Соц проекты для детей инвалидов. Проект программы социализации детей с овз "ты не один"

Социальный проект «Возрождение»

Центр «Возрождение».

Цели проекта:

1. Достижение максимального социального функционирования инвалидов

2. Достижение психологического благополучия инвалидов всех возрастов

Планируемые результаты.

· Адаптация инвалида в современном обществе

· Обеспечение инвалидов рабочими местами

· Расширение круга общения

· Информационно - просветительская работа

· Психологические консультации

· Обеспечение жильём инвалидов

Группы людей в интересах, которых осуществляется проект:

люди, имеющие инвалидность I и II группы, от 16 лет, кроме инвалидов с диагнозом интеллектуальной недостаточности или психическими нарушениями.

Обоснования необходимости проведения данного проекта.

Люди, имеющие инвалидность ограниченны в возможностях и не могут полноценно функционировать в обществе, а некоторые инвалиды полностью отрезаны от внешнего мира и вынуждены смиренно дожидаться конца своей жизни и зачастую не в лучших условиях. Мой проект позволит инвалидам приносить обществу пользу и заботиться об их физическом и психологическом состоянии.

1. Распределение на тех, кто будет:

а. проживать в центре

б. временно проживать в центре

в. Посещать центр по составленному расписанию

2. Распределить тех, кто будет жить друг с другом по совместимости темпераментов и характера инвалидности.

3. Определить: расписание и виды работы (4-5 часов), время отдыха (общения), время психологических и медицинских процедур.

1. С зарплаты инвалидов не взимается налог в 13%;

2. От пенсии по инвалидности взимать каждый месяц на содержание и оказанные услуги:

а. те, кто проживает - 80% пенсии

б. те, кто приезжает - 40% пенсии

3. Пониженная ставка заработной платы у инвалидов

4. Снижение налогов для тех, кто предоставляет работу инвалидам.

6. Освобождение от налогообложения постоянных спонсоров.

7. Государственные вложения

Общение, трудотерапия, психологическая и медицинская помощь в совокупности дадут положительные результаты. Возможны: частичное выздоровление, психологическое благополучие у инвалида и его семьи, получение заработка. Центр «Возрождение» - это шанс для инвалидов стать полноценными членами общества. Общаться с людьми, у которых такие же проблемы со здоровьем, получать различные виды помощи…

Этот проект очень важен, как для людей имеющих инвалидность с их семьями, так и для государства! Зачастую люди имеющие инвалидность I или II группы практически лишены возможности функционирования в обществе, они не обладают широкими познаниями в сфере своих прав и возможностей.

С помощью центра появиться дополнительная не дорогая рабочая сила, все права инвалидов будут защищены.

Заключение

Уязвленные слои населения есть в каждом обществе, и степень их уязвленности отражает уровень развития данного общества. Люди с инвалидностью - одни из них, вне зависимости, были ли они рождены инвалидами или стали ими в силу обстоятельств. Они дискриминированы в обществе по принципу отсутствия равных возможностей в таких жизненно важных сферах, как доступ к образованию, трудоустройству, общественной жизни и т.д.

Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области

обслуживания инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам в России проявлялась всегда.

Сегодня проблема социальной реабилитации инвалидов становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа имеющих инвалидность следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных социальных решений.

Несомненно, люди имеющие инвалидность испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №10 города Советска Калининградской области

Индивидуальная проектная работа

Предмет: социальный проект.

«Доброе сердце»

Выполнила: Ходжаян Н.Н

Ученица 10 «А» класса

Руководитель: Хачатурян Сусанна Владимировна,

педагог-психолог.

Советск, 2016

Содержание:

……………………….......10

2.2 Коррекционная работа с детьми инвалидами……................……11

Заключение…………………………………………………………………12

Введение

Актуальность проекта:

В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.

Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина.

В конечном итоге, проявление милосердия может привести к меценатству, желанию помочь другим людям.

Проблема:

Дети - инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, узнают новое, что происходит в мире, разве что через интернет. Постепенно такой ребенок замыкается в себе, слишком рано узнает, что такое одиночество. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, то начинает страдать и психика. Так давайте же вместе докажем, что ребенок – инвалид - это полноценный член общества, а также поразмышляем над мерами помощи!

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.

Объект исследования : процесс социализации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: проектирование социальной работы с детьми-инвалидами в условиях МАОУлицея 10, г.Советска

Цель проекта :

Адаптировать детей инвалидов в социальную среду обычных школьников, донести до учеников нашей школы и их родителей мысль о милосердии, знакомить общество с особенностями инвалидности, объяснять общие закономерности развития нормальных и аномальных детей. Необходимо, чтобы здоровые люди, здоровые дети, не избегали детей-инвалидов, а умели общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.

Задачи проекта:

осуществление мероприятий по оказанию практической помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке, в том числе детям-сиротам, детям-инвалидам, ветеранам;

содействие адаптации детей к жизни в обществе, включая обеспечение без барьерной среды обитания для детей-инвалидов, детей-сирот;

развитие у членов детской организации инициативы по оказанию помощи больным ровесникам, поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о них;

формирование милосердия и толерантности, обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями.

На первом этапе:

проведено изучение статистических данных, детского центра дневного пребывания «Янтарный мостик».

проведено анкетирование учащихся 7 классов «Исследование ценностных ориентиров»

На втором этапе :

посещения реабилитационного центра, проведение игр, коррекционных занятий с Набором психолога Пертра.

Проведение сказкотерапии «Две планеты» с детьми инвалидами и учащимися 6 класса.

