Почему у священников на службе бывают облачения различного цвета? Значение цветов церковных облачений.

Добрый день.
Сегодня на Богослужении на батюшке были одежды светло-зеленого цвета, не так давно светло фиолетовые, но чаще желто-золотые. Скажите а от чего зависит цвет одеяний и что он означает?

Юрий

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

В церковных облачениях представлены все цвета радуги, а также белый и черный цвет. Рассмотрим значения каждого цвета.
Начнём с белого цвета, который представляет собой сочетание всех цветов радуги.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет имеет очень важное духовное значение.
Он является символом Божественного света. Именно поэтому облачения белого цвета используются в такие праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света.
Какие это события Священной истории?
Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Её осенит Божественная благодать, и Она станет Матерью Бога).
Рождество Христово
Богоявление (когда при Крещении Спасителя в водах Иордана разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и видимо на Христа Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя)
Преображение (Когда ученики Христовы не могли даже смотреть на Христа – так сиял исходящий от него Божественный свет)
Вознесение Господне на небо

Не случайно и на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения, Богослужение начинается в облачении белого цвета. Это означает Божественный свет, который возсиял из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя. Во время пасхального богослужения священник несколько раз меняет цвет облачения. Это связано с тем, что Пасха – это праздник праздников, это великое торжество. И игра цветов подчёркивает это. Начинается же Пасхальное богослужение в облачении белого цвета.

В белые одеяния облачается священник и при отпевании усопших и заупокойных богослужениях. Это связано с тем, о чём мы просим Господа в молитвах о наших усопших родственниках. Мы просим Господа упокоить их со святыми, с праведниками, даровать им Царствие Небесное, где по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

С него начинаются цвета радуги. Красный цвет – это символ любви Бога и человека.
Это цвет крови, которую пролил ради нас Христос. Это также и символ крови, которую пролили за Христа тысячи мучеников, которые пострадали за веру православную.
Именно поэтому облачения красного цвета связаны:
Во-первых, с нашим великим праздником Пасхи. Мы уже говорили, что во время пасхального богослужения происходит смена облачений. Заканчивается она красным цветом. И потом уже в течение 40 дней после пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях.
И, во-вторых, с днями памяти святых мучеников.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Желтый цвет – это цвет золота. Поэтому именно желтый цвет называют Царским.
Кого часто в песнопениях Церковь именует Царём?
Христа Спасителя, Который утвердил здесь на земле Церковь Христову и поставил в ней Своих служителей - апостолов и их последователей.
Не случайно и один из волхвов принёс в дар Христу золото: он принёс Ему золото как Царю. Вспомним и о том, что врата, чрез которые во время Божественной Литургии невидимо проходит Христос, также называются царскими.
Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни (когда прославляется Христос, его победа над силами ада).

Кроме того, облачения желтого цвета полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей - то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства, будучи священниками.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Зелёный цвет – это цвет жизни, цвет обновления, оживотворения. Зелёный цвет представляет собой сочетание двух цветов – жёлтого и голубого.
Жёлтый, как мы уже говорили, символизирует Христа Спасителя.
Голубой же цвет – это символ Духа Святого.
Эти значения зелёного цвета и определяют его использование в церковном богослужении.
Облачения зелёного цвета используются в дни памяти преподобных – то есть святых, ведущих подвижнический, монашеский образ жизни, уделивших особое внимание подвигам духовным. Среди них – и преподобный Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и преподобная Мария Египетская, проведшая много лет в пустыне, и преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие.
Связано это с тем, что подвижническая жизнь, которую вели эти святые, изменила их человеческую природу – она стала иной, она обновилась - её освятила Божественная благодать. В своей жизни они соединились со Христом (Которого символизирует жёлтый цвет) и со Святым Духом (Которого символизирует второй цвет - голубой).
В одеяния зеленого цвета облачаются священнослужители и в День Святой Троицы. В этот день мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь Христову, на всех верующих во Христа. Именно это было обещано Господом апостолам и произошло на 50-ый день после Воскресения Христова.
Святой Дух всё освящает, всё обновляется под Его влиянием, всё обновляется – и прекрасным примером этому является первое чудо, произошедшее после схождения Святого Духа: апостолы заговорили на различных языках.
Зеленый цвет облачений в этот день напоминает нам об этом: Святой Дух (его символизирует голубой цвет) освящает всех верующих во Христа (его символизирует жёлтый цвет). Это единение с Богом и есть символ Вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

