Выборы президента Франции: система, особенности и интересные факты. От де Голля до Макрона: президенты Франции и их политические платформы

Президент Республики избирается всеобщими прямыми выборами. Срок полномочий Президента Франции составляет 5 лет, а одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.

Активное избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет и не ограниченные в гражданских и политических правах. Обязательным условием наличия активного избирательного права является внесение лица в список избирателей.

Кандидатом на выборах Президента может быть гражданин Франции, имеющий активное избирательное право и достигший 23 лет. Для регистрации кандидату необходимо получить поддержку не менее 500 выборных должностных лиц (членов Парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), представляющих не менее чем 30 департаментов или заморских территорий.

Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура. Для победы в первом туре необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. При отсутствии победителя в первом туре во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем его соперник.

Объявляются президентские выборы Правительством. Помимо истечения 5-летнего срока президентских полномочий выборы объявляются при вакансии президентского поста, образовавшейся в силу смерти или отставки главы государства, смещения Президента с поста, а также в случае установления обстоятельств необратимого характера, не позволяющих Президенту исполнять свои обязанности. Обязанности Президента Республики в период вакантности поста главы государства исполняет председатель Сената, лишенный, впрочем, права распускать Национальное собрание, назначать референдум и инициировать изменение Конституции.

Статья 68 Конституции Франции допускает смещение Президента Республики с его поста по решению, принятому Высокой Палатой правосудия . Фактически речь идет о своеобразной реализации процедуры импичмента главы государства. Основанием смещения Президента Республики служит "невыполнение им своих обязанностей, явно несовместимое с его мандатом".

Инициатива смещения и создания Высокой Палаты правосудия должна исходить от одной из палат Парламента и быть поддержана другой палатой. Решение о поддержке такой инициативы принимаются палатами большинством в две трети голосов от числа членов каждой из них. Окончательное решение Высокой Палатой правосудия принимается тайным голосованием бюллетенями и требует большинства в две трети голосов от числа членов Палаты. Решение Высокой Палатой правосудия о смещении Президента Республики с его поста вступает в силу немедленно.

Конституция Франции (ст. 67) освобождает Президента Франции от ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве. На протяжении периода пребывания в должности Президент Республики не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган или орган административной юстиции, а так же не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается. Иммунитет от судебного преследования носит временный характер – исковые требования и производство могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении месячного срока с момента прекращения его полномочий.

Иммунитет Президента Франции не освобождает его от ответственности перед Международным уголовным судом, на что прямо указывают положения статей 532 и 68 Конституции.

Основные полномочия Президента Республики вытекают из положений ст. 5 Конституции Франции, определяющей природу, основные задачи и функции данного института: "Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров".

Президент Франции одновременно является князем Андорры – одним из двух монархов этого княжества. Андорра – карликовое государство, расположенное в Пиренеях между Францией и Испанией. Соправителем Президента Франции, вторым князем Андорры является епископ Урхельский, глава одноименного диоцеза в Испании.

Президент Франции является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, высшей государственной награды Франции.

Полномочия Президента Франции могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, требуется ли для их реализации контрассигнация Премьер-министра, и, в случае необходимости, ответственного министра.

"Личные", не требующие контрассигнации, полномочия Президента республики также можно разделить на несколько групп:

  • – во-первых, полномочия Президента как гаранта и арбитра – назначение законодательного референдума; право отказаться от подписания ордонанса; право назначения трех членов Конституционного совета и Председателя этого органа; право обращаться в Конституционный совет; полномочия Президента как гаранта независимости судебной власти, в реализации которых ему содействует Высший совет магистратуры;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с взаимодействием с другими институтами государства, такими как Парламент и Правительство. Президент Республики обращается с посланиями к Парламенту, назначает и смещает Премьер-министра, созывает заседания Совета министров, утверждает его повестку дня и председательствует на его заседаниях;
  • – в-третьих, это полномочия Президента по преодолению кризисов – право принять чрезвычайные полномочия, предусмотренное ст. 16 Конституции. Согласно данной статье "когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом".

Приняв соответствующее решение, Президент Франции информирует о нем нацию в послании. Характер чрезвычайных мер, предпринимаемых Президентом, согласно Конституции должен диктоваться "стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач".

Дискуссии касательно того, насколько соответствует принципам демократии признание за Президентом Республики данного права, ведутся уже больше полувека. Критики этого права указывают на опасность злоупотребления главой государства этим правом, вплоть до возможности узурпации власти. Защитники данного права опираются на ограниченную конституционную практику его применения и на комплекс предохранительных механизмов, встроенных в положения ст. 16 Конституции.

Процедура роспуска Национального собрания требует от Президента всего лишь проведения предварительных консультаций с главами палат и Премьер-министром, никак не ограничивая главу государства в основаниях такого роспуска. Национальное собрание не может быть распущено:

  • – председателем Сената в период выполнения последним обязанностей Президента;
  • – в период, когда глава государства пользуется чрезвычайными полномочиями в порядке ст. 16 Конституции;
  • – на протяжении года со дня предыдущих выборов.

Полномочия Президента Франции, реализация которых требует контрассигнации, так называемые "разделяемые" полномочия, также образуют несколько групп:

  • – во-первых, это кадровые полномочия, связанные с назначением Премьер-министра и, по представлению Премьер-министра, министров. Кроме того, Президент осуществляет назначение на другие гражданские и военные должности. Часть назначений, например, членов Государственного совета, великого канцлера Почетного легиона, чрезвычайных послов, чрезвычайных посланников, старших советников Счетной палаты, префектов, представителей государства в заморских административно-территориальных образованиях и в Новой Каледонии, генералов, ректоров академий, директоров центральных административных ведомств происходит в Совете министров. Кроме того, конституционная реформа 2008 г. установила, что органический закон может определять перечень должностей, назначения на которые Президентом осуществляются после проведения публичных консультаций с профильными комиссиями Парламента, наделенными правом заветировать назначение в том случае, когда сумма голосов "против" в каждой комиссии составляет по меньшей мере 3/5 от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с подписанием ордонансов и декретов, принятых на заседаниях Совета министров;
  • – в-третьих, это полномочия по созыву внеочередных сессий Парламента;
  • – в-четвертых, это право назначения референдума в порядке положений ст. 88s Конституции – на референдум выносится проект закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого- либо государства в Европейский Союз и в Европейские сообщества;
  • – в-пятых, вопросы международных отношений и обороны. Президент, согласно Конституции, является главнокомандующим вооруженных сил, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Правительство Франции, согласно ст. 20 Конституции 1958 г., определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы;
  • – в-шестых, полномочия промульгировать законы, принятые Парламентом, включая право вернуть закон в парламент для повторного рассмотрения;
  • – в-седьмых, право помилования.

