Аксиологическая философия. Философская теория ценностей (аксиология)

Аксиология как учение о ценностях. Аксиология – особое философское учение о человеке в его отношении к миру ценностей, направляющих жизнь людей и определяющих их судьбу (Плотников). Проблемное поле аксиологии: понимают ли люди, ради чего живут, и что их ждет в будущем? Осознают ли люди всю глубину всемирно-исторического процесса?

Понятие «ценность». Ценности в повседневном бытии людей: то, что характеризуется особой, предпочитаемой людьми значимостью, овладевающей их чувствами, мыслями и намерениями. Научное понятие ценности в ее функциональной значимости, а именно: ориентировать поведение людей, направлять их внимание на желанные предметы, явления, события. Многоликость и парадоксальность ценностного мира в глазах людей. Интерсубъективный характер ценностей (Плотников). Пристрастность ценностей.

Структурированность ориентировочной способности человека: субъект – объект – предмет – средство (Плотников). Четыре типа ценностных ориентаций, связанных с представлением о «предпочтительной значимости»:

1) Индивидуальная значимость – ориентация на самого себя.

2) Ориентация на ближайшее окружение, значимость – отношение между индивидами.

3) Ориентация на всю мыслимую сферу межгрупповых интересов между людьми, значимость – слава, престиж, власть, богатство.

4) Ориентиры универсально значимые, имеющие родовой смысл – истина, добро, справедливость, вера, красота.

Проблема ценностного выбора , природы связи между нормативными устремлениями и личностным желанием. Ограниченность научных методов постижения целостной природы ценностей.

Феномен ценности в контексте философского миропонимания: исторический смысл («Высшее Благо» метафизики Платона), парадигмальный срез (от этики Канта до аксиологии Г. Лотце) и концептуальный аспект. Четыре поля концептуального притяжения, вокруг которых сложились основные учения о ценностях: аксиологический психологизм (Вундт, Брентано, Мейнонг), аксиологический нормативизм (Дильтей, Вебер, Шпенглер, Парсонс), аксиологический трансцендентализм (Лотце, Виндельбанд, Риккерт), аксиологический онтологизм (М. Шелер, Н. Гартман).

Генезис ценностного мира: две главные стадии – первобытная (гомогенный характер родовой жизни), цивилизационная (гетерогенный характер родовой жизни). Понятия «ментальность» и «менталитет», их ролевое взаимодействие в формировании ценностного мира.

Ценности: нравственные, эстетические, религиозные и светские (здоровье – Кузнецов, с. 423).

Нравственные ценности. Особое место нравственности в системе ценностей человека: моральное сознание детерминирует все области человеческого бытия, критерии морали применимы в оценке ко всем проявлениям человеческой деятельности. Этика (термин Аристотеля) как специальная отрасль философии, сконцентрировавшая и обобщившая опыт нравственного осмысления действительности. История этики (Кузнецов, Губин):

1) Появление «морали от разума» Сократа.

2) Наслаждение безмятежным состоянием духа (атараксия) как смысл жизни у Эпикура.

4) Благодетель разума у стоиков (Сенека, Марк Аврелий).

5) христианская этика средних веков (идея духовного равенства всех перед Богом, абсолютное добро в Боге у Августина, идея добра и зла, связанная с моральным выбором у Фомы Аквинского).

6) гуманизм Возрождения, идея моральной ответственности человека (Э. Роттердамский), попытка безрелигиозной этики Б. Спинозы, психологическая этика Д. Юма.

7) новая «социальная этика» эпохи Просвещения (идея отказа от собственности Ж. Руссо).

8) моральные законы И. Канта: презумпция долга, категориальный императив, совесть – показатель человечности, нигилизм и пессимизм этики Шопенгауэра: цель бытия совсем не счастье, а отречение (от страдания к скуке (Губин)), нравственность как разум воли у Гегеля (мораль значит обязанности), Достоевский о природе зла (Губин).

9) об ограниченности морали у Кьеркегора (Губин), «великий ниспровергатель» морали Ф. Ницше: совершенный человек выше несовершенной морали, нравственных установок, ибо любовь всегда свершается «по ту сторону добра и зла»; борьба с мещанской моралью у Леонтьева (Губин).

10) этические учения древнего мира: законы дхармы (Индия), критерии «благородного мужа» Конфуция (Китай).

Современные этические концепции:

1) Этика ненасилия. Понятия «насилия» и «ненасилия». Апология насилия: теория насилия Дюринга и Каутского (ФС, с. 301), оправдание насилия у Ф. Ницше и К. Маркса, диктатура пролетариата как принцип, закон революции. Этика ненасилия как реакция на мир, уже управляемый насилием: принцип человеколюбия – универсальный, основополагающий моральный закон (Кузнецов). Этика ненасилия как обоснование принципов решения конфликтов без применения насилия над личностью, как образ жизни в терпимости ко всему живому и к природе (идеал ненасилия в Нагорной проповеди Нового Завета, учения непротивления злу Л. Толстого, любовь к врагам через прощение у М. Кинга, политика ненасилия М. Ганди).

2) Этика благоговения перед жизнью: Альберт Швейцер – нравственность как истинное мышление, высказывающее благоговение перед жизнью: критика конфессионального христианства, необходимость самоотречения и прощения . Жизнь Швейцера как идеальный пример его этического учения: «жизнь-подвиг, жизнь–легенда» (Кузнецов). «Истинная этика начинается тогда, когда перестают пользоваться словами» (Швейцер) – этика благоговения перед жизнью является больше практикой, а не теорией.

3) Подлинное и неподлинное существование: бездумная шаблонная жизнь человека-робота, лишенного нравственных ориентиров у Нагибина, «люди-носороги» как результат безнравственной идеологии у Ионеско (Губин).

Мораль-справедливость-право. Мораль как вид социальной регуляции поведения человека во всех сферах общественной жизни. Мораль как вид общественных отношений, ориентированных на утверждение самоценности личности, устремлений людей к счастливой и достойной жизни. Нравственная личность – человек, вобравший в себя выработанные обществом нормативы, самостоятельный носитель нравственных принципов. Он получает индивидуализированное право выносить определенные суждения, судить о правильности тех или иных поступков.

Моральные нормы регулярно воспроизводятся благодаря массовым привычкам, велениям и оценкам общественного мнения: они воспитывают индивида и побуждают к действиям. В морали нет четкого выделения субъекта и объекта социальной регуляции.

Моральные нормы как отражение текущей ситуации в состоянии нравов, но также и закономерные условия существования общества, общие тенденции развития.

Различие понятий «моральные нормы» и «нравственные принципы» как регуляторов поведения людей. Нормы регулируют какую-либо особую сторону поведения людей («забота о родителях», «не лгать» т.д.), нравственные принципы – более общие требования, касающиеся всей линии поведения человека, синтезируя в единое целое его моральное сознание и нравственные качества (справедливость, гуманизм, патриотизм и т.д.).

Мораль как оценочно-оперативный (повелительный) способ освоения действительности, который регулирует поведение людей с позиции учета противоположности добра и зла. Это происходит через систему, включающую не только нормы и принципы, но и оценки, идеалы, запреты, ориентации, и представляет собой особый акт индивида, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и предписывает действовать именно в соответствии с ней.

