Первое поселение англичан на территории америки называлось. Виргиния

США. ИСТОРИЯ. ЭПОХА ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ
Англия заявила о своих правах на территории в Северной Америке еще в 1497, но лишь столетие спустя накопила достаточно материальных и людских ресурсов, чтобы основать постоянные поселения в Новом Свете. В течение 16 в. численность населения Англии и Уэльса почти удвоилась, так что колонизацию стали рассматривать как панацею от "перенаселенности" и средство избавления страны от "полчищ назойливых попрошаек". Но у поборников колонизации был и более действенный стимул - несметное количество золота и серебра, добытых Испанией в результате жесточайшей эксплуатации индейцев в Мексике и Перу. Наконец, растущая экономическая мощь Англии и увеличение массы инвестиционного капитала обеспечили финансовую основу колонизации. Первое поселение в Виргинии субсидировалось группой лондонских купцов. Колонизацию благословила англиканская церковь.
Английские колонии. Несмотря на тяготы жизни в Виргинии, сотне колонистов, направленных туда лондонскими купцами, удалось выжить. Их колония Джеймстаун стала первым постоянным английским поселением в Америке. Последующие попытки колонизации предпринимались как с религиозными, так и с коммерческими целями. Небольшой отряд "пилигримов" - пуританских сепаратистов, покинувших Англию из-за религиозных преследований, после непродолжительного пребывания в Нидерландах прибыл в 1620 в Плимут (Новая Англия). На прилегающей к побережью залива Массачусетс территории, в 47 км к северу от Плимута, в 1630 поселился более крупный отряд пуритан во главе с Джоном Уинтропом. Оба поселения объединились в 1691 и образовали колонию залива Массачусетс. В 1620-х годах новые поселения возникли также в Нью-Гэмпшире и Мэне (последнее стало частью Массачусетса в 1677 и его обычно не называют в числе первых 13 колоний). Еще одной колонией, возникшей как религиозная община, стал Мэриленд, где в 1634 на земле, дарованной семье английского католика Джорджа Калверта, лорда Балтимора, появилось поселение Сент-Мэри. В колонии обосновалось много католиков, и она славилась своей религиозной терпимостью до 1692, когда была провозглашена королевским владением под эгидой англиканской церкви. Род-Айленд и Коннектикут стали "отпрысками" колонии залива Массачусетс. В 1635 и 1636 массачусетские поселенцы основали города Уэтерсфилд, Уинсор и Хартфорд в долине р.Коннектикут. Одних сюда привлекли слухи о необычайно плодородных землях, другие, ведомые Томасом Хукером, оставили Массачусетс из-за разногласий с руководителями колонии. Все три города объединились в 1637, а спустя два года приняли хартию "Основные законы Коннектикута", установив свой собственный порядок правления. Карл II в 1662 даровал Коннектикуту хартию на самоопределение, одновременно присоединив к трем городам на р.Коннектикут поселения, основанные в Нью-Хейвене в 1638 Джоном Давенпортом и Теофилом Итоном. Когда пастора-диссидента Роджера Уильямса и его последователей изгнали из Массачусетса, они в 1636 основали поселение Провиденс. Вскоре возникли поселки Портсмут, Ньюпорт и Уоруик, а в 1644 Роджер Уильямс добился хартии, по которой все четыре поселения объединялись в единую колонию Род-Айленд. Прочие колонии даровались королем (прямо или косвенно) либо единоличному владельцу, либо группе владельцев. Так, Карл II в знак благодарности за поддержку во время гражданской войны в Англии даровал в 1663 восьмерым своим друзьям огромную территорию Каролины, впоследствии поделенную на Северную и Южную Каролину. В следующем году он подарил своему брату, герцогу Йоркскому, территорию, включавшую колонию Новые Нидерланды, которую голландцы начали заселять с 1624. Герцог Йоркский, в честь которого была переименована колония, отобрал у голландцев эти земли. В том же году он даровал часть земель Джорджу Картерету и Джони Беркли, которые стали владельцами колонии Нью-Джерси. В 1681 Карл II передал английскому квакеру Уильяму Пенну большую территорию к западу от р.Делавэр. В честь адмирала, отца Пенна, колония была названия Пенсильванией. Поселенцы из Германии и Голландии, а также с Британских островов охотно прибывали в Пенсильванию, отличавшуюся широкой веротерпимостью. Делавэр, где в 1638, прежде чем эта территория вошла в состав Новых Нидерландов, шведы основали Уилмингтон, в 1682 отошел к Уильяму Пенну. Впоследствии Делавэр стал отдельной колонией с собственной ассамблеей, хотя и продолжал оставаться собственностью Пенна и управлялся губернатором Пенсильвании. Последняя из 13 колоний, Джорджия, получила хартию в 1732 - ей суждено было стать военным форпостом против испанцев во Флориде, а также пристанищем бедняков и беглых должников. На следующий год Джеймс Оглторп привел в Джорджию первую группу поселенцев и заложил город Саванну.

Плантационное хозяйство. Экономическая система, возникшая в Виргинии после того, как угроза индейских набегов и голода была в основном разрешена, коренным образом отличалась от той, которую предполагали создать основатели этой колонии. Тут не было ни золота, ни оседлого индейского населения, которое можно было бы использовать как рабочую силу, и колонисты вынуждены были заняться обработкой земли и экспортом табака. Вскоре по берегам многочисленных рек Чесапикского региона возникли частные плантации. Реки использовались для перевозки грузов, однако разреженность поселений в этом районе сдерживала строительство городов, школ и церквей. Поначалу плантации обрабатывались силами самих плантаторов и их белых слуг-"контрактников" - молодых мужчин и женщин, которые оплачивали переезд в Америку тем, что давали обязательство в течение ряда лет работать на своих благодетелей. Начиная с 1619 в Виргинию стали завозить африканских невольников. Поначалу их положение ничем не отличалось от белых "контрактников". В 1640-е годы произошли коренные перемены: одних африканцев лишили привилегий, которыми пользовались белые работники, а других заставили пожизненно трудиться на плантациях. Расовая дискриминация получила юридическое оформление в 1660-х годах, а к концу столетия чернокожие мужчины и женщины и все их потомки были низведены до уровня рабов. В отличие от средневекового английского крепостного, прикрепленного к земле и имевшего некоторые традиционные права, черный раб был личной собственностью своего хозяина и лишен каких бы то ни было прав.
Пуританская община. В первых поселениях Новой Англии существовало большее равноправие. Пилигримы под водительством Уильяма Брэдфорда, высадившись в Плимуте, составили свод правил, известный как "Мейфлауэрское соглашение", в котором установили: "совместно образовать гражданскую политическую организацию... ради общего блага колонии, коей мы обещаем должное подчинение и послушание". Эти пилигримы были первыми из 20 тыс. пуритан, бежавших в Новую Англию от голода, кризиса ткацкого производства и религиозных притеснений. После прибытия в Бостон они расселялись по обширной территории, образуя небольшие обособленные поселения вокруг церквей. Там они вели в основном потребительское сельское хозяйство. Вся полнота власти в таких поселениях находилась в руках священников и руководителей общин, избиравшихся на длительные сроки. Все разногласия внутри общин обычно разрешались путем высылки недовольных. Так поступили с Томасом Хукером, Роджером Уильямсом и Энн Хатчинсон, которых вместе с их последователями выдворили за ересь из Массачусетской колонии. Впрочем, второе поколение поселенцев не унаследовало истовую религиозность отцов, и детей с 1662 принимали в родительскую церковь по "неполному договору", который давал лишь право принадлежать к лону церкви, но отказывал в причастии тем, кто не мог доказать факта личного обращения. Кроме того, оформилась и влиятельная прослойка купцов, что отчасти явилось реакцией пуританской общины на усердное следование "земному призванию". Амбициозные предприниматели, выросшие в атмосфере пуританской морали, захотели преодолеть религиозный запрет на стремление к богатству и достичь высокого положения в иерархии власти.
Взаимоотношения с метрополией. Третья угроза пуританской общине возникла в результате обширной имперской реформы. До гражданской войны, охватившей Англию 1640-х годах, жизнь в американских колониях регулировалась распоряжениями, эпизодически поступавшими из метрополии. Ситуация резко изменилась после казни Карла I в 1649 и начала войны на море с Голландией в 1652. Когда Мэриленд и Виргиния объявили о разрыве с Республикой Оливера Кромвеля, новое правительство направило в Америку своих эмиссаров. Мэриленд был временно выведен из-под власти своего владельца. Кроме того, с целью восстановления колониальной торговли, которая во время войны перешла под контроль голландцев, британский парламент в 1651 запретил иностранным кораблям совершать торговые рейсы в колонии в Северной Америке. После реставрации власти Стюартов в 1660 контроль над торговлей с колониями еще более усилился. Принятый в том же году закон о мореплавании ограничил доставку некоторых товаров, в частности табака и сахара, в британские порты. По торговому закону 1663, был запрещен прямой импорт европейских промышленных товаров в американские колонии. Спустя десять лет еще один закон ввел торговые пошлины на многие виды товаров, что потребовало учреждения колониальной таможенной службы. Одновременно с проведением торговой политики, направленной на создание централизованной и экономически самодостаточной империи, Карл II предпринял ряд действий, оказавших противоположный эффект. Сделав группу своих сторонников-аристократов абсолютными и полновластными владельцами огромной территории в Каролине, передав Нью-Йорк и Нью-Джерси своему брату и престолонаследнику, возвратив колонию Мэриленд семейству Калвертов и подарив большие земельные владения Уильяму Пенну, король тем самым раздробил единую систему управления колониями. Местные администрации во главе с королевскими губернаторами были созданы только в Виргинии и Вест-Индии, откуда в основном поставлялись колониальные товары. Карл II даровал королевскую хартию Род-Айленду и Коннектикуту, предоставив им почти полную автономию как самоуправляемым общинам. Он также позволил непокорному Массачусетсу сохранить свою либеральную хартию, пожалованную Карлом I в 1629. Либеральная система имперского контроля закончила свое существование с учреждением в 1675 торгового совета палаты лордов, который вскоре усмотрел необходимость введения прямого королевского правления. Обеспокоенный известиями о нелегальной торговле в Массачусетсе, торговый совет отверг притязания этой колонии на Нью-Гэмпшир, установив там в 1679 прямое королевское правление. Два года спустя в выданный Уильяму Пенну патент на землевладение было добавлено особое условие, по которому законодательные акты, принятые в Пенсильвании, подлежали утверждению Тайным советом. В 1684 торговый совет, выиграв тяжбу в суде лорда-канцлера, аннулировал хартию Массачусетса. В 1685, после восхождения на престол Якова II, торговый совет добился отмены других хартий в американских колониях и присоединил их к Массачусетсу и собственным владениям короля в Нью-Йорке, провозгласив их доминионом Новая Англия. В Бостон был направлен Эдмунд Андрос, первый королевский губернатор новой огромной колонии, а все ассамблеи там были упразднены.



