Готовый читательский дневник 1. Читательский дневник ученика по литературе в школе

Зеленые страницы. Плешаков А.А.

4-е изд.- М.: 2017 - 224с. 15-е изд.- М.: 2012 - 224с.

Книга для младших школьников, посвященная природе родной страны и родного края, содержит рассказы - страницы. Они знакомят с удивительным природным многообразием - от травы у порога до птиц и зверей. Особое внимание уделено раскрытию экологических связей в окружающем мире. Книга предназначена для использования на уроках и во внеурочной деятельности, для самостоятельного чтения. Будет интересна не только детям, но и учителям, родителям, которые вместе с ребёнком захотят встретиться с неповторимым миром живой природы.

Формат: pdf (2017 , 224с.)

Размер: 46 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 2012 , 224с.)

Размер: 39,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ЗЕЛЁНЫЕ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПРИРОДЫ 3
Страница первая, которая рассказывает о траве у нашего дома 4
Птичья гречишка -
Из жизни одуванчика 6
Тысячелистник 8
Кислый, но вкусный 9
Репейник, он же лопух 11
Самая горькая трава 12
Зелёный путешественник 13
Подружитесь с крапивой 15
Житель пустырей 17
Страница вторая, где речь идёт о первых цветах, встречающих весну 19
Самая смелая -
Дарящая мёд 20
Торопливая хохлатка 22
Ветреница 23
Бодрый, свежий, умытый 25
Гусиный лук 26
Трава, навевающая сны 28
Ключи от лета 29
Страница третья, написанная с надеждой, что на Земле всегда будут цвести цветы 31
Страница четвёртая - о деревьях 34
Про берёзу и берёзовый сок -
Сила и слабость дуба 37
Дерево-горожанин 40
Смелое дерево 43
Страница пятая, герои которой - мхи 46
Ниже травы -
От Арктики до Антарктиды 47
С чего начинается мох 49
Живая губка 50
Кукушкин лён, страусово перо и другие 51
Страница шестая - про грибы 53
Не растения и не животные -
Зачем грибы лесу 54
Его величество боровик 56
Коварные двойники 58
Волчий табак, заячья картошка 60
Отправляясь за грибами 62
Страница седьмая, почти сказочная, которая приглашает в гости к лишайникам 63
Костюмерная лесного царя -
Накипные, листоватые, кустистые 65
Союз гриба и водоросли 66
Ягель 68
Долгожители 70
Лишайники покидают города 71
Страница восьмая, события которой происходят в паутинном царстве 73
Страница девятая - о сложных отношениях человека и насекомых 77
Страница десятая - о стрекозах 81
Просто так -
Глазастые охотники 82
Жизнь под водой 84
Берегите стрекоз! 86
Страница одиннадцатая, герои которой - златоглазки, они же флёрницы 87
Первое знакомство -
Яйцо на тонком стебельке 89
«Тлиные львы» и бегающая куколка 90
Беззащитные красавицы 93
Страница двенадцатая - о жуках 94
Кого на свете больше всех -
Майский жук и его родня 95
Жук на дороге 98
Говорящий жук 100
Большой водолюб 103
Шестиногий олень 105
Без них Земля бы заскучала 106
Страница тринадцатая, почти детективная - об опасном преступнике среди насекомых 107
Словесный портрет -
Его первое «дело» 108
Он переходит все границы 109
Он переодевается 110
Он прячется 112
Кто победит? 113
Страница четырнадцатая - о необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки 114
«Солнышко» -
Имя на крыльях 115
Три жизни божьей коровки 117
Обманчивая внешность 119
Перелётные... жуки 120
Где коровки зимуют 122
Беда! 123
Страница пятнадцатая, самая красочная, потому что рассказывает о бабочках 124
170 тысяч видов -
Пыльца на пёстрых крыльях 126
Сколько ног у гусеницы? 127
Необычное дежурство 129
Опасная жизнь адмирала 130
Голубянка в муравейнике 132
Таинственные бражники 133
Тускнеющая радуга 135
Страница шестнадцатая, которая рассказывает о том, как зимуют насекомые 137
Страница семнадцатая, герои которой - насекомые, а время действия - весна 141
Первые бабочки -
Ура! Проснулись мухи! 143
Берегите шмелей! 144
Муравьи, которые всё помнят 146
Страница восемнадцатая - о лягушках и жабах, которых многие совсем не любят 149
Их беда - наша вина -
Какие бывают лягушки и жабы 151
Похожие, но разные 153
Звено в неразрывной цепи 154
Страница девятнадцатая - о жизни птиц осенью 156
Куда, как и когда? -
А кто остаётся? 162
Помогите птицам! 166
Страница двадцатая - о тех птицах, которые остаются с нами зимой 168
Клесты -
Чечётка 170
Снегирь 172
Дятлы 173
Королёк 175
Пищуха и поползень 176
Страница двадцать первая - о жизни птиц весной 178
Скворцы прилетели -
Поющие в голубом небе 180
«Росчерк» зяблика 182
Певчий дрозд 184
Мухоловка-пеструшка 186
Невидимка 187
Страница двадцать вторая, которая рассказывает о зимней жизни зверей 189
Город под снегом -
Ловкие хищники 192
Триста шишек на обед 193
Беляк и русак 194
Лисья охота 196
Про кабана и лося 197
Страница двадцать третья, самая таинственная, потому что её герои - летучие мыши 200
Что говорят легенды -
Что говорит наука 201
Пойманное эхо 202
Лесная «скорая помощь» 205
Как птицы и вместе с птицами 206
Не обижайте крылатых зверьков! 207
Страница двадцать четвёртая, или «Семь чудес короля грызунов» 208
«Король грызунов» -
Чудо первое - бобровые зубы 209
Чудо второе - бобровая шуба 210
Чудо третье - бобровый хвост 211
Чудеса четвёртое и пятое - бобровые хатки и плотины 213
Шестое чудо - бобрята 216
Сто белок за бобра 217
Чудо седьмое - бобры возвращаются! 218
СБЕРЕЖЁМ ВСЕ СТРАНИЦЫ В КНИГЕ ПРИРОДЫ! 219

Эта книга расскажет о природе: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых, весёлых птицах и молчаливых, мрачноватых пауках, о чудесных цветах, пёстрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незатейливой траве под ногами.
Книга называется «Зелёные страницы». Почему зелёные? Потому что этот цвет - символ живой природы. А почему страницы? Дело в том, что и саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка - это страницы Книги природы. Читать её - значит познавать, изучать природу. Правда, читать её не так-то просто.
Представьте: где-нибудь на лесной опушке вы стоите и смотрите вокруг. Пробежит, шелестя сухими прошлогодними листьями, чёрный жук у ваших ног. Мелькнёт среди ветвей торопливая сойка. Качнётся на ветру голубой колокольчик... И никто не скажет вам и даже не шепнёт: «Посмотрите на меня, какой я красивый, интересный, очень нужный обитатель леса!»
Наша книга поможет вам учиться читать Книгу природы. Подмечать удивительное и необыкновенное в привычном и повседневном. Открывать очень важные, необходимые, но скрытые от наших глаз связи в живой природе. А главное: учиться любить и беречь то, без чего людям не прожить - чудесный мир растений и животных вокруг нас!