Орбита вопросов морали – прежде всего, проблемы места человека в мире, его ценности, отношения к обществу, смысла жизни и деятельности, выбора нравственного идеала, ответственности за свои действия. Все это – проблемы мировоззренческого характера, но здесь они принципиально отличны от науки и философии своей спецификой формы: речь идет не теоретико-познавательных вопросах, а о вопросах поведения, выраженных в оценочно-повелительной форме .

Система нравственных ценностей в социальном аспекте: совокупность принятых обществом нравственных принципов, правил поведения, идеалов, образцов «должной» жизни. Выбор нравственных ценностей позволяет выработать «моральную оценку» рассматриваемых поступков, дать «самооценку» своего поведения, а также избрать «ценностную ориентацию» присущего ей морального сознания (Голубинцев). Процесс смены ценностных ориентаций: значительные модификации в регуляции нравственного сознания.

Право – иной способ регулирования поведения людей. В отличие от морали, право есть институциональный регулятор деятельности людей: нормы права создаются особыми институтами, обладающими специальными полномочиями. Вместе с тем, моральное и правовое регулирование находятся в тесном взаимодействии. Принципиальные различия и пересечения сфер действия права и морали (Голубинцев, с. 358).

Интегративный подход к пониманию права: право как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости.

Развитие правовой формы организации и деятельности публичной власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Концепция правового государства . История идеи правового государства: Т. Велькер, И. Кант. Правовая организация государства как реализация требований категорического императива (платформа разума в осмыслении права). Философская концепция государства как правовой системы Гегеля: система прав как «царство осуществленной свободы». Основной признак правового государства – реальное обеспечение прав и свобод человека.

Проблема взаимоотношения власти и личности – идея народного суверенитета: признание того, что только народ является источником власти государства. Идея народного суверенитета как первостепенный пункт содержания теории правового государства.

Цивилизованное право – соответствует правовому государству: обеспечивает общечеловеческую справедливость, призвано охранять индивидуальные интересы личности, и одновременно быть мерой ограничения свободы (произвола). Связь цивилизованного права с государством подразумевает принудительную силу норм права, определяющих как запрещенные, так и правомерные действия: нормы права устанавливаются государством и закрепляются в законодательных актах (Кузнецов).

«Закон» как центральное понятие положительного права. Закон и естественное право. Проблема эмпирического характера концепций «обеспечения естественного права человека», необходимость механизма реализации законов, принудительная власть (Кузнецов). Определения закона у И. Канта, Гегеля, Соловьева. Две основные концепции роли государства в жизни общества: цивилизационная и формационная (Кузнецов, с. 512).

Право и справедливость : 1) право уже по своему определению справедливо; 2) справедливость – внутреннее свойство и качество права (Нерсесянц). Справедливость как требование соответствия: между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и комплексом их характеристик, то есть соответствие между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и признанием, преступлением и наказанием и т.д.

История категории справедливости: в первобытном сознании – это соответствие нормам первобытнообщинного строя; позже справедливость понимали как равенство людей в правах и в использовании средств жизни. Затем – переход от огульного равенства к учету различий в положении людей в зависимости от их достоинств. Важнейший шаг в понимании справедливости – признание равенства реальны политических и юридических прав людей. Справедливость в учениях Анаксагора, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Гельвеция, Гегеля, Соловьева, марксизма (Голубинцев, с. 361).

Современные требования моральной, политической, религиозной и др. справедливости. Справедливость как основная духовная ценность личности, отказ от которой рушит всю систему ценностных ориентаций человека. Невозможность существования права без справедливости.

Справедливость и гуманизм: человек разумный представляется как человек справедливый.

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Эстетика – отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, закономерностей развития художественной культуры (термин ввел А. Баумгартен в 18 в.). Эволюция эстетических идей (Кузнецов):

1) первые попытки обоснования эстетических идей в античной философии – пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель (идея сопереживания в искусстве, «катарсис», термин пифагорейцев).

2) средневековая эстетика – синтез эстетических и религиозных проблем у Августина и Фомы Аквинского. Бог – источник красоты и гармонии.

3) эпоха Возрождения – антропоцентризм (источник красоты – творящий художник). Ренессанс – эстетика гуманизма (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, Шекспир, Сервантес). Искусство как самоцель.

4) Идеи Просвещения о демократизации общества – в эстетике 18-19 в. Искусство – опять только средство (для решения социальных задач).

5) Сущность прекрасного в немецкой классической философии: Кант связывает категорию прекрасного с категорией целесообразного; Гегель прекрасное определяет как универсальное, предельное понятие в контексте человеческой деятельности. Творчество как «свободная игра» духа (Кант). Систематизация искусств: три основных вида – изобразительное, словесное, музыкальное.

6) Эстетические концепции XIX-XX века: смещение акцента к творческой личности. Искусство как средство самораскрытия внутреннего мира художника.

Элементы структуры эстетического сознания: эстетическое чувство (способность переживать, сопереживать), эстетический вкус (способность суждения о прекрасном), эстетическая оценка (результат особого вида эстетической деятельности – художественного восприятия, выраженного в форме развернутого суждения).

Эстетическая деятельность. Первоначальное тесное переплетение эстетической деятельности с бытовой, обрядовой, культовой сферами (синкретизм первобытного сознания). Приобретение самостоятельной ценности эстетического восприятия в сознании цивилизованного человека по мере освоения предметного мира и осознания себя субъектом деятельности. Творчество: в широком понимании присуще любой форме человеческой деятельности – материально-производственной, организационной, политической, научной, педагогической и др. Творчество в сфере эстетики – средство достижения цели эстетической деятельности (успех). Талант – художественная одаренность, способствующая успеху в творческой деятельности, но не обеспечивающая успех: необходимость усилий, работоспособности. Творчество как отказ от стереотипов восприятия и выражения, как постоянный поиск идей, средств их реализации. Компоненты творческой деятельности: цель (замысел), средство реализации цели и результат (художественное произведение). Творчество как реализация потребности в самовыражении, свойственной каждому человеку. Человек творческий – это человек, отдающий, дарящий себя другим. «Цель творчества – самоотдача» (Б. Пастернак).

Разнообразие форм художественного творчества. Система искусств как формы и виды художественного творчества. Две противоположные тенденции в развитии системы искусств: дифференциация (выделение и обособление новых самостоятельных видов искусств) и интеграция (соединение выразительных средств разных видов художественного творчества, появление синтетических искусств).

Классификация форм художественного творчества – по способу существования художественных произведений – выделяют три группы искусств:

1) Пространственные (пластические) статические виды:

а) прикладные: архитектура, декоративное искусство;

б) изобразительные: живопись, графика, скульптура.

2) Временные (динамические): литература, музыка.

3) Пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, кино, цирк, эстрада (далее подробное описание каждой формы у Кузнецова, с. 432).

Философия искусства как учение о функциях искусства: познавательная, коммуникативная, воспитательная и др. функции. Искусство и творение мира. Кризис современного искусства. Особая проблема философии искусства – проблема гения (Губин, с. 315).

