Какие грехи называть на исповеди краткий перечень. Подготовка к исповеди

Церковная жизнь состоит не только из посещения богослужений. Это лишь малая ее часть. Настоящий христианин должен заниматься духовной работой, для чего Господь установил таинство исповеди. Но многим мешает обычное смущение, люди теряются перед незнакомым батюшкой. Они не знают, как себя вести, что говорить, как правильно называть грехи на . Разберемся, как следует готовиться к этому важному событию, есть ли сугубо «мужские» и «женские» провинности, как правильно каяться.


Что такое исповедь

Традиционное исповедание грехов существует в исторических церквях, католической и православной. Часть протестантских конфессий тоже практикует исповедь, но не делает ее обязательной для всех, кто желает . У большинства же других христианских деноминаций исповедь как таинство вовсе отсутствует. Но эту традицию свято чтут православные.

Случается, человеку просто требуется излить душу. Не всегда он хочет открываться близким людям - ведь они могут узнать что-то неприятное для себя, неправильно понять. Не принято доверительное общение и с незнакомцами. Как же быть в таком случае? Верующие могут прийти в храм, чтобы совершить покаяние (это и есть исповедь).


Как проходит исповедь

Для того, чтобы примириться с Господом, вернуть душе состояние покоя, необходимо прийти в храм и узнать, в какое время проводится таинство. Время в разных храмах устанавливается по-своему.

  • Не следует путать очищение совести с задушевной беседой. Для нее лучше назначить отдельное время.
  • Называть грехи на исповеди надо честно, ничего не утаивая, но избегая излишних подробностей, особенно если речь о плотских прегрешениях.
  • Отвечайте на вопросы священника кратко и не оправдываясь.
  • По окончании духовное лицо прочитает разрешительную молитву. После нее совесть христианина считается такой же чистой, как и сразу после крещения.

Как правило, большинство прихожан на другой день допускаются к , так что совмещают покаяние и телесный пост. Это приносит большие духовные плоды.


Как приготовиться к исповеди

Многие не знают, что говорить на исповеди. Но если должным образом приготовиться, вопрос окажется не таким сложным. Каждый понимает, что такое грех - поступок, совершенный против Божьей воли, нарушение Его заповедей. Христиане также не должны вредить своим ближним - не только физически, но и морально. Даже худое слово, слетевшее с уст в момент гнева, противно . Есть люди, которые считают, что если они никого не ограбили, то и грехов особых у них нет. Это глубокое заблуждение.

Чтобы ничего не забыть, многие прихожане составляют список грехов. Это не запрещено, но он не должен быть копией с чужого.

Какие бывают прегрешения

С первых веков христианства люди пытались понять, что является грехом, а что нет. Духовные отцы исследовали человеческую душу, поясняли, как происходит духовная деградация. Ведь восстание против воли Божьей происходит не за один день. Сначала человек видит что-то неподходящее, затем возникают помыслы («а что в этом плохого»), затем появляются желания и только потом христианин решается на первый шаг. Вот почему следует очень внимательно относиться ко всему в свой жизни.

В творениях святых отцов можно найти множество грехов, но в целом они делятся на две большие категории:

  • против Господа;
  • против окружающих.

Подобная классификация установлена Самим , о чем повествует Евангелие от Матфея (22 глава, стихи 37-40). Если верующий проанализирует свои поступки с точки зрения отношения к Господу и ближним, у него не возникнет вопроса, как надо каяться. Подобные затруднения возникают только от невнимательности к своей душе. Такие прихожане стремятся говорить только о маловажных вещах, избегая серьезных проблем, которые есть у них в жизни.

Чтобы по-настоящему покаяться, требуется определенное мужество. Ведь если вы признали сложности, надо будет что-то сделать для их разрешения, начать борьбу со своими страстями, слабостями, пороками.

