Известные люди которые родились глухими или слабослышащими. Знаменитые инвалиды в истории

Начнем со знаменитого Людвига Ван Бетховена . Это ключевая фигура классической музыки времен между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых композиторов, дирижеров, пианистов. Лишившись слуха в расцвете сил и на вершине славы, он нашел силы преодолеть отчаяние, благодаря чему мы и сегодня радуемся его творениям. Поразившая глухота стала не только жизненной трагедией, а и бесценным даром: она раскрыла невероятный внутренний слух композитора, из-под его пера вышло множество новых шедевров: сильных, смелых, пронзительных. Девятая симфония Бетховена, ставшая для него последней, поразила зал, где он дирижировал. Он подарил миру эту простую, словно затаившуюся в сердце каждого композицию. Зал ликовал, а он так и стоял спиной и был не в силах обернуться, чтобы посмотреть на настроение публики. В 1827 году Бетховен ушел из жизни. На прощание пришло 20 тысяч человек. Это было началом его бессмертия.

Глухие люди могут быть великими танцорами. Пример этому Амнон Дамти , родившийся глухим. Талантливый танцор и хореограф вспоминает, что когда он начал танцевать, музыка раздалась в его теле. Не слыша физически, он слышал душой. В 10 лет он увидел шоу Большого театра, его поразило мощное выступление танцоров. В 15 он присоединился к уникальной группе глухих танцоров в Израиле. Чувствовать ритм Амнону помогает вибрация, раздающаяся от динамиков, которая передается к ногам, а также зрительный контакт с партнером по танцу, его женой. В 1990 году он стал лучшим танцором среди глухих по мнению Галлодетского университета в Вашингтоне.

Выдающейся личностью в сфере кинематографа является Шошанна Стерн из Калифорнии. Американская актриса родилась в четвертом поколении глухих. Вместе с братом и сестрой Шошанна ходила в Калифорнийскую школу для глухих, там девочка доказала, что может полноправно участвовать в постановочных сценах и спектаклях и работать перед камерой. Она общается при помощи американского языка жестов, умеет читать по губам. Актриса снялась во многих фильмах: «Threat Matrix», «Косяки», «Скорая помощь», «Детектив Раш». Она участвовала в постапокалиптическом сериале «Иерихон» а также в комедии Ивэна Оппенхаймера «Теория автора». Красивая и умная девушка не останавливается на достигнутых результатах, ведь впереди ее ждет множество непокоренных высот.

Благотворительный «Национальный Социальный фонд» при помощи неравнодушных людей помогает решить проблемы глухих и слабослышащих детей России. Наша команда всеми силами старается подарить этим детям надежду на светлое будущее. Многим удалось помочь, но впереди еще масса работы. Мы будем рады всем, кто захочет принять участие в свершении благих дел.

— Ваш новый проект — третий сезон популярного сериала «База «Куантико» . Почему вы согласились на эту роль?

— Я всегда открыта для новых предложений. К тому же этот сериал мне нравился, я смотрела первые два сезона. Я люблю криминальные истории. А с профессиональной точки зрения мне интересно пробовать что-то новое. И прежде мне не доводилось играть агента ФБР. И ещё я всегда мечтала поработать с Майклом Сайтсменом — исполнительным директором сериала. Именно он придумал моего персонажа.

— Ваша героиня тоже глухая?

— А как в сериале объясняется, почему в ФБР служит глухой агент?

— Моя героиня Джойслин Тёрнер — кадровый агент, и она не всегда была глухой (улыбается). Она потеряла слух уже на службе. То есть изначально она слышала. А оглохла, когда рядом с ней произошёл взрыв, который устроил один из отрицательных персонажей. Джойслин понадобилось много времени на восстановление, но она выкарабкалась. Однако после продолжительной карьеры в ФБР ей сложно представить себя в другой профессии. Так что она возвращается в качестве инструктора на учебную базу «Куантико». Позднее туда приезжает герой Блэра Андервуда и предлагает Джойслин место в группе спецопераций. Третий сезон как раз о работе этого отдела.

— Создатели сериала говорили, что третьего сезона не будет. Почему передумали?

— Был выработан другой подход. Сменился исполнительный продюсер, появились новые актёры. Раньше был сквозной сюжет на весь сезон. Теперь каждая серия — законченная история. Актёрский состав, кстати, пополнил Алан Пауэлл.

Сериал, можно сказать, перезапустили. Он будет интересен и понятен даже тем, кто не видел первых двух сезонов. А его поклонников ждёт не только встреча с уже знакомыми персонажами, но и много нового.

Изменились сами истории, манера их изложения. Теперь не будет ретроспективных сцен, и в каждой серии — отдельный сюжет.

— Вы работали вместе с Приянкой Чопрой. Сразу подружились с ней?

— Она просто прелесть! Работать с ней было одно удовольствие. Она, если можно так сказать, настоящая девочка. Сначала я себя чувствовала, как ученица, сменившая школу. Все вокруг давно знают друг друга, а я — новенькая. Но я, конечно, всё равно была очень счастлива. А Приянка с первого дня взяла меня под крыло и всё время меня поддерживала — как, впрочем, и остальные. Но она мне особенно помогала. И вообще... она такая красавица!

— У вас было много ролей. Какая из них самая-самая?

— Сниматься в «Базе «Куантико» было, пожалуй, веселее всего. И мне очень понравилось играть в сериале «Западное крыло» — я проработала там семь лет... Но ближе всего мне фильм «Дети тишины», в котором я снялась 32 года назад. Это было особенное событие… Мой первый фильм, моё первое всё… Эта картина стала в моей карьере решающей.

