Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.
УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Тема:_ Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки» ________________
Класс:_____Школа:______
Учитель:_ _Мамченко Татьяна Евгеньевна
Дата проведения: «____»_____20___г.
Тип урока: открытия новых знаний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и его этической стороной. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: - Владение смысловым чтением. Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского. | Метапредметные:
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Анализировать объекты с целью выделения признаков;
Учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - и др.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии. Развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений; Ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи: - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: проектор, экран; доска; Зрительный ряд: иллюстрация Дидактический материал: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверьте вашу готовность к уроку. Какой у нас сейчас урок? Давайте проведем дыхательную гимнастику и подготовимся к чтению. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. | Занимают свои места, проверяют готовность к уроку. Проводят дыхательную гимнастику. | Предметные:
Метапредметные: Коммуникативные:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение темы урока. Целеполагание. (4 мин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите на доску, что на иллюстрации? Что делают герои иллюстрации? Обратите внимание на собак, что делают они? Попробуйте представить, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня читать? (Играющие собаки) А где мы можем проверить, так ли называется произведение? Какую цель мы можем поставить на урок? | Рассматривают иллюстрацию, называют изображенных героев и говорят, что делают герои на иллюстрации. Высказывают предположения о названии произведения на уроке. Работают с учебником. Выводят тему урока «Играющие собаки». | Метапредметные: Регулятивные
Познавательные:
Регулятивные:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация необходимых знаний (5 мин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте немного об авторе, потом я задам вопросы по моему рассказу. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Прожил недолго: умер в 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Где родился К.Д. Ушинский? В каком году? Сколько книг выпустил К.Д. Ушинский? Какие это были книги и для чего? | Слушают рассказ о К.Д. Ушинском. Отвечают на вопросы | Коммуникативные:
Познавательные:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Мотивация познавательной деятельности (1 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите на доску, там написаны какие-то слова. Как вы думаете, что это за слова? Что они обозначают? Что нам нужно сделать чтобы узнать что они обозначают и кому принадлежат? | Слайд со словами «Полкан», «Мопс», «Володя». | Личностные:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
5. Организация познавательной деятельности (10 мин). «Открытие» обучающимися нового знания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Читает скороговорку отстукивая ритм и увеличивая темп. Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой Какими были собаки? (большая и маленькая) Какие у них клички7 (Полкан, Мопс) | Слушают как учитель читает скороговорку. Вместе с учителем пальцами отстукивают ритм и читают. Читают отстукивая ритм без учителя. Во время всего чтения увеличивают темп. Трое хорошо читающих детей по порядку читают произведение. Отвечают на вопросы. | Предметные: - Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов. - Владение смысловым чтением. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. Организация самостоятельной практической деятельности (15 мин). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Сейчас первый ряд снова читает про себя первый абзац. А второй и третий – второй абзац. Ответьте на вопросы. 1 абзац: Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи) 2 абзац (2 ряд): - Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно) Что значит большая, как сказать по-другому? (взрослая) Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный) Что значит «благосклонно»? (относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу) 2 абзац (3 ряд): А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? (игривая, шаловливая, забавная, задиристая) Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия (подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал) Играли ли собаки? Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя») 3 абзац . Найдите, кого мог обижать Володя? (младших братьев и сестёр) Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына. Найдите главные слова. Прочитайте. (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых) - А только ли собак касаются эти главные слова? Люди должны запомнить их и следовать им? | Первый ряд анализирует первый абзац. Второй и третий – второй абзац. Анализируют третий абзац и находят главную мысль. Отвечают на вопросы. | Предметные: - Анализ произведения с этической точки зрения - Владение смысловым чтением. Метапредметные: Познавательные
Коммуникативные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
7. Диагностика достижения планируемых результатов (2 мин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
После текста вам предложены слова. Что они обозначают? Выберите те слова, которым Володе нужно поучиться у Полкана. | Выбирают в учебнике качества, которым Володе нужно поучиться у Полкана. | Познавательные:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы её? Как звали героев произведения? Какая главная мысль в произведении? Посмотрите на доску и дополните шаблоны. | Отвечают на вопросы. Строят рефлексивные предложения по шаблонам на доске. | Познавательные:
оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные:
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные:
оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные творческие задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите героев данного произведения? (Заяц и еж) Опишите зайца? (Беленький, гладенький) Опишите ежа? (Колючий, некрасивый) Что сказал заяц ежу? (Что его платье некрасивое и колючее) Прав ли он? Что ответил еж зайцу? (Что колючки спасают от зубов собаки и волка) Какая главная мысль в этом произведении? (Что не важен внешний вид, а важно внутренний мир)
Что сказал брат сестре? (Не трогать волчка) Что ответила сестра? (Не трогать кукол) Что сделали дети (Расселись по углам и заскучали) Почему детям стало скучно? (Вдвоём играть интереснее) Какая главная мысль? (Жить дружно и не ссориться) | Читают произведения и отвечают на вопросы учителя. | Предметные:
Метапредметные: Познавательные Слайд 2 «Играющие собаки» К.Д. Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 г.) «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Полкан Мопс Володя Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой. Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Не ладно скроен, да крепко сшит Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул. Вместе тесно, а врозь скучно. Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? Разработки уроков (конспекты уроков) Начальное общее образование Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС. Задачи урока
Виды деятельности
Ключевые понятия
Прочитай текст. конспект урока литературного чтения, 1класс
урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Работа с текстом до чтения 1.Антиципация (прогнозирование содержания)
Работа с текстом во время чтения
использованием приемов:»диалог чтение. 2. Обобщающая беседа
учащимися
текстом
после чтения
2. Прочитай текст. Играющие собаки. Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. (106 слов) 3. Запиши, почему автор назвал рассказ “Играющие собаки”. 4. Чему научил тебя этот рассказ? Нельзя обижать маленьких и слабых. 5. Выпиши из первого абзаца слова, состоящие из трёх слогов. Раздели слова чёрточками для переноса, поставь ударение. Во-лó-дя, ýли-цу, (на) сóл-ныш-ке, боль-шáя, со-бá-ка. 6. Оформи обложку книги. 7. Укажи количество букв и звуков в словах. кидаться – 8 б., 6 зв. 8. Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста. |