Мастер-класс. Доступный туризм россии без барьеров Туризм доступный для всех

Обратила внимание на интересный постер на стене.

Был изображён молодой человек в инвалидной коляске, на фоне современного аэропорта. На постере гласило утвердительное название « Путешествовать – право каждого». Этот призыв или лозунг крутился у меня некоторое время в голове. И, действительно я поняла,что так много в этом мире интереснейших мест, которые я жажду увидеть и которые уже готовы и адаптированы для меня – туриста в инвалидной коляске.

Как называть же туризм для инвалидов?

Когда я начала углубляться в тему туризма для людей с ограниченными физическими возможностями , первое, что я поняла – я запуталась в терминологии. Некоторые называют такой вид туризма «социальный» или «туризм для всех» , также слышала определение «инватуризм» , другие называют такой вид туризма — «инклюзивный туризм».

Часто «инклюзивный туризм » путают с туристическим термином «all inclusive” – “всё включено», только хочу обратить внимание, что не всё, а ВСЕ без исключения, в том числе и туристы-инвалиды .

Слышала также употребление фразы «реабилитационный» туризм , да согласна, что туризм может быть хорошей реабилитацией – как физической так и моральной, но я бы не выбрала такое название, угрюмо как-то…

В западных источниках о туризме для людей с инвалидностью используется чаще всего словосочетание «accessible tourism» , что в переводе на русский язык означает – «доступный туризм» . Мне нравится именно это определение. Вообще не воспринимаю фразу «инвалидный туризм» , звучит как-то затерто, с унизительным привкусом.

«Доступный туризм» ,в самом широком понимании, включает , транспортную, информационную, и даже финансовую.

А зачем развивать туризм для инвалидов?

Я уверена, что ниша доступного туризма должна стремительно развиваться. И приносить хорошую прибыль владельцам туристических баз, развлекательных комплексов.

Развитие и модернизация может быть финансово и социально оправдано.Если мы спросим любого колясочника , где он отдыхает, скорее всего мы услышим в ответ — «в санатории» . Не потому, что он хочет туда ехать и это его осознанный выбор отдыха, а просто нет большой альтернативы. Негде.

То же самое могут ответить люди с нарушением слуха и зрения, которые нуждаются немного в иной доступности. Если для колясочника важно – пандус, широкие двери, то для – тактильные направления, тефлокомментарии, аудиоописание.

Часто когда вся семья собирается на отдых, они прежде всего думают «а что делать с пожилыми членами семьи, или с родственником у которого инвалидность?». Оставить дома одного? Нет. Взять с собой в путешествие? Нет. Место и транспорт не адаптированы.

Доступных туристических комплексов которые могут и готовы принять — не много.

Я лично, уже пятый год игнорирую специализированные санатории. Я не хочу,чтобы ко мне относились как к больной, и заводили пресловутую «историю болезни» .Я хочу отдыхать и набираться новых сил и впечатлений, а не смаковать диагноз. Когда и где мне лечиться или отдыхать я хочу решать сама.

А не тогда когда государство соизволит дать мне путёвку в санаторий, и часто в неподходящее для этого время.

А доступно ли?

Для справедливости надо сказать, что в теме доступного туризма не последнюю роль играет и финансовая доступность. Большинство отелей категории «четыре» или «пять звезд» уже давно имеют . Это условие туристического рынка в присвоении «звёздности» отеля. Но доступны ли они в материальном плане для большинства людей с инвалидностью? Я могу с уверенностью сказать – «нет». во всемирно известной сети отелей “Radisson Blu” в Киеве стоит ни много ни мало – около 300 евро за ночь.

Да, есть о чём задуматься…

А вдали от дома также хочется чувствовать себя в комфорте и быть не зависимым от других людей.

В прошлом году удалось побывать в нескольких европейских странах. Для меня туризм – это вклад в моё саморазвитие и в качество моей жизни. Это мой личный способ встретить интересных людей и лучше познать себя, насладиться новыми вкусами и запахами. После каждой моей поездки я возвращаюсь домой обновлённой. Хочу верить, что и более мудрой и терпеливой. И так хочется, снова повторить призыв из того постера «Путешествовать – право каждого» . И моё также. 🙂

Всем хочется жить в справедливом обществе - и иметь возможность с легкостью путешествовать. Разобрались, что такое инклюзивный туризм и почему он важен для всех.

