Обезьяний ум – мышление, чувственное восприятие, речь и действие. Понятие и структура интелекта

Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом - посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.

Еще как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

О качестве ума

Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них - это:

  • Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность ума неразрывно связана с его критичностью, способностью не принимать чужие суждения, а строго и правильно их оценивать, разграничивать сильные и слабые стороны, выделять главные мысли, и ошибки, которые в них допущены.
  • Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.
  • Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.
  • Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом. Индивид не использует шаблонные приемы решения задачи. К примеру, ученик, обладающий с легкостью может найти ответ разными способами.
  • Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений. Быстрота мысли требуется от индивида в случае принятия скорого решения. Не имеет ничего общего с торопливостью мышления, когда решение принимается «наспех», «кое-как», человек цепляется за первые мысли, пришедшие в голову, не проверяя их, и не учитывает все данные, необходимые для решения задачи.
  • И критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.

Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.

Критичность

Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум - организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.

Самостоятельность и критичность ума - прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.

Другие индивидуальные качества ума

Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:

  • Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
  • Пытливость - желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.

Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.

Последовательность мысли

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Ум необходимо тренировать

Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать - глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!

Как это сделать

  1. Главное - ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
  2. Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
  3. Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
  4. Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
  5. Слушайте классическую музыку.
  6. Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
  7. Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
  8. Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
  9. Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
  10. Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное - познание и самосовершенствование.

И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.

Думать о том, как мы думаем - привилегия Разума , высшей способности мышления. Кто желает повысить свои умственные способности, не просто мыслить, а мыслить разумно, тот должен постоянно отдавать себе отчет в том, как он думает и, соответственно, больше знать о процессе мышления как таковом. Мышление о мышлении имеет также важное практическое значение

Прежде всего, что такое мышление ? В самом общем виде это - постановка и решение задач на идеальном, психическом уровне. Задачи могут быть самые разные. Нет ни одного вида деятельности, который не предполагал бы решение задач. Даже во сне человек думает и, следовательно, решает задачи.

Мыслительные средства условно можно разделить на два класса:

способности мышления - собственно мыслительные средства (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление);

Кроме того, мышление как форма деятельности нормативно по своей сути, т. е. имеет нормативное ядро в виде здравомыслия , здравого смысла .

Рассмотрим сначала способности мышления.

Способности мышления

К способностям мышления относятся ум, разум, рассудок, вероятностное мышление . Этим способностям соответствуют четыре вида мыслей:

интуитивная мысль (догадка) - произведение Ума;

логическая мысль (вывод, заключение) - произведение Рассудка;

предположение - вероятностная мысль;

идея - мысль разума.

.

В естественном языке между ними, как правило, проводится разграничение и порой весьма существенное.

Ум и рассудок - противоположные способности мышления .

В естественном языке между ними, как правило, проводится разграничение и порой весьма существенное. К слову “ум” присоединяются эпитеты: “живой”, “яркий”, “острый”, “блестящий”, “пытливый”, “оригинальный”, “необыкновенный”, “парадоксальный”. К слову “рассудок” такие эпитеты неприложимы. Деятельность рассудка понимается как нечто сухое, схематичное, неживое.

О важном значении дистинкции ума и рассудка говорил наш замечательный философ П. Я. Чаадаев. Он называл “воображение и рассудок” двумя “великими началами духовной природы ”.

Если Ум способен вырабатывать, генерировать новые мысли из немыслительного материала, то Рассудок способен организовывать мысли, выводить одни мысли из других. Ум отвергает готовые, устоявшиеся мыслительные штампы. Он - поклонник вечно меняющегося живого опыта общения с реальной действительностью. Он черпает мысли из этого опыта, а не высасывает их из пальца и не заботится при этом об их соответствии прежним мыслям. Рассудок же подобно пауку ткет паутину мыслей из самого себя. Он консервативен, сам себе ставит границы и не пытается выйти за их пределы. Рассудочное мышление не рождает новых мыслей. Оно только перерабатывает, организует имеющиеся в наличии. В противоположность рассудку ум переменчив и даже анархичен. Он - низвергатель всех канонов, правил, традиций. В своем крайнем выражении живой ум алогичен и парадоксален.

Ум и Рассудок - односторонние и потому низшие способности мышления . Разум включает в себя то, что присуще уму и рассудку, и потому лишен их односторонности. Он - высшая способность мышления. Разум с одинаковым успехом умеет вырабатывать новые мысли и организовывать их.

Если Рассудок - консервативное мышление, а Ум - импульсивное, скачкообразное мышление, то Разум - развивающееся мышление.

диаграмма (структурная схема) мышления (рис. 30).

На диаграмме в наглядно-логической форме представлено соотношение трех различных способностей мышления. Между рассудком и умом расположено промежуточное “пространство” мышления, отделенное от них вертикальными линиями. В этом “пространстве”, которое справедливо назвать вероятностным мышлением , рассудок и ум плавно переходят, перетекают друг в друга. В центральном круге, залезающем на “территории” рассудка и ума, расположен Разум. Он осуществляет органический синтез, взаимоопосредствование Рассудка и Ума. Чем шире круг охватывает “территории” Рассудка и Ума, тем величественнее и глубже сам Разум.

Рассудок (дедуктивная логика)

Слово “рассудок” в естественном языке употребляется и в значении “дедуктивное мышление”, и в значении “вероятностное мышление”. В обоих случаях люди рассуждают , а поэтому мыслят рассудком . Я предлагаю под деятельностью рассудка понимать только дедуктивное мышление, дедуктивную логику, поскольку именно дедукция является в наибольшей степени мышлением по правилам, правильным мышлением. А правильное, строго логическое мышление - идеал ясного рассудка, недвусмысленного, четкого рассуждения.

Как уже говорилось, логика - это прежде всего дедукция (выведение, по-русски).

