Биотические связи в природе хищничество. Типы биотических связей

Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе.
Н. Рерих.

В течение многих лет работаю над темой « Формирование экологической культуры и этичного отношения к окружающему миру». Развитие природы и человеческого общества невозможно друг без друга. Экологическое образование в настоящее время признаётся образованием для устойчивого развития. Содержание курса биологии в 9-11 классах особенно благоприятствует для формирования представлений о причинах существования устойчивых экосистем, их саморегуляции. Убеждена, что любому современному человеку необходимо владеть теоретическими основами экологических взаимодействий; нужно быть, прежде всего, экологически грамотным. Это показатель общей культуры каждого из нас. Незнание или игнорирование биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека оборачиваются экологическими катастрофами. Понимание причинно-следственных связей в природе должно стать элементом мировосприятия каждого человека. Стараюсь донести до сознания школьников, что забота об окружающем мире не заканчиваются уроком или проведенным мероприятием. Она остается на всю жизнь.

«Сегодня история человечества решает вопрос о возобладании гуманного или негуманного мировосприятия, – писал выдающийся мыслитель-гуманист Альберт Швейцер. – Только победа гуманистического восприятия над негуманистическим позволит нам с надеждой смотреть в будущее».

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • Образовательная : Показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе.
  • Развивающая : Работать над формированием познавательного интереса к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.
  • Воспитательная : Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие взаимодействие живых организмов; презентация «Экологические взаимоотношения организмов».

Ни один живой организм на нашей планете не может существовать изолированно, сам по себе.

Организмы образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию.

Совокупность взаимоотношений между организмами – биотические факторы среды.

Цель урока: Выяснить влияние основных биотических факторов друг на друга. Раскрыть причины различных взаимоотношений между организмами. Учиться распознавать типы взаимоотношений и приводить конкретные примеры.

4. Работа над новым материалом.

4.1. Рассказ учителя.

Взаимоотношения организмов:

а) внутривидовые:

  • факторы, характеризующие отдельную популяцию (численность, возрастную структуру, соотношение полов, среднюю продолжительность жизни организмов, их плодовитость, динамику численности популяции);
  • физиологические факторы, характеризующие образ жизни, поведение организмов; ритмы суточной и сезонной активности.

б) межвидовые:

  • полезные или позитивные – симбиоз;
  • вредные или негативные – антибиоз;
  • безразличные – нейтрализм.

4.2. Характеристика взаимоотношений.

(Рассказ учителя можно чередовать сообщениями заранее подготовленных учеников. Объяснение сопровождать показом иллюстративного материала. Запись терминов на доске).

Симбиоз – форма взаимоотношений, при которых организмы или один из них извлекает пользу от взаимодействия.
Некоторые клеточные структуры эукариот (митохондрии, хлоропласты, центриоли) возникли в результате серии симбиозов.

Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние.

Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

  • Антагонизм (- -) – взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.
    Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.
  • Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни.
    Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы – за места гнездования.
  • Каннибализм – частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.
    Примеры: пауки, акулы.
    К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.
    Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.
  • Аменсализм (0 -) – взаимоотношение, безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.
    Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.
    Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Нейтрализм (0 0) – форма взаимоотношений,при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно.
Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.
Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

5. Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

– Можно ли рассматривать отсутствие каких-либо реальных контактов между особями или популяциями двух видов одним из типов их экологического взаимодействия? Что такое нейтрализм?

Возможные ответы-рассуждения:

– Взаимодействия могут не проявляться достаточно явно. . .

– Ученым, в некоторых случаях, может просто не хватать знаний для выявления этих взаимодействий. . .

– В природе истинный нейтрализм редок. . .

– Нейтрализм- альтернативная взаимодействию форма существования видов. . .

6. Решение экологической задачи.

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности / увеличение количества кошек, которых заводят старые девы / уменьшение количества мышей / увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши / повышение урожайности клевера / увеличение удоя у коров в данной местности.

7. Закрепление изученного материала.

Презентация «Экологические взаимоотношения организмов». (Приложение ).

Выполнение самостоятельной работы (задание в презентации).

– Используя знания о животных и растениях нашей местности, дополните своими примерами.

В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.

Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

Биотические факторы среды В природе существуют сложные и разносторонние связи как внутри популяций, так и между популяциями различных видов. Своей жизнедеятельностью организмы оказывают влияние на другие организмы, формируя так называемую биотическую среду.

