Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие

Формулу "бытие определяет сознание" ввел в своих трудах Карл Маркс и она лежит в основе исторического материализма, который постулирует, что материя первична, а сознание вторично, то есть именно бытие лежит в основе сознания и формирует его.

Однако данная формулировка может иметь двоякое прочтение.

Кроме исходной трактовки, что бытие первично, а сознание вторично, возможна и строго противоположная, которая заключается в том, что бытие определяет(ся) сознанием, то есть сознание первично, а бытие вторично (по аналогии с фразой "короля играет свита").

Определение "бытие определяет сознание" является двусмысленным и его возможно читать с двух сторон, тем самым переворачивая смысл.

И это на самом деле не просто игра слов.


В двойственности данной фразы оказалось заложено глубокое значение.

Именно эта двойственность раскрывает суть исторического процесса гораздо полнее и точнее, нежели однобокая трактовка в рамках исторического материализма о безусловной первичности бытия.

В реальности имеют место оба процесса - и процесс, в котором бытие влияет на сознание и формирует его в соответствии с концепцией материализма, и строго обратный процесс, в ходе которого сознание влияет на бытие и формирует его.

Два этих процесса в ходе истории конкурируют друг с другом, сменяют друг друга и обуславливают друг друга.

Это легко увидеть в истории научно-технического прогресса последних столетий и следовавших за этим общественно-политических трансформаций.

Что стало причиной заката абсолютных монархий, причиной краха европейских империй и перехода к капитализму и буржуазной демократии?

Причиной стало изменение экономических отношений, вызванное научно-техническим прогрессом, появлением машин, механизацией и индустриализацией.

Аграрная экономика, при которой основным ресурсом была земля и трудившиеся на ней крестьяне, хорошо управлялась абсолютными монархиями, а нехитрый крестьянский быт сочетался с религиозным сознанием, в рамках которого абсолютная монархия была легитимной, признаваемой народом формой правления.

Индустриализация и появление машин, транспорта, средств механизации - привело к тому, что основным экономическим ресурсом начали становиться заводы и фабрики, машины. Соответственно управление экономикой начало переходить к владельцам заводов и фабрик, производителям машин. Возник капитал, который начал укрупняться, потому что рост заводов и фабрик приводил к увеличению объемов производства, удешевлению единицы продукции, росту прибыли и экономического влияния.

Индустриализация привела к качественным, структурным изменениям экономики, а экономика - это хозяйство, быт, бытие.

Вслед за изменением экономики, хозяйства, быта - начало меняться и сознание как общества в целом, так и элиты.

Промышленники, владельцы заводов (машин), капиталисты стали сильнее и влиятельнее прежней элиты - дворянства, помещиков, бояр и князей. Они осознали свое могущество и это позволило капиталистам приступить к диктовке своих условий, продвижению выгодных для них реформ.

Одновременно с этим появился класс рабочих, пролетариата - их быт уже принципиально отличался от быта крестьян. Рабочие стали жителями городов со всеми вытекающими из этого бытовыми отличиями. Уровень грамотности в среде рабочих с самого начала был выше, чем в среде крестьян и продолжал расти по мере усложнения производства и совершенствования машин. Рабочие начали читать газеты, стали социально-активными, создали профсоюзы.

Результатом стала череда буржуазных революций, падение абсолютных монархий (где-то полное, где-то с трансформацией в конституционные) и установление демократических режимов.

На всякий случай замечу, что в России первая (февральская) революция тоже была буржуазно-демократической. И партия большевиков тоже была демократической, только не либеральной, а социалистической. Большевики изначально были социал-демократами, их партия называлась РСДРП - российская социал-демократическая рабочая партия.

Трансформация абсолютных монархий в либерально-демократические и социал-демократические режимы стала результатом изменений в экономике и последовавших за этим изменений в сознании.

На данном этапе все получается в полном соответствии с концепцией исторического материализма и базовой трактовкой, которая заключается в том, что бытие (материя) первично, а сознание вторично.

Изменилось бытие - изменилось сознание.

Изменилась экономика (бытие) - изменилась система управления (сознание).

Откуда же тогда двойственность и возможность обратной трактовки, что сознание само может оказаться первично и определить бытие?

Обратная трактовка становится актуальна в связи с тем, что изобретения машин и создание промышленности - результат сознательной деятельности, результат работы ученых, изобретателей, инженеров, предпринимателей.

Научно-технический прогресс, который привел к качественным изменениям экономики, преобразовал хозяйство и привел к изменению быта (бытия) - это результат сознательной деятельности.

Поэтому получилось, что сознание ученых, изобретателей, инженеров и предпринимателей привело к изменению экономики, хозяйства, бытия, а эти изменения на следующем этапе привели к изменению сознания уже во всем обществе и далее к смене общественно-политического устройства.

Научно-технический прогресс двигало меньшинство, сознание которого оказалось выше текущего экономического уклада, выше текущего бытия. Меньшинство, которое не было удовлетворено окружающей действительностью, способами и средствами производства, технологическим уровнем. Меньшинство, которое в своем сознании устремилось вперед, возвысилось над существовавшим укладом, хозяйством, бытом, оказалось выше бытия и в результате изменило его.

И вслед за изменениями бытия, которые инициировало и начало воплощать меньшинство, потянулось остальное общество - большинство, чье сознание начало меняться уже вслед за реализуемым меньшинством изменением быта, образа жизни, экономического устройства, способов и средств производства и получаемых при этом продуктов.

Именно так идет реальный исторический процесс.

Сознание меньшинства меняет бытие большинства, вслед за которым меняется и сознание большинства.

После этого начинается следующий этап и так далее.

Оба этих процесса идут непрерывно - меньшинство, чье сознание оказывается выше текущего бытия (в широком смысле, разумеется) постоянно осуществляет попытки его изменить. Иногда этот процесс идет быстрее, иногда начинает буксовать, наталкиваясь на инертность большинства, устойчивость существующей власти и удовлетворенность общества текущим состоянием бытия.

