Сообщение на тему история кубани в архитектуре. Памятники Кубани

Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…

К двадцатилетию победы в Великой Отечественной войны столица Кубани была украшена замечательным монументальным комплексом. На Площади Победы, открытой рядом с парком имени Горького, возвысилась пятиметровая фигура советского воина - победителя германского фашизма. С гордо поднятой головой, в руках знаменитый автомат ППШ, а под ногами поверженное фашистское знамя. Таким запомнили советских солдат жители тысяч и тысяч городов и деревень Восточной Европы от Волги до Эльбы.

Не забудут никогда подвигов воинов-освободителей и жители Кубани. Гитлеровский режим полгода хозяйничал на нашей земле, запятнав себя чудовищными преступлениями, которым нет никакого оправдания. Не легко далось частям Советской Армии освобождение столицы Кубани. 1800 воинов сложили свои головы в боях за Краснодар. Их памяти и посвящен монументальный комплекс.

По бокам центральной фигуры воина-освободителя, словно склоненные знамена, установлены две стелы. На левой изображен момент жестокого боя за Краснодар, а на правой - сердечная встреча жителями города своих освободителей.

Памятник отлит из бетона с диоритовым наполнителем, вся его поверхность тщательно отчеканена. В фундамент монумента был заложен контейнер с историческими сведениями о героях освободителях Краснодара, а также имена его авторов и строителей.

С момента открытия комплекса минуло четыре десятилетия, но он по-прежнему приковывает к себе внимание краснодарцев и гостей города. Каждый год в день Великой Победы к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни кубанцев.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II является самым знаменитым памятником на Юге России. Он расположен в историческом центре города Краснодара, на площади им. А.С.Пушкина, бывшей Атаманской площади.

Сооружался памятник по проекту знаменитого петербургского скульптора М.О.Микешина к столетнему юбилею переселения черноморских казаков на Кубань. После смерти М.О.Микешина работу над памятником продолжил скульптор Б.В.Эдуардс.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Памятник представлял собой статую императрицы, от ног которой ниспадает длинный свиток - грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. У основания фигуры князь Потёмкин-Таврический, войсковой судья Черноморского войска Антон Головатый, кошевой атаман Сидор Белый и войсковой есаул Захарий Чепига. По другую сторону были помещены знамёна и войсковые знаки, жалованные императрицей новому краю и его войску. С задней стороны памятника были помещены фигуры слепца-кобзаря и его повадыря. Ниже написан текст кобзаря. На фасаде помещался список побед Черноморского, а позднее Кубанского казачьего войска, список побед героев, изображённых на памятнике. По нижнему цоколю, вокруг пьедестала, перечислялись все кубанские атаманы. Памятник просуществовал тринадцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города, но в 1920 году был разобран и уничтожен.

9 сентября 2006 года монумент был воссоздан краснодарским скульптором А.А. Аполлоновым. Восстановление памятника длилось несколько лет, многие фрагменты пришлось придумывать заново, сверяя их с музейными аналогами. Скульптором были добавлены фамилии последних наказных кубанских атаманов. С трёх сторон цоколя установлены копии старинных казачьих бронзовых пушек, в ансамбль памятника входят три чугунных фонаря. Кронштейны фонарей упираются в щиты с вензелем Екатерины II, а шпили фонарей украшены геральдическими орлами из золоченной бронзы.

Памятник ЕкатеринеII необходим нам, чтобы знать историю нашего города и казачества.

Памятник А.С. Пушкину

Памятники, установленные людьми - словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.

1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.

Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.

Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка - именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.

Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.

Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.

Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

В дни празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре Валерий Пчелин запечатлел двух собак, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за руки.

Вдохновила скульптора идея стихотворения Владимира Маяковского "Собачкина жизнь" - "озверение людей и очеловечивание зверей". Автор повести написал ее в Краснодаре, который прозвал Собачкиной столицей.

Сегодня две бронзовые фигуры влюбленных собак, одетых, как люди стоят возле здания со старыми часами, где влюбленные Краснодара часто назначают свидания. Теперь, как надеется художник, молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение, хочется улыбнуться и на душе становится светлей, и это - здорово. Памятник влюблённым собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. По мнению архитектора города Александра Кузнецова, скульптура будет исполнять желания, если "потереть лапку собакам".

