Целеполаганием является. Понятие и виды планов в самоменеджменте

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

До недавнего времени одним из наиболее часто цитируемых жизненных правил было высказывание Н. Островского: «Жизнь... нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно (выделено нами З.Н.) прожитые годы». Вдумаемся: не «безрезультатно», а «бесцельно» прожитые.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент учебного процесса; системообразующий фактор;

б) цель - это критерий эффективности педагогической системы;

в) цель - это то, к чему стремится преподаватель и в целом высшее образовательное учреждение.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Поэтому говорят, что цель обучения выполняет системообразующую функцию педагогической деятельности, так как от ее определения зависит выбор содержания, методов, средств образования.

Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей.

Нормативные государственные цели - это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Параллельно существуют общественные цели - цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения.

Инициативные цели - это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов.

Образование будет только тогда эффективным, когда происходит удовлетворение не по­требности в знании, а потребности делать от­крытия. Задача преподавателя - помочь обучающемуся делать эти открытия. В данном контексте верно утверждение о значении цели образования , состоящей в том, чтобы за­менить пустой ум открытым разумом .

Традиционная «знаниевая» (просвещенческая) модель образова­ния, не соответствуя запросам современной социокультурной среды, исчерпала себя. Однако, возникает вопрос: какую именно парадигму избрать для но­вых целей и целеполагания в образовании ?

Многие ученые-гуманитарии полагают, что в соответ­ствии с новыми установками, образовательная цель должна быть направлена на создание обра­за культуры и ее творца - человека культуры. Несомненно, культурологическая пара­дигма является одной из наиболее актуальных парадигм для осуществления современных целей и целеполагания в организации системы образования в XXI веке.


А теперь более подробно о сущности и значении понятия «целеполагание».

В самом общем значении целеполагание - это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание как раз и помогает определять успешность этих действий, формулировать основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

Целеполагание отражается на работе всей организации и эффективности сотрудников. Как внедрить систему, чтобы достичь желаемого результата, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое целеполагание

Целеполагание - это определение, постановка и достижение целей. В менеджменте под термином понимают основной этап бизнес-планирования. Различают краткосрочные, долгосрочные цели компании во внешней и во внутренней среде, связанные с персоналом и производством. Исходными пунктами для постановки задач выступают: миссия, видение, ценности организации, принцип отношений с конкурентами, проблемы и потребности фирмы.

Скачайте документы по теме:

Отправной точкой в постановке задач считается видение компании:

  • «здесь и сейчас» - для краткосрочных целей;
  • «в будущем» - для долгосрочных целей.

Целеполагание и планирование увеличивает эффективность организации . Коллектив стремится достичь запланированного результата, поэтому вкладывает больше сил и энергии. С помощью целеполагания мотивируют персонал, но в случае нескольких неудач сотрудники перестают проявлять активность. Чтобы этого избежать, ставьте достижимые задачи, ориентируйте персонал.

Постановка задач и формирование целеполагания

Учитывайте не только преимущества, но и проблемы целеполагания. Организация представляет собой общность индивидов, каждый из которых имеет личные цели, которые не всегда совпадают с задачами организации. Сложности могут возникать на любых этапах построения системы.

Этапы целеполагания включают: анализ текущего состояния организации, ее миссии и целей. Только после этого ведется разработка системы, в которой основные цели структурированы. Она должна включать механизмы согласования целей заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования служат цели и стратегия - на основе общности долгосрочных идей формируется мотивация к сотрудничеству.

Верхний уровень целей - идеалы, основанные на миссии. Он определяет смысл того, чем занимаются работники. Так как у сотрудников главная задача заключается в заработке денег, они не всегда разделяют миссию организации.

Стратегические намерения - видение будущего компании. В отличие от миссии, оно связано с определенным промежутком времени, дает выразительную картину будущего. Стратегические намерения должны притягивать сотрудников, вдохновлять их работать лучше. Видение распространяет и формирует лидер. Если он не наделен способностью вовлекать, интересовать других, в системе целеполагания происходит сбой. Организация продолжает функционировать, но невозможно прогнозировать ее деятельность. Проводите тренинги, обучайте менеджеров приемам вовлечения персонала в общие идеи.

Стратегические цели фиксируют стратегическое видение , определяют систему координат для компании. Долгосрочные приоритеты необходимы для планирования - они обеспечивают основу для согласования целей всех подразделений. Чем четче определены цели, тем легче их достичь. Определите, чего нужно добиться компании, чтобы выйти на новый уровень развития, занять более выгодные позиции на рынке, найти квалифицированный персонал. Не только зафиксируйте желаемый результат, но и разработайте модель поведения.

Стратегические проекты необходимы для достижения поставленных целей. Мало определить цель, нужно понять, как ее достичь. Если руководитель не может управлять движением персонала к целям, обратитесь за помощью к сторонним специалистам, которые подготовят план действий.

Оперативный контроллинг - уровень целеполагания, который формируется в процессе годового планирования . Он включает ряд показателей: финансово-экономических, бизнес-процессов, деятельности организации на рынке и другие.

KPI относятся к той части системы целеполагания, которая направляет сотрудников к личным целям, согласованным с целями предприятия. Индивидуальные показатели подразумевают результативность каждого работника. Чтобы добиться максимального эффекта, связывайте их с вознаграждение. Главное, чтобы показатели KPI играли стимулирующую и направляющую роль. Разрабатывайте их с учетом цели организации, ее миссии.

