Революция 1989 г в восточной европе. Бархатные революции в восточной европе, их последствия

Восточная Германия стала первым примером открытого сопротивления населения тоталитарному коммунистическому строю, навязанному советским руководством. Теперь уже известно, что события, аналогичные тем, что произошли в ГДР, впоследствии имели место и в ряде других социалистических стран Восточной Европы. Особенно масштабно они проявились в Польше, Венгрии, Чехословакии. Неоднократно лишь ввод советских войск, их операции по подавлению народных выступлений, либо угроза ввода войск позволяли сохранить мятежные страны в составе советского военно-политического блока.

ГДР после восстания. В самой ГДР, несмотря на либерализацию государственной политики в отношении рабочих и других слоев населения, последовавшего за этим улучшения материальных и других условий жизни, еще целый ряд лет имело место серьезное отчуждение между народом и властью. Партийные материалы, готовившиеся для внутреннего пользования, говорили о том, что «в рабочих коллективах и среди населения еще нет ясного представления о 17 июня как о фашистской провокации», что «еще не преодолена точка зрения, будто бы события 17 июня стали выражением недовольства со стороны рабочих коллективов партией и правительством».

В течение всего времени существования ГДР продолжалось бегство населения на Запад. С октября 1949 по август 1961 г. страну покинули свыше 3 миллионов человек. Только в июле 1961 г. оттуда бежали более 30 тысяч человек.

Берлинская стена. 13 августа 1961 г. за одну ночь власти ГДР с помощью советских военных специалистов возвели вокруг Западного Берлина стену. Пограничники ГДР получили приказ открывать огонь на поражение против всех, кто попытается преодолеть эту стену. Так было подавлено «голосование ногами» против коммунистического режима ГДР. Однако и после этого находились смельчаки, пытавшие преодолевать возведенную преграду. Нередко их попытки заканчивались трагически.

«Бархатная революция». В 1989 г. благодаря перестроечным процессам, происходившим в СССР и проводившейся им внешней политики на основе «нового политического мышления», в Восточной Европе созрели условия для демократизации. В октябре-ноябре 1989 г. в результате массовых народных выступлений («бархатной революции») коммунистический режим в восточно-германском государстве пал. Вскоре Берлинскую стену снесли, разбили, а ее кусочки стали едва ли не самыми популярными в мире сувенирами.

18 марта 1990 г. в ГДР впервые за 40 лет были проведены свободные выборы и по воле народа 3 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ, образовалось единое германское государство. С объединением Германии после ряда формальных юридических процедур прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.

Выражение "бархатная революция" появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Оно не вполне отражает характер событий, описываемых в общественных науках термином "революция". Этот термин означает всегда качественные, коренные, глубокие изменения в социальной, экономической и политической сферах, которые приводят к трансформации всей общественной жизни, смене модели устройства общества.

Что это такое?

"Бархатная революция" - то общее название процессов, протекавших в государствах Центральной и Восточной Европы в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Крушение в 1989 году Берлинской стены стало своеобразным их символом.

Название "бархатная революция" эти политические перевороты получили потому, что в большинстве государств совершались бескровно (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание и самовольная расправа c Н. Чаушеску, бывшим диктатором, и его женой). События везде, кроме Югославии, произошли относительно быстро, почти мгновенно. На первый взгляд, схожесть их сценариев и совпадение по времени вызывает удивление. Однако давайте разберемся в причинах и сущности этих переворотов - и мы увидим, что эти совпадения не случайны. Данная статья даст определение термина "бархатная революция" кратко и поможет разобраться в ее причинах.

События и процессы, происходившие в Восточной Европе в конце 80-х и начале 90-х годов, вызывают интерес политиков, ученых, широкой общественности. Каковы же причины революции? И в чем их сущность? Попробуем ответить на эти вопросы. Первой в целом ряду подобных политических событий в Европе стала "бархатная революция" в Чехословакии. С нее и начнем.

События в Чехословакии

В ноябре 1989 года произошли коренные перемены в ЧССР. "Бархатная революция" в Чехословакии привела к бескровному свержению коммунистического строя в результате акций протеста. Решающим импульсом стала организованная 17 ноября студенческая демонстрация в память Яна Оплетала, студента из Чехии, погибшего во время протестов против оккупации государства нацистами. В результате событий 17 ноября ранения получили более 500 человек.

20 ноября студенты объявили забастовку, и во многих городах начались массовые демонстрации. 24 ноября в отставку подал первый секретарь и некоторые другие руководители коммунистической партии страны. 26 ноября прошел грандиозный митинг в центре Праги, участниками которого стали около 700 тысяч человек. 29 ноября парламент отменил действие конституционной статьи о руководстве коммунистической партии. 29 декабря 1989 года Александр Дубчек был избран председателем парламента, а Вацлава Гавела избрали президентом Чехословакии. Причины "бархатной революции" в Чехословакии и других странах будут описаны ниже. Ознакомимся также с мнениями авторитетных экспертов.

Причины "бархатной революции"

Какими же причинами мотивирована столь коренная ломка общественного строя? Ряд ученых (например, В. К. Волков) внутренние объективные причины революции 1989 года видят в разрыве между и характером производственных отношений. Тоталитарные или авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием для научно-технического и экономического прогресса стран, тормозили интеграционный процесс даже в пределах СЭВ. Почти полувековой опыт стран Юго-Восточной и Центральной Европы показал, что они сильно отстали от передовых капиталистических государств, даже от тех, с кем были когда-то на одном уровне. Для Чехословакии и Венгрии это сравнение с Австрией, для ГДР - с ФРГ, для Болгарии - с Грецией. ГДР, лидируя в СЭВ, по данным ООН, в 1987 году по ВОП на душу населения занимала лишь 17-е место в мире, ЧССР - 25-е место, СССР - 30-е. Увеличивался разрыв в уровне жизни, качестве медицинского обслуживания, социальной обеспеченности, культуре и образовании.

Стадиальный характер начало приобретать отставание стран Восточной Европы. Система управления с централизованным жестким планированием, а также сверхмонополизмом, так называемая командно-административная система порождала неэффективность производства, его загнивание. Это стало особенно заметно в 50-80-е годы, когда в данных странах задержался новый этап НТР, выведший Западную Европу и США на новый, "постиндустриальный" уровень развития. Постепенно, к концу 70-х годов, началась тенденция к превращению социалистического мира во второстепенную социально-политическую и экономическую силу на мировой арене. Лишь в военно-стратегической области у него оставались сильные позиции, да и то в основном из-за военного потенциала СССР.

Национальный фактор

Другим мощным фактором, благодаря которому осуществилась "бархатная революция" 1989 года, стал национальный. Национальная гордость, как правило, была ущемлена тем, что авторитарно-бюрократический режим напоминал советский. Бестактные действия советского руководства и представителей СССР в этих странах, их политические ошибки действовали в том же направлении. Подобное наблюдалось в 1948 году, после разрыва отношений между СССР и Югославией (результатом которого стала затем "бархатная революция" в Югославии), в ходе судебных процессов по образцу московских предвоенных и т. д. Руководство правящих партий, в свою очередь, перенимая догматический опыт СССР, вносило свою лепту в изменение местных режимов по советскому типу. Все это рождало ощущение, что такой строй навязан извне. Этому способствовало вмешательство руководства СССР в события, происходившие в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968-м (позднее совершилась "бархатная революция" в Венгрии и Чехословакии). В сознании людей закреплялась мысль о "доктрине Брежнева", то есть ограниченном суверенитете. Большинство населения, сравнивая экономическое положение своей страны с положением соседей на Западе, начинало невольно связывать воедино политические и экономические проблемы. Ущемление национальных чувств, социально-политическая неудовлетворенность оказывали свое воздействие в одном направлении. В результате этого начались кризисы. 17 июня 1953 года кризис произошел в ГДР, в 1956 году - в Венгрии, в 1968-м - в Чехословакии, а в Польше он происходил неоднократно в 60-х, 70-х и 80-х годах. Они, однако, не имели позитивного разрешения. Эти кризисы только способствовали дискредитации имеющихся режимов, накоплению так называемых идейных сдвигов, которые обычно предшествуют политическим переменам, созданию негативной оценки партий, находящихся у власти.

Влияние СССР

В то же время они показали, почему авторитарно-бюрократические режимы были стабильными - они принадлежали к ОВД, к "социалистическому содружеству", испытывали давление со стороны руководства СССР. Любая критика существующей реальности, любые попытки внести коррективы в теорию марксизма с позиций творческого понимания с учетом существующей действительности объявлялись "ревизионизмом", "идеологическими диверсиями" и т. д. Отсутствие в духовной сфере плюрализма, единообразие в культуре и идеологии приводило к двоякомыслию, политической пассивности населения, конформизму, что разлагало личность нравственно. С этим, конечно, не могли смириться прогрессивные интеллектуальные и творческие силы.