с. 1
Приложение 2
А. А. Плешаков Зелёные страницы

Страница десятая - о стрекозах
Просто так...
Однажды сидел я у реки. Над зарослями стрелолиста и жёлтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из воды обсохли немного и ... начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками. Я подбежал к ним: «Что вы делаете?! Зачем?» Ребята удивились: «Зачем? Проста так...»

Наверное, многие припомнят похожий случай. Хорошо ещё, если ребята подержат стрекозу за крылья и отпустят. Но ведь бывает, что отрывают насекомым лапки, головы. Или устраивают соревнование - кто больше стрекоз собьет.

А стрекоз нужно беречь! Почему? Да просто потому, что они - часть окружающего нас живого мира, потому, что они красивые, а человек не может прожить без красоты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А какими надоедливыми они бывают, эти комары и мошки! Как больно кусают, особенно когда отдыхаешь на берегу реки или пруда, удишь рыбу, катаешься на лодке... И тут приходят на помощь человеку стрекозы. Ведь именно комары и мошки - их главная, любимая еда.
Глазастые охотники
Посмотри в глаза стрекозе. Если, конечно, сумеешь осторожно приблизиться к ней, сидящей на листе или веточке. Глаза не просто большие. Они огромные. Они круглые и гладкие, как бока глобуса, загадочные, как жемчужины.

Потом стрекоза взлетит. И ты услышишь сухой шелест её сильных крыльев, если стрекоза большая. Или, если маленькая, ничего не услышишь, но увидишь, как крылья, придя в движение, засветятся, заиграют в солнечных лучах...

С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, прудов и озёр, вдоль лесных опушек и над полянами - охотятся.

Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Стремительный воздушный зигзаг - и комар или муха в этой «корзине». Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку, неторопливо. И потом некоторое время отдыхает.

«Мне неоднократно приходилось видеть,- пишет знаменитый немецкий учёный Альфред Брем в книге «Жизнь животных», - что стрекоза оказывалась проворнее меня, выхватывая у меня из-под носу пяденицу или другое насекомое, которое я хотел поймать».

Понаблюдай, как охотится над лесной дорогой стрекоза-коромысло, крупная, сантиметров десять в размахе крыльев. У неё свой участок, по которому она летает вперёд-назад. Других стрекоз, особенно того же вида, на этот участок не пускает - решительно атакует и прогоняет! Летают коромысла, да и многие другие стрекозы превосходно. Скорость развивают до 50 километров в час и даже , как уверяют некоторые учёные, до 90.

Но есть и другие стрекозы. Словно бабочки, порхают они у воды, лёгкие, нежные. Никуда не торопятся, на тростинки и листья присаживаются так деликатно, будто знают свои имена: красотка-девушка, стрелка красивая, стрелка изящная.

У красоток-самок крылья желтоватые, у самцов - синие. Стрелки мельче и необычайно тонки - ломаются, пойманные неловкой человеческой рукой. Лютки тоже очень хрупки - они вообще самые маленькие из наших стрекоз.

Все эти создания питаются живой добычей, хотя и не пускаются за ней, как коромысла, в головокружительные погони. Собирают насекомых, сидящих на растениях, изредка ловят летающих. Охотничьих участков у этих стрекоз нет: и стол, и дом они, как говорится, находят под каждым листом.

Терпеливые исследователи, изучавшие с фотоаппаратами, биноклями и секундомерами в руках охотничьи повадки разных стрекоз, назвали крупных и сильных стрекоз преследователями, а красоток, стрелок и люток - собирателями.

Есть среди стрекоз и третья группа охотников - подстерегатели! Разбуженные утренним солнцем, они начинают летать, выискивая на лесных полянах удобный сучок или веточку, чтобы потом весь день высоко сидеть и далеко смотреть. Щепетильны до крайности: подстерегатели разных видов выбирают веточки с разным углом наклона, с разной толщиной, с определённым цветом! Стрекозы эти средних размеров, очень хорошие летуны. Завидев добычу, они срываются с места, ловят её молниеносно и так же быстро летят обратно. Усаживаются на свой сучок, едят и снова ждут...

А теперь ещё несколько слов о заслугах крылатых охотников перед людьми.

«Мошек было такое множество, что воздух казался наполненным ими»,- писал один зоолог в начале нашего века. Но вот, рассказывает он, появились стрекозы. Сперва всего несколько штук, потом больше, больше. Через два дня количество их стало так велико, что ясно слышался сильный ум в воздухе от взмахов бесчисленных крыльев. Стрекозы жадно ловили мошек. Прошло ещё дня два - и уже ни одной мошки нигде не было заметно.

Такое случается и сейчас. Более того, в Сибири кое-где люди специально ждут появления стрекоз, чтобы начать возделывать огороды по берегам озёр. Иначе работать просто невозможно - комары заедают.

Вот они какие нужные, эти глазастые охотники!
Жизнь под водой
Личинки стрекоз живут в воде. Если специальным, из прочной ткани, водным сачком порыться на дне какого-нибудь пруда или лесного озерка, в сачке, возможно, окажется она, личинка стрекозы, собственной персоной. Рассмотрим её хорошенько, а рассмотрев, выпустим. Да, создание это не из самых красивых. Неуклюжее на вид, серое, вымазанное в иле. Ноги длинные, растопыренные. Глаза выпученные... Впрочем, яркость и пестрота тут были бы совсем неуместны - с ними и в пасть рыбы угодить недолго.

Личинка эта появляется из яйца совсем крошкой - длиной в полтора-два миллиметра. Но на третьем году жизни, когда развитие подходит к концу, она бывает у стрекозы-коромысла 5 сантиметровой, а у стрекозы-дозорщика 6 сантиметровой! У других, более мелких стрекоз личинки помельче, да и живут они нередко всего один год.

Свою добычу (разных водных личинок, рачков, головастиков) будущая стрекоза не преследует, а подкарауливает, спрятавшись в засаде где-нибудь среди зелени . Ловит она только движущуюся добычу. Хватает молниеносно! И не ногами, не челюстями, а «маской». «Маска» - длинная, складная нижняя губа, с крючками на конце. Схватив свой обед, личинка притягивает его ко рту, а тут уж начинают работать мощные челюсти. В обычное же время губа сложена и прикрывает, как настоящая маска, нижнюю часть физиономии хищницы.

Правда, не все личинки так питаются. У некоторых видов губа напоминает черпак, да ещё с цедилкой. Эти личинки всю жизнь копошатся в иле, добывая из него всё съедобное, понятно, что собирают они не только движущуюся, но и неподвижную добычу.

Способ передвижения у личинок крупных стрекоз очень необычный. Они с силой выбрасывают из брюшка струйку оды и, получая толчок, как ракета, устремляются вперёд, Так, словно большими прыжками, плывут быстро и легко. Исследователь стрекоз Борис Фёдорович Белышев наблюдал случай, когда струя от личинки, пробив небольшой слой воды, попала на стол в 60 сантиметрах от аквариума, в котором жила личинка. Неудивительно, что, спасаясь от рыбьей пасти, перепуганная хищница обычно совсем забывает о своих довольно сильных ногах, и стремглав удирает, обходясь лишь водоструйным двигателем.

