Осевое вращение земли. Структура географической науки

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои веще­ства, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Слово «география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Ветви географии

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис. 2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Физическая география и ее значение

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

Что изучают в начальном курсе физической географии

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

Рис. 3. Оболочки Земли

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().

В прошлом география была единой наукой, изучающей природные условия на Земле, население и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Основными итогами её были географические описания стран, объединенные в «космографиях» (XVII в.), во «всеобщих географиях» (XVIII–XIX вв.). В XIX в. география подразделилась на географию физическую - науку о природе и «статистику» - географию экономическую.

В XIX в. выделился целый ряд научных отраслей. В географии физической четко определились орография - учение о рельефе земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, учение об атмосфере и климатах Земли. Этому во многом способствовали другие естественные науки - геология, метеорология, гидрология, ботаника, зоология, почвоведение. С накоплением в них фактического материала география как бы взяла на себя изучение пространственного распространения изучаемых ими природных явлений и объектов, выявление пространственных особенностей в них. «Статистика» оформилась в экономическую географию отраслей хозяйства - географию сельского хозяйства, промышленности, транспорта и др.

И все же вплоть до советского времени все наметившиеся разветвления в географии имели задачей преимущественно описание явлений природы и хозяйственной деятельности населения. И в обобщающих работах по странам преобладал этот же «дух географии». Нередко это обстоятельство вызывало скептическое отношение к географии как науке. Даже некоторые ученые рассуждали так, что география лишь описывает «где-что», а не исследует причин тех или иных явлений, хотя все признавали за ней большие заслуги в географических открытиях.

Октябрьская революция и социалистическое строительство поставили перед географией в нашей стране новые задачи и с течением времени глубоко изменили её содержание и теоретические основы. В связи с потребностями народного хозяйства, выраженными в указаниях В. И. Ленина о необходимости всестороннего исследования природных условий и естественных богатств страны, советские географы уже в начале 20‑х годов включились в бурно развивавшиеся экспедиционные исследования, начатые Академией наук, вузами страны, различными государственными ведомствами. С каждым десятилетием все ширилась подготовка кадров географов-исследователей и педагогов. К 30‑м годам экспедиции работали на всем обширном пространстве страны и омывающих её морях. Территория страны подверглась картографированию, и на I Всесоюзном географическом съезде в 1933 г. уже говорилось, что на карте СССР не осталось «белых пятен». Поразительно быстро пополнялись научные сведения о всех компонентах природы. Разрабатывались новые методы исследований, применялись новейшие технические средства. Неоценимую роль в экспедиционных исследованиях и картировании территории сыграло использование авиации, аэрофотосъемки.

В физической географии появились новые ветви, к 70‑м годам составившие целую группу географических наук о каждом из компонентов природы. Наука о строении земной поверхности (орография) развилась в геоморфологию - учение о возникновении (генезисе) и развитии форм земной поверхности, их сочетании в пространстве не только на суше, но и на дне океанов и морей. Водную оболочку земного шара, географические особенности океанов и морей изучают океанография и океанология; распределение вод на суше, сток атмосферных осадков, происхождение и распространение озерных котловин и жизнь озер, работу проточных вод, особенности строения речных систем и режим рек - гидрология суши, а воду в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников - гляциология.

Свойства климатов Земли и определяющие их факторы - предмет изучения климатологии. Почвенный покров, его происхождение, типы почв и их распространение по поверхности суши изучает география почв. Особенности распространения типов растительности и связь их с группировками животного мира (биогеоценозы) исследует биогеография.

Исследованиями и описанием отдельных компонентов природы физическая география в наше время, однако, не ограничивается. Она изучает их сложные взаимосвязи и взаимодействия, что стало возможно лишь при современной научной технике и методах.

Наивысшая же цель и главная задача физической географии - выявление природно-территориальных комплексов (ландшафтов) на поверхности Земли, изучение их происхождения и развития в результате сочетания и взаимодействия всех компонентов природы, закономерностей их распространения на Земле. Этим занимается комплексная география - ландшафтоведение, включающее в себя и историю развития природно-территориальных комплексов - палеогеографию, и прогнозы их изменения в будущем - прогнозную географию. К новым ветвям физической географии относятся геохимия, геофизика ландшафтов, а также мелиоративная география. В последнее время все более важным становится исследование природных богатств (естественных ресурсов), используемых человечеством для своего существования и многообразной хозяйственной деятельности, - ресурсоведение. При этом изучаются все виды ресурсов географической среды,- минеральные (ископаемые), водные, воздушные, органические и т. д. и выясняются закономерности их распространения.

Неменьшие преобразования произошли в советское время и в другой группе географических наук - в экономической географии. В большой мере развивалось изучение географии отраслей хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Основным же направлением стало изучение размещения хозяйства по странам и районам, формирование территориально-производственных комплексов (ТПК), экономико-географическое прогнозирование. Самую краткую формулу этой группы наук дал основоположник районного её направления - выдающийся ученый Н. Н. Баранский. Он определил экономическую географию как науку, «которая предвидит, где встать городам, каким появиться заводам, куда пройти дорогам».

И...графия), комплекс естественных и общественных наук, изучающих структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей - природных и природно-общественных геосистем и компонентов. Географические исследования проводятся в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и различных видов его деятельности, эффективного использования природных ресурсов, географического прогноза, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Важнейший предмет исследований географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта изучения обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин. Поэтому современная география представляет собой сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально- и экономико-географические), прикладные географические науки и науки, носящие интегральный (пограничный) характер. Термин «география» введён Эратосфеном (3 век до нашей эры).