Слабость политических партий

По нарастающей начали возникать в странах Восточной Европы. Наблюдая за тем, как происходит перестройка в этих стран ожидало подобных реформ у себя на родине. Однако в решающий момент выявилась слабость субъективного фактора, а именно отсутствие зрелых политических партий, способных осуществить серьезные перемены. Правящие партии за долгое время своего бесконтрольного правления потеряли творческую жилку, способность к обновлению. Утратился их политический характер, который стал всего лишь продолжением государственной бюрократической машины, все больше терялась связь с народом. Интеллигенции эти партии не доверяли, молодежи уделяли недостаточно внимания, не могли найти с ней общий язык. Политика их лишилась доверия населения, особенно после того как руководящий состав все сильнее разъедала коррупция, стало процветать личное обогащение, утратились моральные ориентиры. Стоит отметить репрессии против недовольных, "инакомыслящих", которые практиковались в Болгарии, Румынии, ГДР и других странах.

Казавшиеся мощными и монопольными правящие партии, отделившись от государственного аппарата, постепенно начали разваливаться. Начавшиеся споры насчет прошлого (оппозиция считала компартии ответственными за кризис), борьба между "реформаторами" и "консерваторами" внутри них - все это парализовало в известной мере деятельность данных партий, они понемногу теряли боеспособность. И даже в подобных условиях, когда политическая борьба сильно обострилась, они все же надеялись, что имеют монополию на власть, но просчитались.

Возможно ли было избежать этих событий?

Неизбежна ли "бархатная революция"? Вряд ли можно было ее избежать. Прежде всего это объясняется внутренними причинами, о которых мы уже упоминали. То, что случилось в Восточной Европе, во многом результат навязанной модели социализма, отсутствия свободы для развития.

Начавшаяся в СССР перестройка, казалось, дала толчок для социалистического обновления. Но многие руководители стран Восточной Европы не смогли понять уже назревшую необходимость кардинального переустройства всего общества, оказались неспособны принять сигналы, посылаемые самим временем. Привыкшие лишь получать указания сверху партийные массы оказались в этой ситуации дезориентированными.

Почему не вмешалось руководство СССР?

Но почему же предчувствовавшее скорые перемены в странах Восточной Европы советское руководство не вмешалось в ситуацию и не отстранило от власти прежних руководителей, своими консервативными действиями лишь усиливавших недовольство населения?

Во-первых, не могло быть и речи о силовом давлении на эти государства после событий апреля 1985 года, вывода Советской Армии из Афганистана и заявления о свободе выбора. Это было ясно для оппозиции и руководства стран Восточной Европы. Одних это обстоятельство разочаровывало, других оно "окрыляло".

Во-вторых, на многосторонних и двухсторонних переговорах и встречах в период с 1986 по 1989 год руководство СССР неоднократно заявляло о пагубности застоя. Но как же реагировали на это? Большинство глав государств в своих действиях не показывали стремления к изменениям, предпочитая осуществить лишь самый минимум необходимых перемен, который не затрагивал в целом механизм сложившейся в этих странах системы власти. Так, лишь на словах приветствовало перестройку в СССР руководство БКП, пытаясь с помощью множества перетрясок в стране сохранить действующий режим личной власти. Главы КПЧ (М. Якеш) и СЕПГ (Э. Хонеккер) сопротивлялись переменам, стремясь ограничить их упованиями на то, что якобы перестройка в СССР обречена потерпеть крах, влияние советского примера. Они все еще надеялись на то, что при сохранившемся относительно неплохом уровне жизни можно пока обойтись без серьезных реформ.

Сначала в узком составе, а потом и с участием всех представителей Политбюро СЕПГ 7 октября 1989 года в ответ на аргументы, приводимые М. С. Горбачевым о том, что необходимо срочно брать инициативу в свои руки, руководитель ГДР заявил, что не стоит учить их жить, когда в магазинах СССР "нет даже соли". Народ в тот же вечер вышел на улицу, положив начало развалу ГДР. Н. Чаушеску в Румынии запятнал себя кровью, сделав ставку на репрессии. А там, где реформы прошли с сохранением прежних структур и не привели к плюрализму, реальной демократии и рынку, они лишь способствовали неконтролируемым процессам и разложению.

Стало ясно, что без военного вмешательства СССР, без ее страховочной сетки на стороне действующих режимов их запас стабильности на поверку оказался невелик. Необходимо учесть также психологические настроения граждан, которые сыграли большую роль, поскольку люди хотели перемен.

В государствах ЦВЕ наконец стабилизировалась парламентская система. Ни в одном из них не утвердилась сильная власть президента, не возникла президентская республика. Политическая элита посчитала, что после тоталитарного периода подобная власть может замедлить ход демократического процесса. В. Гавел в Чехословакии, Л. Валенса в Польше, Ж. Желев в Болгарии попытались укрепить президентскую власть, однако общественное мнение и парламенты воспротивились этому. Президент нигде не определял экономическую политику и не брал на себя ответственности за ее осуществление, то есть он не являлся главой исполнительной власти.

Полнота власти находится у парламента, исполнительная власть принадлежит правительству. Состав последнего утверждает парламент и следит за его деятельностью, принимает госбюджет и закон. Свободные президентские и парламентские выборы стали проявлением демократии.

Какие силы пришли к власти?

Почти во всех государствах ЦВЕ (кроме Чехии) власть перешла безболезненно из одних рук в другие. В Польше это случилось в 1993 году, "бархатная революция" в Болгарии вызвала переход власти в 1994-м, а в Румынии - в 1996-м.

В Польше, Болгарии и Венгрии к власти пришли левые силы, в Румынии - правые. Вскоре после того, как была осуществлена "бархатная революция" в Польше, на парламентских выборах в 1993 году, победил Союз левых центристских сил, а в 1995 году А. Квасневский, ее лидер, одержал победу на выборах президента. В июне 1994 года на парламентских выборах победила Венгерская социалистическая партия, Д. Хорн, ее лидер, возглавил новое социал-либеральное правительство. Социалисты Болгарии в конце 1994 года получили 125 мест из 240 в парламенте в результате выборов.

В ноябре 1996 года в Румынии власть перешла к правоцентристам. Э. Константинеску стал президентом. В 1992-1996 годах в Албании власть была у Демократической партии.

Политическая обстановка к концу 1990-х

Однако вскоре положение изменилось. На выборах в в сентябре 1997 года победила правая партия "Предвыборное действие солидарности". В Болгарии в апреле этого же года на выборах в парламент победили также правые силы. В Словакии в мае 1999 года, на первых выборах президента, победу одержал Р. Шустер, представитель Демократической коалиции. В Румынии после выборов в декабре 2000 года на пост президента вернулся И. Илиеску, лидер социалистической партии.

В. Гавел остается В 1996 году, во время выборов в парламент, чешский народ лишил В. Клауса, премьер-министра, поддержки. Он лишился своего поста в конце 1997 года.

Началось формирование новой структуры общества, чему способствовали политические свободы, складывающийся рынок, высокая активность населения. Реальностью становится политический плюрализм. Например, в Польше к этому времени существовало около 300 партий и различных организаций - социал-демократических, либеральных, христианско-демократических. Возродились отдельные довоенные партии, например Национал-царанистская партия, существовавшая в Румынии.

Однако, несмотря на некоторую демократизацию, все еще имеют место проявления "скрытого авторитаризма", что выражается в высокой персонификации политики, стиле государственного управления. Показательны возросшие в ряде стран (например, в Болгарии) монархические настроения. Бывшему королю Михаю в начале 1997 года было возвращено гражданство.

ГДР являлась ключевым объектом «бархатной» революции, поскольку именно здесь проходила западная граница советского геополитического блока. Здесь с особой остротой ощущался «демонстрационный эффект» западного образа жизни и западных потребительских стандартов, поскольку по обе стороны границы жили люди одного и того же народа. В условиях наступления общества массового потребления вся Восточная Европа проиграла соревнование с Западом в сфере «престижных» материальных условий жизни, что сыграло решающую роль в успехе революций 1989 г. В ГДР это проявилось крайне резко.