  • ABC Television Group

— То есть это ваша любимая роль?

— Мне ещё очень понравилось играть в «Сайнфелде». Было весело. Сериал вышел фееричным. Он до сих пор популярен. Ко мне постоянно подходят и говорят: «Сайнфелд!» А я отвечаю: «Неужели вы правда меня помните?»

— Вас ведь открыл актёр и режиссёр Генри Уинклер…

— Да. Генри и Стэйси Уинклер приехали в мой родной Чикаго, где я играла в театре для глухих и слабослышащих. Он представлял в городе свой новый документальный фильм. Мы узнали об этом и пригласили его на наше благотворительное мероприятие. Он согласился. А встреча с Генри Уинклером — это же мечта любого.

Я подошла к нему и сказала: «Здравствуйте, меня зовут Марли, и я хочу играть в Голливуде, прямо как вы!» Тогда мне было двенадцать лет.

Он дал мне кое-какие советы. И мы с ним поддерживали связь несколько лет. Потом я снялась в своём первом фильме «Дети тишины» и, конечно, сразу рассказала ему об этом. Мы просто сошлись характерами. Я два года жила у Генри и Стэйси и даже вышла замуж в его доме. Мы до сих пор сотрудничаем, вместе выступаем на семинарах. Он мне как второй отец.

— Вы пока единственный человек с ограниченными возможностями, получивший «Оскар» за актёрскую работу. Почему вы решили стать актрисой?

— Я хотела стать актрисой с самого детства. Я была единственным неслышащим человеком во всей семье. И я обнаружила, что актёрская игра давала мне возможность преобразиться. Я могла становиться разными людьми и понимала, что глухота меня не ограничивает. Могла делать всё, что захочу. Я всегда была творческой личностью и обожала импровизировать. А это же и есть актёрское искусство!

— Вы родились глухой?

— Нет. Я потеряла слух в полтора года. По какой-то неизвестной причине.

— И теперь вы помогаете людям с ограниченными возможностями в Голливуде...

— Любой человек должен иметь шанс стать актёром, если хочет. Не важно, ограничены его возможности или нет. К сожалению, мы живём в мире, где люди не всегда помнят, что у всех нас разный цвет кожи, что мы вообще все разные. Но любой из нас может заниматься тем, чем хочет и что любит. Такая проблема, разумеется, есть, и существует она очень давно.

Кастинг — дело тонкое. Надо подбирать актёров, соответствующих своим ролям. Это непросто, особенно когда речь о людях с ограниченными возможностями. Необходимо, чтобы актёр мог правдиво изображать своего персонажа.

Удивительно, но многие до сих пор не готовы признать, что на роли людей с ограниченными возможностями лучше брать актёров с ограниченными возможностями. Их очень много, хотя точные цифры мне неизвестны. И это касается любой профессии. Мы должны это признать. Я бы хотела, чтобы другой глухой актёр получил «Оскар». Но не моложе меня! Мне нравится быть самой молодой актрисой, удостоенной премии за лучшую роль.

  • Кадр из фильма «Дети тишины»
  • globallookpress.com

— Вы сталкивались с сексуальными домогательствами задолго до того, как появилось движение с хештегом MeToo. Почему оно не зародилось раньше?

— Честно говоря, ничего удивительного в этом нет. Я ждала, пока появится кто-то достаточно смелый, чтобы заявить об этой проблеме во всеуслышание и сдвинуть дело с мёртвой точки. В своё время я сама предпочла об этом умолчать, поскольку опасалась, что останусь без работы. Полагаю, это одна из основных причин, по которым многие люди скрывают произошедшее. Или скрывали до этой кампании.

Будучи публичной личностью, поначалу я хотела оставить всё при себе. Но в то же время к этим вещам необходимо привлекать внимание. И теперь, когда подобные случаи стали выноситься на суд общественности, никто больше не сможет нами манипулировать.

— Вам часто предлагают роли?

— Не так часто, как мне бы хотелось. Поэтому я учусь и другим навыкам, занимаюсь продюсерской деятельностью. Я встречаюсь с людьми и сама выступаю с инициативами. Я не могу просто сидеть и ждать предложений. У меня есть свои идеи, и я знаю, как использовать глухого персонажа в сериале или фильме. Есть у меня и продюсерские проекты.

— Вы участвовали в реалити-шоу «Кандидат» с Трампом. Это полезный опыт?

— Полезный и интересный. Я узнала много нового о работе в стрессовых условиях, когда нужно делать рекламный проект или что-то ещё в последнюю минуту. Прежде у меня не было такого опыта. Это, наверное, плюс. И была важна работа в команде. Никогда не думала, что мне придётся иметь дело с чем-то подобным. А полезнее всего, пожалуй, то, что мне удалось за один день собрать миллион долларов для фонда «Старки», который бесплатно обеспечивает людей в развивающихся странах слуховыми аппаратами.

— Вы удивлены, что Трамп стал президентом?

— Это будто дурной сон. Я даже представить себе не могла, что когда-нибудь он будет президентом. Он же никогда не занимался политикой. Сенаторами, губернаторами и президентами обычно становятся люди с опытом политической деятельности. И особенно меня в нём разочаровало то, что он, говорят, назвал меня «умственно неполноценной».

— А рабочая атмосфера на реалити-шоу была хорошая?