Структура географии. Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом - землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались специальные научные дисциплины, изучающие отдельные компоненты географической оболочки, - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят социальная география, экономическая география (иногда именуется «география хозяйства») и политическая география. Ряд учёных придерживаются мнения, что термин «социально-экономическая география» не полностью отражает содержание этого раздела географических знаний, и используют термин общественная география. За рубежом для обозначения совокупности общественных географических наук применяется термин «human geography». В социально-экономической географии (наиболее устоявшийся термин отечественной географии) выделяются специальные научные дисциплины: география населения, геоурбанистика, культурная география, география туризма, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география сферы услуг.

К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие географии привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии, мелиоративной географии и др. Они выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов географической оболочки, создать их модели привело к становлению теоретической географии.

Единство географии обусловлено естественноисторическим единством объекта исследования, общностью используемых методов, предметной взаимодополняемостью при решении территориальных комплексных проблем. Принципиальное различие двух ветвей географии - в самой сущности естественных и общественных законов и закономерностей, в разных методологиях исследований.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших отдельных географических наук, а в результате развития некогда единой географии и её разделения на специализированные научные дисциплины - по объектам изучения, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность и общий специфический язык науки - географическую карту. На рубеже 20 и 21 века проявились характерные тенденции развития географии: компьютеризация методов сбора и обработки данных с широким использованием математических методов (построение геоинформационных систем), экологизация, гуманизация, социологизация, глобализация географических наук.

География формировалась в тесной связи с другими науками. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географические оболочки углублялись связи с физикой, химией, геологией, биологией и филологией (через топонимику), а при исследовании социосферы - с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь география обогащала и обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками динамично развивающихся научных направлений - геоэкологии, демогеографии, этнической географии, ландшафтного планирования, региональной экономики и др.

Методы географических исследований: общенаучные (математический, физический, моделирования, системный, исторический и др.); конкретно-научные (геохимический, геофизический, палеогеографический, технико-экономический, экономико-статистический, социологический и др.); рабочие приёмы и методы получения информации (полевые наблюдения, дистанционные, в том числе аэрокосмические; лабораторные, например спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный; анкетирование; выборки и др.); эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационные, оценочные, аналогов, классификаций и др.); обработки и хранения информации (в том числе на электронных носителях).

Широко используются в географии: сравнительный географический (описательный), картографический, эволюционно-исторический (палеогеографический), математический (геоинформационный), физический (геофизический) и геохимический методы. Для становления и развития сравнительного метода в физической географии многое сделано А. Гумбольдтом, К. И. Арсеньевым, К. Риттером, П. П. Семёновым-Тян-Шанским. В основе метода лежит географическое описание природных зон, регионов, местностей, элементарных природных территориальных комплексов и так далее, в котором выделяют типичное, главное и особенное. Важнейшее требование - унификация описания. Формами обобщения географического описания служат научная классификация географических объектов и районирование. Картографический метод заключается в применении географических карт для научного познания, анализа и прогноза явлений. Он используется для исследования закономерностей пространственного размещения, взаимосвязей, зависимостей и развития географических объектов. Карта - результат географического изучения и одновременно средство получения нового географического знания. Эволюционно-исторический метод, направленный на установление законов и закономерностей развития во времени природных и антропогенных ландшафтов, природно-хозяйственных систем, систем расселения и так далее, позволяет прогнозировать состояния географических объектов в фиксированные моменты будущего. На эволюционно-историческое направление в географии большое влияние оказало эволюционное учение в биологии Ч. Дарвина, российских учёных-эволюционистов К. Ф. Рулье и Н. А. Северцова, идеи актуализма геолога Ч. Лайеля. Важное место в рамках исторического подхода занимает диахронический подход - изучение истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени, установление их генезиса и всех стадий развития. Истоки математической географии, как самостоятельного направления, относятся ко временам Фалеса Милетского и Эратосфена. В это понятие на протяжении длительного периода (вплоть до начала 20 века) вкладывался иной, чем сегодня, смысл. В область интересов математической географии, как части физической географии, входило изучение формы и размеров Земли, систематизация сведений о её движении, решение астрономо-геодезических задач. Развитие количественных, а затем математических методов началось в 1950-х - начале 1960-х годов. К этому времени сформировались две крупные школы Вашингтонского (США) и Лундского (Швеция) университетов, давших миру лидеров формально-математического направления - Б. Берри, У. Бунге, У. Тоблера, П. Хаггетта и др. На основе использования математических и количественных методов в 1960-х годах сформировалась теоретическая география, изучающая общие пространственные закономерности распределения географических объектов (как природных, так и общественных) и эволюции геосистем. Лидирующая роль в использовании математических методов исторически принадлежит гидрометеорологическим наукам, использующим длинные ряды наблюдений. Интенсивно внедряются математические методы (теория вероятностей, одномерный и многомерный статистический, многомерный параметрический и непараметрический, фрактальный, кластер-, спектральный математический анализы и так далее) и в другие географические науки. Геохимический метод исследования Земли и её ландшафтов, с помощью которого изучаются распределение, процессы миграции и концентрации химических элементов и их соединений, развивается в рамках геохимии ландшафта. Сопряжённый геохимический анализ позволяет определять содержание химических элементов в элементарных природных геосистемах и в ландшафте в целом. Значение метода резко возросло в связи с проблемами загрязнения окружающей среды. Геохимический метод - неотъемлемая часть геоэкологического мониторинга.

Физический метод активно используется в метеорологии, климатологии, океанологии, гидрологии суши, геокриологии и др. Благодаря стационарным комплексным физико-географическим исследованиям развивается геофизика ландшафта, опирающаяся на построение балансовых моделей вещества и энергии природных ландшафтов, изучение трансформации солнечной энергии по цепям питания.

Основные методы социально-экономической географии: экономическое районирование; выявление пространственной дифференциации экономических, социальных и политических явлений; типизация (типология) стран, регионов, населённых пунктов и других объектов исследования; математико-статистический (в том числе центрографический метод); пространственный анализ размещения социальных, экономических и политических явлений; изучение процессов социально-экономического освоения территорий.

