Эскадренный броненосец "синоп" черноморского флота. Модернизации и переоборудования

Эскадренный броненосец "Синоп" Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота Эскадренный броненосец "Синоп" Черноморского Флота ТТД: Водоизмещение: 11 050 т. Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м. Скорость хода максимальная: 15,2 узла. Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с. Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов. Экипаж: 633 чел. История корабля: Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания. По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного. 20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков. Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм). В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй. В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия. 14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить". В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения. Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки. Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами. 15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета. Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года). 30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Синоп»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Барбетный броненосец
Организация Черноморский флот
Изготовитель Верфи РОПиТа, Севастополь
Строительство начато сентябрь 1883 года
Спущен на воду 19 мая 1887 года
Введён в эксплуатацию июнь 1889 года
Выведен из состава флота с 1910 года учебный корабль
Статус разобран в 1922 г.
Основные характеристики
Водоизмещение проектное 9990 тонн, фактическое 11 310 тонн
Длина 103,4 м
Ширина 21 м
Осадка 8,69 м
Бронирование Сталежелезная броня,
борт от 152 до 406 мм,
казематы 254-305 мм,
барбеты - 305 мм,
рубка - 229 мм,
палуба - 50…63 мм
Двигатели Двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», 16 цилиндрических котлов
Мощность 8888 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 26 офицеров и 607 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 305-мм/30 ,
7 × 152-мм/35 орудий,
10-12 малокалиберных орудий
Минно-торпедное вооружение Семь 381-мм торпедных аппаратов

Проект и строительство

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине II» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

Корабль заложен в 1883 году, спущен на воду в 1887 году. С 1889 года принят в эксплуатацию.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба.

«Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ .

Служба

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

19 февраля 1919 года разоружен, а -24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван.

29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами.

После захвата Севастополя 15 ноября 1920 года частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Броненосец был разделан на металл в Севастополе в период 1922-1924 гг. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

Командиры

  • 1894 - капитан 1-го ранга А. В. Невражин.
  • 1894-1895 - капитан 1-го ранга Д. И. Петров.
  • 1898-1902 - капитан 1-го ранга В. Я. Баль.
  • 1902 - капитан 1-го ранга М. Н. Коландс.
  • 1902-1903 - капитан 1-го ранга А. Н. Скаловский.
  • 1903-? - капитан 1-го ранга М. Г. Афанасьев.
  • 1908-1911 - капитан 1-го ранга В. А. Канин.
  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон .
  • 1916-1917.06 - капитан 1-го ранга А. Г. Покровский.
  • 1917 г. 07-12. - капитан 1-го ранга Зарудный.
  • 1917-? лейтенант Е. С. Рыбалтовский.

Источники информации

  • В. Кофман, под ред. адмирала Н. Н. Амелько, «Башня или барбет?», Моделист-конструктор, 1992 г., № 6

Напишите отзыв о статье "Синоп (броненосец)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Синоп (броненосец)

Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Альтернативные броненосцы типа "Синоп"

… Между тем утренний туман рассеялся, и с правого борта открылось невиданное до той поры зрелище. Взору обоим Адмиралам, а также матросам и офицерам, предстали боевые корабли, уверенно идущие десятиузловым ходом в строгом расстоянии друг от друга, будто связанные невидимыми нитями. В исчезающем тумане стали отчетливо выделяться четыре черных массивных корпуса. У каждого броненосца (а это могли быть только броненосцы) в носовой части, разделяя воды Корейского пролива, просматривалась полоса струящейся белой пены от воды, рассекаемой форштевнями. Отброшенные в сторону водяные каскады, как бы вскипая, продолжали биться и плясать у высоких отвесных бортов броненосцев, и, переходя затем в корму, соединяясь за ахтерштевнем, образовывали вместе с бурлящими потоками от винтов широкую кильватерную полосу….

А это еще что? - только и смог задать вопрос Представитель Императора, рассматривая приближающиеся корабли. Двухтрубные, одномачтовые, наконец различимый силуэт на морской глади сложился с отпечатками "памяти".

Броненосцы океанского типа российского императорского флота. Водоизмещение 10 т.т., 6 305-мм, 7 152-мм, плюс мелкокалиберные пушки, торпедные аппараты. Но это было не все.

В отличие от "той" истории (насколько он ее помнил), "Синопы" все же были другими. В "той" реальности "Синопы", точнее "Синоп", проектировался как третий броненосец типа "Екатерина Великая". В этой реальности "Синоп" был головным, и "Екатерины" не было: "Синоп", "Чесма", "Тендра", "Калиакрия". Конечно, вероятность ошибки - не исключена, но…

Другим важным и существенным отличием было расположение орудий. Не треугольником, с двумя башнями в носовой части (улыбнулся - какая перспективная схема!), а ближе к…. "Инвинсиблу" / "Адмиралу Нахимову". На нос 4 орудия, борт 5.