Под биотическими факторами понимают конкретные формы таких взаимодействий. Они носят самый разнообразный характер. Одни организмы могут служить пищей для других или являться для них средой обитания, другие настолько связаны между собой, что не могут существовать по отдельности. Не менее сложны отношения между особями в пределах популяции.

В 1939 г. учёные Клементс и Шелфорд дали таким взаимодействиям наименование «коакции», т.е. взаимодействия.

Выделяют 2 типа взаимодействий, или реакций: внутривидовые, или гомотипические (греч. homoios - «одинаковый»), и межвидовые, или гетеротипические (греч. heteros - «разный»).

Биотические отношения

Эффект группы

Эффект группы, или групповой эффект, - это оптимизация физиологических процессов, ведущая к повышению жизнеспособности особей при их совместном существовании. Это влияние группы как таковой и числа особей в группе на поведение, физиологию, развитие и размножение особей своего вида через различные органы чувств.

Многие насекомые (сверчки, тараканы, саранчовые, тли и др.) в группе растут и созревают быстрее, чем в одиночку. Эффект группы проявляется у очень многих видов, которые могут нормально размножаться и выживать только в том случае, когда они объединяются в крупные группы.

Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих данное положение, может служить баклан Бугенвиля, гнездящийся на скалистых островах вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки, в частности у берегов Перу. Баклан может нормально существовать лишь при условии, если в его колонии насчитывается не менее 10 000 особей и на 1 м2 площади размещается 3 гнезда.

Известно, что для выживания стада африканских слонов в нём должно быть не менее 25 особей, а наиболее продуктивные стада северных оленей состоят не менее чем из 300 - 400 особей. В огромные стада собираются мигрирующие антилопы гну.

Рис. 3. Африканские слоны Рис. 4. Северные олени

Крупные колонии образуют императорские пингвины.

Рис. 5. Императорские пингвины Рис. 6. Антилопы гну

Эффект группы проявляется как психофизиологическая реакция каждой конкретной особи на присутствие других особей своего вида.

Например, у овец вне стада учащаются пульс и дыхание, а при виде приближающегося стада эти процессы нормализуются. У одиночно зимующих летучих мышей уровень метаболизма значительно выше, чем у зимующих большими скоплениями. Повышенные затраты энергии ведут к истощению организма, что часто заканчивается его гибелью.

Эффект группы проявляется в ускорении темпов роста животных, повышении плодовитости и средней продолжительности жизни индивидуума и т.д. В группе животные способны поддерживать оптимальную температуру. Особенно наглядно это демонстрируется примерами общественных насекомых - пчёл, муравьёв.

Рис. 7. Муравейник Рис. 8. Ёж

Животные, ведущие одиночный образ жизни, не подчиняются эффекту группы. Если таких животных искусственно заставить жить вместе, у них повышается раздражительность, учащаются столкновения, многие физиологические показатели отклоняются от нормы. У типичных одиночек, например у ежей, в группе потребление кислорода повышается до 134%.

Эффект массы

Популяции большинства организмов испытывают колебания плотности (численности). Повышение плотности популяции обычно имеет отрицательное значение для жизни особей из-за недостатка пищи, самоотравления среды, массовых заболеваний и т.д.

В перенаселённых группах мышей, крыс размножение иногда совсем прекращается.

Эффект массы вызывается не только психическими взаимодействиями между особями (стрессовые ситуации), но и изменениями в среде обитания, происходящими при чрезмерном увеличении плотности популяции. Например, при размножении жучка мучного хрущака в муке постоянно накапливаются экскременты, что приводит к ухудшению качества муки как среды обитания. В результате наблюдается резкий спад плодовитости и повышение смертности на всех стадиях развития жука - от яйца до имаго, т.е. взрослого насекомого

Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции. Данная закономерность известна как принцип Олли .

Внутривидовая конкуренция

Внутривидовая конкуренция как форма взаимодействия между особями одного вида также относится к гомотипическим реакциям. Формы проявления внутривидовой конкуренции различны. Например, это может быть территориальное поведение, когда животное защищает место своего размножения и окружающее его пространство.

Рис. 9. Самцы антилопы

Рис. 10. Самцы колюшки

К внутривидовой конкуренции относится и социальная иерархия, характеризующаяся появлением в популяции особей доминирующих и подчинённых.