Ожидаемы результаты :

Расширить сферу общения учащихся лицея №10 и детей – инвалидов.

Создание для ребёнка условий пребывания, которые позволили бы ребёнку нормально развиваться.

Сформировать у учащихся привычку здорового образа жизни

Сформировать коммуникативную компетенцию у учащихся

Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе.

Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Методы исследования:

Изучение статистических данных детского центра дневного пребывания «Янтарный мостик» для детей инвалидов.

Информационно-аналитический: анализ научный литературы по теме толерантности, валеологической компетенции, инвалидности и др.

Коррекционные занятия с детьми инвалидами.

Художественно- эстетический.

Участники проекта:

Учащиеся лицея №10 и дети инвалиды реабилитационного центра «Янтарный мостик» г.Советска. «Янтарный мостик» был создан в 2005г. по добровольному желанию родителей и моральной поддержке доктора медицинских наук Карин Плагеманн, уроженке города Тильзита (Советска, Калининградской области). Председателем Организации общим собранием была выбрана Черевичкина Ирина. На сегодняшний день Организация насчитывает 15 семей и открыта для всех, кто столкнулся со сложной ситуацией здоровья детей в своих семьях. Основные цели организации содействовать:

улучшению жизненной ситуации детей-инвалидов и их семей;

повышению информированности в вопросах ухода и реабилитационных мероприятиях.

1.Теоретические основы социального проекта

1.1.Что такое толерантность и почему её надо воспитывать?

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»

В.А.Сухомлинский

Агрессия, насилие и жестокость, транслируемые сегодня через средства массовой информации, в том числе ТВ и кино, а также через компьютерные игры, оказывают негативное воздействие на умы и души юного поколения. Очевидны нехватка позитивного примера, доброго отношения к людям и природе. Чудовищные случаи агрессии учащихся по отношению к своим сверстникам, участившиеся в последнее время, а также к другим людям, жестокое обращение с животными и вандализм заставляют отнестись к этой проблеме со всей серьезностью. Обесценивание семейных ценностей, подмена нравственных принципов законами джунглей, фокусирование на достижении удовольствия и пропаганда низкопробных развлечений требуют адекватных воспитательных действий. Дети-инвалиды, обучающиеся в центре дневного пребывания «Янтарный мостик» , страдают различными расстройствами функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, и им очень трудно выразить себя в обычной среде. Часто они становятся объектом насмешек среди своих сверстников, им сложнее войти во взрослый мир, найти свое призвание.

К этим фактам трудно отнестись бесстрастно. Они заставляют многих оторваться от повседневных дел и обратить внимание на детей с проблемами.

Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать им – прерогатива государства: оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.

В последние годы мы часто слышим от политиков и журналистов новое для нас слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Проблема формирования толерантного сознания особенно актуальна для современной России, где в последнее время участились акты терроризма, нетерпимости, обострились межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Поэтому необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищенности ребенка, представления возможности апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Толерантность (от латинского tolerantia) – «терпение, снисходительность к кому-либо или чему-либо». Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать другую культуру, иные взгляды и различные проявления человеческой индивидуальности.

В.И.Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности.

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала, и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Как мы видим, толерантность – это важное качество личности, и его необходимо воспитывать.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

1.2. Что такое валеология ?

Человек - система, детерминированная Генетикой, Богом и Педагогом. Под валеологической компетентностью понимается обладание суммой валеологических знаний, которые включают научно обоснованные факты, идеи, понятия, накопленные человечеством в области здоровья; наличие умений и навыков в области здоровьесбережения; способность устанавливать связи между валеологическим знаниями и практическими действиями на основе сформированных ценностных ориентации на поддержание и укрепление здоровья. Во время реализации нашего проекта, мы имели дело с детьми инвалидами. Нам важно было знать о причинах ухудшения их здоровья, о возможностях укрепления здоровья здоровых людей как потенциальных родителей следующего поколения. Анализируя научную литературу, мы выделили основные положения этой науки.

Понятие «здоровье» невозможно определить без учета основных функций, выполняемых человеком. Каковы же эти функции? Они явствуют из определений понятий «человек»: «Человек есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала. Таким образом, основные функции организма человека заключаются в реализации генетической программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции (продление рода), врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности, а механизмы, которые обеспечивают эти функции и называют здоровьем. Здоровье, по определению всемирной организации здравоохранения, - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Состояние здоровья изучают на трех уровнях:

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ здоровье - это здоровье всего населения государства, региона, области, города. Оно характеризуется совокупностью индивидуальных характеристик здоровья населения, выраженных в виде статистических и демографических показателей.

2. ГРУППОВОЕ здоровье - это усредненные показатели здоровья малых групп (социальных, этнических, семейных, классных, школьных коллективов и т.п.)

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ здоровье - это показатели, характеризующие здоровье каждого человека в отдельности.

На каждом из этих уровней выделяют несколько ВИДОВ здоровья:

1. ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризует состояние органов и систем человека, уровень их развития и наличие резервных возможностей.

2. ПСИХИЧЕСКОЕ здоровье. Характеризуется состоянием памяти, мышления, особенностями волевых качеств, характера, развитым логическим мышлением, положительной эмоциональной энергетикой, уравновешенной психикой, способностью к саморегуляции, управлению своим психоэмоциональным состоянием, контролю над мыслительной деятельностью.

