И спросит притесненный притеснителя…. Нигерийские религиозные конфликты

Конфликт в Мьянме, который в минувшие выходные вызвал акции протеста российских мусульман в Москве и Грозном, сложнее, чем представлялся многим участникам этих акций. 3 и 4 сентября российские мусульмане скандировали лозунг «буддисты — террористы», осуждая власти в большинстве своем буддийской Мьянмы за карательную операцию, которая за последнюю неделю привела к более чем 400 жертвам с обеих сторон и вынудила десятки тысяч мусульман бежать из северной провинции Ракхайн в Бангладеш.

Между тем, мусульмане из этнической группы рохинджа (рохинья), столкнувшиеся с жесткими действиями мьянмийских силовых структур, оказались заложниками давнего конфликта между властями Мьянмы и радикальными исламистскими группами, выступающими за отделение Ракхайна.

Появление ВС Мьянмы в регионе компактного проживания рохинджа было спровоцировано действиями радикальной Араканской Армии Cпасения Рохинджа (ARSA) 25 августа, когда исламистские боевики совершили нападение на целый ряд полицейских и пограничных объектов, захватив там оружие и боеприпасы. После этого руководство ARSA опубликовало свое видеообращение, в котором фактически объявляло войну властям Мьянмы от имени всех рохинджа.

«Нет в мире более гонимого этнического меньшинства, чем рохинджа. За последние 60 лет мы раз за разом становились жертвами геноцида и этнических чисток со стороны тиранических бирманских режимов. И все равно мир решил нас забыть! — говорилось в обращении. — Мы, сыны Араканской земли, следуем своей судьбе и будем добиваться самоопределения и самозащиты путем вооруженного восстания. Наш народ решил раз и навсегда освободиться от своих угнетателей».

4 сентября Myanmar News Agency сообщило, что группа боевиков рохинджа проникло в одну из пограничных мьянмийских деревень с территории Бангладеш. Они подожгли несколько домов, в том числе буддийский храм, а также отбили головы у нескольких статуй Будды.

Этно-конфессиональные конфликты, подобные мьянмийскому, — не редкость для современного мира. «Газета.Ru» собрала пять многолетних региональных конфликтов, которые сегодня находятся либо в «горячей», либо в «тлеющей» фазах. Здесь мусульманское население систематически притесняется другими этно-конфессиональными сообществами на фоне противостояния властей и исламистских боевых групп.

Между тем, все это время в России ни один из этих конфликтов не вызывал бурной реакции широких масс мусульманского населения.

Кашмирский конфликт (Индия-Пакистан)

Кашмирская проблема — один из самых долгоиграющих региональных кризисов, по этому параметру способный потягаться с палестинско-израильским противостоянием. Кашмир — мусульманский регион в Гималаях, за который не одно столетие вели борьбу региональные державы.

В своем нынешнем виде кашмирский конфликт развивается с 1947 года, когда Индия и Пакистан оформились в своем современном виде. Сам Кашмир — до сих пор спорная территория между двумя странами и причина трех индо-пакистанских войн и нескольких более мелких военных конфликтов. Сегодня Кашмир — зона борьбы за влияние между Нью-Дели, Исламабадом и Пекином. По разным данным, за последние 70 лет он унес около 50 тысяч жизней.

В прошлом году в индийском штате Джамму и Кашмир был зафиксирован новый виток насилия.

В июле 2016 года индийские солдаты застрелили лидера одного из вооруженных исламистских группировок, выступающих за присоединение Кашмира к Пакистану. Это вызвало возмущение местного исламского населения. В результате столкновений ВС Индии с местными активистами погибло в общей сложности 80 человек. Пакистанские власти выразили возмущение «неадекватными и агрессивными» шагами индийских властей по подавлению мусульманского населения и пообещали ответные меры.

В текущем году кашмирский конфликт находится в «тлеющем» состоянии.

1 сентября новые жесткие столкновения между мусульманами и индийской военной полицией произошли после инцидента в кашмирской пограничной деревне Полас. Здесь полиция случайно застрелила пятилетнюю девочку, которая возвращалась из школы домой. Возмущение местного населения было тем сильнее, что несчастный случай произошел во время Курбан-байрама.

В апреле 2017 года Институт ООН по исследованию проблем разоружения опубликовал ежегодный доклад, где кашмирский конфликт упоминался как один из тех, кто может спровоцировать военный конфликт с применением ядерного оружия. И Индия, и Пакистан входят в «клуб ядерных держав» с арсеналом в несколько десятков атомных боеголовок.