Власть вообще никогда не хочет меняться, исключение могут составлять лишь отдельные представители. Большинство почти всегда инертно и его сознание, определенное текущим удовлетворяющим массы бытом, сопротивляется изменениям. Поэтому процесс идет нелинейно, неравномерно.

Изменения начинаются в результате того, что наработанные меньшинством технологии и научные открытия накапливаются и количество переходит в качество, научно-техническая революция приводит к коренной перестройке в экономике и революции в системе управления и государственного устройства.

Изменения могут начаться в результате кризиса управления, когда власть становится недееспособна, теряет способность управлять по-старому (старым бытием) и начинается ротация элиты, к власти приходит прогрессивно настроенное меньшинство.

Изменения могут начаться в результате того, что большинство перестает удовлетворять его бытие и эта неудовлетворенность становится определяющей для изменений как в массовом сознании, так и во власти.

Однако в любом случае изменения бытия осуществляет меньшинство, его сознание, его способности, научные открытия, технические новации, управленческие решения, технологии и новые модели устройства государства и общества.

Большинство может быть в большей или меньшей степени готово к изменениям - оно может тормозить эти изменения и сопротивляться им, либо наоборот с нетерпением ожидать и всячески приветствовать. Но конкретика изменений - это всегда продукт сознательной деятельности меньшинства, которое в силу своих знаний, способностей, опыта, наличия инструментария, координации действий - вырабатывает и принимает решения, создает технологии, делает открытия, внедряет разработки и обучает большинство их использованию, распространяет в обществе свои представления о новых способах ведения хозяйства, новых подходах к управлению - представления о новом бытие.

Бывает даже так, что процесс идет не по восходящей, а по нисходящей, вместо развития начинается деградация, возникает упадок, однако схема при этом все равно остается прежней и новое бытие формируется сознанием меньшинства, после чего уже меняется сознание большинства.

Примером нисходящего процесса является разрушение СССР.

Ликвидацию советской власти предопределила партэлита и антисоветские настроения, возникшие в кругах либеральной интеллигенции.

Начиная с 1953 года пошел процесс деградации партэлиты, сознание советского руководства начало упрощаться и постепенно стало крайне примитивным. На смену руководителям с высоким уровнем сознания начали приходить партийные болванчики, умеющие только механически повторять заученные лозунги, одобрять линию партии и правительства и награждать друг друга.

Хрущев, вне всякого сомнения, был очень идейным руководителем, однако он был плохо образован и его уровень сознания был значительно ниже уровня Сталина, что и предопределило начало кадровой деградации и принятия неверных управленческих решений.

Брежнев по уровню сознания оказался еще ниже Хрущева. Уровнем сознания Брежнева было коллекционирование автомобилей и наград. Если Хрущев при всех его недостатках был фанатиком космонавтики и ракетостроения, то есть в его сознании было место прогрессу - про Брежнева этого сказать уже нельзя, в его сознании места прогрессу уже не было, прогресс был выше его понимания. При Брежневе не было совершено ни одного значимого прорыва, который можно было бы сравнить с космонавтикой, индустриализацией или электрификацией. Наоборот, именно при Брежневе был уничтожен советский вычтех, на место которого пришло преступное клонирование западных разработок. При нем же начался экспорт газа "в обмен на трубы", который впоследствии превратился в экспорт газа "в обмен на шмотки".

Сознание всей партийной верхушки в 60-е и 70-е годы начало быстро упрощаться, деградировать.

Результатом стало появление "партийной буржуазии", возникновение партийной мафии, цеховиков. Партийная элита стала буржуазной, ее сознание упростилось до примитивного капиталистического уровня, свелось к накоплению капитала и приобретению предметов роскоши.

Именно это упрощение сознания партэлиты привело к тому, что советская экономика начала деградировать, упрощаться и в конце-концов была отдана на откуп кооператорам, после чего рухнула и оказалась пущена по рукам.

Яркой иллюстрацией этого процесса является преобразование министерства газовой промышленности в корпорацию Газпром, осуществленное - внимание - еще в 1990 году. Газпром был создан приказом совета министров СССР еще до ликвидации Союза и начала массовой приватизации!

Деградация сознания партэлиты, которое упало ниже, чем требовалось для сохранения и развития СССР, предопределило его разрушение и переход от советской экономики к капитализму в его самой дикой, примитивной, сырьевой форме.

По мере деградации партэлиты и понижения уровня ее сознания менялось и советское бытие - возникли такие явления как дефицит, блат, фарцовка, мафия, рэкет. И все это началось не в 80-е годы - это началось еще в 70-е, а первые проявления прослеживаются еще с 60-х.

Меняющееся бытие с ростом дефицита, распространением фарцовки, возвышением импортных товаров над советскими, возвышением кооператоров над работниками советских предприятий - породило изменения в массовом сознании.

Чем сильнее менялось бытие - тем сильнее менялось сознание.

Чем менее советским становилось бытие - тем менее советским становилось сознание.

К концу 80-х советское общество практически перестало быть советским, оно стало потребительским и в значительной степени антисоветским - именно это привело к тому, что на митинг в поддержку Ельцина в августе 1991 года собралось около миллиона человек, а митинга против Ельцина не было вообще.

Когда же окончательно разложившаяся партэлита, чье сознание стало целиком и полностью буржуазным, капиталистическим и либерально-демократическим ликвидировала СССР и запустила процесс варварской приватизации (то есть перевела страну к капитализму в его самой примитивной форме) - бытие в стране окончательно изменилось и привело к тому, что сознание большинства стало таким же примитивным, как новое бытие и как сознание деградировавшей партэлиты, его породившей.

Это является иллюстрацией того, что процесс "сознание - бытие - сознание" может идти как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Меньшинство, составляющее элиту общества, может тянуть общество как вверх, так и вниз, в зависимости от того, как меняется сознание этого самого меньшинства.

Так и работает принцип "бытие определяет сознание" на практике.