Перечень грехов на исповеди для женщин

Хотя люди равны перед Богом, Он создал их с разными целями. Мужчина призван быть наставником, защитником, руководителем. Женщина отвечает за рождение и воспитание детей. Поэтому ее прегрешения могут быть особенными. Наиболее тяжкое - прерывание беременности, неважно на каком сроке. Это считается в православии убийством собственного ребенка, даже если существуют медицинские показания. Вот некоторые другие прегрешения.

  • Недовольство собственной жизнью, стремление приобретать новую одежду и предметы обихода (не по необходимости, а чтобы похвастаться перед подругами);
  • Пристрастие к сладостям, особенным продуктам;
  • Тщеславие (стремление получать похвалу от окружающих, услаждение собственной красотой, выставление на показ своих фотографий);
  • Особенно падки женщины бывают на сплетни, осуждение других, выискивают у ближних грехи, порицают их слабости;
  • Сегодня, к сожалению, многие девушки пьют и курят наравне с мужчинами, не берегут свое здоровье. Разрушение собственного тела также является грехом, ведь оно дано Богом для того, чтобы служить обителью Духа Святого.

По замыслу , мужчина призван оберегать свою мать, жену, сестру. Но и они должны относиться к нему с уважением, быть послушными. Современное общество навязывает стереотип развязной, откровенно одетой и бесстыдной женщины, «охотницы» за мужчинами. Следование этому примеру также является грехом.

Перечень грехов на исповеди для мужчин

Как советует известный православный протоиерей А. Ткачев, не стоит выискивать свои прегрешения, используя длинные списки, состоящие из сотен грехов. Современная жизнь дает каждому из нас все новые возможности согрешать, сегодня они связаны с информационным пространством, социальными сетями. Если погружаться в поиски, то человек может «накопать» множество прегрешений. На этом духовная жизнь мужчины может закончиться, потому что душа его впадет в состояние ступора.

Невозможно человеку на грешной земле достичь абсолютной святости. Грехи можно осознать, только находясь на свету. Справочники в этом не помогают, нужно молиться о том, чтобы послал благодать, дал уразуметь свою нечистоту. Нельзя также полностью считать себя погибшим, ведь Бог готов протянуть грешнику руку помощи. Поэтому прежде всего следует искать не искать прегрешения, а благость и милость Творца.

Чтобы лучше разобраться в себе, можно использовать такой список для мужчин:

  • Имел сомнение в существовании , проявлял маловерие.
  • Ухаживал за замужними женщинами, соблазнял их.
  • Сквернословил, оскорблял окружающих словесно.
  • Пьянствовал, пропивал семейные деньги, употреблял наркотические вещества, курил.
  • Вступал в драки, вел себя вызывающе.
  • Вел себя неподобающе в храме, опаздывал на службу, уходил преждевременно.

Перед христианином не стоит цель перечислить абсолютно все существующие грехи. Корень у большинства из них одинаков - либо маловерие, либо гордыня или приверженность другим страстям. Многие из них сегодня не только не считаются чем-то постыдным, но люди соревнуются в том, чтобы нагрешить побольше (например, кто больше выпьет или соблазнит больше девушек).

Задача мужчины быть опорой для жены и примером для детей. Многие же современные отцы семейства стремятся избегать своих обязанностей, колотят жен, пьянствуют, пренебрегают воспитанием собственных детей. Да и в храме бывают лишь дважды в году, на больших праздниках либо крестинах кого-то из родственников. Веру в Господа они считают чуть ли не слабостью, не хотят соблюдать заповедей. Таким людям следует тщательно пересмотреть свою жизнь.

Даже если после исповеди у вас не наступило облегчение, сдаваться нельзя. Иногда

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

Самое трудное дело в жизни - Исповедь. Читайте, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, что говорить батюшке и как называть грехи на исповеди?

Исповедь: читать грехи, готовиться перед исповедью

Самое трудное дело в жизни - Исповедь. Ведь почти никто никогда не рассказывал о себе постороннему человеку плохого. Мы так часто стремимся казаться себе и другим лучше, чем есть на самом деле… Из нашей статьи вы узнаете, как готовиться молитвой, постом и покаянием к Исповеди и Причастию, что говорить батюшке и как называть грехи на исповеди.



