Русские народные игры. «Праздник народных игр» Сценарий семейного праздника для детей подготовительных групп и их родителей

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.

– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.

С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.

Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.

Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:

сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.

А еще я принесла корзину со своими дарами.

Принесла вам мёду

Полную колоду.

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

Осень:

Принесла вам гречки,

Каша будет в печке.

Осень:

Принесла вам фруктов, ягод!

Мы варенья сварим на год!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

Игра «Карусель» в детском саду

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Игра «Плетень» в детском саду

Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Игра «Светофор» в детском саду

Развивает внимательность и быстроту реакции.

Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.

Игра «Дождик» в детском саду

Позволяет развивать внимательность и ритмику.

Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

(3 хлопка в ладоши)

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

(по 3 притопа каждой ногой)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем

(3 прыжка на месте)

Игра «Пузырь» в детском саду

Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.

Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.

Раздувайся, пузырь!

(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)

(начинают сходится к центру круга)

Игра «Ловишки» в детском саду

Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.

Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Репка»

Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку». Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

«Тополек»

В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него «пушинки» на любом расстоянии.

Ведущий произносит слова:

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя.

Тополиный пух кружится

Но на землю не ложится

Дуйте ветры с кручи,

Сильные, могучие.

С последними словами «налетает» ветер, он «уносит», ловит «пушинок». Пойманные пушинки становятся ветрами.

«Конники»

Верхом на палках, наперегонки «конники» устремляются от «старта» к «плетню», по пути преодолевают «водное препятствие», перепрыгнуть и не замочить ноги. Затем, используя палку в качестве шеста достают из «озера» шапку-кубанку, победит тот, кто успешно достигнет цели («плетень»).

«Калачи»

Дети встают в круг, в центре круга лежит «калач» (муляж). За «кустом» сидит грач (ребенок). Грачей может быть 2-3. грачи выбираются с помощью считалки.

Бей качи, качи, качи!

Глянь, баранки-калачи.

С пылу с жару из печи -

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки,

Ой!

На слова игры дети идут хороводом, показывают на калачи, имитируют движения. На слова «налетели тут грачи» прилетают «грачи», хватают калачи. Дети в удивлении на слова «Ой!» хватаются руками за голову.

«Завивайся, плетень»

Две команды игроков: зайцы и плетень.

Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород.

Плетень заплетайся, плетень заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

«зайцы» бегут на «плетень» и пытаются пробраться в огород. Кто не смог попасть в огород выходит из игры. «Не попал в огород, иди в лес, погрызи осинки».

«Петушок»

Ведущий выбирает казака, остальные дети образуют круг, в котором назначается «петушок». Казак должен угадать по голосу, кто был «петушком».

Утром кто чертей гоняет

Песни звонкие спивает

Спать мешает казаку

И кричит …(кукареку)

«Дуня»

С помощью считалки выбирается Дуня и пастух.

Воспит . Ди, ди-ли, ди, ди-ли.

А вы Дуню видели?

Дети. Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую мелодию.

В огороде, во саду

Берет Дуня лебеду,

Она рвет и берет,

Во передничек кладет, приговаривает:

Дуня:

Ой, ду-ду ду-ду ду-ду

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастуху отдала.

Выходит мальчик-Пастух, Дуня отдает ему дудочку, он берет ее под руку.

Пусти меня, пастушок, в чисто поле погулять.

Я тебе, пастушку, много ягод принесу.

Пастушок: Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.

Дуня: Пусти меня, пастушок, в зелен сад погулять.

Я тебе, пастушку, много яблок принесу.

Пастушок: Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.

Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» - Дуня убегает, а Пастух ее ловит.

«У Василки, у казаченька»

Дети идут хороводом, «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения «казак» выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченька

Жили в сарайчике

Семь сыновей – все без бровей,

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели.

«Подарочек»

В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили.

Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят мальчики. Звучит музыка, любой народный наигрыш. Казаки боковым галопом двигаются вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке и с ней танцует. Игра повторяется 2-3 раза.

«Плетень»

Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой, руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг другу, приветствуют. 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По окончании должны быстро построить каждый свой «плетень».

«С кубанкой»

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Варианты игры «Сними кубанку», «Одень кубанку».

«Дорога»

(говорят вместе)

– По дороге ты беги,

Красно яблочко сорви.

Площадка делится на две равные части. Берутся две веревки одинаковой длины. Каждая веревка выкладывается произвольно на одной из половинок площадки. Получается лабиринт. Два конца веревки соединяются в середине площадки у черты. Это крыльцо, на крыльце девочки, которым принесут яблоки. Играющие делятся на две команды с одинаковым числом участников. Начинает игру первая пара, представители от двух команд. Они встают у крыльца и по сигналу начинают бег, каждый вдоль своей веревки до конца дороги. Добежавший первым срывает с дерева яблоко (бутафория), относит своей девочке.