Сознание прогрессирующего (или наоборот регрессирующего) меньшинства, входящего в элиту, оказывает влияние на бытие и приводит к его изменению, после чего новое бытие определяет новое сознание большинства.

Меньшинство, составляющее элиту общества, постоянно подтягивает к себе большинство через влияние на его бытие.

При этом в основе сознания меньшинства, его прогресса или регресса - тоже лежит бытие, неудовлетворенность его текущим состоянием, либо неспособность одних управлять по-старому (в рамках старого бытия) и стремление других управлять по-новому.

Процесс "бытие - сознание - бытие - сознание - бытие" является бесконечным, при этом может идти сразу несколько параллельных процессов изменения сознания и бытия, они могут накладываться друг на друга, между ними возникают противоречия, старое бытие вступает в конфликт с новым сознанием, а новое бытие со старым сознанием, власть не желает меняться, массы обладают инертностью мышления, прогрессивное меньшинство наоборот забегает вперед, причем иногда далеко вперед...

И в этом многообразии процессов взаимного влияния сознания и бытия уже невозможно однозначно определить, что первично, а что вторично.

Спор о первичности и вторичности бытия и сознания сродни спору о том, что было раньше - яйцо или курица.

Да и важно ли, что было раньше?

В данный момент процессы влияния сознания на бытие и наоборот идут параллельно и одновременно - вот, что действительно важно.

Оба процесса имеют место и оба влияния осуществимы - как бытия на сознание, так и сознания на бытие.

Поэтому формулу "бытие определяет сознание" не только можно, но и нужно читать двояко, в обе стороны. И в этом ее гениальность, выходящая за первоначальные рамки исторического материализма.

Отправной пункт действительного понимания в противоположность философскому (иллюзорному и спекулятивному) - деятельная жизнь людей, взятых в исторически конкретных условиях своего существования.

Мы остановимся на одном из центральных моментов материалистического понимания истории - трактовке бытийной обусловленности сознания.

Формула Маркса - сознание не может быть ничем иным как осознанным бытием - предполагает ряд уточнений. Для Маркса бытие в первую очередь не открытый человеку мир, который он созерцает и осмысливает.

Это - деятельное бытие самого человека, которое в качестве жизненной целостности навязывает человеку соответствующие формы сознания.

Внешнее бытие, бытие существующее вне и независимо от самого человека осознается, осмысливается, подвергается теоретизации именно в этих общественно обусловленных формах сознания и мысли. Они могут быть уподоблены кантовским априорным формам рассудка, с тем, правда, принципиальным отличием, что представляют собой исторически и социально обусловленные, а потому временные, преходящие, трансформирующиеся в иные формы сознания и мысли.

Отличая себя от представителей предшествующего материализма, в том числе от Фейербаха, он указывал, что для него "предмет, действительность, чувственность" должны быть взяты как "человеческая чувственная деятельность, как практика", "субъективно". Эта субъективность, вопреки употреблению этого слова в обычном смысле, указывает не на зависимость сознания от его конкретного индивидуального носителя и свидетельствует не о капризности или произволе восприятия реальности той или иной личностью, но лишь об этой исторической и социальной обусловленности сознания формами деятельного бытия человека, исторически определенных форм его практической деятельности.

Маркс обозначал эти формы как "общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы". Вне этих форм не может сколько-нибудь успешно протекать сама практическая деятельность. Рожденные ею, они и призваны ее обслуживать, обеспечивая ее реализацию. Их ограниченность свидетельствует и об ограниченности и несовершенстве соответствующих форм практической жизнедеятельности, возможностей деятельного бытия человека, и наоборот.

Несовершенство исторически данных типов ума, чарующая наивность или шокирующая примитивность человеческих представлений о мире и о самих себе находят свое естественное объяснение в уровне развития этой практики, степени ее неразвитости, бедности возможностей и т.п. Само пространство познания, основные координаты картины мира и бытия задаются, согласно его воззрению, исторически обусловленными фазами развития практически-деятельного бытия человека. Ключ к тайнам человеческого познания и психологии, росту их сложности и умножению возможностей следует искать именно в этом источнике.

Совокупность ключевых понятий, в которых Маркс резюмировал существо своих воззрений на развитие общества было дано им в предисловии к первому его значительному труду по политической экономии "К критике политической экономии" (1859).

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание".

Согласно концепции Маркса, развитие производительных сил приводит со временем к их противоречию с существующими производственными отношениями, юридическим выражением которых являются определенные отношения собственности. Последние превращаются из форм развития производительных сил в их оковы. "Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".

По Марксу, "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне старого общества. Поэтому человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления".

В качестве основных способов производства Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства, рассматривая их "как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения, это - последняя антагонистическая форма общественного процесса производства, антагонистическая не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Этой общественной формацией завершается поэтому предыстория человеческого общества".

Разумеется, приведенная характеристика дает самое общее и принципиальное представление о том инструментарии, который был использован Марксом в его социально-экономическом анализе, и опускает целый ряд понятий и концепций, развитых им специально. Многое из этого инструментария в том или ином виде было воспринято и ассимилировано в последующем развитии социальных наук. Вместе с тем, необходимо отметить, что экономический редукционизм Маркса, его идея, согласно которой все многообразие форм социальной жизнедеятельности, включая сюда сознание, различные виды духовной деятельности, могут быть выведены из экономического базиса, не выдержала испытания временем. Еще при жизни Маркс и Энгельс смягчили это требование указанием, что такое выведение (или сведение) может быть осуществлено лишь "в конечном счете" в силу значительного числа посредующих звеньев, связывающих базис и надстройку общества. Однако такого рода оговорки, а также признание "обратного действия" надстройки на базис свидетельствовали скорее о желании дистанцироваться от примитивно-прямолинейного применения их идей, но никоим образом не ставили под сомнение принципиальную разрешимость подобной задачи. Вся серьезность попыток К. Маркса и Ф. Энгельса истолковать отношение материальных и "идеальных" компонентов социума посредством словаря причинных зависимостей говорила о неосознанной зависимости от тех способов мышления, критике которых они сами посвятили так много сил. Позднейшие попытки истолковать трактовку Марксом этих связей в свете более изощренных способов анализа, приобретенных развитием философии и науки в XX веке, делает честь скорее этим интерпретаторам, но вряд ли может быть оправдано в качестве описания того, что было сделано самим Марксом. Материалистическое понимание истории при всей своей привлекательности не стало тем новым способом, который позволил бы реализовать провозглашенную Марксом декларацию: понимать вещи такими, каковы они в действительности.