До конца 1980-х годов никаких массовых выступлений немцев не было. Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки кардинально изменили ситуацию - началась активная дестабилизация государственности ГДР. Передачи западногерманского телевидения, всегда свободно доступные в ГДР, широко освещали ход реформ в Восточной Европе. Все большее число людей решались написать заявление о выезде в ФРГ - только в первом полугодии 1989 года таковых было 125 тысяч. Многие представители интеллигенции и церковные деятели стали открыто критиковать режим за отсутствие политических и культурных свобод.

Правительство ответило изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Однако диссиденты ГДР все чаще ссылались на требования гласности и перестройки по примеру СССР. Влияла и ситуация у соседей - 17 апреля в Польше снова была разрешена «Солидарность», 2 мая Будапешт открыл границы для венгерских граждан, 4 июня в Польше оппозиция приняла участие в парламентских выборах.

Еще более сильным сигналом в середине июня послужил визит Горбачева в ФРГ, во время которого было подписано совместное заявление, в котором Горбачев провозгласил право каждого государства свободно выбирать собственную политическую и социальную систему. К этому времени в ГДР с той же целью уже регулярно совершались попытки организовать митинги, так как коммунальные выборы 7 мая, которые оппозиция объявила фальсифицированными, дали к этому повод. Внимательно следя за подаваемыми и советским руководством, и Западом сигналами, оппозиция все меньше боялась бросить режиму открытый вызов. В это же время в ГДР уже возникли первые независимые партии («Демократию - сейчас», «Новый форум», «Демократический выезд» и Социал-демократическая партия ГДР).



Непосредственной причиной дестабилизации стала проблема беженцев, вызванная открытием для последних венгерской границы. Решение об этом Венгрия приняла уже 24 августа 1989 г. в результате контактов между Г. Колем, премьер-министром и министром иностранных дел ВНР. 9 сентября 1989 г. Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР. До конца сентября около 25 тысяч немцев прошли через эту «брешь» в Австрию, а через нее в ФРГ. В Праге и Варшаве тысячи граждан ГДР выжидали на территории посольств ФРГ, пока Бонн не добился для них права на выезд. 4 октября поезда с опечатанными вагонами привезли на Запад более семи тысяч беглецов.

6 октября в Восточном Берлине состоялось официальное факельное шествие около ста тысяч членов организации социалистической молодежи, а двумя днями позже в Лейпциге на улицу вышли 70 тысяч противников режима под лозунгом «Мы - один народ». Все происходило дисциплинированно и мирно. Красноречива динамика: 25 сентября в Лейпциге на демонстрацию вышло пять тысяч человек, всего неделей позже уже 20 тысяч, а еще через неделю - 70 тысяч.

В начале октября на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз не станет вмешиваться в дела ГДР. 7 октября 1989 г. Горбачев выступил в берлинском Дворце Республики со своей знаменитой речью, где он предупреждал руководство ГДР, что «жизнь его накажет, если оно будет опаздывать». Был пущен слух, будто Горбачев заявил руководству ГДР, что советские войска в ГДР выступят не на его стороне. Руководство ГДР, предоставленное само себе, разделилось. Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов. Большинство членов политбюро ЦК СЕПГ не согласилось, и в середине октября Хонеккер и его союзники были вынуждены уйти в отставку. Во главе партии стал Эгон Кренц. Перед общественностью он ни разу не появился.

В научных кругах уже обсуждались модели «чистки», которую могли бы возглавить умеренные кадры СЕПГ и представители правозащитных движений. 23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тысяч человек, а 4 ноября на Александерплатц в Восточном Берлине - около миллиона. Одновременно росло число тех, кто бежал на Запад через другие страны восточного блока. В течение пяти дней почти 50 тысяч восточных немцев покинуло ГДР через ЧССР. Это уже не имело практического смысла и было частью спектакля «бархатной» революции. Как позже писали социологи, «демократические ориентации восточных немцев не в последнюю очередь объяснялись желанием жителей бывшей ГДР присоединиться к богатому западному собрату».

Совет министров во главе с премьер-министром Штофом ушел в отставку 7 ноября. Правительство возглавил Х. Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны и провозглашены свободные выборы.

После того, как 9 ноября манифестанты разобрали стену, разделявшую Восточный и Западный Берлин, в массовое сознание стали внедрять идеюобъединения двух Германий . Эта, с геополитической точки зрения едва ли не главная проблема в тот момент, стала предметом крупномасштабных закулисных переговоров и махинаций. Начать с того, что когда переговоры по этому вопросу уже шли вовсю, внутри СССР Горбачев во всеуслышание категорически отрицал возможность ликвидации ГДР.

Эту установку официально поддерживала и ФРГ. 11 октября 1989 г. в телефонном разговоре с М.С. Горбачевым тогдашний канцлер Германии Г. Коль заявил: «Хотел бы заверить Вас, что ФРГ ни в коей мере не заинтересована в дестабилизации ГДР, не желает ей плохого. Мы надеемся, что развитие там не выйдет из-под контроля, что эмоции последнего времени улягутся. Единственное, чего нам хочется - это то, чтобы ГДР присоединилась к вашему курсу, курсу прогрессивных реформ и преобразований. События последнего времени подтверждают, что ГДР уже созрела для этого. Что касается ее населения, то мы за то, чтобы жители ГДР оставались у себя дома. Мы не собираемся их будоражить, склонять к каким-то действиям, за которые нас потом стали бы упрекать».

Однако 28 ноября 1989 г. в Бундестаге канцлер Коль заявил о курсе на воссоединение Германии. Тремя неделями позже, когда он прибыл в Дрезден на консультации с Модровом и вышел из самолета, его встретила ликующая толпа, над которой развевался флаг ФРГ.

Интенсивные переговоры по этому вопросу велись между Горбачевым, администрацией США и правительством Великобритании. Позиция Великобритании была изложена на встрече Горбачева с послом Р. Брейтуэйтом 17 ноября 1989 г. Эта позиция была очень осторожной, посол особо подчеркнул, что «со стороны всех - и моего правительства, и наших союзников - присутствует очень хорошее понимание, что нельзя вмешиваться в дела ГДР, даже не давать поводов, которые могли бы быть расценены как вмешательство или как посягательство на безопасность ГДР, вообще стран Варшавского Договора, на вашу безопасность. Это главное - чтобы не было вмешательства ни с чьей стороны». Фактически, Горбачева предупреждали, чтобы он не вздумал подталкивать ГДР к ее слиянию с ФРГ, не оказывал давления на руководство ГДР, «не посягал на ее безопасность».

Считается, что США тем более не хотели усиления Германии. 3 декабря, на переговорах, проходивших в расширенном составе, Буш, после консультаций со своими советниками, вернулся к германской проблеме. «Вчера в беседе с глазу на глаз, - сказал он, - мы обсудили, хотя и не вдаваясь в детали, проблему воссоединения Германии. Я надеюсь, вы понимаете, что от нас нельзя требовать, чтобы мы не одобряли германского воссоединения. В то же время мы отдаем себе отчет в том, насколько это деликатная, чувствительная проблема. Сформулирую эту мысль несколько по-другому: ни я, ни представители моей администрации не хотим оказаться в позиции, которая выглядела бы как провокационная. Подчеркиваю этот момент… Мы хорошо понимаем значение раздела Хельсинкского Акта о государственных границах в Европе».

11 декабря 1989 г. американская позиция по «германскому вопросу» была уточнена Л. Горовицем в его беседе с В.В. Загладиным. По словам Горовица, Буш «ни в коем случае не хочет допустить воссоединения Германии, но, с одной стороны, не считает для себя возможным открыто выступать с этой позицией, а, с другой - не знает, что реально можно предпринять». Собеседники в итоге констатировали, что руководители и СССР, и США едины в намерениях «сдержать немцев». На деле Горбачев делал все, чтобы объединение произошло как можно быстрее.

В декабре 1989 г. Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС). Председателем партии стал Грегор Гизи, юрист, защищавший при Хонеккере восточногерманских диссидентов. На выборах в марте 1990 г. победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, был избран премьер-министром ГДР. Под его руководством был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, будучи присоединена к ФРГ. Достигнутые ранее договоренности об «объединении» двух Германий были просто отброшены.

«Бархатная» революция в ГДР произошла в кратчайшие сроки, буквально за один год. Восточные немцы смогли «влиться в Запад» моментально, скачкообразно - просто переступив через обломки стены. Они раньше других соседей по СЭВ испытали и потрясение от близкого знакомства с вожделенным Западом. Н.Коровицына пишет: «В 1990-1991 гг. во всех странах региона господствовало явное предпочтение общественной и экономической системы капитализма. Исключение составляла только Восточная Германия, где новый строй ассоциировался с коррупцией, эгоизмом, прибылью и лишь в перспективе - со справедливостью и благополучием. Отличие этой страны от остальных не в последнюю очередь объяснялось разочарованием восточных немцев в социальных последствиях разрушения Берлинской стены. Идеализированный образ капитализма, существовавший прежде у них, как и у остальных народов региона, сильно поколебало столкновение с реальной действительностью. Здесь это произошло раньше, чем в других странах».