Религиозные ценности. Специфика философского анализа в рассмотрении религии в отличие от религиоведческих дисциплин: философию интересует религия как одна из форм ценностного отношения к миру, удовлетворяющая экзистенциальные потребности человека и уходящая в глубокие корни родовой природы человека. Суть феномена религии и место религиозного сознания среди других форм духовной ориентации человека в мире как сложнейшая проблема философии религии. Анализ сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью.

Невозможность универсального определения религии. Относительность «гносеологического» подхода к религии, считающей веру основным признаком религии: много сложностей при попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (напр., вера в коммунизм, в национальное превосходство и т.д.). Также относителен критерий религии по системе миропонимания, связанного с существованием Бога (Или богов): существуют религиозные направления, которые «обходятся» без бога (конфуцианство, буддизм).

Большинство специалистов связывают феномен религии с особым религиозным опытом : мистическое переживание своей причастности к тайнам бытия. Флоренский: существование «Троицы» Рублева и есть доказательство бытия Бога.

Общее мнение всех исследователей: религия выполняет важнейшие функции в общественной жизни (М. Йингер) – для отдельных людей становится средством «конечных» проблем жизни, для общества в целом является средством интеграции, сплочения людей, реализующийся как общественный институт церкви. В истории есть небольшой период, когда некоторые философы негативно оценивали роль религии в обществе: в эпоху Просвещения многие полагали, что религия – временный феномен культуры, который уничтожится с развитием науки; кризис религиозного мировоззрения XIX века – К. Маркс о религии как искаженной форме сознания («опиум для народа»), З. Фрейд как болезнь общества. Но XX век подтвердил устойчивость религиозной системы ценностей.

Причины возникновения религии и специфика ее ранних форм: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Магия хозяйственная, белая (лечебная), черная (вредоносная), подражательная, заразительная (Фрезер). Наукообразная форма магии – оккультизм.

Национально-государственные религии: иудаизм (ценность спасения как результате следования воле Бога), индуизм (ценность обретения любви к Богу через преданное служение), конфуцианство (система ценностей культа предков – сыновья почтительность), даосизм (ценность магического влияния).

Мировые религии, имеющие наднациональный характер (нет «ни эллина, ни иудея»):

1) буддизм – самая древняя из религий, сегодня несколько сот миллионов последователей;

основа – нравственное учение о том, как сделать человека совершенным. Ценности ненасилия, полного целомудрия. Цель – нирвана, то есть небытие. Рассчитывать человек должен только на самого себя: даже Будда никого не спасает, а только указывает путь спасения.

2) христианство – одна из самых распространенных религий, более миллиарда человек последователей (20% земного шара). История формирования христианского мировоззрения (Кузнецов).

3) ислам – третья мировая религия, возник в VII веке, абсолютная вера в единого Бога Аллаха, имеет свою систему нравственных норм.

Представление о совершенном человеке в различных культурах. Размышления о совершенном человеке – одна из самых ярких страниц в истории философско-антропологичес­кой мысли:

1) В древнекитайской философии – прежде всего у Конфуция: идеал «благородного мужа», высшая духовная ценность «жэнь» (гуманность и милосердие); в даосизме (центральная категория «Дао» – «путь») разделяют «совершенных мудрецов» (пекутся о возвышенном, забывают о низменном) и «совершенномудрых» (равно пронизываюи и возвышенное и низменное) как образец наивысшего совершенства (Голубинцев).

2) В Древней Индии – совершенство человека связано с постижением им «собственной природы» мира, в результате он выполняет свой долг и так достигает совершенства, а значит преодолевает «энергию кармы».

3) В античной культуре – много споров о совершенном человеке. Аристотель: совершенный тот, кто живет по закону и праву. Также Аристотель говорит о красоте естественного человека, наделенного здоровьем, изящными движениями, пропорциональным телом, силой. Прекрасное тело должно быть связано с творческой способностью человека, со способностью к нравственному совершенству («калокагатия »).

Марк Аврелий считал, что человек должен прийти к нравственному совершенству, включившись в гармонию миропорядка и так обретя душевное спокойствие, отказавшись от внешних благ и погрузившись в самого себя.

4) Средневековье – немецкий философ Альберт Великий (13 век) полагал, что одна только «разумная душа» есть совершенство.

5) Гуманизм эпохи Возрождения – культ человека как «самого удивительного в мире», «великого чуда» (итальянский мыслитель Пико дела Мирандола (15 век)). Человек – существо, наделенное добром и любовью, склонен к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений. Человеческая жизнь – ценность, которую нельзя ни с чем сравнить (Томас Мор).

6) Эпоха Нового времени: Ф. Бэкон считал совершенство человека предметом новой особой науки, которая должна способствовать прославлению человеческих совершенств и таким образом воспитывать их. Нужно собрать все сочинения о вершинах человеческой природы и прославлять «крайности» или «высшие ступени совершенства», которых когда-либо могла самостоятельно достичь человеческая природа.

7) Во французском Просвещении идеал человека как существа гуманного, добродетельного, рассудительного и, разумеется, просвещенного (Гельвеций). При этом путь к добродетели пролегает через совершенствование законов.

8) Немецкая классическая философия: Людвиг Фейербах рассматривал совершенного человека как духовного и телесного совершенства: цельный, действительный, всесторонний, совершенный образованный человек, а телесное благополучие и здоровье.

9) В русской философии идея совершенного человека волновала многих мыслителей: задача постоянного совершенствования человека у А. Радищева, ибо нет предела совершенствованию души, так как человек – «сын божества». Просветители 18 века стремились к идеалу слияния чувств и разума в гармоническое единство, считая, что это предохранит личность от нравственного разложения и духовного надлома. Через 100 лет В. Соловьев также сравнивает совершенство человека с совершенством Бога: «искра бесконечности и полноты существует во всякой душе человека». В XX веке в русской философии трактовка совершенства человека в связи с патриотизмом, любви к Родине (А. Лосев). В современной отечественной философской литературе красной нитью проводится мысль о зависимости совершенствования личности от совершенствования социальной среды, в которой он развивается. Ядро личности составляют ее потребности и интересы, под воздействием которых все совершается. Характер приобретается с ориентацией на определенные интересы и потребности. Потребность в другом человеке выступает в качестве основания таких конкретных качеств личности как доброжелательность, отзывчивость, участливое отношение к людям. Такие качества совершенной личности как справедливость, гуманность, ответственность связаны с реализацией потребности в человеческом общении, основанном на принципах достойной человека морали.

Понятие аксиологии - Субъект и объект - Монизм и плюрализм -

Связь и отношение - Мера - Качество и количество - Пространство и время -

Учение о развитии

В результате освоения материала данной главы студент должен: знать

  • место и роль аксиологии в философском познании;
  • основные категории аксиологии; уметь
  • дифференцировать низшие и высшие ступени на шкале развития;
  • определять меру и ее специфику в узловой линии мер; владеть
  • способами темпорализации мировосприятия;
  • приемами переоценки ценностей.

Понятие аксиологии

Аксиология - учение о ценностях. Ценность обычно понимается как значимость сущего. Значимость означает, что в сущем представлено нечто иное, чем оно есть само по себе. И именно это иное в нем важно. Сущее как ценность есть не просто сущее, но и бытие в нем иного сущего. Это уже не что-то, а нечто.

