Как живут и питаются в космосе. Интересные факты о людях космоса

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

Здравствуйте, дорогие мои!
Как вы думаете, о чем я могу написать в День Космонавтики? Ну конечно, о , месте, где живут и работают российские космонавты и зарубежные астронавты. И где живу я сама. Про наш городок я уже писала, неоднократно размещала фотографии. Но в такой праздник не грех написать о Звёздном еще раз. Небольшой фото-пост об основных достопримечательностях нашего городка глазами человека, который здесь вырос и живет.

Реклама — поддержка клуба

Итак, чем славен наш Звездный городок? Какой он?

Звёздный городок - город космонавтов. Здесь живут и готовятся к полетам в космос космонавты и астронавты. Отсюда отправляются они на Баконур, чтобы совершить свой полет к звездам, сюда же они и возвращаются.
Располагаемся мы недалеко от Москвы. Всего 23 км. до МКАД. При хорошем раскладе это 20 минут езды. Правда с хорошими раскладами в последние годы напряженка. Сейчас городок напрямую относится к Москве, а раньше мы входили в Щёлковский район.
Звёздный делится на 2 части: жилую и служебную. В жилой части живут не только космонавты, а все, кто так или иначе имеет или имел отношение к подготовке к полетам в космос, а также их семьи. На территории располагаются жилые дома, Дом космонавтов, школа, детский сад, Торговый центр, почта, гостиницы и пр. Всё совершенно традиционно.
В рабочей части Звёздного городка находится Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина - учебные корпуса, тренажеры, лаборатории и т.д.
Сегодня я покажу вам жилую - лирическую часть нашего городка.
Территория Звёздного закрыта для свободного посещения. Так было испокон веков, сколько себя помню. Одно время городок открывали, но в результате опять закрыли. Это очень неудобно. Сколько живу, всю жизнь мечтаю о свободе.
Входят и въезжают на территорию только по пропускам через КПП. Вот фотография здания КПП.

КПП Звёздного городка

В центре Звёздного городка стоит первая достопримечательность нашего города - Дом космонавтов. В нём располагается Музей космонавтики, кинозал, библиотека и много разных учреждений.

Дом космонавтов Звёздного городка

К Дому космонавтов ведет Аллея космонавтов, по которой всегда проходили торжественные процессии на все праздники - встречи космонавтов после возвращения с орбиты, парады на 9 мая, прохождение к памятнику Гагарина во время выпускных, праздников и пр. На снимке ниже Аллея космонавтов находится справа.

Рядом находится здание П-образной формы, в котором расположены почта, Сбербанк, кафе, сувенирный магазин, магазин "Дикси", аптека м пр.

У входа в здание - скульптура космонавта в полете.

А в этом доме (№ 5) я прожила первые 16 лет своей жизни. Он находится бок о бок с Домом космонавтов.

Территория Звёздного - по своей сути большой зеленый парк. Наверное поэтому у многих гостей нашего городка складывается впечатление схожести с территорией санатория: цветы, стриженные кустарники, деревья, дорожки, озеро с лебедями и утками.... Ну чем не ?



А вот и выше упомянутая Аллея космонавтов (см. на фото ниже).

Аллея космонавтов в Звёздном городке

За пышными деревьями стоит еще одна достопримечательность Звездного городка - дом № 12, который в народе называют "фига космосу". Видимо этот дом сильно напоминает по своей форме сложенные в эту фигуру пальцы.

Для детей в нашем городке - благодать. Несколько оборудованных игровых площадок, а уж лужаек - не сосчитать!





Одна из главных достопримечательностей Звездного - памятник Ю.А. Гагарину. Он окружен березовой рощей, поблизости стоит дом № 2 - дом, где жил первый космонавт планеты.

Памятник создан в 1971 году. Гагарин изображен на нем обычным человеком, который просто вышел на прогулку из дома. В руке, которая заведена у него за спину, самый русский простой цветок - ромашка.
Заметила, что последние годы мало стало у памятника цветов. Иной раз стоит одинокая корзинка, падающая от каждого порыва ветра. А раньше цветы лежали постоянно на мраморной подставке постамента.... Ни один свадебный кортеж не проезжал мимо... Теперь, видимо, проезжают...