ГОЛУБОЙ И СИНИЙ ЦВЕТА

Эти оба цвета имеют одинаковое значение и используются либо самостоятельно, либо в сочетании. Голубой цвет – это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет – это символ Духа Святого.
Это символ чистоты.
Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери.
Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет.Мы видим священнослужителей в голубых (синих) облачениях в праздники:

Рождества Божией Матери
В день Её Введения во храм
В день Сретения Господня
В день Её Успения
В дни прославления икон Божией Матери

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый цвет – последний цвет в ряду цветов радуги.
Если представить цвета радуги в виде круга, то чтобы соединить концы этого круга, нужно первый цвет (красный) соединить с последним - фиолетовым.
И тогда мы увидим, что фиолетовый цвет находится между красным и синим цветом.Именно эти два цвета – красный и синий – при смешении образуют фиолетовый цвет. Поэтому значение фиолетового цвета определяется значениями красного и синего цвета. Красный – символ Любви Бога и человека, синий – символ Святого Духа. Не случайно, поэтому, фиолетовый цвет отличается особой духовностью.
Вот почему именно:
в дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти (воскресные дни Великого поста, Страстная седмицапоследняя неделя перед Пасхой, в дни поклонения Кресту Христову (День Воздвижения Креста Господня и др.)
Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа.Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он - одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же день стал днём покоя. После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от дел земных.
Это ещё одно из духовных значений фиолетового цвета.
И ещё один важный момент – фиолетовый цвет соединяет в себе начало и конец цветов радуги (красный и синий цвета).Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: “Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний”. Смерть Спасителя, конец Его земной жизни стала началом новой жизни – жизни в Царствии Небесном.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

В церковном облачении используется и чёрный цвет.
Обычно ему приписывают значение смерти. В сознании же русских людей чёрный цвет с древности приобрёл значение смирения и покаяния. Именно поэтому мы видим у монахов облачения чёрного цвета.
Облачения чёрного цвета используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется).
Облачения черного цвета напоминают нам о том, что Великий пост – это время особого покаяния и смирения.

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза) .

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза , или фелонь , надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Наперсный крест находится на груди у священника, поверх ризы.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник , то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения — скуфья и камилавка .

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом , а набедренник палицею . Кроме того, епископ надевает омофор и митру .

Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица , это — четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор — слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия , что значит «Всесвятая». Это — небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра , украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох , как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы . Это — небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса . Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию , а священник — крест

Что символизируют цвета одежды священников?

Повседневная одежда священнослужителей Православной Церкви, рясы и подрясники, как правило, изготавливаются из ткани черного цвета, который выражает смирение и непритязательность христианина, пренебрежение внешней красотой, внимание к внутреннему миру.

Во время богослужений поверх повседневной одежды надеваются церковные облачения, которые бывают различных цветов.

Облачения белого цвета используются при совершении богослужений в праздники, посвященные Господу Иисусу Христу (за исключением Вербного Воскресения и Троицы), ангелам, апостолам и пророкам. Белый цвет этих облачений символизирует святость, пронизанность нетварными Божественными Энергиями, принадлежность горнему миру. При этом белый цвет является воспоминанием о Фаворском свете, ослепительном свете Божественной славы. В белых облачениях совершается литургия Великой Субботы и Пасхальная утреня. В этом случае белый цвет символизирует славу Воскресшего Спасителя. В белых облачениях принято совершать погребение и все заупокойные службы. В данном случае этим цветом выражается надежда на упокоение усопшего в Царстве Небесном.