Мысли определяют здоровье.

Наше тело внутренне связано с нашим разумом, точнее, тело является отражением нашего разума; это грубая видимая форма лёгкого невидимого разума. Если у вас болят зубы, ухо, или живот, ваш разума сразу же откликается на эту боль. Он перестаёт думать правильно, он волнуется, нарушается и возмущается. Если ваш разум находится в депрессии, тело также не может функционировать должным образом. Болезни, которые причиняют вред нашему телу, называются вторичными; тогда как желания, которые причиняют вред нашему разуму, называются психическими или первичными болезнями. Наше психическое здоровье является более важным, чем физическое. Если разум здоров, тело обязательно будет здоровым. Если разум чист, и чисты помыслы, вы освобождаетесь от всех болезней, первичных и вторичных.

Мысли развивают личность.

Возвышенные мысли возвышают разум и расширяют сердце; неблагородные мысли возбуждают разум и отвечают ощущениями болезненными и тёмными. Тот, кто хоть немного контролирует свои мысли, имеет спокойную речь, нежный голос, самообладание, красивое, очаровательное лицо, а глаза становятся сверкающими и блестящими. С помощью своих мыслей мы можем внушить и сформировать уверенность в себе, хорошую самооценку, и практически любую другую характеристику свойственную сильной личности. Изменение образа мышления может способствовать созданию и устранению привычек, убеждений и способностей.

Мысли изменяют судьбу.

Человек сеет мысли и пожинает действия. Сея действия, он пожинает привычку. Сея привычку, он пожинает характер. Сея характер, он пожинает судьбу. Человек создаёт свою собственную судьбу с помощью своих мыслей и действий. Он может изменить судьбу. Он творец своей собственной судьбы. И в этом нет сомнений. Правильным мышлением и решительным усилием, он может стать мастером своей судьбы.

Невежды твердят о карме и неизбежности судьбы. Это фатализм, а он ведёт к инерции, застою и нищете. Это идеальный вариант непонимания законов Кармы. Это ошибочное рассуждение, вопрос о котором не будет рассматривать умный человек. Вы создаёте свою судьбу изнутри, своими мыслями и действиями.

Мысли вызывают физиологические нарушения.

Любое изменение в мышлении создаёт вибрации в ментальном теле, далее воздействуя на физическое тело, вызывая мозговую активность. Эта активность в нервных клетках вызывает множество электрохимических изменений. Интенсивные чувства, такие как страсть, ненависть, горькую зависть, беспокойство, приступы вспыльчивости фактически уничтожают клетки организма и вызывают болезни сердца, печени, почек, селезёнки и желудка.

Каждая мысль, эмоция или слово производит сильные колебания в каждой клетке организма и оставляет там сильное впечатление. Если вы знаете способ привлечения противоположных мыслей, то вы можете вести счастливую гармоничную жизнь с миром и силой. Мысли любви сразу же нейтрализуют мысли ненависти. Мысли мужества служат мощнейшим противоядием от мыслей страха. Мысли оказывают сильнейшее влияние на ваше тело. Печаль и радость, уверенность и зажатость сразу же отражаются на вашем теле.

Каждая клетка организма страдает или растёт, получает импульс жизни или импульс смерти, каждая мысль, которая входит в ваш разум, как правило, превращается в образ того, о чём вы думаете большую часть времени. Когда разум обращается к определённой мысли и останавливается на ней, создаются определённые вибрации материи, и чем чаще создаётся эта вибрация, тем вероятней её повторение и создание привычки. Тело следует за разумом и имитирует его изменения. Если вы сосредотачиваетесь, ваши глаза фиксируются.

Мысли создают среду.

Часто говорят, что личность человека зависит от окружения. Но, на самом деле, это не соответствует действительности. Факты свидетельствуют об обратном. Многие из величайших людей в мире, родились в нищете и неблагоприятных условиях, рождённые в трущобах и грязных условиях они получили самый высокий статус в мире.

Помните, что в вашей слабости заключена сила. Нищета имеет свои достоинства, она внушает смирение, силу и выносливость, тогда как роскошь создаёт лень, гордость, слабость и всякого рода дурные привычки. Не сетуйте на плохую среду. Создайте свой собственный внутренний мир и окружающую среду. Человек, который пытается развиваться и расти в неблагоприятных окружающих условиях на самом деле очень сильный человек. Ничто не может поколебать его. У него сильные нервы. Человек не зависит от среды и обстоятельств. Он может контролировать и изменять их по своим способностям, характеру, мыслям и добрым делам.

Он от имени марксизма (а как иначе?) заявляет в самой грубой форме, не терпящей возражений, что библейское «в начале было слово» и марксисткий материализм вещи фундаментально не совместные. Что я, такой-сякой невежда, не могу соединять: "Идея, овладевшая массами, становится материальной силой" и «В начале было слово». Это, мол, нелепо и абсурдно. Вслед за сим идет неслабое утверждение, которое, как видно, порождено глубочайшим пониманием марксизма, о том, что все идеи есть лишь отражения материальной действительности, и эта хрень есть материализм Маркса, который заключается в первичности бытия перед сознанием, читай знаменитое бытие определяет сознание.

