Кто такие сунниты и шииты. Численность шиитов в мире в нынешнее время

24 ноября 2017 Просм: 623

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Шии́ты (от араб. «ши‘а» — «приверженцы, партия, фракция») — второе по числу приверженцев направление ислама, хотя по сравнению с суннитами они составляют явное меньшинство. Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию Пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом избранным лицам из числа потомков Пророка, к которым они относят ‘Али ибн Аби-Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатымы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу-Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, потому что Абу-Бакр был избран небольшим числом сподвижников, ‘Умар был назначен Абу-Бакром. ‘Усман же был избран из семи претендентов, назначенных ‘Умаром с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме ‘Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — Имама — мусульманской общины подобно избранию пророков и является прерогативой Бога. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляю щее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исма‘илитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения). Преобладают в шиизме шииты-двунадесятники или имамиты. В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зайдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исма‘илиты, алавиты, нусайриты и др.). Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исма‘илитов. Шиизм, одна из двух основных ветвей ислама, признается довольно формальной клерикальной иерархией, в противовес суннитскому исламу, который делает акцент на авторитет определенных текстовых традиций и мыслительных школ. Многие различные шиитские группы можно найти в Европе, включая сообщество Хоей (Организация Саййид Абу-аль-Касим аль-Хоей или Фонд al-Khoei) из Южной Азии (пришло через Африку), йеменских исма‘илитов и индийских бохра. Но большинство шиитов принадлежит доминирующей ветви «Двунадесятники» (исна‘ашариййа), которая находится в Иране, Ливане, арабских странах Персидского Залива и Пакистане.

Уникальным в шиизме является позиция марджа‘ ат-таклид («источник для подражания») — фигуры, рассматриваемой шиитами как живой пример воплощения принципов ислама. Одним из наиболее известным и широко почитаемым марджа недавнего времени считается Саййид Абу-аль-Касим аль-Хоей, Верховный Аятолла иракского священного города Неджеф, который умер в 1992 г. Он основал Фонд al-Khoei, который служит интересам растущей диаспоры шиитов, живущей за пределами Ближнего Востока. Базирующийся в Лондоне и имеющий офис в Нью-Йорке, фонд охватывает широкий спектр деятельности, включая организацию работы школ и шиитских мечетей в Европе, особенно в Великобритании, перевод исламских текстов на английский, обеспечение руководства в вопросах исламских практик на Западе, обеспечение услугами священнослужителей заключенных-шиитов, помощь соратникам по общине в вопросах брака, развода и похорон. В политическом отношении данный фонд противо поставлен теократическому правлению Ирана и действует в некотором смысле как противовес попыткам режима Тегерана воздействовать на шиитов в Европе. После смерти аль-Хоей фонд в целом находился под руководством другого влиятельного марджа‘ — живущего в Иране Верховного Аятоллы ‘Али Систани. После террористических атак 11 сентября 2001 г. в США и взрывов в Лондоне фонд также работал в сфере пропаганды и диалога с целью улучшить имидж ислама на Западе. Фонд также являлся советником некоторых структур британского правительства, включая Министерство Иностранных Дел и Департамент Общин и Местного самоуправления по вопросам шиизма. Руководство Фонда также тесно работало с Национальным Консультативным Советом по мечетям и имамам — недавно созданным британским правительством и направленный на продвижение хорошей административной практики в мечетях страны, а также предотвращение использования их как центров исламского экстремизма. Шииты активно проповедует свою версию ислама в современном мире и являются инициаторами проекта по сближению исламских мазхабов.

УМЕРЕННЫЕ ШИИТЫ

К умеренным шиитам относятся шииты-двунадесятники и зайдиты. Шииты-двунадесятники (имамиты). Являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Двенадцать имамов семейства Пророка, которых признают шииты, перечислены ниже. ‘Али ибн Аби-Талиб (ум. в 661), названный шиитами еще «Муртада», четвертый праведный халиф, двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Был убит в Куфе хариджитом ‘Абдуррахманом ибн Мульджимом.

1) Хасан ибн ‘Али ибн Аби-Талиб, или Абу-Мухаммад, названный «Муджтаба» (ум. в 669).

2) Хусайн ибн ‘Али ибн Аби-Талиб, или Абу-‘Абдаллах, названный «Шахидом», каковым он и является на самом деле (ум. в 680).

3) ‘Али ибн Хусайн ибн Аби-Талиб, или Абу-Мухаммад, названный «Саджжад» или «Зайн аль-‘Абидин» (ум. в 713).

4) Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусайн, или АбуДжа‘фар, названный «Бакыр» (ум. в 733).

5) Джа‘фар ибн Мухаммад ибн ‘Али или Абу-‘Абдаллах, названный «Ас-Садик» (ум. в 765) (он же основатель школы исламского права джафаритов — мазхаб джафари).

6) Муса ибн Джа‘фар ас-Садик или Абу-Ибрахим, названный «Казым» (ум. в 799).

7) ‘Али ибн Муса ибн Джа‘фар ас-Садик или Абу-Хасан (также Имам Реза), названный «Рида» (ум. в 818).