Таинство Исповеди и Причастия

Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Таинство Причастия следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами - на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.



Таинство Исповеди - очищение от всех ошибок и грехов

Исповедь, как мы рассказали, предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.


Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник - лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них - священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на Исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.



Как готовить грехи на исповеди

На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:


    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов - голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде - это воровство, злоба и гнев, предательство.


    Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.


    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной - прелюбодеяние, секс вне брака - блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь - обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.


    Хорошая привычка - анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи - благодарите Бога и Его помощь за них.


    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги - «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей. В книге о.Иоанна Исповедь строится по Заповедям Блаженства (Евангельским) и по Десяти Заповедям. Предлагаем самостоятельно составить список грехов для Исповеди.



Список грехов для Исповеди

Это список семи смертных грехов - пороков, которые дают начало другим грехам. Название «смертный» означает, что совершение этого греха, а особенно привычка к нему - страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои грехи в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание постигнет человека, сколько сам он вынужден будет отправить в ад - туда, куда ведут его грехи.


    Гордыня - и тщеславие. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех - и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» - важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном - тот самый случай тщеславия).


    Завистливость - и ревность. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все. Ревность не по разуму также грех, ведь мы часто завидуем обычной жизни без нас наших супругов или любимых, не даем им свободы, считая своей собственностью - хотя их жизнь принадлежит и им, и Богу, а не нам.


    Гнев - а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди - убийство. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство.


    Лень - а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно.


    Алчность - а также жадность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.


    Чревоугодие - постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно).


    Блуд и прелюбодеяние - это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние - состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать - вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.



Грехи в Православии

Зачастую можно услышать, что самый страшный грех - гордыня. Так говорят потому, что сильная гордость застилает глаза, нам кажется, что никаких грехов у нас нет, а если мы что-то и сделали - то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем быть повинны в очень многих грехах даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя изгнать грехи из души исповедью.


Однако, пожалуй, самым страшным из грехов является самоубийство - ведь его уже нельзя исправить. Самоубийство ужасно, ведь мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими - жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.


Страсти, пороки, смертные грехи очень трудно изгнать из себя. В Православии нет понятия искупления страсти - ведь все наши грехи уже искуплены Самим Господом. Главное, мы должны исповедоваться и причаститься в храме с верой в Бога, подготовившись постом и молитвой. Затем, с помощью Божией, перестать совершать греховное действие и бороться с греховными мыслями.


Не стоит искать особо сильных эмоций перед Исповедью и во время нее. Покаяние - это понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств - неправедны и являются грехами; твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании; вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь.



Как правильно прийти на исповедь, исповедоваться

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.


    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) - кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.


    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).


    Священник выйдет к месту исповеди - обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря - и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов - на случай, если вы забыли некоторые грехи - священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.


    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом - задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», - или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, - назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.


    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).


    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника - подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.



Причастие после Исповеди

Самая сильная молитва - это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Каждому человеку нужно иногда причащаться Святых Христовых Тайн - Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


К Таинству Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:


    Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале - от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.


    Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.


    Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.


    За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).


    Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.


    Лучше посетить вечернее богослужение - Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.


    Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.


    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди - ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок - большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.


    Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


Да хранит и просвещает вас Господь наш Иисус Христос!


Примерный перечень грехов для подготовки к исповеди

Грехи против Бога и Его Церкви


Неверие в Бога, сомнение в истинах веры, непринятие догматического и нравственного учения Церкви, своеумная трактовка догматов веры. Хула на Бога, Божию Матерь, Святых, на Церковь.