Нечто есть сущее не как в-себе-бытие (или само-по-себе-бытие), а как бытие другого (инобытие) и бытие-для-другого (или бытие-для-иного). Ничто не существует само но себе. Все со-стоит и находится в определенных состояниях Г

Сущее дифференцируется в движении. Первоначала - архе возникают в определенном порядке, вследствие чего образуют иерархию.

В неоплатонизме (и в идеализме в целом) иерархия моделируется как возникающая путем эманации (лат. emanatio - «истечение», «распространение») - от высшей ступени сущего (абсолюта: Брахмана, абсолютной идеи Гегеля) к менее совершенным и низшим ступеням.

В материализме иерархия сущего возникает путем спонтанной самоорганизации материи. И в том и в другом случае каждый уровень сущего выражает другие его уровни или является предпосылкой его бытия.

В движении, становлении все существует не только в себе и для себя, но и для другого, в котором становится иным. Ценность - это уже не просто сущее, а должное. Именно этот аспект «задолженности» другу другу выделен Анаксимандром в изречении: «А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени».

В диалоге «Лисид» Платон различал три рода сущего: благое, дурное и третье - ни хорошее, ни дурное, т.е. безразличное. Зло - то, что приносит вред, благо - то, что пользу, безразличное же безразлично в разной степени: или иногда полезно, а иногда вредно (гулять, сидеть, есть), или ни полезно, ни вредно ни при каких условиях. Ценности, таким образом, относительны: они бывают положительными и отрицательными, низшими и высшими.

Основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?». Василий Великий (330-379) так писал о неопределенности блага: «Ныне раб негодует, что он несвободен; воспитанный в свободе - что не высокого происхождения, не из знатных по роду, не может в восходящем порядке насчитать седми дедов, которые славились бы множеством коней или расточали богатство на единоборцев. Знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник - что не царствует; царь - что не обладает всей подсолнечною, но что есть еще народы, не поклонившиеся под его скипетр. Из всего же этого выходит то заключение, что ни один не благодарит Благодетеля»

Гераклит Эфесский был прозван «плачущим» философом за то, что не видел в бытии блага. Античный писатель Лукиан изображает в рассказе «Продажа жизней» следующую сценку.

Покупатель. А ты что плачешь, любезнейший? Думаю, гораздо лучше поговорить с тобой.

Гераклит. О, чужестранец, я считаю, что дела людские достойны воплей и слез: в них нет ничего, что не было бы преходящим. Поэтому я вас жалею и оплакиваю. То, что существует теперь, я не считаю великим, то же, что будет потом, я считаю ужасным, - я имею в виду мировой пожар и переворот мироздания. Вот над этим я и сокрушаюсь: нет ничего постоянного, все будет превращено в ужасную смесь. Одно и то же - радость и отсутствие радости, познание и незнание, великое и малое, - все перемещается вверх и вниз и меняется в игре века .

«Плачущий» Гераклит находится у истоков философского пессимизма - оценки бытия как «дурного». Наиболее последовательно принцип вселенского пессимизма проводил немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788- 1860). Он считал, что мир и люди - это порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше бытие таково, что лучше бы его совсем нс было».

Философский оптимизм - оценка сущего как блага. У истоков философского оптимизма находится Демокрит, прозванный «смеющимся» философом. Так, Сенека замечал: «Гераклит всякий раз, как выходил на люди, плакал, а Демокрит смеялся: одному все, что мы делаем, казалось жалким, а другому - нелепым». С точки зрения атомиста, все есть сцепления атомов, обладающих разными формами; следовательно, все действительно могло выглядеть смешно и нелепо.

Донато Браманте. Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. 1477

Лейбниц в трактате «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла» (1710) убеждал, что всемогущий Бог создал наилучший из возможных миров. Зло - это лишь некоторое лишение добра, в конечном счете оно ведет к добру, и даже наибольшее зло - к наибольшему добру. Человек не может согласиться с этим потому, что своим ограниченным взором он не в состоянии объять необозримую цепь событий, а ограниченным умом - проникнуть в суть вещей.

С распространением света разума, как считалось в эпоху Просвещения, не только раскрывается гармония мира, но и распространяется прогресс. Катастрофическое землетрясение 1755 г. в Лиссабоне стало одним из поводов для кризиса просветительского оптимизма. Вольтер в «Поэме о гибели Лиссабона» писал: «Мне Лейбниц не раскрыл, какой стезей незримой В сей лучший из миров, в порядок нерушимый Врывается разлад, извечный хаос бед, Ведя живую скорбь пустой мечте вослед. Зачем невинному, сродненному с виновным, Склоняться перед злом, всеобщим и верховным? Постигнуть не могу в том блага своего. Я, как мудрец, увы, нс знаю ничего».

  • Именно состояния иногда описываются как ценности. Так, Декларация тысячелетияОрганизации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеиот 8 сентября 2000 г., как фундаментальные ценности для международных отношенийв XXI в. выделила свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе,общую ответственность.
  • 2 Василий Великий. Творения: в 2 т. Т. 1. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М., 2008. С. 622.
  • Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. Т. 2. СПб., 2001. С. 233.

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»


Кафедра философии


по философии на тему:

«АКСИОЛОГИЯ»


Выполнил: Шульгинов

Антон, 2-БТ, 1 группа


Проверил: Немеров

Евгений Николаевич


Курск, 2009

План


Гносеология - философская теория познания, ее традиционные проблемы и новые вопросы.

Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики.

Субъект и объект познания, способы их формирования.

Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления. Рассудок и разум как аспекты ума. Как измерить интеллект?

Многообразие направлений познавательной деятельности:

обыденно-практическое;

профессионально-практическое;

художественное;

Роль интуиции в познании.

Литература

Познание - это способ воссоединения человека с миром. Поэтому после онтологии и антропологии в составе философии обязательно выделяется теория познания (от греч. “gnosis” - знание, познание).

Вообще-то познание рассматривается с разных сторон многими научными дисциплинами, оно же моделируется различными практиками. Скажем, особая - когнитивная психология изучает приобретение и использование знаний конкретным субъектом деятельности (личностью, коллективом, обществом). Нейробиология - физиологические, биохимические механизмы кодирования информации мозгом, её влияния на активность организма. Лингвистика - языковые оболочки, вербальные структуры выражения мыслей и чувств. Информатика - так называемый “искусственный интеллект”, т.е. компьютерное повторение и усиление отдельных функций людского ума (запоминательных, счётно-решательных, комбинаторных). И т.д.

Что же остаётся на долю философского рассмотрения познания? Как всегда, наиболее принципиальные и парадоксальные проблемы, требующие многоаспектного и отвлеченного от злободневно-насущных забот подхода.

Во-первых, это вопрос о самой возможности познания как достоверного отражения и проектирования действительности; о пропорции объективного и субъективного, чувственного и рационального, интутивного и экспериментального, истины и заблуждения при получении и использовании наших знаний. Все науки и практики стремятся объективизировать необходимые им знания, превратить их в истинную информацию, очищенную от примеси заблуждений. Только философии может позволить себе обратить внимание на неизбежную многомерность познавательного процесса и его результатов; продемонстрировать не только вред, но и пользу заблуждений как ступеней на пути к истине.

