среднее и внутреннее ухо. Снаружи видна лишь небольшая часть, все остальное надежно скрыто в прочных костях черепа. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Оно действует в качестве рупора, усиливая попадающие в него звуковые волны, то есть, колебания воздуха. Слуховой проход оканчивается барабанной перепонкой. За ней располагается среднее ухо, в котором находится цепочка из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремечко. Это самые маленькие кости человека. Стремечко весит всего 0,3 г. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются по цепочке прикрепленных к ней слуховых косточек. Так как цепочка является рычажной системой, проходящий по ней звук усиливается в 20 раз. Далее колебания попадают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, основная часть которого свернута спиралью, а потому называется улиткой. В улитке находятся тысячи микроскопических сенсорных клеток, соединенных с волокнами слухового нерва и имеющих окончание в форме волосков. Разные группы этих волосковых клеток реагируют на различные звуковые частоты. Попадая в улитку, звуковые волны вызывают в ней колебания жидкости. При этом волосковые клетки, сгибаясь и разгибаясь, порождают электрические импульсы. Дальше эти электрические сигналы по слуховому нерву поступают в слуховые центры головного мозга. И лишь там они, наконец, распознаются в качестве звуков. Поэтому можно сказать, что человек слышит не только ушами, но и мозгом. Осталось упомянуть о том, что по принципу действия орган слуха делится на две части. Это часть, проводящая звук (наружное и среднее ухо), и часть, воспринимающая звук (улитка, слуховой нерв, слуховые центры мозга). Как видно даже из этого очень упрощенного объяснения, слух - невероятно сложный процесс. Ученые полагают, что он еще не изучен до конца. Поэтому любая проблема, возникшая в какой-либо части слуховой системы, неизбежно ведет к ухудшению слуха. .
Слайд 1
ОРГАН СЛУХА
Презентацию подготовила Кирьянова Марина
Слайд 2
Ухо – орган слуха. С помощью ушей мы можем слышать музыку, речь, шум. Слушая и воспринимая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, наслаждается музыкой.
Слайд 3
Наш орган слуха состоит из трех отделов, каждый из которых выполняет свою работу. НАРУЖНЕЕ ухо – это ушная раковина и слуховой проход. СРЕДНЕЕ ухо – это барабанная перепонка и 3 слуховые косточки –самые маленькие косточки в нашем организме. ВНУТРЕННЕЕ ухо – это очень сложный лабиринт в виде улитки и слуховой нерв, этот отдел нашего уха еще очень мало изучен.
Слайд 4
Наше ухо не только орган слуха но и орган равновесия. В нем есть полукружные каналы, в которых находится жидкость. Когда ты двигаешься, то жидкость в этих каналах тоже плещется из стороны в сторону. Если долго кружиться на одном месте, а потом резко остановиться, то можно потерять равновесие и упасть, потому что жидкость в этих каналах продолжает «крутиться»
Слайд 5
Гигиена ушей
Ушная сера нужна для смазки и очистки ушных каналов, также она выполняет противомикробную функцию. Убирать лишнюю серу следует только в наружной части уха, а вот совать ватные палочки внутрь канала для его прочистки не нужно. Другое вредное воздействие ватных палочек - то, что они утрамбовывают серу, а это может привести к образованию серной пробки, для удаления которых нужно будет обращаться к врачу.
Слайд 6
Это интересно
Считается, что если приложить морскую раковину к уху, то можно услышать звук морского прибоя, воспоминания о котором она якобы хранит. На самом же деле «шум моря» в морской раковине - это не более чем шум окружающей среды и звук тока нашей крови, которая течет по сосудам. Точно такого же звукового эффекта можно добиться и без сувенира, приложив к уху кружку или даже согнутую «лодочкой» ладонь. Так что звуки, которые мы слышим в ракушке, не имеют никакого отношения к морю.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
педиатрический медицинский университет»
презентация на тему:
«Орган слуха»
Выполнила:
студентка 113 группы
Педиатрического фаультета
Холодняк А.В.
Строение уха. Костная и воздушная проводимости. Недостатки слуха и их коррекция.