Как считают немецкие социологи, либеральная модернизация Восточной Германии представляла собой особый на общерегиональном фоне путь наиболее стремительных и глубоких перемен - «трансформации через объединение». Это единственный в постсоциалистическом сообществе случай наиболее благоприятного развития при активном финансово-экономическом участии со стороны Западной Германии. Тем не менее, восточные немцы пережили свою шоковую терапию, включающую, как и везде, деиндустриализацию, скачкообразный рост безработицы (в 1990-1992 гг. треть занятых лишилась рабочих мест), небывалый демографический кризис. Несмотря на наступивший вскоре реальный рост благосостояния, сокращение различий в уровне жизни населения западной и восточной частей страны, динамика массовой адаптации к переменам во второй половине 1990-х годов замедлилась. «Внутреннего единства» Германии к концу десятилетия реформ так и не было достигнуто.

В самое последнее время 76% восточных немцев считает социализм «положительной идеей, которая была плохо воплощена в жизнь» - и лишь 1/3 удовлетворена тем, как работает «демократия».

В 1989 году во многих странах социалистического лагеря свершились революции, приведшие к изменению общественного строя и политической системы, к ликвидации Варшавского договора, СЭВа и вообще «социалистического лагеря». «Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. Поскольку страны Восточной Европы экономически и политически были взаимосвязаны и составляли единый блок с СССР, то отказ СССР от роли геополитического лидера автоматически означал для этих стран переход под эгиду другого геополитического центра. Правящей верхушке восточноевропейских стран не было никакого смысла оказывать сопротивление «бархатным революциям», поскольку исход их был решен заранее. Однако даже с учетом этого очевидного факта по настоянию советского руководства была проведена замена первых лиц в политической системе этих стран. Попытка отвергнуть предложение такого компромисса, которую оказал Чаушеску, была строго наказана.

_* _*Важнейшим общим для стран Восточной Европы цивилизационным условием «бархатных» революций был тот факт, что жители этих стран тянулись к Западу. Их объединяла общая неприязнь к государственной власти и политическому режиму, «держащим» их в составе антизападного «советского блока».*Новые власти восточноевропейских стран после «бархатных» революций сразу заявили об отношениях с СССР как равноправных, т.е. поставили вопрос о выводе советских войск со своих территорий, осудили советское вмешательство (тем более вооруженное) в их внутренние дела в прошлом, отвергли какие-либо претензии на советское политическое лидерство в Восточной Европе и т.д.ГДР являлась ключевым объектом «бархатной» революции, поскольку именно здесь проходила западная граница советского геополитического блока. Здесь с особой остротой ощущался «демонстрационный эффект» западного образа жизни и западных потребительских стандартов, поскольку по обе стороны границы жили люди одного и того же народа. Большинство жителей ГДР проявляли желание выехать в ФРГ. Появляются первые независимые партии («Демократический выезд», «Демократию – сейчас», «Новый форум»). Проходят мирные шествия и демонстрации молодежи за объединение Германии. 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, будучи присоединена к ФРГ. «Бархатная» революция в ГДР произошла в кратчайшие сроки, буквально за один год. Восточные немцы смогли


«влиться в Запад» моментально, скачкообразно – просто переступив через обломки стены.Румыния. Единственным нарушением ненасильственного стиля революций в странах СЭВ стала замена власти в Румынии. Генеральный секретарь Компартии Румынии Николае Чаушеску проводил независимую от СССР политику и во многих случаях осуждал действия советского руководства. Особая позиция Румынии внутри «советского блока» вполне устраивала Запад, поэтому политика Н. Чаушеску пользовалась его поддержкой. Румыния получала льготные займы и кредиты, ее товарам был открыт доступ на рынки Запада. Однако затем происходит ухудшения отношений с Западом. Чаушеско-«диктатор», «сталинист». Существенную роль в развитии событий в Румынии сыграла Венгрия. Напряженность возникла из-за притеснений в Румынии трансильванских венгров и перешла на государственный уровень. К маю 1990 г. в стране сложилась новая политическая система, которую закрепила конституция, принятая в декабре 1991 г. Румыния уже не называлась социалистическим государством.Чехославакия. Начало той революции, что и получила название «бархатной», положило подавление студенческой демонстрации в центре Праги, на Народной улице 17 ноября 1989 г, в результате которой якобы был убит один студент. 20 ноября студенты столицы объявили о забастовке, которую сразу же поддержали практически все ВУЗы страны. Большинство руководителей страны подало в отставку, их места в правительстве заняла оппозиция. 29 ноября парламент отменил статью конституции о руководящей роли коммун. партии, 29 декабря 1989 г. реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека, а президентом ЧССР – главу Гражданского форума Вацлава Гавела. 1 июля 1991 г. главы государств Варшавского договора подписали в Праге протокол о роспуске ОВД, а 1 января 1993 г. Чехословакия престала существовать, и на ее месте возникли 2 новых государства.Особняком стоит Албания, которая была втянута в сферу геополитических интересов Запада после смерти сильного национального лидера. Для ликвидации независимого от СССР югославского государства, хотя и ориентированного на Россию, Западу пришлось разжечь там гражданскую войну и прибегнуть к агрессии, в ходе которых и были созданы условия для проведения «бархатной» революции 2000 года.

40. "Экономическое чудо". Страны Европы и США в 50-е - начале 60-х гг. Экономическое чудо- образное наименование форсировано развивающейся экономики какой-либо страны или региона на протяжении некоторого времени. После Второй мировой войны для восстановления экономики Западной Европы реализовывался «план Маршалла», который предусматривал активную экономическую помощь со стороны США. В целом все страны переводили свою экономику с военных рельсов на мирные. Экономическое чудо в 50-60 годах было характерно для экономик Западной Германии и Австрии, Италии,Греции, Швеции и Франции. Конец их приходится на начало нефтяных кризисов 70-х годов.

Итальянское экономическое чудо - период быстрого экономического роста в Италии между серединой 1950-х и серединой 1970-х, в ходе которого экономика страны из аграрно-индустриальной превратилась в одну из наиболее индустриализированных в мире и вошла в число мировых лидеров. Выбор демократического путиразвития стал одной из причин итальянского «экономического чуда».

В 50-60-е годы Италия пережила период бурного развития экономики. По темпам роста в Европеона уступала только ФРГ. Благодаря экономическому росту, Италии удалось рассчитаться с долгами и стабилизировать денежную единицу лиру. Вырос жизненный уровень итальянцев, сформировалась государство процветания. Результатами этого роста в основном воспользовалась промышленноразвитый Север страны. Юг оставался источником бедности и социальной напряженности.Причинами итальянского чуда было: 1) отказ США, Великоб от своїх долей репараций с Италии 2)помощь по плану Маршала3) гос.поддержка крупных корпораций 3) привлечение инностранного капитала 4) участие в интеграционных процесах Европы льготы среднему и малому бизнесу

Бурное экономическоеразвитие сопровождалось и массовым рабочим движением, добившийся весомых результатов. По уровню заработной платы, системы социального обеспечения,размера пенсий Италия уступала только скандинавским странам.

Греческое экономическое чудо - термин, используемый для обозначения впечатляющих темпов экономического и социального развития Греции с конца 1950-х годов до конца 1960-х годов 20 века.В период между 1950 и 1973 гг. в среднем темпы экономического роста в стране достигали 7%. Этот показатель был вторым в мире после Японии в течение того же периода. Темпы роста были наиболее высокими в течение 1950-х годов, часто превышая 10%. Промышленное производство росло ежегодно на 10% в течение нескольких лет, в основном в 1960-х годах. Термин «Экономическое чудо», однако, сравнительно редко используется,

по крайней мере в Греции. Послевоенный период как таковой был достаточно сложным для греков, как и для многих других наций Европы

Немецкое экономическое чудо- к середине 1950-х гг. ФРГ вышла на 2-е место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала, наряду с Францией, ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60 % добычи угля, около 50 % производства стали, 40 % экспорта и 35 % импорта на общеевропейском рынке. Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-х гг. был назван немецким «экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики.