Личинки мелких стрекоз передвигаются по-другому. У них на заднем конце тела хорошо заметны три листочка. Эти листочки служат личинке плавниками.

Вот так и живут будущие стрекозы.

Но в один прекрасный день по какой-нибудь камышинке, торчащей из воды, выбирается личинка на воздух, к солнцу. Замирает, повиснув над мокрой бездной... И вот лопается на личинкиной спине одежда, и появляется на свет крылатая стрекоза, которая в воду уже не вернётся. Рисунок 25


Стрекозы ждут помощи
Стрекозы очень древние насекомые. Триста миллионов лет назад на земле не было ещё ни ос, ни пчёл, ни бабочек. Не было птиц и зверей. Не было цветов. А вот стрекозы уже летали. Многие были громадными - достигали в размахе крыльев почти метра !

Сейчас во всём мире известно около 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Там живут даже такие крупные и яркие, которые нам и не снились. Правда, прежние гиганты давно вымерли - самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров. Однако, согласись, и это немало.

Действительно, трудно даже представить, насколько стрекозы старше человечества! Но с ними происходит сейчас то же, что и с подавляющим большинством других животных, растений. Под натиском человека они отступают. Во многих странах стрекоз становится всё меньше. Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоёмах - чистых водоёмов почти не осталось.

Стрекозы заслуживают бережного отношения. И ребята многое могут для них сделать. Остановить, например, того, кто собирается в речке помыть машину, мотоцикл: это ведь очень загрязняет воду . Не ловить стрекоз, а наблюдать за ними! Может быть, кому-то удастся увидеть то, чего не знают ещё даже учёные.


Страница восемнадцатая, о лягушках и жабах,

которых многие совсем не любят
Их беда - наша вина
Трудно даже понять, почему лягушки и жабы ещё живут на земле. Конечно, в современном мире мало найдётся животных, которым жилось бы хорошо: человек всех притесняет, и если кого-то и любит, то необязательно бережёт. Но лягушек и жаб...

В одной старинной книге о жабах написано так: «Жаба-отвратительное животное... В июле месяце жаб накалывают на острую палку головой или шеей и высушивают на воздухе как для внутреннего, так и для наружного употребления». Да, едва ли жабам понравилась бы эта книга. Еще меньше им нравилось, когда их накалывали на палку и высушивали. Но что они могли поделать, если люди, презирая жаб, в то же время считали их почему-то хорошим средством при многих болезнях?!

Убитую жабу использовали как лекарство. А живой приписывали ужасные свойства: страшно ядовитая, она будто бы одним своим дыханием и даже взглядом способна обезобразить человека . И более того, она - спутница ведьм, прочей нечистой силы, а встреча с ней сулит человеку только беду. Понятно, чем заканчивались для жаб такие встречи. Люди, которые верили этим небылицам, попросту убивали ни в чём не повинных животных.

И до сих пор их истребление идёт полным ходом. Глупое, бессмысленное. Многие и сейчас не любят жаб и при случае убивают их. И в наше время некоторые люди думают, что от прикосновения к жабе у человека возникают бородавки. Какая чепуха!

На лягушек, кажется, наговаривали меньше, чем на жаб. Впрочем, их тоже никогда не жаловали, хотя лягушачьи лапки с давних пор считались в некоторых странах изысканным кушаньем. И сейчас лягушачье мясо стоит там гораздо дороже лучших сортов рыбы. Посетители дорогих ресторанов не жалеют денег на необычное блюдо. Только в Италии каждый год съедают около 15 миллионов лягушек! Своих лягушек в -большинстве стран Западной Европы осталось немного. Поэтому их привозят из-за границы. Особенно много лягушек продаёт Индия. Общий вес несчастных животных, вылавливаемых там ежегодно, составляет 5 тысяч тонн. Причём многие ловцы, чтобы облегчить себе труды, отрывают лапки прямо на месте - у живых лягушек!

Тут нельзя не вспомнить и ещё об одной лягушачьей беде. Они стали очень удобными и даже незаменимыми животными для проведения различных опытов. С их совсем недобровольной помощью учёные, особенно медики, сделали немало важных открытий. В благодарность за это лягушкам поставлены два памятника - в Париже и в Токио.

Что ж, благодарные учёные поставили лягушкам памятники. Но есть ли благодарность к этим беззащитным существам в душе у каждого из нас ? Ведь погибли они ради нашего с вами здоровья.

А как часто ребята губят лягушек! Швыряют в них камни, мучают маленьких слабых животных, неспособных постоять за себя. Разве можно?

Прибавим ко всему этому гибель лягушек и жаб на автомобильных дорогах. Они попадают под колёса машин, когда весной отправляются для размножения в водоёмы, расположенные нередко довольно далеко от мест зимовок. В некоторых странах для спасения лягушек и жаб устраивают вдоль дорог специальные «ловчие заборчики», возле которых на некотором расстоянии одно от другого закапывают пластиковые вёдра. Лягушки и жабы, двигаясь вдоль «заборчиков», падают в эти вёдра, и люди потом переносят их через дорогу. Запланировано также сооружение особых подземных переходов для земноводных. Но всё это пока в других странах. Не у нас.

Вот такие у лягушек и жаб взаимоотношения с человеком...

Погляди, какие большие, грустные глаза смотрят на тебя. И сколько спокойствия, сдержанности в этих существах ! Кажется даже, что они молча и гордо ждут, когда наконец мы будем к ним справедливы.
Какие бывают лягушки и жабы
Но, несмотря ни на что, лягушки и жабы живут на Земле. Живут и их разнообразные родственники: квакши, жерлянки, чесночницы, тритоны, саламандры... Всего земноводных на свете 3200 видов.

Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озёрная, травяная и остромордая.

Две первые - лягушки зелёные.

Всю свою жизнь они проводят в воде или возле неё, даже зимуют на дне водоёмов. И естественно, зелёная окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 сантиметров. Озёрная гораздо крупнее - до 15 сантиметров. Травяная и остромордая - лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу.

Размножаются эти лягушки, как и все земноводные, в воде, а травяная там ещё и зимует. Остромордые лягушки зимуют, как правило, на суше - в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, в трещинах, в кучах опавшей листвы. Они помельче травяных (травяные бывают до 10 сантиметров), но в общем на них похожи . Чтобы этих лягушек различать, надо иметь в виду: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой, кроме того, заострённая мордочка. А во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

Из жаб в нашей стране широко распространены два вида: зелёная и серая. Отличаются они друг от друга не только окраской, но и размерами: серая гораздо крупнее зелёной. Обе жабы большую часть года проводят на суше и только для размножения временно переселяются в воду. Зимует зелёная жаба в норах зверьков, ямах и других укрытиях, может зарываться в рыхлую землю . Серая частенько забирается в погреба и подвалы. Рисунок 26


Похожие, но разные
Некоторые путают лягушек с жабами, а жаб - с лягушками. Сравним их между собой.