Образ собаки обычно олицетворяют с преданностью и любовью. Именно эти животные часто скрашивают одиночество своих хозяев. Эта преданность может длиться годами, что заслуживает уважения и признания. Вот почему памятники собакам - не такая уж и редкость.

В России еще много памятников, посвященных четвероногим друзьям.

Таких легендарных собак по всему миру можно насчитать немало. Может быть, поэтому из всех животных именно ей посвящено больше всего памятников.

Памятник "Казакам - основателям земли Кубанской"

7 апреля 2005 года в Краснодаре перед зданием администрации Краснодарского края состоялось торжественное открытие памятника "Казакам - основателям земли Кубанской".

Памятник работы известного кубанского скульптора Александра Аполлонова был отлит в Ростове и 12 марта доставлен в столицу Кубани на вертолете. Открытие было запланировано на 7 апреля, так как в этом году именно на этот день приходился православный праздник Благовещенья.

Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.

По словам скульптора А. Аполлонова, бронзовая фигура представляет собой собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально всадник был "одет" по образу запорожских казаков, переселившихся в конце XVIII века на Кубань. Однако по распоряжению губернатора А. Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев.

Высота скульптуры казака - 4 метра 20 сантиметров, общая высота памятника вместе с постаментом - 7, 2 метра.

В своей речи губернатор Кубани А. Ткачев сказал: "Я уверен, что этот памятник создан на века, и я очень хотел бы, чтобы и наши дети, проходя мимо, еще раз задумывались - кто мы и что мы, и о нашем предназначении на кубанской земле».

Затем в честь открытия памятника состоялся парад казачьих сотен, войск краснодарского гарнизона, курсантов военных училищ и воспитанников кадетских корпусов. Завершилась торжественная церемония выступлением Кубанского казачьего хора.

Памятник Г.Ф.Пономаренко

14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие - открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.

Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.

Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров - скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.

Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.

При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой - так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

У этого памятника воистину удивительная судьба.

Появившись в Екатеринодаре на исходе XIX века, он в течение двух десятилетий был наряду с памятником Екатерине II и Триумфальной аркой своеобразной визитной карточкой столицы Кубани. Но бурные революционные годы не пощадили эти замечательные произведения искусства.

Создание памятного обелиска было приурочено к празднованию двухсотлетия Кубанского казачьего войска, торжественно отмеченного в октябре 1896 года. Екатеринодарская Городская Дума выделила серьезные денежные средства и поручила создание памятника лучшему кубанскому архитектору Василию Андреевичу Филиппову.

Фактически Кубанское казачье войско было создано в 1860 году путем слияния Черноморского и Линейного казачьих войск, а двухсотлетний юбилей праздновал в 1896 году старейший в Линейном войске Хоперский полк, призванный на официальную службу в ряды Российской Армии Петром Великим во время штурма турецкой крепости Азов. Об этих событиях, а также о героической службе кубанских казаков во славу России повествуют четыре мемориальные плиты обелиска.

Сооружение столь масштабного для Екатеринодара памятника было делом не легким, и его торжественное открытие состоялось позже юбилея - в мае 1897 года. Тем не менее, в праздничных мероприятиях участвовала буквально вся Кубань, ведь обелиск символизировал незыблемую связь многих поколений запорожских, черноморских, линейных, донских и, конечно же, кубанских казаков.

В 20-е годы ХХ века с вершины обелиска исчез позолоченный двуглавый орел - символ императорской России, а в 30-е годы памятник был и вовсе разобран. Столь вопиющая несправедливость была исправлена в самом конце века. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска состоялась новая закладка памятника, а через два года он предстал перед жителями Кубани в своем первозданном виде. Столь сложная работа по воссозданию обелиска была выполнена ведущим краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Скульптура «Аврора»

В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда, перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка - в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду - символ веры в светлое будущее нашей страны.

«Аврора» стоит сейчас на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом. В советское время здесь велись археологические раскопки, но курган оказался пуст.

Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник-архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В.. Причем, всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.

Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало, и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.

Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника - 16,8 метра. К сожалению, не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть - Советам, мир - народам».