Слух
- вид чувствительности, обусловливающийвосприятие звуковых колебаний. Благодаря слуху
познается звуковая часть окружающей
действительности, познаются звуки природы. Без
звука невозможны звуковые речевые общения
между людьми, людьми и животными, между
людьми и природой, без него не могли появиться и
музыкальные произведения.Ухо - сложный
вестибулярно-слуховой
орган, который выполняет
две функции:
воспринимает звуковые
импульсы и отвечает за
положение тела в
пространстве и
способность удерживать
равновесие.Орган слуха и
равновесия
представлен
тремя отделами:
наружным,
средним
внутренним
ухом, каждый
из которых
выполняет
свои
конкретные
функции.
Наружное ухо
состоит из ушной раковины инаружного слухового прохода.
Функция - улавливать звуки и передавать в
дальнейшие отделы органа
Среднее ухо
Основной частью среднего уха является барабаннаяполость, в которой находятся слуховые косточки:
молоточек, наковальня и стремечко - они передают
Уловленные ушной раковиной звуковые волны
ударяются в барабанную перепонку и вызывают
ее колебания. Слуховые косточки передают
звуковые колебания из наружного уха во
внутреннее, одновременно усиливая их.
Звуковые волны попадают в виде вибрации
передаются жидкости, заполняющей улитку.
Внутри улитки
- кортиев орган воспринимает слуховые
раздражения, преобразует их и передает
- в корковый слуховой центр головного мозга.
Внутреннее ухо
Костный лабиринт состоит из:Преддверия
Улитки
полукружных каналов
Улитка является органом слуха,
а преддверие и полукружные
каналы - органы чувства
равновесия и положения тела
в пространстве.Существуют два способа передачи звуковых
колебаний к рецепторам - воздушная
проводимость и костная проводимость.
В случае воздушной проводимости звуковые волны
попадают в наружный слуховой проход и
вызывают колебания барабанной перепонки,
передающиеся на слуховые косточки - молоточек,
наковальню и стремечко; смещение основания
стремечка, в свою очередь, вызывает колебания
жидкостей внутреннего уха и затем - колебания
основной мембраны улитки.При костной проводимости звук, источник
которого соприкасается с головой, вызывает
вибрацию костей черепа, в частности височной
кости черепа, и за счет этого - опять-таки
колебания основной мембраны.
В обоих случаях звуковые волны распространяются
от основания к верхушке улитки. При этом для
волны каждой частоты существует область
основной мембраны, где амплитуда колебаний
наибольшая: для высоких частот она ближе к
основанию улитки, для низких - к верхушке.
Острота слуха
у людейнеодинакова. У одних она
понижена или нормальная,
у других повышена.
Бывают люди с
абсолютным слухом.
Они способны узнавать по памяти высоту
заданного тона. Музыкальный слух позволяет
точно определять интервалы между звуками
различной высоты, узнавать мелодии.
Норма слуха
Человек способенслышать звук в
пределах от 16 Гц до 20
кГц. Диапазон частот,
которые способен
слышать человек,
называется слуховым
или звуковым
диапазоном; более
высокие частоты
называются
ультразвуком, а более
низкие -
инфразвуком.
Гигиена слуха
Для сохранения слуха надо оберегать от повреждающегодействия различных факторов, прежде всего от
механических повреждений, кожный покров наружного
уха и особенно барабанную перепонку.
Необходимо регулярно мыть уши теплой водой с мылом,
ибо вместе с серой, накопившуюся в слуховом проходе,
там задерживаются пыль и микроорганизмы.
Травмирующее воздействие на слуховой анализатор,
которая приводит к снижению или потере слуха,
предоставляют громкий звук, постоянные шумы,
особенно колебания ультравысоких и инфранизких
частот.
Необходимо своевременно лечить простудные
заболевания носоглотки, ибо через слуховую трубу в
барабанную полость могут проникать болезнетворные
микроорганизмы, вызывая воспалительные процессы
органов слуха.
Слуховой аппарат
Современные слуховыеаппараты оснащены
микрофоном, улавливающим
звуки и трансформирующим их
в цифровой сигнал. Данный
сигнал затем обрабатывается
для обеспечения
индивидуальных слуховых
потребностей и превращается в
слышимый звук.
Уровень громкости слухового аппарата регулируется
автоматически или с помощью ручного регулятора
громкости (в виде маленького рычажка или колесика).