Политическая система колоний. В 1619 в Виргинии впервые собралась палата горожан, но лишь через 20 лет Карл I признал законность этого органа. В Массачусетсе генеральный совет был создан еще в 1634, однако его деятельность вызвала резкое противодействие со стороны губернатора и чиновников. Нью-Йорк получил разрешение на собственную ассамблею в 1683, но уже через два года она была распущена. Даже в тех колониях, где ассамблеи продолжали функционировать, реальная власть принадлежала губернатору или коллегии назначенных им советников. Как и многие другие стороны колониальной жизни, эта олигархическая политическая система подвергалась суровым испытаниям на прочность в среде почувствовавшего свою силу второго поколения американцев, а также новой волны иммигрантов, прибывших после 1660. Рост численности населения и расширение границ колоний привели к конфликтам с индейскими племенами. В 1675 в Новой Англии вспыхнула кровопролитная война, т.н. война короля Филипа, а аналогичные вооруженные столкновения на границе Виргинии в следующем году и неспособность колониальных властей противостоять индейцам привели к восстанию под предводительством Натаниела Бэкона, одного из многих колонистов, недовольных политикой правящей элиты и авторитарным характером политической системы. Когда губернатор Виргинии Уильям Беркли отказался поддержать экспансионистскую земельную политику и отомстить индейцам, Бэкон по собственному почину организовал военный поход против них. Затем он возглавил новую ассамблею (избранную на первых за 15 лет выборах), которая распространила избирательное право на всех вольных поселенцев и более равномерно распределила бремя налогов среди населения. Когда между соперничавшими группами возникли вооруженные столкновения, губернатор был вынужден бежать из Джеймстауна. После смерти Бэкона мятеж быстро угас, но пример Виргинии был подхвачен Мэрилендом, где диссиденты-протестанты развернули наступление на систему авторитарной власти владельца колонии лорда Балтимора.



"Славная революция". Нестабильность политической системы в колониях зримо проявилась после свержения с трона Якова II в ходе "славной революции" 1688-1689. Когда весть о том, что по просьбе парламента на престол взошли Вильгельм и Мария, достигла Америки, в трех колониях вспыхнули волнения. В Мэриленде протестанты отметили возвращение на трон протестантской династии свержением землевладельца-католика и захватом власти. В ходе мятежа в Нью-Йорке и Бостоне были свергнуты высшие чиновники доминиона Новая Англия. Новый король узаконил итоги этих спонтанных выступлений и вернул Род-Айленду и Коннектикуту их прежние привилегии. В Нью-Йорк и Массачусетс были направлены королевские губернаторы, однако там были созваны и ассамблеи. На протяжении следующих семи десятилетий вследствие опасений парламента, не желавшего усиления власти короля, вмешательство в дела колоний ограничивалось сферой торговли и промышленности. Министерство торговли, учрежденное в 1696 Вильгельмом, не смогло убедить парламент ввести прямое королевское правление в колониях.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Английские переселенцы в Америке

Первым из англичан официальное разрешение на создание колониального поселения в Новом Свете получил сэр Хамфри Гилберт (ок. 1539–1583). Королева Елизавета I позволила ему начать колонизацию острова Ньюфаундленд. Однако снаряженная им в 1578 году экспедиция понесла жестокие потери от нападения испанских кораблей и была вынуждена вернуться в Англию, так и не достигнув своей цели. Вторая экспедиция Гилберта пустилась в путь в 1583 году. Добравшись до Ньюфаундленда, потенциальные колонисты решили, однако, что климат острова слишком суров, и многие члены экспедиции покинули Гилберта. В его распоряжении осталось только два небольших корабля - «Голден хинд» и «Сквирел». Вынужденный вернуться на родину, Гилберт погиб во время шторма на обратном пути в Европу.

Дело Гилберта продолжил его сводный брат Уолтер Роли (ок. 1552–1618), который организовал экспедицию, в 1585 году достигшую острова Роанок в нынешней Северной Каролине. При встрече с европейцами местные индейцы издали вопль «Уин–ган–да–коа!», выражая свое удивление необычным видом пришельцев, а англичане приняли это слово за название местности. По крайней мере, вернувшиеся в Англию капитаны Эмэдэс и Барлоу сообщили, что ими обнаружена страна Уингандакоа. Однако это странное название не прижилось, и первая английская колония в Америке была названа Виргинией в честь королевы Елизаветы, которая афишировала свое целомудрие («Виргиния» означает «девственная»). В том же году Роли направил в Виргинию еще семь кораблей с колонистами, занявшимися поисками золота, а в 1587 году к ним присоединилась еще одна группа переселенцев во главе с Джоном Уайтом. Его внучка стала первым английским ребенком, рожденным в Америке. Девочку назвали Виргинией в честь ее родины. Судьба первых поселенцев осталась неизвестной. В 1588–1604 годах связь с Америкой была прервана из–за войны, которую Англия вела с Испанией. Когда же после заключения мира Роли отправил два корабля к виргинцам, выяснилось, что колонисты бесследно исчезли.

Несмотря на неудачи Гилберта и Роли, в 1606 году лондонские купцы создали Виргинскую торговую компанию, испросив у короля Якова (Джеймса) I разрешение на основание новой колонии в Виргинии. 19 декабря 1606 года 120 колонистов на трех кораблях пустились в плавание через Атлантический океан. К маю 1607 года они нашли подходящее место для строительства поселка. В честь короля он был назван Джеймстауном, а река, возле устья которой он был расположен, получила имя Джеймс. Поселок был построен еще летом, но колонисты, не умевшие заниматься сельским хозяйством, оказались на грани голодной смерти. К октябрю из 120 прибывших в живых оставалось меньше половины. Положение спас назначенный управляющим колонией капитан Джон Смит (1580–1631). Однако эта история имела драматический пролог.

Отправившись на разведку в лес, Смит попал в плен к индейцам, предложившим ему жизнь в обмен на помощь в захвате Джеймстауна. Отважный капитан наотрез отказался стать предателем, и его приговорили к смерти. Когда над головой несчастного уже была занесена чудовищная деревянная дубина, которой ему намеревались проломить череп, Смита заслонила своим телом двенадцатилетняя дочь вождя Покахонтас (ок. 1595–1617). Благодаря заступничеству индейской девочки Смиту не только сохранили жизнь, но и подарили свободу. Несколько лет спустя подросшая Покахонтас была захвачена англичанами в качестве заложницы. Живя в Джеймстауне, она приняла христианство и вышла замуж за владельца табачной плантации Джона Рольфа. В 1616 году Рольф привез жену и маленького сына в Лондон, где индейская «принцесса», первая представительница своего народа, побывавшая в Англии, произвела настоящий фурор. Однако поездка в Старый Свет закончилась для Покахонтас трагически: год спустя, перед самым возвращением в Америку, она заразилась корью, смертельным для всех индейцев недугом.

День возвращения Смита, 8 января 1608 года, совпал с прибытием в Джеймстаун новой партии колонистов. Доставившие их суда привезли и продовольствие, однако его было катастрофически мало для увеличившегося населения поселка. Тогда Смит, захватив с собой бусинки, зеркальца и прочие неотразимые для сердца дикарей мелочи, вновь направился к индейцам и принудил их дать ему взамен изрядное количество зерна. Так, выдержка и мужество Смита спасли жизнь переселенцам и помогли им закрепиться на новом месте. Поэтому Смита и называют «отцом Виргинии». Смит вошел в историю Америки и как человек, давший части ее Атлантического побережья название Новая Англия. Это произошло в 1616 году. В настоящее время в этот район США входят штаты Массачусетс, Мэн, Вермонт, Нью–Хэмпшир, Род–Айленд и Коннектикут.