Памятники архитектуры Кубани - особый вид культурного наследия. На страницах сайта имеются адреса, описание и фото лучших памятников архитектуры Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Этот памятник истории находится рядом с пос. Лазаревское. В июле 1839 года несколько кораблей остановились около устья реки Псеузапсе. Ими были доставлены войска, материалы для строительства, чтобы возводить форт, продукты на два месяца. К ноябрю этого же года возвели укрепление, названное «форт Лазарева». Сначала у берега Черного моря их сооружали из дерева, а привозили в разобранном состоянии из Таганрога и Ростова. В 1840 году после боя это укрепление взяли убыхи и шапсуги.

    0 м до центра города

    На отвесном берегу Анапского мыса в 1955 году был установлен маяк, в последствии ставший местом встреч жителей и гостей города Анапа. Башня маяка включает в себя восемь граней с тремя чёрными горизонтальными полосами.43 метра над уровнем моря составляет высота центрального огня. 18,5 мили составляет дальность действия огня. Помимо красного группопроблескового огня маяк оснащён радиотехническими средствами: радиостанцией, автономным дизелем-генератором и радиомаяком.

    0 м до центра города

    Набережная является главной городской достопримечательностью. Это уникальное сооружение архитектуры самое длинное в мире. Ее протяженность составляет больше 10 км. Балюстрада на ней изящная, плавно огибает городскую бухту, а пицундские сосны, растущие пышно позволяют укрыться в тени от жаркого солнца, разнообразные клумбы цветов. С набережной можно любоваться морем. По вечерам и по ночам набережную освещает тысяча огней. В ресторанах звучит музыка, отдыхающие наслаждаются прохладным вечером.

    0 м до центра города

    Дача Хлудова была построена в 1896 году по проекту московского архитектора Л.Н. Кекушева. Здание представляло собой двухэтажное сооружение с хозяйственными постройками в виде сказочного терема в русском стиле. Спустя два года Василий Хлудов не жалея средств, основал парк с экзотическими растениями с разных уголков мира. Этот сад послужил основанием современному парку «Ривьера». Новой владелицей дачи Хлудова стала жена губернского секретаря Марья Золина в 1909 году. Через несколько лет,в период с 1920 по 1930 годы, в здании дачи располагалось Сочинское курортное управление.

    0 м до центра города

    В 1874 году похожее на маяк сделали в Сочи. Тогда в этот город приплывали пароходы Общества торговли и пароходства. Когда они прибывали в ночное время, то в простом фонаре зажигали огонь на возвышенности побережья. Когда море было неспокойно, из-за чего трудно было сообщаться с берегом – поджигали фальшфейеры красного цвета. Потом одним бизнесменом были предложены услуги для этого общества по постройке маяка. Предложение было решено принять, и на скалистом побережье в 1874 году на высоте 35 метров над морем стали строить маяк.

    0 м до центра города

    В 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе началось строительство одного из отечественных музеев на воде и одного из важных стратегических кораблей, крейсера «Михаил Кутузов». Этот объект имеет важное историческое значение в событиях, связанных с Черным морем. Также этот корабль является шедевром судостроения XX века.

    0 м до центра города

    Самый современный памятник в Краснодаре появился в Городском парке 26 сентября 2011 года в рамках международного проекта «Мир Добра». Памятник посвящен всем добросовестным гражданам, творящим добрые дела без всякой выгоды для себя, организаторы акции называют их ангелами добра. Такие памятники до Краснодара уже были установлены в 29 городах России. Теперь Краснодар имеет статус города, в котором царствуют гуманизм и добро.

    0 м до центра города

    Частью комплекса Новороссийского исторического музея-заповедника и частью комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» является памятник-ансамбль «Малая Земля», открытый в 1982 году. Аналогов этот памятник не имеет, что подчеркивает его уникальность. Особенным он считается благодаря наличию символических композиций, изображений, картин на памятнике, а также списка имен тех, кто участвовал в боях и погиб в битве за Новороссийск.

    0 м до центра города

    Адлерский маяк является самым старым маяком России, годом его «рождения» является 1898. Удивительно, но маяк до сих пор действующий – современные корабли также ориентируются на него. Еще одной особенностью маяка является то, что он считается самым южным объектом России. Высота маяка по нынешним меркам невелика – 11 метров. Расстояние луча, который посылает маяк в море – порядка 13 метров. Маяк способен передавать как световые, так и радиосигналы.