Содействие Президенту Франции в выполнении его конституционных полномочий оказывает целый комплекс вспомогательных служб и органов, так называемый "дом Президента". Ведущие позиции в этом комплексе удерживает генеральный секретариат главы государства, ответственный за основные аспекты организационного и информационного обеспечения деятельности Президента Франции, а также за обеспечение его взаимодействия с другими органами государства.

Большинство вспомогательных органов и служб размещено в официальной резиденции главы французского государства, в качестве которой еще с 1873 г. служит Елисейский дворец.

Завершая характеристику института Президента Франции, необходимо отметить, что созданная Ш. де Голлем и М. Дебре "президентоцентричная" модель организации институтов Пятой республики, где отношения между главой государства и главой правительства строились согласно принципам, высказанным Ш. де Голлем при назначении М. Дебре Премьер-министром: "Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления", "постепенно, под влиянием как политической практики “сосуществования” или “кохабитации”, так и конституционных реформ", эволюционировала в направлении более гибкого распределения как полномочий, так и политической ответственности в системе высших органов государства.

Парламент Франции организован как двухпалатное учреждение. Верхняя палата – Сенат – заседает в Люксембургском дворце, нижняя – Национальное собрание – во дворце Бурбон.

Двухпалатную структуру Парламент Франции сохраняет со времен Второй империи. Современный французский бикамерализм отражает потребность обеспечить представительство не только нации в целом, что обеспечивается формированием Национального собрания путем всеобщих прямых выборов, но и территориальные коллективы. Функция представительства территориальных коллективов возложена Конституцией Пятой республики на Сенат, а ее реализация обеспечивается способом формирования этой палаты. Кроме того, не подлежащий роспуску Сенат представляет собой элемент стабильности в институционной картине страны.

Депутаты Национального собрания Франции избираются на всеобщих прямых выборах по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной системы и двумя турами голосования.

Право голоса на выборах депутатов Национального собрания имеют достигшие совершеннолетия граждане Франции, пользующиеся в полном объеме гражданскими и политическими правами. Кандидатом на выборах может быть гражданин Франции, достигший 23 лет, пользующийся в полном объеме избирательными правами и не обладающий свойством неизбираемости.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов, причем явка на выборах не должна быть меньше 25 % от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей.

Во втором туре голосования участвуют все кандидаты, получившие не менее 1/8 числа голосов от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал 1/8 и более голосов избирателей округа, то во втором туре участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Срок полномочий Национального собрания составляет 5 лет. Предельная численность депутатов Национального собрания определена ст. 24 Конституции и составляет 577 депутатов.

Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики .

Сенат избирается путем непрямых выборов. Он обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Общая численность Сената составляет 348 членов. Срок полномочий сенатора составляет 6 лет, а состав Сената каждые 3 года обновляется наполовину.

Кандидат в Сенат должен быть гражданином Франции, достигшим 30 лет, и обладающим полнотой избирательных прав.

Сенаторы избираются коллегией выборщиков общей численностью около 150 тыс. человек. Для выборщиков Сената действует принцип обязательного участия в голосовании, а сама коллегия по каждому департаменту включает в себя членов Национального собрания, депутатов региональных и генеральных советов, делегатов муниципальных советов и т. д.

Применяемая на выборах сенаторов избирательная система зависит от количества сенаторов, избираемых в департаменте. Если в департаменте избирается менее 4 сенаторов, то используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если департамент посылает в Сенат 4 и более членов, то используется пропорциональная система с использованием метода наибольшего среднего.

Каждая из палат французского парламента возглавляется председателем.

Председатель Национального собрания избирается Палатой на весь срок ее полномочий и отвечает за организационное обеспечение ее работы, председательствует на заседаниях Национального собрания, выполняет целый ряд иных полномочий, предусмотренных Конституцией.

Руководство деятельностью палаты председатель Национального собрания осуществляет при содействии Бюро Национального собрания, коллегиального органа, в состав которого, помимо председателя Палаты, входят 6 заместителей председателя, 3 квестора и 12 секретарей.

Председатель Сената избирается после каждой ротации Палаты. Бюро Сената – коллегиальный орган, аналогичный по функциям Бюро Национального собрания. В состав Бюро входят, помимо председателя Палаты, 8 заместителей председателя Сената, три квестора и 14 секретарей.

В составе палат действуют партийные фракции и группы.

В каждой из палат действуют по три квестора. На депутатов (сенаторов), занимающих эту должность, возлагается административное и финансовое обеспечение деятельности палаты, как-то: управление персоналом палаты, ее вспомогательными службами и т. п.; определение режима использования зданий и помещений палаты; управление режимом доступа и безопасности палаты; управление финансами палаты.

Число постоянных комитетов, создаваемых в Национальном собрании и Сенате Франции для подготовки и обсуждения законопроектов, не может превышать восьми. В Сенате Франции в 2014 г. функционировали следующие постоянные комитеты: по экономическим вопросам; по международным делам, обороне и вооруженным силам; по социальным вопросам; по финансам; по культуре, образованию и связи, по развитию инфраструктуры, сферы услуг, городскому и сельскому планированию; по конституционным законам, законодательству, всеобщему избирательному праву и общему администрированию. Также на правах постоянного комитета работает комитет по европейским вопросам.

Палатами могут создаваться также временные комитеты и комитеты, включающие в себя членов обоих палат (объединенные комитеты).

Палаты французского Парламента заседают отдельно. Исключением являются заседания Парламента, собираемого в формате Конгресса. Конституция Франции предусматривает, что в этом формате Парламент Франции собирается для принятия решения о пересмотре Конституции (ч. 3 ст. 89), для заслушивания обращения Президента Республики (ч. 2 ст. 18), для утверждения закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого-либо государства в Европейский Союз (ч. 2 ст. 885).

Парламент Франции работает сессионно. Ежегодная сессия парламента продолжается с октября по июнь включительно, а число дней пленарных заседаний каждой из палат за период сессии в обычных условиях не должно превышать ста двадцати.