«Петушок»

Дети стоят в хороводе. Петух ходит по кругу, участники игры произносят слова.

Трух, трух, трух, трух.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

(петух кричит: «Кукареку!» Дети разбегаются)

«Гылкы»

Ударом «гылкы» (биты) нужно суметь «забить» подброшенный кверху мячик (кожаный, резиновый) высоко и далеко, чтобы дать своей команде максимум времени, за которое она должна добежать до «городка» на поле

соперника и успеть вернуться обратно (получив право на очередной удар).

Соперники стараются поймать летящий мяч до того, как он упадет на землю (если это удавется – команды меняются местами, кто бил, идет «в поле» и наоборот).

Если мяч упадет надо быстро его подхватить и попасть в одного из перебегающих игроков подавшей мяч команды.

Если игрок не попал «гылкой» по мячу – удар можно повторить до трех раз.

«Ярочки»

На заранее выровненной площадке игроки стараются закатить 3 – 5 мячиков с определенного расстояния в лунки, расположенные в самом замысловатом порядке. Побеждает тот, у кого больше попадет мячей в лунки.

«Колодези»

На прочную дощечку, уложенную в глубокую ямку («колодезь»), кладут мяч. Верхний конец дощечки выступает наклонно над поверхностью площадки. По нему бьют битой – и мяч должен взлететь вверх. Его ловят игроки, стоящие «в поле», приобретая право на очередной удар.

«Чижик»

На земле рисуется квадрат размером метр на метр. В центре квадрата устанавливается дощечка, а на нее сверху кладется щепка («чижик»). Водящий ударяет по «чижику» битой, если «чижик» задел кого-либо из игроков, то он выбывает из игры. Водящий имеет право на три удара. После этого его сменяет другой игрок, который выбирается жеребьевкой.

«Сторожевые»

На поляне выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг нее, на расстоянии 5 -6 метров от центральной лунки маленькие ямки-лунки. В игре принимают участие 8-10 человек «сторожевые» и один «нападающий». «Сторожевые» с палками в руках выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Нападающий находится за кругом с палкою и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не пропустить.

Дается 3-5 попыток. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку, опустив в нее свою палку. Тот, чья лунка занята, становится нападающим.

«Казак и воробей»

Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей. Остальные дети образуют круг-плетень. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т.д. – это «огород». В стороне от круга чертят кружок – это «гнездо» Воробья. Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):

Воробей маленький,

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает,

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо». Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из «огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.

В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей принес больше всех орехов в «гнездо».

«Подсолнухи»

Игроки-подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет,

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек,

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!

«Утка и селезень»

В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:

Селезень ловил утку.

Молодой ловил серую,

Поди, утица домой!

Поди, серая домой!

У тебя семеро детей,

Дети малые пищат!

Есть хотят!

Дети открывают ворота, утка может забегать в «дом». Селезень ловит утку только за кругом.

«Бояре»

Разделившись на две команды, участники игры поочередно приближаются друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа задает вопрос, другая отвечает.

Бояре, мы к вам в гости пришли,

Дорогие, мы к вам в гости пришли.

Бояре, а зачем пришли?

Дорогие, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна,

Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы пряничком ее,

Дорогие, а мы пряничком ее.

Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к команде соперников и в таком положении ходит до конца «переговоров». По окончании «переговоров» бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки игроков другой команды. Если ему не удается прорвать цепь, он остается у соперников, а если удается, возвращается в свою команду и уводит с собой «пленника». Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков.

«Брыль»

Считалкой выбирается ведущий. В руках у ведущего соломенная шляпа (брыль). Игроки находятся в кругу. Ведущий идет за кругом, по команде ведущего: «Солнце», игроки закрывают глаза. Ведущий одевает на голову одному из игроков шляпу. После слов ведущего «Тень», игроки открывают глаза и пытаются осалить игрока в шляпе. Игрок, у которого на голове шляпа должен успеть выскочить в круг.

«Золотые ворота»

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой - «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой - берут длинную верёвку и перетягивают её.

«Колечко»

Вариант 1.

По считалке выбирается ведущий. Он берет в руки «кольцо» - камушек, что-нибудь. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду, колечко несу. Угадайте-ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдёт!

Задача игрока, у которого в руках колечко, - вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Вариант 2.

