Упражнение 16 пунктов пишем слово парами. Ищем ключ к бессознательному

Чтобы выполнить упражнение, не требуется много времени. Достаточно 15–20 минут. Инструмент основан на методе свободных ассоциаций швейцарского психолога Карла ЮНГА. Вы найдете глубинную ассоциацию со словом, которое олицетворяет Вашу насущную проблему.

Возьмите лист бумаги. Расположите его горизонтально. Нарисуйте таблицу, которую Вам предстоит заполнить. Образец таблицы ниже. В левом крайнем столбце проставьте цифры от 1 до 16 сверху вниз. Сосредоточьтесь, ненадолго закройте глаза, выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов.

Таблица 1. Заготовка для упражнения «16 ассоциаций»


Шаг 1

Подумайте, что Вас сейчас беспокоит. В какой сфере жизни происходят события, которые хотелось бы изменить? Опишите одним словом или с помощью словосочетания эту проблему или задачу. Например, Вы никак не можете найти работу. Тогда возьмите слово «работа». Или, к примеру, Вы не понимаете, почему плохо себя чувствуете в последнее время. Тогда выбирайте слово «здоровье». Напишите это слово в верхней части листа.

Шаг 2

Посмотрите на слово, которое написали. Произнесите его несколько раз, как бы прочувствуйте, попробуйте «на вкус». Подумайте об этом, как о чем-то конкретном и важном для Вас. Потом – как о чем-то абстрактном. Что приходит в голову в первую очередь? Запишите 16 ассоциаций к этому слову. Постарайтесь не контролировать свои мысли. Запишите все слова, которые возникают в сознании. Даже если они кажутся неподходящими или удивляют. Слова при этом не должны повторяться.

Шаг 3

Мысленно объедините между собой слова в пары: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и так далее. Начинайте работать с каждой парой отдельно. Представьте оба слова в виде образа, посмотрите на них, словно со стороны. Какая ассоциация возникает у Вас? Не думайте на этом этапе о проблеме. Для каждой пары слов подберите ассоциацию – укажите то, что объединяет для Вас эти два понятия. Не спешите, будьте честны с собой. Используйте существительные, глаголы и наречия. На этом этапе у Вас получится восемь слов.

Шаг 4

Теперь снова мысленно объедините в пары восемь слов, которые у Вас получились до этого. Подберите к ним ассоциации. Помните, что слова не должны повторяться. Ищите именно те ассоциации, которые подходят для каждой пары слов.

Шаг 5

У Вас теперь есть четыре слова. Сделайте с ними то же, что и раньше с другими. Объедините в пары и придумайте для каждой ассоциацию. В итоге у Вас получатся два слова-ассоциации. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и свои эмоции. Может быть, Вам стало теплее или участилось дыхание. Это нормально. Фиксируйте их мысленно, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Шаг 6

Теперь по знакомой технологии объедините два слова в одно. Получите финальное слово. Это и есть Ваша глубинная ассоциация. Это то, с чем Ваше подсознание ассоциирует ту проблему, с которой Вы работали (слово, написанное в верху листа до того, как Вы начали упражнение). Пример полностью заполненной таблицы с финальным словом ниже.

Таблица 2. Заполненная таблица ассоциаций с финальным словом


Смотрим, что получилось: интерпретация результатов

Посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Какие чувства возникают у меня, когда я вижу или произношу это слово? Если оно вызывает позитив , радость, это хорошо. Оно становится источником энергии, проводником, который даст Вам силы действовать. Но ассоциации могут быть и негативными . Например, понятие «деньги» может ассоциироваться со словом «кража», а понятие «семья» вызывает в подсознании слово «обман». Ниже расскажем, как быть в таком случае.

Теперь взгляните на готовую таблицу. Перед Вами пять столбцов. У каждого есть свое значение. Посмотрите внимательно на все слова, которые у Вас получились.

Первый левый столбец: то, что в нем написано (16 слов), отражает стереотипы и убеждения, которые сформировались у Вас под влиянием родителей, школы, окружения. В общем, в процессе воспитания. Часто именно они тормозят Ваше движение вперед, так как, по сути, чужие, навязанные. Обратите внимание, если к низу столбца слова становятся все позитивнее. Это хороший знак, указывающий, что проблема будет решена.

Второй столбец: ассоциации, которые Вы указали тут к словам из первого столбца, соответствуют уровню разума. Другими словами, показывают, что Вы думаете о проблеме. Задайте себе вопрос: «Почему я думаю об этом именно так?».

