор "Магнитная азбука" с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для детей от 3- х до 8 лет. Комплектность: Буквы - 52 шт. Упаковка - 1 шт. Сделано в…

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.

Называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных. Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и . У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения . В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка .

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях. Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению. Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля. Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия. К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли. Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение. Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств - клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» - способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице. Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок. Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева - 4, под ней внизу - 5, в нижнем левом углу - 6. Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6. При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки - 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали - 3,75 мм. Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой. Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт - это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел. В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями. Могут применяться также и дополнительные символы - прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны. Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами. Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками - условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности - изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис - один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы. Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений. Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду. Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 - слева и сверху вниз, 4, 5, 6 - в правом столбце так же. 1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 - по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка - это основные элементы, необходимые при письме для слепых. Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими. На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел». Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши - это цифры. Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка - 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

January 13th, 2014

Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля. Чтобы понять ее уникальность и значимость, необходимо рассмотреть и рассмотреть предисторию ее создания, все иные попытки создания способов, с помощью которых незрячие люди смогли бы приобщиться к знаниями, обучиться грамоте и получить образование.

Уже издревле человечество задумывалось об изобретении шрифта, с помощью которого люди, лишенные зрения, могли бы обучаться наравне со зрячими. Среди таких первооткрывателей, которым были не чужды нужды слепых, можно упомянуть Араб-Эль Амида (1321 г.), арабского ученого, Франсиско Лукаса (1580 г.) из Мадрида, римлянина Рампазетто (конец 16 в.), философа Гарсдерфера, который в своих сочинениях описывает, как можно научить слепых чтению и письму грифелем на таблицах, покрытых слоем воска.

Нельзя не вспомнить Франсиско Лана (1631–1687 гг.), иезуита из Италии, который изобрел точечный шрифт. Поле его знака делилось на девять частей, в зависимости от того, в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака. Но все попытки обучения слепых при помощи шрифтов вышеупомянутых изобретателей, к сожалению, были единичными. До тех пор, пока Валентин Гаюи, талантливый и авторитетный ученый, тифлопедагог, стоявший у истоков теории и практики обучения и воспитания незрячих, не предложил собственный вариант шрифта.

Валентин Гаюи (1745-1822гг.) родился в семье ткачей во Франции. Став опытным лингвистом, и знавший несколько разных языков, он был одним из образованнейших людей своего времени.
Вдохновленный идеями гуманизма эпохи Просвещения, успехами аббата Л’Эпе (Abbé de l’Epée) в обучении глухонемых. В.Гаюи задумал обучать другую категорию людей с ограниченными возможностями – слепых. С именем В.Гаюи связано открытие первого учебного заведения для незрячих. Для того, чтобы обучить своих незрячих учеников грамоте, В.Гаюи изобрел рельефно-линейный шрифт, который в 1785г. он представил комиссии Парижской академии наук. Система письма Валентина Гаюи представляла собой обыкновенный шрифт для зрячих – «унциал», т. е. «равный одной унции» (29,86 грамма).

Первоначально шрифт был передвижной, как типографский. Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После усвоения букв, слепой располагал их последовательно в специальном наборном ящике так, как это делают наборщики в типографии. Но такой шрифт нельзя было читать без помощи зрячих людей, которые помогали незрячим справиться со столь тяжелым оборудованием. В связи с этим В. Гаюи, задумал печатать рельефом на бумаге, что значительно облегчало процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне влажной бумаги, затем листы склеивались чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. При помощи «унциала» помимо букв, можно было изображать так же цифры и ноты. Шрифт был не менее 15 мм в высоту (в последствии высота букв варьируется) и вполне доступен для осязания, а рельеф после прочтения хорошо сохранялся. Буквы имели такое же очертание, как и при письме для зрячих людей, они были украшены различными завитками и имели курсивную форму, что, конечно, затрудняло их осязательное восприятие.

Первая книга, напечатанная «унциалом», увидела свет в 1786 году. Это был трактат Валентина Гаюи «О воспитании слепых детей». «Унциал» Гаюи не нашел практического применения в школах, несмотря на то, что в основанном им Парижском институте слепых, использовались для обучения книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Ученики Гаюи изучали алфавит при помощи букв, вырезанных из меди, воспроизводя их на бумаге карандашом.