3. НРАВСТВЕННОЕ или духовное здоровье - отражает систему ценностей, и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром. Характеризуется наличием сознания и воли, позволяющим преодолеть примитивные инстинкты, влечения и эгоизм. Проявляется в признании общечеловеческих и отечественных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Это нормы поведения и взаимоотношений с окружающими. Это стратегия жизни человека, сориентированная на общечеловеческие и отечественные духовные ценности.

4. СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это деятельное отношение к миру, т.е. активная жизненная позиция. Это мера трудоспособности и социальной активности. Это наличие благоприятных условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.

Таким образом, исходя из анализа, стало понятным, что:

1.Здоровье обеспечивается механизмами адаптации, то есть приспособления к изменениям внешней и внутренней среды.

2. Механизмы адаптации реализуются благодаря наличию функциональных, динамических резервов в каждой из систем организма, которые взаимодействуют между собой на основе принципа неустойчивого равновесия. При воздействии на организм внешних и внутренних факторов, происходят перестройки во взаимодействии его систем, в самих системах и в организме в целом - реализуется механизм адаптации.

3. Сумма резервов всех систем организма создает как бы запас “прочности”, который называют ПОТЕНЦИАЛОМ ЗДОРОВЬЯ или УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, или МОЩНОСТЬЮ ЗДОРОВЬЯ.

4. Потенциал здоровья может быть увеличен при правильном образе жизни и специальными тренировочными воздействиями или может снижаться при неблагоприятных воздействиях и невосполнимых утратах резервов.

5. Увеличение потенциала здоровья достижимо только собственными усилиями человека.

Таким образом, валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться выявлять и наращивать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека. Чтобы правильно осуществлять это, надо знать от чего же зависит наше здоровье, чем определяется Потенциал здоровья? Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

3. Деятельность системы здравоохранения - на 10%

4. Образ жизни человека - на 50%

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Когда мы провели анкетирование в нашей школе, то оказалось, что почти 30% подростков курят и употребляют пиво и слабоалкогольные напитки. Благодаря проведенной лекционной работе, встречам с детьми- инвалидами и работе в детском доме, нам удалось добиться что 50% учащиеся 10 класса бросили курить, а 70% учеников 9 класса- отказались от распития пива.

Известно, что формирование здоровых привычек, «жизненной философии» наиболее эффективно в детстве. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше верит ребенок своему воспитателю. Это создает наиболее благоприятные возможности для формирования нужных для сохранения здоровья качеств и свойств личности.

Чем раньше начато воспитание, тем прочнее навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость, кроме того, существует необратимость возрастных периодов и время для воспитания некоторых качеств может быть безвозвратно утеряно. Изменение отношения к своему здоровью лучше всего воспитывать именно в подростковом возрасте. Что и позволяет сделать наш проект актуальным.

2. Дети-инвалиды как полноправные члены общества

2.1.Положение инвалидов в нашей стране

В течение многих десятилетий отношение к людям с физическими и умственными недостатками было печальной историей непонимания, отвержения, подозрения, страха перед сближением, изоляции. К людям с инвалидностью, особенно, с умственными недостатками, относились враждебно, как к наказанным Богом, проклятым.
С середины прошлого столетия в мире возникает новая тенденция в понимании инвалидности: одновременно как феномена физического, психического, социального.

Реализация принципов интеграции, инклюзии дает возможность повышать уровень социальной адаптации общества, его морально-нравственных качеств, прогрессивной динамики.
Новые тенденции в инвалидном движении в Европе и Америке во второй половине XX века продолжали развиваться.

Вместе с тем, с середины 90-х годов, вышел ряд постановлений и законов РФ, которые уже пересматривали прежнее отношение к инвалидам:
Они были дополнены отраслевыми нормативными актами, определяющими медицинские и социальные гарантии инвалидам. Особое внимание уделялось вопросам реабилитации, инвалидов. С возможностью разработки индивидуальных программ как фундамента социальной политики.
В контексте нашей темы особого внимания заслуживают 2 нормативно-правовых документа, принятых в 1948 и 1954 годах. Это всеобщая Декларация прав человека; и Декларация прав ребенка, которые послужили" своего рода основаниями для разработки международных и национальных программ работы с детьми-инвалидами. В 1989 году они были дополнены Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, по которой дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства; право на воссоединение со своей; семьей, на выражение мнения, информацию, на свободу объединения, личную жизнь, образование.
В наше время, при всех его проблемах, инвалидов перестали стесняться. Их не только стали публично показывать, говорить о них, но дают возможность открыто обсуждать их проблемы, создавать самые различные общественные институты, организовывать международные мероприятия, в том числе спортивные чемпионаты, фестивали, другие форумы. Разработана государственная программа «Дети инвалиды». С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов.

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.

Основной закон о детях – «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий.

2. 2.Коррекционная работа с детьми инвалидами.

1. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения с учеником 5 класса А.М. мы стремились создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер. Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук, с тем, чтобы предотвратить образование патологического стереотипа к школьному возрасту.

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Подготовка к письму. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий: Правильная посадка при письме. Постановка руки. Ориентировка на странице тетради и строке. Правильное движение руки по строке.

Всему этому помог Набор психолога «Петра»

Благодаря разнообразию деталей “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.

Занятия проводились игровыми наборами Grafomotorik и Handgeschiklichkeit

Игровой набор Grafomotorik

(От каракуль к каллиграфии) В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

Игровой набор Handgeschiklichkeit

(От хватания к схватыванию) Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у подростков улучшаются внимание, память, мышление, слух и зрение. Это основное условие успешного обучения. Иначе говоря, чем лучше развиты пальцы, тем легче будет научить человека говорить, оперировать определенными понятиями.