    0 м до центра города

    Мало кто удивится тому, что Центральная набережная Адлера стала наиболее популярным местом для прогулок среди туристов, приехавших в город отдохнуть. Потрясающий вид на Черное море и Кавказский хребет – именно то, что нужно для умиротворенного времяпрепровождения.

    Сравнительно небольшая протяженность (около 2 километров) не мешает набережной объединять 2 городских пляжа. Кроме активного отдыха днем, тут продуман вечерний досуг. Благо, улица освещена сотнями огней.

    0 м до центра города

    Какой же южный город не может не похвастаться своей набережной? К тому же, Анапе действительно есть чем хвастаться. Местные жители даже шутят, что если собираетесь выйти прогуляться по набережной, то надевайте очень удобную обувь, так как прогулка предстоит долгая. Сбоку от центральной дороги находятся множество сувенирных магазинчиков, ресторанов, кафе, магазинов. А с другой стороны променад украшен фонтанами, фонарями и цветниками. Но украшением этой достопримечательности считается фонтан под названием «Вода и камень», что на улице Крестьянской, а также часы из цветов.

    0 м до центра города

    В 1908 году археолог Николай Веселовский начал раскопку кургана прямо около Анапы и нашел старинный склеп. Аккуратно продолжив работу, ученым стало понятно, что ничего ценного здесь нет, так как здесь уже побывали вандалы, которые и разграбили захоронение. К счастью, арочные потолки и сами стены строения чудом сохранились в отличном состоянии. Героон был полностью реконструирован. Точнее, его полностью разобрали и перенесли прямо в центр Городского сада города Анапы. Но, в 1917 году склеп был сильно поврежден в результате действия революции.

    0 м до центра города

    Анапа – старый город, история которого сложна, интересна и неординарна. Некоторое время он находился под владением турецкого султана Абдулы Гамида. И если этот факт и упоминается во многих книгах, то из достопримечательностей об этом периоде напоминают только Русские ворота. Построены они были еще в 1783 году султаном для укрепления позиций турецкого владычества на этом побережье Крымского полуострова. Состояла она когда-то из семи мощных бастионов, окруженных рвом глубиной 4.5 метров. Все строение было дополнительно защищено каменной стеной высотой 8 метров.

    0 м до центра города

    Возле села Возрождение города Геленджик, расположены древние дольмены - сооружения, возраст которых более пяти тысяч лет. Они принадлежат эпохе бронзового века. Первое упоминание о подобных сооружениях датированы 1749 годом Петром Палласом. Академик открыл их в этих местах и и стал изучать необычные строения. Он отметил, что все рисунки на стенах сделаны очень символическим образом. Притом эти рисунки были сделаны примерно во время строительства. Дольмены были обнаружены в нескольких местах - на горе Нексис, у рек Жане и Пшада, а так же у посёлка Широкая щель.

    0 м до центра города

    Эта знаменитая достопримечательность г. Геленджик, находящаяся на Лермонтовском бульваре. Не смотря на то, что ему больше 100 лет, он работает по сей день. Его построил архитектор из Франции Франсуа де Тонде. Благодаря ему у маяка стала первоклассная для тех лет оптика. Он был сделан в 1875 году. Эта достопримечательность является старейшим из работающих маяков на Черном море. Это башня с четырьмя углами сделанная из камня, высотой 13 метров.

    0 м до центра города

    В городе Витязево, который был основан в 19 веке черноморскими греками, множество интересных и красивых мест. Обладая лечебными грязевыми источниками, чистым морем, пляжами, развивается туристическая инфраструктура и в город ежегодно приезжает множество гостей. Одной из достопримечательностью, которая предстает перед любым человеком, который приехал в Витязево, это набережная Паралия. Она отличается от многих набережных в других городах, которые идут параллельно морям или рекам. Паралия начинается практически в центре, проходит через Витязево и выходит к Черному морю.