Что такое инклюзивность?

Для начала разберемся с тем, что значит «инклюзивность» или «инклюзия». Это такой принцип организации жизни в обществе, который позволяет участвовать в ее разных аспектах (повседневная жизнь, образование, культура и искусство) всем людям, независимо от их внешности, происхождения, гендера, состояния здоровья.

Инклюзивный туризм означает, что все путешественники могут пользоваться туристическими услугами без ограничений, независимо от других людей, на равных условиях и с чувством собственного достоинства. В частности, уделяется внимание путешественникам с особыми потребностями в доступности. Это может быть доступность в передвижении, визуальная и слуховая доступность. Доступность означает равный доступ к инфраструктуре, транспорту, информации и связи. Это определение Всемирной туристской организации .

Основной принцип инклюзивного туризма - универсальный дизайн , то есть учитывающий особые потребности и при этом подходящий всем категориям людей.

Какие еще можно встретить названия?

Помимо «инклюзивного туризма» можешь встретить и такие понятия (обозначают они все одно и то же):

Туризм для всех / tourism for all

Безбарьерный туризм / tourism without barriers

Доступный туризм / accessible tourism

Можно парочку примеров?

Множество из этих примеров тебе уже наверняка встречались в поездках по Европе и США, когда ты с легкостью добираешься до вокзала с огромным чемоданом, не запнувшись ни на одном бордюре - потому что на твоем пути их нет.

Другие примеры:

Информационные таблички и знаки написаны хорошо различимым, контрастным шрифтом.

Ширина дверей не меньше 85 см, пороги не больше 2 см, чтобы зайти, не нужно подниматься по ступенькам. Ширина городских дорожек и аллей - не меньше 180 см: это позволяет людям идти в разных направлениях, а также двигаться рядом пешеходу и человеку в инвалидной коляске. Инклюзивный туризм означает, что такие же дорожки проложены и к пляжам.

Все нужные объекты (например, выключатели, ручки, розетки) находятся не выше 120 см и не ниже 40 см, так что до них можно достать стоя или сидя.

Чтобы попасть в автобус или поезд, не нужно подниматься по ступенькам.

Пространства хорошо освещены, переходы между разными пространствами обозначены контрастными цветами и текстурами. Пешеходные переходы ясно обозначены, на них есть световые и звуковые сигналы.

Доступность информации: экскурсии на жестовом языке, музеи, адаптированные для слабовидящих или слабослышащих людей.

Больше подробностей - в инструкции по инклюзивному туризму .

Еще один момент: инклюзивный туризм - это не только доступные и комфортные города, но и сервис, готовый работать со всеми людьми и их потребностями. Для людей с инвалидностью могут понадобиться дополнительные сервисы: например, ветеринарная служба для собак-поводырей или сервисы по ремонту протезов и оборудования, адаптированные такси.

Это важно только для людей с инвалидностью?

С развитием инклюзивного туризма путешествовать становится проще всем. От универсального дизайна выигрывают:

Люди с инвалидностью и люди с заболеваниями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Родители с детьми, беременные женщины;

Пожилые люди;

Путешественники, не знающие иностранного языка;

Путешественники с тяжелым багажом.

Так что инклюзивный туризм будет полезен тебе уже сейчас, не говоря уже про то время, когда ты выйдешь на пенсию - ты же не собираешься сидеть дома, правда?

Юлия Шилкина

Генеральный директор компании WELL

Туризм для людей с ограниченными возможностями - проблемы и перспективы

Насколько остро в России стоит проблема туризма для людей с ограниченными возможностями? Много ли компаний занимаются такими путешествиями?

В России по статистическим данным более 15 млн. людей с различной степенью инвалидности. До 70% из них хотели бы путешествовать, как по России, так и в другие страны. 30% инвалидов имеют достаточный доход для этого. Однако всего 3% инвалидов может позволить себе путешествовать самостоятельно, порядка 7% путешествуют с помощью родственников. Остальные, желающие путешествовать, не могут воспользоваться этой услугой. Почему? По причине недоступности среды и, самое главное, потому, что туроператоры и туристические агентства не могут предложить туристический продукт из-за его отсутствия для этой категории граждан.