Дедукция сама по себе есть нечто формальное и пустое; она имеет смысл лишь в общем контексте мышления и человеческой деятельности вообще.

Логическое мышление, деятельность рассудка, рассуждение - это, образно говоря, раскладывание по полочкам и пользование полочками. Хорошей иллюстрацией такого раскладывания и пользования является открытие и утверждение периодического закона.

Итак, логическое мышление протекает в форме рассуждения , деятельности Рассудка . Положительная форма рассуждения - доказательство, обоснование тезиса. Отрицательная форма - критика, опровержение.

Рассуждение - это цепь умозаключений. Умозаключение - элементарная клеточка рассуждения.

Умозаключение, в свою очередь, состоит из суждений, а суждения - из понятий. Суждения и понятия могут полноценно “работать” как формы мысли лишь в составе умозаключения. Суждение вне умозаключения - всего лишь мнение. Понятие вне суждения - всего лишь представление.

Таким образом, в основе рассуждения лежат три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Вероятностное мышление

Человеческое мышление носит большей частью вероятностный характер. Вероятностное мышление занимает промежуточное положение между (дедуктивной) логикой и интуицией. Одним своим “концом” оно перетекает в дедуктивное мышление, другим - в интуитивное мышление.

Вероятностное мышление выражается, по крайней мере, в трех формах: умозаключений (неполной) индукции, умозаключений по аналогии и выводов от утверждения следствий к утверждению оснований.

Главным действующим “лицом” вероятностного мышления является предположительная мысль или, короче, предположение. Последнее играет в вероятностном мышлении такую же роль, какую расчет или силлогизм - в дедуктивной логике, догадка - в интуитивном мышлении, идея - в разумном мышлении.

Ум и мышление

Мышлением в общепринятом значении называется процесс действия ума (сознания, разума, рассудка), взаимодействия нейронов головного мозга, который создаёт мысль в качестве своего конечного или промежуточного результата.

Таким способом мышления обладает ум физического организма человека, представляющего собой группу или, проще выражаясь, кучу структурированных системным образом элементарных всплесков энергии. Весь плотный или видимый мир состоит из элементарных импульсов энергии, некоторые из которых, собравшись на основе физических закономерностей в группы - атомы, молекулы и так далее, образовали живые и неживые объекты.

Мышление физического организма человека, как и все остальные его свойства и вся его жизнедеятельность - это свойства и жизнедеятельность элементарных частиц, объединившихся в систему (системную кучу). Оно необходимо этой системе для того, чтобы создавать мысли, позволяющие управлять её жизнедеятельностью.

Процесс мышления (создания мыслей) основан на существовании и деятельности в головном мозге или где-то ещё механизма образования психических образов, а также механизма контроля воздействия этих образов на чувства и действия физического организма.

У человека имеются два мыслительных аппарата, два ума взаимодействующих между собой. Один из них - рефлекторный ум - полностью физиологичен, его деятельность обусловлена устройством физического организма и протекающими в нём процессами, в основном инстинктивными и рефлекторными. Одни сигналы рефлекторного ума воспринимаются органами двигательной активности человека напрямую без их осмысления, другие - с их осмыслением в рациональной (рассудительной, обдумывающей) части рефлекторного ума, которую можно назвать рациональным умом или сознанием.

Другой мыслительный аппарат - интуитивный ум - не имеет отношения к физическому организму, он является частью или функцией тонких структур человека, его деятельность обусловлена их устройством и протекающими в них процессами. При переходе человека на использование этого второго мыслительного аппарата у него появляется возможность участвовать в процессах тонкого мира напрямую, получать его информацию и целенаправленного воздействовать на его представителей.

Интеллект человека в тонком мире изолирован от воздействия инстинктов и рефлексов. Интеллект в данном случае следует понимать в его истинном значении - как способность к мышлению, независимому от сигналов органов чувств, инстинктов и рефлексов физического тела. Человек не всегда использует возможности своего истинного интеллекта. Во многих сферах жизнедеятельности он ему не нужен.

Рациональный ум способен воспринимать и осознавать сигналы интуитивного ума. При этом его не следует считать совокупным умом плотной и тонкой структур человека. У обычного человека в его нормальном состоянии влияние рефлекторного ума занимает почти всё пространство рационального ума. В результате осуществления такой мыслительной деятельности человек может сформировать только те мысли, предпосылки для которых предусмотрены устройством его физического тела. Более того, человек сформирует определённые мысли только в то время, в которое организм способен будет их сформировать в результате своего физического развития и взаимодействия с окружающим миром.

Устройством человека (и его энергетической основы) предусмотрена вся его жизнедеятельность, в том числе мыслительная. Мысли осознаёт и запоминает рациональный ум человека в качестве нервного процесса в мозговом веществе. Строение и качество мозгового вещества определяют мыслительные способности физического организма человека. Ни одной мысли вопреки устройству мозгового вещества обычный человек в нормальном состоянии не может создать или понять, а тем более принять за основу мировоззрения.

Интуитивный ум не подконтролен физиологическим процессам, более того, он способен контролировать их и управлять ими. Для этого образуемый им истинный интеллектуальный разум должен вступать в контакт с разумом рационального ума человека. Интеллектуальный мыслительный аппарат должен обладать способностью к трансляции своих информационных сигналов и посланий в физиологический мыслительный аппарат, который, в свою очередь, должен обладать способностью к восприятию этих сигналов и информации. Нейроны мозга должны обладать способностью по непосредственному реагированию на информационные послания тонких энергий.

Деятельность ума человека, которую следует называть действительно интеллектуальной, и возникает в результате соединения интуитивной и рациональной частей разума человека.

Казалось бы, если у человека имеется в пользовании такой материальный ресурс, как его собственный ум и его мысли, то он в состоянии, управляя этим ресурсом, решать любые свои задачи. Действительно, ресурс имеется, и пользоваться им можно, но проблема человека в том, что необходимо ещё познать его и научиться использовать. Для этого в уме человека должна хотя бы появиться мысль о таком познании и возникнуть соответствующая мотивация.

