Национальная премия “Гражданская инициатива”. Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с овз Семейный клуб для детей инвалидов и родителей

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Пояснительная записка .

Цель

Задачи клуба : . оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; . формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; . формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; . повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; . просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; . пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы :

  • круглый стол
  • психологическая гостиная
  • консультации
  • дискуссия
  • деловая игра
  • тематическая лекция
  • групповые занятия

Привлечение специалистов: . педагог-психолoг. медработники. соцпедагог

Форма проведения

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты: Дети: . положительная адаптация к условиям ОУ; . положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; . приобретение социального опыта вне дома. Родители: . достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; . получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; . адекватные установки в отношении перспектив ребенка; . гармоничные отношения родителей и детей;

Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ).»

Родительский клуб «Мы вместе»

Пояснительная записка .

Всем известно, что индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.

Цель : повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба :
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы :

    круглый стол

    психологическая гостиная

    консультации

    дискуссия

    деловая игра

    тематическая лекция

    групповые занятия

    выставки увлечений и достижений детей

    совместное праздничное мероприятие

Привлечение специалистов:
педагог-психолoг
медработники
соцпедагог

План работы родительского клуба «Мы вместе» на 2016-2017 г.г

Форма проведения

Знакомство

круглый стол встреча со специалистами центра «Цветик-Семицветик»

сентябрь

Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Это актуально (проблема в семье)

дискуссия

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты:
Дети:
положительная адаптация к условиям ОУ;
положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
гармоничные отношения родителей и детей;

В Сухиничском районе Калужской области работает социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Лучики надежды". В Центре создан родительский клуб "Связующая нить". Специалисты Центра и некоторые активные родители решили объединиться. Цель объединения заключалась в том, чтобы сообща решать наболевшие вопросы, отмечать праздники, проводить культурный досуг и поддерживать друг друга в трудную минуту. Такое объединение в группу, с одной стороны, было делом простым, ведь всех родителей сближала общая проблема - больной ребенок. С другой стороны, многие родители находились в состоянии депрессии, некоторые семьи самоизолировались от общества, стесняясь показать людям своего "не такого, как все" ребенка, были семьи, с которыми перестали общаться друзья. Таким образом, изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стали причинами внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков. Наиболее подходящей формой работы специалисты определили тренинг общения, который проводится на первом этапе работы с родителями в начале учебного года.
Коммуникативный тренинг способствует решению следующих задач:
- знакомство участников друг с другом;
- создание условий для сближения и объединения членов группы;
- осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков и умений;
- снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.
Тренинги проводятся в атмосфере доверия, что позволяет реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность обратной связи между участниками группы. Созданию климата доверия способствует особая форма проведения занятий, при которой ведущий не противопоставляет себя группе, а выступает одним из участников групповой работы.
Организуя занятия по психотренингу общения, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- активность участников группы;
- исследовательская позиция;
- партнерское общение;
- добровольное участие;
- предоставление участникам полной информации о целях и способах проведения тренинга;
- при проведении тренинга принятие всех мер предосторожности против физических и психических травм.
На первом занятии вырабатываются правила, по которым работает группа. Правила принимаются всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания обстановки, когда каждый участник может открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Участники не боятся стать объектом насмешки и критики; уверены в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы; получают информацию, не мешают получать ее другим.
В основную часть занятия включаются упражнения, направленные на вскрытие проблемы и ее отработку, закрепление навыков поведения, общения. На этом этапе участникам дается возможность попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке. Задача психолога - поощрять попытки участников отработать полученные навыки, способствовать развитию доверительных отношений. В каждое занятие включаются релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния. Такие упражнения проводятся под классическую музыку, звуки природы, можно читать под музыку текст, воздействуя на образное восприятие картины мира (о море, лесе, птицах и т. д.).
Для оценки эффективности тренинга используются следующие методики:
Обсуждение проблем с персональными высказываниями. По окончании тренинга каждый участник группы высказывается о том, что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Психологу в этом случае необходимо конспектировать отзывы, а затем проанализировать их и сделать выводы.
Заметки психолога. В ходе тренинга психолог записывает, как реагировала группа на ту или иную информацию, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно.
Дальнейшее участие родителей в группе самопомощи. Если на тренинге по общению группа сформировалась как единый организм, то это способствует эффективной работе родителей в группе самопомощи.
Цели и задачи родительского клуба "Связующая нить"
Цели:
- оказание социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями в вопросах их реабилитации, развития и воспитания;
- оказание родителям психологической и правовой помощи на базе Центра.
Задачи:
- юридическое консультирование родителей;
- организация совместного досуга родителей и детей;
- обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях;
- психологические тренинги;
- организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ограниченными возможностями.
Участники клуба:
- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Сухиничского района;
- специалисты Центра (педагог-психолог, социальный педагог).
Организация деятельности клуба.
Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.
Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т. д.
Достигнутые результаты:
- повышение юридической грамотности родителей детей с ограниченными возможностями;
- расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;
- преодоление стрессовых состояний родителями без ущерба для психического и физического здоровья;
- формирование адекватного отношения к детям с особенностями развития;
- овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;
- формирование и организация здорового образа жизни семьи;
- организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;
- привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей.
Темы занятий с родителями и формы их проведения приведены в таблице.
Результаты проделанной работы позитивны.
Родительский коллектив сплотился, мамы (в основном) и некоторые папы стали более общительными, всегда готовыми прийти на помощь товарищу, взаимовыручку, заметно улучшилось эмоциональное состояние родителей, они стали общаться между собой по телефону, встречаться в семьях, делиться опытом, адресами лечебных и других учреждений.