— Трамп внимательно следил за тем, чтобы у меня было всё, что нужно. Например, сурдопереводчик. Джек сидел рядом с ним в переговорной. Он заботился о том, чтобы Джек всё время был со мной, чтобы я не выпадала из рабочих обсуждений. Его ли это заслуга или команды… но это, конечно, плюс. Однако такие вещи, как сокращение финансирования искусства, поддержки инвалидов, пособий, приводят меня в замешательство.

— Сыграем в игру «Знали бы вы». Не нравится вопрос — можете не отвечать. У вас есть скрытый талант?

— Я могу жестами петь песни, и я пела так с моим любимым певцом Билли Джоэлом. Это мой скрытый талант.

— С каким животным вы бы хотели пообщаться?

— С обезьянами. На языке жестов.

  • Кадр из сериала «База «Куантико»
  • ABC Television Group

— С кем бы вы поменялись местами на день?

— Её уже нет с нами, это принцесса Диана. Она занималась благотворительностью. И мне хотелось бы так же, как она, уметь помогать людям.

— Что вас беспокоит больше всего?

— У меня четверо детей, и я за них волнуюсь. Мне хочется быть уверенной в их будущем.

— Вы научили своих детей языку жестов?

— Все мои четверо детей используют язык жестов, только когда сами хотят. На самом деле у них разные уровни владения языком жестов. Старшая дочка полностью его понимает, но изъясняется не так хорошо. Всё-таки для большинства людей это довольно непростая задача. Второй ребёнок изображает буквы на пальцах. Третий владеет этим навыком в совершенстве. А четвёртый ничего не умеет в этом плане.

— Ваше главное достижение?

— Главное достижение… Их несколько. Я — мать четырёх детей, двадцать пять лет замужем и обладательница премий «Оскар» и «Золотой Глобус».

Лучший совет, который вы получили?

— Наверное, от Генри Уинклера: «Ты всего добьёшься. Не слушай тех, кто говорит иначе».

— И напоследок вопросы от поклонников. Вопрос первый. Что для вас, как для глухого человека, сложнее всего в повседневной жизни? Что вам труднее всего делать?

— А я ведь и не знаю, как жить по-другому. Я глухая, сколько себя помню. Так что не знаю, какие особые трудности выделить. Наверное, стоит сказать об общении. Многие не понимают, насколько важно при разговоре со мной смотреть прямо на меня. Иначе разговаривать тяжело. Но опять же это касается не столько меня, сколько их.

— Ещё вопрос: «У вас есть цель получить ещё один «Оскар»?

— Моя цель — выкладываться по полной. Надеюсь, это оценят. Я не делаю что-то специально на «Оскар», но не против, чтобы моя работа принесла мне эту награду или «Золотой глобус», «Эмми», «Грэмми». Хотя «Грэмми» вряд ли.

— Вас не смущает, что вас называют «актрисой-инвалидом»?

— Я не позволяю этой характеристике влиять на то, как я сама себя воспринимаю. Но я не могу запретить людям думать: «О, глухая актриса!»

Всех отбраковать и передать ТС для дальнейшей утилизации на мыло и удобрения.

Марголин Михаил Владимирович (1906-1975) - инженер-конструктор, изобретатель стрелкового оружия, потерявший зрение в возрасте восемнадцати лет. За разработку новых образцов стрелкового оружия Марголину было присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР». Свою первую малокалиберную спортивную винтовку изобретатель создал в 1934 году, а в 1949 году - малокалиберный спортивный пистолет, названный его именем.

Франческо Ландини (1325-1397) родился в 1325 году в г. Фьезоле, близ Флоренции, в семье художника. Он потерял зрение в 6 лет после оспы и получил прозвище Чьеко (слепой).
По словам Виллани, он рано начал заниматься музыкой (сначала петь, а затем играть на струнных инструментах и органе) - "чтобы каким-нибудь утешением облегчить ужас вечной ночи". Музыкальное развитие его шло с чудесной быстротой и изумляло окружающих: Он превосходно изучил конструкцию многих инструментов ("как если бы видел их очами"), вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошел всех своих современников - музыкантов, живших в Италии. Ландини получил разностороннее гуманитарное образование. Он знал грамматику, философию, искусство, поэзию, даже астрологию; учился музыке у флорентийских мастеров.

Иван Яковлевич Паницкий (1906 - 1990)
Имя Ивана Яковлевича Паницкого - выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии - известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов. В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы он потерял зрение.

Марли Матлин (1965) – американская актриса. Потеряла слух в полтора года, и, несмотря на это, в семь лет начала играть в детском театре. В 21 год получила "Оскар"

Стиви Уандер (1950) – американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер. Потерял зрение в грудном возрасте. В кислородный бокс, куда положили ребенка, было подано слишком много кислорода. Результат – пигментная дегенерация сетчатой оболочки глаза и слепота. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени

Сергей Анатольевич Поползин (1964)
Художник, полностью потерявший зрение в возрасте 25 лет. Удивительные картины Сергея Поползина принесли ему известность не только в России, но и во всем мире. На его холстах простое и понятное сочетаются с таинственным и не познанным. Образы, цвета и чувства – все это живет на картине вместе.

Стивен Хоукинг (1942) – известный английский физик?теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хоукинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу.

Хорошо бы еще знать, в каких условиях прошло детство этих уважаемых людей. Подозреваю, что не в условиях детских домов и домов ребенка с отклонениями в развитии российского стандарта.

Московский Театр Наций работает над уникальным проектом "Прикасаемые", который откроется 13 октября в рамках международного фестиваля "Территория" и расскажет о жизни слепоглухих. В основе спектакля — истории реальных людей, которые тоже выйдут на сцену, но они — лишь повод для того, чтобы зритель задумался о самом себе.