Появиться такая мысль может у каждого человека, и не один раз в течение его жизни, но сконцентрировать на ней внимание и сделать её основой своей жизни удаётся не всем, точнее, удаётся мало кому.

Связано это с тем, что мир уже создан таким, какой он есть. Каждый человек уже создан со своим внутренним устройством физического организма и тонкого тела, даже тот, который ещё не родился. Мир изменяется по строгим законам, вопреки этим законам не может произойти ни одного события. Человек не может осознать совокупного результата действия этих законов, но они формируют мир строго определённым образом в каждый момент времени. Даже на основе этих фактов каждое новое состояние всего мира предопределено, и устройство всех людей также предопределено на все века вперёд.

Всё предопределено, и все мысли человека предопределены в зависимости от его устройства. Тонкое и плотное тела человека уже сформированы. Его мозговое вещество, нервная система и весь остальной организм определённым индивидуальным образом уже устроены. Ни одной мысли вопреки своему устройству человек не создаст и не осознает, а только те, которые способно воспроизвести его определённым индивидуальным образом устроенное мозговое вещество.

Человек же считает, что способен создавать психические образы (мысли), которые могут не только изучать природу возникновения самих мыслей, но и способны целенаправленно изменять их и контролировать их влияние на его действия. Точнее будет сказать так: особенность мышления умного человека в том, что он может создать мысль (психический образ) о возможности своего влияния на процесс мышления.

Продуктивные мысли об использовании всех возможностей ума для улучшения своей жизнедеятельности, появляющиеся в различные периоды жизни, способен осознать ум почти каждого человека, для этого в нём заложен соответствующий потенциал. Проблема в том, что для начала реализации этого потенциала человеку необходима соответствующая мотивация. Возможно, в мире есть люди (были раньше или будут потом), которые по своему врождённому устройству размышляют об истинном устройстве мира и стремятся к полноценному взаимодействию с ним. Обычный же человек может начать перестройку своего ума и принять за основу жизнедеятельности данные продуктивные мысли только после получения сильнейшего стресса в качестве мотивационного стимула.

Только сильный стресс, только попадание в тупиковую ситуацию, которая не устраняется прежними ментальными установками и прежними представлениями о решении проблем, может заставить человека остановить круговорот шаблонных мыслей в сознании и начать использовать все возможности ума, весь его потенциал для познания мира и позитивного взаимодействия с ним.

Беда ещё и в том, что даже самые сильные стрессовые ситуации у многих людей не формируют указанные продуктивные мотивационные установки. Слишком сильными бывают привязанности к стереотипам мышления, сложившемуся ритму и образу жизни, слишком велико бывает желание жить так, как хочется (инстинктивной части организма в настоящее время).

Потенциал для интеллектуальной деятельности имеется у каждого человека, хотя и существенно различающегося уровня. Его реализацию, претворение в жизнь осуществляет не каждый, несмотря на явные преимущества и блага, получаемые человеком от этого события. Люди, способные на активную интеллектуальную деятельность, зачастую понимают, осознают такие идеи, которые они другим людям (не реализующим свои интеллектуальные задатки) даже объяснить не могут.

Они не могут объяснить эти идеи потому, что устройство некоторых других людей не позволяет воспринимать их. Термин «осознание» и предусматривает понимание знаний в такой форме, в которой они могут стать достоянием других людей. Для того же, чтобы войти в число этих других людей, человек должен обладать способностями к осуществлению интеллектуальной деятельности. Потенциально разум каждого человека способен на интеллектуальную деятельность, необходимо лишь захотеть вести эту деятельность и научиться её ведению.

Самую большую проблему для человека на пути к истинно интеллектуальному мышлению представляет двоичный характер получения, обработки, хранения и выдачи из памяти информации физиологическим или рациональным умом. Такой способ мышления является обычным и единственно возможным для рационального ума. Этот ум имеет лишь две формы познания и выражения идей - утверждение и отрицание.

В обычной ситуации физиологический ум человека ограничен этими категориями мышления, но он же и поддерживает их существование. Он формирует на их основе фиксированные идеи, шаблоны и комплексы, отражающие реальность в его сознании.

Все эти шаблоны и комплексы имеют сходство у многих людей, но их набор и уровень влияния в сознании индивидуальны для каждого человека. Сознание каждого человека индивидуальным образом обрабатывает поступающую к нему информацию. Кто как видит, слышит…, кто какие шаблоны держит в сознании, тот такие представления о мире и имеет. В нашем мире эффективность воздействия на мир всегда выше у того, у кого реальность точнее отражена в сознании.

Шаблонными категориями мыслит логическая часть мышления человека, его рациональный ум. Интуитивному уму создавать такие идеи нет смысла, он знает всё обо всей вселенной напрямую, он не делит её на части утверждениями и отрицаниями. Неподготовленному человеку сложно отличить логическое мышление от интуитивного, тем более что в акте мышления всегда могут участвовать обе эти составляющие. Доступным для определения обычным человеком признаком интуитивного мышления является отсутствие влияния на него со стороны сигналов и информации, воспринимаемой органами чувств, эмоций, инстинктов и рефлексов. Разумеется, не просто выделить влияние на ум рефлексов, инстинктов (фиксированных идей, стереотипов, комплексов), так как они участвуют в формировании способа мышления, структуры его процесса, но после некоторой тренировки сделать это можно.

Более подробно свойство рационального ума человека мыслить шаблонами описано в статье «Шаблонное мышление». Там же приведено описание упражнения коан (хуа-тоу), позволяющего понять проблемы, которые создаёт такой способ мышления, и избавиться от него.