Во-вторых, философия специально выясняет необходимые предпосылки познания и мышления, которые заключаются в истории и современном состоянии общества, с одной стороны, и в биологии и этологии человека, с другой. Эти социокультурные и эволюционные факторы неявно, как правило, но влиятельно обусловливают критерии истинности и эффективности умственной активности людей.

В-третьих, гносеология и особенно такой её раздел, как логика формулируют наиболее общие принципы и правила познания, нарушение которых уводит его с истинного пути.

Вопрос о познаваемости мира в истории философии оказался настолько сложным, что споры при его обсуждении продолжаются с античности до наших дней. Великие мыслители разных времён и народов обращали внимание на отдельные аспекты этой по существу вечной проблемы.

Никто не станет спорить с тем, что человек что-то реальное знает о мире и о самом себе, а чего-то еще не познал; что объём наших знаний постоянно растёт, несмотря на периодические заблуждения. Проблема состоит в том, насколько достоверны наши знания? Способны ли они передать объективную сущность вещей? Или же в действительности есть в принципе непознаваемые стороны? В состоянии ли люди разграничить истину от заблуждения по коренным вопросам науки и практики? С ответом на такого рода вопросы не стоит спешить. Полезно прислушаться к доводам разных философских школ.

Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над хаосом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку - логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объединённые общим названием “Органон” - инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, - главные преимущества человека над животными.

На заре Нового времени Френсис Бекон постарался создать “Новый органон” - индуктивный метод опытно-экспериментального изучения природы. Человек способен осуществлять на деле то, о чём он знает истину: “Tantum possimus quantum scimus”. Проще говоря, по Бекону, “знание - сила”. Революционер-коммунист К. Маркс впоследствии любил повторять: “Никогда ещё невежество никому не помогало!”.

В XVIII в. представители философии Просвещения - Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др. бросили вызов догматизму религиозной веры и политической идеологии. Из их призыва пользоваться собственным умом родилась доктрина либерализма в общественной жизни и политике: разум побеждает невежество благодаря самоотверженным усилиям отдельных личностей; все люди равны перед законом; частная собственность священна; государство стоит на страже общих интересов, но не может диктовать людям выбор их судеб. Разум - высшая инстанция в решении жизненных проблем.

Итак, с точки зрения гносеологического оптимизма человеческое познание в принципе, в конечном счете правильно отражает мир и руководит его преобразованием. Власть разума над природой и об-ществом будет расти.

Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на труд-ности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skepsis - рассматривание, оглядывание, сомнение) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнения в надёжности наших органов чувств (дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди - где гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопоставить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воздерживаться от суждений?).

Сомнения скептиков в познании доводят до его полного отрицания представители агностицизма (греч. “a” - не + “gnosis”). Так, английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”.

Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) предложил различать в объекте познания две стороны: “вещи для нас” или феномены - их познать мы в силах и постепенно это делаем; и “вещи в себе” или же ноумены, которые остаются в принципе непознаваемы, поскольку неадекватны человеческим способностям к познанию. Так что силы разума имеют свои границы; абсолютное познание невозможно ни в одной области.

Новейшая история человечества принесла не только колоссальные достижения научно-технического прогресса, но и глобальные катастрофы - мировые войны с десятками миллионов жертв; тоталитарные режимы вроде гитлеровского или советского с десятками миллионов погубленных в мирное время; ядерное оружие, способное уничтожить нашу планету; новые болезни с похожим результатом для биосферы. Пока неясно, сумеют ли люди с помощью разума преодолеть столь глобальные проблемы или падут их жертвой окончательно. До сих пор познание используется не только во благо, но и во вред человеку, причем нередко следование благой цели оборачивается худшим заблуждением.

Таким образом, скептики и агностики предупреждают нас от наивной веры в простоту и автоматичность познания. Познание - драматическая борьба человечества за истину и в этой борьбе победы чередуются с поражениями.

Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сделать примерно такие:

· познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности;

· в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других субъективного;

· знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной верой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью необосновываемые;

· наконец, стоит признать, что справиться с всё новыми и новыми проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и достижениями познания) можно только одним путём - продолжения и усовершенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.

Субъект и объект познания не совпадают полностью с понятием “человек” и “природа”, “действительность”. Можно сказать, что эти понятия гносеологии вырабатываются на основе последних понятий онтологии. Перед нами теоретические характеристики исходных моментов процесса познания.

Субъект (лат. “subjectus” - находящийся в основе) познания представляет собой совокупность сенсорных, логических и интуитивных способностей людей. Субъектом познания человек не рождается, а становится - по ходу взросления, в процессе социализации. Проще говоря, усваивая культурный опыт старших поколений и проявляя свои творческие способности. В философском романе-притче У. Голдинга “Повелитель мух” приведён пример разрыва преемственности между поколениями людей. В плане мысленного эксперимента автор демонстрирует, что случится на Земле, если в результате катастрофы выживут одни дети. Огромная часть знаний, технологий просто омертвится, останется для них недоступной вовеки без взрослых.

Пути формирования познавательных способностей:

практическая деятельность индивида индивида, при которой внешние, физические действия постепенно интериоризируются, т.е. переводятся во внутренний план сознания, превращаются в мыслительные схемы и двигательные навыки;

общение людей как часть их практики, подражание друг другу и соперничество между личностями в жизненной борьбе;

сопричастность индивида нескольким социальным группам, большего или меньшего размерам, чьи стандарты поведения и мышления он в какой-то степени разделяет (пол, возраст-поколение, этнос-народность, конфессия-вера, социальный страт-сословие, профессия и т.д.).

Субъект познания включает в себя несколько уровней организации и функционирования:

микро- субъект - отдельная личность как таковая;

макро- субъект - контактная группа-коллектив (класс, бригада, фирма, воинская часть, лаборатория и т.п.);

мега- субъект - общество в целом на данном этапе его исторического развития.

Таким образом, субъект познания представляет собой сложную систему духовного опыта людей по освоению окружающей их действительности и собственному самопознанию.

Объект (лат. “objectum” - предмет; нечто, расположенное впереди) познания в свою очередь не тождественен реальности как таковой. Он конструируется субъектом из материала этой реальности, но всегда с добавлением неких качеств самого субъекта. Реальность как таковая и объект познания соотносятся примерно так, как натурщик и его портрет.