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ 2

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ.................................................................................................................... 2

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ................................................................... 3

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО 3

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ.............................................................................................................................. 4

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ.......................................................................................................................................... 5

ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА........................................................................................................................ 7

ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ................................................................................................................................... 10

ЗОЛОТОЕ СОЗВЕЗДИЕ.................................................................................................................................................. 13

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.............................................................................................................................................. 15

КОМПЛЕКСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ...................................................................................................... 16

ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: МЫСЫ, БЕРЕГОВЫЕ СКАЛЫ И КОСЫ......... 18

ГРЯЗЕВЫЕ ВУЛКАНЫ............................................................................................................................................. 19

ПЕЩЕРЫ........................................................................................................................................................................ 20

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УНИКУМЫ:ВОДОПАДЫ.............................................................................................. 21

ИСТОЧНИКИ................................................................................................................................................................ 22

ПОЛЯНА ДРУЖБЫ......................................................................................................................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТА ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУБАНИ............................................................... 24

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни че­ловека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установ ть это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного че­ловека - ручное рубило.

Климат нашего края был тогда относительно теплый. Зем­ли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разно­травье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в то время в большей мере такие растен я, как самшит и тис. Изобиловал разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олен и и косули, зубры, медведи и барсы. Во­ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным по­холоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па круп ых жи­вотных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не бы­ло, селится под скальными навесами строит простые жили­ща, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещер­ных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская .

Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому побережью, но и по северному склону Кав­казского хребта. На обширных степных просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизо ов, оленей, диких лоша­дей и ослов. Все оци становились добыче человека. Одна из наиболее изученных стоянок - Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у основания камням . Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров, же щи ы - собирательством. Съедобные растения могл надолго обеспе­чить питанием людей во время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем облав и загонов. Орудиями бы и уже не ручные рубила, а остроконечники, скребла, кремневые ножи и наконечники копий.

В эпоху неолита (V-IV тысячелетия до нашей эры) родо­вые общины, жившие на территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься земледелием. Но окончательно земледелие зав евало себе прочное место в эпо­ху медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени относятся наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине поселка Каменномостского. Оно было ограждено каменной стеной, дома располагались вдоль стен, а центральная часть поселения служила для загона скота. Население занималось мотыжным земледелием и скотовод­ством. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда - топоры, тесла, ножи, наконечники стрел, скребки, вкладыши для серпов и другие делались еще из камня. Медных изделий было мало.

В то время, когда скифы жили в степях Северного При­черноморья, Прикубанье и восточное побережье Азовского моря заселили племена меотов. По образу жизни, занятиям и культуре очи напоминали скифов, но принадлежали к кавказ­ской группе племен. Так же, как и у скифов, часть меотских племен, обитавшая в степных районах Прикубанья, вела ко­чевой образ жизни, разводя огромные табуны лошадей, ота­ры овец, стада крупного рогатого скота, передвигаясь с места на место в поиска новых пастбищ. В кургане у аула Уляп вместе с вождем было погребено около 500 лошадей - це­лый табун. Но основную массу населения составляли земле­дельцы. Они жили оседло в небольших поселках, располо­женных у рек и лиманов. Особенно густо было заселено пра­вобережье р. Кубани. Река с ее крутыми берегами давала надежную защиту от нападения врагов. С напольной стороны поселки были окружены земляными валами и рвами. По валу иногда возводились крепостные стены, построенные из двух рядов плетня с насыпанной между ними землей. За стенами тесно жались друг к другу маленькие глинобитные домики, крытые соломой и камышом. Жизнь на поселении начина­ ась, когда первые лучи солнца озаряли восток и ночная мгла покидала степь. В поле вы зжали пахари, пастухи гна­ли стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы за­кинуть большие сети. Пахота производилась деревянным плугом в который впрягали несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячме ь, просо. Хранили зерно не в амбарах, а в ямах - зернохрани ищах. Во дворах стояли каменные руч­ные «мель ицы». Они состояли из деревянного столика с вер­тикальной стойкой и двух прямоугольных каменных плит - жерновов. Из зерен изготовляли муку и различные крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотово­дов, жили в поселках также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались густые столбы дыма - это гон­чары начинали топить печи, в которых обжигалась посуда. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и кувшины различной формы и величины, миски, бока­лы, чаши, кружки, вазочки и др. Некоторые кувшины распи­сывались белыми и розовыми красками. Кроме гончаров, бы­ли и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники, плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры. В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Иногда к поселку приплывали большие гребные суда, гру­женные различными товарами. Все население спешило на ме­сто торжища. Боспорские купцы выгружали на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы, сверкающие на солнце медные шлемы и панцири и другие изделия масте­ров боспорских городов. Жители поселка предлагали в обмен кожи и меха, зерновой хлеб. вяленую рыбу и «живой» товар - рабов. Это были военнопленные, которых продавали в рабство грекам. Во главе дружины становится военачальник. Прежнее равенство в роде. племени исчезает, выделяются богатые и з атны семьи. Вождей своих они хоронят в боль­ших курганах с пышным обрядом погребения. Так же как и скифы, меоты убивали слуг вождя, его рабов и рабынь, лоша­дей и погребали в могиле вместе со своим владыкой.