Мышление, не подверженное полному контролю со стороны инстинктов и рефлексов, не ограниченное шаблонами и познавательными категориями, независимо и свободно. Только такое мышление позволяет человеку гармонично взаимодействовать с миром, использовать возможности своего ума для познания мира и действительного улучшения условий своей жизнедеятельности.

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление - последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять , отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко . В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва , постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните . Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы - отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать , например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы - ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Карта мыслей, ментальная карта (mind map) - это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины - всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи . Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении - ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно - большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Мышление

Мышление — это сложный процесс, в котором участвуют.

— ложное эго.

— чувства.

— желания.

— память.

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости.

Страсти.

Невежества.

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Четыре типа мышления

Мышление происходит в уме. Существует четыре типа мышления:

Духовное мышление.

Мышление в благости.

Мышление в страсти.

Мышление в невежестве.

Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и становится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. На него оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям. Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.

Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возникающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек "способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.

Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти, в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.

Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели. Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.

Две функции мышления

Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

Приятие.

Неприятие.

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.

Влияние познающих и деятельных чувств на мышление

Существует десять типов мышления. Все они находятся в прямой зависимости от преобладающего влияния на ум одного из пяти чувств познания или одного из пяти видов деятельности:

Слуховое мышление — в уме всплывают какие-либо слуховые образы.

Тактильное мышление — в уме возникают различные ощущения прикосновения.

Зрительное мышление- в уме вспыхивают различные образы.

Вкусовое мышление — в уме возникают различные вкусы.

Обонятельное мышление — в уме появляются различные запахи.

Речевое мышление — размышление в словесной форме.

Мышление, связанное с движением рук, — чаще всего какая-то профессиональная деятельность.

Мышление, связанное с движением ног, — например, мысли о том, как быстрее пробежать.

Мышление, связанное с актом дефекации, — например. при разных нарушениях этого процесса.

Мышление, связанное с половым актом.

Слуховое и речевое являются высшими проявлениями мышления, и проявляются у людей и других разумных живых существ. Интересно знать, что Веды описывают 400 тысяч видов разумного существования на Земле и 8 миллионов видов неразумного существования. Мышление, связанное с обонянием или половым актом, является низшими формами активности ума, и проявляются у животных. Поэтому животное все время занято обнюхиванием каких-то объектов и поиском возможностей удовлетворить своё половое желание. Если человек всю свою жизнь пользуется только животными типами мышления, то в следующей жизни он рождается животным.

Возникновение мыслей

Мысли возникают в результате воздействия на ум:

Сверхдуши, действующей через разум.

Желаний, возникающих из памяти.

Тонкого и грубого тела.

Объектов внешнего мира.

Мысли, связанные действием на ум Сверхдуши

Подробнее о Сверхдуше мы поговорим ниже. Сверхдуша — это представительство Верховной Личности Бога, находящееся в области сердца. Ее можно увидеть только духовным зрением или, другими словами, с помощью безгрешного ума и чистых чувств. Сверхдуша даёт понимание истины нашему разуму, который, слушая её приказ, показывает уму правильное понимание вещей. Она проявляется в нашем уме как совесть, предвидение, озарение, интуиция, внутренний голос (который, однако, не всегда является проявлением Сверхдуши), Все открытия, пророческие сны, прозрение и предвидение событий вызваны влиянием Сверхдуши на наш ум. Мысли, которые возникают в результате воздействия на ум разума и Сверхдуши, несущие в себе истину, всегда благоприятны и ведут человека к правильным поступкам. Сверхдуша помогает человеку в самых трудных ситуациях и часто воспринимается как внутренний голос, дающий понимание, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Мысли, связанные с желаниями, возникающими из памяти

Желания, возникающие в результате воздействия на ум памяти, неожиданно вспыхивают в нашей голове, часто принося с собой беспокойства и проблемы. Если мы совершали благочестивые поступки, то память приносит с собой что-то благоприятное. Память — это способность ума запечатлевать в себе все наши желания и поступки. Все, что с нами происходило, накапливается в глубинных сферах ума и ждёт своего часа: Когда приходит время, и планеты вокруг нас встают определённым образом, сила, идущая от них возбуждает дремлющие желания, что приводит к соответствующим мыслям. Поэтому очень часто, неожиданно, без всякой внешней причины у нас портится настроение. Так, мы силой судьбы, в результате совершённых в прошлом ошибок вовлекаемся во всевозможные конфликтные ситуации. Только сильный разум, подкреплённый чистотой священного писания, способен противостоять дурному влиянию неожиданно возникающих желаний. Поэтому у разумного человека всегда есть выбор — или идти на поводу у греховных желаний, или силой воли направить свой ум к безгрешной деятельности, которая несёт в себе счастье. Неразумный же человек находится под полным контролем своих желаний, и в таких ситуациях он мало чем отличается от животного.

Мысли связанные с влиянием на ум тонкого и грубого тела

Чувства, направленные внутрь, постоянно беспокоят ум мыслями о телесном и психическом комфорте. В зависимости от судьбы, тело подвержено благоприятному или неблагоприятному влиянию планет. Все планеты, воздействующие на лас, движутся по кругу. В соответствии с этим циклическим влиянием, здоровое состояние тела также периодически меняется на больное. В больном состоянии чувства вызывают беспокойства, связанные с размышлениями о том, как избавиться от страданий. Однако, если человек не совершает благочестивые поступки или совершает их недостаточно, то Сверхдуша не даст понимания, как противодействовать этому влиянию.

