Конспект логопедического занятияТема: «Осеннее путешествие звука О. План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: логопедическое занятие "Осень"

Людмила Козинова
Конспект логопедического занятия на тему: «Золотая осень»

Конспект логопедического занятия на тему : «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ »

(подготовительная группа)

Из опыта работы. Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями. На занятиях используются такие игровые упражнения как : «Что изменилось?» , «Что лишнее?» , «1, 2, 5.» , «Большой - маленький» , «Наоборот» , «Что пропало?» , «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать различные явления природы. В качестве примера предлагается конспект занятия на тему : «Золотая осень » , составленный учителем-логопедом Козиновой Л . В. г. Санкт-Петербург.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные :

Образовывать множественное число имен существительных.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Подбирать прилагательные к существительному;

Учить подбирать слова-антонимы;

Согласовывать существительные с числительными.

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники» ,

«Осенние листья » , «ягоды» , «грибы» .

Уточнять знания детей признаков осени .

Расширение и активизация словаря.

Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие :

Развивать чувство языка у детей.

Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение выражать своё мнение.

Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : кукла «Королева Осень » , аудиозапись с голосом королевы «Осени » , волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень . Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба) . Картинки с изображением осени , листьев, грибов.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия .

Вносится кукла «Королева осень » и рассказывает детям историю :- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень ) .

Это осень .

А как вы догадались, что это осень ?

Она одета золотое платье , на ней есть желтые листочки и т. д.

Какая это осень , если платье у осени золотое ?

Золотая осень .

Это «Королева Осень » . Она приглашает нас в путешествие.

Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев) .

Листья золотые падают , летят,

Листья золотые устилают сад .

Много на дорожках листьев золотых ,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

Вот мы и очутились в гостях у осени , в сказочной стране «Осенина »

Где мы сейчас очутились? (Картина «Осенний лес » ).

В осеннем лесу .

Что мы с вами видим в лесу?

Много деревьев.

Королева – «Осень » загадывает вам загадки.

Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях) .

Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб) .

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина) .

И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина) .

А какие еще вы знаете деревья?

Березы, липы, сосны, клены и т. д.

Королева – «Осень » вас спрашивает, а чем отличается

осеннее дерево от летнего дерева?

Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.

Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки , что сделали? (полетели) .

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками) .

Ветер листики считал :

Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца) .

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой ,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева.

Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре .

Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.

(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу) .

Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый , летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана – словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их стало очень мало

Н. В. Нищева.

Королева – «Осень » предлагает вам поиграть в игру : голос королевы.

Давайте поиграем в игру.

Игра : «1, 2, 5,» (с опорой на картинки) .

один дуб, два дуба, пять дубов.

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип.

(сосна, калина, осина) .

Физминутка : вот налетел ветер и листочки полетели.

«Мы листочки, мы листочки

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели».

А что это спрятала королева – «Осень » в траве под деревьями?

Чтение стихотворения «Грибок» . (Голос королевы.)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Это грибы.

Какие грибы выросли в этом лесу?

Подберезовики, подосиновики и т. д.

А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки - грибы) .

Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.

Что-то погода испортилась. Что случилось?

Пошел дождик. Упражнение «Дождик» . Под аудиозапись.

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень .

В. Семернин.

Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени ?

Игра «Большой - маленький» (картинки)

Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково

Лист – листочек, солнце- солнышко,

Дерево- деревце, куст-кустик,

Лес – лесочек, трава-травка,

Ветка-веточка, дождь-дождик,

Ветер-ветерок, туча-тучка.

Игра «один- много» .

Дерево -деревья, куст - кусты,

Лист - листья, лужа - лужи,

Дождь - дожди, ветка - ветки,

Сук- сучья, туча - тучи.

Игра «Наоборот» . (картинки) .

Дерево высокое – низкое,

Лист – широкий – узкий,

Ствол толстый – тонкий,

Деревья мокрые – сухие,

Дорожка грязная – чистая,

Осенью день короткий – летом длинный,

Игра : «Подбери признак» .

Осень какая ? – ранняя, поздняя, золотая , дождливая,

солнечная, урожайная, холодная …

Игра : «Четвертый Лишний» .

Береза, осина, сирень, дуб.

Шиповник, орешник, сирень, липа

Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.

Ягоды, грибы, овощи и фрукты.

Ходит осень в нашем парке ,

Дарит осень нам подарки :

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам .

И. Винокуров.

Погостили у осени , а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия .

Вот мы и оказались в детском саду.

3. Итог занятия .

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?

Дети : мы побывали в гостях у королевы – «осени » .

Я думаю, что вы запомнили приметы осени . Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено , всем спасибо!

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.


3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.


3. Активизирование речевой деятельности детей.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

Подготовила:

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Ст.Каневская, 2014

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

Составление гербария из осенних листьев.

Просмотр мультфильма «Умка»

Оборудование :

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Организационный момент:

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Дети: Умка.

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Дети: Поможем.

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед:

Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2)

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Дети : Разноцветные.

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Дети : нет.

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Дети : Многоликая,многообразная.

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? (Слайд № 3)

Дети : Да.

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

(Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Дети : Ёжик.

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель - медведь.

Дети : лесная жительница - лиса.

Дети: лесные жители - заяц, ёж.

Дети : лесная жительница - белка.

Дети : лесной житель - волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Дети : Листопад.

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Дети : Клён.

Дети: Дуб.

Дети: Берёза.

Дети : Рябина.

Дети : Осина.

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья - берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? (Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?

Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол)
И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка.

А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6. Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

Оборудование:

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация (Приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1 .)

(Под мелодию дети входят в класс.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

  • Дождь – … (дождик) .
  • Лужа – … (лужица) .
  • Ветер – … (ветерок) .
  • Туча – … (тучка) .
  • Солнце – … (солнышко) .
  • Лист – … (листик) .
  • Сад – … (садик) .
  • Дерево – … (деревце) .
  • Лес – … (лесок) .
  • Цветок – … (цветочек) .
  • Трава – … (травка) .
  • Снег – … (снежок) .
  • Зонт – … (зонтик) .
  • Птица – … (птичка) .

Молодцы.

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Дидактическая игра «Один-много». (Приложение. Слайд 1-8)

  • Лужа – ... (лужи).
  • Лист – ... (листья).
  • Дерево – ... (деревья).
  • Ветка – ... (ветки).
  • Туча – ... (тучи).
  • Птица – ... (птицы).
  • Цветок – ... (цветы).
  • Дождь – ... (дожди).

Молодцы.

2. Основная часть (25 минут).

Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

Все верно назвали. Молодцы.

Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали... (осень) .
  • Долго не было... (осени) .
  • Мы рады... (осени) .
  • Мы одеваемся тепло... (осенью) .
  • Мы поем песни об... (осени) .
  • Мы любим... (осень) .

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – ... (осеннее) .
  • Ветер (какой?) – ... (осенний) .
  • Аллея (какая?) – ... (осенняя) .
  • Погода (какая?) – ... (осенняя) .
  • Лес (какой?) – ... (осенний) .
  • Дождь (какой?) – ... (осенний) .
  • Солнце (какое?) – ... (осеннее) .
  • День (какой?) – ... (осенний) .

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью...
  • Летом небо светлое, а...
  • Летом день длинный, а...
  • Летом тучки ходят высоко, а...
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а...
  • Летом люди одеваются легко, а...
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
  • Летом люди растят урожай, а...

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

Дома вам необходимо собрать осенние листья.

Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)



Поделиться