8) Мухаммад ибн ‘Али ибн Муса или Абу-Джа‘фар, названный «Такы» или «Джавад» (ум. в 835).

9) ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Али или Абу-Хасан, названный «Накы» или «Хади» (ум. в 865).

10) Хасан ибн ‘Али ибн Мухаммад или Абу-Мухаммад, названный «Заки» или «‘Аскари» (ум. в 873). 11) Мухаммад ибн Хасан аль-‘Аскари или Абу-Касым, названный «Махди» или «Худжжатуль-Каим Аль-Мунтазыр».

По утверждению шиитов, он родился в 256 году хиджры, а в 260 он впервые был вознесен на небо, после чего, уже в 329 году он вошел в подземный ход в доме своего отца и до сих пор не появился. Махди в исламе — это Мессия, который в возрасте пяти лет ушел в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне. Но перед Судным днем он вернется и наполнит мир справедливостью. Имамиты просят скорейшего пришествия Махди. Сунниты тоже верят в пришествие Махди, но не считают его 12-м имамом, и ожидают его из числа потомков семьи Пророка. Шиитское вероучение базируется на следующих пяти основных столпах (усуль ад-дин). 1) Вера в Единого Бога (Таухид). 2) Вера в Справедливость Бога (‘Адль) 3) Вера в Пророков и Пророчества (Нубувват). 4) Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов). 5) Загробный мир (Ма‘ад). Умеренные имамитские богословы утверждают, что первый, третий и пятый столпы являются общими для всех мусульман. Второй же и особенно четвертый столп являются признаками шиитского мазхаба. Большинство шиитов в фикхе следует мазхабу имама Джа‘фара. Джа‘фаритский мазхаб — один из мазхабов в исламе, основателем которого является шестой Имам шиитов-двунадесятников и исма‘илитов Джа‘фар ас-Садик ибн Мухаммад аль-Бакыр. Источниками права у них являются Священный Коран и Ахбар, иджма‘ и ‘акль (разум). Ахбар то же, что и сунна, но шииты используют другие тексты — это сборник хадисов от аль-Куляйни, также Бихар аль-Анвар, Нахдж аль-Баляга и др. Мазхаб имеет несколько основных принципов, которые отличают его от всех других мазхабов. Это — открытые врата иджтихада и дозволенный временный брак. Использовать врата иджтихада и выносить фетвы могут весьма обученные ‘уляма, которых называют «мараджи‘» (мн. ч. от ед. ч. «марджа‘»). Мазхаб делится на две группы — Усули (усулиййа) и Ахбари (ахбариййа). Усули следуют мараджи‘ в иджитахаде, тогда как ахбари более ограниченно приступают к иджтихаду и мараджи‘ не имеют. Ахбары в основном обитатели крайне южного Ирака и Бахрейна, а остальные шииты-двунадесятники в Иране, Ираке, Ливане, Азербайджане, Афганистане, Пакистане и т.д. являются усули. Усулиты намного умереннее ахбаритов, которые практикуют буквалистский подход. Мазхаб признан одним из законных (канонических) правовых толков ислама другими мазхабами. Фетвой 6 июля 1959 ученым Махмудом Шальтутом, Президентом Исламской академии аль-Азхар в Египте это еще раз было подтверждено. Зайдиты (зайдиййа/зейдиййа). Основателем секты стал внук имама Хусайна — Зайд ибн ‘Али. Зайдиты получили широкое распространение в Иране, Ираке и Хиджазе, сформировав зайдитские государства: Идрисидов в Северной Африке в 789 г. (просуществовало до 926 г.), в Табаристане в 863 г. (просуществовало до 928 г.), Йемене в 901 г. Ветвь зайдитов — нуктавиты — распространены в Иране. Зайдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962. Составляют значительную часть населения Йемена. В богословии зайдиты следуют му‘тазилитам. Зайдиты, в противоположность остальным шиитам, не признают учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такыйя), отвергают антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Их численность на конец XX в. — 7 миллионов человек. В настоящее время лидером зайдитов является шейх Хусайн аль-Хути. Выделение зайдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зайда — сына ‘Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда — мечом доказать свое право на имамат. В вопросах догматики зайдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. Так, признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода ‘Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой Алид, открыто выступивший с оружием в руках. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Они также в целях подавления смуты допускали правление халифов Абу-Бакра и ‘Умара, хотя считали, что ‘Али более достойный претендент.

У зайдитов существует свой особый мазхаб фикха. Распространены зайдиты в южном Йемене, где уже давно соседствуют с суннитами, в основном представителями шафи‘итского мазхаба. Йеменский богослов и имам аш-Шаукани, автор важных работ по богословию, по происхождению был зайдитом.

КРАЙНИЕ ШИИТЫ

К крайним шиитам относятся: исма‘илиты, алавиты и кайсаниты .

Исма‘илиты являются приверженцами мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в середине VIII века и названной по имени старшего сына шиитского имама Джа‘фара ас-Садика — Исма‘ила.