Занятие "Знакомство"

Цели:
- познакомить участников группы между собой;
- рассказать о правилах клуба;
- настроить группу на дальнейшую совместную работу.

Первый этап "Разогрев"

Добрый день, уважаемые мамы. Очень рада вас видеть! Мы начинаем совместную работу. Наши занятия будут направлены на развитие вас как родителей. Здесь мы с вами будем общаться, играть. Все знания, которые вы получите в результате наших занятий, вы сможете использовать в общении со своими детьми. Все наши занятия будут проходить в игровой форме. А в любой игре есть правила. Хочу вас с ними ознакомить.

Тематическое планирование деятельности родительского клуба "Связующая нить"

o Доверительный стиль общения. Рассказывая о себе, мы надеемся на взаимность.
Искренность в общении. Все, что вы рассказываете, должно быть правдой.
Конфиденциальность. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит.
Группа оказывает поддержку каждому члену советом, возможностью выслушать, добрым словом.
А теперь я вам предлагаю рассказать о своих мыслях и ожиданиях, связанных с предстоящим занятием, и чувствах, с которыми вы шли на первую встречу.

1. Упражнение "Имя".
Все участники сидят в кругу. Каждый называет свое имя, а затем на любую букву своего имени называет качество, присущее его характеру.
2. Упражнение "Интервью".
Каждый участник по очереди рассказывает о себе:
почему вам дали такое имя, кто так назвал?
что означает имя?
каковы ваши увлечения?
назовите свой жизненный девиз.
3. Упражнение "Продолжи фразу".
Участникам раздаются карточки с незаконченным предложением, которые нужно продолжить:
Стараюсь уединиться, когда я чувствую...
Не делаю домашние дела, когда я...
Делаю обидные замечания, если я...
Начинаю много есть, когда я
Огорчаюсь, когда я...
Мне очень трудно...
Мне становится легче, если я...
Мне радостно, когда я...
Я теряюсь, когда...
Меня беспокоит, если я...
Я волнуюсь, когда...
Я до сих пор не знаю...
Мне очень хочется...
Я думаю, что самое важное...
Мне необходимо знать что, я...
4. Упражнение: "Горы".
Представьте себе теплый, солнечный летний день. Вы сидите на горной лужайке, покрытой мягкой зеленой травой. Ваша спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг вас возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой. Доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит ваши волосы, нежно касается лица. Вы оглядываетесь вокруг, со своего места вы видите горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока. Вокруг стоит удивительная тишина: вы слышите лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Вы чувствуете, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает вас. Вы поднимаете глаза и видите над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей тишине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Вы смотрите на него и случайно ловите его взгляд. И вот уже вы - орел, и ваше тело легко и невесомо. Вы парите в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминая каждую подробность. И вот вы на земле.
5. Упражнение "Арт-терапия".
Предлагаю вам отобразить на бумаге с помощью красок, карандашей ваши мысли и чувства.

Третий этап. Завершение

Занятие "Как быть с эмоциями"

Цели:
- обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций;
- снижение тревоги и страха отвержения;
- формирование конструктивной позиции матери больного ребенка, направленной на сохранение и укрепление семьи;
- коррекция личностных нарушений и установок.