Ольга Алленова


Невысокая девушка с русой косой приближается ко мне, танцуя. У нее хорошее, светлое лицо, она улыбается. Это Алена Капустьян из Орехово-Зуево, ей 16 лет. За руку ее держит мама Юля. Мама приходит с Аленой на репетиции и танцует с ней. Когда танцующая пара останавливается в метре от меня, Алена ощупывает ногой веревку, прикрепленную к полу, указывающую направление. Ей хочется танцевать дальше, но мама раскрывает ладонь Алены и жестикулирует под ней. Этот язык называется дактилем, пальцевой азбукой, и с его помощью мама объясняет Алене, что танец надо отложить, потому что я гость и хочу с ней поговорить.

— Скажите ей, как вас зовут,— предлагает Юля. Я испытываю легкую панику в первую же секунду: я не умею пользоваться дактилем! Как я объяснюсь?

— Напишите ваше имя буквами на ее ладони,— подсказывает Юля.

Я пишу сначала О, потом Л. "Оля",— угадывает Алена. Она произносит слова своеобразно, немного глотая звуки,— так говорят люди, которые учились говорить, уже не слыша своей речи. "А кто вы, Оля?" — спрашивает Алена. Я пишу на ее ладони название моей профессии. Мне достаточно написать четыре буквы, и Алена с улыбкой кивает: "Журналист".

Алена учится в школе-интернате для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. Это самая знаменитая школа в России, в которой у человека, лишенного слуха и зрения, сохраняется возможность выучиться читать, писать, общаться с миром.

Алена потеряла слух в полтора года. В шесть лет лишилась зрения — началось отслоение сетчатки глаза, ей сделали экстренную операцию, которая не помогла. Алена хорошо учится, у нее развитый интеллект. Признанием ее заслуг в учебе стал российский флаг, который Алена несла на закрытии Паралимпийских игр в Сочи.

Юля хотела бы, чтобы Алена училась в обычной школе, но трудности в общении с другими подростками не позволяют ей такую роскошь — обычные школьники не знают, как общаться со слепоглухими, и Алена, находясь в такой школе, окажется в изоляции. "Ей очень нужно общение,— говорит Юля.— Но я не знаю, куда нам идти, когда она закончит школу. Слепоглухим людям дорога дальше закрыта". Алена хотела бы учиться дальше, работать. Сидеть дома ей будет тяжело — она уже привыкла к активной жизни. В каком-то журнале Юля прочитала, что ученые на Западе придумали биометрический глаз, с помощью которого слепые смогут видеть окружающий мир. И теперь она мечтает, что новейшие технологии когда-нибудь появятся и в России, и Алена сможет видеть.

— У таких людей закрыты все каналы общения с миром,— говорит координатор проекта "Прикасаемые" Виктория Авдеева.— Они не могут его видеть и слышать. Но они могут его чувствовать. Мы, прикасаясь к ним, можем рассказать им обо всем, что происходит вокруг. Поэтому в Театре Наций решили сделать такой проект и рассказать зрителям о том, как живут слепоглухие люди.

Идея родилась в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Председатель Фонда поддержки слепоглухих Герман Греф предложил художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову сделать театральный проект о жизни людей, лишенных возможности видеть и слышать. Миронову идея понравилась, он собрал команду и придумал "Прикасаемых". Проект начался в рамках международного фестиваля "Территория", его делают режиссер Руслан Маликов, драматург Марина Крапивина, художник Екатерина Джагарова и видеохудожник Мария Ястребова.

— В июле наша творческая команда начала собирать информацию о слепоглухих,— рассказывает Авдеева.— Уже тогда стало понятно, что это большой проект, и он не только о тех, кто не видит и не слышит окружающий мир, а обо всех нас. Мы тоже часто слепы и глухи. У нас открыты глаза и уши, но закрыто сердце.

Проект поддержали актеры Ингеборга Дапкунайте и Егор Бероев — они играют в спектакле. Уникальная слепоглухая женщина Ирина Поволоцкая сумела найти, убедить и привести в проект своих знакомых, которые тоже выйдут на сцену. Всего в проекте участвует семь слепоглухих людей.

Если ты слепоглухой, у тебя нет близких людей и ты не получил специального образования, чтобы общаться, ты не выживешь. У тебя нет ни единого шанса

В августе состоялась первая встреча участников проекта и актеров. "Сначала наша творческая группа и слепоглухие просто встретились в офисе фестиваля,— рассказывает Авдеева.— Это было первой лабораторией, когда мы пытались просто почувствовать друг друга. На второй встрече уже присутствовали волонтеры, и мы все танцевали. Ирина Поволоцкая учила меня танцевать танго! Оказалось, что слепоглухие очень любят танцевать, для них это не просто движение, это самовыражение".

В третьей лаборатории участвовали и волонтеры, и актеры. В четвертой был мастер-класс по движению на сцене с участием Евгения Миронова. Именно на этой встрече актеры стали погружаться в состояние слепоглухих людей — надели беруши и маски, потеряв возможность слышать и видеть. Потом было еще три лаборатории. Участники осваивали поверхности и пространство, босиком передвигаясь по репетиционному залу — актерам, глаза и уши которых были закрыты, помогали передвигаться слепоглухие, для которых эта задача оказалась более легкой. "С каждой встречей мы видели, что опасения, настороженность рассыпаются, и мы становимся друг другу ближе",— говорит Авдеева.