Особенности французской конституционной модели "рационализированного парламентаризма" обуславливают ограниченную законодательную компетенцию парламента этого государства, предметный перечень которой содержит ст. 34 Конституции Франции. Согласно положениям данной статьи "закон устанавливает нормы, относящиеся к:

  • – гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; к свободе, плюрализму и независимости средств массовой информации; к обязанностям, касающимся граждан лично и их имущества и обусловленным задачами национальной обороны;
  • – гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности лиц, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
  • – определению тяжких преступлений и правонарушений средней тяжести, а также полагающихся за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых категорий судебных органов и статуса судей;
  • – базе налогообложения, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

  • – порядка выборов в палаты Парламента, в собрания местного уровня и в представительные органы для французов, проживающих за пределами Франции, также условий осуществления выборных мандатов и должностей членами совещательных собраний административно- территориальных образований;
  • – создания категорий публичных учреждений;
  • – основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
  • – национализации предприятий и передачи собственности на предприятия из государственного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

  • – общей организации Национальной обороны;
  • – свободного самоуправления административно-территориальных образований, их полномочий и их ресурсов;
  • – образования;
  • – сохранения окружающей среды;
  • – режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств;
  • – трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения".

Приведенный перечень может быть расширен органическим законом.

В целом же принимаемые Парламентом Франции законы можно разделить на семь категорий.

Во-первых, это конституционные законы, которыми изменяется и дополняется Конституция Республики.

Во-вторых, это органические законы, принимаемые по предусмотренному Конституцией перечню вопросов и соблюдением особой процедуры, включающей обязательную проверку их положений на соответствие Конституции Конституционным Советом Республики.

В-третьих, это так называемые "обычные" или "текущие" законы – наиболее многочисленная группа законодательных актов.

В-четвертых и в-пятых, это, соответственно, финансовые законы и законы о финансировании социального обеспечения, особенности принятия которых Парламентом Франции определяются органическими законами.

В-шестых, это программные законы, которыми определяются цели деятельности государства в какой-либо сфере (образование, здравоохранение и т. п.).

В-седьмых, это законы, которыми дается согласие на ратификацию международных договоров.

Соотношение полномочий Национального собрания Франции и Сената в законодательном процессе позволяет отнести верхнюю палату Парламента Франции к категории так называемых "слабых" палат, в связи с тем что за некоторыми исключениями принятие закона при разногласии палат относительно его положений возможно без согласия Сената, т. е. в редакции Национального собрания.

Основой статуса французского парламентария служат положения ст. 27 Конституции Франции, устанавливающие, что "любой императивный мандат недействителен. Право голосования члены Парламента осуществляют лично. Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата".

Режим парламентского иммунитета и индемнитета членов Парламента Франции определяется положениями ст. 26 Конституции:

  • – ч. 1 устанавливает невозможность подвергнуть французского парламентария преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении им своих обязанностей;
  • – положения ч. 2 ст. 26 устанавливают объем и пределы иммунитета французских парламентариев: "член Парламента в случае преследования его за совершение тяжкого преступления или правонарушения средней тяжести может быть подвергнут аресту или иной мере, связанной с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или правонарушения либо в случае вынесения окончательного приговора".

Условия несовместимости мандата члена Национального собрания и Сената устанавливаются органическим законом и включают в себя, в частности, пребывание на других выборных должностях в органах публичной власти (исключая должности председателей регионального и генерального совета и мэров), пребывание на невыборных должностях в органах публичной власти, состояние в органах управления государственных и отдельных категорий негосударственных корпораций и т. д. Ограничения касаются также осуществления парламентариями определенных видов деятельности.

Детали процедуры роспуска были охарактеризованы выше.

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Избиратели голосуют на избирательном участке в коммуне Ле-Туке департамента Па-де-Кале во время первого тура президентских выборов во Франции. Фото: РИА Новости / Алексей Витвицкий

Во Франции началось голосование в первом туре президентских выборов. В европейской части страны двери избирательных участков открылись в 08:00 по парижскому времени (09:00 МСК). В заморских территориях страны из-за разницы часовых поясов голосование началось еще в субботу.

Свыше 45 млн французов, зарегистрированных в списках избирателей, должны определить имена двух кандидатов на высший политический пост страны, которые 7 мая поборются за президентское кресло во втором туре выборов.

Когда во Франции ввели президентские выборы?

Нынешние выборы главы государства — одиннадцатые в истории Пятой республики. Ее точкой отсчета стала французская конституция 1958 года, в которой были прописаны широкие властные полномочия президента. Пятая республика пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне.

Шарль де Голль Фото: Commons.wikimedia.org

Прямые президентские выборы во Франции были введены генералом Шарлем де Голлем в 1962 году. Согласно конституции, президент является верховным главнокомандующим Вооруженных сил Франции, назначает премьер-министра, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, промульгирует принятые парламентом законы, а также вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

На какой срок избирались президенты?

Первоначально президенты избирались на семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года срок президентских полномочий сокращен до пяти лет. Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак , для которого этот президентский срок стал вторым.

Какие президенты не избирались на второй срок?

На этот раз впервые в истории республики действующий президент — Франсуа Олланд — отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды — в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания — в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Почему выборы проводятся в два тура?

Выборы проходят по мажоритарной системе. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей. Однако на практике еще ни разу во Франции судьба Елисейского дворца не решалась в первом раунде — рекордный результат до сих пор принадлежит Шарлю де Голлю, который на выборах 1965 года набрал 44,6% голосов. Тем не менее, и тогда, и на всех последующих выборах имя победителя определялось по итогам второго тура, который по закону проводится через две недели после первого. Во второй тур проходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Кто может быть кандидатом в президенты Франции?

Кандидатом может быть гражданин Франции старше 23 лет, представивший в Конституционный совет (исполняет функции избирательной комиссии) не менее 500 подписей поручителей, занимающих выборные должности (члены парламента, мэры, муниципальные советники), из не менее чем 30 департаментов или заморских территорий. Кандидат вносит денежный залог (примерно €1,5 тыс.; возвращается в случае получения не менее 5% голосов), а также представляет декларацию об имущественном положении.

Кто может голосовать?

Активным избирательным правом обладают граждане Франции, достигшие 18 лет. В настоящее время это более 45 млн человек при численности населения около 67 млн.