Первый этап "Разогрев"

1. Приветствие.
2. Рефлексия прошлого занятия. Тематический разогрев.
3. Упражнение "Я помню, я знаю..."
Родители описывают радостные события супружеской жизни.
Затем родители и психолог обсуждают записи. Психолог дает следующую установку.
В жизни супругов бывают светлые и темные полосы. Нет таких семей, у которых не было бы радостных событий в жизни. К радостным событиям могут быть отнесены семейные праздники, ожидание рождения ребенка, совместные поездки на отдых, посещение театров, выставок и др. Здесь важно не то, где были супруги, а то, какие отношения возникли между ними в это время. Важны позитивная тональность и глубина отношений. Воспоминание о приятных событиях отогревает душу, позволяет снять печаль, грусть, чувство неудовлетворенности. Каждый раз, когда в вашей жизни происходит что-либо печальное или мрачное, нейтрализуйте это событие воспоминанием о приятном. Используйте позитивные мысли в качестве "противоядия" негативным.
4. Упражнение "Именно сегодня".
Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи: "Я как мать должна уметь в стрессовой ситуации мысленно выстроить преграду, защитную "стену" или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта".

Второй этап. Основное мероприятие

Третий этап. Завершение

1. Рефлексия родителей.
2. Подведение итогов дня.
Для успешной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья отец должен принимать участие в его развитии и воспитании. Маме нужно уметь владеть своими чувствами и эмоциями, найти занятие, которое будет доставлять удовольствие.

Занятие "Выработка и тренировка умения конструктивно реагировать на негативные реакции социального окружения"

Цели:
- научить управлять собственным эмоциональным состоянием;
- мыслить конструктивным образом, чтобы не "застревать" на негативных переживаниях;
- найти новые альтернативные пути преодоления жизненных проблем;
- показать способы позитивного мышления.

Первый этап "Разогрев"

1. Приветствие.
2. Упражнение "Да, конечно, а еще я... ".
Участники группы становятся в два круга, внутренний
круг - лицом к внешнему, по парам. Один из пары говорит второму комплимент, на что второй отвечает: "Да, конечно, а еще я..." (завершает фразу). После чего меняются ролями. Когда обмен комплиментами произошел, внутренний круг делает шаг вправо и, таким образом, происходит смена партнера в упражнении.

Второй этап. Основное мероприятие

1. Упражнение "Я на листе бумаги".
Установка участникам: Нарисуйте себя со стороны, каким вы выглядите на своем "мысленном" экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, идущего за руку или под руку с госпожой Удачей. Как вы думаете, что мы сейчас сделали? Привлекли к себе удачу! Словесный код удачи очень простой - нужно как можно чаще желать ее всем людям.
2. Упражнение "Ответная реакция".
Участники садятся двумя рядами друг напротив друга; от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге). Адресат должен "обработать" высказывание по правилам "Вам важно?.." и получить от агрессора согласие. Далее отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив, последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение. Основной принцип таков: нужно исходить из соображения, что человек сообщает некую информацию о том, чего он хотел бы избежать в будущем, что для него важно, поэтому в ответ на критику или агрессию полезно просто сообщить человеку, что его услышали. Например, фраза: "Поведение вашего ребенка несколько вызывающе!". Ответ-вопрос: "Вам важно, чтобы дети на улице вели себя в общепринятых рамках?". Ответ: "Да". Когда человек говорит "да", уровень агрессии спадает (и наоборот!). Задача - не наращивать агрессивный потенциал высказывания, а гасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формула позволяет получать непосредственно от человека подтверждение его интересов и презентацию ценностей.
"Как правильно построить фразу?" Необходимо понять, что именно внутри человека заставило его отреагировать таким образом. Говорить об общем предмете претензии. Говорить только в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны, никаких "не"! Слова с отрицательным звучанием должны быть заменены антонимами. Например, стоит заменить фразу "не быть неаккуратным" на фразу "быть опрятным". Говорить не о себе, а о людях вообще: не "Я громко разговариваю?", а "Люди были корректны, сделав мне замечание?" и т. д.

Третий этап. Завершение

1. Рефлексия родителей.
2. Подведение итогов дня: эмоциональное самообладание и конструктивное реагирование в ситуациях конфронтации - показатель уверенного поведения родителей.

Марина Скопинцева
Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В своей работе активно использую нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

В 2016 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр , где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы клуба «Поможем друг другу». Родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы клуба : повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи клуба:

оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;

формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр). Благодаря сетевому взаимодействию, привлекаем сотрудников центра социального обслуживания населения «Родник».

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Использую различные формы проведения родительского клуба «Поможем друг другу» такие как:

Круглый стол «Здоровье ребенка», «Здравствуй малыш»;

Консультации;

Психологические гостиные «Доверие»;

Дискуссии и мини-тренинги, «Каким я представляла его до рождения и, какой он сейчас»;

Семинары-практикумы со специалистами»;

Совместные праздничные мероприятия с чаепитием;

Игровые сеансы Лекотеки;

Участие в конкурсах;

Использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток.

На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Во время встреч в клубе «Поможем друг другу» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».