Памятник Ю.А. Гагарину

У каждого человека есть в голове образ детства , самые яркие картинки его юной жизни. Для меня детство - это залитые ярким солнцем цветочные поляны Звёздного, синие колокольчики, ромашки, клевер в высокой траве и стрекочущие вокруг кузнечики. Клевер и ромашки остались, а колокольчиков давно не вижу.

А вот по этой дорожке, идущей правее, я 10 лет ходила в школу....

Озеро Звёздного городка тоже наша достопримечательность. Райское местечко, где хорошо и зимой, и летом.

Озеро Звёздного городка

Беседка на озере построена относительно недавно - несколько лет назад. Очень симпатичное сооружение.

Наши лебеди потрясающе красивы. Хочу вас познакомить с ними поближе.

Как жить, когда непонятно, где верх, где низ, а предметы – даже вода летают вокруг, если их не закрепить?

В отсутствие гравитации жидкость не течет, а принимает форму шара – ну и как мыться летающими каплями? Поначалу пользовались влажными салфетками. Ими и сейчас не брезгуют, так как это самый дешевый способ содержать тело в чистоте. В 1970-х на «Салюте 6 » и SkyLab появились душевые кабины , где капли воды разгонялись вакуумными пылесосами – человеку приходилось парить в маске с трубкой для дыхания. Но такое растранжиривание воды оказалось непрактичным – стали мыться вручную. Капли воды прилипают к коже и волосам за счет поверхностного натяжения, и так, маленькими участками размазывая воду, можно помыться и вытереть влагу полотенцем. На станции «Мир » была даже сауна. Сейчас РКК «Энергия » планирует доставить на МКС «санитарно-гигиенический блок», потому что космонавты с салфетками ропщут.

Первые космонавты пользовались памперсами, потому что в космосе невозможно смыть продукты жизнедеятельности. Потом придумали выкачивать из человека ненужное вакуумным способом – один такой пылесос стоит десятки миллионов долларов. Тут очень важно не промахнуться мимо шланга, а то, напомним, в невесомости все разлетается. В зависимости от станции, собранную мочу высасывают в космос, где она застывает кристаллами и красиво сверкает на солнце, или расщепляют на кислород и воду. Твердые отходы возвращаются на Землю. К слову, нынешнее похолодание российско-американских отношений сказалось на пользовании туалетами МКС : штатовцы не дают нашим справлять нужду в своей части станции и наоборот.

Кстати, если вы задаетесь вопросом, не полетите ли вперед как реактивная ракета, если пукнете в невесомости, то да, полетите, но на считанные миллиметры – тяга не та.

Грязное белье тоже путешествует на Землю – на орбите не стирают, не научились. NASA даже объявило конкурс на лучший способ победить проблему космических носков, потому что доставка чистого на орбиту влетает в десятки тысяч долларов за килограмм. Впрочем, ношеные трусы бывают полезны: астронавт Дональд Петтит выращивал в них помидоры за невозможностью использования грунтовой земли . А наши лучшие умы вообще придумали способ, как с помощью грязного белья добывать кислород для нужд МКС – правда, метод оказался трудоемким.

Тюбики с паштетами и борщами в прошлом, с 1980-х на орбиту доставляют сублимированную еду, куда горячую воду добавляют на месте. Главная проблема – крошащийся хлеб: чтобы не наглотаться потом разлетевшихся крошек, продукт упаковывают на один укус. Ну и намазать что-нибудь на хлеб не представляет трудности. Пьют, выдавливая жидкость прямо в рот из пакетов.

Чтобы не стукаться во сне об окружающие предметы, фиксируют себя к стенам ремнями. И эта конструкция дорабатывалась годами: Алексей Леонов , первым вышедший в открытый космос, сетовал, что ему приходилось засовывать голову между приборами, чтобы не болталась. А однажды проснувшись, он не узнал собственные руки, безвольно колыхавшиеся перед глазами. Что приятно, в спальном отсеке российской части МКС Земля в иллюминаторе видна, а американцы в наглухо задраенной каюте лишены возможности полюбоваться перед сном видами большой родины.