Кризис в Марави (Филиппины)

С мая на Филиппинах развивается вооруженный кризис вокруг крупнейшего мусульманского города Марави, грозящий перерасти в большой этно-конфессиональный конфликт.

В этой стране с преобладанием христианского населения волна насилия против мусульман (их здесь около 20%, представлены в основном народностью моро) прошла в 1970-х годах. Это рождало и противодействие: исламистское радикальное подполье захватывало в заложники христианских священников и организовывало теракты. С тех пор взаимоотношения двух этно-религиозных групп пошли на лад, и в последнее десятилетие о былой вражде почти забыли.

Так было до того, как радикальные исламисты из группировки «Мауте», а также боевики «Абу Сайяф», давшие присягу на верность террористическому «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), 23 мая захватили единственный полностью мусульманский город — Марави. Он находится на острове Минданао, где проживает 94% исламского населения Филиппин.

С тех пор в нескольких провинциях Минданао введен режим чрезвычайного положения. За четыре месяца противостояния исламистов и регулярной армии страны погибло более 800 человек, 180 тысяч мирных жителей было эвакуировано и более 80 тысяч мусульман моро остались без крова.

По данным Reuters, представители исламской уммы Филиппин с июня высказывают опасение о подъеме антиисламских настроений в стране. Помимо жесткой кампании по подавлению исламского радикализма, отмечается рост ксенофобских высказываний против народа моро в соцсетях.

«Я не хочу воевать с вами. Я не хочу, чтобы мы начали убивать друг друга. Но я не могу приезжать сюда каждый месяц, чтобы урегулировать конфликты. Не провоцируйте меня. Если я вернусь, я буду убивать», — цитировало Дутерте филиппинское агентство GMA News.

Именно из-за обострения в Марави Дутерте прервал свой визит в Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным не 25, а 23 мая. В ходе встречи с Дутерте Путин выразил соболезнования жертвам террористической атаки и пожелал скорейшего завершения конфликта.

В июне Дутерте уже приносил извинения мирным мусульманам-моро, которые гибнут и становятся беженцами в результате боевых действий. Но извинения за разрушенный город звучали не очень убедительно.

«У меня не было выбора. Радикалы уничтожают Марави. Мне надо было выбить их. Но мне очень жаль», — сказал Дутерте. Кризис вокруг Марави не завершен до сих пор.

Палестино-израильский конфликт

Один из самых широко обсуждаемых в мире конфликтов — противостояние Израиля и Палестинской национальной администрации, которая последние 70 лет требует статуса государства. Конфликт, начавшийся с появления на карте мира государства Израиль в 1947 году, сегодня к мирному решению не приблизился. Мусульмане-палестинцы считают, что израильтяне лишили их дома. Израильтяне утверждают, что их государство — это как раз еврейские исконные территории.

Конфликт стал определяющим для нынешней политической карты Ближнего Востока, привел к нескольким ожесточенным войнам между Израилем и исламским миром и до сих пор является одной из самой больных точек в глобальной международной политике.

Столкновения между израильскими правоохранительными органами и палестинскими боевыми группировками происходят регулярно. Израиль пережил три интифады — кампании организованного насилия со стороны местных исламистских боевых группировок против еврейского населения.

В 2015 году в стране прошла последняя, так называемая «интифада ножей» — серия нападений исламских радикалов, вооруженных холодным оружием, на мирное население Израиля.

Тем не менее, палестинцев, бесспорно, нельзя назвать этническим меньшинством, без причины поддерживающим слепых агрессоров — радикальные исламистские боевые группы. Несмотря на десятилетия борьбы за свои права, палестинцы до сих пор живут без собственного государства на двух автономных территориях — Западном берегу и в секторе Газа. Последний находится в израильской военной блокаде и испытывает серьезные проблемы с электричеством, водой и продовольствием. Израильских силовиков нередко обвиняют в злоупотреблении полномочиями и неадекватном применении силы против палестинцев, которое подчас заканчивалось трагически.

По последним данным Human Rights Watch, за прошлый год палестинские радикалы убили 11 израильтян, а израильские силы безопасности — 94 палестинца.

Совбез ООН в 1967 году принял резолюцию, которая официально называла город Иерусалим оккупированным Израилем и призывала вывести оттуда войска.