Дети образуют тесный круг. В нем девочка Галя. Ведущий незаметно дает кому-то из детей колечко. Дети говорят слова, показывая перед собой руки с зажатыми кулачками:

Галя по садочку ходила

И маленькое колечко обронила.

Ходит по саду, гуляет

И маленькое колечко шукает.

Не грусти, Галя, серденько,

Мы нашли твое колечко

В саду, у малины,

Под зеленым листом калины.

КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ-ЗАБАВЫ

ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Собери яйца

На табурет кладут деревянные яйца (на подносе или на блюдце, чтобы не раскатились).

Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо успеть взять с табуретки яйцо. Те, кому это удается, продолжают играть, т.е. берут с табурета еще яйца. Побеждает тот, кто смог взять больше яиц за то время, что мяч был в воздухе.

Правила игры: ребенок, бросавший мяч вверх и не успевший во время полета мяча взять яйцо, передает мяч следующему игроку.

Найди яйца

В различных местах комнаты заранее прячутся (их должно быть много). Дети должны найти их и положить в свои лукошки или ведерки. Можно разделить детей на команды и определить команду победительницу. Можно определить личное первенство. Можно указать время поиска, ограничив игру во времени.

Чьи яйца дольше прокрутятся

Дети раскручивают яйца. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. Тот забирает яйцо проигравшего ребенка.

Катание яиц с горки

Катание яиц навстречу

Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: «Христос воскресе!», другой отвечает: «Воистину воскресе!» У кого яичко разобьется, тот и проиграл. Он отдает яйцо выигравшему.

Катание яиц

Делали простой картонный или деревянный «каток», вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши и игрушки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо. Ты выигрываешь тот предмет, который твое яйцо тронет.

МАСЛЕНИЦА

Разоружение

Собранные у всех снежки делят поровну между командами. Две команды построены по росту так, чтобы соперники стояли через одного.

Игроки одной команды поворачиваются на 180 градусов и продевают руки под локти соседей справа и слева.

По сигналу судьи каждая команда начинает тянуться вперед - к черте, проведенной с обеих сторон параллельно строю в двух метрах от него.

Волк во рву

Проводятся две линии, ими обозначают «ров», в котором бегает «волк». «Семеро козлят» (остальные игроки) прыгают через «ров». Игроки нередко поскальзываются, но падать в зимней одежде на снег не больно, а даже весело.

За каждого осаленного или наступившего на территорию рва, команда, выставившая волка, получает очко.

Сковорода

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».

Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

Разбей башню

Команды строят из снега башенки высотой 1 м, Команды строят из снега башенки высотой 1 м, толщиной не более 25 см. Потом противники начинают обстреливать снежками «вражескую» башню.

Команде, которая первой разрушит башню больше чем наполовину, разрешается атака и разрушение башни до основания.

Покорители гор

Каждой команде предстоит пройти следующие этапы:

Спуститься с горы на санках сидя; стоя; объезжая расставленные по склону горы флажки; проезжая в ворота из прутьев.

Спуститься с горы - кто дальше проедет, не отталкиваясь палками после спуска; подняться и спуститься без палок; подняться «лесенкой»; спуститься парами, взявшись под руки; подняться «елочкой»; спуститься вдвоем на одной паре лыж.

Спуститься с горы на лыжах, объезжая расставленные по-разному флажки; проезжая, пригнувшись, в воротца из прутьев.

Спуститься на санках, попадая снежками на ходу, в расставленные справа и слева мишени.

Спуститься с горы на лыжах, прыгая с трамплинчиков разной высоты, построенных самими ребятами из утрамбованного снега.

Первенчики-червенчики

Дети произносят «певалку»:

Первенчики, червенчики,

летели голубенчики

по свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок

Все должны замолчать, а ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми прибаутками. Тот, кто засмеется или скажет что-нибудь, отдает фант.

Баба Яга

По считалке выбирается «Баба Яга». Она берет в руки ветку («помело») и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг нее и дразнят:

Баба Яга, Костяная нога, Печку топила, Кашу варила, С печки упала, Ногу сломала. Пошла на базар, Раздавила самовар. Пошла на улицу, Раздавила курицу. Пошла на лужайку, Испугала зайку. Пошла гулять в сад - Рассмешила всех ребят. Пошла в огород - Рассмешила весь народ.

«Баба Яга» скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят своим «помелом». Как только запятнает кого-нибудь, тот замирает на месте. Кто-либо из играющих может выручить замеревшего. Для этого он должен приподнять запятнанного, помочь ему встать в круг. Но если при этом он сам будет запятнан, то становится новой «Бабой Ягой».

