План конспект имя существительное. Конспект урока на тему: Имя существительное — Гипермаркет знаний

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Имя существительное как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,

МБОУ «ООШ №8»

Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

  1. Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия

2 . Лингвистическая разминка.

На доске предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна, а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
3. Постановка проблемы и задач урока
- Правильно, это имя существительное.

Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться , каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)

Отправляемся в путь!

4. Работа по теме урока

1 остановка «Опознаватнльная»

Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 (Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.

Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.

  • Олень, дочь, мужчина. (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. (собств.)
  • Песня, море, листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)

4.«Синтаксическая»

И мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Физминутка

А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

(Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)

7) Сочинение – миниатюра.

А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

5. Итог урока..

1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

2. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие : развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
Прием рефлексивной деятельности
Метод конкретизации целей обучения
Метод открытого обсуждения новых знаний
Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

2. Постановка проблемы и задач урока
На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».
- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
- Правильно, это имя существительное.

Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
-Докажите это высказывание.

Объясните постановку тире.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А помогать вам в этом путешествии будут герои из мультфильма « Маша и Медведь». Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист, в нём указан путь нашего путешествия.
Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист
№ остановка Количество баллов
1 «Опознавательная»
2 «Теоретическая »
3 «Морфологическая»
4 «Синтаксическая»
ИТОГ:

3. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.
Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром.

Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю¬дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы выполним второе задание.

2 остановка «Теоретическая»
На столах у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль

1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий (бег, прыжок, стрельба)

Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь,

3 остановка "Морфологическая"
Распределите существительные по родам и сделайте выводы.

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь

Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Береза, лиса, старушка, медведь, заяц, старик, морковь, скворец, окно, дом, молоко,сказка, девочка, облако.

Распределите имена существительные на собственные и нарицательные.
Береза, лиса, старушка, медведь, заяц, старик, морковь, скворец, окно, дом, молоко,сказка, девочка, облако.

Распределите имена существительные по склонениям.
Машина, картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей.

4 остановка «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике
Чтение правила в учебнике стр. 191

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту

Опорный конспект
1. Существительное – отвечает на вопросы …
Обозначает …
2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.
Изменяется по числам, падежам
3. В предложении является...................................

Конечная остановка «Проверочная»
тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

4.Выставление оценок.
5.Рефлексия (Продолжите фразу).
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…

6. Домашнее задание:

Благодарю вас за урок!

>>Русский язык 5 класс >> Русский язык: Имя существительное

Тема урока: Имя существительное

Цели урока:

> систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
> умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
> умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
> развить познавательные интересы учащихся.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).
Так что же вы знаете об имени существительном?

II. Фронтальный опрос учащихся:

1. Какие слова называются именами существительными?
2. Какие существительные являются именами собственными? Какие нарицательными?
3. Назовите морфологические признаки существительных.
4. Как изменяются имена существительные?
5. К каким существительным ставится вопрос кто? К каким – что?
6. Какие существительные имеют только форму единственного числа?
Какие существительные имеют только форму множественного числа?
7. Что мы называем склонением?
8. Сколько падежей в русском языке? Перечислите их названия и вопросы каждого из падежей.
9. Как называются члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей?

III. Разгадывание ребусов.

Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.
(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).

Определить склонение, род этих существительных, их лексико-грамматические разряды.

И.п. кольчуга кокошник акварель
Р.п. кольчуги кокошника акварели
Д.п. кольчуге кокошнику акварели
В.п. кольчугу кокошник акварель
Т.п. кольчугой кокошником акварелью
П.п. о кольчуге о кокошнике об акварели

IV. Работа по учебнику.

Упражнение 449. Прочитайте и отгадайте загадку. Выберите одно предложение и выполните письменный морфологический разбор двух-трех существительных.

Снег мешками валит с неба;
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён –
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?

Бураны – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) буран
II. пост.пр. – неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) бураны

Метели – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) метель
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) метели

На деревню - сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) деревня
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.,
непост.пр. – ед.ч., В.п.
III. (куда?) на деревню
- .- . - . - . - . –

V. Криптограмма.

Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.

Ключевые слова
3,2,4,5 Река
10,7,6,7,9,5 Голова
8,2,11,9,2,3,10 Четверг
1,5,9,7,13 Завод
4,12,13,5 Куда?
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка.

1 2 3 4 5 6 7
З Е Р К А Л О

8 2 6 7 9 2 4 5
Ч Е Л О В Е К А

2 10 7
Е Г О

11 3 12 13
Т Р У Д

Грамматическое задание:

Выпишите из пословицы слово зеркало, выполните морфологический разбор.