В IX веке исма‘илиты раскололись на фатимидских исма‘илитов, признававших скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В XI веке фатимидские исма‘илиты разделились на низаритов и муста‘литов, а уже в конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Исма‘илизм (араб. «al-Ismā‘īliyya», перс. «Esmâ‘īliyân») — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исма‘илитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исма‘илитов имамом является Ага-хан IV. Исма‘илитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Возникновение исма‘илитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году. В 760 году Джа‘фар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исма‘ила права законного наследования имамата. Ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исма‘ил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же вокруг Исма‘ила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исма‘ила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин. Количество приверженцев Исма‘ила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джа‘фара ас-Садика. Вскоре Исма‘ил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исма‘ила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джа‘фар ас-Садик широко обнародовал факт смерти сына и якобы даже распорядился выставить труп Исма‘ила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исма‘ила не остановила развернувшееся движение его приверженцев. Первоначально они утверждали, что Исма‘ил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исма‘ила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исма‘илиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исма‘ил по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») — «отсутствие». Некоторые приверженцы Исма‘ила считали, что Исма‘ил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда Примечателен тот факт, что с течением времени основная часть исма‘илитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исма‘ила. По этой причине секта стала носить название «семеричников». Со временем исма‘илитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исма‘илиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии, Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исма‘илитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зороастризма, иудаизма, христианства и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира. Постепенно исма‘илиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исма‘илитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исма‘илитов считали крайними сектантами и часто жестоко преследовали. В конце XI века исма‘илиты разделились на низаритов , считавших, что «скрытым имамом» является старший сын халифа аль-Мустансыра Низар, и муста‘литов , признававших Муста‘ли, младшего сына халифа. Организация исма‘илитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исма‘илитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исма‘илитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т.п. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исма‘илитской секты управлять огромной по тем временам организацией. Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исма‘илиты, гласила, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натыков» (букв. «проповедник» или «изрекающий»): Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Исма‘илиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натыка — Мухаммеда, сына Исма‘ила. Каждого из ниспосланных пророков-натыков всегда сопровождал так называемый «самит» (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натыка. При Моисее самитом был Аарон, при Иисусе — Пётр, при Мухаммеде — ‘Али ибн Аби-Талиб. С каждым появлением пророка-натыка Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исма‘илитов, в мир должно прийти семь пророков-натыков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натыка — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам. Для религиозной доктрины исма‘илитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

Список известных исма‘илитов :

‘Абдаллах ибн Маймун аль-Каддах, Насир Хосров, Фирдоуси, ‘Убайдулла, Хассан ибн Саббах, аль-Хаким би-Амриллях, Рудаки. Алавиты (‘алявиййа, алявиты) получили своё название по имени имама ‘Али. Также они называются нусайритами — по имени Ибн-Нусайра, считающегося основателем секты. Распространены в Турции и Сирии. Являлись основным населением Государства Алавитов. К алавитам по происхождению принадлежит президент Сирии Башар Асад1 . Турецкие алавиты отличаются от сирийских арабских (нусайритов). 1. Однако Башар Асад, как и его отец, являются суннитами, по крайне мере внешне. Отец официально отказался от шиизма, а не только от нусайризма, в пользу суннизма. Покойный Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты прочитал заупокойную молитву Хафизу Асаду. Сунниты не читают молитву джиназа алавитам. Башар совершает молитву в суннитских мечетях по суннитскому обряду. Внешние признаки достаточны для мусульман, чтобы считать его суннитом. Знание о том, что он истинный суннит или не истинный, принадлежит Аллаху. Мусульмане же делают суждения на основе внешних признаков.

Алавиты являются крайними шиитами (гулят ашши‘а), как и исма‘илиты. Сунниты не признают их за мусульман по причине серьезных отклонений в области ‘акыды. Главная претензия — это обожествление ‘Али. Существует мнение, что сирийские алавиты на своем конгрессе 1938 года отказались от своих крайних воззрений в пользу умеренного шиизма, учения имамитов-джа‘фаритов.

Кайсаниты — исчезнувшая ветвь крайних шиитов. Сформировались в конце VII века. Они провозгласили имамом сына ‘Али — Мухаммада ибн аль-Ханафиййи, но поскольку тот не был сыном дочери Пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии, своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби-‘Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав Ибн-аль-Ханафиййи и отмщения за кровь имама Хусайна. По другой версии — от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу-‘Амра Кайсана. Течение кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.