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Среднее ухо (отделено от наружного барабанной перепонкой, образованной соединительной тканью. Барабанная перепонка служит наружной стенкой (а всего стенок шесть) узкой вертикальной камеры - барабанной полости. Эта полость является основной частью среднего уха человека; в ней находится цепочка из трех миниатюрных слуховых косточек, подвижно соединенных между собой суставами. Цепочку поддерживают в состоянии некоторого напряжения две очень маленькие мышцы. Среднее ухо (отделено от наружного барабанной перепонкой, образованной соединительной тканью. Барабанная перепонка служит наружной стенкой (а всего стенок шесть) узкой вертикальной камеры - барабанной полости. Эта полость является основной частью среднего уха человека; в ней находится цепочка из трех миниатюрных слуховых косточек, подвижно соединенных между собой суставами. Цепочку поддерживают в состоянии некоторого напряжения две очень маленькие мышцы. Первая из трех косточек - молоточек - сращена с барабанной перепонкой. Колебания перепонки, возникающие под действием звуковых волн. передаются молоточку, от него второй косточке - наковальне, а затем третьей - стремени. Основание стремени подвижно вставлено в окошко овальной формы, "вырезанное" на внутренней стенке барабанной полости. Эта стенка (ее называют лабиринтной) отделяет барабанную полость от внутреннего уха. Помимо окна, прикрываемого основанием стремени, в стенке есть еще одно круглое отверстие - окно улитки, закрытое тонкой перепонкой. В толще лабиринтной стенки проходит лицевой нерв. К среднему уху относится также слуховая, или евстахиева, труба. соединяющая барабанную полость и носоглоткой. Через эту трубу длиной 3,5 - 4.5 сантиметра давление воздуха в барабанной полости уравновешивается с атмосферным давлением.
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Слайд 2
Строение органа слуха
Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД
Слайд 3
Сердце, лёгкие зрение слух кишечник почки Отделы скелета Мочевой пузырь
Слайд 4
Строение органа слуха
Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА МОЛОТОЧЕК НАКОВАЛЬНЯ СТРЕМЕЧКО ЕВСТАХИЕВАЯ ТРУБА Названа в честь Б. Эустахиоитальянского врача и анатома
Слайд 5
ОПЫТ №1
Метод измерения остроты слуха называют - аудиометрией Вывод:Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность. Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.
Слайд 6
Строение органа слуха
Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ, СТРЕМЕЧКО ЕВСТАХИЕВАЯ ТРУБА УЛИТКА, КОРТИЕВ ОРГАН СЛУХОВОЙ НЕРВ Открыт итальянским гистологом А. Корти
Слайд 7
арфа
Чувствительные волоски (увел. в 250000 раз) Короткие- высокий звук, длинные- низкий
Слайд 8
Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа - костная проводимость
Слайд 9
Слайд 10
ОРГАН СЛУХА
воздух УЛАВЛИВАНИЕ, ПРОВЕДЕНИЕ ЗВУКОВЫХ ВОЛН СРЕДНИЙ ОТДЕЛ 1. БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА 2. МОЛОТОЧЕК 3. НАКОВАЛЬНЯ 4. СТРЕМЕЧКО, 5. ЕВСТАХИЕВА ТРУБА
Слайд 11
ЖИДКОСТЬ КОЛЕБАНИЯ ПРЕВРАЩА-ЮТСЯ В НЕРВНЫЕ ИМПУЛЬСЫ
Слайд 13
Пускай здоровью вашему несутся вслед салюты!!!
Слайд 14
Слайд 15
ОПЫТ №2
Вывод: помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа - костная проводимость
Слайд 16
Инструктивная карточка «Экспериментальное задание».
1. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал. 2. Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.) 3. Прослушать громкую музыку в течение 1 минуты, а затем опыт повторить. (Слушают музыку все ученики вместе.) 4. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Сделать вывод.
Слайд 17
Выберите правильные ответы
1. Какое количество отделов образует орган слуха: 1) 52) 23) 34) 4 2. Наружное ухо образуют: 1) барабанная перепонка и слуховой проход2) слуховые косточки3) лабиринт и улитка4) ушная раковина и слуховой проход 3. Среднее ухо соединяется с носоглоткой: 1) евстахиевой трубой2) перепонкой круглого окна3) наружным слуховым проходом4) слуховыми косточками
Слайд 18
4. В состав внутреннего уха входит: 1) овальное окно2) полукружные каналы3) улитка4) полукружные каналы 5. Рецепторы слухового анализатора расположены: 1) во внутреннем ухе2) в среднем ухе3) на барабанной перепонке4) в ушной раковине
Посмотреть все слайды