Неимение интереса и желания узнать о Боге и Церкви. Пренебрежение к познанию веры, чтению Священного Писания, подлинно церковных книг, неразборчивость в чтении. Принятие различных суеверий, слухов, нетрезвого кликушества, языческих и народных обычаев, околоцерковного политиканства за церковное учение, нерадение узнать точное мнение Церкви об этом. Гадание, обращение к экстрасенсам и целителям, вера астрологическим прогнозам, увлечение чуждыми христианству оккультными, теософскими и прочими учениями, стремление «совместить» их с христианством, «подстроить» под них предметы церковного обихода.

Неблагодарность Богу, ропот, предъявление Ему «претензий», обвинение Бога в неудачах своей жизни. Любление мира сего больше, чем Бога, предпочтение заповедям Божиим человеческих соображений «выгоды», комфорта и т. п. Вещелюбие. Восприятие Бога как «гаранта» моей благополучной жизни, потребительское, «торговое» отношение к Богу и Церкви.

Ненадеяние на Бога, отчаяние в своём спасении, в милости Божией. С другой стороны, безрассудное упование на «всепрощение» Божие при сознательной греховной жизни и нежелании исправлять её.

Нерадение к молитве, как к личной, так и церковной, непонимание необходимости в молитве, непонуждение себя к ней. Формальное отношение к молитве, невнимание, рассеянность на молитве, подмена её «вычитыванием правил» или «выстаиванием богослужений». Потеря благоговения и страха Божия, нечувствие Бога. Развлечение, разговоры, рассосредоточенность, ходьба, шум и отвлекающие от молитвы ненужные действия в храме во время богослужения; придавание большего значения свечкам и запискам, чем собственно храмовой и личной молитве.

Нарушение без уважительных причин дисциплинарных уставов Церкви - постов, постных дней. С другой стороны, излишнее внимание им, нарушающее иерархию христианских ценностей, когда посты и дисциплинарные уставы из средства, помогающего духовной жизни во Христе, становятся целью, что приводит к тяжёлому греху фарисейства.

Редкое участие в Таинствах исповеди и особенно Святого Причащения. Формальное, небрежное к ним отношение. С другой стороны - потеря благоговения перед святыней, легкомыслие. Магическое отношение к Таинствам, восприниятие их как некоей «таблетки»; также магическое отношение к церковным символам и предметам.

Неосознанное или неправильно понимаемое участие в церковной жизни. Предпочтение обрядовой стороны Церкви нравственному евангельскому усилию души, выстраиванию своей жизни по Христу.

Грехи против ближнего

Непочитание родителей, необеспечение их в старости, пренебрежение ими, неснисходительность к их немощам, раздражение, проявляемое словами и делами. Ссоры и скандалы в семье, нехранение мира. Повышенная требовательность, придирчивость к супругу (супруге), нежелание выслушать, понять, уступить друг другу. Ревность. Неуделение должного времени и внимания детям, крик, наказание без нужды и без меры, небрежение к воспитанию детей. Подмена нравственного, культурного и социального воспитания, требующего личного усилия родителей, безответственным формальным участием в Таинствах и обрядах Церкви.

Супружеские измены. Соблазнение ближних, приводящее к разрушению семей. Аборт; согласие с ними супруга, понуждение на него.

Чёрствость, жестокость, немилосердие, подлость, ненависть, выражаемые в словах и делах. Непочитание старших. Почитание других хуже себя, нехранение чести и достоинства ближнего, неуважительное, потребительское отношение к людям, как к инструментам для своих целей. Личный и семейный эгоизм.

Обман, ложь, неверность слову, лжесвидетельство, клевета, оговор ближних, воровство, нечестность во всех видах.

Разделение людей на «нужных» и «ненужных», начальников и подчинённых и проч., с соответствующим неевангельским отношением к ближним (лицеприятие). Лесть, подхалимство, беспринципность, заискивание, искание своей выгоды больше чем пользы дела по отношению к начальствующим. Грубость, пренебрежение, бесчеловечное обращение, невнимание к нуждам подчинённых. С другой стороны - недолжное, наглое отношение к начальству, невзыскательное потакательство непрофессиональности, распущенности подчинённых. Неумение и нежелание выстроить со всеми людьми ровные, мирные, уважительные отношения. Непорядочность.