Черты сходства отыскать нетрудно: и те и другие часть времени проводят на суше, а часть - в воде, во всяком случае в воде размножаются. Развитие и тех и других начинается с икринки - из неё появляется головастик, который постепенно превращается во взрослую лягушку или жабу. Кожа и у тех и у других голая. А питаются они в основном насекомыми. Много сходства и просто во внешности, повадках.

А в чём различия?

Начнём с икры. Кладки лягушачьей икры имеют вид больших комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров, причём длина таких шнуров у серой жабы 3-5 метров, а у зелёной - до 7 метров!

Головастики лягушек и жаб похожи. Но первые обычно плавают неглубоко среди водных растений, а вторые держатся у дна. Вот почему тело жабьих головастиков немного приплюснуто сверху вниз, а голова вытянутая - так легче копаться в иле.

У взрослых лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб она, напротив, бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты, а у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Особенно крупные ядовитые железы расположены у жабы позади глаз. Однако свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник её хватает. Многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу.

А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадёт в рот или в глаза.

Лягушки гораздо проворнее жаб. Каждый знает, как они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. Медлительные жабы на такие подвиги не способны - ноги коротки! Язык - охотничье приспособление - у них тоже короче лягушачьего . По этим причинам во время охоты им достаются в основном ползающие насекомые, а лягушкам - и ползающие, и летающие.

Интересно, что зубов у жаб совершенно нет, а у лягушек они имеются, правда, только на верхней челюсти и очень-очень мелкие.

Лягушки, как правило, охотятся и днём и ночью. Жабы выходят из убежищ только по ночам или в сумерки.

Некоторые считают лягушек довольно симпатичными созданиями, а жаб все-таки уродинами. Мне же и те и другие кажутся по-своему красивыми и одинаково заслуживающими уважения.
Звено в неразрывной цепи
Даже хрустнувший под колёсами жук - укор человеку. Так говорит писатель Василий Михайлович Песков. И это верно. На нас, людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле. Это обязанность сильного.

Лягушки и жабы должны жить, потому что мы сильнее их...

Но они должны жить и потому, что в цепях природы , где всё связано одно другим, у них своё очень важное место. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счёт.

Хотя бы вот такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. После зимовки она появляется в конце апреля, а уходит на зимовку в конце сентября, следовательно, пропитание добывает себе в течение пяти месяцев, а это время она съест больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым на не допускает, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Лягушки и жабы - хранители равновесия в природе. Спасибо им за это!

Но равновесие в природе зависит не только от того, кого в каком количестве поедают лягушки и жабы. Оно зависит от того, кто и в каком количестве поедает самих лягушек и жаб! А поедают их, особенно лягушек, аисты, цапли, чайки, хищные птицы, барсуки, выдры, норки, енотовидные собаки и многие другие птицы и звери, а также хищные рыбы. Жизнь всех этих животных во многом зависит от лягушек и жаб.

Представь себе природную цепочку: комары - лягушки - аисты. Попробуй мысленно её разорвать: вообрази, что исчезли лягушки. О, как безудержно начали размножаться комары! А аисты? Их становится всё меньше... Нет, природные цепи рвать нельзя!

А люди рвут. И не только тогда, когда просто вылавливают лягушек или уничтожают жаб. «Даже однократная обработка лесов ядохимикатами,- пишет профессор Андрей Григорьевич Банников,- снижает численность лягушек, жаб, тритонов и ящериц в 2-3 раза». А как же частое опрыскивание ядохимикатами полей и садов? А как же загрязнение водоёмов бытовыми и промышленными отходами? А осушение болот, обмеление и высыхание озёр и малых рек?

Но будем надеяться, что со временем с этими бедами люди справятся.

К тому же есть уже первые успешные опыты искусственного разведения лягушек. И когда-нибудь, возможно скоро, появятся настоящие лягушачьи хозяйства, откуда квакушек будут отправлять и за границу, и в научные институты. И... в речку, что протекает по соседству.
с. 1

Однажды в неведомом царстве и далеком государстве царь издал указ. Кто совершит самое большое доброе дело, получит огромную награду. Про какую царь не уточнил, только сослался на большие запасы своей казны, намекнув, что скупиться не будет. Как прослышали про щедрый подарок жители царства и давай на перегонки дела добрые совершать. С самого утра толпилась перед дворцом царским очередь из многочисленных граждан с делами добрыми в сундуках да на обозах.

– Вот, царь-батюшка, дело доброе сделал, корову свою последнюю на царский двор пригнал, – старик кланялся в пол своему государю.

Царь только вздыхал, принимал дары, да отпускал всех с миром. Так прошло несколько дней, а вот самого богатого на дела добрые царь так и не отметил. Слушок пошел среди жителей, что, мол, царь обманом решил у них добро последнее забрать. Что и указ то тот липовый, раз награда по размеру не оговорена. С каждым днем все меньше и меньше стало желающих указ царя выполнить.

И жила в том царстве одна совсем небогатая семья. Да мало того, что небогатая так еще и без отца кормильца. Растила и воспитывала двух сыновей одна только мама. Детки ее были малы совсем да неразумны. Чуть за каким вопросом, так к мамке бежали, совета спрашивали. И услышали братья про указ царя и тут же наперегонки к маме то и побежали.

– Мама, мама, царь обещал большую награду за самое большое доброе дело дать. Как думаешь, что нужно сделать, чтобы указ выполнить и награду получить? – чуть ли не хором обратились они к маме.

Мама призадумалась. Сколько жила на этом свете, но ни разу не слышала о такой щедрости от царя за обычные добрые дела.

– Да, что тут думать, просто делайте то, что вам сердце ваше велит. Если сердце доброе, то и дела будут ваши добрыми. – Так ответила мама своим маленьким сынкам и снова принялась за работу.

Призадумались братья. Дела добрые то просто совершить, вот только по указу дело то должно быть самым большим. Тот, что постарше пошел думу думать, сердце слушать да дело придумывать. А младшенький решил по улице пройтись да подслушать, что люди про добрые дела говорят.

Вот идет младшенький да видит старушку с хворостом. Тяжела ее ноша, да на столько, что бабка та еле-еле ногами переступает. Послушал мальчонка сердце и услышал, что помочь ей нужно. Идет, несет хворост и думает, дело то доброе, да вот насколько большое, не понятно. Донес хворост. Получил от старушки благодарность да и пошел дальше дело доброе побольше искать. Так и ходил весь день то старику поможет, то воды из реки кому принесет, а то и трубу в печи почистит за спасибо да за благодарность.

Вот уже неделя прошла, старший сын сидит и дело выдумывает, а младший как утром уходит, так вечером почти без сил возвращается от дел добрых.

– Ну, что получилось ли у тебя дело доброе? – старший брат спросил младшего.

– Дел добрых много я сделал, только вот самого большого не нашел. Ничего, завтра, как утро, снова буду искать. Мама сказала сердце слушать, значит подскажет когда-нибудь.

– А я вот много передумал, только все они мал того меньше. Вот завтра, как утро, снова начну думать. Сердце у меня большое и доброе, значит подскажет что-нибудь.