Облачения красного цвета используются во время литургии Светлого Христова Воскресения и на всех богослужениях сорокадневного пасхального периода.Красный цвет в данном случае – символ всепобеждающей Божественной Любви. Кроме того, красные облачения используются в праздники, посвященные памяти мучеников и в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этом случае красный цвет облачений – это воспоминание о крови, пролитой мучениками за христианскую веру.

Облачения голубого цвета, символизирующего девственность, применяются исключительно на богослужения Богородичных праздников.

Облачения золотого (желтого) цвета используются на службах, посвященных памяти святителей. Золотой цвет – символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов. В этих же облачениях совершаются воскресные службы. Иногда в золотых облачениях совершаются богослужения в дни памяти апостолов, создававших первые церковные общины проповедью Евангелия.

Облачения зеленого цвета используются на богослужениях Вербного Воскресения и Троицы. В первом случае зеленый цвет связан с воспоминанием о пальмовых ветвях, символе царственного достоинства, которыми жителями Иерусалима встречали Иисуса Христа. Во втором случае зеленый цвет – символ обновления земли, очищенный благодатью ипостасно явившегося и всегда пребывающего в Церкви Святого Духа. По этой же причине зеленые облачения надеваются на богослужениях, посвященных памяти преподобных, святых подвижников-монахов, которые были боле, чем другие люди, преображены благодатью Святого Духа.

Облачения фиолетового или багряного (темно бордового) цвета надеваются на праздники, посвященные Честному и Животворящему Кресту. Они же используются на воскресных службах Великого поста. Этот цвет является символом крестных страданий Спасителя и связан с воспоминаниями о багрянице, в которую облачили Христа, смеявшиеся над ним римские воины (Мф.27, 28).

Облачения черного цвета в настоящее время одеваются на будничных службах Великого поста. Как и повседневная одежда священнослужителей, они напоминают о необходимости смирения, без которого невозможно покаяние.

При подготовке материала использовались следующие труды: «Закон Божий», протоирей Серафим Слободской священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Просмотрено (19281) раз

Цвета богослужебных облачений

Символика цветов



Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству" храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.


Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.

Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.

Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.

Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. (В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.)

Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Свя-таго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.

В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.


Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.


В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.


В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:


с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.


Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.


Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные "лицевые подлинники"указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим "расшифровка" символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова "Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве" (Вопросы истории и теории эстетики". Изд. МГУ, 1975, с. 129 - 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., "Наука", 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.


Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.


В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений-мы по существу имеем два явления - белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые" он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к "темным силам", "сонмищу бесов", смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния - в другом (с. 29-31).)


Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение "завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и "мост" между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:


Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, "и вокруг престола радуга" (Откр. 4, 3). В другом месте он видит "Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга" (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что "одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег" (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.


Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет-не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.


Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена "жена Агнца" - Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит "Новый Иерусалим", духовно также означающий Церковь - "жену Агнца". Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.


Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа "Божественного света", "Солнца правды" и "Света миру". Господь Иисус Христос есть "Свет от Света" (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.


В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: "Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь "познания" первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе "Божественного света". "Преображенный" человек мыслился как "просветленный". Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. "Канон утрени" завершался восклицанием предстоятеля: "Слава Тебе, показавшему нам свет!". Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: "Я свет миру" (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины".


Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова "белый" в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;


Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом "земли" и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.


Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.


В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это-красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, "обычные". Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии "старинных" или "обычных" красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов - колориметров.


Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;


семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.


"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.


Сын Божий есть "сияние славы Отчей", "Царь мира", "Архиерей грядущих благ". Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.


Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.


Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца - Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.


Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) - о Боге Сыне, голубой (синий) - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.


Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.


Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.


Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.


Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.


Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, "Господа животворящего". Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.


Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр. 22, 13).


Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.


Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.


Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

«Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов.

Так: великопостные облачения должны быть черного цвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого поста - облачения темно-красного (или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву субботу - воскресное облачение золотистого или белого цвета; в Великий четверток - красного цвета; в Великую субботу - белого цвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже,» когда происходит переоблачение всего храма из черного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня - облачение белого цвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) - облачение зеленого , или тоже белого цвета; во весь Петров пост - красного цвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников - красного цвета; в праздники св. Пророков - зеленого цвета; во все Богородичные праздники - голубого цвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачение белого цвета; в праздники св. Иоанна Предтечи - красного цвета; в праздник Воздвижения Креста Господня - красного цвета или фиолетового; в дни Рождественского поста - красного цвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления - белого цвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачения золотые или золотистого цвета. Неправославным обычаем, навеянным нам в Запада, надлежит признать надевание облачений черного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, черного цвета, что свойственно только «не имущим упования»» (Вопросы и Ответы, стр. 24).

В Московском Успенском соборе имеется собственный устав относительно цвета облачений. Предписывается следующий порядок:

  • Во дни воскресные и праздники Господские - золотое, красное и другое, по рассуждению и назначению архиерея.
  • В праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы - зеленое.
  • Во дни выноса креста: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 1-го августа - Происхождение честных древ Честного и Животворящего Креста (за всенощным бдением) и в неделю Крестопоклонную - фиолетовое или синее.
  • В дни Богородичные - голубое или белое.
  • От Пасхи до отдания Вознесения - белое, хотя бы в это время случились заупокойные служения.
  • Белые же употребляют: а) во дни крестных ходов на водоосвящение (в праздники: Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1-го августа на литургии); б) Накануне Богоявления - на часах и литургии; в) в праздники Вознесения и Преображения, а так же на литургии, в четверток и субботу Страстной седмицы.
  • В праздники Апостолов - красное.
  • В Великий пост, а также в дни заупокойные и на панихидах - черное или темноватое.
  • Успенский пост, кроме Преображения - голубое» (Моск. Руковод., стр. 244).

Здесь можно заметить, что священник и диакон должны придерживаться общепринятых правил о ношении облачения, соответственно совершаемому богослужению. В приходских храмах вечерню, повечерие, полунощницу и утреню священник совершает в рясе. Крест носится поверх облачения. Литургия всегда совершается в полном облачении, т.е. в подризнике, епитрахили, поясе, поручах и фелони, а имеющие на то благословение надевают также набедренник и палицу.

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) Голубой
Крестовоздвижение(до отдания включительно)и другие праздники в честь Креста Господня Бордовый 2 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова Белый
Покров Пресвятой Богородицы,Введение во храм Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) Голубой
Навечерие Рождества Христова Белый
Рождество Христово(до отдания включительно) Золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы Белый или голубой
Обрезание Господне,Навечерие Богоявления,Богоявление Господне(до отдания включительно) Белый
Сретение Господне(до отдания включительно) Голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы Голубой
Подготовительные Недели к Великому посту Фиолетовый или золотистый (жёлтый)
Великий пост(седмичные дни) Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста Фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров Фиолетовый, багряный или чёрный
Неделя Крестопоклонная Фиолетовый или бордовый
Вход Господень в Иерусалим Зелёный или белый
Страстная седмица Чёрный или тёмно-фиолетовый
Великий Четверг Фиолетовый
Великая суббота(на литургии, после чтения Апостола)и начало богослужения на Пасху(до утрени 1-го дня Пасхи включительно) Белый
Пасха(до отдания включительно) Красный
Вознесение Господне(до отдания включительно) Белый
Пятидесятница(до отдания включительно) Зелёный
Понедельник Святого Духа Зелёный или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи Белый
Первоверх. апп. Петра и Павла
Преображение Господне(до отдания включительно) Белый
Успение Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) 4 Голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи Красный или бордовый
Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста Золотистый (жёлтый)
Богородичные праздники Голубой
Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников Белый
Памяти пророков Золотистый (жёлтый) или белый
Памяти апостолов Золотистый (жёлтый), белый или красный
Памяти святителей Золотистый (жёлтый)
Памяти мучеников Красный
Памяти преподобных и Христа ради юродивых Зелёный
Памяти благоверных князей Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6
Заупокойные богослужения(вне Великого поста) Белый
Таинство Крещения Белый
Таинство Венчания Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