Рис. 11. Походный порядок в стаде павианов

Исследователь Ирвин де Воре в течение многих лет изучал жизнь павианов в Африке. Оказывается, даже когда стадо павианов находится в походе, каждое животное занимает в нём строго определённое место. Самки, детёныши и самцы-вожаки находятся в центре стада, а по краям, выполняя роль охраны, - молодые самцы. В случае серьёзной опасности, при появлении леопарда, вперёд выходят вожаки, так называемые альфа-самцы.

Конкуренция (лат. concurro - «сталкиваться») - взаимоотношения организмов, при которых они используют одни и те же ресурсы окружающей среды при дефиците последних.

Рис. 12. Борьба рыси и росомахи за добычу

Различают два вида конкуренции - прямую и косвенную. При прямой конкуренции борьба особей-соперников нередко приводит к столкновениям. Так, росомаха может пытаться отнять у рыси добытого зайца.

Косвенная конкуренция - это конкуренция, которая не предполагает непосредственного взаимодействия особей. Она происходит опосредованно.

Рис. 13. Г.Ф. Гаузе

Классическим примером межвидовой конкуренции являются описанные российским учёным Георгием Гаузе опыты по содержанию популяций двух видов инфузорий на одном и том же ограниченном питании.

Принцип конкурентного исключения : если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытесняет другого.

В 1937 г. немецкий ботаник Молиш ввёл термин «аллелопатия».

Аллелопатия (от греч. allelon - «взаимный», pathos - «страдание») - взаимодействие организмов посредством специфически действующих продуктов обмена.

Например, орех и дуб своими фитонцидами угнетают травянистую растительность под кроной.

Симбиоз (греч. symbiōsis - «совместная жизнь») - это различные формы совместного существования организмов разных видов.

Термин «симбиоз» предложил де Бари в 1879 г. Основой для возникновения симбиозов могут служить такие взаимоотношения, как питание одного из партнёров за счёт другого неиспользованными остатками пищи, поселение на поверхности или внутри тела другого и т.д.

Симбиоз бывает факультативным , т.е. необязательным, когда каждый из организмов при отсутствии партнёра может жить самостоятельно, и облигатным , т.е. обязательным, когда самостоятельное существование невозможно.

В 1906 г. Гертвиг сузил границы симбиоза до мутуализма. Именно в такой трактовке понятие симбиоза употребляется многими отечественными учёными.

Облигатный мутуализм (лат. obligatus - «обязательный» и mutuus - «взаимный») - форма обязательного взаимовыгодного сотрудничества.

Рис. 14. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

Классический пример симбиоза - лишайники (сожительство гриба и водоросли) - относится как раз к облигатному мутуализму. Гифы гриба (микроскопические нити, составляющие его тело) образуют всасывающие отростки, проникающие внутрь протопласта клеток водорослей. Через них гриб получает вещества, ассимилированные в результате фотосинтеза водорослями. Воду и минеральные вещества водоросли получают из гиф гриба. Но постепенно гриб убивает клетки водорослей и переходит к самостоятельному сапрофитному питанию. Стойкие симбиотические отношения формируются между шляпочными грибами и высшими растениями.

Рис. 15. Лишайники Рис.16.Шляпочныегрибы

Факультативный мутуализм (лат. facultatis - «возможный») - это сотрудничество, которое не является обязательным, так как каждый из рассматриваемых видов может существовать самостоятельно.

Рис. 17. Носорог и воловьи птицы Рис. 18. Кафрский буйвол и египетская цапля

Комменсализм (лат. com - «совместно» и mensa - «стол», «трапеза») - форма симбиоза, при которой один из членов системы (комменсал) питается остатками пищи или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.

Рис. 19. Медведь и чайки

Формы комменсализма

Пищевые (нахлебничество , или сотрапезничество ), например, когда медведи вылавливают из рек рыбу, идущую на нерест, около них нередко держатся чайки и кормятся остатками рыбы, выроненными медведями. Подобные картины наблюдаются на реках Аляски, Камчатки во время хода лососёвых на нерест.

Жилищные (квартиранство ) и др. Например, в норах грызунов поселяются другие животные.

Существует также довольно много форм отношений, при которых один вид использует другой как средство передвижения. Рыба-прилипала присасывается к телу акулы и таким образом передвигается.