Дедушка

Один из играющих по жребию становится «дедушкой». Он садится на стул посреди комнаты. Вокруг него чертят круг. Все играющие, взявшись за руки, поют, одновременно передвигаясь по кругу:

Уж ты, дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку, Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас!

Как только прозвучит последнее слово, «дедушка» встает с места. Он старается схватить кого-нибудь из играющих. Причем, в отличие от остальных играющих, «дедушка» не может ступить за пределы черты. Задача «дедушки» - не выходя из круга, дотронуться до кого-нибудь из играющих. Осаленный занимает его место и становится «дедушкой».

Играющие, в свою очередь, также не должны заходить за очерченный круг. Нарушивший это правило должен заплатить фант.

ЛЕТНЕ-ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ

« Плетень »

Ведущ. Плетень, заплетайся,

На березоньку завивайся.

Дети идут в полукруг и приговаривают.

Дети. Пошли, пошли в лес гулять,

Белую березку завивать.

Вью, вью, ай люли,

Березоньку позавью.

Дети делают полукруг. Выходит девочка березка, она несет шнур за который берутся дети.

Березка Я к вам согнуся,

Сама в веночки завьюся,

А вы меня прославляйте,

Алой лентой украшайте.

Будут веночки зеленые,

А вы – весь год веселые.

Я березка белена, маковкою зелена,

Весною мохнатенька, зимою сучковатенька,

Среди поля стою, листочками шевелю.

Дети (хором):

Белая березонька, ходи с нами гулять.

Будем песни петь да тебя потешать!

Все идут за березкой, держась за веревочку, и закручивают клубок, говоря:

Вокруг березоньки идем,

В косы ленты ей плетем.

Плеть, плеть, плетена,

Вьется наша змейка, вьется,

В поле, в лес волочется.

Расплетись, наш клубок, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Все бросают веревку и врассыпную отбегают, по сигналу все стараются наступить на веревку, а ее все время укорачивают (взрослый наматывает на руку).

«Птичка в клетке»

Ведущий выбирает птичку. Птичка стоит в центре с завязанными глазами. Дети ходят по кругу, приговаривая такие слова:

Птичка, птичка

Когда ты на небо полетишь?

(3 раза)

Потом останавливаются и тот на кого показал ведущий, говорит:

Птичка, птичка,

Угадай, кто откроет твою клетку.

« Коники »

Дети делятся на две группы. Одни дети – коники, другие – казаки. Площадку делят линией. На одной стороне стоят казаки, на другой – коники. Коники подходят к линии и все вместе говорят:

Тара, тара, тара-ра,

Вышли кони со двора.

После этих слов разбегаются, приговаривая: «Цок, цок, цок», а казаки ловят их и отводят в другую сторону площадки. Когда всех коников переловят, дети меняются ролями.

«Ласточка»

Участники игры стоят двумя рядами лицом друг к другу. Один игрок ходит между рядами, подходит сзади к одному из играющих, кладет руку на плечо и говорит:

– Ласточка, ласточка, убежишь?

– Убегу.

– Хлеба напечешь?

– Напеку.

– Сама съешь?

– Съем.

– Мне дашь?

– Не дам.

Ласточка убегает, бегает вокруг тех, кто в рядах, другой ловит ее, игроки меняются ролями.

« Коза »

Самую быструю и ловкую девочку выбирают козой. Подводят к определенному месту и издали дразнят ее:

Ме-ме-ме, коза, коза бе-бе!

Коза начинает сердиться, стучать ногами, угрожать:

Я коза-дереза

Пол бока луплено,

За копу куплена,

Тупу-тупу ногами,

Заколю тебя рогами,

Лапками загребу,

Хвостиком замету,

Брррр…

Потом козу спрашивают:

– Коза, коза, где ты была?

– Траву ела.

– Зачем сюда пришла?

– Отдохнуть.

После этих слов девчонки убегают, а коза бегает за ними и кого-то ловит. Кого поймает, тот становится козой.

Примечание . Игра для девочек.

СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игры эколого-краеведческого содержания

«Удержи шишку»

Цель. Закреплять у детей знания о растительном мире родного края, разнообразии хвойных деревьев; выполнять упражнения в равновесии.

Ход игры.

Разбейте группу на пары и предложите каждой паре найти шишку, зажать ее плечами и попрыгать, не уронив. После короткой тренировки соедините пары в четверки (пара, которая стоит сзади, держится руками за стоящую пару впереди). Напоследок соедините всю группу в цепочку или круг и предложите попрыгать 30 секунд, не роняя шишек.

« Сороконожка »

Цель. Формировать у детей представления о разнообразии мира насекомых, их особенностях, выполнять упражнения в равновесии.

Ход игры.