Конституция Франции была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 г. Вообще же конституционная история Франции весьма богата, ведь с 1791 г. было принято около полутора десятков различных основных законов. В результате действия целого ряда разнообразных факторов во второй половине 1950-х гг. управление страной вошло в кризис. В сложившейся ситуации парламент Франции большинством голосов наделил генерала Ш. де Голля, не занимавшего тогда никакой должности, чрезвычайно широкими полномочиями в сфере конституционной реформы. Ему поручалось организовать разработку новой Конституции. Одновременно были сформулированы принципы, которые должны были найти отражение в Конституции, включая выборность, ответственное правительство, систему "сдержек и противовесов", соблюдение основных прав и свобод. Конституция была разработана в ближайшем аппарате Ш. де Голля, поддержана Конституционным консультативным комитетом, включающим лиц, делегированных палатами парламента и правительством, а затем вынесена на референдум, на котором и была одобрена.

Конституция Франции имеет ряд специфических черт. Во-первых, она регулирует в основном систему государственной власти. Несмотря на то что она не имеет отдельной главы о правах человека, тем не менее в ее Преамбуле содержится отсылка к правам человека, отраженным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г., что имеет важное регулятивное значение. В соответствии с ней Декларация и Преамбула Конституции 1946 г. признаются действующими источниками конституционного права. В этом отношении можно утверждать, что Конституция Франции не вполне кодифицированная: состоит из трех правовых актов.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией во Франции сложилась смешанная республика как форма правления, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентарной республик. Соответствующая модель власти получила наименование "Пятая Республика". Конституция подтверждает главенствующее положение исполнительной власти, устанавливает рамки законодательной деятельности, наделяет существенными полномочиями главу французского государства, даже наделяет правительство правом изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если тот вышел за пределы своей компетенции. Все это иногда называют системой рационализированного парламентаризма. Однако в целом парламент в системе власти Франции отнюдь не находится в зависимом от исполнительной власти положении, поскольку наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, а кроме того, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью.

В-третьих, в Конституции страны существенное внимание уделено вопросам внешней политики Франции. Провозглашается преимущественная юридическая сила ратифицированных международных договоров по сравнению с внутренним законом. Конституция решила вопрос о бывших колониях Франции в пользу их суверенитета. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе.

Французская Конституция является "жесткой". Есть два варианта ее изменений, или, как это именуется в самом документе, конституционного пересмотра: первый - через референдум, второй - на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту, он может передать проект изменений на рассмотрение Конституционного конгресса, при том что по общему правилу предусматривается процедура референдума.

Субъектами права инициативы внесения изменений в Конституцию выступают президент республики, действующий по предложению премьер-министра, и члены парламента. Проект изменений должен быть поддержан большинством голосов каждой из палат парламента. После этого президент осуществляет указанный выше выбор процедуры утверждения (ратификации) изменений. Однако Конституция не обязывает президента республики прибегнуть к последующей процедуре, т. е. дальше принятия палатами Парламента процесс изменений может не пойти, если президент этого не захочет. На референдуме изменения должны получить поддержку абсолютного большинства избирателей, участвующих в голосовании, в Конституционном конгрессе -- 3/5 от общего числа поданных голосов. Изменения в Конституцию Франции вносились за ее историю с 1958 г. неоднократно, касаясь в основном системы государственных органов.

Конституционный контроль во Франции осуществляется Конституционным советом и Государственным советом (последним относительно актов исполнительной власти). В определенном смысле квазисудебный характер деятельности этих органов выражается в том, что процедура рассмотрения дел в них не столь формализована, как в судах, и можно говорить о преобладании письменного производства.

Конституционный совет состоит из девяти членов, назначаемых сроком на девять лет: три члена назначаются президентом республики, три председателем Национального собрания, три - председателем Сената. Из них каждые три года заменяется по одному члену, повторное занятие должности запрещено. В состав Конституционного совета пожизненно входят также все бывшие президенты Французской Республики, если не заявят о своем неучастии а его работе (в настоящее время в Конституционном совете состоят только назначаемые члены).

Конституционный совет осуществляет только предварительный контроль за соответствием законов Конституции. Законы подлежат контролю в тот период, когда они уже приняты парламентом, но еще не подписаны президентом. Регламенты палат и органические законы подлежат обязательному предварительному конституционному контролю. Иные законы и международные договоры до их ратификации проверяются по инициативе президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее 60 членов любой палаты (последние не могут инициировать проверку относительно международных договоров). Если законы признаны противоречащими Конституции, они не могут быть предметом дальнейшей законодательной процедуры.

Конституционный совет также разрешает споры о компетенции между правительством и парламентом, прежде всего по вопросу о том, принят ли закон, уже вступивший в силу, в пределах полномочий парламента; если нет, он может быть изменен правительством. Конституционный совет наделен и полномочиями в сфере выборов и референдума. Он, например, рассматривает жалобы относительно правильности проведения выборов президента республики, депутатов и сенаторов и может отменить результаты голосования.

Государственный совет, который формируется правительством в основном из специалистов в сфере права, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.

2. Основы конституционного статуса человека во Франции.

Ведущую роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г. Если первый акт регулирует главным образом личные и политические права, а также право собственности, то второй документ - в большей степени социально-экономические права. В целом же перечень прав и свобод, указанных в этих документах, не самый объемный для современного демократического государства. Однако отсутствие некоторых прав среди перечисленных не означает их умаления, поскольку все права обеспечиваются гарантиями, основными из которых являются закрепление таких принципов права, как свобода и равенство, а также установление организационных и правовых механизмов защиты прав.

Целям гарантии прав и свобод служит институт Посредника (французский вариант омбудсмана), назначаемого на должность правительством на заседании под председательством президента. Посредник рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие администрации. Жалобы Посреднику направляются через парламентариев обеих палат. Однако он не может принимать императивных решений по жалобам. Его задача заключается только в привлечении внимания к нарушениям, внесении предложений об устранении нарушений. При этом у него есть право возбуждать дисциплинарное производство в связи с нарушением прав, если отсутствует компетентный орган, который может это сделать по рекомендации посредника. Требования Посредника о предоставлении материалов, информации, явке к нему должностных лиц исполнительной власти, проведении органом государственной власти расследований и проверок обязательны для исполнения. Во многом именно для защиты прав и свобод была создана система административной юстиции.

В качестве личных прав и свобод закрепляются свобода (определяемая как возможность делать все то, что не наносит вреда другому лицу), безопасность, а также комплекс уголовно-процессуальных гарантий прав человека (право на должную судебную процедуру, предписанную законом, недопустимость обратной силы закона, презумпция невиновности, ряд других).