А народ тем временем все ждал, когда же царь объявит того, кто дело самое доброе сделал. Но не торопился царь с решением, все ждал да за царством приглядывал. Уже и сроки все вышли, и у жителей добра почти не осталось, все во дворец перетаскали, а царь молчит. И решили они идти к государю за ответом. Что же это делается? Царь добром разживается, народ беднеет, а самого доброго по делу так и не чевствуют. Вот толпа уже собралась да с вилами и с цапами. Бунтует да ко дворцу порывается идти. Увидали люди старые, что в царстве-государстве стало происходить, и вышел один старец перед толпой слово держать.

– Люди вы добрые. Вон, сколько добра то царю отнесли, да вот только не те вы дела делали, чтобы царя теперь спрашивать. Указ то был на поступки добрые, а вы сейчас звери лютые.

Среди людей старых была старушка одна. Еле-еле ногами двигать могла, но собрала все силы последние, поднялась и вышла к народу бунтующему.

– Коли вы, люди добрые, царя хотите спросить за указ его. Так спросите за мальчонку одного. Он ведь дел добрых да светлых в нашем царстве вон сколько сделал. Если царь и его дела не отметит, то тогда и слово пусть держит перед вилами вашими.

Оглянулись люди друг на друга. Что же это за мальчонка такой, который столько дел сделал? И не его вспомнили, а дела его добрые. Собрался народ и пошел мальчонку искать. Подошли они к дому его и звать стали. Выглянула мама за околицу и страх наполнил ее всю. Увидала она людей с вилами да с цапами сына ее вызывающие. Старший сын тоже крики услышал. Понял он, что брата спасать нужно. Сердце его доброе дело подсказало. Посадил он маму на скамью, а сам во двор вышел со взрослыми мужиками говорить. Мама только в окошко глядела да нарадоваться на сына не могла. Перед целой толпой он стоял и слово держал. Развернулись мужики, и двор ее опустел, как и не было ни кого. Порадовалась мама за старшего, что настоящим мужчиной воспитала. А младшенького укорила в душе да расплакалась.

А толпа, тем временем, с сыном старшим по царству шла да мальчонку искала. А он, как всегда, за делами добрыми по дворам чужим скитался. Может и мал был мальчонка, да дела его добрые впереди него неслись. И вот стоял он перед гражданами и слушал, что народ про царя говорил да про указ его на дела добрые.

– Не могу я помочь вам, люди добрые. Дел то добрых много в нашем царстве, только вот пока не нашел я самого большого. Не с чем мне к царю идти.

Но стояла толпа на своей правде и силком мальчонку к царю повела. Младшенький то, как осиновый лист трясся, а вот брат старший оберегать его вызвался. Обещал ему помощь свою, если царь гневаться станет, вдруг ведь причина его беспокойства пустой окажется.

Подошла толпа бушующая ко дворцу царскому. Царя стала требовать. За указ липовый. Да за обещание невыполненное. Мальчонка впереди себя выставила с братом его и вилами грозить стала. Царь то все про дела в своем государстве знал и про дела добрые мальчонки тоже был наслышан. Вышел он вперед толпы, не боясь ничего, и к мальчику подошел.

– Так вот ты какой, дел добрых мастер. Давно я искал тебя, да только угнаться за тобой не мог. Сколько дел ты добрых сделал, сбился я со счета уже давным-давно.

Мальчик слушал государя да глаза свои боялся поднять на него. Толпа притихла от слов таких добрых. Решения царя ждала.

– Каждое доброе дело твое, пусть и маленькое, а людям вон как помогает. А если собрать их в единое, то светишь ты добром чуть ли не на всю землю.

Слушали люди царя и соглашались с ним. То количество дел добрых, которые мальчик сделал за все время, очень большого стоило.

– Каждое доброе дело твое, как маленький лучик света и тепла. Ты единственный, кто указ мой смог выполнить, тебе и награда.

Мальчонка и благодарен был государю, но не хотел он всю награду сам получить. Помнил про брата своего, кто так смело за ним пошел и оберегать обещался.

–Ну, а брат мой, он ведь тоже доброе дело сделал. Меня защищал.

Призадумался царь. Но не долго ждали его ответ. Двух братьев он наградил по делам да по заслугам. Так и сталось, что младшему отведено было стать солнышком, чей каждый лучик светит каждый день делами маленькими да добрыми. А брат его спутником ночным стал для защиты и присмотра. Если солнышко звало на помощь, луна поворачивалась к нему и становилась большой круглой и светлой, а если луна начинала думать про большие добрые дела, то она отвернувшись, показывала солнышку только тонкую холодную спину.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Многие родители, впервые сталкиваясь с домашними заданиями своего ребенка, спрашивают себя: «Как правильно оформить читательский дневник?». На уроке они не были, а сами такого не проходили. Да и сами дети часто не могут понять и объяснить, что нужно делать. К счастью, Многомудрый Литрекон помогает читателям в постижении новейших трендов образования.

Читательский дневник нужен ребенку не только для того, чтобы получить хорошую отметку в школе. Он призван из недр воображения, дабы развить у детей мышление и память, а также способность грамотно излагать свои мысли. Ученик, зная, что нужно будет записать все в дневник, читает тексты более внимательно. Он старается запомнить ключевые моменты сюжета, некоторые строчки прочитывает несколько раз. Воспроизводя очень краткое содержание произведения на бумаге, школьник лучше понимает саму книгу. Литературное развитие очень пригодится ему на ОГЭ, ЕГЭ и других экзаменах. Даже если он – прирожденный инженер или математик, ему все равно придется пройти через эти испытания и продемонстрировать знание романов, рассказов и повестей.

Кроме того, если необходимо подготовиться к контрольной, то легче вспомнить материал, пробежавшись по своим записям. Поэтому лучше начинать писать читательские дневники в детстве, ибо этот навык обязательно пригодится в старших классах.

Как правильно вести?

Конечно, под читательский дневник лучше выделить отдельный блокнот или же тетрадь. У каждого учителя свои подходы и критерии к выполнению этого задания. Но можно сформировать список основных пунктов:

  1. ФИО автора произведения
  2. Название произведения
  3. Год издания произведения
  4. Жанр произведения
  5. Краткий сюжет (основные события из книги)
  6. Отзыв (свое мнение о прочитанном, главная мысль произведения, мораль и вывод)

Чем старше становится ребенок, тем больше информации содержит его читательский дневник. К этим пунктам можно добавить историю создания, какие-то интересные факты, эпоху и соответствующее ей направление. Но не стоит переписывать весь учебник по литературе, иначе у ученика быстро пропадет стимул заниматься этой рутинной работой. Да и основная его задача – не тренировать навык письма, а размышлять над прочитанным и формировать свою позицию, излагая тезисы на бумаге.

Конечно, всегда хочется узнать, как ведут читательский дневник в передовых учебных заведениях? Ответ неожиданный: с удовольствием. Этот процесс учитель превращает в творческое упражнение, которое дает ребенку высказаться и выразить индивидуальность. Редко у малышей спрашивают их мнение о предмете или явлении, у них нет самостоятельности в размышлении. Данный формат может и должен исправить это, заставить ученика думать своей головой и не страшиться выразить эти думы.