41.ФРГ в годы политического господства ХДС/ХСС (1949-1966). ХДС -политическая партия Германии, основанная в 1946 году. Вначале ХДС представлял собой гражданское движение, которое должно было стать «политической родиной» для представителей католиков и протестантов. Понятие «союз» в названии партии должно было сделать очевидным и для окружающих интегрирующее начало и характер этой народной партии. Уже в 1945 году ХДС выступал с собственными программными проектами в Берлине и Кельне. Он пережил период стремительного развития при своем первом Председателе Конраде Аденауэре (1950-1963 гг.). В 1957 году ХДС - и это единственный случай в послевоенной истории Германии - получил абсолютное большинство в бундестаге . В это время ХДС не был - в отличие от СДПГ - типичной партией, в основе которой лежит индивидуальное членство, но благодаря успешной политике Конрада Аденауэра ХДС пользовался широкой поддержкой избирателей.Лишь после 1969 года, когда ХДС не получил необходимого большинства для образования правительства, хотя и набрал наибольшее количество голосов, партия усилила агитацию с целью привлечения новых членов. С 1969 по 1978 годы численность ХДС выросла вдвое (675 000 членов) Председателями партии после Конрада Аденауэра (до 1963 г.) были Людвиг HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3"Эрхард (до 1966 г.), Курт Георг HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%82_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3"Кизингер (до 1971 г.), Райнер Барцель (до 1973 г.), затем пост Председателя партии занимал ГельмутHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83%D1%82" Коль (до 1998 года), после него - Вольфганг HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%B9%D0%B1%D0%BB%D0%B5,_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B3"Шойбле . В. Шойбле сложил свои полномочия Председателя ХДС 16.02.2000, и этот пост заняла Ангела Меркель . В развитии Программы ХДС можно выделить несколько этапов. Из прошлых проектов самой известной стала Аленская программа 1947 года для британской оккупационной зоны. Внимание в ней уделяется в первую очередь экономическим и социальным вопросам. Центральным требованием было кардинальное изменение экономической системы. Программа предусматривала национализацию добывающей промышленности, создание широких возможностей для участия трудящихся в принятии решений, эффективное картельное (антимонопольное) законодательство, целенаправленная поддержка среднего слоя, широкая диверсификация портфеля акций и деконцентрация крупных концернов. Внешнеполитическая концепция ХДС впервые находит свое отражение в Гамбургской программе 1953 года. В этом документе решительно отвергается идея нейтралитета Германии. Важнейшей целью называется воссоединение Германии в условиях мира и свободы. ХДС во внешней политике придерживается принципа принадлежности Федеративной Республики к западному альянсу НАТО . В области экономической и финансовой политики ХДС видит свою главную задачу в поддержке качественного экономического подъема и сокращении безработицы.

Христианско-социальный союз - партия в Германии, основана 8 января1946 года . Позиционирует себя как консервативная партия на демократической платформе и выступает за воплощение христианских общечеловеческих идеалов в государственной политике. Действует только в Баварии , Образует в бундестаге единую с Христианско-демократическим союзом фракцию.Первым председателем был Й.Мюллер. Период председательства Й. Мюллера стал для ХСС временем выбора на автономное от ХДС существование. В отличие от христианско-консервативных партий других земель, которые в 1950 году объединились в Христианско-демократический союз (ХДС), ХСС так и остался самостоятельным и организационно ограниченным только рамками земли Бавария . Партия отвергла сперва подчинение берлинскому ХДС, а затем ХДС британской зоны под руководством Конрада Аденауэра . Тем не менее обе партии с момента своего основания наладили тесное сотрудничество в рамках так называемого «Рабочего сообщества ХДС/ХСС », которое стало организационной основой их коалиции. ХСС занимается исключительно Баварией и не составляет конкуренции ХДС в других федеральных землях. Выступая единым блоком, оба союза, тем не менее, самостоятельны и организационно совершенно независимы. Первоначально ХДС/ХСС провозгласил себя "христианской народной партией", а затем заявил о своем преобразовании в надконфессиональную и межконфессиональную партию. ХДС/ХСС стал блоком партий умеренного консерватизма. Их программы неоднократно трансформировались. Главные програмные принципы - соблюдение в политике этических основ христианства, идея "социальной рыночной экономики", прочная интеграция ФРГ в западные структуры и приверженность западной системе ценностей.Большая роль при этом отводится укреплению трансатлантических отношений. Особое внимание во внешнеполитической концепции уделяется тому, что Германия должна играть ведущую роль в процессе объединения Европы, сохраняя вместе с тем свою самобытность

Cуть событий 1989 года кроется в многочисленных взаимодействиях не только какого-то одного отдельно взятого общества и партийного государства, но и множества обществ и государств, в ходе взаимосвязанных трехмерных шахматных партий. Хотя Французская революция 1789-го вышла за пределы страны, имела внешние последствия и стала международным событием, повлекшим за собой революционные войны, зародилась она как внутреннее движение в одной крупной стране. Европейская же революция 1989 года с самого начала была международным событием, и под словом «международное» я подразумеваю не только дипломатические отношения между государствами, но также взаимодействие стран и обществ поверх границ.

Таким образом, причинно-следственные связи включают в себя влияние отдельно взятого государства на собственное общество, влияние обществ на соответствующие государства, влияние одних государств на другие, одних обществ на другие, влияние государств на другие общества (к примеру, непосредственное воздействие, которое оказал Горбачёв на жителей Центральной и Восточной Европы) и обществ на другие государства (в частности, влияние массовых протестов в Центральной и Восточной Европе на события в Советском Союзе).

Революция «Солидарности» в Польше

Во время первой части 1989 новый, странный свет появился в Польше. Это освещало мир неожиданным способом. Жуткое предложение, написанное Уинстоном Черчиллем приблизительно в 1914, получило новое значение: “И странный свет немедленно начал, но заметными градациями, падать и расти на карту Европы”. Странный свет, который Черчилль упомянул в 1914, был мерцающим появлением Первой мировой войны. Странный свет в 1989 показал фатальное ослабление коммунизма в Восточной Европе.

Одной из первых восточноевропейских стран, вставших на путь перемен, стала Польша. Летом 1980 г. тысячи рабочих в Гданьске и в других городах вышли на забастовку. Они требовали высокую зарплату, свободный торговый совет и политические реформы. В условиях ухудшающейся экономической и политической ситуации в стране, всплеска забастовочной волны руководство ПОРП решается в конце 1988 года созвать "круглый стол", то есть начать переговоры с оппозицией по поводу путей дальнейшего преобразования страны. В заседаниях "круглого стола" принимали участие представители реформистского крыла правящей коммунистической партии, умеренная часть оппозиции, вышедшей из рядов "Солидарности", была еще и третья сила - представители епископата польской католической церкви, которая традиционно пользовалась значительным почетом и уважением в польском обществе, это не смогли выхолостить и годы коммунистического правления. В ходе переговоров был принят ряд решений, касавшихся будущего Польши. Они были оформлены в трех основных документах: "Позиции по вопросу политических реформ", "Позиции по вопросу социально-экономической политики и системных реформ", "Позиции по вопросу профсоюзного плюрализма".

В политической сфере предполагалось введение политического плюрализма, свободы слова, принципа демократического формирования государственной власти, независимости судов, расширения полномочий органов местного самоуправления. Признавалось право на существование легальной политической оппозиции. В области экономики решения "круглого стола", по сути, сводились к созданию социально ориентированной рыночной экономики. Предполагалось развитие рыночных отношений, ограничить функции государства по части принятия экономических решений, ввести многообразие форм собственности, содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов.

В июле 1989 года состоялись первые "полусвободные" выборы в Польше. Правящей коалиции гарантировалось 65% мест в сейме (в том числе 37% - ПОРП), за остальные места, а также за все места в сенате развернулась открытая борьба, которая принесла победу оппозиции в лице "Солидарности". ПОРП вела себя во время избирательной компании вяло, ее успех был более чем скромный. В результате было сформировано первое некоммунистическое правительство, председателем которого стал советник "Солидарности" Тадеуш Мазовецкий. Поражение ПОРП способствовало дальнейшему разложению этой партии. Для Польши открывалась новая страница в ее истории, означавшая перемены во всех областях жизни общества.

Замена политического режима в ГДР

ГДР являлась ключевым объектом «бархатной» революции, поскольку именно здесь проходила западная граница советского геополитического блока. Здесь с особой остротой ощущался «демонстрационный эффект» западного образа жизни и западных потребительских стандартов, поскольку по обе стороны границы жили люди одного и того же народа. В условиях наступления общества массового потребления вся Восточная Европа проиграла соревнование с Западом в сфере «престижных» материальных условий жизни, что сыграло решающую роль в успехе революций 1989 г. В ГДР это проявилось крайне резко.