Сказкотерапевтическое занятие «Две планеты» с учащимися 6 класса и детьми инвалидами .

Сказкотерапия это метод , использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Поскольку сюжет сказки построен на метафоре, фантастические и удивительные образы развивают воображение ученика, дают простор его фантазии. Благодаря сказкотерапии, ребенок всецело погружается в фантастический мир, преобразует его и взаимодействует с героями! А если ребенка что-то волнует, то при помощи сказкотерапии он дистанцируется от проблемы, оценивает ситуацию как бы стороны и перенимает позитивный опыт сказочного героя как свой собственный. Таким образом сказкотерапия помогает решить те проблемы, которые волнуют ученика в его реальной жизни. Ребенок самостоятельно приходит к выводу, как нужно действовать в той или иной ситуации, ведь он ее по сути уже «прошел» в сказке во время сеанса сказкотерапии!

Цель занятия было обучение позитивному восприятию себя и другого человека.

Основные задачи:

развитие самопознания

повышение самооценки;

развитие эмпатии;

развитие конструктивных форм взаимодействия с другими;

гармонизация межличностн ых отношений.

С помощью этого занятия учащиеся научились рефлексировать, "видеть", чувствовать другого человека, понимать переживаемые им чувства и состояния.

Классный час «Для чего нужно беречь здоровье» с учениками 5 класса.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье-это радостное отношение к трудностям.

Целью занятия было - Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На классном часе решались вопросы:

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Учащиеся в конце занятия пришли к выводу:

Что, здоровье необходимо беречь, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

3. Заключение

Основная проблема наших подопечных детей - недостаток у подавляющего большинства из них практических возможностей для успешной социализации в обществе.

В проектной работе мы попытались решить проблему адаптации и социализации детей инвалидов в современном обществе. Для этого мы провели мероприятия по оказанию практической помощи детям-инвалидам, попытались донести до учеников нашей школы и их родителей мысль о милосердии и толерантности, знакомить общество с особенностями инвалидности, объяснять общие закономерности развития нормальных и аномальных детей.

Работа, которая проводилась в рамках проекта, важная и нужная, причем нужная для всех участников проекта:

Учащимся, для понимания и правильного оценивания перспективы дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе;

Детям-сиротам и детям – инвалидам для расширения круга общения, адаптации к современным условиям в обществе, изживанию комплекса неполноценности, реализовать свой потенциал;

Родителям для правильного понимания семейных ценностей, ведения правильного образа жизни и прививание этой привычки своим детям (формирование валеологической компетенции);

Учащимся, детям-сиротам и детям – инвалидам: умение работать в команде, (формирование коммуникативной компетенции).

Совместно с нашими учащимися постарались формировать у ребенка-инвалида образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, и надеемся, что он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде

Участвовать в этом может каждый, но, решая эту проблему внешне, не нужно забывать: ничего не добиться, если не трудиться над умножением любви в своем сердце. Это главное".

Обоснование необходимости социально значимой программы (проекта)

Общеизвестно, что сильнейшим средством реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество наряду со спортом является культура.

Проект «Дорога в мир равных возможностей» - крупномасштабное событие культурно-реабилитационной направленности призвано расширить привычные границы и дать шанс объединиться и проявить свои таланты людям с проблемами здоровья вне зависимости от физических ограничений.

Глядя на успехи наших паралимпийцев в спорте и вспоминая свои встречи с творческими людьми, мы поняли, что это не совсем справедливо. Среди инвалидов очень много талантливых людей, которые не могут проявить себя в спорте, поэтому необходимо некое пространство, как Паралимпиада, только в искусстве и творчестве. Поэтому возникла идея создания проекта, направленного на развитие творческих способностей людей с ограниченными возможностями здоровья «Дорога в мир равных возможностей». Проект поможет найти талантливых людей в разных направлениях, оказать им помощь, а организациям поддержки - больше проявить себя. В рамках проекта несколько творческих номинаций: вокал, литература, режиссерское искусство, танцы на колясках, декоративно-прикладное творчество и др. Также будут присутствовать мероприятия оздоровительного характера. Без поддержки очень сложно развивать такой громадный проект, который уже приобрел статус международного.

Цели и задачи социально значимой программы (проекта)

Цель проекта: выявление талантливых лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействие развитию их творческих способностей, активизация деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих помощь инвалидам.

Задачи проекта :

стимулирование развития творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья как средства их реабилитации и социальной адаптации;

создание предпосылок и улучшение условий для самореализации инвалидов, перспектив их личностного роста и интеграция в общее культурно-творческое пространство;

вовлечение широкого круга лиц с проблемами здоровья в культурную жизнь общества;

формирование массового осознания того факта, что ограниченные возможности здоровья не должны препятствовать реализации способностей и талантов личности;

развитие и популяризация в обществе концепции безбарьерной среды и равных возможностей;
активизация деятельности организаций, оказывающих помощь инвалидам;

содействие воспитанию личности, ориентированной на духовно-нравственные ценности;

увеличение числа активных участников добровольческой и благотворительной деятельности в области.

Приоритетное направление социально значимой программы (проекта)

«Социальная адаптация инвалидов и их семей»


Основные целевые группы, на которые направлена социально значимая программа (проект), численность представителей данных групп, охваченных программными мероприятиями.
Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, имеющая ограниченные возможности здоровья (с проблемами опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, легкими психическими отклонениями), волонтеры; семьи инвалидов, имеющих ограниченные возможности и попавших в трудную жизненную ситуацию. Всего: 200 человек

Оценка результатов реализации социально значимой программы (проекта)

В рамках реализации социально значимой программы (проекта) "Дорога в мир равных возможностей" были достигнуты следующие значения показателя результативности предоставления субсидии по направлению "Социальная адаптация инвалидов и их семей»:

1.Количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве – 10 человек; (план – 4 человека)

2.Количество молодых инвалидов, получивших социокультурные услуги – 164 человека; (план – 50 человек).