Результатом работы клуба является:

Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла акт

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла активность его участников. Родители смелее отстаивают права детей, затрагивающих их лечение, прохождение медико-социальной экспертизы.

Опытом работы клуба общения «Надежда» заинтересовались организации общества инвалидов соседних районов. В 2012 году в пгт. Афанасьево прошел межрайонный слет родителей детей-инвалидов, в котором участвовали представители двух соседних районов. Слет также проходил в формате клуба общения «Надежда». Гости остались довольны встречей.

В феврале 2015 года «Надежда» вновь пригласила родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов из четырех соседних районов на слет, темой обсуждения на котором стала «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов и взаимодействие общественных организаций с органами местного самоуправления». Состоялся обмен опытом работы. Особое внимание было уделено иппотерапии в реабилитации детей с инвалидностью. Практические навыки такой терапии участники слета осваивали на турбазе «Вятская лошадка» в д. Шердынята Афанасьевского района.

Работа с родителями детей-инвалидов не ограничивается только занятиями в клубе общения. Мамы, папы, дедушки и бабушки принимают участие во всех мероприятиях, проводимых с детьми. Это играет немаловажную воспитательную роль. Вместе с родителями детей-инвалидов свозили на турбазу «Вятская лошадка», где для них было организовано праздничное масленичное представление с играми, забавами, угощением блинами и чаем. После чего всем гостям праздника представилась возможность покататься верхом на лошадках и в упряжках, с горки на ледянках и «ватрушках». Завершилось действо сжиганием чучела Масленицы.

Ежегодно совместно с детьми члены семей участвуют в «Весенней неделе добра». Она обычно приурочивается к главному православному празднику - Пасхе. При посещении семей, где дети не ходят в садик, школу или обучаются дистанционно, инициативная группа в составе председателя РО, представителей молодежных организаций района выявляет проблемы семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В частности, семьи Русских, Тебеньковых и Некрасовых нуждаются в улучшении жилищных условий. Первые две семьи решили строить жилье самостоятельно, обратились с заявкой в областную Программу по выделению земли под строительство наравне с многодетными семьями. Семье Некрасовых с улучшением жилищных условий обещали помочь родители. Всем детям при посещении вручаются подарки от РО. В рамках Недели добра в 2014 году дети вместе с родителями побывали на экскурсии на хлебозаводе Афанасьевского РАЙПО, посмотрели весь цикл производства хлебобулочных изделий, попробовали свежеиспечённый хлеб. В 2015 году дети совместно с родителями участвовали в мероприятии, посвященном Международному дню книги.

Запоминающейся была поездка детей-инвалидов и родителей, сопровождающих колясочников, в «Заповедник сказок» центра активного отдыха «Летучий корабль». Средства на транспорт выделил фонд «Добрые дела Кирово-Чепецкого химического комбината», а само мероприятие сотрудники ЦАО провели на благотворительной основе. Перед отъездом домой дети побывали также в Александровском парке г. Кирова на аттракционах.

Праздничное мероприятие для детей и их родителей традиционно прошло в День знаний. Подарки всем школьникам сформированы на средства РО и пожертвования Афанасьевского РАЙПО.

В апреле 2014 года в районную организацию поступила настольная спортивная игра «Джакколо». Ею увлеклись и дети, и их родители. Любое совместное мероприятие всегда сопровождается состязаниями в эту игру.

Многие родители стремятся развить творческие способности детей с ограниченными возможностями. Об этом говорят и районные выставки детских рисунков и фотографий, и участие в областных творческих фестивалях и конкурсах. Так, Балакирева Вероника представила свои работы на ФХТИ и на конкурсе рисунков под эгидой уполномоченного по правам человека в Кировской области. Активные участницы клуба «Надежда» Елена Леонидовна Кудашева совместно с Ларисой Васильевной Чераневой участвовали в областном чествовании «Свет материнской любви», посвящённом Дню матери.

С приглашением родителей прошел детский праздник в рамках Дня инвалидов, подготовленный сотрудниками Центра культуры и досуга пгт. Афанасьево. Все вместе отметили Новый год. Дети, отличившиеся в учебе, спорте и творчестве, получили памятные и сладкие подарки.

Материалы о наиболее значимых мероприятиях в клубе «Надежда», с детьми и родителями публиковались на сайте администрации района и в районной газете «Призыв».

Клуб общения «Надежда» становится все популярнее у родителей детей-инвалидов. Для участия в нем собираются не только жители районного центра, но и приезжают из других населенных пунктов Афанасьевского района. Участники поднимают разнообразные вопросы, ответы на которые хотят услышать в Клубе общения. Объединение родителей, основанное семь лет назад, востребовано и сегодня, потому продолжает жить и действовать.

Поделиться