Проект освобождения крепостных крестьян А.А. Аракчеева

Метод: поисково-исследовательский.

Новые понятия: “аракчеевщина”, военные поселения.

Средства обучения: таблица “Жизнь военных поселений”, портреты Александра I, .

План семинара.

: особенности характера и взаимоотношения с царем. Проект об отмене крепостного права. Военные поселения – второе детище. Отношение общества к и проводимому им курсу. Отставка. Последние годы.

Литература для учителя:

Почкаев история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. . История России XIX века. Контрольные и проверочные работы . М., 2002. . Тесты по истории России XIX века. М., 2005. , . Поурочные разработки по истории России. XIX век. М., 2007. История России. XIX век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс . М., 2001.

Литература для учащихся:

Антонов для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000. , Рабочая тетрадь к учебнику “История России”. XIX век. 8 класс. М., “Просвещение”, 2001. Имена из отечественной истории. Книга 1. Составитель. М., “Школа-Пресс”, 1992. История Отечества: Справочник школьника. М., 1996. История России в портретах: В 2 т. Смоленск, Брянск, 1996. Российские самодержцы. . М., 1993.

I. Вступительное слово учителя.

В последние десять лет царствования Александра I вместо государя, впавшего в мистицизм и не склонного к тяжелому повседневному труду, Россией правил суровый артиллерийский генерал Аракчеев. Его ненавидела вся Россия – и за крайний консерватизм, и за то, что незнатный любимец императора, сосредоточивший в своих руках огромную власть, третировал сановных аристократов. Однако современные историки приходят к выводу, что Аракчеев был блестящим военным организатором и талантливым реформатором.

Наша с вами задача на уроке выяснить, кем же был: всесильным властителем или покорным исполнителем?

Вопросы и задания учащимся:

Что означает понятие “аракчеевщина”? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве? На основе текста источников выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I?

Документ 1.

“Внутренними делами в России заведовал в то время Аракчеев, и заведовал самовластно, так что без него и мимо него ничего сделаться не могло…Бездушие, презрение к человечеству, часто жестокость, суровость всегда, отсутствие всякого лоска образованности, непреодолимая наклонность к тиранству и грубость в обхождении, достигавшая таких размеров, что когда по случайному стечению обстоятельств ему приходилось кому-нибудь сделать добро или оказать услугу, то весьма часто облекал он свой поступок благодеяния в такие формы, что охлаждал чувство благодарности”.
П. Долгоруков

Документ 2.

“…Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…”
.

Документ 3.

“Надменный временщик, и подлый, и коварный…”

Документ 4.

“Государь – мой друг, и жаловаться на меня можно только Богу”.

Документ 5.

“Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям”.

Документ 6.

“Аракчеев никогда не решался учить Александра… Он был старше Александра на восемь лет, но он трепетал перед ним, как мальчишка. Входя в кабинет, он бледнел, вздрагивал и крестился, как…робкий посетитель, в первый раз попавший во дворец”.
Историк

Документ 7.

“Все приказания начальника надлежит исполнять в срок и наилучшим образом”.

Документ 8.

“Без лести предан” – девиз.

II. Проект Аракчеева об отмене крепостного права

Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.) Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли – 2 десятины , которые давались освобожденным крестьянам, – было столь мало, что они были вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.) Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

“Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 года, привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предполагая выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в это деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае – неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет…Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы все крепостных и к 2018 году. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго”.
(Мироненко тайной истории самодержавия. М., 1990)

1. Был ли принят проект Аракчеева? Почему?

(Проект Аракчеева не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет. К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь – более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений),

Вывод: Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил в своем стихотворении “Сказки”:

От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему:
“Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.

III. Военные поселения – второе детище Аракчеева.

Кому принадлежит идея создания военных поселений? Назовите цели создания военных поселений. Когда стали создаваться военные поселения? Как они создавались?

Материал для учащихся .

Первая попытка создания военных поселений относится к 1810 году, но война 1812 года прервала этот эксперимент. В 1816 году Аракчеев вновь приступил к выполнению задания царя. Солдат селили вместе с государственными крестьянами. Военные поселяне должны были учиться военному делу и выполнять сельскохозяйственные работы.