Несколько раз участники проекта ездили в интернат для слепоглухих детей в Сергиев Посад — там живут герои спектакля Даня и Владик, которые по состоянию здоровья присутствовать в театре не могут. В этом интернате актеры не только погружались в среду — там они понимали, кому и для чего нужен их проект. "Вы когда-нибудь были в этом интернате? — спрашивает Авдеева.— Там сотня качелей, и дети обожают качаться на них. У них так мало каналов общения с миром, но каждый из них они используют на всю катушку. Мы своим проектом хотим им помочь. Привлечь к ним внимание. Положить начало новой жизни для них. Дать им возможность учиться, работать, отдыхать".

Идею проекта художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову (в центре) подкинул председатель Фонда поддержки слепоглухих Герман Греф

Фото: Пресс-служба фестиваля "Территория"

Дорога, дерево, качели, сфера, танец — символы, объединяющие участников проекта. Символы мира, который обычные, зрячеслышащие люди, могут сделать доступным для слепоглухих. Даже музыка может стать им доступной. Профессор Александр Суворов сидит на стуле в репетиционном зале и играет на губной гармошке. Он немолод, ему трудно ходить без поддержки, но он играет музыку, которую любит. "Что вы играете?" — спрашивают его волонтеры. "Это "Салют Москве"",— говорит профессор. Волонтеры не знают такой музыки. Потому что это его собственный салют Москве.

Если ты слепоглухой, у тебя нет близких людей и ты не получил специального образования, чтобы общаться, ты не выживешь. У тебя нет ни единого шанса. Профессор Суворов, лишенный зрения и слуха с детства, такой шанс получил. В 1970-е годы он стал участником знаменитого Загорского эксперимента. Тогда основатель школы-интерната для слепоглухих в Загорске профессор Александр Мещеряков вместе с НИИ дефектологии АПН СССР и психологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова провел уникальный эксперимент, который дал возможность четырем слепоглухим студентам получить высшее образование. Профессор Мещеряков надеялся, что, получив образование и возможность коммуницировать с окружающими, студенты создадут организацию слепоглухих и будут помогать людям с такими проблемами. Четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих были переведены на психологический факультет МГУ. Сначала сотрудники лаборатории Мещерякова сидели на лекциях возле каждого слепоглухого студента, передавая слова преподавателя дактилем. Потом стали использовать магнитофон, запись с которого расшифровывалась рельефно-точечным шрифтом Брайля. Применяли для обучения и телетактор, который передавал печатный текст рельефно-точечной азбукой. В итоге преподаватели смогли общаться со студентами самостоятельно, проводить семинары и обсуждения. После шести лет обучения четверо дипломированных слепоглухих психологов покинули стены МГУ.

Сейчас профессор Суворов, доктор психологических наук, автор известной книги "Школа взаимной человечности", преподает в МГППУ и является ведущим научным сотрудником лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ.

Если бы Загорский эксперимент не закрыли, тысячи слепоглухих людей по всей стране смогли бы получить образование и работу. Сегодня, в условиях тотальной оптимизации в сфере образования, сложно представить себе, что такой эксперимент можно реанимировать в виде образовательного проекта. Поэтому 16-летняя Алена Капустьян, обладая высоким интеллектом, учится в коррекционной школе и не может поступить в вуз, а ее мама со страхом думает о скором выпуске Алены из школы-интерната и перемещении в четыре стены орехово-зуевской квартиры.

Профессор Суворов шутит с волонтерами и молодыми актерами. Его высокий голос разносится по всему залу — он задает легкий, непринужденный тон. Да, он болен, и ему трудно передвигаться, но ему никогда не изменяет веселое расположение духа. Виктория Авдеева пожимает ему руку — он узнает ее мгновенно по этому рукопожатию: "Это Вика! Вика — это эмоция". И снова заводит мелодию на губной гармошке. Музыки он не слышит, но она звучит в его голове.

Профессора Суворова в проекте "Прикасаемые" играет актер Егор Бероев. И профессор, и актер выйдут на сцену вместе, а во время спектакля даже будут импровизировать. Бероев знаком с особенными людьми, он учредитель фонда "Я есть", помогающего детям с синдромом Дауна, ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья. На открытии Паралимпийских игр в Сочи он нес тот самый российский флаг, которым Алена Капустьян закрывала Игры. Но встретились они только здесь, на проекте. "Эти люди — удивительные,— говорит Бероев.— Они открытые, они свободные, рядом с ними становишься таким же".

Паркет репетиционного зала перерезают ровные линии толстых веревок. Хрупкая Алена легко скользит по веревочному маршруту. Эффектная Ирина Поволоцкая, в кроссовках, с короткими серебристо-фиолетовыми волосами, танцуя, движется ей навстречу. Веревками обозначены маршруты слепоглухих и зрячеслышащих людей, которые будут ходить по сцене, не пересекаясь друг с другом, как это часто бывает и в обычной жизни. Но в какой-то момент веревки на сцене прикрепят иначе, маршруты изменятся, линии пересекутся. Как пересеклись когда-то Ирина и Дамир, счастливая пара. Дамир — глаза и уши Ирины, всегда рядом. Это ее связь с миром, ее шанс жить полной жизнью. Ирина потеряла слух позже остальных участников проекта. Она умеет говорить, она социализирована, уверена в себе. У нее есть свой сайт, она переписывается с друзьями в Facebook. Участники проекта называют ее "женщиной-космосом". В ней, кроме ярких красок и пластики, есть какая-то мощная энергия, позволяющая ей жить в полную силу. Но Ирина такая одна. Трагедия большинства слепоглухих людей заключается в том, что они не умеют говорить, общаться, попадают в дома инвалидов и ПНИ, замыкаются в себе, рано впадают в депрессию и погибают.