Система целеполагания включает цели, стратегию, структуру, идеологию и процессы. Все элементы тесно взаимосвязаны. Если происходит сбой в системе, она теряет смысл. Разрабатывайте ее только после детального изучения деятельности компании. Учитывайте, чего вы хотите достичь. Цели организации не должны идти вразрез с интересами сотрудников, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принцип построения системы целеполагания

Для построения системы в менеджменте используйте известный прием целеполагания - дерево целей, напоминающее пирамиду потребностей Маслоу . Вершина - общая цель организации. Формирование уровней складывается так, чтобы обеспечить достижение целей, находящихся на уровень выше. Каждый уровень дерева описывает не способ достижения целей, а конкретный результат, выраженный показателями. Иерархия целей связывается со структурой организации и с ее особенностями.

Процесс целеполагания может основываться на методике сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (ССП). Ее применяют организации любого размера и сферы деятельности. Если вы хотите использовать ее, четко сформулируйте цели с учетом миссии и стратегии организации. Они выглядят следующим образом:

  1. Стать самой крупной компанией.
  2. Выпускать новую линейку товаров или расширить спектр услуг.
  3. Принять в штат конкретных работников: известного менеджера, технолога и т.д.

Перед вами практическая пошаговая инструкция по созданию эффективной системы оплаты труда и мотивации, учитывающей специфику конкретной компании, особенности ее корпоративной культуры и работающей на достижение ее стратегических целей. Вы не только научитесь правильно формировать постоянную и переменную части заработной платы сотрудников, но и узнаете, как достичь баланса системного и индивидуального подходов, добиться истинной лояльности сотрудников и превратить их способности в капитал, приносящий высокий доход.

Когда решаете, какие области охватят цели, ограничьтесь одним направлением, а не несколькими. Независимо от специфики сферы, для которой ставите задачу, учитывайте некоторые особенности. Это поможет избежать ошибок, вызывающих дисбаланс в системе целеполагания.

  1. Цели затрагивают верхушку предприятия: если руководство не имеет ясных целей, нижние уровни теряют направление, а люди начинают считать, что постановка целей неважна.
  2. Цели имеют четкую формулировку. Все члены компании знакомы с ними. Нередко подчиненные не имеют представления о целях - это ведет к тому, что миссия становится второстепенной. Напоминайте людям ключевые цели, задавая наводящие вопросы. Мнение коллектива о том, для чего все работают, важно. Учитывая его, корректируйте план действий.
  3. Каждый человек, единица в организации или рабочая группа имеют одну ясную цель. Не назначайте больше, чем 6–9 целей сразу. Перегрузка подчиненных рассеивает усилия и подрывает эффективность .

Не ставьте перед собой и сотрудниками невыполнимых целей. Если вы не знаете, чего должна достичь организация, проведите детальный анализ деятельности, сравните этапы развития за последние годы, изучите рынок и предложения других фирм. Подумайте, какие методы целеполагания уместны на данном этапе развития.

Диагностика целеполагания

Правильность поставленных целей проверяйте методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely), ССП-BSC (Balanced Scorecard). Выполняйте анализ целеполагания регулярно, чтобы не упускать из вида процесс. Например, сотрудники могут еженедельно отсчитываться о том, на каком этапе на пути к достижению целей они находятся, что планируют сделать.

SMART подразумевает, что цели должны быть определены, описаны, приняты сотрудниками. Оценивайте их сложность перед тем, как ограничивать по времени. Распределяйте между руководителями ответственность за их достижение. Эта технология целеполагания не требует долгой подготовки, поэтому предпочтительна в подавляющем большинстве случаев.

Если вы решили использовать концепцию переноса целей для планирования деятельности и контроля их достижения, организуйте оценку KPI. Устанавливайте конкретные показатели, понятные персоналу организации. Учитывайте временные затраты, ведь разработка системы отнимает около двух месяцев.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Целенаправленность предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели, несмотря на все препятствия и даже вопреки им.

Под целью в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель - это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора». В производственной деятельности эта идеальная конструкция обычно характеризуется достаточно однозначно (например, уровнем разработки или объемом изготовления технической продукции). Однако чаще всего в управлении социально-экономическими процессами и системами цель не имеет четкой формальной выраженности, не поддается исчерпывающему описанию в виде цифр, терминов, схем, зависимостей, связей и т. д.

Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одной стороны, цель вытекает из действия законов и закономерностей объективного мира, то есть она объективна. С другой стороны, цель человека есть его идеальная, мысленная конструкция, субъективное построение, то есть она имеет субъективный характер. Именно в этом плане говорят о двойственности содержания, двойственности характера цели управления.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. , говоря иначе, цели - это конкретные состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации (желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации), так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в выборе целей, выделяются четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Этими областями являются:

Доходы организации;

Работа с клиентами;

Потребности и благосостояние сотрудников;

Социальная ответственность.

Как видно, эти четыре сферы касаются также интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, на которых теперь необходимо остановиться:

Во-первых, цели отражают философию организации концепцию ее деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственные поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же - получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.

В-четвертых, цели, особенно великие, независимо от того, реальны они, или мнимы, иллюзорны, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Примеров этому достаточно, в том числе и в отечественной истории. Новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа являлись результатом труда не только заключенных, но и комсомольцев тех лет, вдохновленных мечтами о светлом будущем, и вовсе не виновных в том, что эти мечты оказались обманом. Да и те же самые заключенные, у которых появлялась цель досрочно освободиться, проявляли повышенную активность в работе, многократно перекрывая производственные нормы.

Наконец, в пятых, официально провозглашенные цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например, загрязнение окружающей среды.

Целеполагание- процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

|С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй- выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

    выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

    установление целей для организации в целом;

    построение иерархии целей;

    установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают оставление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации для всех ее подразделений и для всех членов.

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример : Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Поделиться