3.Количество получателей услуг – 232 чел; (план – 200 чел.)

4.Софинансирование целевых расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных социально значимой программой (проектом)- 39 000 рублей, (план – 39 000 рублей).

Тиражируемость социально значимой программы (проекта)

«Дорога в мир равных возможностей»:

для внедрения результатов проекта в другие районы, регионы были разработаны, апробированы и представлены в печатном и электронном виде следующие информационно-методические «продукты»:

Материалы для диагностики проекта (анкеты, отзывы);

Обобщение опыта реализации проекта в целом (буклеты, информационные листы, презентации, пресс-релизы)

Механизм распространения информации о социально значимой программе (проекте) и результатах ее реализации достигнут путем размещения следующей информации:

Материалы о ходе реализации проекта на портале организации – более 20 материалов;

Материалы о ходе реализации проекта на сайте Общественной палаты Тамбовской области, управления по связям с общественностью администрации Тамбовской области – более 3 шт.;

Статьи о проекте в местных СМИ, в том числе электронных – более 40 шт.;

Издание и распространение буклетов, информационных листовок о результатах реализации проекта в среде специалистов районов области, родителей, самих получателей услуг – более 50 шт.

Представление материалов проекта общественности, сотрудникам государственных и муниципальных учреждений (круглый стол, конгресс, пресс-конференции, репортажи по проблемам молодых инвалидов) – более 5 шт.

Дальнейшие перспективы реализации социально значимой программы (проекта) «Дорога в мир равных возможностей»:

по окончанию действия проекта проведен анализ его результатов, а молодым инвалидам были предложены дополнительно новые социальные услуги на базе муниципальных и региональных учреждений. Наша организация уже зарекомендовала себя в сферах молодежной политики, социальной защиты и развития гражданских инициатив положительно и, эффективно работая с квалифицированными специалистами и административными органами, привлекла к сотрудничеству многих партнеров, в том числе и зарубежных, что повысило интеллектуальные и материальные ресурсы организации. Всё это позволило расширить сферу услуг для молодых инвалидов и семей с детьми-инвалидами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, привлечь их большее количество к участию в жизни общества и повышению качества жизни.

Благодаря получению финансирования (субсидии) рамки проекта были расширены. Так, была продолжена работа специализированной патронажной службы по оказанию информационных услуг и службы сопровождения инвалидов, в том числе и выездного характера при проведении социально-культурных мероприятий; по наполнению Интернет-портала информационными материалами силами самих инвалидов о ходе реализации проекта, сведениями о возможностях реабилитации и социальной адаптации инвалидов, их семей и волонтеров.

Устойчивость проекта осуществлялась благодаря информационной поддержке со стороны администрации области; города Тамбова в части снижения платежей по аренде помещений, используемых для реабилитации и получению информации молодыми инвалидами, а также укреплению уже созданной материально-технической базы.

Семьи, воспитывающие инвалидов, в том числе с тяжелыми ограничениями здоровья; инвалиды-сироты; молодые люди, с которых снята группа инвалидности; и находящиеся на коррекционном обучении - получили моральную, духовную, физическую, финансовую и социальную поддержку, возможность оздоровления.

Реализация проекта помогла активизации личностного потенциала, развитию самостоятельности, самоопределению человека в ситуации инвалидности; снижению социально-психологических барьеров, отчужденности, закрытости семей, имеющих инвалидов.

Цель проекта была достигнута путем выявления талантливых лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействия развитию их творческих способностей, активизации деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих помощь инвалидам.

Достигнутые результаты:

стимулирование развития творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья как средства их реабилитации и социальной адаптации;

создание предпосылок и улучшение условий для самореализации инвалидов, перспектив их личностного роста и интеграция в общее культурно-творческое пространство;

вовлечение широкого круга лиц с проблемами здоровья в культурную жизнь общества;

развитие и популяризация в обществе концепции безбарьерной среды и равных возможностей;

активизация деятельности организаций, оказывающих помощь инвалидам;

воспитание личности, ориентированной на духовно-нравственные ценности;

увеличение числа активных участников добровольческой и благотворительной деятельности в области;

попытка формирования массового осознания того факта, что ограниченные возможности здоровья не должны препятствовать реализации способностей и талантов личности.

Основные целевые группы, на которые была направлена социально значимая программа (проект) «Дорога в мир равных возможностей», численность представителей данных групп, охваченных программными мероприятиями: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, имеющая ограниченные возможности здоровья (с проблемами опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, легкими психическими отклонениями), волонтеры; семьи инвалидов, имеющих ограниченные возможности, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Всего: 232 инвалида и членов их семей, 25 волонтеров.

Одной из целей проекта являлось достижение понимания и принятия концепции равноправия всех людей вне зависимости от их личных особенностей. Для нас было важно, чтобы волонтеры (студенты, школьники, работающая молодежь) научились жить рядом с людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. С этой целью были привлечены в проект новые волонтеры, которые помогали инвалидам в организации следующих мероприятий:

Мероприятие

Дата

Организация и подготовка VII Международного Лагеря актива молодежных инвалидных и волонтерских организаций «Дорога в мир равных возможностей».