VI. Составьте пятистишье (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

1.Существительное
2.
3.
4.
5.

VII. Обобщение пройденного. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание: стр.181 упр.450, 451.

КГУ «Борасинская средняя школа-сад» село Бескарагай Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, учитель русского языка и литературы Калижанова Назымгуль Амангельдиновна

Конспект урока

Учитель: Березина Маргарита Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Программа: Н. А. Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: «Имя существительное»

Цели урока:

Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;

Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;

Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Смыслообразование : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего).

Нравственно - этическая ориентация : уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.

Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Оценка: осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

    Познавательные УУД:

Общеучебные: осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Логические: установление причинно – следственных связей, обобщение.

    Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование:

Компьютер и проектор, учебник, дидактические тесты, рабочие тетради, записи на доске: «Вместе любая работа спорится», «Работать спустя рукава», «Работать засучив рукава».

Метод: частично-поисковый.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Логика урока:

мотивация – актуализация полученных ранее знаний – создание проблемной ситуации – микроисследование - систематизация – самоконтроль и самооценка – подведение итогов урока – рефлексия – домашнее задание

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.

2.Актуализация знаний учащихся по теме.

3.Проблемная ситуация.

4. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

5. Организация микроисследования.

6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах.

7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I . Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

Улыбнёмся друг другу, дети! Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на руки.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!

Дети тихо повторяют за учителем.

Личностные: действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

Каллиграфическая минутка

Вместе любая работа спорится.

Как вы понимаете значение слова спорится ?

Объясните смысл пословицы.

Надеюсь, что наша совместная работа принесёт нам успех и удовлетворение!

Спишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

II . Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации.

Цель: организовать актуализацию изученных

способов действий, достаточных для проблемного

изложения нового материала.

Какие части речи вы помните? Согласны ли вы с утверждением, что все части речи отвечают на один и тот же вопрос?

У меня есть знакомый мальчик Гена. Он всё привык делать спустя рукава. Что это значит?

Он считает, что все части речи отвечают на вопросы кто? и что?

(Слайд 2)

Прав ли Гена? Попробуйте объяснить ему, в чём его ошибка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

III .Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

Цели:

1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Для того чтобы помочь Гене, мы станем сегодня настоящими исследователями. Посмотрите на вопросы, которые задал Гена, определите, какая часть речи отвечает на эти вопросы.

Давайте сформулируем тему урока.

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

(Слайд №3)

Имя существительное

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

IV . Организация микроисследования по определению морфологических признаков имени существительного

Цель: развить умения находить ответы на проблемные вопросы, подводить детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Работа в группах

Гена принёс нам загадочные рисунки. Что это?

(Слайд №4)

Давайте поможем Гене разгадать их.

На какой вопрос они отвечают, какой частью речи являются?

Что общего у этих слов? Поразмышляйте!

А что они обозначают?

Продолжим разгадывать ребусы.

(Слайд №5)

(На какой вопрос отвечают, что обозначают?)

Среди этих слов спряталось словарное слово. Найдите его, запишите в тетрадь.

Так какая часть речи отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И обозначает предметы?

Сегодня мы узнаем об этой части речи много нового и даже построим для неё «дом».

(Слайд №6)

А вот и крыша этого удивительного «дома». Готов уже и один этаж. Так что же мы знаем об имени существительном?

Напишите 2 существительных, называя любые два предмета.

А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто из вас не записал: дружба.

Подходит ли оно? Докажите.

(Слайд №7)

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?

Что они обозначают?

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1 группа выписывает в столбик слова, обозначающие предметы.

2 группа выписывает в столбик слова, обозначающие состояния.

3 группа выписывает слова, обозначающие явления природы.

4 группа выписывает слова, обозначающие события.

1. Прочитайте слова:

Сахар, каникулы, радость, корова, встреча, мороз, печаль, жара, волнение, велосипед, снег, праздник, землетрясение, сон, книга, спектакль.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Проверка работы групп.

Слайд №8

Что обозначает имя существительное?

Это и будет второй этаж нашего дома.

(Слайд №9)

Настоящие исследователи – учёные, которые найдут ключ к любой загадке.

(Слайд №10)

Среди множества букв спрятались слова. Найдите их.

Что вы можете сказать об этих словах?

Можно ли к этим слова поставить вопрос ЧТО? Почему? Докажите.

А что вы можете сказать об именах существительных, отвечающих на вопрос КТО?

Молодцы! Вот и ещё один этаж нашего дома.