Пытались реализовать линейную схему? Или, что более вероятно - "французское влияние"…

Или удачный вариант для боя в турецких проливах и… для службы на дальних берегах?! Сохранен сильный огонь на нос, и плюс одно 305-мм орудие в бортовом залпе. Там, где своих мало, а врагов больше – попытка компенсировать недостаточную численность качеством.

Тут Представитель Императора вспомнил (до этого была больше память реципиента), что такие броненосцы были у Византийского флота. И тоже тип "Синоп" - в честь победы над Персами! С одной стороны задача защищать Проливы, или бой в Архипелаге Эгейского моря - здесь не особенно поманеврируешь, и сильный огонь на нос - в плюсе. С другой стороны - требовалось быть индивидуально сильнее другого броненосца - хоть Персидского, хоть Английского. И здесь плюс орудие (5 орудий вместо 4-х в залпе) – все-таки существенный аргумент. А отряд из четырех кораблей - уже 4 орудия в плюсе, можно сказать "лишний броненосец".

Правда, эти "Синопы" отличались от византийских. Если в оригинале (а также и у "Екатерин") 7-е 152-мм орудие находилось в корме, то здесь было погонным.

Что это? Наследие Проливов (даже от погонных орудий в узких проливах толк)?

Или на этом и расчет? Он (или если брать команды - они) не единственные, а может и не первые вселенцы в этом мире. И этот "Вселенец" или "вселенцы" - умные. Но специально, некоторыми техническими огрехами пытается (пытаются?) показать - другим вселенцам!? - что его/их нет! Дескать, русский флот развивается как и все флоты, идет тем же путем (или почти тем же путем), и наряду с удачными, точнее "правильными" путями, есть и неудачные, точнее "не правильные" пути. И этот вселенец ищет (а скорее, если он приложил руку к броненосцам, то уже отдел) вселенцев в других странах.

Впрочем, сейчас было не до всяких вселенцев, поворотов истории, и прочем. Сейчас надо было выиграть сражение.

Собственно, какое сражение - уходить надо….

С первой русской эскадрой (2 броненосца и 6 крейсеров) или со второй эскадрой (4 броненосца) по отдельности можно было бы справиться. С первой уж точно.

Но бой с объединенной эскадрой русских… тут у объединенного японско-китайского флота шансов очень не много.

Русские рассуждали так же - две эскадры начали сжимать флот противника…..

ТТД:
Водоизмещение: 11 050 т.
Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м.
Скорость хода максимальная: 15,2 узла.
Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с.
Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм.
Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 633 чел.

История корабля:
Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С. С. Лесовский и Г. И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания.

По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305- и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И.А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного.

20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

В мае того же года подполковников А. В. Мордвинова и Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А. В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А. П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить".

В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки.

Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

15 октября 1883 "Синоп" года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года.

13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.

Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года).

30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.

19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами.

После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Барбетный броненосец «Синоп» заложен в 1883 г., спущен на воду в 1887 г. Третий в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».

История

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ.

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. В январе 1918 года «Синоп» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской Народной Рады и в установлении в Одессе советской власти. 30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими войсками, затем, 24 ноября 1918 г., перешёл к британским союзникам и передан ими Белому флоту. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван. 29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Затонул возле берегов Ялты, в Крыму, где был найден известным археологом-подводником Робертом Баллардом, который искал теплоход «Армения»: в одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом. Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса было построено всего четыре. «Чесма» до сих пор лежит возле Тендровской косы как мишень, по которой учатся стрелять летчики. «Екатерина II» разобрана на металл в 1914 году в Николаеве. «Георгий Победоносец» в начале 1930-х гг. разобран на металл в Бизерте. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в 1924-м..

Командиры

  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон.
«Синоп»
Служба: Россия
Класс и тип судна Барбетный броненосец
Организация Черноморский флот
Изготовитель Верфи РОПиТа, Севастополь
Строительство начато сентябрь 1883 года
Спущен на воду 19 мая 1887 года
Введен в эксплуатацию июнь 1889 года
Выведен из состава флота с 1910 года учебный корабль
Статус разобран в 1922 г.
Основные характеристики
Водоизмещение проектное 9990 тонн, фактическое 11 310 тонн
Длина 103,4 м
Ширина 21 м
Осадка 8,69 м
Бронирование Сталежелезная броня,
борт от 152 до 406
казематы 254-305
барбеты
рубка
палуба
Двигатели Двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», 16 цилиндрических котлов
Мощность 8888 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 26 офицеров и 607 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 305-мм/30,
7 × 152-мм/35 орудий,
10-12 малокалиберных орудий
Минно-торпедное вооружение Семь 381-мм торпедных аппаратов
Поделиться