Как складывается ситуация в Европе?

По оценкам специалистов в Европе 70% общего числа людей с ограниченными возможностями путешествуют, при этом большая часть таких людей путешествуют не в одиночку, а с сопровождающими.
Спрос на «доступный туризм» (accessible tourism – термин, который чаще всего применяется в отношении туризма для людей с ограниченными возможностями) постоянно растет, и мировой опыт показывает, что туристы с ограниченной мобильностью занимают важный сегмент туристического рынка. В связи с растущим спросом происходит обновление туристических продуктов и сервиса. Таким образом, в мировой туристической отрасли формируется новая целевая группа – туристы с ограниченными возможностями.

Почему, на Ваш взгляд, ситуация в России кардинально отличается?

К сожалению, в России нет соответствующей законодательной базы, комплексной программы социального туризма на федеральном уровне, нет отсутствие комплексного подхода к решению данной проблемы. Попытки свести доступный туризм к простому набору экскурсионных туров или стихийный выездов инвалидов по принципу «спасение утопающих…». Влияет и недоступность всей медико-социально-культурной среды, неприспособленность транспорта, неготовность сотрудников культурно-просветительских и туристических учреждений к работе с инвалидами, ограниченность информации о продукте, странах, регионах и об их возможностях по приему людей с ограничениями по здоровью. Впрочем, влияет и отсутствие желания у большинства туристических фирм заниматься проблемами социального туризма по причине его большей затратности, большей ответственности и требования к нестандартным подходам и решениям.

Тем не менее, есть предпосылки для развития этого вида туризма?

Безусловно. Сейчас политика многих государств, направлена на создание новых условий жизни инвалидов, на изменение отношения общества в целом к проблеме инвалидности. Кроме того, следует понимать, что это огромный, практически не освоенный рынок четко сегментированного потребителя туристических услуг (в России – уже более 15 млн. человек). Важно и желание самих инвалидов «вырваться» из личностной и социальной изоляции, увидеть мир, преодолеть собственные страхи и неуверенность (это желание столь велико, что инвалиды готовы сами, несмотря на порой крайне затруднительное финансовое положение, оплачивать свои поездки и экскурсии).

Какие потребности и проблемы возникают во время путешествия?

«Не всегда возникновение потребности означает препятствие», что в отношении большинства случаев с туристами со специальными потребностями означает предоставление услуг и объектов, наилучшим образом отвечающих их потребностям. Учитывая, что 84% туристов со специальными потребностями заявляют только об одной потребности, 10% - имеют хотя бы две и, менее 5% из них – как минимум три, подробный анализ потребностей, о которых заявляют туристы со специальными потребностями, даёт приведенную ниже классификацию заявленных потребностей:
самой частой потребностью является специальное питание, о ней заявило 43% от туристов со специальными потребностями;
потребность в не вызывающей аллергию/ гипоаллергенной обстановке высказали 37% от туристов со специальными потребностями;
потребность посещения врачом и медицинского ухода высказали 29% от туристов со специальными потребностями;
количество туристов со специальными потребностями, которые заявили о потребности в помощи в передвижении, составило 8% от туристов со специальными потребностями;
особые потребности, связанные с ограничениями возможностей органов чувств выразили 3% от туристов со специальными потребностями
- Какие требования существуют для организации туров для людей с ограниченными возможностями (к отелям, транспорту, инфраструктуре и т.д.)?
Требования (у нас это пока «пожелания») по доступности для незрячих и слабовидящих путешественников:
1. Перед входом в здание рекомендуется укладка тактильных полос:
- направляющих (с продольными рифами, шириной 0,4 м. Длина направляющей тактильной полосы зависит от длины пути движения инвалидов);
- предупреждающих (с полусферическими рифами; шириной 0,8 м. , размещается не менее чем за 0,8 м до начала входа).
2. Первая и последняя ступени крыльца должны быть обозначены контрастной полосой (желательно ярко желтого цвета).
3. Крыльцо входа при его высоте 0,45 м. и выше над уровнем земли должно быть оборудовано ограждениями и поручнями и иметь два уровня по высоте 0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующими окончаниями, как правило, связывающими верхний и нижний поручень. Окончания поручней должны иметь горизонтальную составляющую не менее 0,3 м.
4. Входные двери должны быть шириной не менее 900 мм в свету. Перед входной дверью должна быть установлена предупреждающая тактильная полоса.
5. Пороги у входных дверей, а также других дверей на пути следования должны быть высотой не более 0,025 м. При невозможности обеспечения такой высоты устанавливаются мини-пандусы шириной 0,9 м. с уклоном в пропорции высоты к длине 1: 12.
6. Лестничный марш от тамбура подъезда до лифтового холла должен быть оборудован двухуровневыми перилами с нетравмирующими окончаниями по высоте 0,7 и 0,9 м., которые крепятся либо к стене, либо к ступеням лестничного марша. Первая и последняя ступени лестничного марша - обозначены контрастной полосой.
7. После окончания лестничного марша до входа в лифт рекомендуется устанавливать направляющую тактильную полосу, а перед входом в лифт – предупреждающую полосу. В лифте – дублирующая звуковая информация.
8. Специальные рельефные копии экскурсионных объектов