Третий столбец: четыре слова, которые Вы тут написали, характеризуют Вашу сферу эмоций. Обратите внимание на эти четыре слова. Попробуйте составить из них предложение. Вы увидите, что здесь спрятаны так называемые «эмоциональные крючки»: страхи, неуверенность, психологические травмы. Это как бы соль Ваших внутренних переживаний.

Четвертый и пятый столбцы: два слова одно слово – треугольник решения. Финальное слово, как мы уже знаем, является глубинной ассоциацией. А пара слов, из которых оно появилось, может указать Вам, как решать проблему, обозначить путь к способам действий. Вы поймете, что нужно сделать, чтобы справиться с ситуацией, которая сложилась в Вашей жизни.

Есть ли негативные слова-ассоциации? В каком столбце?

Негативные слова-ассоциации – это, по сути, Ваши внутренние установки, которые мешают Вам действовать и найти выход из проблемной ситуации. Важно, в каком именно столбце эти слова у Вас появились. Это показывает, на каком уровне установки-препятствия. Если в первом столбце – на уровне внутренних убеждений, во втором – на уровне разума, в третьем – в сфере эмоций.

Как поступить? Смело перечеркните негативное слово и замените его другим, со знаком плюс. Эффект будет сильнее, если новые слова соединить в другие, позитивные пары. Можете даже, если считаете возможным, заменить финальное слово. Ваше отношение к проблеме, выраженной главным словом, начнет меняться.

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

  • Введите первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
    Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
    Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  • Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
    Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
  • Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов .
  • Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
  • *Ваше Имя:

    *Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60

    *К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое

    *Ваше образование:
    -- начальное среднее среднее/специальное неполное высшее высшее 2 высших и более ученая степень

    *Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
    -- денег не хватает даже на самые необходимые продукты все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны можем себе практически ни в чем не отказывать не желаю отвечать на данный вопрос

    Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
    1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т :
    2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д :
    3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б :
    4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М :
    5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г :
    6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А :
    7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж :
    8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О :
    9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К :
    10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р :
    11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В :
    12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н :
    13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З :
    14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П :
    15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л :
    16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С :
    Упражнение 16 ассоциаций поможет выйти из тупика

    Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий — и совершенно непонятно, что? Например, есть четкий план, как заработать денег, есть силы, и деньги действительно нужны, но вы никак не можете заставить себя начать…

    Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать. Например, прекрасный продавец вдруг разлюбил продажи, вдохновленного учителя стало раздражать ведение уроков, а хорошего студента — учёба…

    Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать — то эта статья для вас.

    Чтобы выявить причины внутреннего ступора и суметь его преодолеть самостоятельно, я предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.

    Упражнение «16 ассоциаций» помогает сделать это быстро, мягко и хитрО. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от по-настоящему неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение, основанное на методе свободных ассоциаций Юнга, а здесь еще и дополненное мной теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

    Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине.

    Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 — это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

    Первый этап

    Создайте запрос. Для этого опишите словом или словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким словосочетанием. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома — тогда возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив — возьмите слово «работа».

    Чтобы сделать результат более глубоким — выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.

    Первый вопрос для самокоучинга: что меня сейчас волнует больше всего?

    Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

    Второй этап

    Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии — как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим — раз оно пришло к вам в голову, значит, это ваша ассоциация.

    Третий этап

    Теперь соедините слова попарно, как на фотографии: первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

    Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое — это честность. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате. Второе правило — слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.

    Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).

    Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию - слово, которое объединяет эти два лично для вас. Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе — и к своему телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно — или можно сформулировать точнее?

    Используйте существительные, глаголы и наречия.

    Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится

    Визуализируйте — представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?

    Прислушивайтесь к ощущениям в теле — выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.

    Проверка на честность

    Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное — именно для вас?

    Четвертый этап

    У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.

    Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

    Теперь объедините получившиеся два слова в одно.

    Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

    На всех фотографиях — мой реальный запрос. Я привела свой личный пример.

    Некоторое время назад я поймала себя на том, что приходящая мне на почту рассылка с объявлениями об интересных мастер-классах и вебинарах стала портить мне настроение. А еще я никак не могла заставить себя позвонить в университет, чтобы узнать подробнее о новых программах…

    Я сделала свои любимые «16 ассоциаций» и получила глубинную ассоциацию — депрессия!