Как часто в суете дней проводятся параллели между словами, задумывается ли обыватель о происхождении и значении той или иной лексемы? Памятник - это то, что призвано беречь воспоминания. Причем не обязательно ему быть рукотворным - достаточно мыслей и слов. Мы практически ежедневно проходим мимо монументов, скульптур, мемориалов, просто старинных или привлекательных с архитектурной точки зрения зданий, которые есть в любом населенном пункте. В них скрыта история поколений, нации, державы в целом. Например, таким является памятник Екатерине 2 в Краснодаре. Сегодня уже далеко не каждый знает, что этот город в прошлом долгое время назывался Екатеринодаром.

Каждый населенный пункт обладает особенным обликом, своим шармом и обаянием, манящей привлекательностью и какими-то зачастую неуловимыми чертами, благодаря которым безошибочно узнается среди других. Большому городу индивидуальность сохранить сложнее, не утратить себя в безумном ритме жизни, став безликим. Однако можно с уверенностью отметить, что это не грозит населенным пунктам, где есть памятники архитектуры. Краснодар, например, может похвастаться немалым их количеством.

Дар Императрицы и Самодержицы Всероссийской

Город Краснодар уже в самом своем названии содержит четкое указание на то, что в его истории имел место подарок. И правда, эти благодатные земли с мягким климатом и чрезвычайно удачным расположением были даром великой императрицы казакам, которые решили обосноваться на Кубани. Со временем этот город приобрел большое значение для России, а памятники Краснодара лишний раз это подчеркивают.

Так, за два с лишним века существования на территории этого населенного пункта возникло весьма значительное количество разнообразнейших скульптур. Памятники удивляют, восхищают, вызывают улыбку или слезы, одним словом, наполняют город жизнью, а его улицы - смыслом.

По следам уходящих веков

Архитектурные памятники Краснодара - это не просто те или иные здания, имеющие определенную культурную, эстетическую ценность, но и один из ликов этого населенного пункта, который открывается тем, кто умеет видеть и читать между строк. Здесь много сооружений различного характера, которые были построены в XIX-начале ХХ в. Они пережили революцию и немецкую оккупацию, непростые годы становления и развития СССР. Есть и много достопримечательных сооружений советского периода. Каждая эпоха делает свой след в виде зданий и памятников.

Культовые сооружения

Среди сонма сооружений различных конфессий особенного внимания заслуживает большой храм в городе - Свято-Екатерининский кафедральный собор, окончательно завершенный столетие назад и сохранивший сквозь все лихолетья свои купола, освящающие Краснодар. Также стоит обратить внимание на войсковой собор Александра Невского, который прозвали белым храмом за чистейшие каменные стены, устремленные ввысь, к золоту шпилей. Необычно закругленной формой здания притягивает взгляды недавно построенный в Краснодаре святого Либория.

Памятники Краснодара, принадлежащие обществу

Не менее примечательны и здания женского епархиального училища и кубанской общины сестер милосердия. В первом случае на рубеже веков возник уникальный проект с необычной узорчатой каменной кладкой, шикарной лепниной на фасаде и потрясающими витражами вместо привычных стекол. Обитель общины представляла собой образец стиля модерн, воплощенный в красном кирпиче с кованой ажурной лестницей. Совершенно новым архитектурным решением было и Мариинское училище благородных девиц, построенное по проекту архитектора Косякина и ставшее одним из красивейших краснодарских сооружений.

Настоящим украшением дореволюционного города была и гостиница «Централь», удивлявшая всех своей легкостью, нарядностью, особенной воздушной красотой. А вот дом инженера Батырбека Шарданова считали зданием с излишествами, однако разве можно отвести взгляд от лепнины и элементов в стиле барокко, рельефных изображений крылатых львиц и шлемовидного купола? Такие здания восхищают своей привлекательностью и притягивают к себе взоры прохожих.