Впрочем, не все любят ночью исключительно спать – и вопрос о сексе на орбите будоражит человечество непрерывно, а космонавты обоих полов как-то слишком единодушно поют про моральные принципы . Астронавт Майк Маллейн утверждает, что на шаттлах уединиться можно только в шлюзовой камере, откуда один шаг к абсолютному нулю – но остальные бы поняли, кто там и зачем. Стесняются, в общем.

Наталья Наумова 12.04.2017

12 апреля 1961 года человек впервые оказался на околоземной орбите. Юрий Гагарин доказал своим примером, что человеку реально покорить космические высоты и вернуться домой живым. Полёт Гагарина, конечно же, был результатом кропотливой и долгой работы сотен учёных, инженеров, механиков, амбициозных исследователей всего СССР.

Звёздный городок - засекреченное и изолированное поселение недалеко от Москвы – был эпицентром космических исследований СССР с середины прошлого века. Городок вырос из расположенного там с 1960 года Центра подготовки космонавтов, позже переименованного в Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов. Именно там, в Звёздном городке, довелось работать Ларисе и Сергею Аверьяновым. Лариса Евгеньевна и Сергей Сергеевич почти двадцать лет трудились каждый над своими проектами: Лариса Евгеньевна сначала работала на королёвских предприятиях, где строили космические корабли, а позже была задействована в лунной программе СССР. Сергей Сергеевич, в свою очередь, работал в испытательном центре подготовки космонавтов.

Космонавт В. А. Джанибеков (в форме в центре), космонавт А. А. Волков и Сергей Аверьянов (крайний справа)

Уже два года Аверьяновы живут в Австралии, в городе Брисбен. В преддверии Дня космонавтики мы не могли не воспользоваться такой уникальной возможностью и попросили Сергея и Ларису о встрече, чтобы из первых уст услышать о том, как жилось в Звёздном городке, как проводился набор в космонавты, и…

Звёздный городок.

– Расскажите, пожалуйста, что представляет собой Звёздный городок?

Лариса Евгеньевна (Л. Е): Заселяться городок начал в 1964 году. Изначально в Звёздном было всего лишь четыре дома: две обычные хрущёвки-пятиэтажки, где жил обслуживающий персонал, и две одиннадцатиэтажные башни, где жили космонавты. А вокруг лес и высокий забор. Сейчас в городке уже пятнадцать домов, а ещё школа, детский сад, Дом Космонавтов, музыкальная школа и очень хороший спортивный комплекс.

В нашем доме, на одной площадке с нами, в разное время соседствовали венгерские и французские космонавты. А вообще в городке жили и проходили подготовку космонавты из Монголии, Румынии, Болгарии, Кубы, потом и космонавты НАСА стали приезжать.

– Каким образом осуществлялся въезд в городок?

ЛЕ: Въезд в город осуществлялся всегда только по пропускам. А если у кого-то был день рождения в течение рабочей недели, то в город можно было попасть только в субботу или воскресенье, перед этим необходимо было выписать гостям официальные разрешения. Режим – он и есть режим.

На вопрос о том, какой же праздник главнее для жителей Звездного городка: Новый год или День космонавтики, Лариса Евгеньевна и Сергей Сергеевич отвечают, не задумываясь и практически в унисон: День космонавтики. Лариса Евгеньевна добавляет, что праздник всегда включал в себя торжественные заседания, вручение медалей и грамот. Проводился и день открытых дверей, чтобы молодое поколение смогло воочию увидеть условия, в которых тренируются и живут космонавты на Земле.

Профессиональная деятельность

– Доводилось ли вам лично общаться и работать с космонавтами?

ЛЕ: Конечно, Сергей Сергеевич непосредственно работал с ними, в медицинском управлении. Участвовал в отборах, тренировках, испытаниях на многочисленных тренажерах.