    Упс, какой неожиданный результат! Да, это имело смысл — учеба стала вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовала.

    О’кей, и что с этим делать?

    Давайте посмотрим.

    Как работать с результатами:

    Первое и главное — разделять «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова — всего лишь ассоциации. Депрессия на самом деле не имеет ничего общего с учебой.

    Второе — посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учеба ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?

    Финальное слово может быть и позитивным — и тогда оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания действовать.

    Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это, как правило, дает трансформационный эффект.

    Третье — определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.

    Напомню, их пять, последний — из одного слова. Что обозначает каждый из столбцов?

    Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.

    Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.

    Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.

    Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».

    Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

    Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?

    Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса? Да-да, уже пошли коучинговые вопросы:)

    Четвертое — перепишите «деструктивный код»

    Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

    Можно просто повычеркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

    Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

    Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью медитации). Мне нравится этот способ, и в случае с «учебой» я пользовалась именно им. «Перезарядив» себя медитацией, я нашла новую объединяющую ассоциацию взамен негативной — и вывела заново всю цепочку от нее и до финального слова. И уже на следующий день с удовольствием участвовала в вебинаре.

    Пятое — посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход… Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своем мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы покреативили на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

    Шестое — зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.

    Действуйте!

    Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нем дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.

    ). Он и прислал мне его результаты для анализа, выразившись так: «высылаю статистику, Владимир, возможно, вам будет интересно».

    Честно говоря, я поначалу отнесся к идее без энтузиазма. Ассоциации ну так ассоциации – мало ли что людям приходит в голову… К тому же был занят, не до того было. Однако, посмотрев более внимательно, понял, что и тут можно накопать кое-что любопытное. Вот уж действительно:

    совсем «плохие» данные бывают редко, куда чаще встречается плохой анализ

    Нашлось всякое – и в части самих ассоциаций, и в части гендерных различий. Отмечу только специфику взгляда аналитика на полученные данные. Если практика (психолога, социолога, кадровика и т.п.), скорее всего, интересуют именно индивидуальные ассоциации, то мне с единичным случаем делать просто нечего. Аналитика интересуют массовые явления . Тем более что и практик тоже, сознательно или невольно, тоже сравнивает конкретный случай с неким общим, пусть и туманным образом «среднего человека». Но такой образ как раз и формируется на основе анализа многих случаев. Иначе что такое «норма» и «отклонения», при всей условности этих понятий?

    Вот конкретный пример из этой выборки. Есть ассоциация «маффл» на букву «м». Это как же, вашу мать, вас прикажешь понимать? Опечатка? Общеизвестный термин, неизвестный мне в силу ограниченности опыта? Так ведь и практик тоже может оказаться в моем положении – мало ли что человеку в голову взбредет!

    Так что пришлось поработать над данными – очистить, закодировать, … К данным я иногда применял укрупнение, которое заключалось в замене близких терминов на один. Например, «калоша» и «калоши» я посчитал одним словом, как и «зуб» и «зубы». Исправлены, в меру моего понимания ситуации, и грамматические ошибки – «зоря» я заменил на «заря», полагая первое слово простой опечаткой. Конечно, опечатки, приводящие к осмысленному слову, но не тому, которое имел в виду респондент, я отловить, конечно же, не мог в принципе.

    Но кое-что статистически интересное все-таки вылезло. Что с этим делать – думайте сами. Только учтите – женщин в данной выборке почти в 6 раз больше! Поэтому частоты производят весьма обманчивое впечатление – кажется, что женщины просто задавили. Ну нет, не все так ужасно…
    Хотя значимых различий выявлено немного, но как пилотное исследование данную попытку следует признать удачной.

    Анализ результатов

    Пока в работе ещё несколько тем — «негатив-позитив», «государство-общество» и т.п. По мере обработки буду публиковать.

    Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

    Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

    Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

    • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
    • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
    • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
    • по причинно-следственным связям: гром – молния;
    • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
    • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
    • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

    Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

    • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
    • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
    • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

    Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

    Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

    Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

    В чем польза ассоциативного мышления?

    Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

    Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

    Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

    Развитие ассоциативного мышления

    Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

    Тест на ассоциативное мышление

    Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

    Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

    Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

    Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

    Упражнения для развития ассоциативного мышления

    Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

    Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

    Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

    Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

    Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

    Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

    Групповые упражнения

    Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

    Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

    Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

    После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

    В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

    Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

    Поделиться