– Расскажите о жизни военных поселян. Составьте таблицу, показывающую жизненный путь военных поселян.

Рассказ учителя.

Военные поселения массово начали вводиться в 1817–1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на “самоокупаемость”: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование “поселян-хозяев”. К ним подселялись солдаты действующей армии – по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводила к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 года в Чугуеве).

Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина “аракчеевщина”, символизирующего все реакционное и жестокое.

Материал для учащихся.

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством , поэтому уровень производства был низким. В результате хозяйства поселян были убыточными и требовали больших государственных расходов . Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Прочитайте документ:

“Военные поселения”.

“Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение – смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места – все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка – богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами – они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление”.

Из “Записок” генерал-майора

Задание к документу:

Что возмущало генерала в военных поселениях? Приведите фрагменты из текста. Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них “все царское”, но пользоваться им “не смеет” никто? Как вы думаете была ли эффективной организация труда в военных поселениях?

(Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.

Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель;
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести –
Кто он? Преданный без лести,
…………… грошовый солдат.

Комментарий: речь идет об Аракчееве, человеке, душой и сердцем преданном царю, беспощадном и бесчеловечном в исполнительности.

Проблемные и познавательные задания:

Как вы считаете, почему Александр I, начавший свое царствование с либеральных реформ и считавший себя человеком, воспитанным на европейской культуре, приблизил к себе такого солдафона, как Аракчеев? Александр I заявлял: “Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чугуева”. Почему с такой настойчивостью в русскую жизнь внедрялись военные поселения? Проводником политики самодержавия после войны 1812–1815 гг. являлся. Согласны ли вы со следующей характеристикой, данной ему: “…Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям. Следствием всего этого было тягостное настроение, которое все более овладевало обществом”. Свою точку зрения обоснуйте. Прокомментируйте слова, сказанные им: “Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (Александра I), как гении Зла и Блага”.

Основное содержание ответов:

Во-первых, Александр I очень быстро забыл о своих либеральных порывах. В 1815 году он стал одним из авторов Священного союза, направленного против любых проявлений свободомыслия. Во-вторых, не лишено смысла и высказывание: “В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этою необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдергивавший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски-благородном и нежном характере Александра”.

Внедрение военных поселений было обусловлено тем, что правительство надеялось с их помощью сократить расходы на содержание армии, насчитывавшей в 1821 году более миллиона человек. И в самом деле, все затраты на создание “новых войск”, которые составляли до одной четвертой регулярных, скоро окупились, и к 1825 году особый капитал “военных поселений” насчитывал 32 млн. рублей.

IV. Отношение общества к и проводимому им курсу.

V. Отставка.

Сообщение учащегося.

Аракчеев не принял участие в подавлении восстания декабристов, за что и был отправлен в отставку Николаем I. Сохранив звание члена Государственного совета, Аракчеев отправился путешествовать за границу; его здоровье было надломлено отставкой и убийством дворовыми> в Грузине – наложницы Аракчеева и управительницы его имением. В 1833 Аракчеев внес в государственный заемный банк 50 т. руб. асс. с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке девяносто три года неприкосновенною со всеми процентами: три четверти из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 г. (на русском языке) историю (лучшую) царствования имп. Александра I, остальная четверть этого капитала предназначена на издержки по изданию этого труда, а также на вторую премию, и двум переводчикам по равной части, которые переведут с русского на немецкий и на французский языки удостоенную первой премии историю Александра I. Аракчеев соорудил Благословенному перед соборным храмом своего села великолепный бронзовый памятник, на котором сделана следующая надпись: “Государю-Благодетелю, по кончине Его”. Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 т. руб. для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.