Суннитская критика шиизма

Есть несколько положений, которые, по мнению суннитских богословов, демонстрируют всю ложность и несостоятельность шиитских убеждений относительно сподвижников (да будет доволен всеми ими Аллах). Как говорит шейх Са‘ид Фуда, иорданский специалист в области суннитского каляма, можно выделить следующие важнейшие положения по этому вопросу. Сами шииты приводят в своих книгах сообщения, повествующие о том, что авторитет суннитов халиф ‘Умар ибн Хаттаб был женат на дочери имама ‘Али, которая при этом не была дочерью его супруги Фатымы, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах. Это со всей очевидностью указывает на то, что имам ‘Али, вопреки тому, что говорят шииты, не выносил такфир ‘Умару или Абу-Бакру, но, напротив, помогал им и был их верным братом. Лишь глупец может утверждать, что имам ‘Али боялся или был принуждён к этому, ведь храбрость имама ‘Али зафиксирована и подтверждена хадисами мутаватир, в достоверности которых нет сомнений. Как можно говорить, что ‘Али страшился силы и власти ‘Умара, если нет никаких свидетельств, что он вообще чего-то боялся?! Если же предположить, что он молчал и не высказывал своё мнение открыто из-за каких-то неизвестных нам обстоятельств, то почему же сами шииты не молчат об этом? Если вы верите, что имамы безгрешны и никогда не ошибаются, то как объяснить то, что имам Хасан отказался от права на хиляфа (халифат) в пользу Му‘авии ибн Аби-Суфьяна? Один из крупнейших шиитских учёных своего времени аль-Маджлиси попытался прокомментировать это в книге «Бихар аль-Анвар». На протяжении нескольких томов он придирается ко всему и бранится так, как не следует разумному человеку. Он не в состоянии убедить даже самого себя в том, что все действия имама Хасана в той ситуации были правильными, не говоря уже о том, чтобы убедить других! Можно ли утверждать, что имам Хасан ошибся? Если вы даёте утвердительный ответ, то это значит, что ваш мазхаб (согласно которому все имамы безгрешны и никогда не ошибаются) ошибочен. Утверждая, что Хасан был прав, вы опять же ошибётесь. А ведь можно сказать, что Хасан является великим сподвижником из потомства благородного Посланника, однако, несмотря на это, он человек и, как любой человек, мог ошибиться и мог оказаться правым, не будучи безгрешным (ма‘сум) и не обладая знанием сокровенного. Можно также сказать, что он делал всё это из чисто политических соображений, но тогда вам придётся признать, что это вводит в заблуждение следующие поколения мусульман и скрывает истину, в то время как ма‘сум обязан выявлять её, а не прятать. Всевышний Аллах сказал: «Покорись тому, что тебе приказано, и отстранись от невежд. Поистине, Мы избавили тебя от издевающихся».

И ещё Всевышний Аллах сказал: «Аллах защищает тебя от людей». Здесь не уместно подробно рассказывать о том, что произошло между сподвижниками в той фитне (смуте), однако нужно заметить, что, согласно ‘акыде Ахлю-с-сунна валь джама‘а, имам ‘Али, каррамаллаху ваджхаху, был прав, а Му‘авия ибн Аби-Суфьян ошибся. Затем шейхи Ахлю-с-Сунна разошлись во мнениях относительно Му‘авии. Существует множество комментариев и изложений, к которым можно обратиться. Мнение шиитов относительно Благородного Корана со всей ясностью показывает нам, что они, шииты, явно отклонились от пути истины и глубоко заблуждаются с точки зрения суннитов. Подавляющее большинство их учёных (джумхур) считают, что Священный Коран искажён, поскольку некоторые суры и аяты были изъяты (а не добавлены). Лишь некоторые (немногие) шииты отрицают, что Коран был искажён как путём изъятия, так и путём добавления сур и аятов. Эти слова касаются именно мнения подавляющего большинства (джумхур), например, аль-Куляйни, аль-Маджлиси (автора книги «Бихар аль-Анвар», состоящей из более сотни томов), Ни‘матуллаха аль-Джазаири и прочих шиитских учёных, которые открыто заявляют, что к обязательным положениям их мазхаба относится убеждение, что Коран был искажён путём изъятия сур и аятов. Некоторые из них даже указали на примеры искажения, как это сделал аль-Бихрани, приведя в своём тафсире «Аль-Бурхан» примеры искажения Священного Корана. Ещё раз повторю, что мои слова относятся сейчас лишь к этим людям. Нет никакого сомнения, что они из-за своих высказываний об искажённости Корана вышли из исламской религии (миллят аль-ислям), одним из величайших знамений которой является Священный Коран, который Сам Всевышний Аллах хранит от искажений. Об этом говорится в следующих словах Всевышнего: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и Мы являемся его хранителями». Также Всевышний сказал: «Ложь не подойдёт к нему (к Корану) ни спереди, ни сзади. Он является ниспосланием от Мудрого, Славного». Таким образом, всякий, кто считает, что Коран был искажён путём изъятия или добавления сур и аятов, является кяфиром, по единодушному мнению всех мусульманских групп и течений, кроме шиитов, которые не перестают защищать своих имамов, говорящих об искажении Книги. Некоторые шииты нынче заявляют, что лично они не исповедуют, что Коран был искажён, что в этом вопросе якобы имеются разногласия и что наиболее правильным является отрицать искажение (тахриф). Однако такое оправдание, как считает Са‘ид Фуда, ещё более мерзко, чем сам грех, поскольку в этом вопросе среди мусульман нет разногласий и нельзя их предполагать. Необходимо отвергнуть идеи тех, кто дискредитирует Ислам такими высказываниями. Нельзя утверждать, что шииты такого не говорили. Те шииты, имена которых были указаны выше, открыто заявляли, что Священный Коран подвергся искажению. Их книги изданы и достаточно известны. В свое время Муса Бигиев тоже указал на это в труде «аль-Ваши‘а фи накд ‘акаид ашши‘а» («Челнок раскрутки в критике шиитских догматов»), изучив известные шиитские источники.

