Конспект простые и сложные вещества. « Простые и сложные вещества

Ключевые слова конспекта: агрегатные состояния веществ, кристаллическая решетка, вещества молекулярного и немолекулярного строения, простые и сложные вещества.

Вещества могут существовать только в трёх агрегатных состояниях : газообразном, жидком и твёрдом.

В газообразном состоянии вещество существует в виде отдельных частиц (молекул, атомов или ионов). Расстояние между частицами в газах намного превышает размеры этих частиц. В жидкостях расстояние между отдельными частицами намного меньше, поэтому силы взаимного притяжения между ними существенно больше, чем в газах. В то время как частицы, составляющие твёрдое тело (атомы, молекулы или ионы), плотно упакованы и совершают колебательные движения. Различают кристаллические и аморфные твёрдые тела.

Для кристаллических веществ характерно упорядоченное расположение частиц, из которых они состоят. Например, снежинка имеет совершенную форму благодаря тому, что молекулы воды, из которых она состоит, располагаются упорядоченно по отношению друг к другу. Правильная форма кристаллов обусловлена особенностями их внутреннего строения. В кристаллах расположены в определённом порядке, на определённых расстояниях друг от друга.

Совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл, называют КРИСТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕШЁТКОЙ.

Вещества, которые состоят из молекул, - это вещества молекулярного строения . А вещества, которые состоят из атомов или ионов, — это вещества немолекулярного строения .

Вещества с молекулярным и немолекулярным строением существенно различаются по своим свойствам. Чтобы расплавить вещество, необходимо разрушить его кристаллическую решётку. Оказывается, что в кристаллической решётке связи между молекулами гораздо слабее, чем связи между атомами или ионами. Поэтому, как правило, вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления и кипения. Такие вещества часто летучи и имеют запах.

Вещества с немолекулярным строением имеют высокие температуры плавления и кипения. Эти вещества твёрдые, нелетучие и не имеют запаха.

Простые и сложные вещества

Сложные вещества — это вещества, которые образованы атомами разного вида. Например, такое сложное вещество, как вода, состоит из атомов кислорода и водорода, углекислый газ - из атомов углерода и кислорода.

Такие вещества, как, например, сера, железо, кислород и водород, нельзя ни получить из более простых веществ, ни разложить. Эти вещества относят только к простым веществам.

Простые вещества — это вещества, которые образованы атомами одного вида. Например, простое вещество кислород состоит только из атомов кислорода, простое вещество графит - только из атомов углерода.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Тема:

« Простые и сложные вещества»

Химия 8 класс

Учитель I категории: Рымарчук О.В.

г. Симферополь, 2016г.

Урок № 10

Тема: « Простые и сложные вещества»

Цель урока: объяснить отличие простого вещества и сложного, чистого вещества и смеси, химического элемента и простого вещества; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах , научить выделять главное, проводить сопоставление, анализ, делать заключения.

Задачи урока

Образовательная : 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая : 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.ф ормировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. р азвивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

Планируемые результаты.

1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав

Ход урока:

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее –

Начнем скорей урок!

2 . Проверка домашнего задания.

По традиции опять

Начинаем проверять

Задание1. Зад.4 с. 32

Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок- немолекулярного.

Задание2.

В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

«В» соответственно .

Задание3. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом», «ионы», «кристаллическая решетка»

Задание 4.Определите состав: H 2 , O 2 , CO , Cl 2.

3. Изучение нового материала.

В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

Например: 1. Кислород собрали в пробирку- здесь кислород- простое вещество;

2. В состав молекулы воды входит кислород- здесь речь идет о химическом элементе.

O 2 , Cl 2. H 2 O , CO 2

Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne, Ar, O 2 , Br 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов;

двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H 2 O, C 6 H 12 O 6 , NaCl, KMnO 4 , CO 2 , CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

ВЕЩЕСТВА

простые сложные

H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 , H 2 SO 4

Работа со схемой с. 34 п.9

Закрепление темы «Простые и сложные вещества.

Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K , Cu , N 2 , O 2 , Cl 2 , LiI , Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl , MgSO 4 , KOH , Fe , Au , Ag , ZnO , KF , Cr , SO 3

Результат оформите в форме таблицы:

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , H 2 , Br 2 , Fe, Au, Ag, Cr,

SO 2 Al 2 O 3 , NaCl, MgSO 4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO 3

Тест.

1

Сколько простых веществ записано в ряду формул:

N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 H 2 O, N а OH., S, Fe, CO 2 ,

2

К сложным относятся оба вещества:

А) С (уголь) и S (сера);

Б) Fe (железо) и CH 4 (метан);

В) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);

3

Выберите правильное утверждение:

Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Неверно

Б) Верно

4

В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

5

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.

Практическое задание:

    Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид цинка__

Так как состоит из_______________________ , цинка и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.

Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?

Домашнее задание. §9- 10 выуч. определения, тестовые задания с.36. 39

Литература:

1. Учебник Химия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.

2.Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова КИМ Химия 8 класс. Москва «Вако»,2014.

3. О.Г. Григорович и др. Мастер - класс.Химия разработки уроков 7 класс

Веста 2008.

4. М. В. Князева. Химия поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс. Волгоград «Учитель» 2013г.

Тема: « Простые и сложные вещества»

Цель урока: объяснить отличие простого вещества и сложного, чистого вещества и смеси, химического элемента и простого вещества; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах, научить выделять главное, проводить сопоставление, анализ, делать заключения.