Рис. 20. Акулы и рыбы-прилипалы

На жуках-навозниках можно увидеть мельчайших клещиков (это подвижные личинки гамазовых клещей). Благодаря жукам они расселяются. Также поступают мучные клещи, прикрепляясь к телу подвижных насекомых и даже мышей. Это явление, когда один организм перемещает в пространстве другой, получило название форезии (греч. phoréo - «ношу»).

Аменсализм

Аменсализм (от греч. а - отрицательная частица и лат. mensa - «стол», «трапеза») - это взаимоотношения, при которых возникают отрицательные условия для одной из популяций: угнетение роста, размножения и др., в то время как вторая популяция негативным воздействиям не подвержена.

Рис. 21. Ель и светолюбивые травянистые растения

Аменсализм в основном встречается у растений. Например, светолюбивые травянистые растения, растущие под елью, испытывают угнетение в результате сильного затенения её кроной, тогда как для самого дерева их соседство может быть безразличным.

Хищничество

Хищничество - это способ добывания пищи и питания животных (реже растений), при котором они ловят, умерщвляют и поедают другие организмы.

В основе отношений «хищник - жертва» лежат пищевые связи. Обычно вид-хищник нападает на вид-жертву, которым он питается, например: щука - хищная рыба - питается другими мелкими рыбами; хищный жук жужелица нападает на гусениц.

Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Например, волки ежегодно убивают лишь 25% оленей, что приблизительно соответствует ежегодному приросту популяции оленей. Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на определённом уровне.

Рис. 22. Охота львов на антилопу

Рис. 23. Хищники и жертвы

Рис. 24. Волк на охоте

Рис. 25. Печёночный сосальщик


Рис. 26. Свиной цепень

Антибиоз – предполагает невозможность сосуществования, когда один вид вызывает гибель другого. Примером служат взаимоотношения бактерий и ряда плесневых грибов, способных выделять антибиотики против бактерий.

Симбиоз – напротив,предполагает возможность совместного существованияорганизмов разных видов.

Мутуализм (+,+). Оба взаимосвязанных вида, воздействуя друг на друга, получают от этого определенные преимущества, и эта связь взаимовыгодная и обязательная для их сосуществования. Примером служит сожительство бактерии - кишечной палочки в кишечнике человека, при котором нормальное пищеварение и всасывание ряда витаминов в кишечнике человека возможно только при участии этих бактерий, а кишечная палочка находит там среду обитания и источник питания.

Протокооперация (+,+). Взаимоотношения взаимовыгодные, но они не являются обязательными. Пример: пчелы и цветковые растения.

Нейтрализм (0,0) – Две популяции никак не влияют друг на друга. Однако между ними могут иметь место косвенные связи. Например, жители одного леса: грызуны, землеройки, белки, дятлы, не соприкасающиеся друг с другом, тем не менее, все зависят от запаса семян деревьев, т.е. от одного пищевого ресурса.

Комменсализм (+,0). Один из видов (комменсал) получает выгоду, тогда как другой (хозяин) от этого взаимодействия не получает никакого влияния. Примером являются кишечные амебы, питающиеся в кишечнике человека не причиняя ему видимого вреда.

Синойкия (+, 0) (от греч. syn – вместе, oikos – дом) или квартирантство – сожительство, при котором один партнер использует другого только как жилище. Например, пресноводная рыбка горчак откладывает икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков. Икринки, защищенные раковиной моллюска, развиваются, не нанося вреда хозяину.

Конкуренция (-,-). Конкуренция может быть внутривидовой (более жесткой) и межвидовой. Она возникает, когда двум популяциям требуется один и тот же ресурс, имеющийся в недостатке. Поэтому присутствие каждой популяции отрицательно сказывается на другой. Конкуренцией в широком смысле слова называется любое взаимно отрицательное отношение между видами. Оно возникает в борьбе за пространство, пищу, свет, убежище и т.д.

Хищничество (+,-). Возникает если между видами наблюдаются только пищевые взаимоотношения, а пространственные отсутствуют. Популяция хищников уничтожает и потребляет членов популяции жертвы, но эволюционно выигрывают оба участника системы: хищники имеют корм, а популяция жертвы оздоравливается хищниками. Пример: лиса – мышь.

1. В зависимости от локализации в организме хозяина :

2. По длительности связи с хозяином :

Постоянные

Временные

Личиночная (ларвальная)

Имагинальная

Дополнительный - второй промежуточный хозяин, в теле которого происходит развитие последующих личиночных стадий.

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

1.Симбиоз

- сожительство (от.греч.сим - вместе, биос - жизнь) - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.

