Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова. Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова "Поможем другу собрать портфель"

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов: «Поможем другу собрать портфель».

Цель - формирование слоговой структуры слов.

Коррекционно- образовательные задачи:

    Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Школьные принадлежности».

    Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, навыки составления и чтения слов.

    Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно - развивающие задачи:

    Развивать связную речь, все виды восприятия.

Коррекционно- воспитательные задачи:

    Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

    Формировать готовность к школе.

    Ход занятия.

1.Орг.момент.

Солнце на небе проснулось

Нам с тобою улыбнулось.

Глазки тихо закрываем

Руки к небу поднимаем

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём

Что ты чувствуешь?

Солнышко дарит всем нам тепло. И мы тоже сделаем подарок солнышку. Споём песенку гласных.

    Фонетическая ритмика гласных звуков.

    Основная часть.

Дети, посмотрите, здесь кто -то оставил какой -то предмет? А что это? (портфель). Как ты думаешь, кто его забыл? А если он в школе, значит кто? (школьник). А как скажем по- другому? (ученик).

Как вы думаете, нам нужно его вернуть хозяину?

Давай попробуем отгадать имя этого ученика.

«Звуковая чашечка «слова Миша.

Логопед поочерёдно называет звуки слова, делая паузы после каждого звука. Дети «собирают» из звуков слово и поочерёдно говорят его на ухо логопеду.

(появляется картинка мальчика).

А как его будут звать, когда он вырастит? Михаил.

Деление на слоги слов Миша и Михаил.

Давайте позовём Мишу (определение ударения).

    Сборы в школу.

Миша никак не может собраться в школу. Хотите ему помочь, собрать портфель?

Посмотри, во всех словах пропал последний слог. Попробуй отгадать эти слова.

Пе днев каран кни тет руч

Прочитай все слова. Как можно назвать одним словом? (учебные вещи)

Задание 1

Слово дневник разделите на слоги.

Задание 2.

В слове ручка определите ударение.

Задание 3.

В слове карандаш какой звук повторяется?

Задание 4.

Слово книги обозначает один предмет или много. А как скажем про один предмет.

Задание 5.

Загадка. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)

Задание 6.

Собери слово из слогов. И ты узнаешь, какого предмета нет на картинках, но его тоже нужно взять. Ли ней ка.

5. «Доскажи словечко».

Ник-ник-ник- твой с пятёрками дневник .

Даш –даш -даш- бывает цветной и простой карандаш

Нал-нал-нал- всё кладу в пенал

Радь- радь –радь - в клетку и в линейку у меня тетрадь .

Как одним словом назвать слова, которые вы сейчас называли? (Учебные вещи).

6. А сейчас вспомните и сложите все учебные вещи в портфель.

Я кладу в портфель …, …,….

    Работа со словарными словами.

Прочитайте слова. Это очень важные слова, их написание нужно запомнить.

Прочитайте первое слово, закройте глаза проговорите его громко, тихо. Прошагайте слово.

Прочитайте второе слово, закройте глаза, проговорите его тихо, громко. Прошагайте слово.

Прочитайте третье слово, закройте глаза, проговорите его. Прошагайте слово.

Пенал карандаш тетрадь

    Работа в тетради.

А теперь запишем эти слова.

Какое слово запишешь первое? Второе? Третье?

    Итог.

Что делали на занятии? О чём узнали?

Марина Маркина
Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов»

Тема : «Волшебное путешествие в лес» .

Цель : Формирование слоговой структуры слов .

Возраст : подготовительная группа.

Задачи :

1) Формирование слоговой структуры 3-х сложных слов с открытым слогом на материале слогов и слов ;

2) автоматизация звука «с» в слогах , словах ;

3) употребления в речи предлогов (в, на, под, существительных единственного и множественного числа

4) формирование просодической стороны речи.

Оборудование : картинки с грибами, картинки к артикуляционным упражнениям, карточки со слогами , картинки с гусеницами, корзинка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент :

Логопед : Здравствуй, меня зовут Марина Андреевна, а как тебя зовут?

Ребенок : (отвечает ребенок)

Логопед : Очень приятно, сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза. Молодец, а теперь открывай. Посмотри, мы с тобой оказались в волшебном лесу на поляне. (на столе разложены картинки с грибами) . Что ты видишь?