Другими словами, в этом случае не хватает интуиции понять, как избавиться от физических или психических страданий, Тем не менее, человек начинает метаться в поисках облегчения и часто вредит себе всевозможными необдуманными действиями. Первое, что нужно сделать в подобной ситуации — это начать жить благочестиво, в соответствии с писаниями, которым Вы доверяете. Таким образом, надо совершать ежедневную молитву соблюдать режим дня, питаться в благости освящённой пищей, желать всем людям счастья и просить прощение словом или в уме у тех, кто Вас явно или ненароком оскорбил. В результате выполнения всех этих правил наступит облегчение. Так можно лечить даже серьёзные заболевания. Если же болезнь пройдёт не полностью, то надо посвятить свободное время изучению, к кому из благочестивых людей нужно обратиться за психологической, духовной или медицинской помощью. Поступая таким образом, человек избавляется от навязчивых мыслей о проблемах со здоровьем.

Мысли, возникающие в результате воздействия на чувства объектов внешнего мира

Чувства, направленные во внешний мир, приносят уму больше всего неприятностей, постоянно приковывая его к всевозможным проблемам. Эти проблемы имеют следующий характер:

Желания утолить голод, усталость.

Сексуальные потребности.

Проблемы во взаимоотношениях дома, на работе.

Мысли о благополучии своих близких людей.

Мысли о предстоящей работе.

Мысли о предстоящем отдыхе и наслаждениях.

Всевозможные страхи.

Мысли, порождённые полученной информацией и т. д.

Мысли, возникшие в результате занятия самоосознанием и духовной практикой.

Самое удивительное, что только последняя категория мыслей несут человеку только пользу и ничего кроме пользы. Просто думая о Боге и повторяя Его имена, человек автоматически избавляется от болезней, неблагополучия, несчастий и бесполезной жизни. Однако, если мысли о Боге имеют только одни корыстные мотивы, то подобных чудес, как правило, не происходит.

Три вида беспокойств

Все остальные виды мыслей приносят человеку три вида беспокойств:

Беспокойства, немедленно возникающие в результате самого процесса размышлений на эти темы.

Мысли могут сильно повлиять на наше настроение и ход ближайших событий, которые должны произойти в течение нескольких дней.

Все эти мысли порождают желания, которые откладываются в памяти, готовые вспыхнуть в будущем в. любой момент времени.

Поэтому разумному человеку следует отказаться от излишней концентрации внимания на материальных проблемах нашего существования. Проблемы легко решаются не через рассуждения о них, а через серьёзное изучение, как правильно себя вести в соответствии со знанием писаний. В результате насыщения разума знанием, понимание как правильно себя вести в той или иной ситуации, будет приходить само.

Два типа работы с информацией

Ум имеет два типа работы с информацией:

Сбор информации.

Запоминание.

Сбор информации

Сбор информации осуществляется чувствами познания: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обаянием. Сам процесс сбора информации находится под контролем разума. Поэтому человек всегда настроен воспринимать ту или иную информацию в зависимости от типа его разума (благостного, страстного или невежественного). Допустим, по улице идут два прохожих.

Один из них заметил справа газон, засаженный розами, и, видя эту красоту, испытал состояние счастья. Другой посмотрел налево и увидел кучу мусора, что вызвало у него негодование. Оказывается, оба прохожих неслучайно обратили внимание на — эти два разных объекта. У первого разум находится в благости и ищет информацию, которая приносит счастье. У второго разум настроен на негативное восприятие и всегда находит причину для беспокойств. Образно сравним разум в благости с сознанием пчелы, а разум в невежестве с сознанием мухи. Пчела всегда привлечена нектаром и, найдя его, не оставляет себе, а несёт его другим пчёлам, для всеобщего процветания. Муха всё время стремится к испражнениям и, найдя их, погружает всё своё сознание в этом направлении. Одни люди замечают во всех только хорошее, и нахождение рядом с ними приносит счастье, Другие же всё время думают о чужих недостатках и портят настроение себе и окружающим. Таким образом, настрой разума человека и его жизненная цель сильно влияют на то: какими глазами он смотрит на мир. Стиль работы с информацией в уме сильно зависит именно от этих двух факторов — типа разума человека и цели, которую он перед собой поставил.

Запоминание информации

Вся собираемая информация поступает в глубинные сферы ума и хранится там, воздействуя на нашу судьбу. В тот момент, когда мы хотим что-то понять, она немедленно появляется на поверхности ума и влияет на ход событий. Человек склонен запоминать только то, что ему интересно. Естественно, если человек склонен запоминать только негативное, все его размышления будут склоняться в негативную сторону, и его жизнь наполнится одними страданиями- С Другой стороны, если мы систематически изучаем Веды, то при анализе мы будем оперировать не сплетнями, а высшими законами, что приведёт.

"нас к счастью и прогрессу. Поэтому очень важно, какой тип информации поступает в нашу память. Веды рекомендуют систематически изучать священные писания и максимально ограничить прослушивание и изучение всевозможных сплетен и ненужных новостей. Так, позитивная информация всё больше и больше будет наполнять наше существование. Постепенно память человека настроится в благостном режиме. В результате, все вспыхивающие в уме размышления будут позитивными, и станут приносить нам только счастье.

Степени деградации восприятия

В соответствии с чистотой разума, который возбуждает определённый тип сбора информации и её запоминания, существует семь степеней деградации восприятия. Деградация восприятия окружающего мира приводит к деградации умственной деятельности и полной потере счастья и благополучия:

1. Восприятие через призму рассуждений только о своих материальных потребностях и совершенное отсутствие мыслей о духовном.

2. Нестабильность, переменчивость, хаотичность восприятия и мышления.

3. Мелкость, слабость восприятия и мышления, бессмысленные рассуждения.

4. Концентрация внимания на негативном, рассуждения исключительно о разных неприятностях, сплетни.

5. Сильная постоянная сосредоточенность на неприятностях, которая приносит в ум состояние психической боли.

6. Постоянная печаль и озлобленность в восприятии мира и мыслях.

7. Полная потеря. здравого смысла в восприятии окружающего мира.

Так появляются рассуждения о том, что мы живём один раз, что Бога и души нет. Поэтому нет ни каких законов жизни и совести, и можно делать всё, что вздумается, лишь бы сейчас было хорошо, а затем «трава не расти».