Важную роль в развитии колонии сыграл и Джон Рольф. Именно он занялся выращиванием табака и дал старт охватившей Виргинию табачной лихорадке. Уже в 1619 году у английских плантаторов появились чернокожие рабы. Табачное зелье завоевывало все большую популярность в Европе, и население колонии постепенно увеличивалось, несмотря на то что Яков I неодобрительно относился к табакокурению.

Второй английской колонией в Америке стал Мэриленд, получивший название в честь королевы Генриетты–Марии, супруги Карла I. Ее основателем стал Сесил Калверт, лорд Балтимор (1605–1675). Будучи католиком, он желал создать заокеанский приют для единоверцев, притесняемых в Англии протестантами. Первый отряд колонистов, прибывший в Америку в 1634 году, возглавляли братья лорда Балтимора - Леонард и Джордж. Переселенцам удалось избежать традиционных для колонистов трудностей. С самого начала по–доброму относившиеся к местным индейцам, они избежали кровопролитных сражений с аборигенами. Мэриленд, как и Виргиния, стал сельскохозяйственным краем. Собирая щедрые урожаи, мэрилендцы могли менять излишки зерна и овощей на засоленную виргинцами морскую рыбу. Однако экономическое процветание Мэриленда объясняется также и тем, что в 1649 году управляющий колонией провозгласил в ней принцип веротерпимости, возведенный в закон. Благодаря этому в колонию начался приток представителей других религиозных конфессий, не только из Англии, но и из Германии, Франции, Голландии и других стран.

Колонизация Северной Америки англичанами усилилась после английской буржуазной революции середины XVII века. В 1670 году была основана колония Каролины с главным поселением Чарльстон, названные в честь Карла (Чарлза) II. Каролины лежали к югу от Виргинии и граничили с Флоридой, принадлежавшей испанцам, которые тщетно пытались вытеснить новоявленных соседей–протестантов. Жители Каролин преуспели в разведении риса. Благодаря интенсивному ввозу рабов для обработки плантаций к 1710 году большую часть населения колонии составляли чернокожие. Б 1729 году Каролины разделились на Северную Каролину и Южную Каролину.

Крупнейшим американским поселением английских пуритан стал Плимут. Его основали так называемые отцы–пилигримы - группа английских пуритан, не желавших мириться с не очистившейся от элементов католического культа англиканской церковью. В 1608 году они переселились в Голландию, а 12 лет спустя приняли решение основать колонию в Америке. Руководствуясь картой, составленной Джоном Смитом, 21 декабря 1620 года они прибыли к месту, названному им Плимутом, - слишком поздно, чтобы успеть запастись продуктами на зиму. Однако плимутским колонистам повезло - они обнаружили опустошенную каким–то мором индейскую деревню и смогли продержаться за счет обнаруженных там припасов зерна. Затем переселенцы сумели завязать дружественные отношения с соседним индейским племенем. Выкурив трубку мира с вождем Массасуатом, отцы–пилигримы заручились поддержкой индейцев, к которым относились как к равным в соответствии с христианским заветом любви к ближнему. Плимутские индейцы были очень бедны и вели суровый образ жизни, однако они помогли европейцам освоиться на новом месте, научили их нехитрым, но очень полезным приемам земледелия. Собрав осенью 1621 года хороший урожай, пилигримы пригласили индейцев на праздничный пир, заложивший традицию отмечать один из наиболее ярких национальных праздников - День благодарения.

Английская колония залива Массачусетс была так–же основана пуританами в 1629 году. Ее управляющим стал известный лондонский юрист и землевладелец Джон Уинтроп (1588–1649), прибывший в Америку в июне 1630 года с большой группой единоверцев, среди которых было немало искусных ремесленников. Массачусетс с самого начала развивался успешно. Колонисты занимались не только земледелием, но также рыболовством, добычей пушнины. В новом процветающем поселении заработала и первая английская верфь в Америке. За десять лет существования колонии в нее прибыло около 20 тысяч пуритан, и вскоре по берегам залива Массачусетс выросло множество новых городков и поселков.

В отличие от жителей Старого Света, чья жизнь концентрировалась либо вокруг церкви, либо вокруг гостиной, центром жизни американского колониста была кухня, непременным атрибутом которой являлся сложенный из камней массивный очаг. Внутри его огромного, чуть ли не в человеческий рост, жерла размещались крюки, на которые подвешивались чайники и котелки - еду готовили на открытом огне. А сбоку от очага, внутри каменной стенки, устраивали духовки для выпечки изделий из теста, часто замешивавшегося из кукурузной Муки. В кухне готовили еду, занимались разнообразными делами по хозяйству, там же, под присмотром матерей, играли дети.

В 1635 году на карте Америки появилась колония Коннектикут, в 1636–м - Род–Айленд, а в 1638 году - Нью–Хейвен. В 1643 году произошло еще более важное событие - Массачусетс, Коннектикут, Нью–Хейвен и Плимут объединились, образовав Конфедерацию соединенных колоний Новой Англии, главная задача которой заключалась в защите поселенцев от индейцев. После смерти благосклонного к белым поселенцам вождя Массасуата (1660) его сын, прозванный европейцами «королем Филиппом», задумал воевать с колонистами, так как поселенцы давно нарушили установленный отцами–пилигримами характер отношений с коренным населением и не упускали возможности обмануть доверчивых индейцев. Кровопролитная «война короля Филиппа» бушевала на протяжении 1675–1676 годов, унеся несколько сотен жизней европейцев, однако закончилась она поражением индейцев. После победы, в 1684 году, Конфедерация Новой Англии распалась из–за соперничества между ее членами.

В 1681 году была основана квакерская колония Пенсильвания. Ее создателем был Уильям Пенн (1644–1718), сын английского адмирала, верного сторонника короля Карла II. В ранней молодости примкнувший к религиозной пуританской секте квакеров, Пенн был изгнан из дома, однако скончавшийся в 1670 году отец все же оставил ему богатое наследство. Кроме того, король задолжал семье Пеннов изрядную сумму, и у Уильяма хватило смелости напомнить ему о необходимости расплатиться. В счет долга Пенну были пожалованы земли в Америке, к северу от Мэриленда, которые были окрещены Пенсильванией, т. е. лесной страной Пена, самим Карлом II.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Переселенцы (Д. П. Каллистов) Деметрий сидел на камне у своего недостроенного дома. Настроение у него было скверное. Вот уже несколько дней бушевало море и с севера дул пронизывающий ветер. Небо обложено тучами, и вот-вот снова должен начаться дождь. Поношенный хитон и

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Английские праздники Вторая неделя февраля - Масленица (Shrovetide). Масленица по-английски продолжается три дня: воскресенье, понедельник, вторник. Из них собственно отмечается особым столом, как праздник, - только вторник.Масленичный вторник (Shrove tuesday). В этот день по

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Переселенцы из Поднебесной Империи Среди китайских золотоискателей, промышлявших в окрестностях Вивервила, были две воюющие между собой группировки. Причины возникшего между ними конфликта неизвестны, и никто не знает, к какому тайному обществу принадлежали участники

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Обширные малонаселенные пространства Северной Америки к концу XVI в. оставались еще не заняты Пиренейскими странами. Именно здесь, параллельно с поисками северо-западного прохода, англичане в конце 70-х - начале 80-х годов XVI в.

Из книги Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия автора Блэкмор Говард Л.

Из книги Кипчаки, огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Английские кипчаки И об англосаксонских походах старательно забыто.Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев… Мифы громоздились один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Слишком

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Даны. Переселенцы, не имевшие государства Сегодня «Дания» - это прежде всего название государства. У Дании, как и у других государств, есть свое прошлое, и его историю можно изложить.Сказанное не значит, однако, что слова «история Дании» относятся лишь к истории

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Переселенцы в ВКЛ Вопрос переселенцев разных народов на территорию ВКЛ требует более тщательного расмотрения. Поэтому воспользуемся для этого результами исследований белорусской ученой Квятковской А.В. и польского ученого Охманьского Е.Западнобалтское население

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Немцы-переселенцы В Берлине и его окрестностях в наши дни проживают около 300 тысяч человек, говорящих по-русски, из них 2/3 - в столице, среди которых 70–75 % составляют российские немцы-переселенцы (Aussiedler). Подавляющее большинство из них переехали в Германию после 1992 г. - их

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Переселенцы Прослышав о вольной жизни в Имамате, сюда хлынул поток крестьян из царских губерний и княжеств Северо-Западного Кавказа. Приходили семьями и целыми деревнями.Прежние хозяева пытались вернуть крестьян, но Шамиль им отказывал на том основании, что рабство

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Восточном Туркестане автора Берзин Александр

Когда первые европейцы высадились в Северной Америке, там жили сотни различных племен . У каждого племени были свои обычаи, свой язык и свой образ жизни. Племена, жившие на восточном побережье, куда пристали первые корабли европейцев, занимались сельским хозяйством, а также охотой и сбором дикорастущих съедобных растений и ягод. Они жили в небольших поселениях и выращивали зерновые культуры и некоторые овощи. Эта иллюстрация основана на зарисовках, сделанных с натуры некоторыми из первых европейских поселенцев. Для этих индейцев прибытие европейцев в начале XVII в. было сущим бедствием. Многие из них умерли, заразившись тяжелыми инфекционными болезнями, привезенными из Европы, другие были или убиты европейцами, или же изгнаны с их исконных территорий.