Фридрих Энгельс


Ну вот, как я и говорил выше, тут соединяется убийство идеи с приклеиванием Марксу того, что бытие определяет сознание, причем бытие мыслится как материя, из которой извлекаются отражения (а не идеи!). Итак, сознание - это лишь отражатель материального. Как человек может осуществлять такую вещь как труд, не ясно… Главное, что в этом комментарии есть, это ликвидационная формула – «Бытие определяет сознание – сказал Маркс, а идея - это отражение бытия в сознании» Этого достаточно, что бы все умерло, причем не только коммунизм. Вместо идеи представление, вместо бытия определенно понятая материя. (Что такое еще и «бытие», я тут разъяснять не имею возможности) Вся эта хрень есть великое открытие Маркса. А кто этого не знает, тот… во времена СССР подвергнется той или иной форме репрессий, а сейчас… просто поруганию со стороны оставшихся псевдомарксистов.

Думаю, что правомочность связи (или как минимум не полная бредовость такой возможности) между идеей, овладевающей массами, и высказыванием «в начале было слово» понятна. Принцип один и тот же. Есть Бог (Логос), посылающий в материю (архэ) идею, из которой рождается древо жизни. Или же есть партия, посылающая в народ идею и порождающая государство. Параллель ясная. Кстати, Маркс видел партию именно в такой роли, а Ленин эту роль еще более усилил. С этим разобрались.

С тем, что идея не есть отражение действительности, мы-то же разобрались. Обратим внимание, что отражения действительности не могут овладевать массами… Чтобы овладеть массами, нужна страсть. Чувство, любовь. Представление в отличие от идеи напрочь лишено этих качеств. Если вы даже сможете транслировать в голову масс представление о чем-либо, они просто зевнут и спросят: ну и что? «Да, мы видим - мы угнетаемый класс, а есть класс буржуазии, то-се… Ну и что?» Да хоть все собрание сочинений Маркса им в голову загрузи, если это собрание будет только представлением, они скажут: Ну и что? Скажут они так потому, что это как наука (а марксисты в СССР очень хотели быть именно научными) - наука не объясняет зачем, она объясняет бессмысленное, которому нужно еще придать смысл. Налево пойдешь - коня потеряешь, направо - голову сложишь… Да я понял, ну и что? Эту картинку дает наука, а что с этой картинкой делать, решает субъект. Субъект знает ответ на вопрос «зачем» и, исходя из этого ответа, поворачивает либо направо, либо налево, либо еще как-нибудь. Идеи, в отличие от представлений, содержат не только картинку, но и направление с указателем «зачем» и – главное - это «зачем» могут вбить в души людей, этим идеям внимающим. Поэтому без идей невозможна никакая революция. Одними представлениями сыт не будешь. А если еще и материя все обуславливает…. То че рыпаться-то?

И вот только теперь я перейду к заявленному в названии. Маркс никогда не говорил, что бытие определяет сознание! Во-первых, вы такой цитаты не найдете… А найдете вы… Вот этим я сейчас и займусь! Точнее, этим и тем, что говорил Маркс на самом деле. Это нужно осуществлять параллельно. Ведь эта хренотень откуда- то взялась? У нее есть некий источник? А есть еще и правда Маркса. Это нужно рассматривать одновременно, для того, чтобы больше никогда ни один идиот-провокатор (тут одно от другого фиг отделишь) больше от лица Маркса подобное не заявлял. Пускай это заявляет Литвинова, да хоть Зюганов, но только не красные. И так поехали.

Есть такая работа Маркса, которая называется «К критике политической экономии». В ней он полемизирует с Гегелем, а точнее, с его философией права. Суть полемики состоит в том, что у Гегеля право и государственные формы творит мировой дух, Маркс же говорит, что эти формы коренятся в материальных отношениях, которые Гегель называет «гражданским обществом». Анатомию этого самого гражданского общества следует искать в политэкономии. Вот к какому результату пришел Маркс: цитирую:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.»

Гегель

Как мы видим Маркс тут противопоставляет Гегелевскому духу некую альтернативу, которая тут до конца не раскрывается… Мы чуть-чуть ее подраскроем, насколько это возможно в рамках статьи и насколько Маркс это раскрывает сам. Именно имея ввиду эту полемику, говорят о борьбе материализма и идеализма. Этот конфликт усугубил Энгельс, который так писал в статье, посвященной этой работе Маркса:

« Не для одной только политической экономии, а для всех исторических наук (а исторические науки суть те, которые не являются науками о природе) явилось революционизирующим открытием то положение, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится все остальное. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение настолько просто, что оно должно было бы быть само собой разумеющимся для всякого, кто не завяз в идеалистическом обмане.»

И еще там же:

«Положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрении немедленно обнаруживается, что это положение уже в своих первых выводах наносит смертельный удар всякому, даже самому скрытому идеализму. Этим положением отрицаются все унаследованные и привычные воззрения на все историческое. Весь традиционный способ политического мышления рушится; патриотическое прекраснодушие с возмущением восстает против столь нечестивого воззрения. Новое мировоззрение неизбежно наталкивается поэтому на сопротивление не только со стороны представителей буржуазии, но и со стороны массы французских социалистов, которые желают перевернуть мир при помощи магической формулы: liberte, igalite, fraternite *. Но особенно великий гнев возбудила эта теория в среде немецких вульгарно-демократических крикунов. И тем не менее они с большим рвением пытались плагиаторски использовать новые идеи, правда, обнаружив при этом редкое непонимание их.»

После таких комментариев Энгельса марксизм стал не просто материалистическим, а я бы сказал агрессивно-материалистическим и агрессивно анти-идеалистическим. Еще чуть позднее, находясь в конкретных политических и иных обстоятельствах, во многом заданных рассматриваемым нами усугублением, Ленин сказал, что всю историю человечества борются философские линии, маркируемые Платоном и Демокритом. Здесь скажу только, что это просто-напросто не так. Не идеализм борется с материализмом всю историю человечества, а нечто совсем другое, другая идет война идей, одной из вех этой борьбы, кстати, является полемика Маркса с Гегелем, но как будет видно ниже, это борьба не материализма и идеализма, а различных идей (не хочу говорить идеализмов, но идей - это точно). Этим утверждением Владимир Ильич проложил дорогу для тех, кто потом вбил гвоздь в крышку гроба советской идеологии. Суслов и ЦК КПСС орали про прекрасный материализм и душили всякий идеализм, а разные умные и образованные твари зачитывали перед менее образованными членами партии цитаты из Маркса, после чего задавали вопрос: Это материализм или идеализм? На что получали ответ что идеализм. После чего с хохотом продолжали окормлять и добивать одновременно советскую идеологию.