Используйте для игры веревку длиной 4-5 метров. Возьмитесь за один конец и предложите кому – то из детей взяться за противоположный. Остальных расставьте вдоль веревки с обеих сторон в шахматном порядке так, чтобы они держались за веревку одной рукой. Предложите им встать только на одну ногу (ту, что ближе к веревке), а другую согнуть в колене и удерживать свободной рукой. Объявите, что вы все вместе – сороконожка, которой живется очень трудно: попробуй не перепутай которой ногой ступать! Итак, вы – голова сороконожки, а каждый участник игры – одна ее нога: по вашей команде все прыгают на оной ноге, стараясь сохранить строй.

Поменяйтесь с тем, кто стоит в конце веревки – теперь он будет головой сороконожки, а дети могут сменить ногу. Играйте, пока сороконожка не начнет разваливаться.

« Лесорубы »

Цель. Закреплять у детей знания о растительном и животном мире родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры.

Детей распределить на три группы. Одна группа – лесорубы, вторая – деревья, третья звери. По команде «Лесорубы идут!» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери спасают каждый свое дерево (по экологическому родству.) Звери должны добежать к деревьям раньше лесорубов и взять их за руку. Если звери не спасают дерево, лесорубы забирают свою добычу.

«Кто в домике живет?»

Цель. Формирование знаний у детей о домашних животных, их детенышах; развитие внимания и речи.

Ход игры.

Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Педагог обходит домики, стучит в каждый и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают: «Му-му-му» и т.д. воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Четвертый лишний»

Цель. Учить детей замечать ошибки, развивать наблюдательность, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания о животных своего региона.

Ход игры

Педагог раскладывает перед детьми карточки с животными, предлагая выбрать из группы животных лишний объект. Ребенок должен отметить лишнее животное, закрыв его изображение фишкой и доказать правильность своего выбора.

«Кто рядом живет»

Цель. Закреплять у детей знания о животных и их среде обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

«Когда это бывает?»

Цель. Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания.

Ход игры.

1-й вариант . Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

2-й вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди .

Лото «Загадки с Настиной грядки»

Правила игры . Воспитатель загадывает загадку с обратной стороны карточки. Карточку получит тот, кто отгадает загадку первым и сумеет объяснить, как он это сделал. Победит в игре набравший наибольшее количество карточек.

Материал. Разрезные карточки с загадками на обратной стороне., большие карточки с изображением овощей.

«Кто живет в лесу, а кто дома?»

Цель. Закреплять у детей знания о домашних и диких животных родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать речь, внимание.

Ход игры

Педагог раздает детям картинки с изображением диких и домашних животных, загадывает загадку о животном. Дети отгадывают загадку и помещают картинку на фланелеграфе. Объясняют свой выбор.

«Угадай, какой наш дом?»

Цель . Описать деревья и найти их по описанию.

Ход игры.

Игру проводят в сквере, роще. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

«Найди дерево по семенам»

Цель. Найти целое по части. Закреплять у детей знания о растительном мире своего города.

Ход игры Игра проводится на прогулке. Воспитатель раздает детям семена и просит детей свободно передвигаться по площадке. По сигналу педагога каждый ребенок бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

«Найди лист, плод, кору, семена» (Настольная игра )

Цель. Найти часть по целому. Закреплять у детей знания о растительном мире своего города.

Ход игры. Воспитатель показывает детям изображение дерева, и они должны назвать его и подобрать к нему соответствующие листья, кору, плоды.

Предварительная работа. Рассматривание на прогулке листьев, коры, плодов деревьев.

ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

«Одень казака и казачку»

Материал : бумажные куклы – казак и казачка, комплекты разной одежды для каждого.

Правила игры .

1 вариант . Ведущий показывает части костюмов. Дети должны выбрать одежду в которую одевались казаки и казачки. Правильно назвавший тот или иной предмет женской (мужской) казачьей одежды, забирает его и одевает куклу.

Побеждает тот, кто первым оденет свою куклу.

«Помоги казачке накормить скот»

Материал : макет казачьего скотного двора, кукла Маруся, одетая в казачье платье.

Правила игры .

К детям приходит кукла Маруся и просит их помочь ей управиться по хозяйству (подводит их к макету скотного двора).

Дети рассматривают макет. Затем, по просьбе Марусе, по одному называют животное (из имеющихся на данном казачьем подворье), показывают его всем и рассказывают о нем: чем питается, где живет.

Рассказывая о том, чем питается животное, ребенок отыскивает нужный корм на гумне (помещение, где хранится корм для скота) и ставит коробочку с кормом тому животному, о котором идет рассказ.