Видеть и слышать мир мы не можем. Но мы можем воспринимать пространство. Мы можем чувствовать. Театр дает нашим ребятам использовать все свои возможности

— Это проект про нас, про слепоглухих,— голос Ирины звучит высоко, с красивым незнакомым акцентом, похожим на иностранный.— Видеть и слышать мир мы не можем. Но мы можем воспринимать пространство. Мы можем чувствовать. Театр дает нашим ребятам использовать все свои возможности. Театр помогает им расслабиться и поверить миру. Я вижу, как ребята раскрываются.

Много лет Ирина общается со слепоглухими в творческом объединении "Круг". "Круг" для них — это выход в свет. Они могут общаться, пить чай, танцевать. Но Ирина говорит, что мир гораздо шире общества слепоглухих. И его можно открыть для слепоглухих. Поэтому она приняла приглашение проекта и привела в него своих друзей.

— Мы находимся в гетто, хоть я и не люблю это слово,— объясняет она.— И очень мало кому удается из этого гетто вырваться. Театр нам помогает. Я надеюсь, что отсюда никто уже не вернется в четыре стены.

Ирина и Алена продолжают свое движение по веревочным маршрутам. Профессор Суворов играет на губной гармошке, иногда он останавливается и начинает о чем-то рассказывать высоким грудным голосом. Рядом с ним тут же присаживается кто-то из актеров или волонтеров, слушает, поддерживает разговор дактильной речью. Дактилем здесь научились пользоваться все. Участники проекта постоянно обнимаются. Улыбаются. Приносят друг другу чай и бутерброды. В этом маленьком зале мир такой, каким он должен быть. Здесь нет стереотипов, которые активно создают и общество, и государство. Каждый участник проекта — свободный.

— Вы понимаете, почему они должны жить рядом с нами? — улыбается Виктория Авдеева.— Вы же видите, что каждый из них — это галактика? И как скучно мы живем, лишенные возможности видеть другие миры и галактики!

Эти слова могли бы быть финалом проекта "Прикасаемые". Но финала нет. Проект фестиваля "Территория" лишь начинает разговор о жизни особенных людей и каждого из нас в мире, где все маршруты когда-то пересекаются. Закончить этот разговор уже нельзя.

13 октября в Театре Наций покажут эскиз спектакля — интерактивную открытую лабораторию чувств, в которой участники проекта будут импровизировать, а зрители ощутят себя в роли Ирины, профессора Суворова и Алены.

Премьера спектакля пройдет только в марте. Но и тогда финала не будет. "Прикасаемые" только начинают жить.

Довольно сложно получить шанс внести в нашу культуру что-то значимое - что-то, о чём люди будут помнить ещё очень долго. На каждого успешного кинорежиссёра, музыканта, актёра или спортсмена приходится порядка шести тысяч человек с аналогичным уровнем таланта, которые никогда не получат признания. Другие погреются в лучах славы лишь пятнадцать минут, потому что так сказал Энди Уорхол (Andy Warhol).

Поэтому выбор одной из этих карьер нелогичен и граничит с безумием практически для каждого, но особенно это актуально для людей, представленных в этом списке, у которых были врождённые недостатки, которые вообще-то должны были остановить их при выборе данного карьерного пути. Хорошо, что им об этом никто не сказал.

10. Кинорежиссёр-новатор, снявший один из первых фильмов 3D, не мог видеть в 3D

Независимый фильм 1952 года под названием «Bwana Devil» был первым опытом массового просмотра фильма в 3-D. Крупные студии решили не отставать, и «Дом восковых фигур», выпущенный компанией «Warner Brothers» в 1953 году был первым цветным 3-D фильмом крупной киностудии. На роль злодея в фильме был выбран Винсент Прайс (Vincent Price), а режиссировать картину компания «Warner Brothers» пригласила Андре Де Тота (Andre De Toth), венгерца по происхождению и ветерана геройских вестернов и криминальных детективов. На бумаге это, без сомнений, был отличный выбор, но у Де Тота не хватало кое-чего весьма значительного, будучи ребенком, он потерял глаз.

Прайс вспоминает: «Когда они искали режиссёра для фильма, они наняли человека, который совсем не мог видеть 3-D! Андре Де Тот был очень хорошим режиссёром, но он действительно был неподходящим режиссёром для 3-D картины. Он видел всеобщий восторг и говорил: «Почему все так взволнованы по этому поводу?» Для него это ничего не значило. Но он сделал хорошую картину, хороший триллер. По большей части, картина стала успешной благодаря ему».

Фильм прочно утвердил жанр ужаса в стиле 3-D и Винсента Прайса, как звезду ужасов, даже несмотря на то, что режиссёр фильма никогда не знал причину восторга публики.

9. Пионер «Быстрого Рэпа» является астматиком


Многие из величайших рэперов в истории сказали бы вам, что они бы никогда не стали тем, кем они являются, если бы не Big Daddy Kane. Наряду с Rakim, KRS-One и коллегой по группе «Juice Crew» Kool G Rap, Big Daddy Kane стал пионером стиля со сложными, рифмами, состоящими из множества слогов и внутренних схем. Он, наверное, был первым признанным мастером «быстрого рэпа», и начинающие рэперы зачастую использовали два его первых альбома в качестве обучающих пособий.

Kane был также динамичным живым исполнителем, танцующим вместе со своей подтанцовкой, читая куплеты как из пулемёта. Это было бы невероятно сложным для любого человека, но должно было быть вообще невозможным для Kane, страдающего от сильных приступов астмы.