Сентябрь

Участие в организации фестиваля творчества молодых инвалидов «Дорога в мир равных возможностей». Проведение развлекательной программы фестиваля, сопровождение инвалидов-колясочников во время обеденного перерыва.

Организация и проведение экскурсии для приезжих делегаций Лагеря актива по г. Тамбову.

Участие в конференции (конгрессе) на тему: «Интеграция людей с ограниченными возможностями в общество методами социокультурных технологий». Сопровождение делегаций в Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь.

Разработка сценария, подготовка концертных номеров, организация развлекательной программы для участников Лагеря актива силами волонтеров отряда РАНХиГС и «Аппарель+…».

Сентябрь

Участие в Международном форуме «Славянская интеграция», город Тамбов, отель-парк AMAKS.

Презентация проекта «Дорога в мир равных возможностей» на 3 Международной Покровской ярмарке, форуме «В центре внимания – Человек». Доставка инвалидов на мероприятие в Пушкинскую библиотеку.

Генеральная уборка в ТРО «Аппарель». Оформление «Зеленого уголка» для занятий с инвалидами по развитию навыков самостоятельности

Октябрь

Социальный патронаж: посещение инвалида I группы А. Ускова в отделении «Гнойной хирургии» областной больницы и помощь в реабилитационных послеоперационных процессах.

Уборка и подготовка помещения ТРО «Аппарель» к приезду немецкой делегации.

Ноябрь

Помощь в оформлении документов для родителей молодых инвалидов.

Весь период

Социальный патронаж: сбор пожертвований, уборка помещения и близлежащей территории, работа с молодыми инвалидами (игры и различные тренинги).

Сентябрь – Октябрь

Организация праздников из цикла «День именинников». Проведение праздничных мероприятий на дому. Организация дней рождений для молодых инвалидов.

Весь период

Помощь в организации соревнований по боулингу для воспитанников Техникума отраслевых технологий. Обзвон участников, составление списков, проведение соревнований.

Ноябрь

Организация экскурсии для молодых инвалидов ТРО «Аппарель» на выставку экзотических животных в ТРЦ «Галерея».

Ноябрь

Помощь в проведении курсов «Терапия искусством».

Помощь молодым инвалидам ТРО «Аппарель» в изготовлении изделий декоративно - прикладного творчества в кружках «Бисероплетение», «Изготовление цветов из ткани», « Изготовление Тамбовских тряпичных кукол»

Весь период

Организация акции по сбору мягких игрушек для воспитанников интернатов.

Весь период

Организация соревнований по Бочча между воспитанниками Котовской школы-интерната и ТРО «Аппарель». Помощь в судействе. Закупка призов.

Ноябрь

Помощь семьям, воспитывающим инвалидов в получении информационных услуг. Направление на консультации к специалистам.

Весь период

Помощь в проведении курсов «Учимся готовить» для молодых инвалидов. Закупка продуктов, уборка помещений после проведения курсов.

Весь период

Проведение акции по сбору книг для молодых инвалидов.

Ноябрь - декабрь

Поездка в управление социальной защиты населения Тамбовской области. Сбор средств индивидуальной гигиены для инвалидов-колясочников. Создание «банка» вещей, продуктовых наборов, распределение среди инвалидов.

Ноябрь

Сбор и отправка молодых инвалидов на спецтранспорте на реабилитационные мероприятия.

Весь период

Помощь в работе секций «Аппарели» - «Учимся готовить», «Терапия искусством», «Клуб общения», «Шахматы, шашки»

Весь период

Встреча с врачами медико-социальной экспертизы по вопросам предоставления средств реабилитации инвалидам. Проведение мастер классов для врачей по декоративно-прикладному творчеству. Помощь в организации концертной программы и доставке на мероприятие.

Проведение детского праздника «Здравствуй, зимушка-зима» для семей молодых инвалидов, воспитывающих детей.

Декабрь

Празднование Международного дня инвалидов в Техникуме отраслевых технологий. Помощь в проведении праздничной программы,оформлении выставки, награждение спонсоров, волонтеров, участников мероприятий. Конкурсная программа, дискотека.

Проведение праздничной программы, овормлении выставки, проведении мастер-классов в Котовской школе-интернате.

Празднование Международного дня волонтера. Проведение акции «День белого цветка», сбор пожертвований, награждение волонтеров РАНХиГС администрацией области, общественной палатой, избирательной комиссией. Презентация волонтерского отряда академии.

Организация экскурсии в Тамбовскую областную картинную галерею на выставку икон «Лики русского монашества». Сопровождение в течение мероприятия.

Помощь в организации познавательно-развлекательной программы и дискотеки для воспитанников Знаменского и Сухотинского интернатов в кафе-клубе «Жажда».

Участие в ярмарке-презентации социальных проектов и общественных инициатив в Тамбовском доме молодежи, организованной администрацией г. Тамбова.

Подготовка материалов и участие в Межрегиональном «социальном форуме» по распространению опыта профилактики социального сиротства подростков-инвалидов, адаптации молодежи с инвалидностью и их семей. Презентация деятельности добровольцев.

г.Калининград

Подача документов на областной конкурс «Доброволец года-2013»

Декабрь

Участие в конкурсном отборе кандидатов в Молодежную избирательную комиссию области. Участие в первом организационном заседании Молодежной избирательной комиссии.

Подготовка к выступлению и проведению благотворительной акции на молодежном новогоднем Губернаторском карнавале. Сопровождение инвалидов в течение мероприятия.