Ребенок : Грибы.

Логопед : Правильно, молодец.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

А теперь давай немного поиграем.

Игра «Чего много?» . Я положу в корзинку боровик, а ты? (а я боровичок) . Значит в корзинке будет много чего? (боровиков) (сыроежек, опят, подосиновиков) .

Логопед : А теперь давай немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком, хорошо?

Ребенок : Хорошо.

Артикуляционные упражнения.

- «Почистим зубки»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Футбол»

- «Грибок»

Логопед : Пусть теперь наш язычок отдохнет, а мы поиграем с нашими пальчиками, давай?

Ребенок : Давай.

Мелкая моторика.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Логопед : Теперь пусть наши пальчики отдыхают, а мы поиграем с тобой в другую игру.

Игра «Произнеси слоги » .

СА-са-са (ребенок) – сани (картинка –логопед)

Со-со-со - сок

Су-су-су – суп

Сы-сы-сы – сын и т. д.

Логопед : Молодец. А сейчас давай поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо» . Я произнесу слог , а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (СА-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы и т. д.)

Логопед : А тебе нравится играть с мячом?

Ребенок : Нравится.

Логопед : Тогда давай поиграем в очень интересную игру, которая называется «Один-много» . Для этого нам нужно встать из-за стола, взять мяч и стать на против друг друга. Я бросаю тебе мяч и называю названия гриба в единственном числе. А ты мне во множественном.

Физминутка с мячом. «Один-много» .

Сыроежка - ….(сыроежки)

Боровик - …

Лисичка - …

Опёнок - …

Мухомор - …

Логопед : Умница, теперь будем следующее задание.

Звуковой анализ. (АУ,УА,АИ,ИА,ИУ,УИ) .

Выделение первого звука

Выделение последнего звука

Определение количества звуков в звукосочетании.

Логопед : Молодец. Теперь мы будем играть в игру «Длинные и короткие слова »

Игра «Длинные и короткие слова » .

Я буду называть слова , а ты поднимать стрелочку : длинную, если слово длинное или короткую, если слово короткое :

Гриб, подосиновик, лес, дом, мухомор, опёночек, пень.

Логопед : А сейчас давай посмотрим на картинку. Что ты там видишь?

Ребенок : Гусеницу.

Логопед : А теперь давай посмотрим на картинки и скажем где она сидит.

Упр. «Где сидит гусеница?»

Под грибком

На грибке

В грибке

Около грибка

Логопед : Молодец. А сейчас найди грибы, к которым подходит слово «мой» (по картинкам) .

(боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик, опёнок)

Логопед : Какой ты молодец, справился со всеми заданиями. А теперь давай закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажи, тебе понравилось сегодня играть со мной?

Ребенок : Понравилось.

Итог занятия .

Логопед : Тогда давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ? (зарядку с язычком, пальчиками, произносили слоги , играли в «эхо» , играли с мячом в «один-много» , играли в игры «чего много» , «длинные и короткие слова » , рассказывали «где сидит гусеница» ).

Логопед : Молодец. Мне очень понравилось с тобой играть. Спасибо большое. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Методическая разработка логопедического занятия.

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Группа: Нарушение чтения и письма,обусловленное фонематическим недоразвитием речи

Класс:2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Занятие №1

Тип занятия :

"Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные :

* знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

* умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

* общеучебные: владение основными видами ответов;

* умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

* владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

* уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

Воспитывать:

* усидчивость;

* сдержанность;

* дисциплинированность;

* организованность;

* уважение к коллективу.

3. Развивающая задача:

* развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

* развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

* закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

* развивать мелкую моторику рук;

* формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.

Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* карточки на печатной основе

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"

План занятия

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин)

Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.

а) Беседа

б) Экспериментальная задача

Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Физминутка.

Работа по карточкам

a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная

Развитие графических навыков.

Закрепление пойденного материала

Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I . Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель: правильно разделить слова на слоги.

Задача: определить тему занятия. Актуализировать информациюо том, из чего состоит наша речь, предложение, слово и слог.

Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II . Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель: объяснить, какие есть способы деления слов на слоги. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: фoрмировать навыки слогового анализа.

Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Перечень картинок : мох, сом, суп, шляпа, вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель: объяснить принцип составления графической схемы слоговой структуры слов. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: научить составлять графические схемы слоговой структуры слов.

Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев: е ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

Перечень слов : муха - у а, рубашка - у а а, пузыри - у ы и, торт - о,

музыка - у ы а, карп - а, попугай - о у а, муравей - у а е.

Цель: составить слова из слогов.

Задача: научиться правильно определять последовательность слогов с слове.

На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III . Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

Правую руку – на голову, а левую – за голову;

Левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.

Выразительно читаем.

3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

Перечень слов : дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.

VI . Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

Задача: списать текст без ошибок.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

    Развитие графических навыков.

Цель: развивать зрительный гнозис, ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Задача: нарисовать по клеточкам фигуру зайчика, следуя инструкции логопеда.

VI . Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель : закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача : вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII . Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?

Учебники и дополнительная литература

    З.Е. Агранович “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.

    С.Е. Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, ТЦ"Сфера", Москва, 2007.

    В.Т. Голубь “Графические диктанты”, Москва, “Вако”, 2010.

    Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва “ВЛАДОС”, 2003.

    Л.Н. Ефименкова, И.Н.Садовникова "Исправление и предупреждение дисграфии у детей”, Москва, “Просвещение” 1972.

    Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва, “ВЛАДОС”, 2001.

Конспект фронтального логопедического занятия с учениками 3-х классов
по коррекции смешанной дисграфии

Учитель-логопед Наталья Валерьевна Демидова

Занятие № 27

Тема: Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры.

Грамматическая тема : Уточнение значений суффиксов: уменьшительно-ласкательного -ик-, детёныши -онок-, -ёнок-.

Цель: Формировать умение анализировать и сравнивать семизвучные слова, состоящие из трёх слогов в процессе тренировочных упражнений.

Коррекционные задачи:

Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

Формировать умение сравнивать семизвучные трёхсложные слова;

Развитие словообразования;

Развитие морфемного анализа и синтеза;

Развитие умения определять твёрдые и мягкие согласные;

Развитие слухового, зрительного и двигательного каналов восприятия информации;

Развитие памяти;

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики;

Профилактика глазного и мышечного напряжения.

Образовательные задачи:

Формирование универсальных учебных действий: формулировка темы занятия;

Усвоение грамматического значения суффиксов -ик-, -онок-, -ёнок-;

Уточнение знаний об окружающем мире;

Умение детей пользоваться схемами и пиктограммами.

Развитие умения самопроверки и взаимопроверки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

Воспитание сотрудничества, умение играть в команде;

Воспитание уважения к товарищам.

Тип урока : урок обобщения и систематизации.

Оборудование:

Наполненная песочница;

Камешки-буквы, коробочки от киндер-сюрпризов 6 штук;

Карточки с заданиями (в приложении);

Магнитная азбука;

Комплект письменных принадлежностей;

Презентация к уроку;

Техническое оснащение:

ПК;

Проектор.

Этапы урока:

Организационный момент;

Формулировка темы занятия;

Сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов, в которых закрытый слог в начале и конце слов;

Игра «Логопедическая арифметика»: развитие слогового анализа и синтеза;

Упражнение на развитие слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

Упражнение в нахождении лишнего слова;

Развитие памяти;

Развитие умения делать выводы;

Развитие морфемного анализа: уточнение уменьшительно-ласкательного суффикса –ик- и суффиксов со значением детёнышей - ёнок-, онок-;

Развитие орфографической зоркости;

Упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения;

Игра «Задание для товарища»: умение определять твёрдые и мягкие согласные, роль согласных и гласных букв в русском языке;

Рефлексия.

Литература:

1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты, занятия по развитию письменной речи (7 – 10 лет). Практическое пособие для учителей, логопедов, родителей. С.Пб.: КАРО, 2007 – 112 с.

2. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Тута О.С., Бурина Е.Д. и др. – С.Пб.: КАРО, 2006. – 112 с.