До конца 1980-х годов никаких массовых выступлений немцев не было. Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки кардинально изменили ситуацию - началась активная дестабилизация государственности ГДР. Передачи западногерманского телевидения, всегда свободно доступные в ГДР, широко освещали ход реформ в Восточной Европе. Все большее число людей решались написать заявление о выезде в ФРГ - только в первом полугодии 1989 года таковых было 125 тысяч. Многие представители интеллигенции и церковные деятели стали открыто критиковать режим за отсутствие политических и культурных свобод.

Правительство ответило изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Однако диссиденты ГДР все чаще ссылались на требования гласности и перестройки по примеру СССР. Влияла и ситуация у соседей - 17 апреля в Польше снова была разрешена «Солидарность», 2 мая Будапешт открыл границы для венгерских граждан, 4 июня в Польше оппозиция приняла участие в парламентских выборах.

Еще более сильным сигналом в середине июня послужил визит Горбачева в ФРГ, во время которого было подписано совместное заявление, в котором Горбачев провозгласил право каждого государства свободно выбирать собственную политическую и социальную систему. К этому времени в ГДР с той же целью уже регулярно совершались попытки организовать митинги, так как коммунальные выборы 7 мая, которые оппозиция объявила фальсифицированными, дали к этому повод. Внимательно следя за подаваемыми и советским руководством, и Западом сигналами, оппозиция все меньше боялась бросить режиму открытый вызов. В это же время в ГДР уже возникли первые независимые партии («Демократию - сейчас», «Новый форум», «Демократический выезд» и Социал-демократическая партия ГДР).

Непосредственной причиной дестабилизации стала проблема беженцев, вызванная открытием для последних венгерской границы. Решение об этом Венгрия приняла уже 24 августа 1989 г. в результате контактов между Г. Колем, премьер-министром и министром иностранных дел ВНР. 9 сентября 1989 г. Венгрия полностью открыла свои границы для граждан ГДР. До конца сентября около 25 тысяч немцев прошли через эту «брешь» в Австрию, а через нее в ФРГ. В Праге и Варшаве тысячи граждан ГДР выжидали на территории посольств ФРГ, пока Бонн не добился для них права на выезд. 4 октября поезда с опечатанными вагонами привезли на Запад более семи тысяч беглецов.

6 октября в Восточном Берлине состоялось официальное факельное шествие около ста тысяч членов организации социалистической молодежи, а двумя днями позже в Лейпциге на улицу вышли 70 тысяч противников режима под лозунгом «Мы - один народ». Все происходило дисциплинированно и мирно. Красноречива динамика: 25 сентября в Лейпциге на демонстрацию вышло пять тысяч человек, всего неделей позже уже 20 тысяч, а еще через неделю - 70 тысяч.

В начале октября на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз не станет вмешиваться в дела ГДР. 7 октября 1989 г. Горбачев выступил в берлинском Дворце Республики со своей знаменитой речью, где он предупреждал руководство ГДР, что «жизнь его накажет, если оно будет опаздывать». Был пущен слух, будто Горбачев заявил руководству ГДР, что советские войска в ГДР выступят не на его стороне. Руководство ГДР, предоставленное само себе, разделилось. Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов. Большинство членов политбюро ЦК СЕПГ не согласилось, и в середине октября Хонеккер и его союзники были вынуждены уйти в отставку. Во главе партии стал Эгон Кренц. Перед общественностью он ни разу не появился.

В декабре 1989 г. Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС). Председателем партии стал Грегор Гизи, юрист, защищавший при Хонеккере восточногерманских диссидентов. На выборах в марте 1990 г. победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, был избран премьер-министром ГДР. Под его руководством был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, будучи присоединена к ФРГ. Достигнутые ранее договоренности об «объединении» двух Германий были просто отброшены.

«Бархатная» революция в ГДР произошла в кратчайшие сроки, буквально за один год. Восточные немцы смогли «влиться в Запад» моментально, скачкообразно - просто переступив через обломки стены. Они раньше других соседей по СЭВ испытали и потрясение от близкого знакомства с вожделенным Западом. Н.Коровицына пишет: «В 1990-1991 гг. во всех странах региона господствовало явное предпочтение общественной и экономической системы капитализма. Исключение составляла только Восточная Германия, где новый строй ассоциировался с коррупцией, эгоизмом, прибылью и лишь в перспективе - со справедливостью и благополучием. Отличие этой страны от остальных не в последнюю очередь объяснялось разочарованием восточных немцев в социальных последствиях разрушения Берлинской стены. Идеализированный образ капитализма, существовавший прежде у них, как и у остальных народов региона, сильно поколебало столкновение с реальной действительностью. Здесь это произошло раньше, чем в других странах».

Как считают немецкие социологи, либеральная модернизация Восточной Германии представляла собой особый на общерегиональном фоне путь наиболее стремительных и глубоких перемен - «трансформации через объединение». Это единственный в постсоциалистическом сообществе случай наиболее благоприятного развития при активном финансово-экономическом участии со стороны Западной Германии. Тем не менее, восточные немцы пережили свою шоковую терапию, включающую, как и везде, деиндустриализацию, скачкообразный рост безработицы (в 1990-1992 гг. треть занятых лишилась рабочих мест), небывалый демографический кризис. Несмотря на наступивший вскоре реальный рост благосостояния, сокращение различий в уровне жизни населения западной и восточной частей страны, динамика массовой адаптации к переменам во второй половине 1990-х годов замедлилась. «Внутреннего единства» Германии к концу десятилетия реформ так и не было достигнуто.

В самое последнее время 76% восточных немцев считает социализм «положительной идеей, которая была плохо воплощена в жизнь» - и лишь 1/3 удовлетворена тем, как работает «демократия».

Изменение режима власти в Болгарии

В течение конца 1980-х правительственные реформы привели к большей свободе для людей в Советском Союзе и других коммунистических странах Восточной Европы под влиянием этих изменений люди в Болгарии провели демонстрации против Живков правительства требовать демократии и большей свободы.

Мягче всего замена власти произошла в Болгарии, хотя она одной из последних среди бывших социалистических стран вступила на путь перемен. Среди других европейских стран СЭВ Болгария и политически, и экономически была наиболее тесно связана с СССР. В период с 1973 по 1985 гг. страна ежегодно получала от СССР помощь в размере 400 млн. рублей для поддержания сельского хозяйства. Болгарские товары находили надежный сбыт на советском рынке. Советские поставки сырья и энергоносителей в Болгарию далеко превышали ее потребности и нередко даже без разгрузки вагонов, переправлялись на Запад.

Т.Живков вполне обоснованно заявил в 1982 г., что в Болгарии нет политических конфликтов и столкновений, нет «организованных политических сил, которые были бы против социалистического развития. Враги социализма в Болгарии не имеют классовой базы, не имеют социальных позиций. Они составляют единицы, они изолированы и в одиночестве дождутся своего конца».

«Советские образцы» развития были особенно близки Болгарии в силу особенностей национальной истории и культуры. Болгария не переживала конфликтов с СССР, подобных венгерским, чехословацким, польским. В стране не получили сколько-нибудь заметного распространения русофобия и антисоветизм. Не пользовалась влиянием и церковь, которая не могла претендовать на роль кристаллизующего ядра альтернативной политической субкультуры, как в Польше. Реальная антикоммунистическая оппозиция в Болгарии была создана позже, чем в СССР - лишь в конце 1989 г., уже после отстранения Т.Живкова от власти.

Найти для нее подходящее знамя было непросто - пришлось взять на вооружение нелепые по сравнению с масштабом предстоящей ломки социального порядка экологические лозунги. Среди первых диссидентских объединений наиболее заметными были Комитет по экологической защите «Русе», клуб «Экогласность». В ноябре 1989 г. «Экогласность» провела перед зданием Народного собрания демонстрацию - 4 тыс. человек требовали обратить внимание на состояние окружающей среды. Это и послужило началом болгарской «бархатной революции». Было возбуждено и национальное движение, мобилизованы этнические турки. В 1989 правительство открыло границу с Турцией, и в течение двух месяцев около 300 тыс. турок покинули Болгарию, причем существенная часть их против своей воли.

При этом по всем советским каналам - дипломатическим, разведывательным, через прямые связи между представителями интеллигенции двух стран - текла негативная информация как об обстановке в Болгарии, так и о Т.Живкове. Он отмечал в своих мемуарах, что в 1988-1989 гг. в Болгарии «группировались люди, непосредственно руководимые советской дипломатической миссией. Известные болгарские деятели были «обработаны» и во время своих посещений Советского Союза».