В конце игры Маруся благодарит ребят за помощь, приглашает всех вместе с нею сыграть (спеть) казачью песню. Например, «Распрягайтэ, хлопци, конэй…», слова и музыка народные.

«Улица, на которой я живу»

Материал для игры: макет с изображением жилого района.

Правила игры:

Участники игры (от 1 до 4 человек), рассказывают о своей улице, на которой они живут с помощью макета. На котором расположены здания, растения, транспорт, людей и пр.

Игроки называют улицу, на которой они живут и рассказывают, что на ней находится.

«Сложи целое»

Материал для игры : разрезные картинки, изображающие объекты архитектуры города.

Правила игры. Играет один или группа детей (семья). По образцу необходимо собрать целую картину здания (изображение памятника архитектуры).

«Путешествие по городу»

Материал для игры : игровое поле с изображенными на нем достопримечательностями города, кубик с количеством точек от 1 до 6, фишки – 4 шт., жетоны.

Правила игры.

Играет 1-4 человека. По договоренности игроки определяют очередность, бросают кубик, делают ход. «Останавливаясь» на остановке с изображением достопримечательности города ребенок рассказывает об объекте. Тот, кто затрудняется назвать и рассказать об объекте, возвращается назад. Ответивший правильно, получает жетон.

Побеждает тот, кто первым прошел дорожку от старта до финиша и набрал большее количество жетонов.

«Объясни казачье слово»

Материал : карточки с изображением предметов.

Правила игры .

В игре принимают участие все желающие. Воспитатель называет любое казачье слово или выражение (или показывает карточку с изображением предмета). Играющие дети объясняют смысл сказанного воспитателем слова.

Если воспитатель показывает картинку, то дети называют изображенный предмет по-казачьи, затем объясняют, что означает слово.

Примечание . При проведении игры можно брать любые слова, знакомые детям и обязательно познакомить с новыми. Например:

Воспитатель называет любое казачье слово или выражение, дети объясняют смысл сказанного слова.

При проведении игры детей знакомят и с новыми словами.

  1. Крынка – кувшин.
  2. Чувяки – тапочки.
  3. Жерделы – абрикосы.
  4. Жмень – горсть.
  5. Кабак (гарбуз) – тыква.
  6. Кавун – арбуз.
  7. Бурак – свекла.
  8. Глэчик – чайник.
  9. Хата – казачий дом.
  10. Великая хата – горница.
  11. Саж – сарай для свиней.
  12. Теплушка – кухня.
  13. Кабица – летняя печь.
  14. Груба – печь.
  15. Чашка – тарелка.
  16. Сенцы – коридор.
  17. Загнетка – под печью.
  1. Цибарка – большое ведро.
  2. Лопас – навес.
  3. Четверть – банка.
  4. Сопетка – корзина.
  5. Подвода – телега.
  6. Бечевка – веревка.
  7. Узвар – компот.
  8. Рушник – полотенце.
  9. Лакшина – лапша.
  10. Затирка – суп.
  11. Кулеш (кондер) – каша.
  12. Кулиш – суп.
  13. Юшка – уха.
  14. Кохточка – кофта.
  15. Подшальник – легкий платок.
  16. Спидница – нижняя юбка.

«Путешествие в прошлое»

Материал : предметы быта казаков, карточки с изображением предметов (прялка, лавка, образа, шаль с бахромой, жакет, гребень, восковые свечи, рукоделие, спицы, пряжа, кошелка, полати, ухват, чугунок, печная заслонка, поддувало, керосиновая лампа и пр.), цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей кухни и горницы.

Правила игры .

1 вариант . Воспитатель показывает предмет казачьего обихода (или карточку с изображением предмета). Дети называют его, рассказывают о назначении этого предмета.

2 вариант . На одной из иллюстраций изображен интерьер горницы, на второй - интерьер кухни. Карточки с изображением предметов казачьего обихода находятся в «чудесном мешочке» .

Игроки делятся на 2 группы. Игрок каждый группы (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Те называют предмет, рассказывают о его назначении и называют, куда этот предмет необходимо поместить: в горницу или на кухню. Затем выкладывают карточки возле первой или второй иллюстрации. За правильный ответ игроки получают очко.

Та группа, которая наберет большее количество очков, выигрывает.

«Выставка казачьих вещей»

Материал: старинные казачьи и современные предметы быта.

Правила . Перед детьми в беспорядке разложены старинные казачьи и современные предметы быта (деревянные миски, горшки, самовары, махотки, рогачи, таганок, утюг, электрочайник, игрушки).

Дети должны в течение определенного времени отобрать старинные казачьи вещи и «оформить выставку».