В 2017 году обострился конфликт вокруг одной из главных исламских святынь Иерусалима — мечети Аль-Акса. В июле израильские власти установили перед входами на территорию мечети металлоискатели, объяснив это новыми мерами безопасности. Это вызвало акции протеста со стороны мусульманского населения, которые прошли по всему миру.

В России и этот скандал не отозвался протестами. Впрочем, глава Чечни Рамзан Кадыров отметился в этой связи ярким комментарием. «Я сам готов сложить с себя полномочия и служить в тех структурах, которые обеспечивают безопасность этого святого для всех мусульман места. Быть добровольцем и всю оставшуюся жизнь охранять мечеть Аль-Акса», — написал он в своем телеграм-канале.

Нигерийские религиозные конфликты

В Африке столкновения между мусульманами, христианами и представителями традиционных верований, в том числе шаманизма, тесно связаны с борьбой этнических групп за зоны влияния, а также региональными политическими конфликтами. Один из ярких примеров — борьба властей Нигерии с мусульманскими племенами на севере страны. Баланс христианского и мусульманского населения здесь составляет примерно 50 на 50.

Официальный Лагос как правило объясняет жестокие кампании по подавлению мусульман борьбой с исламистскими радикалами. Поводов для этого достаточно. Местная группировка Боко Харам, в 2015 году принесшая клятву ИГ, считается одной из наиболее жестоких экстремистских джихадистских групп в мире.

Впрочем, есть целый ряд примеров того, что нигерийские власти часто используют экстремизм как предлог для проведения карательных операций, призванных ограничить политические влияние исламских политиков.

В 2015 году нигерийские ВС расстреляли более 300 шиитов, которые организовали акцию протеста и не давали проехать конвою главы генштаба страны Тукура Буратая.

ВС объяснили свои действия тем, что мусульмане пытались организовать убийство высокопоставленного военного. В результате был арестован Ибрагим аль-Закзаки, лидер влиятельного Исламского движения Нигерии, шиитской политической организации. Сам аль-Закзаки уверяет, что обвинения против него были сфабрикованы.

Инцидент произошел в штате Кадуна, где конфликт между христианскими и мусульманскими племенами ежегодно приводит к сотням жертв. В феврале 2017 года полиция арестовала пастора Джонсона Сулемана, который открыто призывал свою паству убивать мусульман из племени фулани. «Если вы встретите пастуха из фулани, убейте его. Отрезайте им головы, — цитировало его издание Daily Post Nigeria. — Если они постоянно убивают христиан и ничего не происходит, мы будем убивать фулани, и ничего не произойдет».

В 2017 году ВС Нигерии также разбомбили один из лагерей с мусульманскими беженцами в северном штате Борно, убив более 100 человек. По официальным данным, произошла ошибка: разведка полагала, что это укрепленный пункт Боко Харам.

Борьба с сепаратизмом «крайнего юга» (Таиланд)

В августе прошлого года на юге Таиланда произошли теракты, которые открыли новую страницу в истории противостояния властей страны и местного мусульманского меньшинства. Бомбы впервые стали взрываться в туристической зоне страны. Туризм — основа экономики Таиланда, и даже исламские радикалы ранее предпочитали обходить эти территории стороной.

Пока нет доказательств, что тайские исламисты заключили союз с ИГ. Однако эта тактика дает сигнал, что местные группировки, по крайней мере, активно изучают опыт этой террористической организации.

Конфликт на юге Таиланда перешел в активную фазу с 2013 года, когда после «желтой революции» новые власти страны решили показать свою эффективность и объявили войну с исламским сепаратизмом и экстремизмом.

Этнические тайцы на «крайнем юге» представляют меньшую долю населения. Большинство малайцев-мусульман — бедное сельское население. С 2004 года тайские власти предпочитали предельно жестко подавлять демонстрации мусульман, выступающих за автономию исламского «крайнего Юга» от Бангкока. Один из самых громких примеров полицейского произвола — разгон демонстрации против ареста шестерых мусульман в деревне Так-Баи.

Против демонстрантов были использованы слезоточивый газ и стрелковое оружие. Семь человек погибли на месте. Сотни человек были избиты, военные заставляли их снимать штаны и ложиться на землю. Затем задержанных погрузили в закрытые грузовики, чтобы доставить в полицейские участки. Во время поездки еще 78 человек умерли от нехватки воздуха.