Поселение Джеймстаун

В 1607 г. группа англичан основала поселение под названием Джеймстаун в Вирджинии. На этом рисунке показан эпизод, в котором Почахонтас, дочь вождя местного племени, заступается за жизнь английского капитана Джона Смита. Другая группа английских переселенцев, получивших прозвание «отцы-пилигримы», прибыла в Северную Америку в 1620 г. на корабле «Мэйфлауэр» («Майский цветок»). Это были пуритане, которые покинули Англию ради свободы исповедовать свою веру. Местность, где поселились пуритане, назвали Новой Англией. Первая зима на новом месте оказалась для них очень тяжелой из-за холодов и трудностей, которые они испытывали добывая себе пропитание. Во многом они пережили эту первую зиму благодаря помощи местных индейцев. На следующий год, когда пуритане собрали свой первый на земле Америки урожай, они устроили большой праздник, чтобы отблагодарить Бога за спасение. Этот праздник, который так и называется - День Благодарения, отмечается в Америке до сих пор.

Тем временем в Америку продолжали прибывать европейцы со своими семьями и имуществом, чтобы поселиться на новом месте. Здесь показано, как разгружается приплывший из Европы корабль с переселенцами. Некоторые из них приехали сюда в поисках религиозной свободы, кое-кто покинул родину, спасаясь от преследований законы или других неприятностей, а кто-то совершил этот путь в надежде на приключения, удачу или на счастливый поворот в его жизни. Переселенцы основали на восточном побережье 13 поселений, каждое из которых имело собственные законы и свою систему управления.

Большинство колонистов занялись фермерством. Их жизнь была нелегкой, потому что приходилось не только расчищать заросшую лесом и выращивать урожай, но ещё и обороняться от враждебных им индейцев. На юге многие европейские колонисты стали выращивать табак. Спрос на него в Европе был настолько велик, что владельцы табачных плантаций, на которых работали привезенные из Африки рабы, быстро разбогатели. Торговля с Европой приносила новым американцам все больше денег, и часть их стали использовать для строительства городов. Это уголок города Бостона, каким он был в XVIII в. Некоторые из переселенцев занимались охотой - с ружьем или с помощью капкана. Их называли трэпперами, от слова «трэп» - «ловушка, капкан». Французские трэпперы обосновались вдоль берегов Миссисипи, пытаясь закрепить эти земли за Францией.

Краткая История Америки

Колониальный Период

Никогда еще небо и земля
не были в большем согласии,
создавая место для обитания человека.
Джон Смит,
основатель колонии Виргиния (1607)

В первые годы XVII в. началось великое переселение европейцев в Северную Америку. Слабый ручеек из нескольких сот английских колонистов за три с небольшим столетия превратился в полноводный поток миллионов иммигрантов. В силу разнообразных обстоятельств они уезжали создавать новую цивилизацию на слабо заселенном континенте.

Первые иммигранты из Англии, осевшие на земле теперешних Соединенных Штатов, пересекли Атлантический океан гораздо позже образования процветающих испанских колоний в Мексике, Вест-Индии и Южной Америке. Как и все, кто переселялся тогда в Новый Свет, они прибывали на небольших, переполненных судах. Путешествие занимало от 6 до 12 недель, пища была скудной, и многие переселенцы умирали от болезней. На корабли часто обрушивались бури и штормы, и люди гибли в море. Большинство европейских иммигрантов оставляло родину ради получения больших экономических возможностей, и зачастую это дополнялось стремлением к религиозной свободе или решимостью избавиться от политического гнета. В 1620-1635 гг. экономические потрясения охватили всю Англию. Множество людей лишилось работы, даже искусные ремесленники едва сводили концы с концами. Эти беды усугублялись неурожаями. Кроме того, развивавшееся в Англии сукноделие требовало увеличения поставок шерсти, и, чтобы не остановились ткацкие станки, овец начинали пасти на общинных землях, отобранных у крестьян.

На новой земле колонистам встречались прежде всего густые леса. Там жили индейские племена, многие из которых по понятным причинам враждовали с белыми пришельцами. Однако последние вряд ли смогли бы выжить, не будь дружественных индейцев, у которых они научились выращивать местные сорта овощей - тыкву, кабачки, бобы и кукурузу. Девственные леса, протянувшиеся почти на 2100 км вдоль восточного побережья Североамериканского континента, обеспечивали их в изобилии дичью и топливом. Они же давали материал для постройки домов, кораблей, изготовления домашней утвари, а также ценное сырье на экспорт.

Первым постоянным английским поселением в Америке был основанный в 1607 г. форт и поселок Джеймстаун в Виргинии. Эта местность вскоре стала процветающей благодаря выращиванию табака, который колонисты сбывали в Лондоне. К 1620 г., когда в Англии нашлись женщины, решившиеся выходить замуж и создавать семьи в Виргинии, вдоль реки Джеймс уже располагались крупные плантации, а число жителей увеличилось до 1 тыс. человек.

ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Хотя новый континент обладал громадными природными богатствами, торговля с Европой была жизненно необходимой, так как многие товары колонисты еще не могли производить сами. Береговая линия была удобной - на всем ее протяжении имелись бухты и гавани. Только на берегах Северной Каролины и южной части Нью-Джерси отсутствовали места для захода океанских кораблей.

Величественные реки - Кеннебек, Гудзон, Делавэр, Саскуэханна, Потомак и многие другие связывали прилегающие к побережью земли с колониальными портами. Но только река Св. Лаврентия, которой владели заселявшие Канаду французы, вела в глубь Американского континента. Густые леса и гряда Аппалачских гор затрудняли дальнейшее продвижение на запад. Одни лишь охотники и торговцы мехами проникали в эту глушь, и в течение целого столетия основная масса колонистов продолжала селиться у побережья.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства. Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом. Поселенцев нужно было перевезти по морю на расстояние почти в 5 тыс. км, снабдить предметами домашнего обихода, одеждой, семенами, орудиями труда, строительными материалами, скотом, оружием и боеприпасами. В отличие от той политики колонизации, что проводилась другими государствами и в другие времена, эмиграцией из Англии ведало не правительство, а частные лица, главным мотивом деятельности которых было получение прибыли.

Две колонии - Виргинию и Массачусетс - основали привилегированные компании. Их фонды, созданные вкладчиками, использовались для снабжения и перевозки колонистов. Прибывавшие в колонию Нью-Хайвен (впоследствии - часть Коннектикута) зажиточные иммигранты сами оплачивали проезд, содержали свои семьи и прислугу. Нью-Хэмпшир, Мэн, Мэриленд, Северная и Южная Каролина, Нью-Джерси и Пенсильвания первоначально принадлежали собственникам из английского дворянства (джентри), которые заселяли пожалованные им королем земли арендаторами и слугами.

Так, Карл I пожаловал Сесилу Калверту, лорду Балтимору, и его наследникам около 2,8 млн. гектаров земли, которые затем стали называться Мэрилендом. На землях, розданных Карлом II, сформировались обе Каролины и Пенсильвания. Фактически и собственники колоний, и привилегированные компании лишь пользовались землями короны, внося за них символическую плату. Так, лорд Балтимор ежегодно отсылал королю два наконечника от индейских стрел.

Тринадцатью колониями, которые стали Соединенными Штатами, являлись с севера на юг: Нью-Хэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия. Отдельно взятые колонии имели различное происхождение. Некоторые создавались выходцами из других поселений: так, например, Род-Айленд и Коннектикут были учреждены жителями Массачусетса - прародины всей Новой Англии. Джорджию основала группа лиц во главе с Джеймсом Эдвардом Оглторпом. Они задумали отправить в Америку должников из английских тюрем для создания пограничной колонии, которая преграждала бы путь испанцам на юге континента. Колония Новые Нидерланды, основанная в 1621 г. голландцами, в 1664 г. отошла к Англии и была переименована в Нью-Йорк.

В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Во время религиозных движений XVI-XVII вв. те, кто называл себя пуританами, пытались реформировать официальную английскую церковь. Они требовали заменить католические начала протестантскими, упростить вероучение, обряды и церковную службу. Их реформаторские идеи, подрывавшие единство церкви, грозили расколоть все общество и ослабить королевскую власть.

В годы правления Якова I небольшая группа сепаратистов - радикально настроенных сектантов, порвавших с официальной церковью, - отбыла в голландский город Лейден, где им было разрешено отправлять свои обряды. Впоследствии часть членов этой лейденской конгрегации - "пилигримы" - решила эмигрировать в Новый Свет, где и основала в 1620 г. колонию Плимут (в Массачусетсе).

Вскоре после восшествия на престол Карла I (1625) лидеры пуритан в Англии стали подвергаться, как они сами это расценили, все большим гонениям и преследованиям. Несколько священников, которых власти лишили права служить в церквах, присоединились к американским пилигримам вместе со своей паствой, причем в этой второй группе эмигрантов-пуритан было немало богатых и знатных людей. В 1630 г. они основали колонию Массачусетского залива, а к концу следующего десятилетия в Америке насчитывалось уже шесть пуританских колоний.