Сергей Сергеевич (СС): Надо сказать, что быть космонавтом – это огромный труд. Кроме железного здоровья нужно иметь здоровую голову – быть устойчивым к тяжёлым психологическим и стрессовым ситуациям. Были, например, такие вот испытания в сурдокамере: тебя закрывают в замкнутом пространстве, ты ничего не видишь и не слышишь, только работаешь, решаешь различные задачи, тестируешь что-нибудь. Везде датчики. Три дня будущему космонавту приписывают нормальный график: днём работает, ночью спит. Затем три дня ему вообще не дают спать: включают «бессонный» режим. Если человек начинает засыпать – включается сирена или отодвигается кресло, на котором он сидит, либо умственная нагрузка увеличивается в разы. Следующие три дня график перевёрнутый: днём космонавт спит, а ночью работает. В такие периоды на человека наваливается тишина, одиночество, экстремальные психологические и умственные нагрузки, так как он всё время должен работать с аппаратурой. Таким образом будущего космонавта проверяют на выносливость: как после девяти ночей сумасшедшего графика он будет справляться с простейшими задачами.

– Какое отношение, как вам кажется, было в СССР к космонавтике?

СС: Это было достижение нашей страны, мы на полном серьёзе были впереди планеты всей, гордость была невероятная. Всё было неизвестно, всё было впереди. В космонавтику вливалось множество средств, в то время своего оборудования было ещё мало, поэтому приходилось закупать некоторую дорогую импортную медицинскую технику, а вот тренажёры делали сами под свой корабль.

ЛЕ: У каждого экипажа и космонавта есть своя личная история. Были и удачные запуски и посадки, были и не очень. Про неудачи у нас нигде не объявлялось публично: закончилось благополучно – и слава Богу! Начало космонавтики в СССР – это метод проб и ошибок в деле: коррекция различных систем, алгоритмов проводилась постоянно после каждого полёта.

СС: Когда я только начал работать в Звёздном городке, в 1971, случилась катастрофа экипажа Союз-11 в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. При посадке произошла разгерметизация кабины, и все они погибли. Катастрофа стала причиной того, что не только старт, но и посадка в дальнейшем осуществлялась только в скафандрах.

Посвящение в пионеры в музее Дома Космонавтов

– 14 марта 2017 года Роскосмос объявил о новом наборе в отряд космонавтов, планируется, что отобранные кандидаты впервые в истории России полетят на Луну. А вы когда-нибудь мечтали вступить в ряды космонавтов?

СС: Жена не знаю, а я – нет. Это напряжённый труд, хотя и жутко интересный: представляете, человек теряет до нескольких килограммов на подводных тренировках!

ЛЕ: Я бы не хотела, мне нравится здесь, на Земле. Хотя надо сказать, что очень радостно за то, что вновь есть силы и возможности у страны стремиться в космос. Раньше мы были очень патриотично все настроены – полететь в космос было мечтой любого мальчишки.

Когда речь заходит о подготовке космонавтов, Сергей Сергеевич с видимым удовольствием окунается в прошлое и подробно рассказывает о том, каким именно образом космонавты проходили предполетную подготовку.

СС: Сначала проходил набор из числа лётчиков, так как они уже частично адаптированы к полётам: им известны навыки пилотирования, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Потом тех, кто проходил первый отбор, осматривали опытные врачи Звёздного городка. Далее будущие космонавты становились «слушателями»: их начинали целенаправленно обучать, они занимались общекосмической подготовкой и тренировали свой вестибулярный аппарат.

Проводили, например, вот такой простейший тест: человека сажали во вращающееся кресло, которое стояло на резиновых дутиках и опорах. Кресло начинало вращаться в течение 1 минуты, затем опоры убирались (как шасси у самолета) и наблюдали, как человек держит равновесие. Или вот такое испытание: садишься в кресло, вокруг тебя замкнутое пространство в форме цилиндра-барабана, стенки которого раскрашены чёрно-белыми полосами. Везде датчики, которые собирают информацию о состоянии пульса, реакции глаз. Барабан начинает вращаться, а кресло стоит. Тем самым создается иллюзия, что ты сам тоже вращаешься. Потом, как и в прошлом тесте, опора убирается, останавливается барабан – и снова проверка вестибулярного аппарата. Натренировать вестибулярный аппарат, кстати, вполне возможно.