Эта тактика превратила мусульман-малайцев из стихийной региональной оппозиции в эффективную боевую группировку. Всего с 2004 года в вооруженном конфликте на «крайнем юге» погибли 6,5 тысяч человек — преимущественно гражданские.

Мьянма вновь оказалась в центре внимания мировой прессы: 1 июля толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

  • Reuters

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш с населением 170 млн человек мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Мигранты с корнями

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, — поясняет в беседе с RT живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. — С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

С бенгальцами рохинджа — совсем другая история. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. «После того как к власти пришла Национальная лига за демократию во главе с нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи, официальная формулировка была скорректирована. Перестали говорить «бенгальцы», стали говорить «мусульмане, проживающие в араканской области», — рассказывает RT доцент МГИМО, специалист по Мьянме Ксения Ефремова. — Но проблема в том, что сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют».

  • Reuters

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, — рассказывает Пётр Козьма. — Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», — заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

  • Reuters

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — добавляет Пётр Козьма. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

  • Reuters

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», — говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки — за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе — что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», — заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков.

Сегодня ни для кого не секрет, что всё как в кривом зеркале перевернулось, перемешалось. Нравы настолько исказились, что порицаемое, запретное стало обыденным и привычным делом. Никого сегодня не удивишь вестью о убийстве. Что говорить, когда таких преступников считают авторитетами. Дети уже со школьного возраста знают, кто такой вор в законе, но у них к этому преступнику даже некая симпатия. Некоторые даже возводят таких в кумиры, стараются быть похожими на них, унижая и избивая своих уже со школьной скамьи. А задайтесь себе вопросом, кем станет такой ученик? Ну, уж точно могу сказать, не гордостью Дагестана, который бы пополнил ряды настоящих горцев. Таким образом дети привыкают к насилию и принуждению.

Родители же на это смотрят положительно, даже гордятся своими детьми. Но к чему мы идём, воспитывая такое общество? Мы идём к погибели, мы роем яму, в которую сами и попадём. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : إِيَّاكُمْ وَالظُّلْمَ ، فَإِنَّ الظُّلْمَ هُوَ الظُّلُمَاتُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Остерегайтесь притеснения, поистине притеснение - это мрак Судного дня»

В другом хадисе говорится:

عن أبي ذر الغفاري رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم فيما يرويه عن ربه عزوجل أنه قال : - يا عبادي إني حرمت الظلم على نفسي , وجعلته بينكم محرماً فلا تظالموا

«О мои рабы, - говорит Всевышний Аллах - Я сделал для себя запретным притеснение, и для вас его запретил. Поэтому не притесняйте друг друга».

Уважаемые братья (обращение именно к мужской половине, так как именно с их стороны и проявляется это насилие), посмотрите, что говорит Всевышний в Священном Коране о угнетении и притеснении:

وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا(سورة الكهف49)

Смысл: «Твой Господь никого не притесняет»

وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ(سورة ق29)

Смысл: «Я не делаю притеснения рабам».

Тем же народам, которые притесняют, угнетают, проявляют насилие, Аллах в Священном Коране грозит их истреблением. Всевышний говорит:

وَتِلْكَ الْقُرَى أَهْلَكْنَاهُمْ لَمَّا ظَلَمُوا (سورة الكهف 59)

Смысл: «А те сёла Мы уничтожили, когда они стали притеснять».

Мы следующие, если не прекратим насилие. Ведь в этом аяте Аллах нас предупреждает и напоминает нам, что он сделал с теми, кто проявлял беззаконие, насилие и притеснение.

В другом аяте Аллах говорит:

فَتِلْكَ بُيُوتُهُمْ خَاوِيَةً بِمَا ظَلَمُوا(سورة النمل 52)

Смысл: «Их дома пустынны за то, что притесняли».

Некоторые мусульмане проявляют недовольство тем, что Аллах не наказывает таких притеснителей на этом же свете, чтобы это было примером для других. Другие же эту безнаказанность даже приводят в качестве доказательства отсутствия Всевышнего. Мол, если бы был Создатель, Он бы так всё это не оставил. Но как же велико их невежество! Разве они не знают, что земля не место для наказаний и возмездия. Земля - это место для испытания. Испытания как притеснителя, так и притеснённого. Испытание притеснителя в том, воздержится ли он от этого греха, побоится ли божественной кары. Испытание притеснённого в том, как он пройдёт это испытание, которое выражается в притеснении. Если бы этот мир был местом наказания, то первым, кто достоин наказания, был бы Фараон, который безжалостно убивал и истреблял людей, которые не признавали его божественность. А ведь таких фараонов и у нас хватает, и место их наказания - Тот свет. И если бы Всевышний за каждый грех уничтожал людей, то на этом свете людей не осталось бы. Поэтому Аллах в Священном Коране говорит:

وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ) سورة إبراهيم (42

Смысл: «Не считайте Всевышнего не знающим о том, что творят залимы (притеснители). Он им откладывает наказание до того дня, в который выпучиваются глаза от страха».