Можно назвать шедеврами некоторые местные памятники архитектуры. Краснодар, благодаря им, надолго остается в мыслях гостей города и туристов. Можно еще отметить построенную перед революцией почтово-телеграфную контору. Теперь в этом здании находится уникальный Музей почты и центральное ее отделение. Нельзя пройти мимо комплекса построек и войсковой богадельни.

Еще одна достопримечательность - Башня Шухова. Это уникальная по своей конструкции водонапорная вышка. Построена она в Краснодаре в конце 30-х годов. Именно она смогла вдохновить Алексея Толстого на великолепный роман о гиперболоиде инженера Гарина.

Естественная красота

Памятники Краснодара - это не только скульптуры и здания, но и сама природа. Ведь город расположен в уникальной местности. Обилие зелени во всех ее проявлениях делает его весьма привлекательным для тех, кто любит прогулки в тишине и уединении, в гармонии с природой. Так, старейший городской парк имени Горького славится своими дубами, насчитывающими не одну сотню лет, а также редкими растениями, например гинкго.

Ботанические сады также могут рассчитывать на звание «Памятники природы Краснодара». Например, ботсад, принадлежащий Кубанскому государственному аграрному университету, собрал на своей почти 4-гектарной территории более 1700 видов растений из различных уголков планеты, причем часть из них включена в Красную книгу. Это очень тихое и спокойное место с практически ручными белками и вольерами для птиц пользуется неизменной популярностью у тех, кто умеет ценить естественную красоту флоры и фауны.

Наилучшее время для посещения дендрария, которым ведает Кубанский государственный университет, - пора цветения редких лотосов, желтого и орехоносного. Кроме того, здесь есть и серьезная база для научных исследований. Посмотреть, как распускаются бледно-розовые кувшинки, можно на небольшом озере возле маленького храма, расположенного на окраине Краснодара.

Кроме того, интерес представляют более чем столетняя Чистяковская роща с веревочным городком - настоящей находкой для маленьких непосед, парк «Солнечный остров» с приватным зоопарком, открытый несколько лет назад парк «Рождественский» с барбекю-зоной.

В память о Воине-освободителе

Как в годы существования так и непосредственно уже в Российской Федерации памятники Краснодара пополнялись новыми экземплярами, призванными почтить тех, кто пал во время боевых действий либо стал жертвой террора.

Годы Второй мировой - одни из самых трагических в истории страны. Забывать их нельзя, а напоминания будут нелишними. Самым первым стал обелиск «Героям битвы за Кубань», который был воздвигнут уже в последние дни войны на средства казаков одной из станиц. Неудивительно, что памятник представляет собой летящего на коне всадника с саблей. К 20-летию разгрома фашистов на площади Победы установили монумент в честь воинов-освободителей.

Нашлось место и для мемориальных комплексов. Так, на территории вот уже почти 40 лет расположена скульптурная композиция, воплотившая собирательный образ всех замученных оккупантами краснодарцев, число которых перевалило за 13 тысяч.

Военно-братский открытый в 1985 году, повествует о тех тысячах павших воинов Страны Советов, которые были похоронены на городском кладбище Краснодара.

Белая гвардия

Кровавым вихрем по России пронеслись годы Гражданской войны. Не прошли они и мимо Кубани, что тоже нашло отражение в памятниках. Так, в 1967 году был открыт монумент во славу воинов Красной Армии, изгнавшей из города белогвардейские войска.

В те годы полярность была очевидной: красные - хорошие, белые - плохие. Однако кубанское казачество в полной мере никогда не поддерживало коллективизацию и прочие нововведения Советской власти. Поэтому среди населения было достаточно много погибших людей, которые воевали на стороне противников революции. Разумеется, все они были забыты, и упоминать их имена запрещалось. Лишь только в современной России, в 1998 году, установили обелиск как дань памяти всем кубанцам, которые пали жертвами Гражданской войны, вне зависимости от их политических убеждений.

Памятники г. Краснодара, посвященные воинам, отдавшим свои жизни вдали от родины

Около трехсот жителей Кубани не вернулись из Афганистана живыми. И в память о них в городе установили монумент Сынам Кубани, павшим в Афганистане. В основу его концепции лег символ самолета, который и возвращал на родную землю погибших. Этот памятник и по сей день является местом сбора «афганцев», которые приезжают со всего Краснодарского края почтить своих боевых товарищей.