Одним из основных политических прав, как и в других странах, является активное и пассивное избирательное право. Его особенности во Франции заключаются в следующем. Во-первых, его правовое регулирование систематизировано в специальном Избирательном кодексе, который интересен тем, что одновременно содержит в себе нормы, имеющие силу как обычного, так и органического законов. Это было связано с тем, что он не принимался законодателем как единый акт, а был создан на основе действующих законов правительством. Во-вторых, имеется сочетание прямого и косвенного (при выборах Сената) избирательного права. В-третьих, существуют ценз оседлости, составляющий шесть месяцев, возрастные цензы при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание пассивное избирательное право предоставляется с 23 лет, в Сенат - с 35 лет, в региональные и генеральные советы -- с 21 года), моральные цензы (не вносятся в списки избирателей банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав на тот или иной срок), цензы занятий (так называемая неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих). В-четвертых, широко применяется избирательный залог. В-пятых, при выборах в Национальное собрание используется мажоритарная система абсолютного большинства, в то время как при выборах в советы территориальных единиц используются и мажоритарная (например, при выборах в генеральные советы), и пропорциональная (например, при выборах в региональные советы), и смешанная системы (при выборах в некоторые муниципальные советы в зависимости от численности населения).

Существует и право на объединение, в том числе право на создание политических партий. При этом не делается различий в статусе партий и других общественных объединений; на них распространяются одинаковые правила образования и деятельности. Во Франции предусматривается государственное финансирование пропорционально числу мест, полученных в парламенте на последних выборах. Предусматривается и право на членство в профсоюзе.

Среди других политических прав необходимо упомянуть право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право на сопротивление угнетению, свободу мнений взглядов и слова, право убежища на территории Франции всех лиц, преследуемых за свою деятельность в защиту свободы.

Кроме того, провозглашаются следующие социально-экономические права или права в области культуры: "священное и неприкосновенное" право собственности (при этом допускается национализация предприятий), гласность налогообложения, права на забастовку, на участие в управлении предприятиями, право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, право на социальное обеспечение, право на равный доступ к образованию, приобретению профессии, на доступ к культуре. Преамбула устанавливает и некоторые обязанности: трудиться, солидарно участвовать в "бремени, вытекающем из национальных бедствий".

3. Территориальное устройство Франции

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.

Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

4. Парламент Франции.

Структура.
Парламент Франции состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается на основе двух туровой мажоритарной системы абсолютного большинства (во втором туре требуется относительное большинство). Ныне его численность составляет 579 депутатов, которые избираются единовременно на пять лет. Одновременно с избранием депутатов избираются их заместители. Во время исполнения депутатом должностных обязанностей, не совместимых с депутаством (в основном в исполнительной власти), а также в случае досрочного прекращения по каким-либо причинам полномочий депутата заместитель занимает его место.

Верхняя палата - Сенат - состоит из 321 члена, избираемых сроком на девять лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые три года; он избирается путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента.

Структуры обеих палат схожи: в каждой избирается председатель (в Национальном собрании - на пять лет, в Сенате - на три года до нового частичного обновления палат). Председатели наделены как полномочиями по организации работы палаты, так и собственными полномочиями (например, по назначению членов Конституционного совета). Предусмотрены должности заместителей председателя палаты, секретарей (следят за соблюдением процедуры принятия и оформления принимаемых палатой актов, выполняют ряд других, менее значимых функций), квесторов (контролируют финансовую деятельность руководства палаты). Из указанных лиц формируется Бюро палаты. Бюро вместе с руководителями парламентских групп (партийных фракций) и председателями постоянных комиссий образует Совещание председателей, которое вырабатывает повестку дня и решение о приоритетности рассмотрения тех или иных вопросов. В каждой палате образуется по шесть постоянных комиссий. Помимо них могут создаваться специальные законодательные комиссии (для работы с одним законопроектом), а также временные комиссии (следственные и контрольные). В каждой палате действуют также парламентские делегации по делам европейских сообществ, ведающие вопросами, связанными с деятельностью европейских институтов.

Полномочия парламента.
В Конституции Франции установлен ограниченный перечень сфер, в которых парламент имеет право принимать законы. По всем остальным вопросам нормативные акты принимает правительство. К этому перечню, в рамках которого принимаются законы, относятся регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросы гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий. Сюда же относится определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения (ст. 34 Конституции), а также одобрение наиболее важных международных договоров (ст. 53 Конституции). Именно по указанным вопросам парламент принимает законы. Остальные вопросы государственной и общественной жизни относятся к сфере регламентарных полномочий - решаются президентом и правительством. У парламента имеется еще ряд полномочий, не связанных с изданием законов, но и они прямо и исчерпывающе закреплены в Конституции.

Тем не менее к важнейшим полномочиям относятся полномочия по принятию законав. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям: премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии - законопредложения. Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату.

Обычно законопроекты проходят три чтения, к которым их готовит постоянная или специальная комиссия. Закон считается принятым парламентом, если получит в идентичном виде одобрение обеих палат. Если же этого не происходит, применяется "метод челнока": закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан единообразный текст. Остановить такую последовательную передачу текста законопроекта при отсутствии согласия палат может только правительство. После трехкратного голосования по закону в каждой палате либо после однократного голосования палатами по закону, принятие которого объявлено правительством срочным, премьер-министр вправе созвать совместную комиссию палат, сформированную на паритетных началах. Если не удастся выработать и принять в каждой из палат согласованный текст, Национальное собрание по уполномочению правительства может принять его самостоятельно.

После принятия парламентом закон подписывается президентом. В течение 15 дней президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения (выборочное вето - это также специфическая черта законодательного процесса Франции). Президентское вето может быть преодолено палатами парламента путем повторного принятия закона в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае президент подписывает закон. Президент может инициировать рассмотрение в Конституционном совете вопроса о конституционности закона до его подписания.

У принятия органических законов (принимаются в четко указанных в Конституции случаях; обычно регулируют организацию публичной власти) имеются свои особенности. Так, на обсуждение и принятие решения в палате его после внесения должно отводиться не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; иные органические законы могут быть по требованию правительства и с соблюдением указанной выше процедуры при отсутствии согласия между палатами приняты только Национальным собранием, но при этом требуется абсолютное большинство от списочного состава депутатов (для принятия таким образом обычного закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании при наличии кворума); органические законы до подписания президентом подлежат обязательному конституционному контролю.