После всех испытаний кандидаты сдавали Государственный экзамен, после чего они становились уже полноценными космонавтами. Далее, для прошедших экзамен, стартовал период ещё более усложнённой общекосмической подготовки. Проводилась практика на тренажёрах стыковки, симуляторах космического корабля и орбитальной станции в огромных ангарах, эксперименты в гидролаборатории (огромном бассейне, внутри которого макет станции), знакомство с невесомостью в «летающих лабораториях» (самолёт в состоянии резкого пике. – Прим. редактора) . Проводились и психологические тесты, с помощью которых психологи и специальные подразделения составляли будущий экипаж, который совместно проходит все последующие тренировки.

Экипаж обычно начинает подготовку за три года до старта. Ближе к дате вылета начинаются уже узконаправленные тренировки на симуляцию тех экспериментов, которые будут проводиться в космосе. За две недели до старта экипаж улетает на космодром. Там они уже едут в монтажный корпус, где стоит ракета с их кораблем; они там осваиваются, примеряют свои индивидуальные скафандры, налаживают взаимодействие со стартовой командой. Я вот даже инстинктивно сейчас причёску свою поправил. Это из-за того, что незадолго до полёта космонавты посещали парикмахеров, так как летят они не на один день, а на целых полгода. В самом конце всего процесса экипаж подписывает контракт и идёт на старт.

– Скажите, а полгода в космосе – это стандартный период?

ЛЕ: Да, но это сейчас стали летать на полгода и космические станции действуют постоянно, а раньше старты были нерегулярными, станции консервировали. Недавно совсем был проведён эксперимент, наш космонавт и американский летали ровно год, сейчас изучаются последствия столь длительного пребывания человека в космосе на его системы жизнедеятельности, как невесомость влияет на организм.

– Какое будущее открыто перед космонавтом, который по каким-то причинам больше не хочет или не может летать в космос?

СС: Если душа лежит к чему-то, то человек обязательно найдёт, где и как делать то, что ему нравится. В Москве на ВДНХ есть Музей космонавтики, его (бывший. – Прим. редактора) директор Александр Лазуткин – сам в прошлом космонавт. Кто-то из космонавтов помогает молодёжи осваивать космическую технику, кто-то работает на предприятиях, кто в общественных организациях и фондах, а кто-то уходит в бизнес, связанный с космосом.

ЛЕ: Первые отряды космонавтов – это Гагарин, Титов, Терешкова, они все потом получали высшее образование, они все закончили или Жуковскую, или Гагаринскую академию. Валентина Терешкова, вы знаете, она же была простой ткачихой, но потом Валентина не только много работала над собой, над своим образованием, но и закончила Военную академию. Ей было присвоено звание генерал-майора! Она много ездила по миру, была в дружеских отношениях с Фиделем и Раулем Кастро. Куда бы ни приехала, везде старалась обратиться к народу на языке страны, которую посещала. Валентина Терешкова даже и в Австралии успела побывать. Она невероятно трудолюбивый человек, который вызывает у меня глубокое уважение.


Фидель Кастро, В. Терешкова с мужем А. Николаевым, космонавт В. Ф Быковский в Звёздном городке, 1970-е

– Существует ли максимальный возраст для полётов в космос?

ЛЕ: У иностранцев нет никаких возрастных ограничений.

СС: Возраст возрастом, но опыт важнее. Вот, например, Юрчихин (Фёдор Николаевич. – Ред) . Он прилетает с одного полёта, отдыхает месяца два-три и снова всячески стремится попасть в новый экипаж, чтобы снова в космос. Фёдор уже летал четыре раза и сейчас должен полететь в пятый. Это его мечта и призвание: летать, летать, летать.

Федор Юрчихин, надо сказать, – очень интересная личность: он не только исполняет свои прямые служебные обязанности на борту МКС, но и числится корреспондентом телепрограммы «Космонавтика» на канале «Россия-24» и программы «Пора в космос!» на детском телеканале «Карусель». В марте 2017 во время своего пятого полёта Федор Юрчихин отвез с собой на МКС робота Spotty в рамках совместного проекта Роскосмоса и социальной сети «ВКонтакте». Робот служит для общения космонавтов с пользователями «ВКонтакте».