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ:
1. Ширина всех дверей должна быть не менее 80 см (особенно обращаем внимание на туалетные комнаты).
2. Унитаз расположен на высоте не менее 50 см.(если нет возможности, необходимо наличие санитарных кресел-колясок); возле унитаза - откидные поручни.
3. Лучший вариант ванной комнаты - душ, он должен быть гибким и установлен на определенной высоте. Также в душе (ванной комнате) хорошо бы иметь специальное сиденье.
4. Высота кровати - не ниже 45 см и не выше 80 см. Удобный вариант 50 см.
5. Пороги в комнатах должны отсутствовать.
6. При пляжном отдыхе необходим твердый спуск в море и дорожка оборудована поручнями. Для удобства захода (заезда) в море инвалида-колясочника необходимы специальные пляжные коляски.
7. Для удобства путешествующих рекомендуем:
- для проведения экскурсий и обеспечения трансфера необходим автобус/ микроавтобус с подъемником;
- наличие след. информации: возможность транспортировки человека на коляске внутри автобуса, сколько человек могут ехать таким образом в автобусе; есть ли автобусы, в которых убираются кресла;
- наличие на прокат таких товаров, как электрические коляски, телескопические пандусы;
- наличие волонтеров (спец.персонала) при отелях и/или программа поддержки инвалидов, путешествующих с волонтерами.

Задумывались ли Вы когда-нибудь с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями при путешествиии? Для любого туриста главное перед поездкой быть готовым к ней не только морально, но и физически. А для людей, обремененных временными или постоянными ограничениями, а также для пожилых людей - это тем более важно.

Песчаные пляжи, огромные бассейны, прекрасные виды - это стандартное описание отеля одного из самых популярных туристических направлений. Но для путешественника-инвалида куда важнее увидеть в этом описании, есть ли на территории отеля поручни или пандусы, ведь всего пара ступенек может сделать золотой песок пляжа для него недоступным. При столь быстрых темпах развития туристической индустрии, какие мы наблюдаем сегодня, и тесном международном общении, в том числе и обмене опытом среди участников турбизнеса, по сути, сложных преград на пути к доступному туризму нет. Что касается нашей страны, то, конечно, ощущается недостаток опыта в этой области - отсюда и неподготовленность персонала к обслуживанию клиентов с огранченными возможностями, неудобства в пользовании транспортом или в доступе к туристическим местам.

КАК ЭТО «У НИХ»....

В Европе туризм для инвалидов - это развитый доходный бизнес, в каждой стране есть до 20 специализированных туроператоров.

Именно поэтому туристу с ограниченными возможностями в европейских странах легче оценить сложность маршрутов, насыщенность и длительность путешествия. Ведь при составлении маршрута необходимо учитывать все рекомендации лечащего врача вкупе с пожеланиями туриста и членов его семьи. Все детали путешествия должны быть разрабатаны в соотвествии со спецификой клиента.