Вовлечение в орбиту своих страстей других людей; потакательство чужим страстям. Непресечение, когда это в наших возможностях, разного рода бесчиний по трусости, человекоугодию, «нежеланию связываться» или ложно понятой «дружбе»; незаступление за слабых, обижаемых. Нежелание помогать людям в их нуждах, жертвовать временем и средствами ради ближнего, «затворение» сердца.

Наглость, хамство, сквернословие, матерщина (в том числе и прилюдно), невоспитанность. Хвастовство, превозношение, подчеркивание своей «значимости». Лицемерие, почитание себя «учителями», неуважительное навязчивое нравоучение, непредоставление необходимого под предлогом «благочестия» (в церковной среде), фарисейское нежелание утешить, облегчить участь ближнего.

Ненависть к иным нациям и народам (напр. антисемитизм), к людям, придерживающимся других взглядов.

Грехи против самого себя

Нечестность перед самим собою, попрание совести. Непонуждение себя на добро, непротивление сущему в нас греху.

Асоциальность под предлогом «благочестия»: нежелание учиться, работать. Нежелание всесторонне развивать себя как христианскую и культурную личность; приверженность потребительской «попсовой» антикультуре. Неосознавание своего христианского достоинства, позволение манипулировать собою, унижать себя (ложно путая это со «смирением»). Принятие по некоему «стадному» чувству в качестве авторитетов безнравственных и далёких от христианства людей (например, деятелей шоу-бизнеса и проч.). Излишнее увлечение телевидением и т. п., бездумным потреблением информации, сплетнями. Некритическое отношение к «общественным мнениям», когда они явно противоречат Евангелию.

Вред здоровью посредством курения, наркомании, неумеренного употребления алкоголя и проч.

Блудные грехи. Нехранение себя от нецеломудренных впечатлений.

Чревоугодие, объядение, невоздержанность.

Сребролюбие, жадность, накопительство. Излишняя расточительность, увлечение ненужными покупками.

Гневливость, неумение успокаиваться, мстительность.

Леность, праздность, уныние.

Тщеславие, самомнение, гордость, почитание себя за «нечто». Эгоцентризм, обидчивость, а также и другие грехи, в которых обвиняет нас наша совесть.

Беседа перед исповедью

«Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет нелегкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1). Если ты решил говеть, явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

В частности к вопросу о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято, по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым «дреманием леностным», неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться, это, во-первых, а во-вторых – необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения к близкой новой исповеди.

Другой смущающий вопрос – это вопрос о духовнике: к кому идти? Держаться ли одного во что бы то ни стало? Можно ли менять? В каких случаях? Опытные в духовной жизни отцы утверждают, что менять не следует, даже если это только твой духовник, а не духовный отец, руководитель твоей совести. Бывает, правда, что после удачной исповеди у священника последующие исповеди у него же выходят какими-то вялыми и слабо переживаются, и тогда является мысль о перемене духовника. Но это – недостаточное основание для такого серьезного шага. Не говоря уже о том, что наши личные ощущения на исповеди не касаются существа таинства, – недостаточный духовный подъем во время исповеди часто бывает знаком нашего собственного духовного неблагополучия. Об этом о. Иоанн Кронштадтский говорит: «Покаяние должно быть совершенно свободное и никак не вынужденное лицом исповедующим». Для человека, действительно страдающего язвой своего греха, – безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение.

Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Вот тут-то и важно отличать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедующегося , вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего – не «благочестивый обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность – уже степень святости, а бесчувственность, неверие – положение вне святыни, вне Бога.

Разберемся, как нам относиться к таинству покаяния, что требуется от приходящего к таинству, как к нему готовиться, что считать важнейшим моментом (в той части таинства, которая касается исповедующегося).

