Работа с перламутром натуральным своими руками. Контакты

Приветствую всех, кто решил заглянуть в мою мастерскую, где я расскажу и покажу, как вырезаю вставки из перламутра для инкрустации. Для вставок я использую вьетнамские ракушки-жемчужницы. Они бывают разной толщины и размера. Я ценю в них цветовые переливы, отражательную способность и крепкую структуру.

Из цельной ракушки я вырезаю лобзиком заготовки небольшого размера, зажав её в тисочки с мягкими губками. Эти заготовки имеют определённую толщину для дальнейшей обработки.

Вырезанные пластины перламутра я на точиле обдираю до толщины 2 мм. Они становятся более ровными и плоскими. Их удобно зажимать и обрабатывать.

Зачистив поверхность перламутровых заготовок наждаком, я наношу рисунок. Это будут 2 перламутровые уточки.

Заготовленная пластина перламутра, с нанесённой на неё рисунком, переходит к следующему этапу выпиливания. Фрагменты вставок я выпиливаю электролобзиком.

Электролобзик, конечно облегчает работу по выпиливанию, но ракушечные пластины достаточно крепкие для швейцарских пилочек. Но при достаточном усердии и аккуратности я выпиливаю вставки прямо по контуру.

При достаточной твёрдости материала, перламутровые вставки в виде уточек очень хрупкие и требуют осторожности, т.к. могут сломаться.

Перламутр удобно обрабатывать на точильном круге. Круг позволяет снять большой допуск и облегчить окончательную опиловку вставок.



Сняв лишний допуск, я перехожу к окончательной обработке вставок.

Аккуратно, зажав элемент вставки маленькими тисками, губки которых проклеены кожей для бережного фиксирования деталей, я надфилем разного профиля окончательно обрабатываю контур уточек из перламутра.

Моя цель рассказать и показать Вам как я выпиливаю и обрабатываю вставки для инкрустации из перламутра. Но на этом этапе работа с перламутром не закончена.

Уточки вставлены в изделие и зачищены вровень с поверхностью. Они будут такими безликими до тех пор, пока изделие в виде ложи не будет окончательно доделано. И после того как я проолифлю изделие не один раз и отполирую его, я возвращусь к уточкам из перламутра, которые блестят и переливаются перламутровыми цветами.

Пора их изобразить во всей красе, то есть растушевать. Сейчас я покажу и расскажу, как они растушёвываются. Но сначала тонким карандашом прорисовываю контур крыльев, лап и туловища.

Сразу прорисовывать всю птицу не стоит, т.к. карандаш легко стирается с полированной поверхности перламутра одним неловким прикосновением руки. Взяв граверный резец из твёрдой стали, я начинаю прорезать контур карандаша на перламутре.

Поверьте, растушёвывать перламутр очень сложно. Нужна твёрдая рука и очень острый резец. Ослабление контроля над резцом, и он соскальзывает по твёрдому перламутру, как по стеклу, оставляя царапину, которую трудно вывести. Каждый раз, затачивая резец я потихоньку, не спеша, прорезаю контур и опять карандашом наношу рисунок.

И снова острым резцом прорезаю тонкие перья птиц.

Я стараюсь, как можно крупнее показать для Вас весь процесс моей работы с перламутром. Макросъёмка, это как увеличительное стекло, показывает мелкие недостатки и в тоже время говорит о такой мелкой работе, что глазами приходится приглядываться в детали при естественном просмотре.

Свою работу по выпиливанию перламутра и его растушёвки я закончил.

Я рассказал и показал в своём мастер-классе, как я это делаю. Это изделие что я украсил, люди подарят кому-то, или оставят себе в подарок. Мне будет тоже приятно, потому что мою уточку, уже никто не потревожит и она будет радовать взор.

С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!

Кроме кости, из материалов животного происхожде­ния употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.

Есть несколько видов перламутра Дадим их описа­ние, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.

a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отлича­ется, но удобен для окраски.

b) Самоцветный перламутр встречается в неболь­ших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.

c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле

Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра

Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламут­ра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозу­быми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с во­дой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.

Клей для перламутра Для приклеивания перламут­ра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:

a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолчен­ного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к на­клеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вто­рично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.

b) 4 весовые части хорошо обожженного кристал­лического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают пер­ламутровые шашки и крепко зажимают струбцинка­ми. Просушивают в течение суток в теплом месте

Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.