Не только пуритане становились колонистами по религиозным мотивам. Недовольство своей участью в Англии побудило Уильяма Пенна и его единомышленников - квакеров (1) учредить колонию Пенсильвания, где существовала веротерпимость. Опасение за судьбы английских католиков способствовало основанию лордом Балтимором Мэриленда. В Северной Каролине многие колонисты, религиозные диссиденты германского и ирландского происхождения, искали как религиозную свободу, так и экономические возможности.

Многие переселялись в Америку из политических соображений. В 1630-е годы деспотическое правление Карла I дало толчок миграции в Новый Свет. Затем революция в Англии и победа противников Карла I во главе с Оливером Кромвелем в 40-е годы вынудила многих кавалеров - "людей короля" - попытать счастья в Виргинии. Деспотизм мелких германских князей, особенно в вопросах веры, и многочисленные войны, которые шли в их владениях, способствовали усилению немецкой иммиграции в Америку в конце XVII и в XVIII в.

КОЛОНИСТЫ, РАБЫ И СЕРВЕНТЫ

Мужчины и женщины, даже не слишком заинтересованные в новой жизни на американской земле, нередко поддавались на уговоры вербовщиков. Уильям Пенн распространял в печати сведения о том, какие возможности и блага ожидают желающих переехать в Пенсильванию. Судей и тюремщиков подговаривали дать заключенным шанс перебраться в Америку вместо исполнения приговора. Лишь немногие колонисты могли отправиться за океан с семьями за свой счет, чтобы начать там новую жизнь. Капитаны кораблей получали большое вознаграждение за продажу контрактов по найму бедноты для работы в Америке. Чтобы взять на борт побольше пассажиров, они не гнушались ничем - от самых необыкновенных посулов и обещаний до похищения детей. В других случаях расходы по перевозке и содержанию переселенцев брали на себя агентства по колонизации, такие как Лондонская компания в Виргинии и Компания Массачусетского залива. В свою очередь, подписавшие контракт с компанией обязывались отработать на нее в качестве чернорабочего или законтрактованного слуги (сервента) определенный срок - как правило, от четырех до семи лет. По истечении срока сервентам полагалось получить "то, что причитается свободному человеку", иногда даже небольшой участок земли. Многие из тех, кто прибыл в Новый Свет на таких условиях, вскоре обнаруживали, что, оставаясь слугами или арендаторами, они не стали жить лучше, чем на родине.

Историки подсчитали, что примерно половина колонистов, живших к югу от Новой Англии, прибыла в Америку таким образом. Хотя большинство честно выполняло свои обязательства, некоторые бежали от хозяев. Многим беглым сервентам тем не менее удавалось получить землю и обзавестись фермой - в той колонии, где они поселились, или в соседних. Кабальная служба не считалась позорной, и семейства, начавшие свою жизнь в Америке с этого наполовину рабского положения, отнюдь не запятнали тем самым свою репутацию. Даже среди руководителей колоний встречались люди, бывшие в прошлом сервентами.

Существовало, однако, очень важное исключение из этого правила - африканская работорговля. Первых негров доставили в Виргинию в 1619 г., через 7 лет после основания Джеймстауна. Вначале многие черные поселенцы считались законтрактованными слугами, которые могут "заработать" себе свободу. Однако к 60-м годам XVII в., когда потребность в рабочих руках на плантациях увеличилась, начал укрепляться институт рабства. Негров стали привозить из Африки в кандалах - уже как пожизненных рабов.

СМЕШЕНИЕ КУЛЬТУР

Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. Многие покидали родину, чтобы избавиться от нищеты, порожденной гнетом властей и крупных лендлордов, владевших поместьями, в которых сами не проживали. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек. С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г. Еще до основания первого английского поселения в Виргинии в 1607 г. португальские и испанские иммигранты основали процветающие фермы и города в Центральной и Южной Америке. Их поселения доходили на севере до теперешних штатов Флорида и Нью-Мексико. Они печатали книги, открывали колледжи и церкви. К концу XVI в. в Новом Свете проживало более 150 тыс. выходцев из Испании. Испанское влияние оставалось важным и постоянным элементом североамериканской культуры и архитектуры. Развиваясь на протяжении нескольких столетий, оно, в свою очередь, впитало в себя элементы культуры индейских племен. Колонистам неанглийского происхождения большей частью удавалось адаптироваться к культуре первых поселенцев, но это не означало, что все они превращались в англичан. Колонисты перенимали английский язык, законы и обычаи, но в измененном, американизированном виде. В результате появилась уникальная культура - сплав английской и континентальной европейской, порождавшийся самой средой Нового Света.

Хотя колонисты и их семьи могли чувствовать себя примерно одинаково, переехав из Массачусетса в Виргинию или из Южной Каролины в Пенсильванию, отдельно взятые колонии заметно отличались друг от друга. Различия между региональными группами были еще более отчетливы.

Американские поселения группировались по географическим "секциям", в зависимости от природных условий. На юге с его теплым климатом и плодородной почвой складывалось в основном аграрное общество. В среднеатлантических колониях - Пенсильвании, Нью-Джерси, Делавэре и Нью-Йорке природа была более разнообразной - леса, долины, пригодные для сельского хозяйства, бухты, где выросли такие крупные портовые города, как Филадельфия и Нью-Йорк. Новая Англия на северо-востоке представляла собой второстепенную в сельскохозяйственном отношении местность: тощая, каменистая почва, гористый, неровный рельеф, короткое лето и долгая зима. Поэтому ее жители решали другие задачи - использовали силу воды и строили мельницы и лесопилки. Наличие строевого леса способствовало развитию судостроения, удобные бухты благоприятствовали торговле, а море служило источником обогащения. В Массачусетсе один только промысел трески сразу стал приносить высокие прибыли.

НОВАЯ АНГЛИЯ

Поселение у Массачусетского залива сыграло важную роль в религиозном развитии всей Новой Англии. Основавшие его 25 колонистов во главе с губернатором Джоном Уинтропом имели королевскую хартию и были полны решимости преуспеть. За первые десять лет существования колонии туда прибыло 65 пуританских священников, и вследствие религиозных убеждений лидеров колонистов и при их поддержке там укрепилась власть церкви. Формально церковники не обладали светской властью, но фактически они руководили колонией. За короткий срок сложилась система правления, теократическая и авторитарная одновременно. На собраниях колонисты могли обсуждать общественные дела, и население приобрело некоторые навыки самоуправления. Хотя поселки вырастали на основе церковных общин, особенности жизни в приграничной полосе вынуждали всех свободных жителей заниматься гражданскими делами. Но духовенство и консервативно настроенные прихожане пытались постоянно поддерживать в обществе религиозный конформизм, следили за нерушимостью церковных догматов.

Однако они не смогли одурманить всех граждан. Мятежно настроенный священник Роджер Уильямс поставил под сомнение право захвата земель индейцев и целесообразность соединения церкви с гражданской властью. Общее собрание (2) изгнало его из колонии за распространение "новых и опасных взглядов, направленных против всех представителей власти". Он нашел приют по соседству, у дружественных индейцев, где и создал поселение Род-Айленд на основе принципов веротерпимости и отделения церкви от государства.

Из Массачусетса уходили не только "еретики", подобные Уильямсу. Ортодоксальные пуритане также устремлялись на поиски лучших земель и больших возможностей. Фермеров, оказавшихся в трудном положении из-за плохой земли, привлекала плодородная долина реки Коннектикут. Многих желавших осесть на тучной, равнинной земле не пугала даже опасность нападения индейцев. Примечательно, что, учреждая выборные органы власти, переселенцы не ограничивали право голоса принадлежностью к определенной церковной общине. Часть жителей Массачусетса уходила на север, и вскоре те, кто искал свободу и землю, основали колонию Нью-Хэмпшир и поселения в Мэне.

Строя поселки и города вблизи морских бухт, жители Новой Англии приспосабливались к городской жизни. Многие занимались торговлей или другим прибыльным делом. Обзаводясь небольшими пригородными фермами, новоангличане совместно пользовались участками леса и пастбищами. Близость поселений друг к другу позволяла им открывать школы и церкви, иметь дома для собраний членов общины. Преодолевая одинаковые трудности, возделывая одну и ту же каменистую почву, промышляя нехитрым ремеслом, население Новой Англии приобретало качества самостоятельного, независимого народа.

Пока колония Массачусетского залива расширяла свое влияние в Новой Англии, сама она быстро развивалась и ее торговля росла. С середины XVII в. Бостон стал одним из крупнейших американских портов. Леса давали дуб для постройки кораблей, сосну для мачт, деготь и вар для смоления судов. Строя корабли и плавая на них по всему миру, судовладельцы Массачусетса заложили основу морской торговли, значение которой неуклонно росло. К концу колониального периода треть всех судов, ходивших под британским флагом, строилась в Америке. Излишек пищевых продуктов, строительных материалов и изделий из дерева шел на экспорт. Корабельщики Новой Англии вскоре обнаружили, что выгодными товарами являются также ром и рабы.