Астма может вызвать у страдающих от неё людей серьёзные, а иногда и опасные для жизни проблемы с дыханием, которые логически должны удерживать астматиков от выбора профессий требующих сверхчеловеческих уровней управления дыханием. Так что, несмотря на то, что Kane не был единственным MC, который разработал этот стиль, можно с уверенностью сказать, что он был единственным MC, который сделал это мучаясь от проблемы со здоровьем, которая будто специально была ему послана, чтобы он не занимался любимым делом. Кроме того, никто из других MC не танцевал также лихо как он.

8. Глухая актриса, получившая премию Оскар


Марли Мэтлин (Marlee Matlin) потеряла слух в возрасте 18 месяцев, что абсолютно не помешало ей добиться грандиозного успеха, причём такого, который в состоянии посрамить всех отлично слышащих лентяев. Она познакомилась с актёрским мастерством еще будучи ребёнком, получив главную роль в постановке детского театра под названием «Волшебник страны Оз» и продолжила работать в качестве актрисы и во взрослой жизни, получив юридическую степень в свободное время.

Будучи подростком, она сыграла главную женскую роль в постановке чикагского театра под названием «Дети меньшего Бога» (Children Of A Lesser God), и в 1986 году была выбрана на роль противоположную роли Уильяма Хёрта (William Hurt), в адаптации постановки в фильм. За свою роль 20-летняя Марли получила премию Оскар за лучшую женскую роль, став самой молодой актрисой, и единственной глухой актрисой, которая когда-либо выигрывала эту награду.

Марли сделала длинную, успешную карьеру в области телевидения, кино и в качестве автора детских книг, а также её собственной биографии, она также сыграла саму себя в «Family Guy» и появилась в «Seinfeld», доказав, что она также весёлая.

7. Брюс Уиллис заикался до 20 лет


Будучи ребёнком, Брюс Уиллис, по его словам, был беспокойным ребёнком. Поскольку вы знакомы с Брюсом, вы, вероятно, не очень удивились, но как и в случае многих первоклассных клоунов это был защитный механизм; «Если я могу заставить вас смеяться», сказал Брюс в интервью в 1990 году: «Вы не заметите, что я заикаюсь».

Это было огромной проблемой на протяжении всего детства и юности Уиллиса, и продолжалось, пока ему не исполнилось двадцать лет. Часто цитируют его выражение о том, что «у него уходило до трёх минут на то, чтобы закончить предложение» и он проходил терапию по улучшению речи на протяжении всей своей учёбы в школе. К счастью, в школе он обнаружил актёрское мастерство и понял, что когда он играл, его заикание проходило.

Сейчас он, конечно, является одним из наших самых любимых актёров, выиграл кучу Эмми и Золотых глобусов, и снялся в одних из самых успешных боевиках, и несмотря на то, что он давно уже не заикается, то чувство юмора, которое у него выработалось благодаря этой проблеме, к счастью, осталось.

6. Подающий Главной Лиги Бейсбола, сыгравший игру без хитов, родился без правой руки


За 135 с лишним лет истории профессионального бейсбола было сыграно меньше чем 300 игр без хитов, и только одна была сыграна парнем с одной рукой. Но справедливости ради, стоит отметить что, Джим Аббот (Jim Abbott) был единственным одноруким подающим, который когда-либо играл в профессиональный бейсбол, и те, кто следил за его любительской карьерой, вряд ли были удивлены.

Джим родился без правой руки, но люди, вероятно, перестали говорить ему, что он не должен играть в бейсбол в тот момент, когда в 1987 году он был назван лучшим спортсменом-любителем страны. Его команда победила кубинскую национальную сборную на Кубе, подвиг, который ни один подающий с двумя руками, не совершал в течение 25 лет, и закончил карьеру, выиграв неофициальную (в то время бейсбол был демонстрационным видом спорта) золотую медаль для США в летних Олимпийских играх 1988 года.

Затем он сделал беспрецедентный выбор карьеры, ну и что? Аббот никогда не выигрывал чемпионат, но получил несколько наград, на его счету очень приличный номер очков и он сыграл свою легендарную игру без хитов, которую можно с уверенностью сказать, не сыграет никогда другой парень с одной рукой. На данный момент он зарабатывает себе на жизнь в качестве мотивационного оратора, и с его квалификацией на эту должность никто не может поспорить.

5. Культовый автор писал в пьяном угаре


Стивен Кинг является одним из самых популярных авторов в истории, он продал примерно 350 миллионов экземпляров своих романов почти за 40 лет. Его легендарная сила описания и способность выжать ужас из безобидных вещей, сделали его невероятно успешным романистом, несмотря на то, что он не может вспомнить написание многих из своих ранних работ.

Дело в том, что Кинг это алкоголик с большой буквы, он также боролся с кокаиновой зависимостью в период между 70-ми и 80-ми годами. Некоторые из его самых известных работ - «Сияние», «Противостояние» и «Кладбище домашних животных», были написаны в таком запое, который сделал бы калеками всех, кроме самых отчаянных алкоголиков. Насколько далеко всё зашло? Кинг сказал, что он с трудом припоминает написание в частности двух романов, «Томминокеры» и «Куджо».

Он избавился от зависимости в конце 80-х годов и после короткого, но сурового периода писательского ступора, опять начал писать великолепные работы («Зелёная Миля», «Под Куполом»), считающиеся одними из лучших. Несмотря на серьёзную и ужасную автомобильную аварию, в которую он попал в 1999 году, он не ударился обратно в пьянство, и остается плодотворным писателем, работая над написанием романов с привычным энтузиазмом.