а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать та­кие краски, чтобы ими можно было подделать деше­вый белый перламутр под более ценную породу Опы­ты до известной степени удались. Поступают так:

В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после от­деления воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просуши­вания в широкогорлую склянку, куда подливают наша­тырный спирт Рекомендуем добавить такое количе­ство нашатырного спирта, чтобы небольшое количе­ство хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупо­ренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляет­ся серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.

Без прямого воздействия солнечных лучей окраши­вание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шер­стяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти на­сквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.

Густота окраски зависит от продолжительности вы­мачивания в красящем растворе.

Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе

Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весо­вых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с крас­ными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, кото­рые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с дру­гими растворами, содержащими серебряные соли.

Некоторые разновидности перламутра окрашива­ются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.

а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же об­разуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доли­вают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.

б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образует­ся белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некото­рое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кисло­ты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекрати­лось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстоять­ся, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и получен­ный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.

Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого на­трия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много броми­стого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дваж­ды или трижды.

Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска

Несмотря на простоту работы, при окраске требует­ся значительный навык, чтобы взять именно то количе­ство ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежела­тельную окраску.

Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные пер­ламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой си­ней, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми час­тями очищенной серной кислоты; раствор держат око­ло 12 часов при температуре 25° С, разводят удесяте­ренным по весу количеством дождевой воды. Получен­ную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми раствора­ми. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.

В декоративно-прикладном искусстве русских ремесленников перламутр применялся достаточно широко. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Из него изготавливали пуговицы, пряжки, гребни, различные вставки.

, CC BY-SA 3.0

Применяли перламутр и в лечении больных, нередко наделяя его магическими свойствами. Из перламутрового слоя раковины изготавливали порошок, который применяли для изготовления кремов, мазей, настоек. Все эти снадобья должны были вернуть молодость, придать сил и здоровья.

Особым образом химически обработанный перламутр применяется в косметике и сейчас.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Инкрустация перламутром

С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений. Перламутр издавна использовался для изготовления резных изделий и резки камней.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Русские мастера применяют его для украшения способом . В перламутровые пластины применяют при росписи шкатулок. Лаковая миниатюрная живопись как бы оживает, светится изнутри, когда она производится по перламутровому фону.

Так же используется перламутровая мозаика, когда нарезают кусочки раковины, а затем выкладывают рисунок. Это может быть отделка мебели, шкатулки, стен иди декор на оружии и элементах одежды.

Перламутр хорошо сочетается как с серебром и органическими камнями, так и с поделочными.

Из этого красивого материала делают клавиши музыкальных инструментов и многое другое.

Описание

Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO 3) размерами 10-20 микрон в ширину и полмикрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров - таких как хитин, люстрин и шёлкоподобные белки.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. Это можно также объяснить тем, что толщина кристаллов арагонита сравнима с длиной волны видимого света и поэтому свет различных длин волн испытывает многочисленную и разнообразную интерференцию, выливаясь в различную окраску в зависимости от угла взгляда.

Добыча

Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

В России в основном велась на Севере. Сейчас этот промысел практически сведён к нулю из-за нарушения способов добычи. Речным моллюскам жемчужниц не оставили чистых проточных вод, где они могли бы размножаться.

Сейчас вся надежда на возрождение промысла в России только на «жемчужные фермы», где искусственно создаются условия для размножения и роста жемчужных моллюсков.

Фотогалерея










Полезная информация

Перламу́тр - от нем. Perlmutter - «мать жемчуга»

Перламутр

Внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.

В Массачуссетском институте давно заинтересовались уникальными свойствами этого природного вещества.

Оказывается, на основе перламутра можно создать сверхпрочную одежду, не пропускающую пули и при этом, её можно «научить» обнаруживать опасности и так далее.

Не удивительно, что подобными открытиями сразу заинтересовались военные.

Вещество, из которого состоит перламутр является самым прочным на Земле.

На основе знаний об особенностях перламутра, можно создавать искусственную костную ткань, сверхпрочные детали и так далее.

Уклейка и восточная эссенция

Есть такая рыбка - уклейка или её ещё в народе называют силявка. Она не считается особо ценной, нередко эту мелкую рыбку используют для наживки.

Но оказывается, именно её чешуя стала основой для создания искусственного перламутра. Мелкие чешуйки на спинке соскабливают и настаивают, пока с них не осыпется серебристый налёт.

Такой способ придумали - по одним сведениям во Франции, в XVII веке, по другим - в Китае и назвали «восточная (или жемчуговая) эссенция». Тяжёлая блестящая взвесь из окраса чешуек и воды смешивается с желатином и её вполне можно использовать для подделки перламутра.