Под давлением руководства КПСС была сменена верхушка партии и правительства Болгарии, новая команда начала форсированную «перестройку» по типу горбачевской, а затем быстро была и сама отправлена в отставку. Ход событий изложил (в серии из шести публикаций под общим заглавием «Переворот») 12 - 17 ноября 1998 г. в болгарской газете «Труд» известный журналист Т. Томов, который опирался на воспоминания работавшего в Софии советского дипломата В. Терехова.

По свидетельству последнего, в заговоре против Живкова участвовали, помимо автора воспоминаний, посол СССР в Болгарии В. Шарапов, полковник КГБ А. Одинцов, а с болгарской стороны - кандидаты в члены Политбюро А. Луканов и П. Младенов. Москва одобрительно отнеслась к кандидатурам А. Луканова и П. Младенова в качестве преемников Т. Живкова, но конкретный выбор был оставлен за болгарской стороной. Кроме того, до Т. Живкова была твердо доведена точка зрения советского руководства, положительно отнесшегося к идее его отставки. Недвусмысленная позиция Москвы побудила Т. Живкова не «цепляться» за власть.

В апреле 1990 г. БКП была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП). На выборах в Великое народное собрание в июне 1990 г. которое должно было выполнять функции парламента и конституционного собрания. БСП получила 211 из 400 мест, а оппозиционный Союз демократических сил (СДС) - 144 места. 1 августа 1990 г. парламент избрал президентом страны председателя СДС. В декабре 1990 г. правительство социалистов ушло в отставку, и был сформирован новый, коалиционный кабинет министров, приступивший к проведению рыночных реформ.

Наследие периода социализма дольше сохраняло в Болгарии доминирующее положение, чем у соседей по «советскому блоку». Здесь в начале 1990-х годов выше, чем в других странах региона, ценились блага, присущие прежнему общественному строю, например, возможность проявлять трудовую инициативу, воспитывать в детях решительность и воображение, творческую фантазию. Лишь к середине 90-х годов эти ценности стали уходить в «подполье».

Свержение режима Чаушеску в Румынии

Единственным нарушением ненасильственного стиля революций в странах СЭВ стала замена власти в Румынии. Генеральный секретарь Компартии Румынии Николае Чаушеску проводил независимую от СССР политику и во многих случаях осуждал действия советского руководства. Румыния в 1968 г. отказалась присоединиться к вводу войск Варшавского Договора в Чехословакию, а в 1979 г. не поддержала ввод советских войск в Афганистан.

Эти разногласия негативно влияли и на развитие торгово-экономических отношений между Румынией и странами, входившими в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Поскольку на долю стран СЭВ приходилось свыше 60% общего объема внешней торговли Румынии, то по оценкам румынских источников и МВФ, потери Румынии от осложнения отношений со странами СЭВ составили за 1980-1985 годы свыше 3 млрд. долларов. Румыния была активным участником Движения неприсоединения, хотя и не вышла из Варшавского Договора и СЭВ.

Особая позиция Румынии внутри «советского блока» вполне устраивала Запад, поэтому политика Н. Чаушеску пользовалась его поддержкой. Румыния получала льготные займы и кредиты, ее товарам был открыт доступ на рынки Запада, в торговле со всеми странами «большой семерки» она имела режим «наибольшего благоприятствования». Подобных привилегий не имела ни одна другая страна, являвшаяся членом Варшавского Договора и СЭВ.

С 1975 по 1987 г. Румынии было предоставлено около 22 млрд. долларов западных кредитов и займов, в том числе 10 млрд. долларов - от США. Срок их погашения приходился на 1990-96 годы. Но, как отмечалось в прессе США и Западной Европы, финансовые магнаты и официальные деятели Запада предлагали Бухаресту выплачивать долги «политически» - намекалось на желательность выхода Румынии из Варшавского Договора и СЭВ, т.е. открытой конфронтации Румынии с СССР и его союзниками. Однако Н.Чаушеску отверг эти «идеи» и заявил, что Румыния погасит свои долги раньше положенного срока.

Долги погашались за счет сокращения импорта и форсирования экспорта товаров, в том числе продовольствия и предметов потребления. Стремясь обрести экономическую независимость, режим Чаушеску приступил к ускоренному выплачиванию внешнего долга за счет «жесткой экономии» и «затягивания поясов». Румынии пришлось напрячь все силы, чтобы, во-первых, быстро расплатиться с Западом и, во-вторых, ослабить зависимость от торговли со странами СЭВ. Эти цели были достигнуты за 1987-89 годы, но ценой лишений для населения. В те годы по вечерам рано гасили свет на улицах и в домах, только 2 - 3 часа в день работало телевидение, горячая вода практически не подавалась. Обострилась продовольственная проблема.

В 1975-1989 гг. Румыния выплатила с процентами долги общей суммой 22 млрд. долларов. Это резко ухудшило отношения с Западом. Он перешел фактически к политике блокады в отношении Румынии, к Западу присоединился и «горбачевский» СССР. В 1988 году впервые за послевоенные годы экспорт Румынии на 5 млрд. долларов превзошел ее импорт. Это позволило преодолеть многие экономические трудности. В июне 1989 г. Бухарест заявил об отказе от внешних заимствований.

Однако терпение масс стало истощаться. Осенью 1987 года произошли серьезные волнения среди рабочих в Брашове. Дошло до того, что рабочие штурмом овладели зданиями уездного комитета партии и мэрии. В ходе подавления волнений службами госбезопасности были убиты семь и арестовано более двухсот человек.

В СССР и в западной прессе, а затем и в выступлениях официальных деятелей стран «большой семерки» Чаушеску все чаще стали называть «диктатором» и «сталинистом». В 1987 г. западные правительства перестали приглашать Чаушеску с визитами в страны Запада. В 1988 г. Румынию лишили режима «наибольшего благоприятствования» в торговле со странами «большой семерки» и ЕЭС. Причина в том, что Чаушеску отказался поддержать горбачевскую перестройку, он утверждал, что перестройка ведет к крушению социализма и развалу компартии. Более того, Румыния после 1985 г. активизировала связи с Кубой, КНДР, Албанией и Китаем, а также с Ираном и Ираком, Ливией и Никарагуа, Вьетнамом и другими ненавистными Западу странами. 18 декабря 1989 г. состоялся визит Чаушеску в Иран, в ходе которого Тегеран и Бухарест договорились о военно-политическом и экономическом взаимодействии.

В ноябре 1989 г. состоялся ХIV съезд румынской компартии, на котором Чаушеску объявил перестройку «вредительством делу социализма» и «пособничеством империализму». Съезд предложил созвать международное совещание коммунистических и рабочих партий, которое не собиралось с 1969 года. Причем это предложение предусматривало участие в совещании и тех компартий, которые после 1956 года разорвали связи с КПСС. Провести совещание Чаушеску предлагал в Бухаресте или Москве. 15 декабря ЦК КПСС направил короткую телеграмму в Бухарест, выразив согласие «с идеей проведения совещания».

В прессе США и Англии в 1988-89-х годах подчеркивалось, что Чаушеску становится «проблемой для Запада и Горбачева», что Румыния может сплотить все социалистические страны, противостоящие «перестройке», что «с Чаушеску нужно что-то решать». Осенью 1989 г. были начаты практические действия. Существенную роль в развитии событий в Румынии сыграла Венгрия.

21 декабря по указанию Чаушеску в Бухаресте был созван митинг. С балкона здания ЦК партии он начал свою речь, но прямо в толпе раздался взрыв, что вызвало панику среди манифестантов. На несколько минут телетрансляция была прервана, а когда возобновилась, обстановка на площади уже изменилась. Отовсюду слышались крики «Долой тирана!», «Долой коммунизм!» К вечеру на Дворцовой площади появились танки, послышалась стрельба.

В те дни, когда происходили бои в Бухаресте, настоящую «психологическую диверсию» осуществляли СМИ, уже контролируемые новой властью. Непрерывно поступали сообщения о том, что «террористы» атакуют тот или иной объект, что отравлена вода в столичном водопроводе, что взорван атомный реактор в Питешти и т.п. Все было рассчитано на то, чтобы посеять панику.