СРЕДНЕАТЛАНТИЧЕСКИЕ КОЛОНИИ

Во второй большой географической секции - среднеатлантических колониях - общество было гораздо более многоликим, космополитичным и веротерпимым, чем в Новой Англии. Пенсильвания и Делавэр обязаны своими успехами Уильяму Пенну, квакеру, задавшемуся целью привлечь поселенцев многих вероисповеданий и национальностей. Решив, что его колония должна показать пример справедливого и честного ведения дел с индейцами, Пенн заключил с ними договор, который неукоснительно соблюдался и обеспечивал мирные с ними отношения. Пенсильвания жила спокойной жизнью и быстро росла. В течение года после прибытия туда Пенна колонию пополнили 3 тыс. новых граждан. Ее столица Филадельфия - город с широкими тенистыми улицами, домами из камня и кирпича, с доками, в которых кипела работа. К концу колониального периода там проживало 30 тыс. человек, говоривших на разных языках, имевших разные профессии и вероисповедание. Одной из религиозных сект были квакеры, стоявшие за отделение церкви от государства, настроенные против ведения войн и принесения присяги. Благодаря их труду и предприимчивости этот город превратился в один из процветающих центров колониальной Америки.

Квакеры преобладали в Филадельфии, а в других частях колонии имелись и другие секты. Выходцы из Германии показали себя самыми искусными фермерами, знали они также ткацкое, сапожное, столярное и прочие ремесла. Через Пенсильванию прибывала в Новый Свет основная масса шотландских и ирландских иммигрантов. Сильные, энергичные и одновременно религиозные люди, они могли жить на самой границе поселений и выступали за представительную демократию и за народное образование. Шотландцы и ирландцы стали передовым отрядом новой цивилизации, продвигавшимся в глубь континента.

Столь же смешанным было население колонии Нью-Йорк, что как нельзя лучше демонстрирует многоязычие Америки. К 1646 г. вдоль реки Гудзон поселились голландцы, французы, датчане, норвежцы, шведы, англичане, шотландцы, ирландцы, немцы, поляки, выходцы из Богемии, Португалии, Италии. Но это только предшественники миллионов будущих иммигрантов.

Голландцы владели Новыми Нидерландами, впоследствии колонией Нью-Йорк, около 40 лет. Но они были оседлым народом, не склонным к миграции, да и переселение в колонии не давало им никаких политических или религиозных преимуществ. Кроме того, голландская Вест-Индская компания испытывала трудности в вопросах управления Новыми Нидерландами: недоставало опытны: чиновников. В 1664 г., по мере роста заинтересованности англичан в колониях, голландское поселение было ими захвачено. Однако социально-экономическое влияние голландцев надолго сохранилось там. Их дома с крутыми двускатными крышами стали неотъемлемой частью местного пейзажа, а присутствие их купцов и торговцев придавало портовому городу оживленный вид (3).

Благодаря голландцам в Нью-Йорке утвердился иной стиль жизни, чем в пуританском Бостоне, - праздничные дни отмечались увеселениями и свадьбами. Сохранились голландские обычаи навещать соседей под Новый год I праздновать приход св. Николая на Рождество.

Новый британский администратор Ричард Николс постепенно и настолько разумно перестраивал управление колонией, что заслужил уважение как голландских, так в английских поселенцев. Городские магистраты пользовались здесь той же самостоятельностью, что в Новой Англии, а через несколько лет и в Нью-Йорке местные голландские законы и обычаи стали уживаться с английской практикой. К 1696 г. в провинции Нью-Йорк проживало около 30 тыс. человек. В плодородных долинах рек Гудзон, Мохок и других процветало крупное землевладение. Имелись там и арендаторы, и мелкие самостоятельные фермы. На травяных холмистых равнинах пасли овец, лошадей и свиней, выращивали лен и табак, собирали огромные урожаи, особенно яблок. Экономическому развитию способствовала торговля мехами: их удобно было доставлять из города Олбани, расположенного севернее города Нью-Йорка, по реке Гудзон - весь путь занимал 232 км.

ЮЖНЫЕ КОЛОНИИ

Виргиния, Мэриленд, Северная и Южная Каролина, Джорджия сильно отличались от Новой Англии и среднеатлантических колоний своим преимущественно сельским характером. Первым сохранившимся английским поселением в Новом Свете был Джеймстаун (Виргиния). В конце декабря 1606 г. около ста человек при содействии Лондонской компании затеяли грандиозное предприятие, обещавшее большую прибыль. Среди колонистов выделялся капитан Джон Смит. Несмотря на все конфликты и ссоры между колонистами, их голодную жизнь и нападения индейцев, он успешно руководил маленькой колонией в первые годы ее существования.

Вначале колонисты прилагали максимум усилий для заготовки леса и других материалов для вывоза в Лондон на продажу. После нескольких неимоверно трудных лет в хозяйстве Виргинии наступил настоящий переворот. В 1612 г. найден способ обработки виргинского табака, сделавший его пригодным для европейцев. Первая его партия была доставлена в Лондон в 1614 г., и через десять лет табак стал главной доходной статьей Виргинии.

Однако культура табака после нескольких урожаев истощала почву, и плантаторы распахивали все новые участки земли. Поэтому они рассредоточивались, перемещаясь вверх и вниз по многочисленным рекам и не строя городов. Даже в столице - Джеймстауне было совсем мало домов. Хотя большая часть поселенцев, желавших разбогатеть, направлялась в Виргинию, благоприятные религиозные и экономические условия привлекали людей и в соседнюю колонию Мэриленд. Намереваясь превратить ее в убежище для католиков, лорд Балтимор и члены его семейства - Калверты - были одновременно заинтересованы в доходных имениях. Ради этого, а также чтобы не обострять отношений с правительством, они поощряли и протестантскую иммиграцию в свои владения. Калверты собирались преобразовать Мэриленд в традиционное аристократическое "поместье" и управлять им наподобие королей. Но в этом пограничном обществе не угасал дух сопротивления властям. Как и в других колониях, в Мэриленде невозможно было обуздать упорное стремление поселенцев к личной свободе, установленной английскими обычаями, и лишить граждан их естественного права на участие в управлении через выборы своих представителей в законодательную ассамблею.

К концу XVII - началу XVIII в. экономика и социальная структура Мэриленда походили на виргинские: обе - аграрные, с господствующими на побережье крупными плантаторами-рабовладельцами. Они сосредоточили в своих руках основной объем политической власти и лучшие земли, выстроили великолепные особняки, вели аристократический образ жизни, пользовались достижениями европейской культуры. Второе место в социально-экономической иерархии занимали фермеры, которые также заседали в ассамблеях и получали должности. Их нескрываемое свободолюбие было постоянным предупреждением плантаторской олигархии - не допускать чрезмерных посягательств на права свободных граждан. Наименее благополучную группу составляли мелкие фермеры, боровшиеся за существование в условиях конкуренции с плантаторами. Ни в Мэриленде, ни в Виргинии не сформировался значительный класс торговцев, так как плантаторы сами отправляли свой товар на лондонский рынок. Главным портом и коммерческим центром Юга являлся город Чарлстон в Южной Каролине. В этой колонии торговля стала основным источником богатства, и ее жители быстро научились совмещать сельское хозяйство с коммерцией. Леса также давали доход - древесина, вар и смола местной породы сосен оказались лучшим в мире материалом для постройки кораблей. В отличие от виргинцев жители Северной и Южной Каролины собирали более одного урожая в год. Они выращивали и экспортировали рис и индиго - растительный краситель для тканей синего цвета. К 1750 г. в обеих колониях проживало более 100 тыс. человек.

Для южных да и всех остальных колоний особое значение имело расширение внутренней территории. Жители первых поселений устремлялись туда ради большей свободы. Те, кто не сумел получить плодородную землю близ берега моря или чья земля истощилась, считали холмистую местность к западу от побережья самой благоприятной для колонизации, и в короткий срок там появилось множество процветающих ферм.

Проживая рядом с территорией, заселенной индейцами, превратив хижины в укрепления и полагаясь на свой острый глаз и верный мушкет, жители пограничных поселений становились в силу необходимости стойким и мужественным народом, не нуждавшимся в чьей-либо помощи. Они расчищали участки леса под пашню, выжигали кустарник и сеяли среди пней кукурузу и пшеницу.

ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

В колониальный период достаточно отчетливо просматривалась граница между первыми поселениями и удаленными от побережья внутренними районами. Жители последних активно участвовали в политических дебатах, бросая вызов всему косному и традиционному. Местные власти не могли воспрепятствовать прогрессивным переменам, так как каждый колонист имел возможность перебраться на новые, пограничные земли. Чтобы не допустить массового ухода населения, колониальной верхушке время от времени приходилось проводить либеральную политику - в том числе в религиозных делах, предоставлять колонистам землю на льготных условиях. Самоуспокоенность и пассивность были несвойственны обществу сильных и энергичных людей, которое складывалось в ходе расширения заселяемой территории. Продвижение к западу - от береговой равнины к предгорьям - явилось колоссальным вкладом в будущее Америки.