Пять типов активности ума

В соответствии с различной деятельностью разума ум проявляет пять типов активности:

1. Правильное, не осквернённое эгоизмом восприятие становится возможным по причине воздействия на ум чистого разума.

2. Разум в состоянии эгоизма негативно настраивает чувства познания. Так, из-за неправильно настроенных чувств познания ум оскверняется и возникает иллюзорное восприятие окружающего нас мира.

3. Проводящийся в уме анализ. Он активизируется врезультате вспыхивающих в разуме сомнений.

4. Сбор и запоминание информации происходит в уме в том случае, если разум пытается понять какой-то вопрос глубже.

5. Внутренняя деятельность ума, не связанная с внешними объектами, протекает постоянно. Однако, если сознание заторможено, то ум занимается исключительно внутренней деятельностью. Например, это происходит, когда разум погружается в сон и прекращает свою внешнюю деятельность.

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность и приводящие человека к деградации, расположены в определённой последовательности, и каждое последующее препятствие вытекает из предыдущего:

1. Потеря или отсутствие цели в жизни.

2. Нехватка энтузиазма.

3. Нехватка решимости позитивно мыслить.

4. Отсутствие регулированной жизни, режима дня и стабильности.

5. Чрезмерная чувствительность к негативному, снижение настроения.

6. Постепенное увеличение ненужных желаний.

7. Увеличение жизненных трудностей.

8. Надорванность психики, полная потеря энтузиазма, психическая нестабильность.

9. Постоянные разочарования и скорбь.

10. Отсутствие энтузиазма, притупление сознания, лень.

11. Депрессия, неминуемое стремление к дешевому счастью в виде спиртного, наркотиков, разврата.

12. Умственная деградация.

Все эти препятствия развиваются из отсутствия правильного контроля разумом ума. Разум способен быть сильным, если правильно выбрана основная цель в жизни. Дальше одна проблема вытекает из другой, доводя человека до умственной деградации. Чтобы устранить любую из этих проблем, надо попытаться устранить предыдущую. Например, чтобы убрать деградацию ума, надо убрать депрессию, а для этого, соответственно, нужно избавиться от лени и т. д. Таким образом, не имея нацеленного разума, с непослушным умом справиться невозможно. Деятельность для высшей цели приводит к стабильности ума. Однако, равновесие ума достижимо лишь теми, у кого на это есть сильное желание. Также следует знать как себя вести в разных случаях жизни, например, культивируя:.

— дружелюбие во время счастья.

— сострадание во время несчастья.

— радость посреди добродетели.

— спокойствие в окружении порока.

— ум очищается и приобретает способность думать о том, что принесёт счастье.

Встречаясь с препятствиями ниже девятого уровня, они могут стать непреодолимыми, и самостоятельно выйти из этого тупика невозможно, нужна помощь чистого святого человека. Чтобы воспользоваться советом такого человека, нужна всего одна способность — умение смиренно и без возражений слушать. Если Вы смиренно слушаете чистого и мудрого человека, то постепенно уходит скорбь и печаль. Если же не получается слушать смиренно, то нужно знать, что это происходит из-за некоторых особенностей функционирования оскверненного ума. Например, ум может сосредоточиться лишь в том направлении, которое свободно от принуждения. Иногда кажется, что, давая мудрый совет, над нами совершают насилие. Чтобы избежать подобных казусов, можно воспользоваться следующим правилом. Прежде чем начать доверительно слушать мудрого человека, необходимо укрепить в него веру с помощью трёх сил, которые могут помочь это сделать;

Священные писания.

Наставник.

Безгрешные люди.

В данном случае в роли наставника может выступать Ваш друг или знакомый, который уже получает инструкции у этого святого. Однако, самое удивительное заключается в том, что слушание святого человека очищает сознание и укрепляет в него веру само- Поэтому часто достаточно, несмотря на недовольство ума, просто терпеливо продолжать слушать. Если это действительно настоящий святой, то данный процесс постепенно принесёт счастье.

Йама и нийама

Также для избавления от препятствий и выработки правильного мышления восьмиступенчатая йога рекомендует заняться первыми двумя её ступенями:

Йамой

нийамой

Йама

В состав Йамы входит:

1. Ахимса — не причинение вреда живым существам. Не употребление мясной, рыбной пищи и яиц ~ это одно из главных правил ахимсы.

2. Сатьям — это правдивость. По настоящему правдивым может быть лишь тот, кто изучает священные законы, иначе его представления о правде могут его обмануть.

З.Астея — человек не имеет права воровать. При этом имеется ввиду не только грубое воровство, но и тонкое воровство, когда мы крадём чужую мысль и выдаём её за свою собственную. Это состояние, когда человек не склонен самовольно притрагиваться ни к чему чужому.

4. Брахмачаръя — это обет избегать разврата и ненужных сексуальных отношений. Секс только для зачатия детей не считается нарушением принципа брахмачарьи.

5. Апариграха — человек не должен накапливать ненужные вещи.

Нийама

Нийама состоит из:

1. Шаучи — это наружная (телесная) и внутренняя (умственная) чистота.

2. Самтоша — удовлетворённость, умиротворение.

3. Тапас — аскезы в благости. Их три типа:

Аскезой для тела является постоянное оказание почтения Верховному Господу, священнику, — духовному учителю и старшим, например, отцу и матери, а также чистота.

Аскезы для речи: мы должны говорить слова, приятные людям, несущие им блага и не вызывающие у них беспокойства, а также регулярное чтение ведических писаний.

Аскезой для ума является стремление к постоянной удовлетворённости, простота, немногословность, самообладание и чистота сознания.

4. Свадхьяя — изучение священных писаний.

5. Ишвара пранидхана — предание себя Богу. Это может также означать религиозность.