Мусульмане, обратите на это угрожающее предостережение! Опомнитесь, ведь это обращение не вышестоящего начальства, это повеление и угроза со стороны нашего Творца. Ну разве можно быть настолько беспечными и беззаботными? До каких пор мы собираемся пользоваться благами, дарованными нам Всевышним и отвечать Ему неблагодарностью, проявляя ослушание? Разве не настало время опомниться, раскаяться в содеянном?

Знайте, что грех притеснения так опасен, что Всевышний не прощает его, пока не простит тот, права которого вы ущемили. Поэтому даже если всё таки вы притеснили кого-нибудь и решили раскаяться и выбрать путь Всевышнего, оставляя послушание дьяволу, то вы должны знать, что за те притеснения нам всё равно придётся отвечать в Судный день, если вас не простил притеснённый.

Подумайте над тем, что сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «В Судный день воскресят рогатого и безрогого барана, и тому безрогому Аллах даст рога, чтобы он забадал того, рогатого, за то, что он забадал его, безрогого на этом свете».

Если Всевышний воскресит баранов только лишь для того, чтобы один отомстил другому, а потом обратно умертвить, то как же будет обстоять дела с людьми, созданными для вечности? Поэтому, дорогие братья и сёстры, нам следует бояться этого Дня, Дня, когда не принесут никакой пользы ваши деньги, когда останетесь только вы и притеснённый вами.

А притеснения подразделяются на три категории, как сообщается в благородном хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям):

الظلم ثلاثة: فظلم لا يغفره الله، وظلم يغفره الله، وظلم لا يتركه، فأما الظلم الذي لا يغفره الله فالشرك، قال الله تعالى: {إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ} ، وأما الظلم الذي يغفره الله تعالى فظلم العباد أنفسهم فيما بينهم وبين ربهم، وأما الظلم الذي لا يتركه الله فظلم العباد بعضهم بعضا حتى يدين بعضهم من بعض . الطيالسي والبزار عن أنس.

«Притеснение, которое Аллах не прощает, притеснение, которое Он прощает и притеснение, которое Аллах не оставляет безнаказанным. Притеснение, которое Аллах не прощает - придавание Ему сотоварища. Всевышний говорит в Священном Коране: «Поистине придавание сотоварища - это большое притеснение». Притеснение, которое Аллах прощает - это притеснение людей по отношению к самим себе, то что произошло между ними и Всевышним. Это притеснение связано с волей Всевышнего, если Он захочет - простит, а если нет, то подвергнет наказанию и покарает. Что касается притеснения, которое Аллах не оставляет, то это притеснение по отношению друг к другу».

Третья степень притеснения… как она серьёзна, тяжка и трудна! О ней Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил».

В другом хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что притеснённые будут стоять у моста Сырат, и ожидать своего притеснителя. И за те притеснения они будут забирать у своего обидчика хорошие деяния (в тот День уже не откупитесь зелёными бумажками, сколько бы их не было). Когда же хорошие деяния заканчиваются, а притеснённые остаются, то на него будут передавать злодеяния притеснённых и таким образом человек может придти в Судный день с горами хороших деяний, а в итоге остаться с горами грехов. И такого человека Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) имел ввиду, когда спросил своих сподвижников: «Вы знаете, кто является банкротом?». На этот вопрос сподвижники ответили, что банкротом является тот, у кого нет денег, дома и т.д. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет, банкротом является тот человек, который в Судный день придёт с горами хороших деяний, но в итоге останется с горами плохих деяний, которые притесненные перевалят на него. Именно это человек является банкротом».

Так бойтесь же притеснять кого-либо, если не хотите оказаться банкротами в Судный день. Нет ничего тяжелее того, когда в Судный день ты лишаешься того, что является единственным твоим спасением.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также сказал: «Всевышний говорит: «Клянусь Моим величием, Я непременно накажу притеснителя, как на этом свете, так и на Том».