Финансовые законы, касающиеся бюджета, налогов, могут быть внесены только в Национальное собрание. Правом законодательной инициативы здесь наделено исключительно правительство. Если парламент не принял такой закон в течение 70 дней, то этот вопрос может урегулировать президент.

Во Франции широко используется делегированное законодательствование. Делегирование полномочий осуществляется путем издания специального закона, который предусматривает в рамках программы правительства предмет и срок передачи законодательных полномочий. В порядке делегирования правительство издает ордонансы по вопросам, относящимся к компетенции законодателя. До конца срока, на который осуществлялось делегирование, парламент на основе законодательной инициативы правительства должен утвердить такой ордонанс, поскольку в противном случае он утрачивает силу.

У парламента имеются также контрольные полномочия. Текущий контроль за деятельностью правительства осуществляется путем направления вопросов правительству или министрам, ответы на которые обязательны. Вопросы могут быть устными (с дебатами, т. е. предполагающие обмен мнениями, и без дебатов) и письменными. Ответы на устные вопросы также даются устно, а на письменные - публикуются официально. Интерпелляция в собственном смысле слова, т. е. запрос, ответ на который влечет голосование о доверии или недоверии правительству, формально во Франции не предусмотрена, однако по мотивам ответа на вопрос Национальное собрание может проголосовать за резолюцию порицания. Контроль может быть осуществлен посредством контрольных и следственных комиссий, а также постоянных комиссий, имеющих в том числе контрольные полномочия. Палаты могут осуществлять контроль и опосредованно: с помощью посредника, либо Счетной палаты. Задачей Счетной палаты является контроль за исполнением финансовых законов администрацией. Ее члены наделены статусом судей. Эти формы контроля применяются обеими палатами парламента, однако нижняя палата - Национальное собрание - может выразить правительству недоверие, принять резолюцию порицания. Кроме того, само правительство может поставить перед этой палатой вопрос о доверии себе. Резолюция порицания выносится по инициативе не менее 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Голосование по резолюции может состояться не ранее чем через 48 часов после внесения ее проекта. Резолюция считается принятой, если за нее проголосует абсолютное большинство от общего числа депутатов палаты.

Постановка премьер-министром вопроса о доверии связана с необходимостью получения поддержки парламента после формирования правительства (на рассмотрение выносится программа или декларация об общей политике правительства) или с рассмотрения парламентом какого-либо акта, чаще всего законопроекта, инициированного правительством. В первом случае выражение доверия правительству и одобрение соответствующего документа - одно и то же. В случае же если постановка вопроса о доверии связана с законопроектом, то собственно вопрос о доверии не голосуется, так как доверие считается выраженным, а законопроект - одобренным, если в течение 24 часов после постановки вопроса о доверии Национальное собрание не вынесет резолюцию порицания.

Правовое последствие вынесения резолюции порицания и отказа в доверии заключается в том, что правительство уходит в отставку. Несмотря на то что роспуск Национального собрания не связан именно с этими действиями нижней палаты, целевое назначение этого института таково, что роспуск может последовать после внесения проекта резолюции порицания либо вслед за отказом в доверии, либо при угрозе отказа в доверии.

Парламент обладает полномочиями в сфере внешней политики и обороны. Они состоят в праве осуществлять ратификацию наиболее важных международных договоров, давать разрешение на продление при необходимости на срок свыше 12 дней осадного положения, введенного Советом министров, на объявление войны и состояния войны. Парламент формирует так называемые Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики, имеет право объявлять амнистию.

Процедура деятельности Парламента.
Парламент является постоянно действующим органом. В настоящее время он проводит одну очередную сессию в год (до 1995 г. -- две). Во Франции жестко ограничена возможная продолжительность заседаний палаты в течение сессии - не более 120 дней (сама сессия длится с начала октября по конец июня, но это не значит, что каждый день проходят заседания). Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра либо большинства депутатов Национального собрания. При этом продолжительность таковой лимитирована 12 днями. В случае же введения президентом чрезвычайного положения парламент собирается на внеочередную сессию и заседает до окончания чрезвычайного положения.

Палаты парламента заседают раздельно, за исключением случаев, когда они образуют Конституционный конгресс. По общему правилу палата заседает в открытом заседании, но по требованию премьер-министра или 1/10 парламентариев может преобразоваться в Секретный комитет, т. е. заседать на закрытом заседании.

Для Франции характерна очень активная деятельность правительства при подготовке законопроектов и в иной парламентской работе. К примеру, оно может влиять на очередность рассмотрения законопроектов в палатах парламента, возражать против поправок, вносимых в текст законопроекта, потребовать голосования по законопроекту в том виде, в котором он был внесен правительством (с учетом только тех поправок, которые устраивают правительство), и пр.

Президент вправе осуществить роспуск Национального собрания . При этом Конституция не связывает роспуск с наличием конкретной политической ситуации в стране. Единственное, что требуется, - это предварительные консультации президента с премьер-министром и председателями обеих палат парламента. Однако оговорены условия, при которых такой роспуск недопустим: в течение года после выборов Национального собрания, состоявшихся после его роспуска; во время действия чрезвычайного положения; при исполнении председателем Сената или правительства обязанностей президента.

Статус парламентария . Во Франции парламентарии обладают свободным депутатским мандатом; они не могут быть отозваны, не несут ответственности за мнения, высказанные в палате, не могут быть подвергнуты преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты (между сессиями - без разрешения Бюро палаты), за исключением случаев задержания на месте преступления. Особенностями статуса французского парламентария следует считать установление обязанности при вступлении его в должность и по окончании мандата представить в Бюро палаты декларацию о своем имущественном положении, жесткое регулирование несовместимости депутатского мандата с любой другой административно-властной либо с коммерческой деятельностью, а также достаточно высокий размер вознаграждения парламентария.

5. Президент Франции.

Президент является основной фигурой в системе государственной власти Франции. Конституция Франции не только прямо перечисляет полномочия президента, но и определяет его функции, ключевые для нормального функционирования государственного механизма. Так, согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства, "является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров". Некоторые перечисленные функции нашли отражение в конкретных полномочиях президента. Но они могут иметь и иное значение, например использоваться для расширительной интерпретации полномочий - как их перечня, так и содержания конкретных полномочий, что имело место, к примеру, при вынесении де Голлем на референдум в нарушение установленной процедуры вопроса об изменении Конституции.