Выполняя все эти правила легко добиться спокойствия в мышлении. Однако, добиться того же эффекта с помощью самовнушения или успокоительных лекарств гораздо труднее.

Эмоции

Это вид деятельности ума, при котором мысли, чувства или желания, соприкасаясь с умом, приводят его в возбуждение. Эмоции — это возбуждение ума, приносящее радость или печаль, счастье или страдание. От одних типов возбуждения эгоистичный ум испытывает счастье, от других страдание.

Два вида эмоций

Таким образом, эмоции бывают двух видов:

— Позитивные эмоции.

— Негативные эмоции.

Позитивные эмоции :

Материальный ум радует всё, что ассоциируется с материальным счастьем. Однако, по мере очищения ума обычные материальные удовольствия постепенно перестают вызывать позитивные эмоции. У святых людей позитивные эмоции вызывает духовная музыка, молитвы, чистые люди и святые места паломничества. Когда ум полностью очищается от материальной скверны, он всегда испытывает только позитивные эмоции. Даже слезы разлуки с Богом, которые приносят ощущение страдания, одновременно вызывают у святого человека огромное, неописуемое обычным языком, счастье. Поэтому, для духовного ума не существует понятия негативные эмоции. Однако, в сильно осквернённом эгоизмом уме даже страдания окружающих людей вызывают позитивное чувство. Поэтому говорить о том, что позитивные эмоции всегда несут человеку добро, абсолютно неверно. Например, наставления духовного учителя иногда бывают очень суровыми и могут ненароком вызвать негативные эмоции, однако это не значит, что происходит что- то плохое. Человек, получающий истинное знание, — самый большой счастливчик в этом мире.

Таким образом, тот, кто идёт на поводу у своих эмоций, является на самом деле просто глупцом. Он искренне считает, что если происходящие вокруг события вызывают негативное чувство, значит они плохие. Точно также реагируют на окружающий мир животные. Всё, что вызывает у них позитивные эмоции, принимается за благо, и наоборот, всё, что вызывает негативные эмоции за зло. Так животные становятся жертвой своих эмоций В Индии на этом принципе основано много видов охоты на диких зверей. Например, как без особых усилий поймать дикого слона. Для этого слониху тренируют бежать от слона определённым путём. Слон, видя слониху, испытывает позитивные эмоции и бежит за ней, так он попадает в западню без усилий со стороны охотника. Мы знаем, что на эту же удочку попадаются политики, дипломаты. Желая их скомпрометировать, используют неправильное отношение к своим собственным эмоциям по отношению к противоположному полу Таким образом, мудрец — это тот, кто принимает решения всегда по закону Вед, не зависимо от того, какие эмоции у него возникают. Тем не менее, следует отметить, что существуют четыре типа позитивных эмоций, и все они по-разному влияют на наше здоровье и сознание:

Духовные эмоции всегда ведут к очищению сознания и, следовательно, к очищению как тонкого, так и грубого тела,

Позитивные эмоции в благости — это эмоции радости, связанные с бескорыстными делами, совершёнными согласно священным писаниям, и поступками по отношению к окружающим людям. Они всегда приносят здоровье и счастье.

Позитивные эмоции, связанные с эгоистическими желаниями, например, накоплением богатства, вызывают увеличение психического и физического напряжения и постепенно приводят к различным болезням.

Позитивные эмоции, связанные с причинением окружающему миру вреда всегда ведут к страданиям и деградации.

Возникают в результате влияния на эгоистический, материальный ум сил, которые вызывают в нём ощущения несчастья. Чтобы понять, как они влияют на здоровье, разберём их классификацию:

Духовные эмоции не бывают негативными, даже если они вызывают страдание, то они всегда воспринимается как счастье.

Негативные эмоции в благости возникают в результате, того, что человек своим поведением защищает священный "закон. Иногда временно они могут вызвать ухудшение здоровья, но, несмотря на это, в конечном счёте; они всегда очищают как тонкое, так и грубое тело и изменяют судьбу человека в сторону счастья.

Негативные эмоции, вызванные неудовлетворением корыстных мотивов, всегда ведут к болезням и страданию.

Негативные эмоции, возникшие в результате собственной агрессии по отношению к окружающим. Этот тип эмоций ведёт к ещё большему увеличению страдания, а затем приходит деградация сознания. Однако, в отличие от позитивных эмоций в невежестве они не дают человеку шанса осознать, что он ведёт себя неправильно.

Таким образом, когда врачи говорят о вреде негативных эмоций, надо иметь ввиду только негативные эмоции в страсти и невежестве. Именно они и являются причиной всех существующих болезней. Чтобы избежать негативных эмоций, необходимо пытаться победить в себе эгоистический настрой и стараться увеличить благостную силу разума.

Сила эмоций

Эмоции бывают трех видов:

— Сильные эмоции.

— Эмоции средней силы.

— Слабые эмоции.

Сильные эмоции

Сильные эмоции возникают в результате сильного воздействия, на ум мыслей, чувств и желаний. Эта сила зависит от нескольких факторов:

Силы раздражителя, идущего от мыслей, чувств и желаний.

Силы вовлечения эгоизма в процесс восприятия.

Особенностей состояния ума.

Иногда человеку приходит в голову мысль такой силы, что он забывает обо всём на свете, переполняясь сильными эмоциями. Сильные эмоции никогда не приводят к улучшению здоровья, а наоборот, часто являются причиной серьёзных болезней, Мысль о тяжёлой утрате или сильно большом приобретении иногда вызывает такое возбуждение в уме, что организм не выдерживает таких эмоций, и человек лишается сознания или даже жизни.

Если оскорбительное слово произносится перед эгоистически настроенной личностью, то боль, возникшая в уме, может быть такой силы, что лишает человека самообладания. Иногда боль в эгоистически настроенном уме приводит даже к инфаркту или инсульту. Таким образом, даже выслушивая оскорбления в свой адрес, нужно культивировать в себе смирение и доброжелательность.