(Получение диплома «Лучший доброволец-2013» в номинации «Рука помощи», врученного администрацией области студентке 4 курса «ГМУ» А.С. Чернопятовой)

Организация новогодних утренников, поздравлений, подарков для детей-инвалидов на дому и для семей, молодых инвалидов, воспитывающих здоровых детей - совместно с ТРО «Аппарель» и помощниками депутата городской Думы В.О. Бетина.

Оценка результатов реализации социально значимой программы (проекта)

3 мая 2013 года Президент России подписал закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов знаменует собой смену подхода к тому, что касается отношения к людям с инвалидностью.

В последнее время в России активно развиваются процессы, направленные на развитие толерантности в обществе и признания равных прав людей с инвалидностью – без дискриминации и ограничений. Люди с инвалидностью принимают активное участие в формировании доступной среды, обеспечении доступности информации, о развитии образования, с достоиством отстаивают честь России на полях спортивных баталий.

Эти же тенденции просматриваются и в Тамбовской области, номативно-правовая база которой позволяет успешно реализовывать социально-ориентированные проекты.

Исходя из нашего предоставленного отчета, видно каких результатов могут достигнуть люди с ограниченными возможностями.

Оргкомитеты Международных и Всероссийских конкурсов, фестивалей, выставок, чемпионатов, видя инициативу и повышение профессионального уровня молодых инвалидов Тамбовской области, с удовольствием приглашают их для участия в своих мероприятиях.

Участники проекта «Дорога в мир равных возможностей» позиционировали Тамбовскую область на Всероссийском и Международном уровнях, как регион, создающий условия для всестороннего развития способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

За 2013 год члены ТРО ОООИ «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель» и волонтеры приняли участие в следующих мероприятиях:

Дата

Название мероприятия

Место проведения

Количество человек,

награды

1.

Выставка-форум проектов социально ориентированных некоммерческих организаций ЦФО «Саммит позитивных перемен»

г. Москва

Торгово-промышленная палата РФ

Макарова Ольга, Шипилов Николай, Переславцев Валерий, Чепурнова Наталия, Зимина Елена

Дипломы участников

2.

3-й Общероссийский фестиваль творчества и спорта людей с ограниченными возможностями «Парафест-2013»,

г. Москва

КВЦ

«Сокольники»

Переславцев Валерий, Зимина Елена, Макарова Ольга, Попов Максим,

Лохин Алексей, Лохина Светлана, Чанышев Роман, Ханыкин Юрий, Ханыкина Оксана, Чепурнова Наталия,

Техникум отраслевых технологий: слабослышащие 3 чел,

тренер Ракитина С.С.

Дипломы участников

3.

«Интеграция. Жизнь. Общество»

3-я Международная специализированная выставка реабилитационного оборудования, технологий и конгресс

по приглашению Президента компании «Мессе Дюссельдорф»

г. Москва, ЦВК «Экспоцентр»

Дипломы победителей по номинациям: Боччо,

Нарды, Настольный футбол, Новус, Дартс, Боулинг настольный и др.

Макарова Элла

Иноземцев Олег

Шишов Алексей

Фатнева Елена

Шапкина Ольга

Швабауэр Ольга

Усков Алексей

Самохвалов Сергей

4.

Участие в церемонии открытия Первого национального чемпионата WorldSkills Russia 2013 – Тольятти совместно с управлением образования области по приглашению оргкомитета Национального Чемпионата.

г. Тольятти

Зимина Елена.

Благодарственное письмо оргкомитета Национального Чемпионата.

5.

Кубок России по спортивным танцам на колясках

г. Набережные Челны

Переславцев Валерия, Полещук Надежда, Макарова Ольга, Тишкин Игорь,

Зимина Елена.

Награды: Бронзовые призеры Кубка России

6.

5 Международный фестиваль творчества «Жизнь безграничных возможностей»

г. Москва

Спирин Леонид, Мордовина Мария, Переславцев Валерий, Политова Мария, Чепурнова Наталия, Ермаков Валерий,

Пономарева Л.Г.

Награды: Гран-При Фестиваля по декоративно-прикладному творчеству. Дипломы участников.

7.

Чемпионат России по спортивным танцам на колясках,

фестиваль "Русская зима"

г. Санкт-Петербург

Поляков Дмитрий,

Астафурова Оксана

Награды: 4 место Чемпионата России

8.

Открытый турнир по спортивным танцам на колясках.

г. Москва

Полещук Надежда, Переславцев Валерий, Тишкин Игорь,

Переславцев Сергей

Награды: в Европейской и Латиноамериканской программе Валерий и Надежда заняли 2 места,

в программе «Сингл» Валерий - 2 место, Надежда – 3 место.

9.

Межрегиональный «Социальный форум» по распространению опыта профилактики социального сиротства подростков-инвалидов, адаптации молодежи с инвалидностью и их семей

г. Калининград

Макарова Элла,

Макарова Ольга

Но, к сожалению, при реализации программы (проекта) «Дорога в мир равных возможностей» реальная дорога в мир здоровых людей оказалась не простой. Совет организации ТРО ОООИ «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель» столкнулся с трудностями в реализации некоторых направлений проекта на территории области.

Во второй половине 2013 года, в связи с проведением в России Зимних Олимпийских игр, основное внимание было направленно на развитие и популяризацию спорта. Победы участников проекта также были направлены на популяризацию спорта инвалидов, но наши достижения оказались невостребованными и незамеченными.