Обязательное присутствие родственника или друга путешественника с особыми потребностями требуется не всегда. Если это не связано напрямую с медицинским фактором, и не является существенным условием безопасности жизни и здоровья туриста, то это целиком и полностью зависит от желания путешествующего. Он может отправиться в поездку со своими родственниками, друзьями или с персональным ассистентом.

Если понадобится, то ассистент может быть предоставлен на время всей поездки или в необходимые моменты.

КАК ПРИМЕР - СЛОВЕНИЯ

В последние годы Словения стала значительно лучше адаптирована для обеспечения нужд инвалидов.

Среди словенских городов, которые планомерно улучшают доступность для инвалидов, следует особо выделить Любляну, Марибор, Айдовшчину (Ajdovščina) и многие туристические места. В Европе 70% общего числа людей с ограниченными возможностями путешествуют. Спрос на «доступный туризм» (accessible tourism - термин, который чаще всего применяется в отношении туризма для людей с ограниченными возможностями) постоянно растет.

Все общественные здания и туристические объекты, которые пока еще не оборудованы для доступа инвалидов, как правило, имеют по крайней мере несколько специально отведенных парковочных мест у входа.

В словенской столице даже главный железнодорожный вокзал оборудован для доступа людей с ограниченными возможностями. Очень высок процент городских автобусов, имеющих низкие пороги и звуковые объявления о названии остановок.

Также практически везде обычно оборудованы туалетные комнаты для инвалидов. Во многих словенских городах построены тротуары специальной конфигурации. С каждым днем становится все больше низкорасположенных банкоматов для более удобного доступа инвалидов, а также банкоматов, использующих шрифт Брайля для слепых и слабовидящих.

В одну из самых популярных словенских туристических достопримечательностей - Люблянский замок - можно попасть с помощью фуникулера, который оборудован для доступа инвалидов. О людях с ограниченными возможностями заботятся и в люблянском зоопарке. Также без проблем инвалиды могут попасть на главный городской почтамт.

Удобный доступ для инвалидов организован также и в некоторых городских музеях и галереях.

В РОССИИ

Российские туроператоры предлагают сегодня в качестве «доступного туризма» различные экскурсионные туры по Золотому Кольцу, Москве, Санкт-Петербургу и так далее.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ

Как бы это ни удивительно звучало, но путешествия по экзотическим странам чуть ли не более доступны, чем поездки по некоторым уголкам Европы. Новая Зеландия, Австралия, Канада, Сингапур, Южная Африка, Китай - эти направления сейчас активно развиваются, в этих странах работают туроператоры, специализирующиеся на доступном туризме. Они предлагают активный отдых, круизы - самые разнообразные туры для людей с ограниченными возможностями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗНАК КАЧЕСТВА «ТУРИЗМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Данная марка предлагает людям с ограниченными возможностями полную и достоверную информацию о специальных услугах и оборудовании на территории всей страны. Она объединяет учреждения, где качество сервиса лучше всего удовлетворяет клиентов.

Знак присваивается всем профессионалам туристической сферы, т.е отелям, ресторанам, достопримечательностям и местам досуга.

Знак присваивается на добровольной основе. Каждое учреждение может подать заявку и заполнить специальную анкету, где оценивается степень доступности посещения для людей с ограниченными возможностями.

Если этот первый этап пройден успешно, проводится независимая оценка, контроль деятельности и ставится на учет все специальное оборудование.

Знак присваивается ассоциацией «Туризм для людей с ограниченными возможностями» на 5 лет, и может быть продлен после прохождения контроля на соответствие определенным требованиям. Он бывает 4 категорий: для людей с дефектами моторно-двигательного аппарата, зрения, слуха и с ограниченными умственными возможностями.

В России термин "безбарьерный", или "доступный туризм", стал применяться только два года назад, в то время как во всем мире уже более 20 лет создаются туристические программы, инфраструктура и даже целые города для людей с ограниченными возможностями. Меж тем только в Москве, по данным столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству, более миллиона людей с ограниченными возможностями, в целом же по России их несколько десятков миллионов, притом не более 7% из них когда-либо покидали свой город с туристическими целями.