Очерк развития науки

География - одна из древнейших наук. На протяжении многих веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель. Стремление фиксировать индивидуальные явления на поверхности Земли привело к становлению страноведения и региональных подходов. Вместе с тем попытки выявить и объяснить черты сходства и различия, объединить в сходные категории, классифицировать факты, явления, природные тела, народы и т. д. закладывали основы общей, или системной, географии, приводили к формированию теории географической науки. Географическое знание возникло на ранних ступенях развития человечества. Отдельные племена, народы и государства в процессе своего развития формировали собственные представления об окружающем мире. По мере того как развивались контакты между народами и государствами, географические знания становились всё совершеннее. Знания народов друг о друге проверялись и уточнялись благодаря расширению торговых отношений, а также во время захватнических войн, при освоении достижений разрушенных цивилизаций.

Первые географические сведения содержатся в древнейших письменных источниках, оставленных народами Востока. Достаточно достоверные географические сведения (древнейшие карты и планы, сведения о путешествиях) датируются 4-3-м тысячелетием до нашей эры и относятся к Вавилону, Древнему Египту и Древнему Китаю (где были известны свойства магнитной стрелки, изготовляли карты с деревянным клише).

Античная средиземноморская цивилизация известна фундаментальными достижениями в области географии. Первоначальные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы Фалесу Милетскому и Анаксимандру. Аристотель ввёл представление о шарообразности Земли, заложил основы дифференциации географических наук (метеорологика). Эратосфен довольно точно определил длину окружности земного шара, были введены понятия «параллели» и «меридианы» (Гиппарх). Идеи широтной зональности сформулированы Посидонием, выделившим 13 географических поясов (соответствуют современной классификации). У истоков сравнительного географического метода стояли древнегреческие учёные Геродот и Страбон - родоначальник эволюционной географии и страноведения, обобщивший в 17 томах страноведческие знания; К. Птолемей в «Руководстве по географии» (8 книг) систематизировал знания древних народов и заложил основы построения карты Земли. Предвестниками преобразовательного (мелиоративного) направления в географии послужили гидротехнические работы.

Известны географические исследования Византии. Около 535 года Иерокл составил «Синекдем» - опись 64 провинций и 912 городов, послужившую основой многих более поздних географических сочинений. В 10 веке Константин VII Багрянородный в сочинении «О фемах» представил имевшуюся в его время информацию об областях Византии. Географическая литература Византии включает также описания путешествий купцов (итинерарии), паломников. Анонимный итинерарий 4 века содержит подробную информацию о Средиземноморье с указанием расстояний между портами, товаров, производимых в тех или иных местах, и пр. Сохранились описания путешествий: купца Космы Индикоплова (около 547, «Христианская топография»), где, помимо общих космологических представлений, имеются живые наблюдения, достоверные сведения о разных странах и народах Аравии, Африки и др.; Иоанна Фоки (12 век) - в Палестину; Андрея Ливадина (14 век) - в Палестину и Египет; Канана Ласкариса (конец 14 - начало 15 века) - в Германию, Скандинавию и Исландию. Византийцы умели составлять географические карты. Значительную роль в развитии географии сыграли арабские учёные-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественники Ибн Батутта, Идриси. Европейский путешественник Марко Поло совершил путешествие в Китай и дал описание стран Центральной, Восточной и Южной Азии. Тверской купец Афанасий Никитин ходил по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям, достигнув берегов Индии, описал природу, жизнь и быт населения этой страны. В Средневековье идея шарообразности Земли была отвергнута, в 15 веке, когда были переведены труды некоторых античных географов, эта идея стала возрождаться, большая роль принадлежит концепции К. Птолемея о близости западных берегов Европы и восточной окраины Азии.

Эпоха Великих географических открытий расширила географические представления о мире, утвердила представления о его целостности и единстве Мирового океана. География стала одной из важнейших отраслей знаний. Картография этого периода характеризуется выдающимися достижениями: созданием Г. Меркатором цилиндрической равноугольной картографической проекции и составлением им Атласа (1595), где показаны реальные очертания материков и береговых линий; появлением рукописного атласа - вершины русской картографии «Большого чертежа всему государству Московскому», составленного около 1600 (1598?) и уточнённого в 1627 году. Во многих копиях сохранилось его обстоятельное описание - «Книга Большому чертежу», сам же чертёж утрачен. Наряду с продолжением географических открытий и описания Земли развивается теоретическое направление. Основы физического мышления в географии заложили Б. Варениус в «Генеральной географии» (1650), где объектом географии выступал «земноводный шар», который можно изучать как единое целое (сейчас это общее землеведение) и по отдельным частям (аналог современного страноведения, или краеведения), выделялась также хорография, описывающая большие по площади территории, и топография, изучающая малые территории; а также И. Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687).

География 18-19 века. В 1-й половине 18 века Ш. Л. Монтескьё в работе «О духе законов» (1748) развил идеи Ж. Бодена об определяющем влиянии природных условий, прежде всего климата, на государственное и общественное устройство, быт, нравы, психику населения. «Власть климата есть первейшая власть в мире» - формула географического детерминизма Монтескьё и его последователей.

Существенный вклад в развитие методологии географии внёс В. Н. Татищев. В работе «О географии вообще и о русской» он разделил географию на универсальную, или генеральную, охватывающую Землю или её крупные части; специальную, или частную, описывающую разные страны; топографию, или пределоописание, изучающую части страны и отдельные города. Татищев делил географии и «по качествам» - на математическую (астрономо-геодезическое направление), физическую и политическую. Физическая география изучает территории «от места к месту», природные «довольства и недостатки», причём ведущая роль отводилась климату; политическую географию интересуют занятия населения, города, селения и др. Классификация географических наук у Татищева характеризуется историзмом, вниманием к природным ресурсам и хозяйству.