Система В.Гаюи послужила толчком для дальнейшего исследования проблемы письма и чтения слепых с помощью рельефа. Так, Франсуа Лезюэр (1767-1827 гг.) –первый незрячий ученик Гаюи, который до встречи с учителем занимался попрошайничеством, продолжает дело своего учителя. Франсуа оказался талантливым учеником и быстро усваивал знания. В.Гаюи учил мальчика читать, используя деревянные буквы, Франсуа овладел также счетом, игрой на рояле. Впоследствии Валентин Гаюи добивается приглашения продемонстрировать успехи своего подопечного в Версале, а затем и в Академии наук.

Монарх и члены академии по достоинству оценили успехи В. Гаюи и его ученика Лезюэра. Идея о возможности и необходимости обучения незрячих была воплощена в жизнь. При покровительстве короля в 1784г. в Париже была открыта первая школа для слепых. Лезюэр становится помощником Валентина Гаюи в обучении слепых детей и пытается видоизменить его шрифт. Так появился прямой латинский шрифт Лезюэра. Шрифт Лезюэра также, как и шрифт Гаюи,был рельефно – линейным и не годился для самостоятельного рельефного письма, а печатную продукцию также можно было издавать лишь типографским способом. Достоинство шрифта Франсуа Лезюэра заключалось в том, что он убрал все украшения и выпрямил буквы, что значительно облегчило осязательное восприятие текста. Однако шрифт все равно требовал дальнейшего упрощения, либо видоизменения, так как не вполне соответствовал осязательным возможностям слепых. Такие попытки в дальнейшем предпринимались, в основном, тифлопедагогами различных европейских стран.

Совершенствования рельефных шрифтов для слепых шло по линии вытеснения рельефной линии рельефной точкой, наиболее удобной для осязательного восприятия слепых. Именно к такому выводу пришел и австрийский тифлопедагог, директор Венского института слепых Иоганн Вильгельм Клейн (1756-1848 г.) . Иоганн Клейн вносит огромный вклад в развитие тифлопедагогики, обогащает теорию и практику обучения незрячих разнообразными приемами и методами обучения. Помимо того, что он впервые в своем «Учебнике для занятий со слепыми» описал идею тренировки собак-поводырей, Клейн для чтения и письма незрячих изобрел свою «игольчатую» рельефную систему. В процессе разработки шрифта Клейн опирался на существующий практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли очертания букв латиницы, т. е. сохранили форму «унциала» Гаюи, однако изображались пунктирной линией. Каждая буква состояла из большого числа точек. В связи с этим некоторые исследователи считают, что изобретение Клейна является переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно – точечному.

Книги Клейна печатались тем же способом, что и книги Гаюи и Лезюэра. Однако и этот шрифт не полностью удовлетворял потребности людей с глубокими нарушениями зрения.

Не менее интересным является шрифт французского военного Никола Мари Шарля Барбье де ля Серр (1767–1841 гг.) . Барбье был далек от нужд слепых, занимался изучением тайнописи, работая в военном ведомстве. В 1808г. Шарль де ля Серр, используя наработки иезуита Франсиско Лана, изобрел свою шифровальную рельефно-точечную систему для сохранения военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Поэтому шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Его знак состоял из двенадцати точек, расположенных в два столбика, по шесть в каждом. Также была разработана таблица, состоявшая из 36 звуков и звуковых сочетаний. Таблица имела шесть строк, на каждой из которых можно было записать по шесть звуков, букв. Первый столбик по количеству точек обозначал порядковую строку, второй - порядковый звук в строке.