4. Один из величайших композиторов глух на одно ухо (и, вероятно, является шизофреником)


Движущая творческая сила группы «Beach Boys», Брайан Уилсон (Brian Wilson) бесспорно является одним из самых важных композиторов американской поп-музыки за всю историю. Его борьба с психическим заболеванием достаточно хорошо известна. Гениальные структуры аккордов и гармоний появлялись в голове одновременно с бестелесными голосам говорящими ему, что он умрет.

Но это ещё не всё. Основополагающая работа «Beach Boys», альбом под названием «Pet Sounds», вышедший в 1966 году был записан с появлением стерео. Его продюсером стал Уилсон, который был глух на одно ухо. Его сложные аранжировки и новаторские методы производства были бы сложными для продюсера с тремя ушами, не то, что с одним.

Хотя демоны Уилсона порой грозились пересилить его (в итоге чего, альбом, следующий за «Pet Sounds», под названием «Smile», пришлось отменить в конце 1966 года, в основном из-за его психического состояния), он временами приходил в себя, завершив выпуск альбома «Smile» в 2004 году. На сегодняшний день, Уилсон остается творческой силой, с которой не каждый может сравниться.

3. Самый любимый народом президент США страдал болезнью Аддисона (Addison’s Disease)

Все знают, что в мире нет сложнее работы, чем у президента США. Это говорят всем, кто претендует на это место и думает, что сможет справиться с этой работой. А говорят это потому, что человек должен быть чуточку сумасшедшим, чтобы обладать нечеловеческой выносливостью, психической энергией и способностью принимать быстрые решения - то есть обладать всем тем, что необходимо для этой работы.

Джон Фицджеральд Кеннеди возможно самый любимый народом президент США не должен был обладать ни одним из выше озвученных качеств, и на это есть очень специфическая причина. Болезнь Аддисона это жестокое аутоиммунное заболевание, которое было у Кеннеди. Оно атакует надпочечники, которые производят адреналин. Адреналин можно сравнить с видом топлива, на котором работают люди, и одним из основных симптомов заболевания является сильная усталость. Помимо усталости люди испытывают головокружение, мышечную слабость, тошноту и трудность в нахождении в стоячем положении, другими словами, в ретроспективе, кажется, что Кеннеди должен был быть всё время в постели.

Ему был поставлен диагноз в 1940-х годах, но был в состоянии удержать это в секрете до 1960 года, когда он был избран президентом. Кеннеди оказался способным выдерживать физические нагрузки, связанные с работой президента и, несмотря на перепады настроения и депрессию, которые также являются симптомами Аддисона, он успешно проводил переговоры в самых напряженных дипломатических ситуациях в истории цивилизации. Можно смело сказать, что болезни не удалось удержать его от выполнения обязанностей.

2. Слепой мультиинструменталист, получивший премию «Грэмми»


Стивленд Хардэуэй Джадкинс (да, Стивленд), лучше известный как Стиви Уандер (Stevie Wonder), ослеп вскоре после своего рождения. Он, конечно, является создателем одних из величайших мелодий поп-музыки в истории. Его имя было увековечено в Зале славы рок-н-ролла (Rock and Roll Hall Of Fame). Кроме того, он считается одним из лучших вокалистов, которые когда-либо стояли перед микрофоном. Большинство людей знают, что Стиви может играть на пианино, но это только верхушка айсберга.

Несмотря на то, что он никогда на самом деле не видел ни одного инструмента, Стиви может играть почти на всех инструментах. Практически на всех, включая барабаны, на которых он сыграл свой самый знаменитый хит (и одну из лучших песен за всю историю), под названием «Superstition». Он также играл на басе, гитаре, клавинете и любом другом инструменте, участвующим в записи, за исключением трубы и саксофона, которые он уступил паре студийных музыкантов. И это не единичный случай.

Не стоит и говорить о том, что большинство зрячих музыкантов не являются такими талантливыми. Большинство из них также не записало хита, который был первым во многих рейтингах, к 12 годам. Никто из них также не выпускал пяти классических альбомов подряд, не создавал самых незабываемых песен, стоящих наряду с творчеством Битлз, и не получал 25 премий «Грэмми». Это к тому, что его сценическое имя (Wonder в переводе с английского значит «Чудо») было подобрано не просто так.

1. Кассовый автор детективного жанра страдала дислексией


Имя Агаты Кристи является синонимом завораживающих тайн и сумасшедших поворотов сюжета. Она практически изобрела их наряду с остальной частью современного детективного жанра. Сказать, что она является одним из самых успешных писателей всех времён - не сказать ничего. По некоторым подсчетам, по всему миру было продано четыре миллиарда копий романов Агаты Кристи. Это число уступает только Уильяму Шекспиру, о котором вы, возможно, слышали мимоходом.

Агата Кристи добилась всего этого, несмотря на то, что сам факт писания (или чтения) должен был быть невероятно сложным для неё - Агата Кристи страдала дислексией, неспособностью к обучению, характеризующейся трудностью в различении звуков в написанных словах. Она также страдала от депрессии, и всё же смогла зарекомендовать себя довольно быстро в качестве уважаемого автора в то время, когда женщин фактически не принимали всерьёз.

В то время как Агата Кристи не является единственным автором, которому приходилось бороться с дислексией, она является единственным автором (страдающим дислексией или нет, мужчиной или женщиной, человеком или инопланетянином), который смог продать практически столько же своих книг, сколько их продал Шекспир. Она стала основоположницей литературных конвенций, которые используются до сих пор, почти сто лет спустя.

Поделиться