Важнейшие логические приёмы конструирования объекта познания:

абстрагирование (лат. abstractio - отвлечение, растаскивание) - концентрация мысли на чем-то одном, важном для субъекта познания, на некой стороне гораздо большего и сложнейшего на самом деле явления; таким образом, абстрактное мышление отвлекается от всего второстепенного, несущественного в данном познавательном контексте и вычленяет именно интересующие субъекта свойства, отношения, аспекты того же самого явления (так, в химии водой называется исключительно H 2 O, а на практике различные по своему химическому составу питьевые смеси); в итоге познание вооружается множеством абстрактных объектов; это необходимые для углубленного исследования мысленные конструкции, выделяющие отдельные свойства, стороны, отношения, состояния материальных предметов (“храбрость”, “кислота”, “температура”, “любовь” и т.д., и т.п.); принимая по ходу мышления абстрактные объекты за реально существующие, мы разгружаем процесс познания от необязательного перечисления массы условностей и ненужных деталей;

идеализация - мысленное добавление к изучаемой нами реальности необходимых для ее познания условий; без чего нельзя выявить главные принципы, глубинные закономерности природы или общества; например, законы классической механики И. Ньютона предполагают, что движение макротел осуществляется без влияния трения, давления атмосферы и т.п. дополнительных к массе и ускорению факторов; результатом идеализации являются понятия вроде идеального газа, абсолютно твердого тела, простого равноускоренного движения, прямой линии или точки, т.п.; они на самом деле не существуют как таковые, но с их помощью человеческая мысль выявляет главное для себя в гуще второстепенного, случайного, преходящего.

Итак, объект познания представляет собой систему понятий, принципов и законов, сформулированных с помощью абстрактного, идеализирующего мышления. Это своего рода инструмент вроде микроскопа или телескопа, только не для зрения, а для интеллекта. Так что познание не стоит наивно понимать как зеркальное отражение, прямое копирование действительности. Перед нами скорее её преображение своего рода “волшебным кристаллом” сенсорики и интеллекта.

Два основные уровня или, точнее говоря, момента, стороны, аспекта процесса познания - чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический).

Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств:

непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями - источниками информации о нем;

осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС;

наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей, копий разных явлений в сознании людей;

фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи;

чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия.

Базовые формы живого созерцания мира:

ощущение - отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека;

восприятие - синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности;

представление - сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие.

С помощью органов чувств человек получает такую информацию, осознание и переживание которой делает его полноценным, дееспособным, в конце концов - счастливым. Это прямое, живое, в реальном режиме осуществляемое информационное взаимодействие организма и личности с миром. Человеку хотя бы время от времени необходимы лучи солнца, запах костра, звуки прибоя и масса других ощущений. Напротив, притупление органов чувств - первый признак психологической депрессии (Как подметила поэтесса в известном романсе: “Работу малую висок / ещё вершит, но пали руки / и стайкою, наискосок / уходят запахи и звуки...”). Чтобы оценить, надо потерять: Марсель Пруст, безнадёжно больной астмой неврастеник, мог сочинять свои романы из эпопеи “В поисках утраченного времени”, только по ночам, наглухо закрыв и занавесив окна и двери, в комнате, со всех сторон обитой войлоком. Никто лучше него не описал в прозе запах и цвет цветущего шиповника, вкус печенья и чая, очень многие другие комплексы человеческих ощущений.

У форм чувственного отражения мира двойственная природа - объективно-субъективная. Допустим, ощущение красного цвета возникает при попадании световой волны вполне определённого диапазона на нормальные рецепторы глаз. В самой по себе природе нет никакого красного цвета. Если бы животные и люди не наблюдали природу, она оставалась бы пустой тёмной дырой. Мир дальтоника также бесцветный. В одних ощущениях, восприятиях и представлениях больше объективного, в других - меньше (вплоть до целиком фантомных явлений типа галлюцинаций).

Мышление представляет собой более высокую ступень познания, чем всевозможная визуалистика. Именно способность к мышлению возвышает сознание человека разумного над психикой всех остальных животных.

Качественные возможности мышления:

опосредованное правилами логики и ранее накопленными сведениями отражение действительности, возможное и без прямого обращения к показаниям органов чувств;

обобщённое до уровня идей, принципов, универсальных понятий познание, которое выделяет что-то главное, типичное, нужное в массе изученных явлений;

углублённое до уровня сущности, закономерности, устойчивой тенденции познание;

абстрактно-логическое, т.е. отвлеченное от всего второстепенного, несущественного, лишнего;

сознательно сосредоточенное на достижении определенной цели познания или практики.

Основные формы мышления:

понятие представляет собой мысль о существенных, общих и отличительных признаках того или иного предмета или целого класса предметов;

суждение сочетает два понятия с тем, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии какого-то признака у определенного предмета;

умозаключение складывается из нескольких суждений, связанных друг с другом по смыслу, благодаря чему получается вывод о необходимых из данных посылок следствиях.

В реальном процессе познания элементы чувственного созерцания и логического мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. Работа органов чувств во многом ориентирована теми знаниями о мире, которыми располагает субъект. Напротив, мышление постоянно обрабатывает всё новые и новые показания органов чувств. Кроме словесно-логического, так сказать чистого мышления с помощью понятий, суждений и умозаключений, существует и мышление наглядно-действенное, когда задачу деятельности субъект решает по ходу физического манипулирования вещами; и наглядно-образное, при котором выход из проблемной ситуации находится в уме, но путем комбинации восприятий и представлений, а не понятий и суждений.

Интеллектом называется способность индивида к мышлению, уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление - это интеллект в действии, сам процесс его применения. Хотя способность мыслить, т.е. пользоваться интеллектом, присуща всем людям, но распределена она между ними неодинаково. Основным показателем размеров индивидуального интеллекта является так называемый Intelligence quotient (IQ) - коэффициент интеллекта, т.е. умственной одарённости. Этот показатель привязан к возрасту ребёнка. Французский психолог Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тестами - заданиями на смекалку, сообразительность. Он решил различать хронологический возраст ребенка, средние показатели умственного развития для этого возраста и реальное соотношение первого и второго у каждого испытуемого. В результате мы можем установить, соответствует ли умственный возраст ребенка норме, опережает ее или отстает. Льюис Термен из Стенфордского университета (США) усовершенствовал эту методику (1917 г.) до репрезентативного уровня (чтобы, по возможности, отделить изучение умственных способностей от запаса знаний, языка и т.п. культурных особенностей разных стран, народов и социальных слоев населения). Введя понятие IQ, Термен предложил для его вычисления делить умственный возраст на хронологический. Так, если ребенок 6 лет имеет “умственный возраст” 8, то его IQ будет: 8: 6 = 1, 33 х 100 (чтобы избавиться от десятичной дроби), т.е. 133 (очень высокий показатель по данной шкале).

Термен и его последователи в организации тестирования вывели “нормальную кривую” рангового порядка детей в каждом конкретном возрасте. По этой схеме видно, как одинаково распределяются умственные способности в любой крупной популяции людей (независимо от времени, места их проживания; особенностей расы, этноса, культуры):

Учёные, психологи, биологи и педагоги разных стран продолжают спорить, насколько IQ обусловлен генетикой, насколько - факторами среды (семья, образование, работа и т.п.). Артур Дженсен полагал (1969), что соотношение здесь примерно 80 на 20 в пользу наследственности. Пожалуй, он недалёк от истины. Тем не менее, разница размеров интеллекта является не более чем диагнозом психолога, измерившим ваши способности к мышлению, но никак не приговором к той или иной судьбе, карьере. Высокий интеллект помогает добиться высоких показателей в жизни, но совсем не гарантирует успеха. Как видно на кривой Термена, у большинства (84 %) людей средний интеллект - от 80 до 120. Наиболее полно показатель IQ коррелирует со школьной успеваемостью. Однако зависит ещё от многих других качеств личности - воли, темперамента, доброты и злости, внешности, наконец, удачи. К тому же, важен не только общий размер интеллекта, но и его сочетание с остальными способностями личности, её направленностью. Кроме того, для разных видов деятельности требуется разный интеллект - математический или художественный, научный или практический, т.д., т.п.