Для письма Барбье предложил свой прибор — деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую накладывался лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки и создавались рельефно-точечные буквы. Однако изобретение Барбье не пригодилось военным, и в 1821 году он представил свое изобретение воспитанникам Королевского института слепых, среди которых был двенадцатилетний Луи Брайль. В 1821-1822 гг. эта система была введена в Парижском институте слепых и изучалась параллельно с системами Гаюи и Лезюэра. Главным недостатком системы Барбье было то, что она была фонетической, т.е. слова писались так, как произносились, знаков препинания не было, ноты и математические знаки не могли записываться. Шрифт был сложным и громоздким. Знак состоял из большого числа точек и попадал под подушечку осязающего пальца не полностью, поэтому скорость чтения такого шрифта была невысока, даже по сравнению со скоростью чтения рельефно-линейного шрифта. Несмотря на имеющиеся недостатки, система Барбье используется в практике обучения слепых. Особое значение данной системы письма заключается в том, что изобретение Барбье натолкнуло юного Луи Брайля на мысль о создании своего уникального рельефно – точечного шрифта и прибора для письма, прототипом которого послужил прибор Барбье.

Еще варианты, которые были в истории.

Создателем современной письменности слепых стал французский педагог Луи Брайль, основавший первое специализированное образовательное учреждение для незрячих детей. Он родился в семье сапожника в январе 1809 года, а в три года полностью потерял зрение. Однако с помощью родителей уже к школьному возрасту он умел многое. Родители Луи Брайля, когда мальчику исполнилось 11 лет, отправили его учиться в Институт для слепых детей, который находился в Париже. Когда Брайль испытал код Барбье, он почувствовал, насколько тот сложен, но у мальчика появилась идея по упрощению этого кода и созданию нового, используя возможности человеческого восприятия на ощупь.

Луи Брайль, когда ему было 15 лет, разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.

Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ. Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.

В 1837 году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля. Широко применять шрифт Брайля начали намного позже, уже после смерти автора, а в его институте эту систему стали использовать через 2 года после его смерти, потому что учителя в институте были не очень прогрессивными и предпочитали старый громоздкий шрифт Гаюи.

За пределы Франции легендарное изобретение учителя без зрения вышло только в 1854 году. Следует отметить, что версии шрифта Брайля разработаны для разных языков мира, основание которых не опирается на латинский алфавит.

В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман, который носил название «Лавка древностей» автор Чарльз Диккенс. В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых. А в 2002 году на банкнотах Евросоюза цифра, которая означает номинал купюры, записывается шрифтом Брайля.

В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

При помощи шрифта Брайля можно записывать не только буквы, но и математические знаки, технические символы, ноты и т.д. Поэтому именно этот шрифт в отличие от шрифта Муна и других шрифтов, использовавшихся в практике обучения используется для обучения детей и повседневных нужд взрослых с глубокими нарушениями зрения. В основе рельефно — точечной системы Брайля лежит шеститочие. 6 рельефных точек расположены в три горизонтальных ряда по две точки в каждом. В первоначальном варианте Брайль использовал штрихи, но затем отказался от них. Брайль предложил и прибор для письма по своей системе, который используется и поныне. При работе над своим шрифтом Луи Брайль учитывал наработки Шарля Барбье, который до него уже использовали «точку» для своего шрифта «письмо в темноте». Точки в шеститочии Брайля, имеющие полусферическую форму, располагаются следующим образом: слева наверху — точка 1, слева посередине -2, слева внизу — 3, сверху справа — 4, посередине справа — 5, и, наконец, справа внизу – точка 6. Стандартное шеститочие имеет параметры, пригодные для восприятия подушечкой пальца руки.

Гениальностью и простотой отличается прибор Брайля, при помощи которого можно писать рельефом, практически без изменений его используют в наши дни незрячие всего мира. Система Луи Брайля получает признание лишь после его смерти. Многие тифлопедагоги, с одной стороны подвергали критике гениальное изобретение Брайля, с другой стороны предпринимали попытки улучшить систему брайлевского письма. Так, американец Уильям Уэйт пытался изменить систему Брайля за счет экономии время и пространства. Его система также была точечной и напоминала систему Брайля, но отличалась горизонтальным расположением точек (в два ряда) и их количеством - по 4 точки в ряду (::::)

В 1873 г. в Бостоне Д. Смит создал так называемый «модернизированный брайль Смита». При этом основы системы сохранялись, а изменялись лишь значения конкретных комбинаций точек. Такой метод видоизменения называется «фреквенцией» (частичным изменением) системы. Впоследствии появляется большое количество фреквенций. Стремясь к наибольшему единообразию национальных вариантов шрифта Брайля, Международная конференция по унификации азбуки Брайля 1950 года в Париже осудила принцип фреквенции. Так, в 1929г. происходит унификация записи нот, а в 1932г.- создание единого английского алфавита Брайля.