Здоровье Аракчеева между тем слабело, силы изменяли. , узнав о его болезненном состоянии, прислал к нему в Грузино лейб-медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь, и накануне Воскресения Христова, 21 апреля , граф Алексей Андреевич Аракчеев скончался, “не спуская глаз с портрета Александра, в его комнате, на том самом диване, который служил кроватью Самодержцу Всероссийскому”. Лейб-медик, присланный Николаем I, ничем не мог помочь ему, а он все кричал, чтобы ему продлили жизнь, хотя бы на месяц. Наконец, вздохнув, проговорил: “Проклятая смерть”. И умер. Прах Аракчеева покоится в храме с. Грузина, у подножия бюста императора Павла I.

VI. Последние годы жизни.

Сообщение учащегося.

В последние годы жизни Аракчеев особенно много занимался устройством имения, старался вникнуть во все стороны хозяйственной жизни, читал много литературы по экономике. Благодаря его патронажу, крестьяне в Грузине жили в основном в достатке, многие дома были крыты железом, имелся госпиталь, где крестьяне могли получить бесплатную медицинскую помощь, здесь же по инициативе Аракчеева был создан заемный банк для крестьян, где они были обязаны брать ссуды для покупки семян, скота и т. д. При этом Аракчеев был строгим хозяином и наказывал за пьянство и лень. Само Грузино было обустроено по проектам лучших архитекторов и художников того времени.

После смерти Александра І Аракчеев составил завещание на сумму 50 тыс. руб. для написания полной и достоверной книги о жизни и деятельности своего покровителя, которую следовало издать через 100 лет, когда этот капитал должен был вырасти минимум до 800 тыс. руб. Очевидно, что он не боялся суда истории и ждал времени, когда страсти вокруг его имени улягутся и он мог бы рассчитывать на взвешенную и объективную оценку своей деятельности. Незадолго до смерти Аракчеев внес в казну 300 тыс. руб. На проценты с них должны были постоянно учиться 12 воспитанников Новгородского кадетского корпуса. После смерти Аракчеева, поскольку он не вписал в завещание имени наследника, Николай І особым указом передал Грузино, а также деньги, вырученные от продажи принадлежавших Аракчееву недвижимого и движимого имущества с аукциона, в распоряжение Новгородского кадетского корпуса, который стал именоваться Аракчеевским. Сюда же была передана значительная часть богатейшей библиотеки Аракчеева, составляющей 15 тыс. томов, в т. ч. на иностранных языках , и его архива.

VII. Подведение итогов.

Итоги деятельности.

Современники видели в “змие Аракчееве” главное зло России эпохи Александра. Русский мемуарист отзывался об императоре как о “помещике, сдавшем имение управляющему”, в полной уверенности, что в этих руках “люди не избалуют”.

Следует все же подчеркнуть, что вдохновителем реакционного курса был сам царь, а Аракчеев лишь претворял эту политику в жизнь. Возможно, что одаренный генерал оставил бы о себе лучшую память, если бы самодержцы, которым он честно служил, не использовали его способности столь односторонне.

Конечно, Аракчеев был и останется в истории противоречивой фигурой. Но он, безусловно, был русским патриотом, выступал за укрепление России и многое для этого сделал практически. Его честное имя должно быть защищено перед лицом современников и потомков.

Домашнее задание: написать эссе на тему: Аракчеев: всесильный властитель ил

Документы для анализа на уроке

Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

Очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М.М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Вопросы для анализа:

      Какие идеи Просвещения нашли свое отражение в проекте?

      Составьте схему управления государством в соответствии с этим проектом.

      Какое учреждение представляло законодательную власть?

      Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?

      Какими правами наделялось население страны?

      Ограничивалась ли власть императора, в какой степени?

      Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства, был ли он по-настоящему радикален?

      Почему проект не был полностью реализован?

Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева .

В 1811 г. прибалтийские помещики обратились к царю с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Лишь в 1816-1819 гг. Александр I утвердил этот закон в отношении крестьян в Эстляндии, Лифляндии, Курляндии. Такие же предложения поступили от белорусских, псковских, петербургских помещиков. Александр поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительности.

Составляя проект, Аракчеев помнил указание царя "не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер". В начале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно отпускать 5 млн. рублей. Выкупленные земли распределялись между крестьянами, которые должны были арендовать ее у помещиков. По проекту Аракчеева, освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет.