После разговора у меня создалось впечатление, что хоть они и завершили свою карьеру в космонавтике, интереса к ней пара ни в коем случае не потеряла. Сколько энтузиазма в их словах, какой блеск в глазах!

«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд» . Кажется, данное «правило жизни» , озвученное Константином Циолковским – основателем советской космонавтики, – применимо и к судьбам Ларисы Евгеньевны и Сергея Сергеевича. Кстати, памятник Константину Эдуардовичу находится совсем рядом с нами – на территории брисбенского планетария, на горе Кутте. Помечтать рядом с великим учёным и узнать больше об исследованиях космоса можно именно там.

Раньше космонавт не снимал скафандр на протяжении всего полёта. Теперь в повседневной жизни он облачается в майку с шортами или комбинезон. Майки на орбите шести цветов, чтобы выбрать в зависимости от настроения. Вместо пуговиц - молнии и липучки: они не оторвутся. Чем больше карманов, тем лучше. Косые нагрудные позволяют быстро прятать предметы, чтобы не разлетались в невесомости. Широкие карманы на голени удобны, потому что космонавты часто принимают позу эмбриона. Вместо обуви носят толстые носки.

Туалет

Первые космонавты надевали подгузники. Их используют и сейчас, но лишь при выходе в открытый космос и во время взлёта-приземления. Систему утилизации отходов жизнедеятельности начали разрабатывать ещё на заре космонавтики. Унитаз действует по принципу пылесоса. Разреженный поток воздуха засасывает отходы, при этом они попадают в пакет, который затем отстёгивается и бросается в контейнер. Его место занимает другой. Заполненные контейнеры отправляют в открытый космос - они сгорают в атмосфере. На станции «Мир» жидкие отходы подвергались очистке и превращались в питьевую воду. Для гигиены тела используют влажные салфетки и полотенца. Хотя разработаны и «душевые кабины».

Еда

Тюбики с едой стали символом космического образа жизни. Их начали делать в Эстонии в 1960-е гг. Выдавливая из тюбиков, космонавты ели куриное филе, говяжий язык и даже борщ. В 80-е на орбиту стали поставлять сублимированные продукты - из них удалено до 98% воды, что значительно уменьшает массу и объём. В пакет с сухой смесью заливается горячая вода - и обед готов. Едят на МКС и консервы. Хлеб упакован маленькими буханками на один укус, чтобы крошки не разлетались по отсеку: это чревато проблемами. На кухонном столе есть фиксаторы для контейнеров и приборов. Также используется «чемоданчик» для подогрева пищи.

Каюта

В невесомости всё равно где спать, главное - надёжно зафиксировать тело. На МКС спальные мешки с молниями прикреплены прямо к стенам. Кстати, в каютах российских космонавтов есть иллюминаторы, позволяющие перед сном любоваться видом Земли. А у американцев «окон» нет. В каюте находятся личные вещи, фото родных, музыкальные плееры. Все мелкие предметы (инструменты, карандаши и пр.) либо подсовываются под специальные резинки на стенах, либо крепятся на липучках. Для этого стены МКС обклеены ворсистым материалом. Также на станции много поручней.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Соловьёв, руководитель полётами российского сегмента МКС:

- Быт космонавтов значительно улучшился. На борту МКС есть Интернет, возможность передавать сообщения и читать новости. Средства коммуникации позволяют соединять космонавтов с их домашними и друзьями по телефону. Продуктов на станции всегда много. Причём меню космонавты подбирают себе сами.

Из сублимированных продуктов можно приготовить борщ, картофельное пюре, макароны. В тюбиках сейчас остались только сок и небольшой комплект питания, используемый на подлёте к станции.

С каждым грузовым кораблём мы посылаем ещё и свежие продукты. Космонавты живут полноценной жизнью. Единственное, что мешает, - шум вентиляторов. Они работают постоянно, но без них нельзя.



Поделиться