"В России пока безбарьерный туризм в зачаточном состоянии. Если бы не энтузиасты-общественники, которые изо всех сил пытаются как-то развивать это направление, у нас вообще ничего бы не было", - признал на прошедшей в столице Второй международной конференции по доступному туризму заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский.

Он отметил, что ситуация с продвижением доступного туризма может измениться после ратификации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов. "В этом документе есть требования по созданию необходимых условий в объектах туристской инфраструктуры для маломобильных групп населения, которые все организации и объекты, задействованные в туризме, должны будут соблюдать", - подчеркнул эксперт.

Другие участники форума выразили мнение, что только госрегулированием проблему не решить, предложив создать в России отдельную общественную организацию, которая будет заниматься только доступным туризмом.

"Необходимы прочные партнерские отношения между политиками, частным сектором и организациями инвалидов. Решающее значение в этой деятельности будет иметь именно отношение поставщиков услуг к людям с ограниченными возможностям, так как это совершенно иной подход, отличающийся от стандартов индустрии гостеприимства", - считает эксперт Всемирной организации туризма (UNWTO) Алла Пересолова.

Некорректный подход

По словам заместителя председателя комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Ирины Руденко, в столице объекты размещения и музеи пока не готовы обеспечить инвалидам (особенно колясочникам) комфортное пребывание. Но работа над ошибками уже ведется.

"Около 400 музейных объектов приспособлены для беспрепятственного посещения инвалидами. Дарвиновский и Тимирязевский музеи лучше всех оборудованы под прием людей с ограниченными возможностями, в 42-х гостиницах для маломобильных постояльцев оборудованы 130 номеров. Конечно, это только первые шаги", - отметила она.

Представители компаний, которые продвигают доступный туризм, признали, что путешествовать по России инвалидам пока тяжело, поскольку проблемы начинаются уже в аэропортах. И хотя в строительство новых объектов туристской инфраструктуры заложены все необходимые для людей с ограниченными возможностями технические приспособления, они не всегда соответствуют требованиям.

Однако основная проблема не только в инфраструктуре, а в том, что в России пока не научились корректно обслуживать таких клиентов. "Инвалидам нужен только набор четких услуг, который обеспечит им комфорт во время путешествия. Но чаще случается, что персонал гостиниц или других объектов впадает в панику или начинает излишне опекать таких туристов, которые в этих "услугах" совершенно не нуждаются", - считает Пересолова.

Самые доступные города

По данным UNWTO, в мире более 650 миллионов людей с ограниченными возможностями. К примеру, только в одной Европе их не менее 50 миллионов, но в то же время более 10% всех туристических поездок по Старому Свету приходятся именно на долю людей с ограниченными возможностями, что говорит о перспективности этого рынка. Во многих странах доступный туризм стал не только необходимостью, но даже модным направлением: дизайнерские пандусы, специальное меню в ресторанах, машины, такси, туристические автобусы, маршруты и даже целые города. Инфраструктура для маломобильных групп населения - это важная часть экономики страны, считают зарубежные эксперты.

Вопрос продвижения доступного туризма, по их мнению, должен рассматриваться не в плане затратности, а в плане инвестиций. "Такие люди всегда путешествуют с сопровождающими, поэтому доступный туризм важен для всех и может приносить огромную прибыль. Кроме того, нельзя ограничивать инвалидов в возможности доступа ко всем видам отдыха. Любой человек, у которого временные или постоянные ограничения по здоровью, имеет право забронировать любую поездку, которую выбрал. Конвенция о правах человека это подтверждает", - напомнил член комитета по туризму бундестага ФРГ Андре Новак.

В качестве примера он привел уже 13 лет работающий в Германии национальный центр координации по туризму "для всех" Natko, в который входят 11 общественных организаций. Недавно им была разработана двухгодичная программа, которая предусматривает создание большого количества новых объектов на карте доступного туризма.