С открытием в России Географического департамента в Академии Наук (1739) существенно повысилась роль академии в организации систематических географических исследований. Этому способствовало приглашение в страну ряда известных учёных-естествоиспытателей (Ж. Н. Делиля, Л. Эйлера, Д. Г. Мессершмидта, И. Г. Гмелина и др.). Составлены первое статистико-географическое описание России И. К. Кириллова «Цветущее состояние Всероссийского государства» (1727), первый Атлас Российской Академии Наук (1745). М. В. Ломоносов в середине 18 века первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввёл в науку термин «экономическая география». По инициативе Петра I (значительная часть реализована уже после его смерти) были организованы экспедиции в Сибирь под руководством Мессершмидта (1719-27), Великая Северная экспедиция для изучения побережья Северного Ледовитого океана, в состав которой входила 1-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга - А. И. Чирикова. Ученики Ломоносова С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1755) и П. И. Рычков в «Топографии Оренбургской губернии» (1762) дали классические образцы комплексного описания природы регионов. 1-я половина 18 века выделяется успехами в картографировании. В 1765 году манифестом было объявлено Генеральное межевание «земель всей империи». «Экономические примечания» Генерального межевания содержали информацию о размерах угодий, качестве земель, характере землепользования и так далее. Генеральное межевание стимулировало развитие экономической географии.

Обобщение данных полевых экспедиций привело А. Гумбольдта к разработке сравнительного метода в географии, классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности. Он стал идеологом комплексного подхода в географии, поставил перед физической географией задачу исследования общих законов и взаимосвязи земных явлений, прежде всего между живой и неживой природой. В России в 1-й половине 19 века началась дифференциация естествознания, в том числе и географических наук, произошло размежевание между географией экономической («статистикой») и географией физической, которая разрабатывалась физиками и рассматривалась как часть физики. В 1832 году была создана первая научная географическая школа Императорской военной академии в Санкт-Петербурге, где преподавалась военная география, изучались географические особенности территории с точки зрения возможности их использования в стратегических и тактических целях. В 1845 году усилиями Ф. П. Литке, К. И. Арсеньева, К. М. Бэра, Ф. П. Врангеля, В. И. Даля, И. Ф. Крузенштерна и др. в Санкт-Петербурге было образовано Русское географическое общество. В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии (географии и этнографии), которая послужила основой формирования анучинской физико-географической школы. Формирование географической школы в Санкт-Петербургском университете связано с идеями В. В. Докучаева и А. И. Воейкова.

К концу 19 века в науках о природе обозначился кризис в изучении сложных систем, не познаваемых путём разложения на элементарные части. В физической географии одним из первых это осознал В. В. Докучаев, который в 1898 году, опираясь на разработанное им учение о почве как естественноисторическом теле, призвал изучать «всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные её части». В работе «Наши степи прежде и теперь» (1892) Докучаев изложил основные идеи и принципы ландшафтоведения как интегральной географической науки, главнейшие из которых: анализ компонентов природы как единого целого; изучение не только природной, но и антропогенной эволюции природы; исследование как природных, так и природно-хозяйственных комплексов; естественноисторическое обоснование мероприятий по созданию культурных ландшафтов. Развитие идей Докучаева его последователями (Г. Н. Высоцким, Л. С. Бергом, Г. Ф. Морозовым, А. А. Борзовым, Р. И. Аболиным, Л. Г. Раменским) привело к обоснованию понятия ландшафта географического как функционально-генетического единства.

Во 2-й половине 19 века широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в жизни людей, развитии народов и стран. Этих идей придерживался крупнейший немецкий географ К. Риттер. Он ввёл термин «землеведение», вплотную подошёл к определению ландшафта, пытался доказать определяющее влияние природы на судьбы народов, создав предпосылки для формирования геополитики. Ярким представителем детерминизма был Л. И. Мечников, автор фундаментальной работы «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). С усилением воздействия человека на окружающую среду эти идеи утрачивают свою притягательность; ныне их отголоски сохранились в энвайронментализме. На рубеже 19 и 20 веков возникли концепции географического поссибилизма, рассматривающего географическую среду как ограничивающее и изменяющее деятельность людей начало, и хорологический подход А. Гетнера, последователя И. Канта, к географии как к науке, изучающей в основном лишь пространственные отношения предметов и явлений на земной поверхности, не углубляясь в исследование внутренней сущности этих явлений и их развития. В это же время В. И. Вернадским была обоснована планетарная роль антропогенного фактора и развиты представления о том, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведёт к становлению ноосферы.

Отечественная география 20 века. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений В. В. Докучаева о природных зонах, В. И. Вернадского о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и в её эволюционно-стадиальном развитии, А. А. Григорьева о географической оболочке и её динамических процессах, Л. С. Берга, Н. А. Солнцева о ландшафтном устройстве земной природы, Н. Н. Баранского о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических районов.

Советский период развития географии оказал огромное влияние на мировую географическую и экологическую науку. Планом электрификации России (ГОЭЛРО) перед географами были поставлены задачи изучения природных ресурсов, экологического обоснования создания тепло- и гидроэлектростанций, мелиорации земель, выполнение которых потребовало широких гидрологических исследований, проведённых с участием гидрологов В. Г. Глушкова и Е. В. Близняка. В 1920-30-х годах как самостоятельная географическая дисциплина оформилась гидрология суши. В 1929 году создана Гидрометеорологическая служба СССР, на которую возлагалось проведение метеорологических и гидрологических наблюдений и исследований, созданы оригинальные конструкции актинометрических приборов, изобретён радиозонд (П. А. Молчанов, 1930). В 1931 году начались работы по составлению Водного кадастра СССР - систематизированных сведений о режиме рек, озёр, морей, ледников, подземных вод, которыми на первом этапе руководил Л. К. Давыдов. В. Г. Глушковым, Б. А. Аполловым, М. А. Великановым, С. Д. Муравейским, Б. В. Поляковым, Е. В. Близняком и другими были разработаны теоретические основы географического направления в гидрологии суши. В связи с активным участием СССР во 2-м Международном полярном годе (1932/33) проведены широкие исследования на горных и полярных ледниках под руководством С. В. Калесника. Поставлены задачи создания первого национального атласа, карты миллионного масштаба на всю территорию СССР, освоения Северного морского пути и расширения географических исследований в Арктике. Постоянно функционировали дрейфующие научные станции «Северный Полюс», первую из которых возглавил И. Д. Папанин (в 1937-2006 работали 34 дрейфующие станции). В формировании основных направлений океанологии большую роль сыграли капитальные труды В. В. Шулейкина, Н. Н. Зубова, В. Ю. Визе. В 1920-30-х годах Академия Наук СССР организовала большие комплексные экспедиции по изучению производительных сил страны. В 1937 году был издан Большой советский атлас мира.