Вопросы для анализа:

      Чьи интересы защищал в первую очередь проект?

      Получали крестьяне при освобождении землю?

      Был ли проект реален в условиях России первой четверти XIX века?

4) Почему этот проект составлялся в условиях секретности и не был принят?

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»

В 1815 г. была разработана Конституция Польши - самый прогрессивный Основной закон того времени. Она гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, отменяла конфискацию имущества, ссылку. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю. В 1818 г. на открытии сейма, император сообщил о намерении создать Конституцию всей России . Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Проект предусматривал провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы ее с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, но император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными.

Вопросы для анализа:

    Какие гражданские свободы даровались населению?

    Появлялось ли по проекту сословно-представительное учреждение?

    Если бы проект был принят, можно было бы говорить о ликвидации самодержавия?

    Какие события помешали воплощению проекта, а по-вашему, почему он не был принят?

«Гроза двенадцатого года» пронеслась, и для правительства России первостепенное значение приобрела внутренняя политика.

Военные поселения и А. А. Аракчеев. Одной из мер александровского царствования послевоенной поры стало введение военных поселений. Власти намеревались сделать их образцовыми в хозяйственном отношении и таким образом обеспечить полноценное пополнение армии.

Создание военных поселений неразрывно связано с именем графа Алексея Андреевича Аракчеева (1769-1834). Он происходил из семьи мелкопоместного тверского дворянина.

В 1808 году он стал военным министром и превратился в самого влиятельного в империи человека. Жесткий характер, приверженность к военной муштре и неприятие им всех форм «вольнодумства» не вызывали симпатий к Аракчееву. Свое влияние на государя граф сохранял до самой смерти императора и получил отставку лишь после воцарения Николая I.

Первые военные поселения возникли в 1810 году, но широкое их распространение началось с 1815 года. К концу царствования Александра I треть русской армии была «поселена». Поселения формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет и женатых, а также из местных жителей в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Те и другие назывались поселянами-хозяевами. Их дети с семилетнего возраста становились военнообязанными, а в 18 лет переводились в военные части.

Все стороны жизни в военных поселениях строго регламентировались. Поселенцы носили военную форму, семьи размещались в одинаковых домах, в каждом из которых находилось по четыре семьи, обязанные вместе вести хозяйство. Жизнь поселенцев определялась расписанием: когда пробуждаться ото сна, чем заниматься в течение дня, как воспитывать детей и даже когда кому и на ком жениться.

Основная часть времени уделялась военным занятиям. Сельскохозяйственные работы проводились лишь с разрешения командира. Провинившихся ждало жестокое наказание шпицрутенами (ивовыми прутьями). Поселенцев использовали также на дорожных работах, в каменоломнях, на лесозаготовках.

1810 - основание военных поселений

Военные поселения не оправдали возлагавшихся на них надежд и не стали центрами образцового хозяйства. Несвоевременное выполнение сельскохозяйственных работ часто приводило к тому, что урожай погибал. Не превратились поселенцы и в надежную опору воинского порядка и дисциплины. Более того, жесткая муштра плодила недовольных, и дело не раз доходило до массовых протестов.

В 1819 году произошло волнение Чугуевского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отобранные у них земли, избивали и изгоняли начальников. То же вскоре повторилось в округе Таганрогского полка и в ряде других военных округов. Посмевших проявить недовольство нещадно секли, ссылали в Сибирь.

Военные поселения были упразднены в 1857 году.

Проект отмены крепостного права. Сложной проблемой оставалось крепостное право. Александр I был уверен, что с ним необходимо покончить. Но как? Если освободить крестьян без земли, предоставив им лишь формальные права свободного гражданина, чем станут они заниматься? Земля находится в собственности помещиков, а без нее земледелец обречен на голод. Кто будет обрабатывать угодья, производить сельскохозяйственные продукты, обеспечивать столь нужные стране поставки за границу?

Вопросов много, и ни один из предлагавшихся ответов на них не удовлетворял царя.

Проект закона по отмене крепостного права Александр I поручил разработать в 1818 гору А. А. Аракчееву при условии, что в законе не должно быть никаких насильственных действий со стороны правительства, а также стеснительных для помещиков мер.