С другой стороны Са‘ид Фуда обращает внимание мусульман на следующее: «Известно, что некоторые ревнители истинной ‘акыды Ахлю-с-Сунны пытаются опровергать шиитов, приписывая им слова, которые они не говорили. Они обвиняют их в убеждениях, за которые сами шииты выносят такфир. Речь идёт, например, о мнении, что ангел Джибриль, аляйхи ас-салям, совершил ошибку при передаче Откровения, о мнении, что имам ‘Али находится на облаках и что раскаты грома — это его голос, и о прочих мнениях, которые высказывают исма‘илиты, друзы, ан-нусайрия, являющиеся, согласно иджме мусульман, кяфирами. Неправильно приписывать шиитам то, чего нет в их книгах. Нам следует опровергать лишь те мнения шиитов, которые они высказывают, дабы не впасть в ложь и клевету». Вышесказанное мнение выражают многие представители суннизма. Однако в последнее время появились шиитские ученые, отвергающие некоторые обвинения суннитов (особенно по поводу Корана), связывая их с ахбаритами и слабыми преданиями внутри шиитских источников. Сами шииты, имамиты, таким образом, имеют разные точки зрения, и среди них есть умеренные, идущие на улаживание конфликтных моментов между двумя группами, запрещающие ругать сподвижников Пророка и его жен. Как есть и крайние имамиты, которые даже сами себя называют рафидитами, заявляющие в открытом эфире по каналам спутника о неверии первых трех халифов, двух жен Пророка ‘Аишу и Хафсу и других сподвижников.

Сунниты, шииты, алавиты - названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

полный текст

Сунна - вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна - два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей - халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы - правовые школы и акиды - «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Что обозначает название

Шийа - «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка - халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе - главной святыне магометан в Мекке .

полный текст

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом - имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов - шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует - джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества - аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

полный текст

Основные черты суфизма - очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши - монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев - салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф - «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун - призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты - основные критики суфии. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане» .

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба

Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления - Аравия.

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)- изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение. Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

полный текст

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

полный текст

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты - самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера - Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов - по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика - Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка - Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

полный текст

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

полный текст

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл - творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

полный текст

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда - Имени Бога, Салмана аль-Фариси - Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Не разжигаю.



Распространение ислама в мире. Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты

Шииты и сунниты.


синим - шииты, красным - сунниты, зеленым - ваххабиты, а сиреневым - ибадиты (в Омане)




Карта этнокультурного разделения цивилизаций согласно концепции Хантингтона:
1. западная культура (тёмно-синий цвет)
2. латиноамериканская (фиолетовый цвет)
3. японская (ярко-красный цвет)
4. тайско-конфуцианская (тёмно-красный цвет)
5. индуистская (оранжевый цвет)
6. исламская (зелёный цвет)
7. славяно-православная (бирюзовый цвет)
8. буддийская (жёлтый цвет)
9. Африканская (коричневый цвет)

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.


Противостояние между шиитами и суннитами


В исламе существует множество течений, крупнейшие из которых - сунниты и шииты. По приблизительным подсчётам, численность шиитов среди мусульман составляет 15% (216 млн из 1,4 млрд мусульман по данным 2005 г.). Иран - единственная страна в мире, где государственной религией является ислам шиитского толка.

Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана, составляют почти половину населения Ирака. В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10 до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть. В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, правит суннитская династия. Ираком также управляли сунниты, и только в последние годы впервые был избран президент-шиит.

Несмотря на постоянные разногласия, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. Отчасти это связано с тем, что в исламе запрещено оскорблять всё, что связано с верой, плохо отзываться о мусульманской религии. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, соблюдают одни и те же религиозные предписания - пост, ежедневная молитва и т.д., ежегодно совершают паломничество в Мекку, хотя и считают друг друга «кяфирами» - «неверными».

Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммеда не было сыновей, следовательно, не было прямых наследников. Одни мусульмане считали, что по традиции племени нового халифа должны выбрать на совете старейшин. Совет назначил халифом тестя Мухаммеда, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу-Талиб - двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali - «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слово «сунна», - свода правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда.

Али признал власть Абу Бакра, который стал первым праведным халифом. После смерти Абу Бакра сменили Омар и Осман, правление которых также было коротким. После убийства халифа Османа Али стал четвёртым праведным халифом. Али и его потомки назывались имамами. Они не только руководили шиитской общиной, но и считались потомками Мухаммеда. Тем не менее, в борьбу за власть вступил суннитский клан Омейядов. Организовав убийство Али в 661 г. с помощью хариджитов, они захватили власть, что привело к гражданской войне суннитов и шиитов. Таким образом, с самого возникновения эти две ветви ислама относились враждебно друг к другу.