В 1930-е годы разработка теоретических основ физической географии шла по двум направлениям - общеземлеведческому и ландшафтоведческому. А. А. Григорьев ввёл понятия о географической оболочке и физико-географическом процессе, инициировал внедрение количественных и геофизических методов исследования, применение методов теплового и водного балансов. Ландшафтное направление развивали Л. С. Берг, С. В. Калесник, Л. Г. Раменский.

Сложнее шло развитие социально-экономической географии. Важные ориентиры её развития были указаны в работе В. И. Ленина «Набросок плана научно-технических работ» (1918) и конкретизированы в плане ГОЭЛРО. В 1920-30-х годах наблюдалась острая дискуссия между представителями отраслево-статистического и районного (регионально-комплексного) направлений. Развитие экономической географии пошло по второму направлению (Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, М. П. Алампиев и др.), но конструктивные положения отраслевого направления были также востребованы.

После Великой Отечественной войны начался новый этап развития географии, характеризующийся становлением и развитием крупных географических школ в научных институтах и вузах. К середине 20 века оформилась современная система географических наук. В 1955 году была организована Советская антарктическая экспедиция. В начале 1970-х годов по инициативе К. К. Маркова стала интенсивно развиваться география океана, итогом чего стало издание «Географии Мирового океана» в 7 выпусках. Вышли в свет Физико-географический атлас мира (1964), Атлас океанов (т. 1-3, 1974-80), Атлас Арктики (1985) и др., серия региональных и специализированных атласов.

Среди ведущих отечественных географических школ и направлений отметим следующие. Физико-географическое страноведение (региональная комплексная физическая география) - Н. А. Гвоздецкий, Б. Ф. Добрынин, Ю. К. Ефремов, Ф. Н. Мильков, Н. Н. Михайлов, Э. М. Мурзаев, В. А. Николаев, М. П. Петров, В. С. Преображенский, Г. Д. Рихтер, А. М. Рябчиков. Экономико-географическое страноведение - И. В. Комар, С. Н. Рязанцев, Ю. Г. Саушкин и др., экономико-географическая школа - Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, Ю. Г. Саушкин, разработавшие понятия энерго-производственных циклов и территориально-производственных комплексов. Академическая школа «процессоведения» - А. А. Григорьев, И. П. Герасимов, Д. Л. Арманд, в которой видное место занимало геофизическое направление. В 1956 году Григорьевым и М. И. Будыко сформулирован периодический закон географической зональности, вскрывший физическую сущность зональности. Разработано палеогеографическое направление И. П. Герасимовым, К. К. Марковым, А. А. Величко. Сформировались школа комплексной (ландшафтной) географии - А. А. Борзов, Л. С. Берг, Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко, ландшафтно-геохимическая школа - Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская, Н. С. Касимов, ландшафтно-экологическая школа СО Академии Наук СССР - В. Б. Сочава, воронежская школа антропогенного ландшафтоведения - Ф. Н. Мильков.

В области комплексной физической географии завершено создание методологических основ науки, на базе системного подхода разработаны концепции полиструктурности ландшафта, пространственно-временной организации геосистем, иерархии состояний, математической морфологии ландшафта (А. Д. Арманд, В. С. Преображенский, Н. Л. Беручашвили, В. Б. Сочава, А. С. Викторов, Ю. Г. Пузаченко и др.). А. Ю. Ретеюмом предложена теория нуклеарных (ядерных) геосистем. Успехи в картографии во многом были связаны с разработкой принципов и методов комплексного картографирования (К. А. Салищев, И. П. Заруцкая, А. Г. Исаченко, А. А. Лютый), развитием дистанционных аэрокосмических методов (В. П. Савиных, Ю. Ф. Книжников, В. И. Кравцова и др.) и широким внедрением в конце 1980-х - начале 1990-х годов персональных компьютеров. С середины 1970-х годов функционирует общегосударственная система «Ресурс» для изучения природных ресурсов и мониторинга окружающей среды (суши и океана). Развитие тематического картографирования связано с изданием серии карт для высшей школы (всего более 40), карт «Поверхности выравнивания и коры выветривания СССР», «Геоморфологическая карта СССР», «Карта растительности Европейской части СССР». В рамках общего землеведения возникло космическое землеведение (К. Я. Кондратьев, Б. В. Виноградов, А. А. Григорьев). В 1990-х годах происходило формирование геоинформатики (А. М. Берлянт, В. С. Тикунов, А. В. Кошкарёв).

Наряду с развитием интегральных направлений в географии, оригинальные результаты получены и в частных географических науках. Признание получили геоморфологические школы МГУ (И. С. Щукин, А. И. Спиридонов, О. К. Леонтьев, Г. А. Сафьянов), Института географии Академии Наук СССР (И. П. Герасимов, Ю. А. Мещеряков), Санкт-Петербургского университета (Я. С. Эдельштейн).