Вместе с тем даже прямо закрепленные за президентом Франции весьма обширные полномочия используются лицами, замещавшими должность президента после Ш. де Голля, исходя из политических традиций уважительного отношения к демократическим традициям весьма сдержанно.

Полномочия Президента можно условно разделить на две группы. К первой относятся полномочия президента собственно как главы государства. Ко второй группе - полномочия по руководству исполнительной властью. Необходимо отметить, что если полномочия президента собственно как главы государства связаны с возможностью принятия реальных властных решений, по сути дела они являются проявлением исполнительной власти президента. Можно иначе классифицировать полномочия президента: полномочия, осуществляемые им самостоятельно, и полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра и в ряде случаев соответствующих министров. Самостоятельно президент осуществляет только назначение референдума, роспуск Национального Собрания, введение чрезвычайного положения, направление посланий палатам парламента, направление в Конституционный совет запросов о соответствии Конституции законов и международных договоров. Это, как видно из перечня, в основном полномочия президента собственно как главы государства. Иные акты реализации полномочий президента требуют контрассигнации. В этом плане президент оказывается в некоторой степени зависимым от правительства - ведь даже назначение на государственные должности может быть проведено только с согласия последнего. И в этом отношении реальные властные возможности президента зависят от конкретной расстановки политических сил. Если и президент, и парламентское большинство (следовательно, и правительство), принадлежат к одной партии, то роль президента возрастает. Фактически он возглавляет исполнительную власть. В иных случаях инициатива переходит к правительству.

Полномочия президента в основном заключены в сфере исполнительной власти. Он назначает и освобождает от должности высших должностных лиц исполнительной власти, в том числе премьер-министра и других членов правительства, председательствует в Совете министров (только при его участии заседание правительства может иметь форму заседаний Совета министров), подписывает декреты, акты, осуществляющие текущее регулирование, и ордонансы, наиболее значимые подзаконные акты, принятые Советом министров, на практике нередко сам издает акты, регулирующие отношения в области полномочий исполнительной власти.

В сфере отношений с парламентом президент созывает этот орган на чрезвычайные сессии, выступает участником законодательного процесса, включая процесс изменения Конституции, имеет право роспуска Национального собрания. Президент вправе назначать референдум, хотя в последние годы это право было несколько ограничено. Президент единолично после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционного совета вводит в стране чрезвычайное положение, если существует серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, прервано. Президент является Главнокомандующим Вооруженных сил страны, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах. Он имеет и ряд других полномочий, в том числе по назначению должностных лиц, помилованию и пр.

Избрание, прекращение полномочий и замещение президента.
Президент избирается на пять лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства в два тура (во втором туре требуется относительное большинство).

Полномочия президента могут быть прекращены досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены (любого тяжкого преступления), добровольной отставки. В случае досрочного прекращения президентом его полномочий, а также в случае констатации Конституционным советом по запросу правительства наличия обстоятельств, препятствующих президенту осуществлять полномочия, их временно осуществляет председатель Сената, а если последний не может замещать его, то правительство. Они осуществляют все полномочия президента, за исключением роспуска Национального собрания и передачи ни референдум законопроектов. Голосование по выборам нового президента o происходит не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после досрочного прекращения полномочий главы государства. Конституционный совет может констатировать наличие непреодолимых препятствий для соблюдения этих сроков, что по смыслу данного положения ст. 7 Конституции Франции должно приводить к их продлению.

Президент обладает неприкосновенностью . Во время исполнения своих полномочий он может быть привлечен к ответственности только за государственную измену (правда, ее интерпретация теоретически весьма расширительна, как любое тяжкое преступление). Обвинение президенту может быть предъявлено только двумя палатами парламента, принявшими такое решение абсолютным большинством голосов от общего числа членов каждой из них. После этого дело рассматривает Высокий суд правосудия. В случае признания президента виновным его полномочия досрочно прекращаются.

6. Правительство Франции.

В соответствии с Конституцией правительство "определяет и проводит политику нации". Таким образом, на него возложено текущее управление страной, т. е. обеспечение обычной исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в сфере регламентарной власти. Реальное содержание полномочий правительства зависит от того, каковы при соответствующем составе Национального собрания возможности действующего президента. Чем они меньше, тем больше возможности у правительства действовать по своему усмотрению, и наоборот.

Правительство должно пользоваться поддержкой Национального собрания, оно ответственно перед ним. Правительство может действовать в качестве Совета министров и в качестве Кабинета министров. Совет министров - это собрание министров под председательством президента, а Кабинет министров - под председательством премьер-министра. Конституционные полномочия правительства осуществляет Совет министров, принимаемые в ходе их осуществления акты подписываются президентом.

Формирование и состав .
Премьер-министр во Франции назначается президентом. Формально президент может его назначить самостоятельно. Однако он вынужден учитывать расстановку политических сил в Национальном собрании, поскольку оно в любой момент может выразить недоверие правительству, ему необходимо заранее заручиться его поддержкой. Поэтому премьер-министром становится, как правило, лидер победившей на парламентских выборах партии. Министров назначает на должность президент по представлению премьер-министра. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он наделен достаточно широкими полномочиями, осуществляемыми им в личном качестве. Так, он назначает на военные и гражданские должности, обладает правом законодательной инициативы и т. п. Вместе с тем в деятельности правительства большую роль играют консультативные органы. Таковыми являются Государственный совет (наряду с другими функциями он в обязательном порядке проводит правовую экспертизу подготовленных правительством законопроектов и проектов ордонансов), а также Экономический и социальный совет, включающий представителей предпринимателей, профсоюзов, различных действующих в социальной сфере организаций, представителей науки и практики. Последний консультирует правительство по социально-экономическим проблемам, проводит экспертизу проектов законов и подзаконных актов правительства в этой сфере.

Прекращение полномочий.
Министры отстраняются от должности президентом по представлению премьер-министра. Правительство может уйти в отставку. Оно обязано уйти в отставку в случае выражения ему недоверия или отказа в доверии. Президент может отправить правительство в отставку по своей инициативе. Осуществление полномочий отдельных министров может быть прекращено в случае привлечения их к юридической ответственности, реализуемой Судом правосудия. Дело может быть начато по обращению любого лица, которое посчитало свои права нарушенными в результате преступления или деликта, совершенного министром.