3. Грабович Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – С.Пб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 50 с.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Запись даты.

2. Логопед произносит слова: бантики, зонтики. Слайд 3

Что общего у этих слов? (ученики устно проводят количественный звуковой и позиционный слоговой анализ с помощью нижних значков в воздухе слияния + примыкания – 7 звуков, отхлопывают слово - 3 слога);

Произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый закрытый, второй и третий открытые).

Логопед или ученик на доске записывает схему слов (сгс+сг+сг).

3. Устно дается образец слов. Слайд 4: (телёнок, лисёнок)

Что общего у этих слов? (7 звуков, 3 слога);

Произнесите слова по слогам, какая структура слогов в этих словах? (первый и второй открытые, третий закрытый).

Логопед или ученик на доске через тире записывает вторую схему (сг+сг+сгс).

Слайд 5.

II. Основная часть.

1. Формирование УУД в нахождении темы занятия.

Всего две схемы слов. Какие слоги у первой схемы, у второй? Что мы будем сравнивать? Какая тема занятия? (Сравнение семизвучных слов, состоящих из трёх слогов разной структуры). Слайд 6.

Молодцы, мы сегодня будем сравнивать: находить общее и разное в семизвучных словах разной звуко-слоговой структуры.

2. Актуализация знаний (Слайд 7: картинки и слова: бантики, зонтики – телёнок, лисёнок).

Это слова занятия, сравните их, что общего? (7 зв., 3 слога);

Какая разница? (местоположение слогов);

3. Упражнение в песочнице «Найди свое задание».

Инструкция: Найдите в песке все спрятанные предметы (ученики в песке отыскивают коробочки с заданием и камешки-буквы, камушки складывают в середину песочницы, коробочки (от киндер-сюрприза) забирают на свои места). В каждой коробочке индивидуальное задание.

4. Упражнение «Логопедическая арифметика» (развитие слогового анализа и синтеза).

Устная совместная работа (пример). Слайд 8.

У тё нок (2) + куби ки (3) + телё нок (3) = ?

(лиса – а ) + ки ки мора (2) + пас ти ла (2) = ?

Инструкция: дано три слова, вертикальными линиями поделите слова на слоги, карандашом обведите заданный слог, сложите их и образуйте новое слово, слоги будут в разной последовательности, как поможет тема занятия, какой структуры будут слова? (ответы детей);

Да, закрытый слог будет в начале слова или в конце: сгс-сг-сг, сг-сг-сгс (дети составляют по одному слову - работа с карточкой).

Кто будет готов, подходит к песочнице и выкладывает своё слово из камушков-букв на песке.

Слайд 9. (задания на карточках – информация для гостей).

утёнок (2) + коса (1) + щенок (2) = ?

лягушонок (3) + мыши (1) + котёнок (3) = ?

посёлок (2) + рыба (1) + телёнок (3) = ?

мотор(2) + мальчики(3) + тишина(1) = ?

куски (1) + кино (1) + бантики (2) = ?

(мосты - ты) + киви (1) + картина (2) = ?

6. Упражнение на развитие внимания, звукового анализа слов (все ученики у песочницы, слова выложены на песке).

Для чего мы должны знать количество и место звуков в слове? (надо правильно обозначить каждый звук буквой на письме и не пропускать ни одной буквы).

Будьте внимательны, еще одно слово составим вместе.

Инструкция: назовите заданный слог и звук в нем, из звуков вместе образуйте новое слово (задание даётся каждому ученику):

В слове котёнок назови в третьем слоге последний звук ([к]), возьми букву, обозначающую этот звук;

В слове мышонок – в 3 слоге второй звук ([о])

В слове рысёнок – в в третьем слоге последний звук ([к])

В слове листики – в первом слоге второй звук ([и])

В слове мостики – во втором слоге, второй звук ([и])

В слове кустики – во втором слоге первый звук ([т`])

Составьте слово (котики)

7. Упражнение в сравнении слов занятия (песочница).