Психологи из штата Пенсильвания попытались определить уровень интеллекта президентов США, начиная с 1945 г. (в расчёт брались такие показатели, как школьная успеваемость, ясность речи, сообразительность). Умственные способности Ф. Рузвельта удостоились 147 баллов, Р. Рейгана лишь 105, Д. Картера 175, Дж. Кенннеди 147, У. Клинтон больше всех - 182, а действующий президент Дж. Буш всего лишь 91 (худший показатель в этой выборке); его отец Дж. Буш-старший тоже остановился на 99 баллах.

Уровни организации интеллекта:

рассудок представляет собой низшую, зато базовую, фундаментальную подсистему мышления, которая отвечает за логическое сочетание уже готовых выводов человеческого опыта; отсеивает парадоксальные, а значит рискованные варианты поведения;

разум позволяет осуществлять творчество новых смыслов и ценностей культуры; отвечает за понимание масштабных и глубинных проблем познания и практики.

Согласно афоризму Гегеля, “разум без рассудка ничто, а рассудок и без разума нечто”.

Виды познания различаются в зависимости от того, какое из главных направлений общественно-исторической практики, какую сферу культуры оно, познание обслуживает, опосредует, направляет.

Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным са-мообслуживанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспециализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом - так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, которые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия.

Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информационно ёмкие направления человеческой деятельности (вро-де предпринимательской, инженерной, педагогической, военной, врачебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует гораздо более сложных - профессиональных рецептов и технологий, своеобразного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестандартных задач практики; осуществления общественного прогресса.

Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фантазии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гармонии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве.

Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения истинного знания о мире, принципах устройства и законах его развития; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типичных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями.

Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтожность индивидуального существования личности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; “методы” решения этого рода задач - медитация, молитва, ритуальный обряд.

Интеллектуальный опыт любого социума, тем более человечества в целом складывается благодаря всем перечисленным - стратегическим направлениям познания.

Интуиция и её роль в познании.

С помощью такой духовной силы, как интуиция, в процессе познания синтезируются все вышеперечисленные его аспекты. Так называется (от лат. intueri - пристально глядеть, всматриваться) способность непосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно.

Отличия интуитивных моментов процесса познания:

внезапность (интуиция посещает всегда неожиданно, чаще всего в неподходящей обстановке, после или во время отдыха, на досуге от работы или при выполнении ее второстепенных операций);

бессознательность принятия интуитивного решения (механизм интуиции лежит за пределами сознания, в глубинах человеческой психики; его невозможно восстановить в деталях, вызвать по заказу сознательной воли);

непосредственность результата, который получается помимо обычных приемов логики и наблюдения.

Типы интуиции:

предчувствие чего-то плохого (опасности) или хорошего (уда-чи), без уточнения, чего именно; ср. рассказ А. Кристи “Красный сигнал”;

догадка касается главным образом временно скрытых от нас фактов прошлого или будущего, приносит подходящее решение какого-то частного вопроса;

прозрение дает нам некое принципиально важное для науки или жизни знание.

Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая (“Эврика!” “Есть идея!”), врачебная (“Диагноз ясен”), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п.

Этапы интуитивного постижения истины:

предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт;

личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины);

напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы;

случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения;

интутивное озарение (наитие) - неожиданный приход идеи, решения, выхода;

осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения.

Недостатки интуитивного познания:

оно может подвести, не прийти вовремя;

страстная, напряженная подготовка к интуиции вредит здоровью;

может вести к недооценке обычных методов познания. его черновой работы (как своего рода интеллектуальный допинг, даже наркотик).

Достоинства интуиции:

дешёвый (для государства, предприятия, организации) метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований;

выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы;

даёт существенно новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих.

Интуиция - это не божественный дар, а “обыкновенное чудо” человеческой психики и культуры. Талант интуитивного познания надо ценить и культивировать, поощрять. Хотя не забывать о подстраховке капризной интуиции традиционными способами познания.

Литература


1. Спиркин А.Г. Философия (Гл. XII. Теория познания. 1–5).

2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. М., 1992.

3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1982. №3.

4. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М., 2002.

5. Диалектика познания. Л., 1989.

6. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М.–СПб., 2001.

7. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

8. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

9. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

10. Лекторский В.А. Теория познания // Вопросы философии. 1999. № 8.

11. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

12. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.

13. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

14. Микешина Л.А., Опёнков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

15. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003.

16. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 2001.

17. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Становление и развитие аксиологии. Формальным началом аксиологии принято считать появление в XIX веке 3-х частей книги немецкого философа, врача и естествоиспытателя Р.Г.Лотце «Микрокосм». Данному автору принадлежит и заслуга введения в философский оборот понятия «ценность», за которым закрепляется вполне определенный смысл: это значимость объекта в отличие от его существования. Впоследствии приоритет Г.Лотце оспаривал его соотечественник неокантианец Г.Коген.

Термин «аксиология» (от греч. – axios – ценный, logos – понятие, учение) впервые был применен французским философом П.Лапи (в 1902 г.) и немецким философом Э.Гартманом (в 1908 г.). Данным термином они обозначили новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г.Риккерт и др.) и Марбургской (К.Коген, П.Наторп и др.) школ неокантианства, развивая теорию ценностей, употребляли наряду с понятиями «значимость», «ценность» понятие «долженствования», «нормы», они внесли большой вклад в становление аксиологии.

Что касается понятий, обозначающих сами ценности, то еще в античной философии был выделен классический ряд ценностей – истина, добро, красота, при помощи которых философы древности анализировали мир, отношение человека к миру, строили учение о человеке. Т.е. аксиологическая проблематика присутствовала уже в древней философии, но становление аксиологии как самостоятельного раздела философии со своим предметом, понятийным аппаратом относится к XIX в.

Особое место в развитии аксиологии принадлежит русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. (периода так называемого русского духовного Ренессанса). В утверждении ценностного подхода к бытию русские мыслители видели предпосылку рассмотрения всех других проблем. Человек и все мировое бытие стремится ввысь, к абсолютному совершенству, к Богу, который есть само Добро во всеобъемлющем смысле этого слова. Русская философия раскрывала духовные основы жизни общества и человека, показывала возможность духовного возрождения для человека и всего человечества в этой земной жизни на пути служения Богу. Философы от Вл.Соловьева до Н.О.Лосского видели ценностные начала человеческого бытия в Боге и важнейшую задачу аксиологии усматривали в обосновании существования объективных и абсолютных ценностей, опровержении аксиологического релятивизма и нигилизма. Всем своим творчеством русские философы обосновывали органическое единство не только Истины, Добра, Красоты, но и Любви, Свободы, Творчества.