Демонстрация достигнутых результатов для молодежи Тамбовской области возможна только на таком крупномасштабном мероприятии, как молодежный Губернаторский карнавал. Участники проекта традиционно готовились к праздничному концерту, где вся молодежь области смогла бы увидеть реальную работу администрации области по поддержке программ реабилитации инвалидов, развитию их творческих способностей, намеревались в фойе провести благотворительную акцию «Белый цветок». Неприятным сюрпризом было узнать, что получившие высокую оцененку на Международном уровне концертные номера инвалидов - являются «неформатом» для организаторов молодежного Губернаторского карнавала.

На карнавале позиционировались только федеральные молодежные проекты. Увлечение федеральными молодежными проектами не должно ограничивать возможность участия инвалидов и талантливой молодежи из районов области в демонстрации своих талантов и местных проектов.

В течение 13 лет «Аппарель» пыталась донести до общества осознание того факта, что ограниченные возможности здоровья не должны препятствовать реализации способностей и талантов личности, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные, и должен иметь равные права и возмозможности.

Но мы столкнулись с тем, что всё-таки «Дорога в мир равных возможностей» ограничена условиями окружающей среды и «традиционным» отношением со стороны общества, которое ещё не может относиться без страха и снисходительности к людям с инвалидностью, особенно в инвалидных колясках. И вышеизложенные факты препятствуют полноценному и полноправному участию инвалидов в жизни общества. Наши предложения господину С.Ю. Белоконеву – руководителю Федерального агенства по делам молодежи - по активизации федеральной молодежной политики в части развития инициатив молодых инвалидов не были поддержаны.

Хотелось, чтобы за человеком с инвалидностью признавали права на всё то, что доступно людям без инвалидности и чтобы он смог осуществить свои права на деле и без специальных усилий, а не только на словах. На это ведь и направлена Конвенция о правах инвалидов.

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

проект?

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

Социальный проект «Открытый мир» разработан по инициативе Общественной организации Советского административного округа Первомайского правления г. Омска Омской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ОО ВОИ САО ПП г. Омска).
Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами, этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту. Создание досугового Центра «Открытый мир» вызвано необходимостью вовлечения всех инвалидов в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.
Проект направлен на содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения духовных, культурных потребностей и полноценного времяпрепровождения.
Целевая группа проекта: инвалиды, нуждающиеся в поддержке.
Исполнители проекта: члены организации ОО ВОИ САО ПП г. Омска, привлеченные специалисты (тренер, психолог, медицинский работник, технический исполнитель), социальные партнеры и волонтеры.
Для реализации проекта необходимо:
1. Разработать и реализовать мероприятия Центра по культурно-досуговой деятельности, направленные на расширение общения людей с ограниченными возможностями;
2. Создать команду проекта и добровольческую группу по реализации проекта и социальной поддержке инвалидов.
3. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
При общественной организации инвалидов откроется комплексный досуговый Центр «Открытый мир», включающий в себя:
1. Кинозал;
2. Творческую мастерскую;
3. Массовые мероприятия;
4. Спортивные настольные игры народов мира.
Продолжительность проекта – 6 месяцев. Для реализации проекта по организации досугового Центра «Открытый мир» запрашивается 493 000 рублей (Четыреста девяносто три тысячи рублей).

Цели

  1. Содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения информационных, культурных потребностей и полноценного общественно-полезного времяпрепровождения, посредством организации досугового Центра «Открытый мир».

Задачи

  1. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
  2. Способствовать преодолению социальной изолированности людей с инвалидностью, посредством организации познавательного досуга.
  3. Создать команду проекта и добровольческую группу по социальной поддержке инвалидов и реализации проекта.
  4. Проанализировать и оценить эффективность реализованного проекта. Провести информационную компанию.

Обоснование социальной значимости

В наши дни много слов звучит о милосердии, о внимании к людям, в особенности к тем, кто нуждается в этом больше других, – это люди с ограниченными возможностями здоровья, которые, как никто другой нуждаются в понимании и защите. Они отличаются от нас с вами, но им так же, и даже больше, нужна помощь в социализации и адаптации. Люди с инвалидностью – полноценные члены нашего с вами сообщества, и в наших силах помочь им в их интеграции в общество. Создание равных возможностей для людей с инвалидностью, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности людей с инвалидностью, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Среди административных округов города Омска Советский округ по численности населения находится на 2 месте. В нем проживает около 255 тысяч человек. Число людей с инвалидностью составляет 8 % от общей численности. В Омске, как и в России в целом, это одна из самых многочисленных, необеспеченных и плохо адаптированных групп. Люди с инвалидностью, особенно одинокие, постоянно чувствуют невостребованность, слабую социальную защищенность, оторванность от общества. Они разобщены между собой. Вовлечение их в общественную и культурную деятельность, моральная поддержка помогут преодолеть комплексность ненужности, наполнить реальным содержанием права человека на достойное существование. Поэтому назрела необходимость создания досугового Центра на базе Библиотечного центра «Дом семьи». Разработку проекта предварял социологический опрос, позволивший оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы. Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в округе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в помощи и поддержке, в проведении досуга. Из 128 (100 %) респондентов – 53 % хотели бы посещать концерты; 64 % – встречаться с интересными людьми; 83 % – участвовать в вечерах отдыха; 71 % – смотреть и обсуждать кинофильмы и передачи, 68 % – заниматься декоративно-прикладным творчеством. Опираясь на результаты проведенного исследования, определились основные направления деятельности Центра: творческая мастерская, посещение праздничных мероприятий и концертов, встреч с интересными людьми, кинозал, настольные игры.
Поделиться