Назовите слова, где закрытый слог в начале слова (мостики, листики, кустики),

Назовите слова, где закрытый слог в конце слова (котенок, рысёнок, мышонок);

Какие слоги есть еще во всех словах? (открытые);

- все слова подходят к теме занятия? (нет, есть лишнее слово – котики);

Почему? сколько в нем слогов? (3), в наших словах тоже три слога.. (в нём три открытых слога);

Молодцы, закопайте его песком;

- что общего в словах? (7 зв.,3 слога)
- что разное? (место слогов);

8. Упражнение на развитие зрительной, ассоциативной памяти.

С помощью условных знаков (жесты, мимика) повторим слова (память).

Садитесь на места.

9. Работа в тетрадях (дифференциация структуры слов).

Слайд 10. Запоминалочка: «Что делаю, когда пишу?» Обсуждение: когда я пишу, думаю о слияниях и примыканиях, проговариваю, записываю.

Поделите тетрадь на две колонки;

Озаглавьте колонки в соответствии с темой занятия (нижними значками);

Вспомните, сравните и запишите по слогам все слова, которые вы составили, в нужную колонку, получится шесть слов;

Обменяйтесь тетрадями, в чужой тетради карандашом впишите недостающие слова;

Проверьте себя еще раз;

Слайд 11. тор-ти-ки ко-тё-нок

Кус-ти-ки мы-шо-нок

Мос-ти-ки ры-сё-нок

Вывод:

Для чего мы должны уметь делить слова на слоги? (для переноса слов, это ритм речи);

10. Развитие морфемного анализа.

В словах левой колонки укажите окончание, корень;

Здесь корень является словом? (да);

Что находится между корнем и окончанием? (суффикс –ик-), обозначьте его. Слайд 12;

Мост-мостики, какое значение суффикса –ик-? (уменьшение);

Слайд 13: (винт, нож). Выберете слово из которого с помощью суффикса –ик- можно образовать семизвучное слово во мн.числе, первый слог закрытый, второй и третий – открытые (винт - винтики);

Запишите слово.

В словах левой колонки укажите корень (кот, рыс, мыш), какая часть слова осталась? (онок, ёнок), это суффикс или окончание? (суфф.) Слайд 14.

Какое значение имеют суффиксы -онок-ёнок- ? (это детеныши);

Обозначьте суффикс;

Слайд 15. (конь, гусь). Выберете слово, из которого с помощью суффикса

-ёнок- можно образовать слово – детёныш животного, где в начале два открытых слога, последний закрытый слог? (гусь – гусёнок);

Запишите слово;

11. Развитие орфографической зоркости.

Поставьте ударение в каждом слове;

Подчеркните только ту гласную, которую нужно проверять (котёнок);

Как проверим? Слайд № 16 (алгоритм проверки безударной гласной - выделяю корень, проверка завершена).

12. Динамическая пауза (упражнение для снятия глазного и мышечного напряжения).

13. Игра «Задание для товарища» (две команды). Слайд 17.

Ученики делятся на две команды, каждая команда получает карточку со словом (телефон, картина)

Инструкция:

Определите каждый согласный звук слова – твёрдый или мягкий;

С помощью магнитной азбуки (синие и зелёные буквы) выложите на доске согласные буквы, в соответствии с местом в слове, это задание-шифровка для товарищей;

Команды меняются местами.

Назовите согласные звуки твёрдо или мягко (т` л`ф н; к р т` н), разгадайте слово, добавьте гласные (обсуждается роль гласных в русском языке).

Команды получают карточку с двумя предложениями.

Стоит на столе.

На стене.

В какое предложение нужно добавить ваше слово? (устные ответы).

14. Работа в тетрадях.

Запишите каждое предложение с новой строки (логопед диктует).

Телефон стоит на столе.

Картина висит на стене.

С помощью нижних значков проверьте свои записи;

Сколько слов в первом предложении? (4);

Подчеркните точку;

Найдите маленькое слово-предлог, как пишется предлог? (отдельно), обведите его в кружок;

- (аналогично анализ второго предложения).

III. Организация итога занятия.

15. Рефлексия.

С какими словами мы сегодня занимались? (семизвучные слова с тремя слогами);

Место слогов во всех словах было одинаковое? (нет, в одних словах закрытый слог был на первом месте, в других словах закрытый слог был на последнем месте);

Для чего мы должны уметь делить слова на слоги?

