Разбор предложения без подлежащего. Advego — семантический анализ текста

Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь ». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  1. Чаще всего дополнение - это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  2. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг» . В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  3. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Практическое занятие

Рассмотрим простое предложение:

Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее - туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

Пример сложного предложения:

Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

Видео

Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.

Что показывает синтаксический анализ

В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .

На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа .

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

У многих пользователей ПК может возникнуть потребность в синтаксическом разборе предложения. Это может быть вызвано занятиями по стандартной школьной программе, обучением филологии и лингвистике в университете, или другими смежными целями, связанными с синтаксическим анализом словесных конструкций. При этом сам синтаксический разбор предполагает обладание необходимой базой знаний, потому у ряда пользователей может возникнуть потребность каким-либо образом облегчить данный процесс, в частности, за счёт задействования вспомогательных онлайн-ресурсов. В данном материале я расскажу, как выполнить синтаксический разбор предложения режиме онлайн, и какие ресурсы нам в этом помогут.

Как известно, классический синтаксический анализ предложения производится по следующему алгоритму:

  1. Определение цели высказывания предложения (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  2. Определение эмоциональной окраски предложения (восклицательное-не восклицательное);
  3. Определение количества грамматических основ у предложения (одна основа – простое предложение, две и более основы — сложное);

Если предложение простое , тогда необходимо также определиться односоставное оно или двухсоставное, распространённое или нет, осложнённое или нет, какими частями речи выражены члены предложения, составить схему предложения.

Если предложение сложное , тогда необходимо определить союзная или бессоюзная связь, способ связи (интонация, подчинительная, сочинительная), определить тип сложного предложения (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное) и так далее.

Синтаксический разбор предложений онлайн – особенности реализации

Обилие синтаксических параметров и богатство вариантов составления предложений делают синтаксический анализ с помощью роботизированных систем довольно сложным. Потому в сети существует довольно малое количество ресурсов, осуществляющих синтаксический или смежный анализ предложения (текста). Ниже я опишу ряд таких ресурсов, и расскажу, как ими пользоваться.

Seosin.ru — ресурс позволяет выполнять анализ текста

Ресурс seosin.ru – один из наиболее известных ресурсов такого плана. Возможности данного сайта, по заявлению разработчиков, позволяют проводить морфологический и синтаксический анализ текста онлайн, в результате чего пользователь получает статистику об имеющемся тексте.

Для работы с данным ресурсом перейдите по указанной ссылке, вставьте текст в окно, введите контрольное число внизу, и нажмите на «Анализировать».


Advego — семантический анализ текста

Популярная биржа контента «Advego » может похвалиться встроенным инструментом для семантического анализа текста, который также может пригодиться в синтаксическом анализе. Данный инструмент определяет общее количество используемых слов, число значимых и уникальных слов, количество «воды» и так далее.

Для работы с ресурсом необходимо пройти регистрацию. Затем перейдите во вкладку «SEO-анализ текста» сверху, на открывшейся странице вставьте в специальное окно требуемые текст, и нажмите на «Проверить».


Инструмент семантического анализа на «Адвего»

Ресурс erg.delph-in.net

Ресурс erg.delph-in.net является мощным лингвистическим инструментом, позволяющим проводить синтаксический анализ различных англоязычных предложений с помощью таких средств как Linguistic Knowledge Builder , PET System parser, Answer Constraint Engine generator, и других.

Для работы с данным сервисом перейдите на ресурс erg.delph-in.net, вставьте ваше англоязычного предложение в специальную строку, и нажмите на кнопку «Analyze» справа. Система обработает предложение и выдаст вам результат.


Форумы

Помочь выполнить синтаксический анализ предложения онлайн вам могут соответствующие филологические и лингвистические форумы (в частности, gramota.turbotext.ru , lingvoforum.net и другие). Вы можете зарегистрироваться на одном из таких форумов, и в своём посте попросить специалистов помочь в синтаксическом разборе нужного вам предложения.