Али ибн Абу Талиба похоронили в Неджефе, который с тех пор стал местом паломничества для шиитов. В 680 г. сын Али и внук Мухаммеда, имам Хусейн, отказался принести клятву верности Омейядам. Тогда в 10-й день Мухаррама, первого месяца по мусульманскому календарю (обычно приходится на ноябрь), произошло сражение при Кербеле между армией Омейядов и отрядом имама Хусейна в 72 человека. Сунниты уничтожили весь отряд вместе с Хусейном и другими родственниками Мухаммеда, на пожалев даже полугодовалого младенца - правнука Али ибн Абу Талиба. Головы убитых отправили омейядскому халифу в Дамаск, что сделало имама Хусейна мучеником в глазах шиитов. Это сражение считается отправной точкой раскола между суннитами и шиитами.

Кербела, которая находится в сотне километров к юго-западу от Багдада, стала для шиитов таким же священным городом, как Мекка, Медина и Иерусалим. Ежегодно шииты поминают имама Хусейна в день смерти. В этот день соблюдается пост, мужчины и женщины в чёрном организуют траурные процессии не только в Кербеле, но и во всём мусульманском мире. Некоторые религиозные фанатики устраивают ритуальное самобичевание, режут себя ножами до крови, изображая мученическую смерть имама Хусейна.

После поражения шиитов большинство мусульман стали исповедовать суннизм. Сунниты считали, что власть должна принадлежать дяде Мухаммеда Абуль Аббасу, который происходил из другого рода семьи Мухаммеда. Аббас разгромил Омейядов в 750 г. и положил начало правлению Аббасидов. Своей столицей они сделали Багдад. Именно при Аббасидах, в X-XII вв., окончательно оформились понятия «суннизм» и «шиизм». Последней шиитской династией в арабском мире были Фатимиды. Они правили в Египте с 910 по 1171 гг. После них и до настоящего времени главные государственные посты в арабских странах принадлежат суннитам.

Шиитами управляли имамы. После смерти имама Хусейна власть передавалась по наследству. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, таинственно исчез. Так как произошло это в Самарре, этот город также стал священным для шиитов. Они считают, что двенадцатый имам - это вознесённый пророк, Мессия, и ждут его возвращения, как христиане ждут Иисуса Христа. Они верят, что с приходом Махди на земле установится справедливость. Доктрина имамата - ключевая особенность шиизма.

В дальнейшем суннитско-шиитский раскол привёл к противостоянию двух крупнейших империй средневекового Востока - Османской и Персидской. Шиитов, находящихся у власти в Персии, остальной мусульманский мир считал еретиками. В Османской империи шиизм не признавался как отдельное направление ислама, и шииты были обязаны соблюдать все законы и ритуалы суннитов.

Первую попытку к объединению верующих предпринял персидский правитель Надир-шах Афшар. Осадив Басру в 1743 г., он потребовал от османского султана подписания мирного договора с признанием шиитской школы ислама. Хотя султан отказался, через некоторое время в Неджефе был организовано собрание шиитских и суннитских богословов. К существенным результатам это не привело, но прецедент был создан.

Следующий шаг к примирению суннитов и шиитов сделали уже османы в конце XIX-го в. Этому послужили следующие факторы: внешние угрозы, ослаблявшие империю, и распространение шиизма в Ираке. Османский султан Абдуль Хамид II начал следовать политике панисламизма, чтобы упрочить свою позицию лидера мусульман, объединить суннитов и шиитов и сохранить союз с Персией. Панисламизм поддержали младотурки, и таким образом сумели мобилизовать шиитов на войну с Великобританией.

У панисламизма появились свои лидеры, идеи которых были довольно просты и понятны. Так, Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Асабади говорил, что раскол среди мусульман ускорил падение Османской и Персидской империи и способствовал вторжению европейских держав в регион. Единственный способ дать отпор захватчикам - объединиться.

В 1931 г. в Иерусалиме состоялся Мусульманский Конгресс, где присутствовали и шииты, и сунниты. С мечети Аль-Акса к верующим был обращён призыв объединиться, чтобы противостоять угрозам Запада и защитить Палестину, которая находилась под контролем Англии. Подобные призывы звучали в 1930-40-х гг., в то время как шиитские богословы продолжали договариваться с ректорами Аль-Азхара, крупнейшего мусульманского университета. В 1948 г. иранский клерик Мохаммед Таги Кумми совместно с учёными богословами Аль-Азхара и египетскими политиками основал в Каире организацию за примирение исламских течений (Джама’ат ат-такриб бейне аль-мазахиб аль-Исламийа) Движение достигло апогея в 1959 г., когда Махмуд Шальтут, ректор Аль-Азхара объявил фетву (решение) о признании шиизма джафаритского толка пятой школой ислама, наравне с четырьмя суннитскими школами. После разрыва отношений между Египтом и Ираном вследствие признания Тегераном государства Израиль в 1960 г. деятельность организации постепенно сошла на нет, полностью прекратившись в конце 1970-х гг. Тем не менее, она сыграла свою роль в истории примирения суннитов и шиитов.

Неудача объединяющих движений заключалась в одной ошибке. Примирение рождало следующую альтернативу: или каждая школа ислама принимает единую доктрину, или одна школа поглощается другой - меньшинство большинством. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Как правило, начиная с ХХ-го в. все дебаты между ними заканчиваются взаимными обвинениями в «неверности».