Как работать с перламутром. Секреты мастера.

Юрий Поляков.

Раскрой раковину.

Раскрой раковину (работа с перламутром)

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал - перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция - получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей - ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики - длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2-3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка - полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием - матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием - действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить - получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра - применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах - оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3-5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем - они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские - гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2-3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

OCR Рощупкин Максим


Перламутр – это камень органического происхождения, широко применяющийся в ювелирном деле. Он отличается сравнительно невысокой стоимостью, хрупкостью и недолговечностью в эксплуатации. Расскажем подробнее о свойствах и видах перламутра, а также сфере его применения.

Перламутр можно назвать «родственником» жемчуга – у них схожий механизм формирования и принцип добычи. Определенные виды моллюсков выделяют особый секрет, который и называют перламутром. Оседая на внутренней стороне раковины, он постепенно приобретает привычную нам твердость и структуру.

Виды и особенности перламутра

Перламутр представляет собой тончайшие чешуйки, расположенные параллельно друг друга. Между ними находится слой так называемого биологического полимера, придающий материалу прочность и влияющий на цвет. Луч света, направленный на поверхность перламутрового изделия проникает сквозь верхнюю чешуйку и отражается от нижней. Возникает «эффект радуги».

В природе камень имеет пастельные цвета, преимущественно – белый, розовый или голубой. Поэтому перед дальнейшим использованием перламутр часто протравливается специальными растворами с добавлением красящих пигментов.

Кстати, по цвету перламутра можно приблизительно сказать, где его добывали.

1. Белый – чаще всего Индия, реже - Китай.

2. Коричневый – Филиппины.

3. Золотой – США или Мексика.

Красный, синий и желтый перламутр получается после протравливания, чаще всего такой материал идет из стран Востока.

Свойства и особенности в эксплуатации

Перламутр не зря называют «живым камнем». Установлено, что в его составе присутствует вода, которая со временем испаряется. В итоге перламутровые камни старятся, теряют в прочности, тускнеют.

Камень трудно поддается обработке, поэтому в ювелирном деле широко используется искусственный перламутр. Его получают из чешуи рыбы уклейки. Промытые чешуйки измельчаются в порошок, затем смешиваются с желатином, для блеска добавляется смесь кристаллов извести и гуанина. Полученный камень трудно отличить от натурального. Лишь с помощью лупы можно обнаружить отсутствие бороздок, которые всегда имеются в натуральном материале.

По прочности натуральный и искусственный материал можно сравнить с сердцевиной простого карандаша. Кроме того, он очень чувствителен к различным кислотам. Поэтому изделия, украшенные перламутром, требуют бережного обращения и тщательного ухода.

Украшения с перламутром нужно регулярно протирать картофельным крахмалом или мыльным раствором. Кроме того, нельзя допускать контакта перламутра с косметикой, открытым огнем и кислотами. Вообще, ценители перламутра рекомендуют как можно чаще носить перламутровые украшения – это увеличивает срок их службы.

Применение в ювелирном деле

Перламутр используется при изготовлении сережек , браслетов и других ювелирных изделий. Варианты применения различны: инкрустация, напыление, мозаика. Кроме того, перламутр может использоваться и в качестве основы некоторых украшений.

Материал гармонично смотрится на ювелирных изделиях из серебра и прекрасно сочетается с жемчугом, кораллом, бирюзой, малахитом. Современные ювелиры часто отступают от канонов и экспериментируют с сочетанием камней. Поэтому в магазинах можно увидеть изделия, на которых перламутр соседствует с изумрудами, сапфирами и даже опалами.

Относительно недавно появилось новое направление в применении перламутра. С его помощью делают мозаику на поверхности украшений. Для этого берут миниатюрные пластины перламутра разного цвета и, с помощью клея или эпоксидной смолы, наносят на основу. Получается оригинальное и красивое украшение.

На стоимость перламутра влияет его размер, цвет, и вид. Кроме того, решающее значение имеет имя мастера, который работал с камнем и сложность дизайна. Например, серебряные серьги, сделанные известным мастером и имеющие оригинальную форму, могут стоить от 10 000 рублей.

Украшения с перламутром можно найти в каталоге ювелирного интернет-магазина LUX FAIR. Приобретайте изделия от популярных брендов Европы для себя и своих близких!

Поделиться