«Знаток родного города» (викторина)

Материал для игры : фотографии родного города, вопросы к игре, жетоны.

Правила игры.

Игрокам задаются вопросы

  • Назови улицы родного города.
  • Как называется река, в устье которой расположен наш город.
  • Назови реку, которая протекает через наш город.
  • Какое озеро расположено в нашем городе.
  • Назови предприятия нашего города, какую продукцию они производят?
  • Какие люди прославили наш город?

За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Выигрывает тот, кто получает больше жетонов.

«Подумай и назови»

Материал для игры: фотографии старинных вещей.

Правила игры.

Перед ребенком раскладываются фотографии, педагог описывает одну из изображенных на фотографии вещей, ребенок называет описанный объект.

Второй вариант. Ребенок описывает – взрослый отгадывает.

«Помоги художнику исправить ошибку»

Материал для игры: картинка с изображением казачьей горницы.

Правила игры .

Ребенку демонстрируется картинка с изображением кубанской горницы. Предлагается найти ошибки, которые допустил художник.

ИГРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

«Угадай, что мы задумали»

Цель. Определить пейзаж, натюрморт, портрет зрительно и по словесному описанию.

Материал для игры: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета.

Правила игры. Считалкой выбирается водящий. Детям раздаются картины, которые они будут описывать. Водящий должен угадать, какой вид картины описывает ребенок.

«Собери натюрморт из овощей»

Цель. Закрепить представление об овощах, растущих на Кубани. Упражнять в употреблении названия оттенков цвета (темно-красный, светло-зеленый); в составлении композиции.

Материал для игры: фланелеграф, вырезанные блюда и овощи.

Правила игры. Воспитатель загадывает загадку об овощах. Кто отгадает, тот имеет право взять овощ и положить на свое блюдо.

«Сложи узор»

Цель. Закрепить знания детей о содержании кубанского растительного орнамента. Применение различных композиционных приемов, исходя из формы и назначения изделия. Изучать сочетания цветов симметричность расположения элементов в узоре, прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Материал для игры. Элементы цветочного орнамента, несколько образцов с растительным орнаментом (полотенце, фартук, юбка).

Правила игры. Рассмотреть узоры на готовых изделиях (образцах), затем предложить детям составить узор на полоске бумаги с использованием элементов растительного орнамента.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24

ИГРОТЕКА

В ДЕТСКОМ САДУ

(материал собран коллективом МДОУ)

г. Усть-Лабинск, 2006 г.

«Разбежалися узоры»

Цель. Закрепить знания детей о содержании орнаментов народных промыслов: хохломы, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской посуды. Изучать сочетания цветов симметричность расположения элементов в узоре, прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Материал для игры. Четыре карточки с фрагментом изображения народного орнамента, разрезные карточки с оставшимися фрагментами.

Правила игры. Играющим раздаются карточки, и они должны выбрать из разрезанных карточек фрагменты своего орнамента и собрать его.


Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке.

Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В пое, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Жмурки (фантомас) — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» (квашня - деревянная посуда для замешивания теста) - «Что в квашне?» - «Квас». - «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка).

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

Игра в жмурки

Только снег разоденет Сусанну в меха
И повиснет алмаз на носу пастуха,
Дорога мне скамья пред большим очагом
Да огнем озаренные стены кругом.

Горою уголь громоздите,
А поперек бревно кладите.
И табуретки ставьте в круг
Для наших парней и подруг.

В бочонке эль темней ореха.
Любовный шепот. Взрывы смеха,
Когда ж наскучит болтовня,
Затеем игры у огня.

Девчонки шустрые ребят
Кольнуть булавкой норовят.
Но не в долгу у них ребята -
Грозит проказницам расплата.

Вот Роджер бровью подмигнул
И утащил у Долли стул.
И вот, не ждавшая подвоха,
Поцеловала пол дуреха!
Потом оправила наряд,
На Джона бросив томный взгляд.

Джон посочувствовал девчурке.
Меж тем играть решили в жмурки
И стали быстро убирать
Все, что мешало им играть.

Платок сложила Мэг два раза
И завязала оба глаза
Косому Виллу для того,
Чтоб он не видел ничего.

Чуть не схватил он Мэг за платье,
А Мэг, смеясь, к нему в объятья
Толкнула Роджера, но Вилл
Из рук добычу упустил.

Девчонки дразнят ротозея:
"Лови меня! Лови скорее!"
И вот, измаявшись вконец,
Бедняжку Кэт настиг слепец.
Он по пятам бежал вдогонку
И в уголок загнал девчонку.