В 1947 г. в Дамаске, Сирия, была образована партия Баас. Через несколько лет она объединилась с Арабской социалистической партией и получила название Арабская социалистическая партия Баас. Партия пропагандировала арабский национализм, отделение религии от государства и социализм. В 1950-х гг. отделение баасистов появилось и в Ираке. В это время Ирак по Багдадскому договору являлся союзником США в борьбе с «экспансией СССР». В 1958 г. партия Баас свергла монархию и в Сирии, и в Ираке. Той же осенью в Кербеле была основана радикальная шиитская партия Дава, одним из её лидеров был Сейид Мухаммед Бакир ас-Садр. В 1968 г. в Ираке баасисты пришли к власти и попытались уничтожить партию Дава. В результате переворота президентом Ирака стал лидер Баас генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его главным помощником с 1966 г. являлся Саддам Хусейн.

Портреты аятоллы Хомейни и других шиитских лидеров.
«Шииты - не мусульмане! Шииты не исповедуют ислам. Шииты - враги ислама и всех мусульман. Пусть накажет их Аллах».

Свержение проамериканского шахского режима в Иране в 1979 г. кардинально изменило ситуацию в регионе. В результате революции была провозглашена Исламская республика Иран, лидером которой стал аятолла Хомейни. Он намеревался распространить революцию по всему мусульманскому миру, объединив под флагом ислама и суннитов, и шиитов. В то же время, летом 1979 г., Саддам Хусейн становится президентом Ирака. Хусейн рассматривал себя в роли лидера, борющегося с сионистами в Израиле. Также он часто любил сравнивать себя с вавилонским правителем Навуходоносором и лидером курдов Салах ад-Дином, который отбил атаку крестоносцев на Иерусалим в 1187 г. Таким образом, Хусейн позиционировал себя как предводитель в борьбе с современными «крестоносцами» (США), как лидер курдов и арабов.

Саддам боялся, что исламизм под руководством персов, не арабов, вытеснит арабский национализм. Кроме того, к шиитам Ирана могли примкнуть иракские шииты, составлявшие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе. В той же партии Баас в Ираке состояли как сунниты, так и шииты, причем последние занимали довольно высокие посты.

Зачёркнутый портрет Хомейни. «Хомейни - враг Аллаха».

Политическую окраску шиито-суннитский конфликт приобрёл благодаря стараниям западных держав. В течение 1970-х гг., пока Ираном правил шах как главный союзник американцев, США не обращали внимания на Ирак. Теперь же они решили поддержать Хусейна, чтобы остановить распространение радикального ислама и ослабить Иран. Аятолла презирал партию Баас за светскую и националистическую направленность. Долгое время Хомейни находился в ссылке в Неджефе, но в 1978 г. по просьбе шаха Саддам Хусейн выгнал его из страны. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства - аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра.

Также ещё со времён британского правления в начале ХХ-го в. между Ираком и Ираном существовал спор о границе. По договору 1975 г. она проходила посередине реки Шатт эль-Араб, которая протекала к югу от Басры в месте слияния Тигра и Евфрата. После революции Хусейн разорвал договор, объявив всю реку Шатт эль-Араб иракской территорией. Началась ирано-иракская война.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. К шиитскому населению страны в Саудовской Аравии относились как к людям второго сорта.

В течение всей войны Хусейн получал поддержку от Саудовской Аравии. В 1970-х гг. это прозападное государство стало соперником Ирана. Администрация Рейгана не хотела, чтобы антиамериканский режим в Иране победил. В 1982 г. правительство США убрало Ирак из списка стран, оказывающих поддержку террористам, что позволило Саддаму Хусейну получать от американцев помощь напрямую. Также американцы предоставляли ему данные спутниковой разведки о передвижениях иранских войск. Хусейн запретил шиитам в Ираке отмечать свои праздники, убивал их духовных лидеров. Наконец, в 1988 г. аятолла Хомейни был вынужден согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который Ирак претендовал с 1930-х гг. Однако Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти для США, и администрация Дж. Буша снова поменяла политику в отношении Ирака, чтобы ослабить режим Хусейна. Буш призвал иракский народ восстать против Саддама. На призыв откликнулись курды и шииты. Несмотря на их просьбы о помощи в борьбе с режимом Баас США остались в стороне, так как побоялись усиления Ирана. Восстание быстро подавили.

После атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Буш начал планировать войну против Ирака. Ссылаясь на слухи о том, что у иракского правительства есть ядерное оружие массового поражения, в 2003 г. США вторглись в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим Хусейна и установили своё коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе безвластия возникло шиитское движение в городе Садр. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама против шиитов, убивая всех бывших членов партии Баас.

Колода игральных карт с изображениями Саддама Хусейна и членов Иракского правительства и партии Баас. Распространялись командованием США среди американских военных во время вторжения в Ирак в 2003 г.

Саддам Хусейн был поймандекабре 2003 г., и казнён по приговору суда 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе вновь усилилось влияние Ирана и шиитов. Политические лидеры-шииты Насрулла и Ахмадинежад становились всё популярнее, как вожди в борьбе с Израилем и США. Конфликт между суннитами и шиитами разгорался с новой силой. Население Багдада составляло 60% шиитов и 40% суннитов. В 2006 г. шиитская армия Махди из Садра разбила суннитов, и американцы испугались, что потеряют контроль над регионом.