Кроме того, существует и мемориальный комплекс, состоящий из храма-часовни святого великомученика и покровителя воинов Димитрия Солунского, а также памятной арки. Он посвящен кубанцам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в военных операциях в Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Не забыли и о жертвах терактов в Москве, Буденновске, Дагестане, Волгодонске, Буйнакске.

Аллея славы

К двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года приурочили и открытие Аллеи славы, расположенной в Мариинском сквере. Она стала данью памяти в первую очередь тем героям, которые принесли России победу над Францией: Кутузову и Багратиону, Барклаю де Толли, Ермолову, Ушакову, Давыдову, Воронцову, Гудовичу, Раевскому. Органично вписался сюда и бюст светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Его светлость хоть и не имеет отношения к Отечественной войне, но оставил неизгладимый след в истории. Имеется и памятник Суворову в Краснодаре - бронзовый бюст великого генералиссимуса, установленный еще в 2004 году на месте одной из линий укреплений. В какой-то степени именно этот монумент символизирует собой Краснодар, поскольку Суворову принадлежит заслуга окончательного присоединения Кубани к России.

Отдельные личности

В числе городских достопримечательностей много разнообразных памятников, запечатлевших того или иного деятеля или вымышленного персонажа. В частности, в наследство от СССР остались фигуры и бюсты К. Маркса, Г. Димитрова, В. Ульянова-Ленина. Особенно повезло последнему, поскольку изображение вождя мирового пролетариата есть практически в каждом населенном пункте Российской Федерации. Не исключение и Краснодар. Памятник Ленину, установленный в городе в 20-х годах, является творением скульптора К. А. Дитриха. Этот монумент входит в число самых первых скульптур, посвященных вождю пролетариата, которые были сделаны в СССР.

Имеется в городе и монумент - дань уважения великому поэту. Памятник Пушкину в Краснодаре расположен неподалеку от одноименной библиотеки. Установку его приурочили к двухсотлетнему юбилею со дня рождения поэта, поскольку народная любовь и уважение к нему не ослабевают. Чеканный бронзовый профиль, горделивая осанка - именно таким предстает Пушкин перед гостями и жителями столицы Кубани.

Первый памятник Екатерине 2 в Краснодаре был возведен еще в 1907 году и стал своеобразной благодарностью от казаков за подаренные земли. Однако жизнь у монумента была недолгая: с приходом новой власти уже в 1920 году фигуру императрицы отправили на переплавку и благополучно забыли о ее существовании. Долгий путь к восстановлению был начат в начале нулевых, и вот в 2006-м памятник Екатерине Великой вновь торжественно открыли. Отлитый по старым чертежам, он изображает правительницу мудрой и по-настоящему величественной, в окружении верного Потемкина и, конечно же, атаманов Черноморского казачьего войска: Антона Головатого, Захария Чепеги и Сидора Белого.

По мотивам фильмов и картин

Один из наиболее любопытных экземпляров - памятник в Краснодаре Шурику и Лидочке. Это герои популярной комедии советских времен. «Вечные студенты» не иначе как призваны напоминать учащимся ныне в стенах расположенного неподалеку Кубанского технологического университета о важности образования. Нашел свое воплощение в бронзе и великий комбинатор - краснодарский вариант Остапа Бендера расположен рядом с Золотым теленком.

Памятники города Краснодара включают в себя еще одну достопримечательность - скульптурную композицию запорожцев, пишущих письмо турецкому султану. Она создана по мотивам картины И. Е. Репина. Кстати, рядом с казаками осталось свободное место, и каждый гость города может присесть и сфотографироваться с запорожцами.

О достопримечательностях столицы Кубани можно рассказывать и писать если не бесконечную историю, то весьма продолжительную. Однако лучшим решением будет не просто читать написанные кем-то строки, а увидеть их воплощение в режиме реального времени. Посетите Краснодар, прогуляйтесь по его зеленым улочкам, насладитесь красотами города. И обязательно сходите в местные музеи, не оставьте без внимания живописные скверы, парки и аллеи. И, конечно, памятники города заслуживают к себе самого пристального внимания. В Краснодаре никому не будет скучно, всегда есть куда сходить и что посмотреть.

Поделиться