Огромную роль в развитии географии и наук о Земле сыграла школа физической климатологии М. И. Будыко. Разработана методика расчёта составляющих радиационного и теплового балансов ландшафтов, предложена физико-географическая теория фотосинтеза, рассмотрены вопросы роли климата в эволюции экосистем. Достигнуты успехи в классификации климатов (Б. П. Алисов), изучении влагооборота и циркуляции атмосферы, колебаний увлажнённости (С. П. Хромов, О. А. Дроздов, Б. Л. Дзердзеевский, М. А. Петросянц, Е. С. Рубинштейн, А. В. Шнитников), в построении математической моделей климата.

Оформилось несколько направлений в изучении вод суши. Гидрологической школе Института географии Академии Наук СССР (М. И. Львович, Н. Н. Дрейер) принадлежат расчёты составляющих водного баланса отдельных материков и земного шара в целом. Проблемы глобальной гидрологии разрабатывались Г. П. Калининым, ученики и последователи которого решили проблему пространственно-временных колебаний речного стока. Обозначилось направление, связанное с преобразованием стока речных систем, с антропогенными изменениями качества вод суши (М. И. Львович, С. Л. Вендров, Н. И. Коронкевич, И. А. Шикломанов). В 1960-1970-х годах разрабатывался проект территориального перераспределения стока северных рек в бассейн Каспийского моря и в Среднюю Азию, в котором значительное внимание было уделено проблеме влияния крупных водохранилищ на окружающие ландшафты и условия жизни населения. Исследования озёр и водохранилищ проводились Л. Л. Россолимо, Б. Б. Богословским, Н. В. Буториным, В. С. Вуглинским, К. К. Эдельштейном и др.

Гляциологическая школа основана и развита С. В. Калесником, М. В. Троновым, Г. А. Авсюком, П. А. Шумским, В. М. Котляковым. В 1960-80-х годах были выполнены многолетние стационарные наблюдения на ледниках Тянь-Шаня, Кавказа, Полярного Урала, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, получены фундаментальные результаты по их тепловому режиму, условиям питания, балансу вещества, скорости движения и так далее. Одними из основателей лавиноведения были Г. К. Тушинский и его ученик М. Ч. Залиханов. Существенное развитие получила геокриолитология (М. И. Сумгин, П. А. Шумский, А. И. Попов, П. Ф. Швецов, П. И. Мельников, В. П. Мельников, В. Н. Конищев), практическая значимость которой возросла в связи со строительством БАМа, освоением нефтяных и газовых месторождений в арктических и субарктических поясах страны. Опубликована «Геокриолитологическая карта СССР» (1985). В Институте мерзлотоведения Академии Наук СССР оформилось новое направление - ландшафтное мерзлотоведение.

Создатель научной школы биогеографии В. Н. Сукачёв и его последователи А. Г. Воронов, А. Н. Формозов, Н. В. Дылис, А. А. Тишков заложили основы учения о фитоценозах, разработали географическую типологию лесов, создали учение о биогеоценозах. Биогеографическая школа МГУ характеризуется достижениями в области ботанического и зоологического картографирования (А. Г. Воронов, Д. Д. Вышивкин и др.). Отечественным биогеографам принадлежит приоритет в обобщении мировых данных по биологической продуктивности ландшафтов, её структуре по природным зонам, запасам биомассы (Н. И. Базилевич, Л. Е. Родин, О. С. Гребенщиков, А. А. Тишков).

Географическое направление в почвоведении и его тесная связь с другими географическими дисциплинами проявились в исследованиях по генезису, классификации почв и картографированию (И. П. Герасимов, В. А. Ковда, Е. Н. Иванова, Б. Г. Розанов, Н. Н. Розов, В. М. Фридланд, В. О. Таргульян и др.), водному режиму (А. А. Роде, С. В. Зонн), геохимии (М. А. Глазовская, В. О. Таргульян, М. И. Герасимова) и эволюции (И. П. Герасимов, А. Н. Геннадиев, Н. С. Чеботарёва).

В общественно-географических науках выделились следующие направления исследований: общее теоретико-методологическое (Н. Н. Баранский, О. А. Константинов, В. М. Гохман, С. Б. Лавров, И. М. Маергойз, А. А. Минц, В. В. Покшишевский, Ю. Г. Саушкин, Б. Н. Семевский, П. Я. Бакланов, Ю. А. Гладкий, Ю. Г. Липец, Н. С. Мироненко, А. И. Трейвиш, Б. Б. Родоман, А. И. Чистобаев), экономическое районирование (Н. Н. Баранский, Б. Н. Книпович, Н. Н. Колосовский, Т. М. Калашникова, В. Е. Шувалов, Л. В. Смирнягин, Е. Е. Лейзерович), экономико-географические исследования зарубежных стран (Ю. Д. Дмитриевский, И. А. Витвер, В. В. Вольский, Я. Г. Машбиц, В. А. Пуляркин, Л. В. Смирнягин). Важнейшие из отраслевых исследований: по географии промышленности (А. Е. Пробст, П. Н. Степанов, А. Т. Хрущёв, А. П. Горкин, В. Н. Горлов), сельского хозяйства (А. Н. Ракитников, В. Г. Крючков, Т. Г. Нефёдова), транспорта (И. В. Никольский, Л. И. Василевский, С. А. Тархов), географии населения и городов (С. А. Ковалёв, Г. М. Лаппо, В. В. Покшишевский, Е. Н. Перцик). Возрастающие масштабы потребления природных ресурсов обусловили развитие географического направления в ресурсопользовании как составной части природопользования.

Историей географии и исторической географии занимались И. П. Магидович, В. И. Магидович, И. М. Забелин, В. А. Есаков, Н. А. Гвоздецкий, Ю. Г. Саушкин, Н. Г. Фрадкин, А. Г. Исаченко, В. П. Максаковский, О. А. Александровская, В. С. Жекулин, В. К. Яцунский.