7. Суд и местные органы Франции.

Суды во Франции .
Во Франции имеются суды общей юрисдикции, а также специализированные и административные суды. Кроме того, функционируют своеобразные квазисудебные органы: Конституционный и Государственный советы. Последний возглавляет систему административных судов. На низшей ступени судов общей юрисдикции находятся трибуналы малой инстанции. Они рассматривают гражданские дела с незначительными по сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела по обвинению в преступлениях небольшой тяжести (в последнем случае они именуются трибуналами полиции). Следующий уровень представляют трибуналы большой инстанции, рассматривающие по первой инстанции большую часть гражданских и уголовных дел. В последнем случае они именуются правительными судами. Они не могут рассматривать уголовные дела, приговор по которым может предусматривать тюремное ключение сроком свыше пяти лет. Такие дела рассматривают суды ассизов в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. В отличие от англосаксонской модели суда присяжные составляют с профессиональными судьями одну коллегию и участвуют в определении наказания и решении иных правовых вопросов. Трибуналы большой инстанции и суды ассизов действуют, как правило, на одном территориальном уровне -- в департаменте.

Специализированные суды могут быть как уголовными (например, суды по делам несовершеннолетних), так и гражданскими (например, торговые суды, трибуналы по вопросам аренды и др.). В их составе нередко заседают судьи трибуналов малой или большой инстанции.

Компетенция апелляционных судов, рассматривающих дела во второй инстанции, распространяется на решения как обычных, так и специализированных судов. Кассационный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Система административной юстиции состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции. Эти суды рассматривают споры в сфере административных отношений. Особенность этих судов заключается в том, что они состоят из чиновников, не являющихся судьями в собственном смысле слова.

Для разрешения споров о компетенции между судами общей юрисдикции и административными судами Кассационным судом и Государственным советом на паритетных началах формируется Трибунал по конфликтам. При судах во Франции создается прокуратура, подчиняющаяся министру юстиции, основная задача которой - поддержание государственного обвинения. При Кассационном суде действует Генеральный прокурор.

Специфическими органами, которые хотя и именуются судами, но не входят в судебную систему в собственном смысле слова, являются Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики. Высокий суд правосудия состоит из 12 депутатов Национального собрания и 12 членов Сената (постоянных судей) и еще 12 заместителей судей также из числа парламентариев. При нем действует ежегодно утверждаемая Кассационным судом Следственная комиссия. Он предназначен для реализации ответственности президента и на практике ни разу не использовался. В свою очередь, Суд правосудия Республики создается в составе также парламентариев (по шесть от палаты) и трех судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства. Его решения могут быть обжалованы в Кассационном суде. Указанные суды должны действовать на тех же процессуальных основаниях, что и обычные суды.

Статус судьи во Франции.
Статус судьи характеризуется прежде всего наличием принципа несменяемости судьи и требованием его профессионализма. Даже судья низового уровня по общему правилу должен быть профессиональным юристом. Распространено участие судей более высокого уровня в рассмотрении дел на нижестоящем уровне, т. е. судья, будучи судьей конкретного суда, работает не только в нем. Назначение судей осуществляется президентом по предложению Высшего совета магистратуры (полностью - судей Кассационного суда; в иных судах общей юрисдикции, кроме трибуналов малой инстанции, - только председателей) либо самим Высшим советом магистратуры - специально созданным для работы с кадрами судов и прокуратуры органом, формально возглавляемым президентом. Данный орган решает также вопросы об ответственности судей и прокуроров. В нем создано два отделения: одно занимается судьями, другое - прокурорами. Высший совет магистратуры состоит из представителей судей и прокуроров, избранных из состава судейского и прокурорского корпусов (по шесть человек в каждом отделении), а также лиц, назначенных президентом, палатами парламента и Государственным советом - по одному в отделение от каждого органа.

Местные органы публичной власти .
Главным представительным органом публичной власти региона выступает региональный совет. Он во Франции избирается путем прямых выборов на основе пропорциональной избирательной системы по многомандатным округам. Председатель регионального совета одновременно и руководит его работой, и возглавляет исполнительную власть в регионе. В каждом департаменте действует избираемый по мажоритарной системе сроком на шесть лет генеральный совет. Он обновляется наполовину каждые три года. Систему исполнительно-распорядительных органов возглавляет избираемый советом председатель. Представительный орган коммуны - муниципальный совет, срок полномочий которого составляет шесть лет. В зависимости от численности населения коммуны используется либо мажоритарная избирательная система, либо мажоритарная в сочетании с пропорциональной. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра, возглавляющего систему исполнительно-распорядительных органов.

В департаменте предусматривается наличие представителя центральной власти - префекта (комиссара республики). Он назначается президентом по представлению министра внутренних дел. Один из префектов департамента одновременно является префектом соответствующего региона. В задачу префекта (департамента и региона) входят административный надзор за деятельностью местных органов власти и руководство работой территориальных органов центральных ведомств. Ему подчиняется административный аппарат, кроме того, ему подчинены некоторые местные подразделения центральных ведомств. Префекту подчиняются субпрефекты, действующие в пределах округов. Функции представителя центральной власти в коммуне осуществляет мэр коммуны. Префект и субпрефект могут оспорить в административном суде решение соответствующего местного органа, в случае если сочтут, что такое решение противоречит законам республики. Действие решений муниципального совета может быть ими при остановлено. Окончательно спор разрешается судом. При неспособности муниципального совета осуществлять управление местными делами он может быть досрочно распущен президентом.

Заморские территории имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти. В каждую территорию назначается представитель государства, который осуществляет контроль за законностью деятельности местных органов власти. На Корсике создан парламент - Собрание, которое принимает законы. Оно формирует осуществляющий исполнительную власть Исполнительный совет, возглавляемый председателем Собрания. Собрание может быть распущено правительством Франции, если последнее сочтет, что нормальная работа Собрания невозможна.

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов - лидер движения "На марше" Эмманюэль Макрон или председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен - одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации "сосуществования".

Нынешние выборы президента - одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент - Франсуа Олланд - отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды - в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания - в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два "внесистемных кандидата". Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" - еще одной системообразующей политической силы во Франции - также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной - президентско-парламентской - формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, - коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил - одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. "Это - независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе", - заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание - нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала "малые партии" шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку "Национальный фронт" на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение "На марше", созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики "сосуществования" представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.



Поделиться