Несомненно, первым действием будет испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству (говение). «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий», – говорит о. Иоанн Кронштадтский. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их «гнусности». «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи» – «не украл, не убил» – таково обычно начало исповеди у многих. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность – разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не «окамененным нечувствием», как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предварящей»? Почему святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреши на земли от века, якоже согреших аз окаянный и блудный», а мы убеждены, что у нас все благополучно! Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы, раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.

Поэтому прямой путь к познанию своих грехов – это приближение к свету и молитва об этом свете, который есть суд миру и всему «мирскому» в нас самих (Ин. 3, 19). А пока нет такой близости ко Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть – по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед причащением), по некоторым местам Евангелия (например, Рим. 5, 12; Еф. 4; Иак. 3).

Разбираясь в своем душевном хозяйстве, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин . Например, очень важны – рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания, но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, насмешливость, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, обстановке дома – то надо внимательно исследовать, не является ли это формой «многообразного тщеславия». Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отшедших, то кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысл Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, – вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, особенно бок о бок с нами живущие, близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания. Необходимо еще перед исповедью просить прощения у всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах . В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и, посадив себя на простую и питательную духовную диету, молитвой и добрыми делами упростить и прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Но знать свои грехи – это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание – искреннее, добросовестное, – когда оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния (если мы исповедуем мужественно и этот грех – наше «окамененное нечувствие»). Все же «сокрушение сердца», скорбь о грехах своих есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь. Но что же делать, если «иссохшее греховным пламенем» наше сердце не орошается живительными водами слез? Что, если «немощь душевная и плоти неможение» так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Это все-таки не причина откладывать исповедь – Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедание, наименование наших грехов может смягчить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

Больше же всего к преодолению нашей духовной вялости служат приготовления к исповеди, пост, который, истощая наше тело, нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие, молитва, ночные мысли о смерти, чтение Евангелия, житий святых, творений св. отцов, усиленная борьба с собой, упражнение в добрых делах. Наше бесчувствие на исповеди большей частью своим корнем имеет отсутствие страха Божия и скрытое неверие. Сюда и должны быть направлены наши усилия. Вот почему так важны слезы на исповеди – они размягчают наше окаменение, потрясают нас «от верху до ногу», упрощают, дают благодетельное самозабвение, устраняют главное препятствие к покаянию – нашу «самость». Гордые и самолюбивые не плачут. Раз заплакал, значит – смягчился, истаял, смирился. Вот почему после таких слез – кротость, безгневие, умягченность, умиленность, мир в душе у тех, кому Господь послал «радостотворный (творящий радость) плач». Не нужно стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывая наши скверны. «Тучи ми подаждь слез в поста красный день, яко да восплачу и омыю скверну, яже от сластей, и явлюся Тебе очищен» (1-я седмица Великого Поста, понедельник вечера).

Третий момент исповеди – словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди») . Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто возможности вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения; но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу – мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?

Знак завершившегося покаяния – чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху . Но, говорят, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное – уверенность, что грех повторится? Ведь опытом своим всякий знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам, наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения, «подпрыгнешь – и опять останешься на том же месте!» Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает случая, чтобы при наличии доброго желания исправиться последовательные исповеди и Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что – прежде всего – мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, так как и он, судящий, и то, что он судит, – величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившаяся зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха – тщеславия и гордости. Часто бывает, грех-то остался, но частые исповеди и причащение Святых Христовых Таин расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдания о своих грехах – разве не приобретение?! «Не устрашайся, – говорил Иоанн Лествичник, – хотя бы ты падал каждый день и сколько бы ни отходил от путей Божьих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

Если же нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет. Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Это бы значило погубить все приобретенное. «Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти; яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю – воздыхание и якоже блуднице – слезы».

Священник Александр Ельчанинов
Поделиться