Вот несколько советов от педагогов со стажем, которые ответили нам на вопрос о том, как заполнять читательский дневник правильно и эффективно:

  1. Дать волю фантазии ребенка . Пусть рисует свои иллюстрации, обводит слова в цветные рамочки, пишет отзыв фиолетовой ручкой. Так он полюбит свое дело и начнет творчески подходить к выполнению задания.
  2. Использовать новые технологии . Например, попросить ребенка найти в тексте самую лучшую цитату и запостить в социальную сеть. Его иллюстрации и фото самого дневника можно выложить в инстаграм. Также нужно организовать открытый урок с презентациями о любимых книгах школьников.
  3. Вводить соревновательный элемент в обучение . В классе можно было бы даже устроить конкурс лучших высказываний из книги и наградить ученика за ту фразу, которая раскрывает основную мысль автора. Это поможет найти общий язык с молодым поколением и вовлечь его в интеллектуальную игру. С подобной инициативой может выступить и школьник, и родитель, ведь учителя часто идут навстречу своим воспитанникам и родительскому комитету.
  4. Показывать практическую и социальную значимость труда . Лучшие читательские дневники могут лечь в основу школьной стенгазеты, а красивые иллюстрации – украсить класс.

Поощрять детей за усердие в изучении предмета можно и дома, помогая и направляя юное дарование. Например, Деду Морозу можно оставлять не печенье с молоком, а читательский дневник на проверку, чтобы он сделал вывод об успехах и творческом потенциале адресата подарков.

Основная часть

Основа любого читательского дневника – кратчайшее содержание книги и отзыв о ней. Разберем эти части подробнее, чтобы преуспеть в самостоятельном выполнении данного задания.

Пересказ

Ученик должен по памяти воспроизвести или по ходу прочтения законспектировать сюжет произведения. Это основные события из книги, расположенные в хронологической последовательности. Объем пересказа для каждого класса индивидуальный: от 100-150 до 600-700 слов. Более точно скажет только преподаватель, ведь представления педагогов на этот счет разнятся.

Композиция краткого содержания свободная, ибо закрепленная и утвержденная структура отсутствует, но важно уметь загонять полет фантазии в некий логически обусловленный шаблон. Так, важно разбавлять перечисление событий цитатами, но не увлекаться ими. Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника.

Отзыв

Это очень важная часть, к которой стоит подойти творчески. Родителю после совместного прочтения литературных текстов необходимо задать первокласснику несколько вопросов, а потом сформировать единый отзыв. Начиная с 2-3 класса, ученик должен с помощью родственников записать собственные суждения по уже изученному плану. Подобные упражнения помогут школьнику в будущем с легкостью писать сочинения и изложения, пересказывать прочитанное, а также излагать свои суждения о любом предмете грамотно и уверенно.

Основные компоненты отзыва:

  1. Основная мысль;
  2. Мое мнение\впечатление;
  3. Любимый герой (эпизод, момент);
  4. Мораль (чему учит книга).

Перед Вами небольшой список вопросов, по которым можно написать отзыв:

  1. Какова главная мысль произведения?
  2. Какой персонаж запомнился? Опиши черты его характера.
  3. Что тебе понравилось в произведении, а что нет?
  4. Какой момент запомнился?
  5. Какие поступки героев заставили тебя о чем-то задуматься? О чем?
  6. Что ты понял для себя, прочитав произведение?
  7. Посоветуешь ли ты его другим?
  8. Прочитал бы снова? Почему?

Пример оформления

Ниже приведены примеры для учеников из младшей и средней школы (1 — 6 класс). Но, основываясь на вышеприведенных рекомендациях, можно писать читательские дневники на свой вкус, так как жестких рамок написания не существует.

1 класс

  1. Название: «Цветик-семицветик»
  2. Год издания: 1940
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Девочка Женя
  2. Старушка
  3. Хромой мальчик Витя

Сюжет . Девочка Женя пошла за баранками. По дороге домой собака съела ее баранки. Она расстроилась. Увидела старушка, что девочка плачет, и подарила ей цветик-семицветик. Он был волшебным и исполнял желания. Загадала Женя, что хочет вернуться домой с баранками, и желание тут же исполнилось. Второй лепесток героиня потратила, когда разбила мамину любимую вазу. На улице играли мальчишки в Северный полюс. Захотелось и ей поиграть, но ее не приняли в игру. Тогда, загадав желание, она очутилась на настоящем Северном полюсе. Сильно замерзла Женя и потратила четвертый лепесток, чтобы вернуться во двор. Мальчики не поверили ей, что она была на Северном полюсе, и она пошла дальше. Увидела она разные игрушки у девочек, и захотела, чтобы все игрушки принадлежали только ей. Как повалили они со всех сторон, испугалась Женя, и сорвала лепесток, чтобы это остановить. Наказала себе героиня, что впредь будет умнее. Долго думала, что загадать на последний лепесток. Познакомилась с хромым мальчиком Витей. Ей стало его жалко, и сорвала она последний лепесток. И в ту же минуту соскочил Витя со скамьи, и играли они в салки. И было им очень весело.

Отзыв . Эта сказка научила меня тому, что всегда нужно думать, прежде чем что-то делаешь. Так, загадала Женя все игрушки, и ничего хорошего из этого не вышло. Еще героиня меня научила, что нельзя быть эгоистом. Мне запомнился момент, когда Женя помогла Вите. Только добро доставляет нам настоящее удовольствие!

Мне очень понравилась эта сказка. Она очень веселая и интересная, но самое главное очень поучительная! Я бы посоветовала эту книгу и другим детям. Она учит добру, состраданию и отзывчивости.

2 класс

  1. Название: «Кот в сапогах»
  2. Время написания: XVII век
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Кот в сапогах
  2. Младший сын мельника (маркиз Карабас)
  3. Король
  4. Принцесса
  5. Людоед (умел превращаться в кого угодно)

Сюжет . Жил-был мельник, у которого было 3 сыновей. После его смерти они разделили наследство между собой. Старшему досталась мельница, среднему – осел, а младшему – кот. Самый младший расстроился, так как ему присудили жалкое наследство. Но Кот сделал вид, что ничего не услышал, попросил мешок и сапоги и сказал ему не горевать. Кот поймал в лесу кролика и преподнес его королю от имени маркиза Карабаса (так он назвал своего хозяина). Королю понравился подарок, и он его принял. Так, Кот ловил добычу 2 или 3 месяца и носил королю. Маркиз Карабас стал нравиться не только правителю, но и принцессе. Как-то раз Кот подстроил ненастоящее падение в реку своего хозяина, чтобы у него был достойный наряд. Король, проезжавший мимо, увидел тонущего маркиза и приказал слугам помочь ему и дать богатую одежду. Принцесса и сын мельника влюбились в друг друга с первого взгляда. Король предложил ему покататься вместе в карете. Кот бежал впереди и заставлял крестьян говорить, что это земли маркиза Карабаса. Так он добежал до замка Людоеда. Кот обхитрил его (Людоед превратился в мышку). Подъехала карета к прекрасному замку. Король был удивлен богатствам маркиза Карабаса. Тогда король дал согласие на свадьбу своей дочери с богачом. Они сыграли свадьбу, а Кот сделался важным господином.