Имам аль-Газали рассказывает. Некий человек занимался рыболовством. И в один из дней в его сеть попалась большая рыба. Рыболов обрадовался и направился с ней на базар, чтобы продать, для того, чтобы хоть что-нибудь купить своей семье. По пути ему встретился человек, который спросил, не продаёт ли он эту рыбу. На что рыболов ответил отрицательно. Разозлившись, тот человек ударил его и забрал рыбу. Тогда рыболов поднял руки к небу и воззвал к Аллаху: «О Аллах, ты создал меня бедным и слабым, а его ни в чём не нуждающимся и сильным. О Аллах, я прошу у Тебя моё, возьми с него на этом же свете, я не могу терпеть, дожидаясь возмездия на Том свете». Притеснитель с рыбой направился домой, отдал к жене, велев ей быстро её пожарить. Жена всё сделала как нужно и жареную рыбу поставила перед мужем. Когда его пальцы дотронулись до рыбьей пасти, она укусила его. Началась сильная боль в пальце. И от этой боли ему пришлось обратиться к врачу. Врач сказал, что необходимо срочно отрезать палец, а не то боль перейдёт на всё тело. Палец отрезали. Но боль не уходила, она перешла на ладонь. Пошли к врачу, он же сказал, что нужно немедленно отрезать ладонь, а не то боль перейдёт на локоть. Но после этого боль перешла и на локоть. Врач сказал, что нужно отрезать руку, не то боль перейдёт и дальше. Тогда человек, испугавшись, убежал прочь от врача, куда глаза глядят, обращаясь ко Всевышнему и прося у Него помощи. Дойдя до дерева и оперевшись об него, он заснул и во сне увидел человека, который ему сказал: «Эй бедняга, до каких пор ты будешь резать руку? Иди, проси прощения у того рыбака». Проснувшись, он вспомнил рыбака, которого обидел. Направившись обратно в город, он начал искать того рыбака. Найдя его, он упал на колени и стал просить прощения. И после того, как тот рыбак простил его, боль прекратилась.

Поэтому в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Остерегайтесь мольбы (дуа) притеснённого, поистине между ним и Всевышним нет преграды (т.е. Всевышний сразу отвечает на мольбу притеснённого)».

Уважаемые братья, разве не настало время для раскаяния? Сколько можно пользоваться благами Всевышнего и в то же время ослушаться его? Неужели вам дороже подчинение шайтану, нежели повиновение Владыке всего сущего? Поэтому, пока не поздно, осознайте греховность насилия и притеснения, вернитесь от дьявола к Всевышнему. Да поможет вам Аллах! Амин.

Карательная кампания властей Мьянмы против мусульман-рохинджа вызвала акции протеста российских и Грозном. Впервые российская умма так остро отреагировала на притеснение единоверцев за границами РФ. «Газета.Ru» собрала пять схожих актуальных конфликтов, которые по масштабам не уступают гонениям на рохинджа, но которые многие годы остаются незамеченными исламскими активистами в России.

Конфликт в Мьянме, который в минувшие выходные вызвал акции протеста российских мусульман в Москве и Грозном, сложнее, чем представлялся многим участникам этих акций. 3 и 4 сентября российские мусульмане скандировали лозунг «Буддисты — террористы», осуждая власти в большинстве своем буддийской Мьянмы за карательную операцию, которая за последнюю неделю привела к более чем 400 жертвам с обеих сторон и вынудила десятки тысяч мусульман бежать из северной провинции Ракхайн в Бангладеш.

Между тем мусульмане из (рохинья), столкнувшиеся с жесткими действиями мьянмийских силовых структур, оказались заложниками давнего конфликта между властями Мьянмы и радикальными исламистскими группами, выступающими за отделение Ракхайна.

Появление ВС Мьянмы в регионе компактного проживания рохинджа было спровоцировано действиями радикальной Араканской Армии Cпасения Рохинджа (ARSA) 25 августа, когда исламистские боевики совершили нападение на целый ряд полицейских и пограничных объектов, захватив там оружие и боеприпасы. После этого руководство ARSA опубликовало свое видеообращение, в котором фактически объявляло войну властям Мьянмы от имени всех рохинджа.