А. А. Аракчеев полагал, что нельзя сразу отменить крепостную зависимость крестьян от помещиков. Он искал другой путь, экономический, - например, выкупать крестьян и дворовых людей по согласию с помещиком. Пусть это делает государство - приобретает на торгах земельные поместья и распределяет их между освобожденными крестьянами «по две десятины на душу», т. е. на каждого взрослого мужчину. Было подсчитано, что на эти цели государству потребуется 5 млн рублей ежегодно. Проект остался нереализованным.

1818 - проект А. А. Аракчеева по освобождению крестьян от крепостной зависимости

«Уставная грамота» Н.И. Новосильцева. Надежды на то, что Россия обретет правовые нормы общественной жизни, возродились в 1815 году, когда той части польши, которая вошла в состав империи, была дарована конституция. Царь объявил о своем намерении распространить подобные порядки на всю страну.

Составить проект конституции для России государь поручил своему другу - попечителю Петербургского учебного округа Николаю Николаевичу Новосильцеву (1768-1838). Так в 1819 году появилась «Уставная грамота Российской империи» с предложениями по реформированию политической системы страны. Проект предусматривал введение двухпалатного законосовещательного парламента, верхняя палата которого (сенат) назначалась бы императором, а нижняя - частично избиралась, а частично назначалась.

«Уставная грамота...» провозглашала свободу слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и частной собственности. Но и этот проект не был реализован.

Историки много размышляли о том, почему же Александр I так и не сумел воплотить в жизнь те планы и мечты, которым симпатизировал с самого начала царствования. Приводились разные причины. Главным в этой, как казалось многим, двойственности, нерешительности Александра I было то, что он, понимая необходимость реформ, был уверен: Россия не дошла до той стадии своего развития, когда подданных следует наделить широкими гражданскими правами, государственный контроль за общественной жизнью страны - ослабить. Вполне вероятно, что боялся он и за свою личную безопасность.

1819 - создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи» - проекта конституции страны

Вопросы и задания

  1. Объясните, с какой целью создавались военные поселения. К каким последствиям привела их организация?
  2. Объясните, чем была обусловлена историческая необходимость отмены крепостного права. В чем состояла сложность решения этой проблемы?
  3. Охарактеризуйте проект А. А. Аракчеева по отмене крепостного права. Как вы думаете, почему он остался нереализованным?
  4. Когда и в связи с каким событием Александр I пришел к мысли о разработке конституции для России? Кем был составлен конституционный проект? Как вы считаете, что означало бы введение конституции для судьбы российского самодержавия?
  5. Какие нововведения планировались в России согласно «Уставной грамоте...»?

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова: крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - …

Проект Аракчеева: освобождение крестьян провести под руководством правительства - выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г. [править] Военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта: создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию. прикрыть западное пограничное пространство.

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря.

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1857 году военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом.

16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости.

За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам.

Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Александр1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Александр 1 решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи» . В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. 13-15 марта. Повелено возвратить на службу и восстановить в прежних правах всех, незаконно, без суда « отрешенных».

15 марта. Прощено почти полтысячи человек, проходивших по делам в Тайной канцелярии. На дверях каземата Петропавловской крепости какой-то шутник сделал надпись: «Свободно от постоя». 22 марта. Указ о свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее. 31 марта. Разрешено ввозить из-за границы книги и ноты, открывать частные типографии. 8 апреля. Указ об уничтожении виселиц, установленных в городах при публичных местах. 23 апреля. Священники диаконы освобождены от телесных наказаний. 27 сентября. Повелено уничтожить пытки так, чтобы «самое название пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было навсегда из памяти народной».

В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления» .

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей - племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов - сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее.

Эти люди составили Негласный, или Тайный, комитет. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа» . Начали с центрального управления.

Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления; создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Это были генерал-прокурор Сената, министр коммерции, государственный казначей, главы Военной и Адмиралтейств-коллегий, военный губернатор Петербурга. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были люди, сделавшие карьеры еще в предыдущие царствования, представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого поначалу Александр I зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависимости, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населенных земель не дворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Не отклонив в принципе предложение императора, что было бы с их стороны попросту невежливо, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать. Единственным результатом попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект «Всемилостивейшей грамоты. Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации императора 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии дворянства, мещанства и купечества, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины II и один из руководителей переворота 1801 г. П.А. Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле I) запрещалась продажа крестьян без земли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции. По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности идей Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801 г. появился указ, разрешающий лицам всех свободных состояний приобретать в собственность недвижимые имущества без крестьян.

Негласный Комитет занимался обсуждением различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом он не собирался полтора года. Затем члены его собрались несколько раз в 1803 году, а потом Негласный Комитет перестал существовать.

Следующие шаги Александра I были связаны с реорганизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел. Внутренних дел. Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали «молодые друзья» и старый наставник Лагарп. Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа С. П. Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян на волю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о свободных хлебопашцах: Указ о свободных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Это положение легло затем в основу реформы 1861 г.

20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах». Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению «дворохозяева» освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 тыс. казенных крестьян были переданы во временную аренду. Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений:

приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян. Но продолжение реформы в этой сфере объективно отвечало потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.

Второй этап реформ. Сперанский

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя (как оказалось впоследствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.

План реформ, составленный Сперанским в виде обширного документа под названием «Введение к Уложению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Претворение плана Сперанского в жизнь началось уже в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной.

Летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой об отставке.

В чем же причины новой неудачи реформ? Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея. Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России, за которым последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

I. 5. НЕУДАЧА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ АЛЕКСАНДРА 1.

Нам известны начинания Александра 1, почти все они были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е. около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI ревизии в 1818 г., его считалось до 10 млн ревизских душ) .

К такому микроскопическому результату привел закон, наделавший столько движения. Даже и административные реформы, новые центральные учреждения вовсе не внесли ожидаемого обновления в русскую жизнь, зато усилили очень заметно нескладицу в русском административном механизме. До тех пор в центре, как и в провинции, действовали, по крайней мере по наружности, коллегиальные учреждения.

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, должны были вырастать из отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Мы знаем и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличенном значении, какое тогда придавали формам правления.

Люди тех поколений были уверены, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений. Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

22. Отечественная война 1812 г.: причины, этапы, последствия.

«Права ребёнка и гражданина» - Правоспособность и дееспособность. Каждый имеет право на жилище. Каждый имеет право на образование. Правоспособность выражается в способности субъекта иметь права и обязанности. Политические права. Основные гражданские права. Цензура запрещается. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Права ребенка.

«Понятие права» - Источники права. Признаки правового государства: Право – универсальный регулятор общественных отношений. Признаки права: Правовая норма. Цель урока: Источники права – нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи и правовые договоры. Нормативный характер Обязательность исполнения Гарантированность государством Многократность применения.

«Крепостное право» - Крестьянин является собственностью барина. Как относился к крепостному праву александр i? Затем переход к коллективным формам труда). Все либеральное движение Добролюбов считал «обломовщиной», а либералов – «Лишними людьми». 5) Крымская война. Крепостное право -. Добролюбов в 1857г. пришел работать в «Современник».

«Накануне отмены крепостного права» - Г. Крепостное право. Смягчение политического режима в первые годы правления Александра II. Тормоз В развитии капиталистической промышленности. Установите причинно-следственные связи, проведя линии. Сторонники реформ. Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Предпосылки отмены крепостного права.

Правовая доктрина. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Прецедент широко использовался в средние века как источник права. Источники права: Как источник права прецедент известен с древнейших времен. Нормативный договор. Элементы статей Гражданского кодекса РФ принято именовать пунктами, а не частями статьи.

«Нормы права» - Право. Право и мораль. Наличие духовной, идейной основы исходят из принципа справедливости. Институт права. Естественное – возникло объективно, принадлежат человеку от рождения. Позитивное – исходящее от государства, документально оформленное. Основные признаки права. Право – это моральный минимум. Отрасли права.

Поделиться