Отзыв . Мне кажется, что главная мысль сказки заключается в том, что друг намного важнее любых богатств. Ведь Кот ради маркиза Карабаса был готов на все. Кот запомнился мне тем, как он ловко придумал поймать кролика и куропаток. В еще он носил сапоги! Мне запомнился также Людоед и его забавные превращения в льва, а потом в мышку.

Эта сказка многому меня научила. Например, что никогда нельзя отчаиваться. Даже из самых сложных ситуаций можно найти выход. Еще я думаю, что это произведение помогло мне по-другому взглянуть на вещи, которые раньше казались бесполезными. Хочу прочитать «Красную шапочку» Шарля Перро, потому что мне кажется, что она тоже сможет многому меня научить. Но перед этим я советую прочитать сказку «Кот в сапогах» не только детям, но и их родителям.

3 класс

  1. Название: «Гадкий утенок»
  2. Год написания: 1843
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Гадкий утенок
  2. Мама-утка
  3. Старая утка
  4. Старушка, кот и курица
  5. Крестьянин

Сюжет. В один летний день в зарослях лопуха вылупились утята. Скинули скорлупки все, кроме одного. Пришлось маме-утке продолжить высиживать яйцо. Когда утенок вылупился, она сильно удивилась, потому что он совсем не был похож на остальных. Весь птичий двор издевался над ним: и куры, и утки. Сначала мама защищала его от всех нападок, но потом и она отвернулась от утенка. Бедняжка не выдержал и убежал за изгородь. Очутился на болоте, где плавали дикие утки. Возможно, он бы подружился с ними, но пришли охотники и открыли стрельбу. Утенок сильно испугался и убежал прочь. Набрел на избушку, в которой жили старушка, курица и кот. Курица и кот всячески упрекали его. И утенок ушел. Пришла осень, и как-то раз утенок увидел в небе прекрасных птиц. Это были лебеди. Он сразу полюбил их, но не понимал, почему. Вскоре наступила зима, и бедного замерзшего утенка нашел крестьянин. Он принес его в дом, чтобы отогреть. Дети хотели с ним поиграть, но утенок испугался и устроил беспорядок. Он быстро выбежал, кинулся в кусты и долго пролежал в снегу.

Наконец, пришла весна. Однажды утенок снова увидел стаю лебедей. На этот раз он не побоялся и приблизился к ним. Они, на его удивление, хорошо его приняли. Утенок взглянул на свое отражение в воде и понял, что он такой же молодой и красивый лебедь. Теперь он стал частью стаи и стал по-настоящему счастливым.

Отзыв. Главная мысль произведения – нельзя судить кого-то по внешнему виду. Это крайне глупо. Мне было жалко бедного утенка, ведь он столько всего пережил. От него отвернулась даже мать. И все это происходило из-за того, что он не похож на других. Книга учит тому, что нужно уважительно относиться даже к тем, кто не нравится, ведь любое пренебрежение больно ранит душу. Поведение окружающих показало, как вести себя не нужно, ведь они обижали своим поведением утенка.

Как мне кажется, самым запоминающимся является момент, в который утенок осознает, что он на самом деле вовсе не утенок, а прекрасный лебедь. Из-за этого финала «Гадкий утенок» — одна из моих любимых книг Ханса Андерсена. Думаю, что если эта сказка была такой поучительной, то стоит прочитать и все остальные.

4 класс

  1. Название: «Аленький цветочек»
  2. Год издания: 1858
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Мохнатый зверь (он же принц)
  2. Красавица — младшая дочь
  3. Ее отец (купец)

Сюжет. Отправился как-то купец торговать в заморские страны. Но перед этим он спросил 3 своих дочерей, что они хотят в подарок. Старшая попросила отца о золотом венке, средняя – о зеркале, отражение в котором никогда не стареет, а младшая, самая любимая из дочерей, попросила самый красивый на свете аленький цветок. Двинулся купец в путь. Приобрел подарки для старшей и средней дочери, и направился домой. По пути на него напали разбойники, и он убежал в дремучий лес. Заблудившись, он набрел на прекрасный дворец. Купец отобедал, переночевал в необычном замке (стол сам накрывал вкусности, играла музыка), а на утро решил прогуляться в саду. Увидел он цветок необычайной красоты и сорвал его. В эту же минуту появился страшный зверь, который пригрозил ему смертью за содеянное. В панике начал купец рассказывать о своих дочерях. Услышав это, мохнатый зверь потребовал, чтобы либо отец, либо одна из его дочерей поселились у него навечно. Дал ему перстень (наденет его и окажется в любом месте) и приказал возвращаться домой, дабы попрощаться с семьей или же привести во дворец одну из красавиц.

Старшая и средняя дочки получили подарки и не захотели ехать на верную погибель. А младшая дочь ради отца собрала вещи и отправилась к зверю. Во дворце жила купеческая дочь как королева. Зверь и кормил, и поил, и одевал в богатые наряды, и развлекал красавицу. За заботу благодарила она его. Сначала появились от него только огненные послания на стене, потом услышала она голос зверя, а потом молила девушка, что хочет увидеть его.

Красавица быстро привыкает к его безобразному виду, и вскоре они проводят все время вместе. Однажды снится ей сон, что отец ее болен. Стала она молить зверя, чтобы тот отпустил ее домой. Напоследок наказывает чудовище, что должна вернуться она ровно через 3 дня, иначе оно умрет от тоски.

Радуются все ее приезду домой. Отцу сразу полегчало, когда он увидел, что дочь хорошо живет. Начали завидовать ей сестры и перевели все часы, чтобы та опоздала. Но сердцем она почувствовала, что надо бежать назад. Вернувшись в замок, видит она, как зверь лежит, обняв аленький цветок, кричит о том, что любит его, и теряет сознание. Проснувшись, увидела она прекрасного принца, который, как оказалось, и есть тот самый зверь. Он рассказывает красавице о колдовстве (чудовище могло вернуть свой истинный облик принца только тогда, когда его полюбит девушка), и они играют свадьбу.

Отзыв. Самое главное в человеке – его душа. Такова основная мысль книги. Внешность не так важна, как доброта и любовь. Мне было искренне жаль зверя, когда младшая дочь опоздала к нему из-за козней завистливых сестер. Они поступили неправильно, ведь чудовище могло погибнуть! Так что сказка научила меня, что зависть оборачивается ужасными последствиями.

Мне запомнился момент, в который зверь показал себя красавице, а та не испугалась и не убежала от него домой. Все герои чему-то меня научили. Например, младшая дочь – что нужно видеть внутреннюю красоту, она важнее внешней, отец – что ради близкого человека можно пойти на все, старшая и средняя сестры – как вести себя точно не стоит. Теперь очень хочется посмотреть мультфильм «Аленький цветочек». Я думаю, что он тоже очень интересный.