Не менее важное значение для будущего страны имело развитие образования и культуры, начавшееся в колониальный период. В 1636 г. в Массачусетсе был основан Гарвардский колледж, в Виргинии в конце XVII в. - колледж Уильяма и Мэри, а несколько лет спустя в Коннектикуте появилась университетская школа, впоследствии Йельский колледж. Но гораздо более примечательным фактом стала государственная система школьного образования. В 1647 г. в колонии Массачусетского залива было введено обязательное начальное обучение, и этому примеру вскоре последовали остальные колонии, за исключением Род-Айленда. Первые иммигранты Новой Англии привезли с собой книги и продолжали выписывать их из Лондона. Уже в 80-е годы XVII в. бостонские книготорговцы наживали большие деньги, продавая произведения античных классиков, труды по истории, политике, философии, естественным наукам, богословию, а также художественную литературу. В среднеатлантических колониях ситуация была неоднозначной. Слишком занятые обогащением, чтобы уделять внимание образованию, нью-йоркцы заметно отставали в этой области. Школы там были бедными, а королевские власти мало занимались их обеспечением. Лишь к середине XVIII в. открылись колледж колонии Нью-Джерси в Принстоне, "Кингз колледж" (ныне Колумбийский университет) в городе Нью-Йорке и "Куинз колледж" (будущий Университет Ратгерса) в Нью-Брансуике, Нью-Джерси. Самой активной в деле развития образования была колония Пенсильвания. В первой школе, открытой там в 1683 г., учили читать, писать и считать. Вскоре в каждой квакерской общине привилась традиция давать детям начальное образование. Более глубокие знания - классических языков, истории и литературы - можно было получить в квакерской школе "Общества друзей", которая до сих пор существует в Филадельфии под названием "Привилегированная школа Уильяма Пенна". Принимали туда и детей бедноты, но состоятельные родители должны были платить за обучение.

В многочисленных частных школах Филадельфии, не связанных с церковной общиной, учили иностранным языкам, математике и естественным наукам, а кроме того, имелись вечерние школы для взрослых. Уделялось внимание и образованию женщин: частные педагоги обучали дочерей зажиточных горожан французскому языку, музыке, танцам, рисованию, пению, грамматике, а иногда даже бухгалтерии. Своим интеллектуальным и культурным развитием Пенсильвания во многом обязана двум энергичным людям - Джеймсу Логану и Бенджамину Франклину. Логан занимал должность секретаря колонии, и именно в его замечательной библиотеке молодой Франклин нашел новейшие научные труды. В 1745 г. Логан выстроил для библиотеки специальное здание и подарил и то и другое городу. Франклин сделал еще больше для развития научной жизни Филадельфии. Он создал клуб, называвшийся "хунта", который стал зародышем Американского философского общества. Усилиями Франклина была основана академия, впоследствии преобразованная в Пенсильванский университет. Он же явился инициатором создания публичной библиотеки, собираемой по подписке, на основе пожертвований, которую назвал праматерью всех публичных библиотек в Северной Америке (4).

На Юге фермы и плантации так далеко отстояли друг от друга, что открывать там школы по образцу Новой Англии, где население жило компактно, было невозможно. Плантаторы и их ближайшие соседи либо нанимали домашних учителей, либо отправляли детей в английские учебные заведения. В результате сочинения греческих и латинских авторов, научные трактаты, книги по юриспруденции переходили из рук в руки, с одной плантации на другую. В Чарлстоне (Южная Каролина), где распространилось увлечение театром, музыкой и живописью, еще до 1700 г. открылась библиотека.

Тяга к знаниям проявилась не только в сформировавшихся и обустроенных центрах, но и на границе поселений. Шотландские и ирландские иммигранты ютились в примитивных хижинах, но тем не менее являлись убежденными сторонниками просвещения и старались заполучить в свою общину образованных священников. Книжная продукция выпускалась главным образом в Новой Англии. Самой распространенной была церковная литература, особенно тексты проповедей. Знаменитый пуританский священник Коттон Мэзер издал около 400 работ. Его главный труд "Великие деяния Христа в Америке" - живо и ярко написанная история Новой Англии. Но наибольшую популярность снискала пространная поэма преподобного Майкла Уиглсуорта "Второе пришествие", поражавшая читателя жуткими картинами Страшного суда.

Жители Кембриджа - поселка в окрестностях Бостона - гордились своим типографским прессом, и в 1704 г. в столице Массачусетса была выпущена первая колониальная газета. Вскоре появилось еще несколько газет, в том числе за пределами Новой Англии. Свобода печати подверглась первому испытанию в ходе судебного процесса над нью-йоркским издателем Иоганном Питером Зенгером, чья газета "Нью-Йорк уикли джорнал", основанная в 1733 г., стала рупором оппозиции местным властям. Она выходила в течение двух лет, после чего губернатор, не выдержав сатирических выпадов Зенгера, посадил его в тюрьму по обвинению в клевете. Но даже будучи в заключении, Зенгер продолжал руководить изданием газеты. Судебное разбирательство тянулось девять месяцев и вызвало громадный интерес во всех колониях. Зенгера защищал знаменитый адвокат Эндрю Гамильтон, который сумел доказать, что его разоблачительные статьи соответствуют действительности, то есть не являются клеветой. Суд присяжных оправдал Зенгера, и он был освобожден. Это знаменательное событие положило начало американской традиции свободы печати.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Поразительной чертой всех этапов колониальной истории было отсутствие жесткого контроля со стороны британских властей. Пока колонии формировались, они фактически были предоставлены самим себе. Британское правительство непосредственно не участвовало в их основании (за исключением Джорджии), и к политическому руководству колониями оно приступило постепенно и не сразу. То, что король передал акционерным компаниям и собственникам колоний свою прямую власть над поселениями в Новом Свете, не освобождало колонистов от управления ими извне. Согласно королевским хартиям, выданным Лондонской компании и Компании Массачусетского залива, они получали всю полноту власти, но предусматривалось, что находиться они будут в Англии. Тем самым ограничивались права жителей Америки - как если бы ими безраздельно правил король.

Исключительное право управления колониями извне пришлось в конце концов упразднить, и первый шаг к этому сделала сама Лондонская компания, разрешив виргинцам иметь своих представителей в местных органах власти. В 1618 г. компания дала указание назначенному ею губернатору разрешить свободному населению избирать уполномоченных, которые вместе с ним и с членами его совета будут принимать законы на благо колонии.

Последствия ощущались на протяжении всего колониального периода - были признаны права поселенцев на участие в управлении и другими колониями. Делая земельные пожалования, король в большинстве случаев стал предоставлять фрименам (5) право голоса при выработке местного законодательства. Так, в хартиях, данных лорду Балтимору в Мэриленде, Уильяму Пенну в Пенсильвании, собственникам Северной и Южной Каролины и Нью-Джерси, говорилось, что законодательство должно осуществляться там "с согласия фрименов".

Пункт о самоуправлении отсутствовал только в двух случаях: при пожаловании колонии Нью-Йорк брату Карла II герцогу Йоркскому (впоследствии - король Яков II) и при передаче Джорджии во владение группе "доверенных лиц". Однако и там верховенство собственников было непродолжительным, ибо колонисты так энергично добивались права на представительство, что британская администрация пошла на уступки.

На первых порах это право не имело большого значения. Но оно явилось шагом к установлению фактического полновластия самих колонистов - благодаря тому что избираемые ими ассамблеи взяли под контроль финансы. Без согласия ассамблей нельзя ни собирать налоги, ни расходовать бюджет - даже на выплату жалованья губернатору или другим назначаемым чиновникам. Если последние не подчинялись ассамблее, она не выделяла денег на жизненно важные цели. Имели место случаи, когда непокорные губернаторы не получали ничего или же им устанавливалось символическое жалованье в один пенс. Учитывая это, колониальная администрация старалась угождать волеизъявлению колонистов.

КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЛЕГИСЛАТУРЫ (6) И КОРОЛЕВСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ

В Новой Англии установилось, и надолго, еще более полное самоуправление, чем в остальных колониях. На борту корабля "Мэйфлауэр", который доставил их в Америку (1620), пилигримы приняли документ об устройств власти, известный как "Соглашение на "Мэйфлауэре". В нем говорилось, что они "соединяются в гражданское общество ради лучшего порядка и самосохранения... станут принимать, учреждать и оформлять такие справедливые и отвечающие данной цели законы, постановления конституционные положения и должности... которые будут считаться самыми удобными, подходящими и отвечающими общему благу колонии...". Хотя у пилигримов не было правовой основы для самоуправления, эту акцию никто не оспаривал. Придерживаясь данного соглашения, плимутские поселенцы многие годы вели дела без чьего-либо вмешательства извне.

Когда Компания Массачусетского залива, получив хартию на управление колонией, отправилась вместе группой переселенцев в Америку, вся полнота власти оказалась в руках колонистов. Основатели компании (около 12 человек) попытались было ввести свое, аристократическое правление, но рядовые колонисты вскоре потребовали равного права на участие в общественных делах, пригрозив уходом из колонии.

Руководству компании пришлось пойти на уступки, и власть отошла к выборным представителям. Другие колонии Новой Англии, Коннектикут и Род-Айленд, также ввели самоуправление - на том простом основании, что они недосягаемы для любого правительства и поэтому обязаны учредить собственную политическую систему подобную той, что уже была в Плимуте.