______________________

1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) - «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики двета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. (В Великий четверг цвет облачений — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.)
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Свя-таго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:

с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.

Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.

Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники»указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129 — 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.

В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений-мы по существу имеем два явления — белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые’ он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния — в другом (с. 29-31).)

Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:

Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.

Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет-не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.

Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» — Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь — «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.

В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы — все это имело большое значение в структуре богослужения — литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото — устойчивый символ истины».

Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;

Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.

Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.

В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это-красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов — колориметров.

Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;

семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.

Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.

Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.

Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Отце и Духе, Отец — в Сыне и Духе, Дух — в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца — Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.

Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) — о Боге Сыне, голубой (синий) — о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.

Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
  2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
  3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. «ЖМП», 1960, N 10.
  4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
  6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
  7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
  8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
  9. Книга Правил. М., 1886.
  10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
  11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
  12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
  13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
  14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
  15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
  16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
  17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
  18. Служебник.
  19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
  20. Типикон.
  21. Требник, ч. I, II.
  22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
  23. Успенский Л. Смысл и язык икон. «ЖМП», 1955, NN 6, 7.
  24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. «ЖМП», 1953, N 11.
  25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
  26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
  27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
  28. Иванов В. Таинства Агнца. «Московский Патриархат 1917 — 1977 гг.». М., 1978, ее. 68-79.

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.
Особо хотелось напомнить, что христианину, в Православии Крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в делах.
Однако часто именно символы: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к практическому Православию…

Немного о странновериях

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника (а не за «здравие» и «упокой»). В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Благовещенские — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. Все Таинства (Крещения-Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания) могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Венчания (а иногда и Крещений) не совершаются. Странным было и услышанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей. Не слушайте таких страшилок, это все ерунда.

О цветах

В Православии используются: Жёлтый, Белый Голубой (Синий), Зеленый, Красный, Фиолетовый, Чёрный и Бордовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение:
Желтый (Золото) — Царский цвет. Для облачений используется в большинство дней года.
Белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.
Красный цвет используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.
Зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.
Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Фиолетовый цвет символизирует Крест и Страсти Христовы — облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскресным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.
Черный цвет поста и покаяния — постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста.
Бордовый (Багряный) цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто — в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).
И если цвет облачений рекомендуется, то строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен храма или куполов нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов очень часть. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но не обязательно.

О количествах главок храмов

Купол храма не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение.
Золото — символ Истины. Исторически золотили купола главных соборов, но последнее время эта традиция не сохраняется.
Серебристые купола встречаются, в основном, у храмов в честь святых.
Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или Преподобных
Синие купола (часто — со звездами) — у храмов в честь Богородичных праздников.
Черные купола часть встречаются в монастырях, хотя медь, использованная для покрытия главок, быстро темнеет и купола становятся темно-зелеными.
Встречаются и совсем экзотические — например Собор Василия Блаженного в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге. Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок.
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две - два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3), три - Святую Троицу, четыре — Вселенскость (четвре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов - Христос и четыре евангелиста, шесть — число дней сотворения мира, семь глав - семь Таинств Церкви; восемь — Восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание и др.; девять куполов - по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей) 12 —
По числу апостолов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов, 15 — пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.
Красный. Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня. Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета. И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Поделиться