5 класс

  1. Название: «Конек-Горбунок»
  2. Год издания: 1834
  3. Жанр: сказка

Главные герои:

  1. Конек-Горбунок
  2. Иван (младший из сыновей, дурак)
  3. Данило (старший из сыновей, считался самым умным)
  4. Гаврило (средний из сыновей, «и так, и сяк»)
  5. Царь-девица

Сюжет. В одном селе жил крестьянин с тремя сыновьями. Старший сын – Данило, средний – Гаврило, а младший – Иван. Жили они за счет пшеницы, которую продавали в столице. Как-то раз они обнаруживают, что их посевы кто-то вытаптывает. Потому они и решили дежурить ночью. Старший и средний не захотели стоять на холоде. Младший же, напротив, в полночь заметил кобылицу с золотой гривой и запрыгнул на нее. Она попросила отпустить ее взамен на трех коней: двух Иван сможет продать, а третий станет для него хорошим другом. Согласился Иван, и родила кобылица 3 обещанных коней. Заметили коней братья и украли их, чтобы продать. Увидел Иван и сразу догоняет их, сев на Конька-Горбунка. Они оправдываются: якобы у них нет денег, и герой соглашается продать коней.

Остановившись на ночлег, вдалеке Иван замечает огонек. Это оказалось перо Жар-птицы. Конек-Горбунок советует ему не брать его, но герой не слушает. Днем конями заинтересовался сам царь. Купив их (братья получают хорошие деньги, спокойно живут дальше), они выбиваются и возвращаются к Ивану. Тогда правитель назначает его начальником царских конюшен.

Однажды царский спальник-боярин (его место занял Иван) замечает, как тот чистит и кормит коней пером Жар-птицы и доносит королю. Тот приказывает Ивану принести Жар-птицу. Иван в отчаянии просит помощи у Конька-Горбунка. Горбунок посоветовал взять у короля вино и пшено, и отправились они в дальний путь. В лесу Ивану удается заманить Жар-птицу. По приезду король награждает Ивана должностью стремянного. Но спальник снова врет царю о том, что молодой человек может достать и Царь-девицу. Хитростью Горбунка Ивану удалось украсть красавицу. Король предлагает завтра же жениться, но царевна отказывается, поскольку ей нужен ее перстень со дна океана и благословление матери – Месяца и брата — Солнца. Поехал Иван снова.

Подъезжая к океану, герои встретили несчастного кита, у которого на спине стояло целое село. Месяц обрадовался весточке от дочери, но сказал, что она достойна молодого супруга. На обратном пути Иван с Коньком-Горбунком помогают киту. Царь-девица предлагает царю помолодеть: пройти 3 котла. Правитель приказал самому герою на себе это испытать, Конек помог ему, и преодолел он все 3 котла. А царь следом в первом же котле и сварился. И сыграли свадьбу Царь-девица и Иван, и жили они долго и счастливо.

Отзыв . Лучше иметь хорошего друга, чем иметь много богатства – такова основная мысль книги. Конек-Горбунок – пример настоящего друга, который поможет тебе выбраться из любых неприятностей. Такой друг на вес золота! Мне успел полюбиться Конек-Горбунок не только за свою отзывчивость, но и за смекалку. Меня очень удивляли его хитрости. Такая сказка учит читателя не только чувствовать, но и думать. Теперь и мне хочется проявить себя, помогая родителям и друзьям.

После прочтения я размышляла о своих друзьях и о том, такие же они верные и добрые, как Конек-Горбунок, или же нет? Я, конечно же, посоветую им прочесть эту сказку, да и сама не прочь снова ее прочитать, чтобы не забывать эту поучительную историю.

6 класс

  1. Название: «Бежин луг»
  2. Год издания: 1852
  3. Жанр: один из рассказов сборника «Записки охотника»

Главные герои:

  1. Охотник (с ним собачка Дианка)
  2. Ильюша (работает на бумажной фабрике, боязлив, суеверен, 12 лет)
  3. Павлуша (любознательный, храбрый, 12 лет)
  4. Костя (трусишка, добрый, 10 лет)
  5. Федя (красивый, самый старший, 14 лет)
  6. Ваня (самый младший из ребят, 7 лет)

Сюжет . Одним июльским днем рассказчик вышел на охоту на тетерева. Когда пришло время возвращаться домой, он заблудился и случайно набрел на знакомую ему местность – Бежин луг. Он увидел два костра, пятерых ребят и лошадей, которые паслись неподалеку. Охотник сказал, что потерял дорогу, и попросил переночевать. Он незаметно лег за куст и притворился, будто спит, а сам слушал истории, которые рассказывали мальчики.

Первым рассказчиком был Ильюша. Он знал много историй, потому рассказал больше остальных. Сначала он поведал о том, как у него на бумажной фабрике завелся домовой, потом про говорящего барашка на могиле утопленника. Рассказал и про покойного барина, который искал разрыв-траву и жаловался на то, что земля давит на него. Следующей была история о покойниках, проходящих по церковной дороге в родительскую субботу. Ребята были удивлены и необычным Тришкой, какой приходит во время солнечного затмения.

Следом рассказ про Тришку продолжил Павлуша. Он развеселил ребят. Но совсем не веселую историю про плотника и русалку рассказал Костя. Потом страшную – про утонувшего из-за водяного мальчика. Вспомнил про тонущую женщину и Федя. С мальчиками был еще Ваня, самый младший в компании, который почти все время дремал. На утро все уснули, рассказчик пошел прочь. Потому охотник узнал, что Павел погиб после этих посиделок – упал с лошади.

Отзыв. «Бежин луг» — так назвал Тургенев один из рассказов по названию местности. Чему же учит этот рассказ? Как мне кажется, с самого начала повествования автор показывает нам, как важно умение помогать людям. Когда ребята разрешили охотнику переночевать у их костров, они продемонстрировали хорошее отношение к барину, хотя крестьянам жилось тяжело, и во многом виноваты были именно помещики. Это пример неравнодушия детей, которые не таят злобу на взрослых. Также после прочтения этого рассказа замечаешь хорошее даже в обычных вещах, стараясь не обращать внимания на мелкие неприятности.

Главная мысль книги — от судьбы не уйдешь. Крестьянские дети верили, что встреча с волшебством написана на роду. Но автор знал, что им написано на роду другое: разделить тяжелую участь их родителей. Ребята с малолетства обречены на дешевый и вредный для здоровья труд, у них нет выбора. Их детство окрашено близостью с природой, но дальнейшая жизнь лишится и этих радужных красок. Символично, что Паша, умный и самостоятельный мальчик, погибнет в цвете лет, упав с лошади.

Из всех рассказов мальчиков мне больше всего запомнилась история про домового на бумажной фабрике. Все истории ребят, действительно, необычные. Интересно, а всякие такие русалки и водяные существуют, или это всего лишь выдумка? Думаю, эти существа живут полноценной жизнью в наших фантазиях.

Заключение

Начните заниматься со своим ребенком сейчас, и Вы непременно увидите хороший результат. Читательский дневник – это не только интересно, но и очень поучительно для будущих умников и умниц. Надеемся, что материал от Многомудрого Литрекона был для Вас полезен.

Если же Вам чего-то не хватило в статье, напишите об этом в комментариях, и мы добавим недостающие детали.



Поделиться