«Нет в мире более гонимого этнического меньшинства, чем рохинджа. За последние 60 лет мы раз за разом становились жертвами геноцида и этнических чисток со стороны тиранических бирманских режимов. И все равно мир решил нас забыть! — говорилось в обращении. — Мы, сыны Араканской земли, следуем своей судьбе и будем добиваться самоопределения и самозащиты путем вооруженного восстания. Наш народ решил раз и навсегда освободиться от своих угнетателей».


4 сентября Myanmar News Agency сообщило, что группа боевиков рохинджа проникла в одну из пограничных мьянмийских деревень с территории Бангладеш. Они подожгли несколько домов, в том числе буддийский храм, а также отбили головы у нескольких статуй Будды.

Этноконфессиональные конфликты, подобные мьянмийскому, — не редкость для современного мира. «Газета.Ru» собрала пять многолетних региональных конфликтов, которые сегодня находятся либо в «горячей», либо в «тлеющей» фазах. Здесь мусульманское население систематически притесняется другими этноконфессиональными сообществами на фоне противостояния властей и исламистских боевых групп.

Между тем все это время в России ни один из этих конфликтов не вызывал бурной реакции широких масс мусульманского населения.

Кашмирский конфликт (Индия — Пакистан)

Кашмирская проблема — один из самых долгоиграющих региональных кризисов, по этому параметру способный потягаться с палестинско-израильским противостоянием. Кашмир — мусульманский регион в Гималаях, за который не одно столетие вели борьбу региональные державы.

В своем нынешнем виде кашмирский конфликт развивается с 1947 года, когда Индия и Пакистан оформились в своем современном виде. Сам Кашмир — до сих пор спорная территория между двумя странами и причина трех индо-пакистанских войн и нескольких более мелких военных конфликтов. Сегодня Кашмир — зона борьбы за влияние между Нью-Дели, Исламабадом и Пекином. По разным данным, за последние 70 лет он унес около 50 тысяч жизней.

В прошлом году в индийском штате Джамму и Кашмир был зафиксирован новый виток насилия.

В июле 2016 года индийские солдаты застрелили лидера одного из вооруженных исламистских группировок, выступающих за присоединение Кашмира к Пакистану. Это вызвало возмущение местного исламского населения. В результате столкновений ВС Индии с местными активистами погибло в общей сложности 80 человек. Пакистанские власти выразили возмущение «неадекватными и агрессивными» шагами индийских властей по подавлению мусульманского населения и пообещали ответные меры.

В текущем году кашмирский конфликт находится в «тлеющем» состоянии.

1 сентября новые жесткие столкновения между мусульманами и индийской военной полицией произошли после инцидента в кашмирской пограничной деревне Полас. Здесь полиция случайно застрелила пятилетнюю девочку, которая возвращалась из школы домой. Возмущение местного населения было тем сильнее, что несчастный случай произошел во время Курбан-байрама.

В апреле 2017 года Институт ООН по исследованию проблем разоружения опубликовал ежегодный доклад, где кашмирский конфликт упоминался как один из тех, что может спровоцировать военный конфликт с применением ядерного оружия. И Индия, и Пакистан входят в «клуб ядерных держав» с арсеналом в несколько десятков атомных боеголовок.

Кризис в Марави (Филиппины)

С мая на Филиппинах развивается вооруженный кризис вокруг крупнейшего мусульманского города Марави, грозящий перерасти в большой этноконфессиональный конфликт.

В этой стране с преобладанием христианского населения волна насилия против мусульман (их здесь около 20%, представлены в основном народностью моро) прошла в 1970-х годах. Это рождало и противодействие: исламистское радикальное подполье захватывало в заложники христианских священников и организовывало теракты. С тех пор взаимоотношения двух этнорелигиозных групп пошли на лад, и в последнее десятилетие о былой вражде почти забыли.

Так было до того, как радикальные исламисты из группировки «Мауте», а также боевики «Абу Сайяф», давшие присягу на верность террористическому «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России), 23 мая захватили единственный полностью мусульманский город — Марави. Он находится на острове Минданао, где проживает 94% исламского населения Филиппин.

С тех пор в нескольких провинциях Минданао введен режим чрезвычайного положения. За четыре месяца противостояния исламистов и регулярной армии страны погибло более 800 человек, 180 тысяч мирных жителей были эвакуированы и более 80 тысяч мусульман моро остались без крова.

По данным Reuters, представители исламской уммы Филиппин с июня высказывают опасение о подъеме антиисламских настроений в стране. Помимо жесткой кампании по подавлению исламского радикализма, отмечается рост ксенофобских высказываний против народа моро в соцсетях.