(Слайд №11)

Так что же вы узнали в ходе исследования? Глядя на алгоритм, расскажите о признаках имени существительного.

Ученики отгадывают ребусы слайда №4.

Отвечают на вопрос кто?

Имя существительное.

Дети разгадывают ребусы слайда №5.

Отвечаю на вопрос ЧТО?

Предметы.

Дети пишут: пенал.

Имя существительное.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы.

Мороз – явление природы, радость – состояние, встреча – событие.

Лиса, кенгуру, слон, лось, медведь, волк.

Животные, имена существительные, отвечают на вопрос КТО?

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД:

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в группах;

Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

V.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

VI .Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах

Цель: систематизировать и обобщить изученный материал; выявить пробелы для корректировки знаний.

Работа по тетради

ТПО1 , упражнение № 13, стр. 19

(Откройте Обратный словарь на –Л. Выпишите сначала все одушевлённые существительные, затем все неодушевлённые).

Учитель советует детям при работе в парах распределить обязанности.

Взаимопроверка.

Проверка работы в парах.

Слайд №12

Выполняют упражнение в парах.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII . Формирование навыка самоконтроля и самооценки

Дидактические тесты по теме «Имя существительное»

Работа по алгоритму –

(Слайд №1 3 )

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : самоопределение.

VIII . Подведение итога урока

Цель: систематизировать изученный материал, способствовать его осмыслению, использованию в практической деятельности.

В начале урока мы говорили, что мальчик Гена привык всё делать спустя рукава и потому совершал ошибки.

Прочитайте два фразеологизма и скажите, какой из них подходит к вашей работе на уроке:

- «Работать спустя рукава»

- «Работать засучив рукава»

А что помогло нам достичь успехов в нашей работе?

А значит, мы с полным правом можем сказать: «Вместе любая работа спорится»!

Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX . Рефлексия

Цель: формировать у обучающихся умение осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

У каждого ученика лист с двумя шкалами:

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

X . Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Учебник упражнение №20 стр. 28.

Прочитайте список существительных.

Карандаш, енот, карточка, голубь, человек, дым, шерсть, улитка, малыш, паук.

Поставьте к каждому из них вопрос: кто? или что?

Подумай: почему к одним словам ты задаёшь вопрос кто?, а к другим – вопрос что?

Затем распредели слова из упражнения в два столбика: одушевлённые существительные и неодушевлённые.

Познавательные:

осуществлять анализ учебного материала.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Список литературы:

1. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1.

2. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.

3. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы №1: 3 кл. / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская под ред. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

4. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Приложение 1

Фамилия, имя________________________________

1. Соедини стрелками

Имена существительные

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

в 5а классе, учитель Евдокимова Н. А.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока:

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лек­сическим значением имени существитель­ного; организовать работу по формированию понятия «имя сущест­вительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявле­ние отношения противоположности); пов­торение, правопи­сания безударных гласных, парных соглас­ных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками матема­тики

Ход урока.

    Организационный момент.

    Организация учащихся.

В класс крадётся тишина, Подожди её пока, Ну, а чтобы подождать Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни!

    Организация рабочего места учащихся.

Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.


II . Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь!

    Записать число, классная работа

III . Словарная работа.

Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

с о бака к а ртофель п е нал

м о рковь г е рой

г о рох

ябл о ко

п о беда

п о м и дор

Проверьте работу.

IV . Изучение нового материала.

- В некотором царстве, которое назы­вается Русский язык, есть город Морфоло­гия. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.


Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты .

И будем с ними мы дружить,

Что объединяет эти выделенные слова? (Они обоз­начают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечаю­щих на вопросы кто? что?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.


1

(имя сущест­вительное.)

Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное - это...

1) часть речи, которая обозначает дейс­твие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает пред­мет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает приз­нак предмета и отвечает на вопросы ка­кой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.


А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, жи­вотных, неживые предметы, вещества, яв­ления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

VI . Закрепление нового материала. )

(ученики читают)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.


Выполните задание.

повар

Варить

Варёный

цветок

Цвести

Цветной

старушка

стареть

старый

коля

- В каком столбике имена существи­тельные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

Пословица: Газета для человека, что ок­но для дома.

- Объясните смысл пословицы, запи­шите ее по памяти. Подчеркните имена су­ществительные.


Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

- Назовите в загадке имена существи­тельные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинн ый, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)

- Подберите родственные слова к существительному горох и выделите ко­рень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предло­жения.

3) Назвать словосочетания.

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

- Слова, какой части речи использовали?

VII . Итог.

- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)



Поделиться