"Мы для наших туристов давно выпускаем огромное количество информационной литературы, в которой рассказываем, какие услуги и где люди с ограниченными возможностями могут получить. На российских стендах на туристических выставках я не увидел ни одной брошюры по этой теме", - признал Новак.

По данным социологических опросов, одним из лидеров по доступности среди городов Европы является Барселона. Добиться успехов в этой области туристическим организациям удалось благодаря системе государственно-частного партнерства.

"Аэропорт Барселоны принимает около 200 тысяч людей с ограниченными возможностями в год. В Каталонии инфраструктура доступного туризма создана не только для колясочников, но и для людей, имеющих разные ограничения по здоровью. Какую роль в этом партнерстве играет государство? Оно занимается продвижением доступного туризма на международном уровне, а также образовательными программами для персонала объектов размещения, показа и туристических компаний", - отметила заместитель директора представительства Catalonia Tourist Board в странах СНГ и Восточной Европы Кристина Ионицкая.

Она рассказала, насколько Барселона сегодня доступна для гостей с ограниченными возможностями. "В музеях есть видеогиды, которые дают сурдоперевод для инвалидов по слуху. Такси для инвалидов-колясочников стоят так же, как обычное такси (для транспортных компаний, обслуживающих инвалидов, государство выделяет дополнительные лицензии), 87% станций метро доступно для инвалидов. Под проекты, рассчитанные на маломобильных туристов, государство дает беспроцентные кредиты, причем дает очень легко. Благодаря таким льготам компании заинтересованы работать в этой сфере", - отметила Ионицкая.

В соседней Франции "туристическая доступность" четко прописана в законе, то есть строительство дорог и других объектов не может осуществляться без соблюдения требований для инвалидов. Притом все объекты туристской инфраструктуры стремятся получить знак "Туризм и инвалидность", обозначающий, что этот отель или курорт работает для всех без исключения. В настоящее время им отмечены более 4 тысяч заведений.

Пример доступной среды во Франции - Нант. Именно этот город на западе страны с населением 600 тысяч человек был признан в Пятой республике наиболее благоприятным для людей с ограниченными возможностями.

Доступная среда в придорожном кафе

Елена Курочкина, многократный призер чемпионатов мира по шахматам среди участников с ограниченными возможностями, инвалид-колясочник из Перми, выезжает на турниры в Европу несколько раз в год.

"Как только мы пересекаем границу России и приезжаем в первый европейский город, я впадаю в эйфорию и перестаю думать о том, что где-то не проеду, не смогу зайти в магазин, спуститься в метро - как правило, везде есть лифты - или дотянуться до сушилки для рук в туалете. Во всех городах Европы, в которых я была, есть эта самая доступная среда, причем даже в самом маленьком придорожном отеле или кафе. Сначала я удивлялась, почему они так все соблюдают, а потом поняла. Там очень высокие штрафы, вплоть до закрытия объекта, за отсутствие инфраструктуры для инвалидов", - пояснила корреспонденту РИА.Туризм Елена.

По ее словам, создается впечатление, что в Европе так было всегда. Но на самом деле эта доступная среда была создана за 10-15 лет. "Однажды я пожаловалась владельцу одного из польских отелей, что в России очень плохо с инфраструктурой для инвалидов, и, по всей видимости, еще долго так будет. Как же я удивилась, когда он уверил меня, что 10 лет назад у них в стране тоже ничего не было. Это вселило надежду, что и мы сможем создать за 10 лет доступную среду", - отметила Курочкина.

Можно было бы закончить этот текст словами "Остается на это только надеяться", кабы не приятное обстоятельство - прошедшее в рамках конференции награждение самых активных российских компаний и работников турфирм, чьими стараниями и в России развивается безбарьерный туризм. Премии "Доступный мир" были удостоены: питерские компании "Либерти" и "Радио Гид", а также Petro Palace Hotel, авиакомпании "Россия" и "Трансаэро", Музей пастилы в Коломне и музей-заповедник "Царицино", подмосковные "Арт отель Пушкино" и реабилитационный центр "Огонек", санатории "Анапа" и сочинский "Парус", а также гиды Ольга Максименкова из Санкт-Петербурга и москвичка Светлана Морозова.

Людмила Титова



Поделиться