Симбиоз подразделяется на мутуализм, протокооперацию и комменсализм.

- форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Типичный пример мутуализма - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиконосцы помимо благоприятного микроклимата получают в кишечнике пищу и условия для размножения.

- форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров.

- форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.

Комменсализм, в свою очередь, подразделяется на квартиранство, сотрапезничество, нахлебничество.

- форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков - беззубок. Отложенные икринки развиваются в идеальных условиях снабжения чистой водой.

- форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

- форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат взаимоотношения рыбы-прилипалы, обитающей в тропических и субтропических морях, с акулами и китообразными. Передний спинной плавник прилипалы преобразовался в присоску, с помощью которой та прочно удерживается на поверхности тела крупной рыбы. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении их передвижения и расселения.

2.Нейтрализм

- тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно.

Например, белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом.

3.Антибиоз

- тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.

- форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют.

- тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д.

- тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

- соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяции. Примеры: птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

- соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов. Примеры межвидовой кокуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев. Поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.

- форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран.

Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в сообществе, определяя его

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Формы биотических связей в природе.

Рис.18.1. Человек (с.406 – Ярыгин, 85г.)

Плоских и Круглых червей.

3. Медицинскую арахноэнтомологию , которая изучает представителей типа Членистоногих (клещей и

насекомых) и являющихся переносчиками, природными резервуарами и возбудителями заболеваний

человека.

Так, например:

терапевт в совей практике встречается с больными у которых поражён кишечник (лямблии), печень (эхинококк, сосальщики), лёгкие (лёгочный сосальщик), злокачественное малокровие (анкилостомы, лентец широкий) и др.;

педиатр сталкивается с проблемой несовершенной иммунной системы у детей, возникающей при заражении анкилостомидами, вызывающими физическое и умственное недоразвитие детей;

нейрохирург – оперативно удаляет финны свиного цепня, эхинококка, поражающие мозг человека и др.

ФОРМЫ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ПРИРОДЕ

Организмы разных видов в биоценозах находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Существует две основные формы межвидовых взаимоотношений:

1. Антибиоз – невозможность сосуществовать двух видов организмов, основанная на конкуренции прежде всего за источник питания.

Примером может служит взаимоотношение сапрофитных бактерий и плесневых грибов. Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами за счёт интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат неблагоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего метаболизма – антибиотики. В результате среда используется либо грибами, либо бактериями, успевшими попасть в неё и размножиться раньше.

2. Симбиоз – тип взаимоотношения двух биологических видов, при котором регуляция отношений с внешней средой осуществляется обоими партнерами с обоюдной пользой.

а) мутуализм – такая форма сожительства, при которой оба партнера приносят друг другу какую-либо пользу и симбиотическое существование их выгодно для обоих;

Примером таких взаимоотношений является сожительство человека с микрофлорой его кишечника, основным компонентом которой являются разнообразные штаммы бактерий кишечной палочки.

Бактерии в таком сожительстве находят благоприятную среду обитания и неисчерпаемый источник питания. Нормальное же пищеварение в кишечнике и всасывание ряда витаминов возможно только при участии бактерий. После длительного лечения больных различными инфекционными заболеваниями с помощью антибиотиков у них нередко наряду с подавлением жизнедеятельности болезнетворных бактерий наблюдается состояние дисбактериоза – гибель нормальных бактерий кишечника и усиленное размножение бактерий нечувствительных к антибиотику, и микроскопических грибов, которые в свою очередь сами могут явиться причиной заболевания. Для восстановления нормальной кишечной микрофлоры часто необходимым является искусственное заселение пищеварительной системы человека симбионтными штаммами кишечной палочки.

б) комменсализм – форма симбиоза, при которой один вид использует остатки или излишки пищи другого, не причиняя ему видимого вреда;

Часто комменсалы даже поселяются в теле хозяина, не снижая его жизнеспособности.

Примером комменсалов являются непатогенные ротовая и кишечная амёбы, живущие в пищеварительной системе человека и питающиеся бактериями;

в) хищничество – это особый способ жизни, при котором один организм (хищник ) живет за счет другого (жертва ), убивая его;

Формы паразитизма чрезвычайно многообразны. С точки зрения обязательности паразитического образа жизни для данного вида, различают истинный иложный , а также облигатный и факультативный паразитизм .

Поделиться