Для чего мы должны знать, сколько звуков в слове?

Как мы образовывали новые слова? (делили слова на слоги, складывали их…, находили звуки в слове, из звуков получалось новое слово..)

Какие суффиксы обозначают детёнышей? (-онок-ёнок-);

Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? (-ик-)

Что было для вас трудным?

Что понравилось?

16. Оценка деятельности учащихся.


Задачи:
Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Озёрского городского округа

"Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»

Конспект логопедического занятия

по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня

на тему "Путешествие на поезде"

Подготовила учитель-логопед

Палажникова Е.В.

г. Озерск

2016

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
  • Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
  • Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).

Оборудование: игрушки, самодельные длинный и короткий поезд, фуражка машиниста, игрушечная железная дорога и поезд, дудочки, символы гласных, прищепки, предметные картинки, "волшебный мешочек"

Подготовительная работа: рассматривание картины "Поезд", беседа о частях поезда, назначении, звуках, которые издает поезд, рассказ о профессии "Машинист".

Ход занятия:

  1. Длинный-короткий.

Дети, приглашаю вас в путешествие на поезде. Посмотрите, на вокзале стоят два поезда: длинный и короткий. Помогите игрушкам найти нужный поезд. Послушайте внимательно, как я буду называть игрушки. Если название игрушки длинное, нужно посадить ее в длинный поезд, а если название игрушки короткое, посадим ее в короткий поезд.

Кот, неваляшка (матрешка), ежик, медвежонок, обезьяна, жук.

Все игрушки нашли свое место. Нам тоже пора, построим свой поезд. Я буду машинист, а вы пассажиры, вставайте за мной. Пассажиры к путешествию готовы?

Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух.

  1. Звуки поезда (темпо-ритмическая организация речи).

Какие звуки издает поезд? - фонограмма

Постучи, как колеса. Погуди, как паровоз. Посвисти, как машинист.

/// /, // // //, // ///, / // /

  1. Пропевание сочетаний 3 гласных звуков.

Наша 1 остановка у девочек-звучалочек. Какую песенку поет девочка? (а, у, и, э, о)

И мы споем песенки: АУИ, ОИЭ и т.д. (индивидуально, вместе)

  1. Проговаривание слоговых цепочек.

С пальцами играем,

Слоги называем.

Па-па-ба (на каждый слог прикасаться растопыренными пальцами обеих рук)

Та-да-та (на каждый слог сжимать и разжимать кулачки)

Ма-мо-му (на каждый слог соединять и растопыривать пальцы на обеих руках) и т.п.

  1. Выкладывание слова по слогам (прищепки или бусины).

Запыхтел паровоз/ И вагончики повез. / Чух-чух-чух, чух-чух-чух, / Мчит по рельсам во весь дух.

Мы приехали в гости к Буратино. Здравствуйте, у меня есть книжка с загадками, попробуйте угадайте.

В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)

К расная ягода приятна,

Душиста, ароматна,

На колючих кустах растёт,

По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)

Сделан из резины.
Купили в магазине
Скачет звонко
В руках ребёнка! (Мяч)

Ж елтобрюхий, ароматный,

Кислый он не вероятно,

В чай для вкуса добавляют,

Подскажи, как называют? (Лимон)

Я землю копала -
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (лопата)

И х любят взрослые и дети,

И обезьянки все на свете,

Они на пальме созревают,

Из жарких стран к нам приплывают! Банан

Прохлопайте свое слово и выложите с помощью прищепок. Проговаривание слов по слогам.

  1. Волшебный мешочек.

Запыхтел паровоз…

Незнайка предлагает узнать, что в мешочке. Послушайте, как говорит Незнайка. Похлопайте, если Незнайка правильно назовет слово.

Машина - шамина, нашима, маши, машина.

Сапоги - посаги, сапи, споги,сапоги.

Молоко - моко, моколо, момоко.

Петух - тух, тухтух, путех, петух.

Диван - видан, дван, дивант, диван.

  1. Рефлексия.

Запыхтел паровоз… Закончилось наше путешествие. Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, что больше запомнилось?

Литература

  1. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно».
  2. Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей» - Санкт-Петербург, «Детство- Пресс»

Поделиться