В советский период в отечественной философской литературе до начала 60-х годов XX века аксиология находилась под запретом как «лженаука». В 1960 году была опубликована монография В.П.Тугаринова «О ценностях жизни и культуры», положившая начало разработке аксиологических понятий с позиций марксизма. Работами В.А.Василенко, О.М.Бакурадзе, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.Н.Столовича, М.С.Кагана, Л.С.Когана, А.М.Коршунова закладывались и развивались на базе марксистской методологии основы отечественной аксиологии.

Основные понятия аксиологии. В современной аксиологии к числу важнейших понятий, раскрывающих ее содержание, относят понятия: ценностное отношение, оценка, ценность, ценностные ориентации.

Ценностное отношение к миру формировалось наряду и одновременно с практическим и познавательным. Первоначально ценностное отношение охватывало сферу взаимодействия человека с природой. У человека к природе формировалось принципиально не утилитарное отношение, он переживает красоту окружающего мира, в процессе предметно-практической деятельности открывает особые смыслы явлений, событий. Первое проявление ценностного отношения к природе мы находим в мифологии. Осваивая природу, открывая в ней значимое, ценное, древний человек превращал окружающий его мир из чужого, враждебного, в свой, родной. И для современного человека нередко горсть земли, камень и т.п. природные реалии обретают особую, не утилитарную значимость. Они имеют ценность, определяемую не их природными свойствами, а включенностью в общественные связи и отношения, они дороги как память о людях, исторических событиях и т.д. Постепенно ценностное отношение распространяется и на социальное бытие. В обществе явления также значимы с точки зрения их влияния на ход истории, на развитие и совершенствование самого человека.

На уровне человеческого сознания ценностное отношение проявляется через оценку. Оценка – это субъективный способ определения значимости природных, социальных явлений. Сформировавшись, как и познавательное отношение, на основе предметно-практического, ценностно-оценочное отношение не противостоит познавательному. Оценка – одна из форм проявления активности познания. В оценке отражаются не все свойства и не всякие, а значимые для человека объективные свойства и качества. Поэтому оценка всегда субъективно окрашена. Но оценка не тождественна произволу. В ее содержании можно выделить две взаимосвязанные стороны: отражение объективных свойств предмета и отношение субъекта к предмету. Поскольку оценка есть отражение предмета, то она может быть истинной и ложной, фиксировать значимость предмета адекватно или неадекватно.

Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Для того, чтобы оценить что-либо, должны существовать определенные критерии. Этими критериями и выступают ценности . Ценности являются объективной основой оценки, а оценка выступает субъективным выражением ценности. Оценка одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп, наций может быть различной. Но субъективность оценки не исключает наличия объективных и общезначимых ценностей.

Осознание ценностного отношения к миру было связано с выделением классического ряда ценностей – красоты, добра, истины. В диалогах Платона показано, насколько сложным является процесс выделения и понимания этих ценностей. Постепенно классический ряд ценностей дополняется ценностями социально-политического порядка: равенство, свобода, справедливость, честь наряду с добром, красотой, истиной выступают в качестве критериев, на основании которых оцениваются поступки человека, результаты его деятельности. В общественном сознании эти критерии закрепляются в виде социальных ценностей.

Социальные ценности этоспецифически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне Ц. выступают как свойства объектов, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Каждое общество характеризуется специфическим набором ценностей, их иерархией, т.е. системой социальных ценностей. Фундаментом этой системы выступают нравственные ценности, которые пронизывают всю систему ценностей.

В литературе принято выделять различные виды ценностей. Поскольку ценностно-оценочное отношение к действительности пронизывает все сферы деятельности, то можно говорить о ценностях:

Экономических, связанных с трудом, собственностью, мастерством, профессионализмом и т.д.;

Политических, связанных со свободой, правопорядком, безопасностью и т.д.;

Нравственных, определяемых через добро, честь, справедливость и т.д.;

Художественно-эстетических, связанных с красотой, гармонией, возвышенным и т.д.,

Социальных, связанных с благополучием, карьерой, работой, успехом и т.д.;

Религиозных, определяемых, прежде всего, как святыни;

Витальных, связанных с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья;

Семейно-родственных, связаннх с идеалами семейного уюта, традициями поколений и т.д.

Кроме того, можно встретить подразделение ценностей с точки зрения их содержания на два вида: предметные ценности (положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта) и ценности сознания, или субъектные ценности (нормативная, предписательная сторона общественного сознания).

Ценности выступают не только критерием (основой) оценки, но и регулятором поведения людей. В этой функции они существуют в обществе наряду с обычаями, традициями, нормами. Их детерминация человеческого поведения не столь жесткая, как у обычаев, норм, традиций. Ценности амбивалентны, двойственны по своей природе (добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.) и подразумевают свободный выбор человека. Ценности, скорее, «зовут», чем принуждают или обязывают.

Ценности в обществе выступают и в качестве побудительной силы деятельности людей. Как побуждение к действию ценности отличны от потребностей и интересов, которые также выступают в этой роли. В мире ценностей происходит усложнение стимулов, мотивов поведения человека, причин социального действия. На первый план выходит не то, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Человек, ориентированный на высшие ценности, утверждает себя как свободная, творческая личность. Без ценностных ориентаций нет самоутверждения и самореализации личности.

Ценностные ориентации – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. У человека (социальной группы общества) имеется много ценностных ориентаций. Одни определяют стратегическую направленность деятельности, другие нормативно регламентируют ее, третьи – непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Среди ценностных ориентаций одни более существенны, другие – менее, есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение для становления личности имеют ориентации на высшие ценности – идеалы.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, ограничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.

В качестве особой ценностной ориентации общества следует выделить ту, которая известна как гуманизм.

Гуманизм в широком смысле : исторически меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип человечности – нормой межчеловеческого общения. В узком смысле : культурное движение эпохи Возрождения, рассматривающее человека как высшую ценность, подчеркивающее его свободу, индивидуальность, самобытность, проникнутое пафосом веры в безграничные творческие возможности человека, автономность, самостоятельность его бытия. Главная идея возрожденческого гуманизма – всесторонняя культивация свободы, достоинства человека, его самоутверждения через актуализацию заложенных в его природе возможностей.

Аксиология — это философская наука, исследующая и осмысливающая истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи, предметы и явления в их реальной целостности, а значит — выявляет их целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального взаимодействия структур.

Феномен ценности представляет собой довольно многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какой-либо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть смоделировано только философской аксиологией. Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой объективности, ни к субъективности.

Ценностное отношение (как субъектно-объектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту. Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так, природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр, обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает, что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь, деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры. Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями культурно-исторического развития общества, типом цивилизации, религиозными традициями.

Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой — гуманной, красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном развитии современного мира.

В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира. Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по фактической роли и значению с теорией познания — гносеологией. Более того, сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений, особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и благородным сердцем, «совестью эпохи».

Еще более активно ценностный подход стал применяться в гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии, социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (1905-1980) писал: «…Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» . Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным образом стремятся включить в свое предметное поле познания и представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни человека, его здоровья, здорового образа жизни.

Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.

Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания, сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи, выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами. Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп — молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.

Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им (если это возможно) положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего — эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие — с эстетикой, третьи — с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия — аксиосферу.

Поделиться