Важнейшие картографические произведения конца 20 века: атлас «Природа и ресурсы Земли» под руководством В. М. Котлякова, главный редактор А. А. Лютый (т. 1-2, 1998); Атлас снежно-ледовых ресурсов мира, главный редактор В. М. Котляков (1997); Экологический атлас России, главный редактор Н. С. Касимов (2002). Подведены итоги проведённых работ по глубокому бурению ледникового покрова в районе станции «Восток» в Антарктиде. Совместные российско-французские исследования (В. М. Котляков, К. Лориус) позволили по данным о содержании дейтерия во льду определить изменения изотопного состава атмосферного кислорода, экстрагированного из ледяного керна, и охарактеризовать изменения глобального климата за последние 420 тысяч лет. Буровая скважина близко подошла к подлёдному озеру Восток, теоретически предсказанному И. А. Зотиковым в 1960-е годы, косвенные сведения о котором были впервые получены А. П. Капицей в 1964 году при проведении сейсмического зондирования.

Зарубежная география 20 века. Специфика развития географии в 20 веке определялась в значительной степени традициями национальных школ, таких, как французская школа «географии человека» П. Видаль де ла Блаша с её устойчивой социальной направленностью; германская школа с традициями углублённого теоретического анализа, регионального планирования и геополитики; англо-американские и шведские школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Большое объединяющее влияние на развитие географии оказал хорологический подход А. Гетнера, получивший развитие в США в трудах Р. Хартшорна. На этой теоретической основе в 1-й половине 20 века в Великобритании, США, Австралии проведены работы по районированию, в том числе по оценке земель (А. Хербертсон, Д. Уиттлси, Д. Стемп, К. Кристиан).

Развивались традиционные направления - анализ факторов генезиса пространственной дифференциации и межкомпонентных взаимоотношений, разработка методов картографирования и районирования. Значительный вклад в исследование этих проблем в Германии внесли 3. Пассарге, Э. Банзе, А. Пенк, О. Шлютер, К. Тролль, Й. Шмитхюзен; в США - К. Зауэр, И. Боумен. Во Франции сформировалась школа региональной географии (П. Видаль де ла Блаш, А. Деман - жон, Э. де Мартонн, Ж. Божё-Гарнье; смотри География человека). Географический детерминизм, популярный в англоязычной географии начала 20 века, связывал исторические и экономические процессы непосредственно с природными условиями (Э. Семпл, Э. Хантингтон).

Под влиянием работ Ч. Дарвина в географию проникли идеи эволюции, прежде всего в геоморфологию (В. М. Дэвис). В биогеографии идея изменения во времени стала руководящей после работ Ф. Клементса. Сформировались школы исторической географии в США (К. Зауэр) и Великобритании (Х. Дерби). Политические события 1-й половины 20 века стимулировали развитие геополитических теорий, которые исходили из представлений о государстве как организме с необходимым ему жизненным пространством (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Маккиндер).

Во 2-й половине 20 века основные усилия географии были направлены на создание методологии пространственного анализа с применением математических методов и использованием аэрокосмической информации. Лидеры - англоамериканские географы, в основном социально-экономического направления (Ф. Шеффер, Б. Берри, В. Гаррисон, П. Хаггетт, В. Бунге, У. Изард). Многие видели в этом объединяющее начало частных отраслей физической и общественной географии. Пик «количественной революции» - 1950-е годы. Сложилась центральных мест теория В. Кристаллера и А. Лёша, позволившая объяснить иерархию и пространственное расположение поселений. В геоморфологии работы Р. Хортона и А. Стралера положили начало количественной морфологии речных бассейнов. Теория островной биогеографии объяснила количественные соотношения видового разнообразия живой природы, площади острова и его удалённости от материка (американские учёные Р. Мак-Артур, Э. Уилсон). Внедрялся системный подход, ставивший в центр внимания понятия обратных связей между компонентами геосистем, иерархии, саморегуляции, устойчивости (Р. Чорли, Б. Кеннеди, П. Хаггетт, Р. Беннет, Э. Нееф). Достижения «количественной революции» были применены при изучении процессов формирования рельефа, круговорота веществ в географической оболочке, изменений климата, движения ледников, преобразования ландшафтов человеком. В 1960-70-х годах чётко обозначилась экологизация географических исследований (Д. Стоддарт, А. Гоуди, Г. Хазе, И. Симмонс, Ф. Хэер). Вырос объём исследований по изучению природных катастроф, их социально-экономических последствий (Г. Уайт, Р. Чорли, Д. Паркер). В 1970-80-х годах на первый план выдвигается изучение проблемы иерархии природных процессов и пространственных объектов во времени. В рамках общественной географии получил развитие поведенческий подход, объясняющий связи между личным восприятием окружающего мира и пространственным поведением людей (Дж. Уолперт, К. Кокс, Р. Голледж). Формируется ландшафтная экология - отрасль науки, близкая к российскому ландшафтоведению. Осознание глобальных и региональных экологических проблем потребовало разработки концепций природопользования, охраны природы. Центры ландшафтно-экологических исследований сложились в Нидерландах (И. Зонненвельд, Р. Йонгман), Словакии (М. Ружичка, Л. Миклош), Великобритании (Р. Хейнес-Янг, Р. Бунс), Швеции (М. Изе), Дании (Е. Брандт), Франции (М. Гордон, А. Декам), США (Р. О’Нейл, Р. Форман, М. Тернер, Р. Гарднер, Д. Уинс), Израиле (3. Навех), Австралии (Р. Хобс), Норвегии (Г. Фрай), Польше (А. Рихлинг, Е. Солон, Л. Рыжковский), Германии (Х. Лазер, О. Бастиан). С 1982 года существует Международная ассоциация ландшафтной экологии, основное прикладное значение которой заключается в планировании землепользования, более широко - в ландшафтном планировании. С 1990-х годов популярны исследования по восприятию и эстетике ландшафта, особенно во Франции (Ж. Бертран, А. Декам).