Попалась, Кэтти? Твой черед
Ловить того, кто попадет!
Смотри, вот Роджер, Роджер близко!.. -
И Кэтти быстро, словно киска,
В погоню кинулась за ним.
(Ему подставил ножку Джим.)

Надев платок, он против правил
Глаза свободными оставил.
И, глядя сквозь прозрачный шелк,
Напал на Джима он, как волк,
Но Джим ему не дался в руки
И с ног свалил малютку Сьюки.
Так не доводит до добра
Людей бесчестная игра!..

Но тут раздался дружный крик:
"Он видит, видит!" - крикнул Дик.
"Ай да слепец!" - кричат ребята.
Не спорит Роджер виноватый.

И вот, как требует, устав,
На Роджера наложен штраф:
Суровый суд заставил плута
Перевернуться трижды круто.
И, отпустив ему грехи,
Вертушка Крт прочла стихи,
Чтобы игру начать сначала.
"Лови!" - вертушка закричала.

Слепец помчался напрямик,
Но он не знал, что хитрый Дик
Коварно ждет его в засаде -
На четвереньках - шутки ради.

Он так и грохнулся... Увы!
Все наши планы таковы.
Не знает тот, кто счастье ловит,
Какой сюрприз судьба готовит...

Городки́ — русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть — цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.

История

Игра существует более двух столетий.

Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной Олимпиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводили чемпионаты СССР по городкам.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил».

Согласно официальной статистике, в 60-е — 70-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80—90-м годам.

После развала Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился.

С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Правила

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:













В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Эта игра на свежем воздухе предполагает точный расчет, настойчивость, умение выбирать правильную стратегию, развивает меткость и выдержку, располагает к приятному общению… Нет, это не старинная забава шотландских пастухов, со скуки загонявших посохами камни в кроличьи норы, а ныне спорт аристократов - гольф. Это наши традиционные ГОРОДКИ!

К
огда говорят, что игре этой всего-то около девяноста лет, то имеют в виду городошный спорт. В 1923 г. в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. А без единых прописанных правил с произвольными «городами», «конами», «полуконами» и размером биты на Руси рюхами - так называли деревянные цилиндрические чурки - развлекались давненько. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в официальных исторических документах. А называть игру могли и «чухами», и «чушками», и «деревянными бабками». Поговаривают, что в городки с увлечением играли Петр I, генералиссимусы Суворов и Сталин, вождь пролетариата Ленин, писатели Лев Толстой и Максим Горький, академик Иван Павлов, оперный певец Федор Шаляпин и летчик-испытатель Валерий Чкалов.

Суть современной игры состоит в том, чтобы бросками бит поочередно выбить из площадки - города (отсюда и название) - определенное количество различных фигур, составленных из пяти цилиндрических столбиков из березы, липы или бука. И на выбивание пятнадцати фигур нужно затратить как можно меньше бросков. Победитель определяется по итогам трех туров. Главное городошное орудие делают из крепкого дерева - дуба, кизила, боярышника. Длина биты должна быть не более 1м, вес 1,5-2 кг. Длина городков - 20 см, а диаметр 4-5 см.

С 1936 г. в СССР регулярно проводились личные и командные чемпионаты. В городки стали играть повсеместно - городошные площадки оборудовали на стадионах, в парках, домах отдыха, пансионатах и пионерских лагерях.

Сегодня традиции игры бережет Международная федерация городошного спорта, которая объединяет спортсменов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии и Швеции.

К слову, скандинавы имеют собственные вариации городков. Kyykka - древняя игра, сестра-близнец славянских рюх, некогда была очень любима в Карелии, Финляндии и Эстонии. В ней, как и в старороссийском варианте, используются сразу две площадки. А городков устанавливают не пять, а двадцать. Старинная игра Kubb довольно популярна в Швеции и сейчас. Эта разновидность городошной забавы имеет еще и запутанный сюжетный ход, а деревянные бруски у шведов разной формы и зовутся «викингами» и «королем».

Рубрика:

Подвижная игра « БЫСТРО ШАГАЙ!»

На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играю­щим, лицом к стене, становится во­дящий. Он закрывает лицо руками и говорит:

Быстро шагай! Смотри не зе­вай! Стоп!

Пока водящий произносит эти сло­ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они долж­ны немедленно остановиться и заме­реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде­лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За­пятнанный становится водящим.

Подвижная игра « ПЛЕТЕНЬ»

Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 шагов.

Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого на­до, скрестив руки перед собой, со­единить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую-спра­вой рукой соседа справа.

Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся на­встречу друг к другу со словами:

Раз, два, три, четыре.

Мы читаем и считаем,

На луну слетать мечтаем…

Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на сере­дине площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень.

Поделиться