Карикатура, показывающая искусственность конфликта между шиитами и суннитами. «Гражданская война в Ираке… «Мы слишком разные, чтобы жить вместе!» Сунниты и шииты.

В 2007 г. Буш отправил в Ирак дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каедой. Однако армия США терпела поражения, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно вывести войска. Мира так и не удалось достигнуть. В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известная как Исламское государство Ирака и Сирии (ISIS) (оно же The Islamic State of Iraq and the Levant - ISIL, оно же Исламское государство Ирака и Леванта, ИГИЛ) под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Асада в Сирии.

Возникновение радикальных шиитских и суннитских группировок не способствует какому-либо мирному решению религиозного конфликта. Наоборот, спонсируя радикалистов, США ещё больше разжигает конфликт на границах Ирана. Втягивая пограничные страны в затяжную войну, Запад добивается ослабления и полной изоляции Ирана. Иранская ядерная угроза, шиитский фанатизм, кровавость режима Башара Асада в Сирии придуманы в целях пропаганды. Самые активные борцы с шиизмом - Саудовская Аравия и Катар.

До Иранской революции, несмотря на правление шаха-шиита, открытых столкновений между шиитами и суннитами не было. Наоборот, они искали пути примирения. Аятолла Хомейни говорил: «Вражда между суннитами и шиитами - это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого - тот не суннит и не шиит…»

«Давайте найдём взаимопонимание». Шиитско-суннитский диалог.

В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка.

Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями "сунны".

Кто такие шииты?

В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али - имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.

Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, - это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и "сунны", в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам "недозволенные" новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше - суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной "умме" - мусульманском населении мира - являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна.

Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира - несмотря на призывы к мусульманскому братству - существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм - учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма - идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам - например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты - и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем - официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов.



Шииты — представители одного из двух направлений ислама; чтут только коран, отвергают устные предания (сунны), не признают первых трех халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и их наследников в качестве преемников пророка Мухаммеда. Шииты считают, что его преемником должен был стать Али ибн Абу Талиб, зять Мухаммеда, женатый на дочери Мухаммеда Фатиме, а затем верховенство мусульманской общиной следовало передавать потомкам Али.

Шииты и сунниты

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. Тут же стал вопрос о преемнике. Пока семья усопшего горевала и готовилась к похоронам, в одном из кварталов Медины собралась группа сподвижников Мухаммеда и выбрали его заместителем Абу Бакра, бывшего тестем пророка. 23 августа 634 года Абу Бакр тоже умер, но предварительно рекомендовал своим преемником Умара (или Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия), тот правил мусульманской общиной до 644 года и, умирая, назвал Усмана (Абу Амр Усмана ибн Аффана аль-Умави аль-Кураши) следующим халифом. Между тем, в 632 году, возвращаясь из своего последнего паломничества в Мекку, пророк Мухаммед в местечке Гадир Хумм, находящееся между Меккой и Мединой, заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто принял его, Мухаммеда, в качестве пророка, должен признать пророком и Али. Так что шиты следуют за своим Пророком.

Отличие шиитов от суннитов

Мусульмане-шииты считают преемником пророка Мухаммеда его двоюродного брата и зятя, мужа его дочери Фатимы Али. Мусульмане-сунниты присягнули трем первым халифам Абу Бакру, Усману и Умару и считают их законными преемниками Пророка.

Святой Али

«Когда любимый зять пророка Мухаммеда, святой Али, вставал на намаз (молитву), его не могло отвлечь и светопреставление. В одном из сражений, Али был поражён стрелой, которая вошла ему в ногу до кости. Врач сказал ему: «Тебе надо дать дурманящее, снотворное лекарство, только тогда можно вынуть железный наконечник стрелы из лодыжки. Иначе эту боль невозможно перенести». Али ответил: «Какая нужда в снотворном? Подождите, пока я приступлю к намазу». Согласно уговору, врач рассёк ногу у Али и вынул наконечник стрелы. Перевязал рану. Закончив намаз, Али спросил у врача: «Ну, ты извлёк стрелу?» — «Да извлёк». Али заметил: «А я и не почувствовал».

Страны, где шиитов большинство

  • Азербайджан
  • Бахрейн

В Ливане шиитов около 35%, в Афганистане — примерно 19%, в Кувейте — 30%

ИГИЛ — это сунниты

Сражение при Карбале

Оно произошло 12 октября 680 года в 100 км. от Багдада близ города Карбала. Участвовали приверженцы внука святого Али Хусейна ибн Али и армия халифа Язида I (второго исламского халифа из династии Омейядов). У Хусейна было мало воинов и потому он бой проиграл, причем в нем погибли многие члены его семьи. Шииты и в наше время отмечают этот день, скорбят по имаму Хусейну и остальным погибшим членам семьи Пророка, делают надрезы себе на теле в качестве готовности пожертвовать собой ради шиитского ислама.

Поделиться