Перед тем как обсуждать Маркса, чуть-чуть поговорим о том, что сказал Энгельс. Энгельс заострил политически и иначе то, что было сказано Марксом в полемике с Гегелем. Этого требовали политические и иные обстоятельства. Мы видим, как это сделал Энгельс. Мы видим что он поставил акцент таким образом, чтобы стала была видна тщета любого идеализма. У Маркса же этого просто нет! Он про другое писал! А насколько этого нет, будет видно ниже. Что говорит Энгельс про это самое бытие, определяющее сознание? И какую реакцию он видит на посыл, который скажем так… считывается как «бытие определяет сознание»? Энгельс сам эту реакцию описывает, причем реакция эта такова, как должна быть на то, что я описывал выше. Я говорил, что если идею убить вообще, то вместе с ней рушится и все, чем жило человечество. И именно такую реакцию фиксирует Энгельс на свои высказывания, которые пахнут чем-то подобным. Позже неправоту и издержечность борьбы с идеализмом почувствуют на себе коммунисты во время первой мировой, когда поймут, что национальное оказалось важнее пролетарской солидарности, на которую они так рассчитывали. Возникнет проблема национального вопроса… Будет раскол по этому вопросу… А позже возникают вопросы к самим коммунистам. Мол, коммунизм хочет разрушить все, что было до него, он безбожен, античеловечен… Постмодернизация прежде всего европейского левого движения… И все это выходит из спора вокруг идеализма. Почему? Сейчас попробую показать.

Процитирую еще раз: «Положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот, кажется простым; однако при ближайшем рассмотрении немедленно обнаруживается, что это положение уже в своих первых выводах наносит смертельный удар всякому, даже самому скрытому идеализму. Этим положением отрицаются все унаследованные и привычные воззрения на все историческое. Весь традиционный способ политического мышления рушится; патриотическое прекраснодушие с возмущением восстает против столь нечестивого воззрения. Новое мировоззрение неизбежно наталкивается поэтому на сопротивление не только со стороны представителей буржуазии, но и со стороны массы французских социалистов, которые желают перевернуть мир при помощи магической формулы: liberte, igalite, fraternite (свобода, равенство братство прим. мой).»

Энгельс черным по белому пишет, что на этот «смертельный удар всякому, даже самому скрытому идеализму» идет реакция, причем не только со стороны буржуазии, а, главное, со стороны «патриотического прекраснодушия». Это-то прекраснодушие и пересилило пролетарскую солидарность в первой мировой войне. Ополчились и французские социалисты! А как же Ленин с его тремя источниками марксизма, одним из которых является этот самый французский социализм? Правда, это еще одно знаменитое, но неверное определение Ленина, обусловленное политической ситуацией... Энгельс говорит, что эта реакция вызвана ударом по «даже скрытому идеализму», который разрушает «все унаследованные и привычные воззрения на все историческое. Весь традиционный способ политического мышления». Ну еще бы этой реакции не было! Буржуазия… Ну, с ней понятно. Она реакционный класс, то-се. А вот патриотичное прекраснодушие - читай национальное - и французский социализм восстают потому, что если осуществить этот удар по идеализму до конца, то не будет не только буржуазии, бог бы с ней, но и национального и… не будет свободы, равенства и братства как идей! Они будут просто не нужны! Зачем? Это все идеализм! Коммунизм начинает вырождаться в перераспределение благ. Материя все совершит сама, без всяких там понимаешь идеализмов. Необходимо услышать очень важный нюанс в словах Энгельса. Он говорит: «Положение, что сознание людей зависит от их бытия, а не наоборот,». Зависит не значит обусловлено на 100%! Энгельс это не говорит! Но его слышат именно так, как будто он говорит о 100% зависимости, и право имеют основания, ибо Энгельс не сопротивляется такому пониманию собственных слов. Он с идеализмом воюет, в частности с Гегелем, поддерживает Маркса в этом начинании. Это политическая борьба, которая порождает перегиб. Перегиб этот нужно было потом как-нибудь выправить, а его усугубили с катастрофическими последствиями. Я не ругаю Ленина и Энгельса за эти перегибы и определения. Они вели борьбу, которая их оправдывает, но вот потом-то надо было развивать идеологию, в частности выправляя перегибы, а вместо этого… Катастрофа СССР, коммунизм на идеологической, миропроектной обочине, капитализм мутировал и начинает ликвидировать все вокруг, включая себя самого, на мир надвигается катастрофа… Ну да ладно, сейчас не об этом.

Итак, зафиксируем, что Энгельс решил добить идеализм, а так как идеализм в данном случае равно идее, любой идее, то все носители каких бы то ни было идей сильно напряглись. А потом оказалось, что на материализме и без идеальности ничего сделать нельзя, а человек так устроен, что без идеального он не может. В итоге в СССР был мертвый материализм в окружении идей, пусть и враждебных и даже античеловеческих, но идей. Естественно, они заполнили вакуум. Но еще надо понимать, что даже у Энгельса нет откровенной 100% обусловленности. Его так поняли другие, а он это приветствовал. Мол, главное идеализм разгромить. Но Энгельс хотел уничтожить конкретный идеализм, в данном случае гегелевский, и решил ударить по идеализму вообще и в итоге произвел самоубийство. Когда я дойду до Маркса, это станет понятнее, ибо Маркс говорит про… идеализм, причем не уничижительно, а совсем наоборот! Просто это другой идеализм…