Первая попытка создать алфавит Брайля в России принадлежит князю Денису Михайловичу Оболенскому (1844 –1918гг.). Д.М. Оболенский при создании русского брайля ориентировался на немецкий алфавит.

В 1877 г. попечитель Института для слепых Императорского Человеколюбивого Общества А. В. Полежаев предложил для использования свою азбуку. Он также, как и Оболенский использовал
шеститочие Брайля. Однако Полежаев не считал нужным соблюдать сходство с французским и немецким алфавитом Брайля, полагая, что слепые из разных стран, вследствие их бедности, не будут иметь возможности общаться друг с другом. Существенным для Полежаева являлась лишь простота обучения азбуке. Важнейшим принципом его алфавита стало использование знаков, состоящих из небольшого числа точек, для часто встречающихся букв.

Большая заслуга по созданию русской азбуки Брайля принадлежит К.К.Гроту, руководившего Александро–Мариинским попечительством для слепых в Петербурге. В 1880 году председатель Киевского Отделения Попечительства А. Ф. Андриашев прислал Гроту свой вариант азбуки для слепых. В ней гласные изображались преимущественно точками, а согласные - линиями, использовались также окружности.

Но К.К.Грот настаивал на введении именно системы Брайля и направил в Германию для знакомством с зарубежным опытом обучения слепых педагога Е.Р.Трумберг. Именно Трумберг, при содействии директора Дрезденского института для слепых Бютнера составила алфавит, одобренный Гротом, который ввел его в обращение в 1881г. Некоторое время шрифт Трумберг конкурировал со шрифтом Полежаева, но впоследствии вытеснил его. С тех пор русский алфавит Брайля изменялся лишь однажды - в связи с орфографической реформой 1917-1918 г., которая заключалась в изменении ряда правил русского правописания, когда были упразднены знаки для букв «i», «ять» и «фита».

А что сейчас?

Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос – достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения?
Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля – низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка – один знак.

Размышляя и экспериментируя, автор заметил одну интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждой фаланге пальцев человека разместить по 6 точек, то при надавливании на отдельные точки при помощи, скажем, острия карандаша человек сможет точно сказать, в каком именно месте это произошло. А это значит, что, разместив на каждом из 4-х пальцев (большой по одной важной причине не в счет) по 6 надавливающих элементов (например, микро-соленоидов), можно получить всего 72 элемента, причем расположение клавиш может соответствовать расположению клавиатуры QWERTY (стандартная раскладка клавиатуры компьютера или пишущей машинки). Элементы можно разместить на перчатке или в напальчниках, а вместо надавливающих элементов использовать тепловые элементы или слабые электрические разряды.

Ввод-вывод

Конечно, использовать перчатку только для получения информации невыгодно. Надавливающие элементы можно использовать и как кнопки. Тогда этой же перчаткой можно будет вводить информацию в компьютер, нажимая большим пальцем на соответствующие кнопки. Причем мы получаем адаптивную клавиатуру, где сами кнопки, расположенные на пальцах, двигаются навстречу большому пальцу. Это приведет к сокращению амплитуды движения пальцев. Это, в свою очередь, уменьшит время нажатия на клавишу, т.к. оба пальца рук будут двигаться скоординированно навстречу друг другу.

А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему коммуникации для немых и глухонемых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет малые размеры, проста в применении и может быть связана с различными устройствами ввода-вывода информации.

Обращенный Брайль

Другая идея – остаться с хорошо знакомым слепым шрифтом Брайля, но заставить буквы «бежать». Используя «перчаточную» технологию, можно изготовить напальчник, состоящий из матрицы Брайля, и последовательно подавать букву за буквой. Таким образом будет осуществляться чтение. Можно также на 4-х пальцах расположить 2 элемента Брайля. Преимущества предложенного устройства ввода-вывода информации:
– малая масса и габариты;
– удобство применения;
– адаптивность;
– возможность работать в самых различных позах (эргономичность).

Что дальше?

Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись. Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг подопытных, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга – причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.

Поделиться