Заключение

Проведение синтаксического разбора предложения предполагает владение соответствующей базой знаний, без которой такой разбор будет попросту невозможно. При этом имеющиеся в сети ресурсы по данной теме довольно скудны, и вследствие ряда концептуальных причин не могут осуществить полноценный синтаксический разбор предложения (особенно это касается русскоязычных ресурсов). Потому в этом плане рекомендую или пополнить свою базу знаний, или обратиться за помощью на форумы филологов – вам обязательно помогут в необходимом синтаксическом разборе.

Синтаксический разбор – одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.

Синтаксический анализ словосочетания

Во-первых, из предложения необходимо вычленить интересующее нас словосочетание из контекста. Во-вторых, необходимо определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Определите, какими частями речи является каждое из них. Назовите тип синтаксической связи, присущий этому словосочетанию (согласование, примыкание или управление).

Синтаксический разбор словосочетания является относительно простым анализом в разделе синтаксиса. Приведем пример разбора словосочетания "складно говорит". В этом словосочетании главное слово "говорит". Говорит как? Складно. "Складно" - это зависимое слово. Главное слово "говорит" является глаголом настоящего времени в изъявительном наклонении, третьем лице, единственном числе. "Складно" - это наречие. Тип связи в словосочетании - примыкание.

Синтаксический анализ предложения

В этой части статьи постараемся доступно рассказать, что такое синтаксический разбор предложения и из каких этапов он состоит. Синтаксический разбор предложения – это анализ, направленный на изучение структуры предложения и отношений между его компонентами. Синтаксический анализ состоит из нескольких последовательных операций.

Схема анализа простого предложения

  1. Необходимо определить, каким является предложение по цели высказывания. Все предложения в этом отношении делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Если в конце предложения стоит восклицательный знак, необходимо отметить это и указать, что предложение является еще и восклицательным.
  2. Найти грамматическую основу предложения.
  3. Опишите строение предложения. Односоставное – только сказуемое или только подлежащее в грамматической основе. В этом случае укажите, какое именно это предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное или назывное. Предложение может быть и двусоставным – имеется и подлежащее, и сказуемое. Укажите, нераспространенным или распространенным является предложение, то есть, имеются ли в предложении дополнения, определения, обстоятельства. Если они есть (второстепенные члены), то предложение распространенное; если нет - нераспространенное. Также нужно указать, полным или неполным является предложение. Если неполное, то нужно указать, какой именно член предложения в нем отсутствует.
  4. Определить, осложненное предложение или неосложненное. Осложненным является то предложение, в котором есть однородные члены, приложения, обращения, вводные слова.
  5. Определить, каким членом предложения является каждое слово и какой частью речи они выражены.
  6. Если в предложении есть знаки препинания, поясните их расстановку.

Теперь мы объясним, что такое синтаксический разбор простого предложения, на примере предложения: "Девушка загорала на пляже и слушала музыку".

  1. Повествовательное, невосклицательное.
  2. Грамматическая основа: девушка - подлежащее, загорала - сказуемое, слушала - сказуемое.
  3. Двусоставное, распространенное, полное.
  4. Предложение осложнено однородными сказуемыми.
  5. Девушка - подлежащее, выраженное существительным жен. рода в ед. ч. и им. падеже; загорала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; на - предлог; пляже - обстоятельство, выраженное существительным муж. рода в ед. числе и предлож. падеже; и - соединительный союз; слушала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; музыку - прямое дополнение, выраженное существительным женского рода в ед. числе и винит. падеже.

На примере разбора словосочетания и простого предложения мы объяснили Вам, что такое синтаксический разбор. Также существуют синтаксические разборы сложных предложений.

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка - прилагательное;

юбка из шерсти - существительное;

юбка отглаженная - причастие;

привычка побеждать - инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .

Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены :

Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 84.



Поделиться