Основные проблемы современной географии. Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет разные отрасли знания и методы исследования для решения важнейших проблем 21 века. В конце 20 века на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами преобладает над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация, наряду с позитивными тенденциями, увеличивает разрыв между «бедными» и «богатыми» странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Всё это ставит перед географией новые задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией. Экологизация и энвайроментализация - характерная черта географии начала 21 века. Глобализация и гуманизация географического, экономического и геополитического мышления отразились в постановке исследования по трём важнейшим направлениям: сохранению био-, этно- и ландшафтного разнообразия на нашей планете, антропогенным изменениям климата.

Научные организации и печать. В России географическими исследованиями, подготовкой специалистов-географов, изданием научных журналов, серийных трудов, монографий занимаются организации РАН: Географии институт, Институт географии СО (с 1959), Тихоокеанский институт географии ДВО (с 1971), Институт степи УрО (с 1996), Водных проблем институт, Институт водных и экологических проблем СО (с 1987), Институт водных и экологических проблем ДВО (с 1986); географические факультеты Московского, Санкт-Петербургского, Воронежского, Тверского, Тюменского и других университетов (всего свыше 30); географические факультеты педагогических университетов - Московского, Санкт-Петербургского и др. Различные сферы научной, образовательной и практической географической деятельности координирует Русское географическое общество с его региональными подразделениями. Ведущие научные географические журналы: «Известия Императорского Русского географического общества» (с 1865), «Известия РАН. Серия географическая» (с 1951), «Вестник Московского университета. Серия 5. География»; с 1946), «География и природные ресурсы» (с 1980), «Водные ресурсы» (с 1972) и др.

В зарубежных странах основными центрами географических исследований и подготовки географов выступают университеты. В ряде стран созданы географические институты в составе Академии наук. Географы большинства стран мира объединены в Международный географический союз, созывающий каждые четыре года международные географические конгрессы. Международная деятельность картографов направляется Международной картографической ассоциацией. В России международную деятельность географов координирует Национальный комитет российских географов.

Лит.: Гумбольдт А. Космос. М., 1866. Ч. 1; Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна. М.; Л., 1928; Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. Л.; М., 1930; Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. М., 1947-1952. Т. 1-2; Докучаев В. В. Соч. М.; Л., 1947-1953. Т. 1-7; Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959; Баранский Н. Н. Экономическая география. Экономическая картография. 2-е изд. М., 1960; Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды. М., 1966; Изард У. Методы регионального анализа. М., 1966; Бунге В. Теоретическая география. М., 1967; Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М., 1968; Исаченко А. Г. Развитие географических идей. М., 1971; он же. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., 1991; Модели в географии. М., 1971; Минц А. А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 1972; Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973; Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974; Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. М., 1975; Герасимов И. П. Новые пути в геоморфологии и палеогеографии. М., 1976; он же. Структура и динамика природы Земли. Избр. труды. М., 1993; Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосиб., 1978; География Мирового океана. Л., 1979-1987. [Вып. 1-7]; Жекулин В. С. Историческая география: предмет и методы. Л., 1982; Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983; Гляциологический словарь / Под редакцией В. М. Котлякова. Л., 1984; Маергойэ И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосиб., 1986; Джонстон Р. Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 г. М., 1987; Иваничка К. Социально-экономическая география. М., 1987; Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М., 1988; Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: История географических идей. М., 1988; Преображенский В. С., Александрова Т. Д., Куприянова Т. П. Основы ландшафтного анализа. М., 1988; Ретеюм А. Ю. Земные миры. М., 1988; Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990; Алексеев А. П., Ковалев С. А., Ткаченко А. А. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. Тверь, 1991; Рунова Т. Г., Волкова И. Н., Нефедова Т. Г. Территориальная организация природопользования. М., 1993; Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов н/Д., 1994; Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995; Русское географическое общество. 150 лет. М., 1995; Творцы отечественной науки. Географы / Отв. Редактор В. А. Есаков. М., 1996; Котляков В. М. Наука. Общество. Окружающая среда. М., 1997; он же. Избр. сочинения: В 6 кн. М., 2000-2004; Лаппо Г. М. География городов. М., 1997; Максаковский В. П. Историческая география мира. М., 1997; он же. Географическая культура. М., 1998; он же. Географическая картина мира: В 2 кн. 2-е изд. М., 2004; Боков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. СПб., 1998; Витвер И.А. Избр. труды. М., 1998; Машбиц Я. Г. Комплексное страноведение. М.; Смоленск, 1998; Липец Ю.Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. М., 1999; Проблемы теоретической геоморфологии / Ред. Г. С. Ананьев и др. М., 1999; Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. Смоленск, 1999; он же. Поляризованная биосфера. Смоленск, 2002; Туровский Р. Ф. Политическая география. Смоленск, 1999; География, общество, окружающая среда / Главный редактор Н. С. Касимов. М., 2000-2004. Т. 1-6; The dictionary of human geography / Ed. by R. J. Johnston, D. Gregory. 4th ed. Oxf., 2000; Перельман А. И., Касимов Н. С. Геохимия ландшафта. 3-е изд. М., 2000; Мироненко Н. С. Страноведение. М., 2001; Солнцев Н.А. Учение о ландшафте. Избр. труды. М., 2001; Берлянт А. М. Картография. М., 2002; Экономическая и социальная география России. М., 2002; Биогеография с основами экологии. 5-е изд. М., 2003; Экономическая география мирового развития: 20 век. СПб., 2003; Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. 6-е изд. М., 2004; Дьяконов К. Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза. М., 2005; Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология. М., 2005; Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. 2-е изд. М., 2005; Россия и ее регионы в 20 веке: Территория - Расселение - Миграции. М., 2005; Геннадиев А. Н., Глазовская М. А. География почв с основами почвоведения. М., 2005; Социально-экономическая география зарубежного мира. 3-е изд. М., 2005; Бусыгина И. М. Политическая регионалистика. М., 2006.

Поделиться