Самоуправление в этих колониях не осталось не замеченным британскими властями. В судебном порядке они аннулировали в 1684 г. хартию Массачусетса, после чего вся Новая Англия оказалась под прямой королевской властью в лице присланного из Лондона губернатора. Колонисты энергично сопротивлялись, и после революции 1688 г. в Англии, когда был низложен Яков II, они изгнали королевского губернатора. Род-Айленд и Коннектикут, в состав которого вошла колония Нью-Хейвен, смогли вернуть себе фактическую независимость, но Массачусетс вскоре вновь оказался под властью короля. Народ, однако, уже получил некоторую "долю" управления, которая постепенно росла, пока не стала доминирующей - благодаря контролю избираемых ассамблей над бюджетом.

Хотя Лондон требовал от губернаторов проводить политику, отвечающую британским интересам, а английский "Тайный совет" продолжал осуществлять свое право пересмотра колониального законодательства, колонистам удавалось обходить все эти ограничения. С 1651 г. британское правительство время от времени принимало постановления, регулирующие некоторые стороны экономической жизни колоний, что в большинстве случаев было выгодно только Англии, но колонисты просто игнорировали законы, наносившие им ущерб. Иногда британская администрация пыталась силой навязать их исполнение, но эти попытки быстро проваливались.

Относительная политическая самостоятельность колоний во многом объяснялась их удаленностью от Англии. Они все больше становились "американскими", а не "английскими". Эта тенденция усиливалась благодаря смешению различных национальных групп и культур - процессу, который все время шел в Америке. О том, как это происходило, каким образом закладывался фундамент новой нации, очень выразительно написал в 1782 г. французский агроном и путешественник Гектор Сен-Джон де Кревекер. "Что такое американец, каков этот новый человек? - спрашивал он в своем произведении "Письма американского фермера". - Он либо европеец, либо потомок европейца, и отсюда столь необычное смешение разных кровей, которого вы не найдете ни в одной стране... Я могу рассказать вам о семье, где дед - англичанин, бабка - голландка, их сын женат на француженке, а внуки женились на женщинах разных национальностей. Американец - это тот, кто, расставшись со всеми прежними привычками и представлениями, приобретает новые - благодаря новому укладу жизни, который его окружает, новой власти, которой он подчиняется, новому социальному положению, которое он занимает..."

(1) Члены религиозной христианской общины, основанной в середине XVII в. в Англии и называвшей себя "Общество друзей". Отвергали институт священников и церковные таинства, считая, что человек может непосредственно общаться с Богом. Проповедовали миротворчество, занимались благотворительностью, отвергали насилие.
(2) Орган самоуправления Массачусетса.
(3) При голландском правлении город назывался Новым Амстердамом, впоследствии переименован в Нью-Йорк.
(4) Будучи самоучкой, Франклин прославился во многих областях естественных и гуманитарных наук. Мировую известность приобрели его опыты с атмосферным электричеством и изобретение молниеотвода. Был избран почетным доктором крупнейших университетов и иностранным членом ряда академий и научных обществ Европы. В ноябре 1789 г. принят иностранным членом петербургской Академии наук.
(5) Свободные колонисты.
(6) Легислатура - выборный законодательный орган (англ.).

14 мая 1607 года, то есть 409 лет назад, три английских корабля — «Сьюзан Констант», «Годспит» и «Дискавери» — уткнулись в побережье американского континента. Под командованием капитана Кристофера Ньюпорта корабли, выйдя из устья Темзы, практически за полгода доплыли до «Вирджинии», как тогда называли весь североамериканский континент. На сушу спустились первые 104 переселенца, среди которых были как истинные джентльмены, так и обычные бедняки. Корабли отплыли обратно в Англию за продовольствием: чуть больше сотни человек остались одни в окружении незнакомой цивилизации. О городе, с которого начинается английская колонизация Америки, рассказывает «Дилетант».

Лондонская и Плимутская компании

Надо сказать, что экспедиция Ньюпора к побережью Северной Америки не была первой: до неё англичане дважды пытались укрепиться на американском побережье. Однако первых колонистов, достигших Америки в 1584 году, пришлось спасать Френсису Дрейку через три года после основания колонии: англичане не могли справиться с постоянными набегами индейцев. У второй партии колонистов судьба оказалась ещё трагичнее: приплывшие с провизией в 1588 году моряки нашли все постройки колонистов в целости, однако ни одного поселенца обнаружить так и не удалось. Их судьба неизвестна до сих пор.

Фрэнсис Дрейк

В начале XVII века король Яков I решил не брать на себя ответственность за следующие экспедиции, которые могли оказаться неудачными, и возложил обязанность покорения североамериканского континента на две частные компании — Лондонскую и Плимутскую. Официально эти компании должны были заниматься распространением христианства, однако их контракты также предусматривали возможность «искать и добывать золото, серебро и медь». 9 декабря 1606 года корабли Лондонской компании под командованием нанятого капитана Кристофера Ньюпорта вышли из Лондона и взяли курс на «Вирджинию».

Памятник Кристоферу Ньюпорту

Первый город в честь короля

Англичане высадились на территорию неизведанного континента 14 мая 1607 года. Первые потери колонисты уже понесли: за время долгого плавания несколько десятков людей умерло от голода и различных болезней. Высадившись на берег, целый месяц англичане занимались тем, что строили деревянный форт, который получил название в честь короля Якова I — Джеймстаун (английское произношение имени Яков).

Высадка колонистов в Америке

Джеймстаун, первый английский форт в Америке, раскинулся на болотистой местности, где людям очень сильно докучали москиты. Однако москиты были далеко не главной проблемой переселенцев: то и дело люди умирали из-за недоедания. Все дело в том, что молодых людей из числа переселенцев больше всего интересовала возможность найти золото, и куда как меньший интерес у них вызывало возведение зерновых культур. Настоящим спасителем для них был капитан Ньюпорт, поставлявший продовольствие из Англии.

Колонисты строят форт

В первые годы существования форта Джеймстаун, по оценкам историков, умирал чуть ли не каждый второй переселенец, однако с каждым годом всё новые и новые люди прибывали с британских островов. Иногда голод в поселении, по некоторым свидетельствам, достигал таких масштабов, что для выживания люди были вынуждены прибегнуть к каннибализму. Колонисты также часто болели дизентерией, малярией и пневмонией. Однако, несмотря на все эти трудности, Джеймстаун стал первым английским поселением, которое заложило начало колонизации Северной Америки.

Форт Джеймстаун

История из мультфильма

В Джеймстауне возникла довольно демократичная форма правления: поселенцами изначально управлял Совет из семи человек. Один из этих семи человек, а именно Джон Смит, в начале 1607 года ушёл на разведку и не вернулся в Джеймстаун. Смит был захвачен индейцами, которые привели его в лагерь вождя Союза алгонкинов Поухотана. Вождь индейцев решил, что чужака нужно убить ударом дубиной по голове, однако англичанина спасла дочь вождя, юная Покахонтас.

Покахонтас спасает Джона Смита

Позже Джон Смит напишет книгу о своих приключениях, которая лжет в основу известного мультфильма «Покахонтас». Спасшись от неминуемой гибели, Джон Смит смог найти общий язык с индейцами: в результате они не только торговали с колонистами, но и помогали им восстановить постройки после пожара. Джон Смит после этой истории стал единоличным руководителем форта Джеймстаун. Именно Джон Смит, как утверждают некоторые историки, побывав в Российском царстве, научил английских колонистов строить дома по образцу русских бревенчатых изб.

Джон Смит и Покахонтас в мультфильме

Голодное время

В истории Джеймстауна немало безрадостных моментов: одним из них стала зима 1609−1610 года, во время которой население форта уменьшилось почти в 10 раз — с 500 человек до 60. Причиной тому сал жуткая нехватка продовольствия в городе, так как поставки из Англии были нерегулярными. Следующие несколько лет хоть и не были настолько губительными для людей, но всё же вошли в историю Джеймстауна как «голодное время». Основная проблема была в том, что поселенцы Джеймстауна не приносили компаниям той выгоды, которую они ждали. Как выяснилось, найти золото и серебро на территории Северной Америки не так уж просто. Долгое время единственным товаром, которым мог торговать Джеймстаун, была корабельная древесина.

Джеймстаун в 1650-х годах

Однако в 1612 года один из поселенцев, фермер Джон Рольфу, скрестил разные сорта табака: выращиваемый индейцами и тот, что привёз с Бермудских островов. Выяснилось, что он не только отлично растёт на землях Вирджинии, но и отвечает вкусам самых искушенных в курении английских джентльменов. На долгие годы табак стал основой экономики Джеймстауна.

Рабочие собирают табак в Вирджинии

Для выращивания табака колонистам нужно было все больше земли, поэтому они постепенно вырубали леса и вытесняли оттуда индейцев. Естественно, это не могло пройти бесследно: вскоре начался очередной виток войн поселенцев с индейцами. 22 марта 1622 года индейцы напали на поселение колонистов, вырезав около 400 человек. Жертв могло быть гораздо больше, если бы один из индейских мальчиков не предупредил жителей о готовящемся нападении. В резне 1622 года погибло около трети населения Джеймстауна, однако форт смог отойти даже от таких потерь и прочно вписать своё название в историю покорения Америки.

Семья возле своего дома в Джеймстауне. 1690 год

Поделиться