После бегства из Бухареста чета Чаушеску добралась до города Тырговиште, где их задержали и доставили в казарму местного гарнизона. Сюда 25 декабря прибыли организаторы суда, который быстро приговорил Чаушеску и его жену к расстрелу, смертный приговор исполнили немедленно. Через несколько дней Бухарест посетил Шеварнадзе, поздравивший убийц с «избавлением Румынии от тирании Чаушеску». 26 декабря по телевидению показали суд над Чаушеску и его расстрел. В кадре были видны только обвиняемые, состав военного трибунала и главный обвинитель ни разу не были показаны.

Уже вскоре после поспешной казни четы Чаушеску выяснилось, что названная на суде цифра в «шестьдесят тысяч погибших» была надуманной, на самом деле в ходе событий в Румынии погибло около тысячи трехсот человек. К маю 1990 г. в стране сложилась новая политическая система, которую закрепила конституция, принятая в декабре 1991 г. Румыния уже не называлась социалистическим государством.

По прошествии многих лет восстанавливается реальная картина. Объективные авторы уже признают, что диктатура Чаушеску никогда не была кровавой. Согласно опросу общественного мнения, в 1999 году 64% румын считали, что «жизнь при Чаушеску была лучше, чем сегодня». Заговорили, хотя и весьма глухо, что Чаушеску удалось «совершить невозможное» и выплатить все внешние долги, что сразу же представляло фигуру Чаушеску в ином свете и частично объясняло экономические трудности и жесткую экономию в 80-е годы.

«Бархатная» революция в Чехословакии

Экономика Чехословакии в середине 80-х годов развивалась вполне нормально (это особенно хорошо видится через 16 лет после смены экономической системы). Уровень благосостояния и социальной защиты населения был по центральноевропейским меркам весьма высок, социальное расслоение по доходам - минимальное в регионе. В стране велось интенсивное строительство жилья, объектов инфраструктуры и культурной сферы. Поэтому движение протеста против политического режима в Чехословакии разворачивалось под лозунгами демократии, независимости и сближения с Европой.

Развал советского государства, инициированный перестройкой, подтолкнул контрэлиту в Чехословакии к более решительным действиям. В качестве главного метода была выбрана кампания уличных демонстраций с провоцированием власти на применение насилия. Одновременно по советскому сценарию была начата программа непрерывных «партсобраний», на которых остро критиковалась политика КПЧ и выдвигались требования самых решительных кадровых изменений.

28 октября 1989 г. массовое выступление молодежи на Вацлавской площади в Праге было разогнано полицией. События повторились 17 ноября. Обстановка в государстве грозила выйти из-под контроля, и власть сделала шаг навстречу оппозиции. 19 ноября возникли массовые организации - в Праге «Гражданский форум», а в Братиславе - «Общественность против насилия». Они объявили своей целью «мирный переход от коммунистического режима к демократии».

Начало той революции, что и получила название «бархатной», положило подавление студенческой демонстрации в центре Праги, на Народной улице 17 ноября 1989 г. Но детонатором, так сказать, антиправительственных выступлений стали распространившиеся днем позже слухи об убийстве одного из студентов (как оказалось впоследствии, это была дезинформация). “Жертвой” стал студент М. Шмид, который якобы погиб в результате применения силы полицией при разгоне демонстрации.

Это ключевое событие «бархатной революции» оказалось спектаклем, устроенным спецслужбами самого правящего режима ЧССР. Роль раненого студента, которого под объективами множества телекамер укладывали в карету «скорой помощи», сыграл лейтенант госбезопасности.

На пятый день демонстраций протеста ушло в отставку политбюро ЦК КПЧ, пало правительство. Оппозиции предложили четвертую часть мест в новом правительстве, но это предложение не было принято. Поскольку новое правительство отказалось безоговорочно передать власть оппозиции, она перешла к следующему акту «революции». 26 ноября в центре Праги состоялся грандиозный митинг, через день началась всеобщая забастовка. На следующей неделе все же было сформировано федеральное правительство, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест.

29 ноября парламент отменил статью конституции о руководящей роли коммунистической партии, 29 декабря 1989 г. реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека, а президентом ЧССР - главу Гражданского форума Вацлава Гавела. 1 июля 1991 г. главы государств Варшавского договора подписали в Праге протокол о роспуске ОВД, а 1 января 1993 г. Чехословакия престала существовать, и на ее месте возникли 2 новых государства. Через несколько лет Чехия, Польша и Венгрия вступили в НАТО.

Смена политической системы повлекла за собой стремительное вхождение новых лиц в состав государственной элиты. Одним из основных источников формирования новой политической элиты в Чехословакии была «революционная улица», а более точно - те лица из оппозиции, объединяющим принципом которых являлось отрицание прежнего режима. Ядро этой новой политической элиты составили диссиденты, существовавшие в Чехословакии в 70-80-х годах.

Революцию в Чехословакии назвали «бархатной» т.к. за время митингов и демонстраций не произошло ни единого вооруженного столкновения. Сами студенты, которые 20 ноября начинали забастовку, не могли даже представить, что они одержат «победу». Но уже тогда многим казалось странным такое быстрое падение режима, прочность которого считалась само собой разумеющейся. Вторую, также весьма распространенную версию можно назвать «неудачной горбачевизацией Варшавского Договора». Суть ее в том, что новое советское руководство стремилось произвести в странах СЭВ замену старых брежневских «вождей» новыми лидерами, которые могли бы поддержать перестройку, но не справилось со стихийным ходом событий. Эта версия не слишком правдоподобна, поскольку в системе контроля со стороны руководства СССР за положением в ЧССР во второй половине 80-х годов не произошло никаких существенных изменений. «Не справиться» с ходом событий можно было лишь в том случае, если именно этот ход событий соответствовал замыслам советского руководства.

Официальное советское влияние в ноябре 1989 г. проявилось именно в пассивности. И для ЦК КПЧ, и для Гражданского форума, руководившего «бархатной революцией», жизненно важным был вопрос, останутся ли советские войска нейтральными. Как только стало ясно, что именно так и будет, к советскому посольству в Праге утратили интерес. Всем стало ясно, что Горбачев сдал Восточную Европу своему геополитическому противнику.

Сравнительный анализ процесса развития «бархатных» революций в восточноевропейских социалистических странах позволяет сформулировать ряд выводов общего характера. Прежде всего, культурным фоном этих революций был отход массового сознания от норм рационального мышления и рассуждений - в обществе господствовал религиозно-мифологический тип сознания, изменились лишь «священные символы». Главные из этих символов - «рынок» и «запад» - приобрели эмоционально-мистический характер.

Ключевым фактором массовой поддержки революционных перемен стала потенциальная (скорее даже иллюзорная) материальная выгода. Сравнительное исследование стран Западной и Восточной Европы начала 1990 г. показало позитивное отношение к понятию «капитализм». В целом восточноевропейцы оценивали его преимущества выше, чем жители самих капиталистических стран. Это была «кульминация» формирования рыночно-демократической ориентации, начавшегося в 1980 г. Самое начало процессов либерализации, сопровождавшееся резким падением уровня жизни, оказалось прямо противоположным ожидавшемуся.

Доклад ООН говорит об этом: «Переход от центральной плановой экономики к рыночной сопровождался огромными изменениями в распределении национального богатства и благосостояния. Данные показывают, что это были наиболее быстрые по темпам из когда-либо осуществленных перемен. В переходных экономиках эти тенденции были драматическими и за них было заплачено огромной человеческой ценой».

Специальный доклад ООН о положении в этих странах дает такую оценку: «До начала 90-х годов социальное обеспечение в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ было на редкость высокого уровня. Была гарантирована полная и всеобщая занятость. Хотя в денежном выражении доходы были невелики, они были стабильными и гарантированными. Многие продукты потребления и услуги субсидировались и были доступны всем и регулярно. Было достаточно для всех продуктов питания, одежды и крыши над головой. Пенсия была гарантирована, и люди могли пользоваться многими другими формами социальной защиты... Сегодня достойное образование, здоровая жизнь и достаточное количество продуктов питания больше не являются гарантированными. Растущая смертность и новые, потенциально смертоносные эпидемии представляют собой постоянно растущую угрозу для жизни».

Особо тяжелые последствия «бархатной» революции испытала на себе интеллигенция, духовная движущая сила этого поворота. Н.Коровицына пишет: «Трагизм этой революции, как и судеб ее участников, заключается в том, что ценности и идеалы ноября 1989 г. оказались несовместимы с «посленоябрьской» реальностью… Реальным результатом системной трансформации было не только значительное обеднение духовной жизни и ослабление творческого потенциала общества. Вместе с интеллигенцией из восточноевропейской действительности ушло ее своеобразие - основа всякого развития».

Поделиться