Но мы должны еще до рассмотреть цитату Энгельса. В не рассмотренной еще нами части Энгельс говорит про революцию, которую совершил подход Маркса. Но комментируя ее, Энгельс допускает, я бы сказал, очень опасную небрежность, которой нет у Маркса. Эта небрежность дополнительно усугубила положение коммунизма. Он говорит, что суть открытия в том, что способ производства материальной жизни обуславливает все, что изучают науки не о природе. А они суть науки исторические. И это он говорит точно по Марксу. ВНИМАНИЕ! Он говорит: обусловленность связана с ПРОИЗВОДСТВОМ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. И это точно по Марксу. В дальнейшем мы разберем, что это такое по Марксу. А дальше Энгельс небрежно пишет: «когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда из этих материальных условий выводится все остальное.» Первая часть фразы тоже совпадает с Марксом. Мол, для того что бы понять духовную жизнь, надо понять и материальную - все хорошо. А вот дальше… Производство материальной жизни не есть то же самое что «материальные условия», и обусловленность - это не то же самое, что из этого можно вывести содержание духовной жизни. Если из материальных условий, а (еще раз подчеркиваю) не из производства материальной жизни можно вывести содержание духовной, то это и есть бытие определяет сознание! Если нечто чем-то обусловлено не на 100%, то нельзя вывести из того, что обуславливает то, что обусловлено. Слово «вывести» подразумевает 100% обусловленность. Так что, в какой-то мере «бытие определяет сознание» можно приписать Энгельсу. Он действительно сказал такую фразу, которая по смыслу идентична этому самому бытию, определяющему сознание. И она звучит так: «из этих материальных условий выводится все остальное» Это равно «бытие определяет сознание». А что Маркс? Энгельс его тут же цитирует, заявляя о простоте смысла того, что имел в виду Маркс. Ох, зря он был так самонадеян! Ибо Маркс сказал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» Что Маркс сказал? Что он РЕАЛЬНО написал, а не то, что привиделось Энгельсу? Маркс к слову бытие добавил очень важное прилагательное, он сказал про ОБЩЕСТВЕННОЕ бытие! А это значит, что имеются в виду другие формы бытия, которыми человек может быть не обусловлен! Это раз! А еще то, что нужно еще посмотреть, что такое это общественное бытие. А что если это общественное бытие хоть и определяет сознание, но само определяется чем-то таким, что имеет отношение к человеческой сущности и при этом ничем не обусловлено? И, кстати, кто сказал, что человек полностью определен сознанием? Как потом стало понятно после открытий Фрейда, есть еще, например и бессознательное… Но уже у Маркса есть нечто, что человека освобождает от ЛЮБЫХ обусловленностей! И это что-то называется ТРУД! Маркс об этом так и напишет. Но закончим с Энгельсом.

Итак, что у нас получилось? Получилось, что фразу про бытие, определяющее сознание в том смысле, что человек на 100% задан бытием, а бытие это материя, можно приписать Энгельсу, ибо он не буквально так, но по смыслу такое сказал. НО! Это будет не вполне точно. Ибо я уже сказал про неряшливость Энгельса. И мы увидели, что он в одном предложении понимает степень обусловленности и качество этой обусловленности по-разному. Тут же он цитирует Маркса, в цитатах которого стопроцентность как минимум проблематична. Это и есть неряшливость, которой у Маркса нет. Поэтому в каком-то смысле нужно догадываться о том, что Энгельс думал на самом деле. То ли он это под задачи конкретной политической борьбы с гегелевским идеализмом затачивал (правда, Маркс, не расправляясь с идеальным вообще, вполне расправлялся с Гегелем), то ли он действительно так думает, то ли… Есть еще одно обстоятельство субъективного, но от этого не менее значимого порядка - Маркс гений, а Энгельс нет. И это проявляется, в частности, в обсуждаемой мной неряшливости. Проблема в том, что дальше Энгельса стали читать едва ли не с тем же благоговеньем, как Маркса. Плюс появилась политическая и иная заданность этим авторитетом, а еще… Короче говоря, теперь, когда СССР нет, нет работников ЦК, мы должны в этой ситуации кроме ее ужаса увидеть и ее возможности. Одна из которых - спокойно читать и обсуждать марксизм. А потом и заняться его развитием. Вот этим надо пользоваться.

Посмотрим теперь, что дает катехизис диамата для решения данной антиномии. Выяснить это не так легко, ибо антиномия выражена расплывчато, неостро, недиалектично. Мы, однако, можем принудить диамат, пользуясь его собственными словами, к точной формулировке тезиса и антитезиса.

Тезис детерминизма (материализма): «природа, бытие, материальный мир определяют сознание (духовную жизнь) как нечто вторичное и производное». «Материальная жизнь общества независима от воли людей» («Диамат», с. 13).

Антитезис свободы (идеализма, мощи идеи): сознание и духовная жизнь (идеи, теории, политика) определяют материальную жизнь общества, организуют, мобилизуют, преобразуют ее. Материальная жизнь общества, таким образом, зависит от воли людей («Диамат», с. 15).

Или короче - тезис: бытие определяет сознание и антитезис: сознание определяет бытие.

В чем же состоит решение? Его найти еще труднее. Оно заменяется некоторыми суждениями «здравого смысла», создающими впечатление, что никакого противоречия не существует. Так, прежде всего отрицается односторонний идеализм и материализм. Здравый смысл говорит свое «нет» утопическому идеализму, не считающемуся с условиями материальной жизни общества («Диамат», с. 14), и то же самое «нет» - механическому или «вульгарному» материализму, не признающему «мобилизующей, организующей и преобразующей роли идеи» («Диамат», с. 16), ибо тогда партия была бы не нужна, была бы обречена на «пассивность, на прозябание» 25 .

Выражаясь разговорным языком, можно сказать, что отрицается научный фатализм и революционная фантастика.

Но здравый смысл не есть философская диалектика и разговорное успокоение не есть философское решение 26 . Здравый смысл говорит: и тезис отчасти прав - и антитезис отчасти прав; необходимо сохранить и тезис и антитезис; «генеральная линия» должна идти посередине, не склоняясь ни направо, ни налево.