Задачи урока

Образовательная : 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая : 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

Планируемые результаты.

1.Формирование представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания и способы действий в новых условиях.

4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Основные термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав

Ход урока:

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее –

Начнем скорей урок!

2 . Проверка домашнего задания.

По традиции опять

Начинаем проверять

Задание1. Зад.4 с. 32

Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок- немолекулярного.

Задание2.

В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

«В» соответственно.

Явления. Тела и вещества

Разложение воды

Испарение воды из лужи

Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

Перегонка воды.

Плавление железа.

Карандаш.

Задание3. Дайте определения понятиям «молекула» и «атом», «ионы», «кристаллическая решетка»

Задание 4.Определите состав: H 2 , O 2 , CO , Cl 2.

3. Изучение нового материала.

В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

Например: 1. Кислород собрали в пробирку- здесь кислород- простое вещество;

2. В состав молекулы воды входит кислород- здесь речь идет о химическом элементе.

O 2 , Cl 2. H 2 O, CO 2

Чем молекулы кислорода и хлора отличаются от молекул воды и углекислого газа?

Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne, Ar, O 2 , Br 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов;

двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H 2 O, C 6 H 12 O 6 , NaCl, KMnO 4 , CO 2 , CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

ВЕЩЕСТВА

простые сложные

H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 , H 2 SO 4

Работа со схемой с. 34 п.9

Закрепление темы «Простые и сложные вещества.

Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , LiI, Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl, MgSO 4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, KF, Cr, SO 3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , H 2 , Br 2 , Fe, Au, Ag, Cr,

SO 2 Al 2 O 3 , NaCl, MgSO 4 , KOH, ZnO, LiI KF, SO 3

Сколько простых веществ записано в ряду формул:

N 2 , O 3 , HNO 3 , P 2 O 5 H 2 O, NаOH., S, Fe, CO 2 ,

К сложным относятся оба вещества:

А) С (уголь) и S (сера);

Б) Fe (железо) и CH 4 (метан);

В) CO 2 (углекислый газ)и H 2 O (вода);

Выберите правильное утверждение:

Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Неверно

В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.

Практическое задание:

    Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид цинка__

Так как состоит из_______________________ , цинка и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.

Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?

Домашнее задание. §9- 10 выуч. определения, тестовые задания с.36. 39

Литература:

1. Учебник Химия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.

2.Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова КИМ Химия 8 класс. Москва «Вако»,2014.

3. О.Г. Григорович и др. Мастер - класс.Химия разработки уроков 7 класс

Веста 2008.

4. М. В. Князева. Химия поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс. Волгоград «Учитель» 2013г.

Урок 7 . Тема «Простые и сложные вещества. Относительная атомная и молекулярная массы»

Цель:формирование у учащихся понятия "относительная атомная масса", относительная

молекулярная масса"

Задачи: - изучить понятия: простые и сложные вещества, относительная молекулярная масса; - научиться рассчитывать относительную молекулярную массу; определять по формулам простые и сложные вещества;

Самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

Оборудование: ПТХЭ

Ход урока:

1.Вводно-мотивационный этап

а) организационный момент

б)психологический настрой

2. Актуализация прежних знаний

Химическая разминка.

Учитель показывает карточки с символами химических элементов, учащиеся называют их.

ТЕСТ – проверка ранее изученного материала (для проверки ответов соседи по парте меняются листочками и ставят оценки – взаимопроверка)

Задание 1: подбери соответствие.

1.Аргентум 4.Силициум 7.Арсеникум 10.Феррум

2.Аурум 5.Станнум 8.Стибиум

3.Гидраргирум 6.Плюмбум 9.Купрум

а)Ag ; б)Cu ; в)Fe ; г)Sb ; д)Sn ; е)Hg ; ж)Pb ; з)As ; и)Si ; к)Au .

3. Изучение нового материала

Относительная атомная масса (Аr) элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина.

Например: Аr(Н 2) = 1 · 2 = 2

Аr(Сl 2) = 35,5 · 2 = 71

Относительная молекулярная масса (Мr) вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

К группировке сложных.

Ребята в тетради составляют схему (с помощью учителя):

ВЕЩЕСТВА

простые сложные

H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 H 2 O, CO 2 ,H 2 SO 4 O

отработка понятий – простые и сложные вещества

Относительная молекулярная масса и ее расчет (с самостоятельной работой)

Масса молекулярная

Понятие относительное.

Смысл её физический

Совсем не удивительный.

Массу чтоб молекулы

быстренько сравнить,

Нужно на двенадцатую часть

углерода разделить.

Ученики переписывают формулу:

m (в-ва)

Mr (в-ва)= ------------------

1/12 m (C)

Ты молекулярную

Массу рассчитай:

Атомные массы

Вместе все слагай

И на число атомов

При этом умножай.

Учитель показывает учащимся как правильно вычисляется относительная молекулярная масса вещества: оксид натрия и серная кислота.

4 . Закрепление

Задание 1. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO 2 K, Cu, N 2 , O 2 , Cl 2 , Al 2 O 3 , H 2 , Br 2 , NaCl, MgSO 4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI KF, Cr, SO 3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Вычислите молекулярные массы веществ (самостоятельно с проверкой).

5. Домашнее задание

6. Рефлексивно-оценочный этап

Поделиться