Иногда больной человек лишается отдыха или сна, и ум становится чрезвычайно чувствительным. В этом состоянии даже неожиданный звук безобидной птицы может лишить человека чувств.

Только человек в состоянии духовного транса, испытывая сильные эмоций, не разрушает свою психику, а наоборот, укрепляет её.

Эмоции средней силы

Эмоции средней силы обычны в нашей жизни и не оказывают большого вреда ни здоровью, ни характеру человека до тех пор, пока мы не начинаем придавать им слишком большого значения. Как только эмоции становятся выше истинного знания или, как принято говорить, здравого смысла, то с этого момента они начинают причинять массу неприятностей. Например, если считать, что любое слово мужа, сказанное без настроения, является признаком того, что "он меня не любит", несмотря на. его уверения, что все не так, то простые эмоции, возникшие в силу обычных обстоятельств, становятся причиной больших страданий. Поэтому никогда нельзя эмоции ставить выше здравого смысла.

Слабые эмоции

Внешний вид неэмоционального человека может быть обманчивым. Подобные ошибки происходят в результате глубокой внутренней жизни человека. Такое встречается крайне редко, в основном, у святых людей. Обычно, же слабая эмоциональность говорит о сухости характера и влечёт за собой снижение психического или физического тонуса, что затем приводит к депрессии. Часто такие проявления бывают у наркоманов или людей, потерявших цель в жизни, поэтому они выглядят безучастными ко всему. Безэмоциональные люди нуждаются в личностном общении и моральной поддержке со стороны близких и друзей.

Желания

Откуда же берётся мысль человека? Оказывается, все наши прошлые поступки откладываются в глубинах памяти и ждут по закону судьбы, когда силой влияния планет возникнет тот самый момент, когда они, всплывая в уме, заставляют нас нести ответ за содеянное. Окружающий мир, влияя на ум, постоянно создаёт всевозможные ситуации, в результате чего ни одно прошлое действие не остаётся без ответа. Это касается как этой жизни, так и всех прошлых. Все наши прошлые желания, как и поступки, тоже хранятся в глубинах памяти и волей судьбы в один прекрасный момент вспыхивают вновь. Таким образом, в уме есть одна удивительная функция, — он находится под постоянным контролем психического состояния вселенной. Так, в соответствии с влиянием на Землю окружающих ее планет и звёзд, из глубин памяти неожиданно всплывёт сила, приводящая к возбуждению ума. В результате появляются желания, которые в свою очередь рождают эмоции и мысли.

Таким образом, потоки мыслей берут своё начало в глубине озера ума, на дне которого отдыхают впечатления или силы, порождённые нашими прошлыми поступками и желаниями, Все эти впечатления скрыты от нашего взора и появляются абсолютно неожиданно для нас- Причина появления желаний зависит также не только от внешних факторов глобального значения, таких как планеты и окружающее пространство, но также и от того, на чём мы концентрируем своё внимание в повседневной жизни.

Четыре типа желаний

Таким образом, существуют четыре типа желаний:

Духовные желания — рождаются поступками и мыслями о Боге. Это возможно благодаря сильному стремлению человека к нашей вечной духовной природе,

Благостные желания — это желания изучать высшие законы нашего существования, совершенствовать понимание смысла жизни и свой характер, а также желания сделать всех счастливыми. Они возникают в результате совершённых в прошлом благочестивых поступков.

Страстные желания всегда связаны с собственной выгодой, приобретением чего-то и различными материальными благами для себя и своих близких. Причина их возникновения — это жажда материального счастья, догоняющая нас из прошлого.

Невежественные желания возникают из зависти, гнева и чрезмерного эгоизма и влекут человека к деградации и всевозможным преступлениям. Их причина — это злые дела, совершённые в прошлом.

Когда мы жалуемся на свою судьбу, считая, что всегда кто-то норовит испортить настроение, то это значит, что поступки, совершённые в прошлом, и мысли «заставляют желать лучшего». Именно они, постоянно вспыхивая в уме, рождают ненужные желания, агрессию и плохое настроение.

Таким образом:

Сначала рождается желание.

Затем появляются эмоции.

И только затем появляется какая-то мысль.

Мысль появляется только в результате сложного процесса взаимодействия желаний и эмоций с разумом человека. Таким образом, мысль возникает всегда только по одной причине — для того, чтобы разобраться в проблемах. Она вытекает из желания изменить жизнь к лучшему и появляется при контакте ума с разумом. Однако у животных до мыслей дело не доходит, так как их функции разума для этого не достаточно сильны. Почему же у животных нет тенденции к возникновению мыслей? Причина только одна — в прошлых жизнях не было желания во всём разобраться. Человеческая форма жизни предназначена для мышления, а мышление нужно только для того, чтобы понять, как правильно жить. Поэтому без контакта с разумом мыслей не бывает. Понимая всё это, становится ясно, что смысл человеческой жизни — это само о сознание, а все, кто этого не могут понять, рано или поздно родятся животными в силу отсутствия необходимости пользоваться своим разумом и процессом мышления. Веды говорят, что существует критерий, когда человек становится разумным и перестаёт деградировать. Как только он серьёзно задаст себе два вопроса: «кто я такой?» и «для чего я здесь живу?», и изо всех сил начнёт разбираться в них. Это значит, его эволюция течёт в сторону прогресса. Постепенно такие люди избавляются от телесной концепции жизни и начинают считать себя вечной душой. Те же, кто считает себя Фёдором Петровичем или Иваном Фёдоровичем и не имеют никаких других вариантов и желаний, относящихся к пониманию своей природы, то очень трудно давать гарантии, что следующая жизнь будет счастливее, чем эта. Для таких людей вся жизнь состоит из желаний и эмоций, а все возникающие мысли предназначены для удовлетворения не разума, а все тех же желаний и эмоций.

Поделиться