Но диалектика не признает никаких «отчасти», она мыслит и обостряет тезис и антитезис до конца: тезис утверждает, что «материальная жизнь общества независима от воли людей» («Диамат», с. 13), - антитезис утверждает, что «материальная жизнь общества зависима от воли людей» («Диамат», с. 15), или, чтобы выразить антиномию точнее и глубже: все сплошь детерминировано, и поэтому все есть природная необходимость и материя (тезис) - и не все есть природа и материя, существует еще свобода и дух (антитезис).

25 Признается этим ироническая критика Штаммлера: бессмысленно устраивать партию для содействия солнечному затмению» 62* .

26 «С одной стороны - нельзя не сознаться, с другой стороны - нельзя не признаться...» 63*

Никакого среднего пути здесь не существует: или все, или не все, между ними нет середины. Тезис и антитезис нельзя сохранить вместе, ибо они исключают друг друга; нельзя и вместе с тем необходимо - вот в чем глубина антиномии.


Не найдем ли мы еще чего-либо в диамате, что давало бы хоть подобие философского решения? Мы должны проследить все возможности его диалектики, ибо здесь она подлежит последнему и решающему испытанию: здесь решается судьба всего материалистического миросозерцания.

И вот мы находим такую мысль.

Тезис о первичности природного бытия и вторичности сознания, о производности духовной жизни, о причинной обусловленности идей, теорий, взглядов условиями материальной жизни общества говорит только о происхождении и возникновении идей, учреждений, но вовсе не об их значении; напротив, антитезис имеет в виду значение, их роль в истории, которая признается и поддерживается («Диамат», с. 15).

Таким образом, тезис говорит о генезисе - антитезис говорит о значении (gelten). Эта мысль могла привести к важным результатам, но она здесь только брошена и не развита. За ней скрывается классическая критика Штаммлера, которая здесь как будто принята во внимание: генетическое (т. е. причинное) объяснение возникновения какой-либо идеи, теории, какого-либо события в истории ничего не говорит нам о его принципиальном значении, о той роли, какую ему предстоит сыграть в истории. Но «значение» какой-либо идеи определяется оценкой ее истинности и правомерности, ее способностью решить поставленную задачу. Историческая роль идей и актов определяется не причинами и мотивами, смотрящими всегда назад («откуда и почему?»), а целями и идеалами, смотрящими вперед («куда и для чего?»).

Значимость чего-либо (gelten) означает его ценность (Wert): через понятие «значения» (gelten) немецкая философия пришла к своей теории ценности (Wert), и здесь диамат столкнулся с понятием ценности, ибо всякое действие может быть оцениваемо и постоянно оценивается.

Этого хода мысли мы, конечно, не находим в диамате: он не имеет категории ценности и боится ее, ибо она приводит к совершенно иному мировоззрению: ценное есть должное, обращенное к свободе, есть цель. А материализм есть детерминизм, изгоняющий свободу и выбор цели («отвергающий, - по выражению Ленина, - вздорную побасенку о свободе воли» 64*).

С того момента, как сознание начинает оценивать, ставить себе цели и их осуществлять, покидается почва материализма и начинает действовать тезис идеализма: «сознание определяет бытие», дух формирует материю.

Здесь само собой всплывает довольно простое решение, которое действительно как будто присутствует в диамате: нельзя ли сказать, что сначала бытие определяет сознание людей, а затем это сознание, в свою очередь, начинает определять бытие? Нельзя ли сказать, что духовная жизнь (идеи, теории, взгляды) производна от материальной жизни и ею обусловлена, но затем, в свою очередь, производит обратное действие на общественное бытие и на его материальные условия («Диамат», с. 13-15)?

Сказать это не значит решить антиномию, ибо такого «сначала» и «потом» не существует: материальные причины никогда не могут перестать действовать и бытие непрерывно продолжает определять сознание, детерминизм нигде не прекращается; смысл материалистического мировоззрения состоит в том, что бытие всегда определяет сознание, а здесь высказывается, что оно лишь до какого-то момента определяет сознание, а с какого-то момента, напротив, сознание начинает определять бытие.

Это «всегда» и «не всегда» выражает неразрешенную антиномию. Утверждать, что сначала объект определяет субъект, а затем напротив, субъект начинает определять объект - значит выйти из материализма и перейти к совершенно иному миросозерцанию.

Как раз Шеллинг утверждает, что дух генетически возникает из материальной природы, но затем обратно воздействует на материю и на природу, формирует и творит из нее царство свободы и духовной культуры. Такое миросозерцание лежит в основе гегелевской грандиозной системы философии. С материалистическим монизмом оно явно несовместимо, ибо когда «сознание начинает определять бытие», тогда мы вступаем в сферу духовной жизни, которая выражается при помощи совсем иных категорий, нежели категории материальной природы, изучается совсем иными науками («науками о духе») и требует «философии духа», которую так блестяще развил Гегель.

Вдумаемся, что значит это утверждение: «сознание определяет бытие»? В нем заключены совершенно новые категории, а именно категории: сознательно поставленной цели, выбора средств, выбора между различными возможностями, а главное - категория субъекта сознания, личности, субъекта действия и познания. Все эти категории отсутствовали на ступени физико-химического и даже биологического бытия и тщательно изгонялись из наук о природе, из точного естествознания 27 .

Природа не действует по целям; субъект, действующий по целям, - уже не есть природа. Значит, не все есть природа? Нет, отвечают натурализм и материализм: все есть природа.

Антиномия не решена; по-прежнему стоят рядом тезис и антитезис: «бытие определяет сознание» и «сознание определяет бытие» - в их вечном споре, в их несовместимости и в их непонятном совмещении. Но теперь уже исчерпаны все средства диамата. Его «диалектика» не доросла до этой проблемы. И следовательно, его миросозерцание терпит крушение. Оно может стоять твердо лишь до тех пор, пока держится крепко этой знаменитой формулы: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.

Поделиться