«Я не хочу воевать с вами. Я не хочу, чтобы мы начали убивать друг друга. Но я не могу приезжать сюда каждый месяц, чтобы урегулировать конфликты. Не провоцируйте меня. Если я вернусь, я буду убивать», — цитировало Дутерте филиппинское агентство GMA News.

Именно из-за обострения в Марави Дутерте прервал свой визит в Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным не 25, а 23 мая. В ходе встречи с Дутерте Путин выразил соболезнования жертвам террористической атаки и пожелал скорейшего завершения конфликта.

В июне Дутерте уже приносил извинения мирным мусульманам-моро, которые гибнут и становятся беженцами в результате боевых действий. Но извинения за разрушенный город звучали не очень убедительно.

«У меня не было выбора. Радикалы уничтожают Марави. Мне надо было выбить их. Но мне очень жаль», — сказал Дутерте. Кризис вокруг Марави не завершен до сих пор.

Палестино-израильский конфликт

Один из самых широко обсуждаемых в мире конфликтов — противостояние Израиля и Палестинской национальной администрации, которая последние 70 лет требует статуса государства. Конфликт, начавшийся с появления на карте мира государства Израиль в 1947 году, сегодня к мирному решению не приблизился. Мусульмане-палестинцы считают, что израильтяне лишили их дома. Израильтяне утверждают, что их государство — это как раз еврейские исконные территории.

Конфликт стал определяющим для нынешней политической карты Ближнего Востока, привел к нескольким ожесточенным войнам между Израилем и исламским миром и до сих пор является одной из самых больных точек в глобальной международной политике.

Столкновения между израильскими правоохранительными органами и палестинскими боевыми группировками происходят регулярно. Израиль пережил три интифады — кампании организованного насилия со стороны местных исламистских боевых группировок против еврейского населения.

В 2015 году в стране прошла последняя так называемая интифада ножей — серия нападений исламских радикалов, вооруженных холодным оружием, на мирное население Израиля.

Тем не менее палестинцев, бесспорно, нельзя назвать этническим меньшинством, без причины поддерживающим слепых агрессоров — радикальные исламистские боевые группы. Несмотря на десятилетия борьбы за свои права, палестинцы до сих пор живут без собственного государства на двух автономных территориях — Западном берегу и в секторе Газа. Последний находится в израильской военной блокаде и испытывает серьезные проблемы с электричеством, водой и продовольствием. Израильских силовиков нередко обвиняют в злоупотреблении полномочиями и неадекватном применении силы против палестинцев, которое подчас заканчивалось трагически.

По последним данным Human Rights Watch, за прошлый год палестинские радикалы убили 11 израильтян, а израильские силы безопасности — 94 палестинца.

Совбез ООН в 1967 году принял резолюцию, которая официально называла город Иерусалим оккупированным Израилем и призывала вывести оттуда войска.

В 2017 году обострился конфликт вокруг одной из главных исламских святынь Иерусалима — мечети Аль-Акса. В июле израильские власти установили перед входами на территорию мечети металлоискатели, объяснив это новыми мерами безопасности. Это вызвало акции протеста со стороны мусульманского населения, которые прошли по всему миру.

В России и этот скандал не отозвался протестами. Впрочем, глава Чечни Рамзан Кадыров отметился в этой связи ярким комментарием. «Я сам готов сложить с себя полномочия и служить в тех структурах, которые обеспечивают безопасность этого святого для всех мусульман места. Быть добровольцем и всю оставшуюся жизнь охранять мечеть Аль-Акса», — написал он в своем телеграм-канале.

Нигерийские религиозные конфликты

В Африке столкновения между мусульманами, христианами и представителями традиционных верований, в том числе шаманизма, тесно связаны с борьбой этнических групп за зоны влияния, а также региональными политическими конфликтами. Один из ярких примеров — борьба властей Нигерии с мусульманскими племенами на севере страны. Баланс христианского и мусульманского населения здесь составляет примерно 50 на 50.

Официальный Лагос, как правило, объясняет жестокие кампании по подавлению мусульман борьбой с исламистскими радикалами. Поводов для этого достаточно. Местная группировка «Боко Харам», в 2015 году принесшая клятву ИГ, считается одной из наиболее жестоких экстремистских джихадистских групп в мире.

Впрочем, есть целый ряд примеров того, что нигерийские власти часто используют экстремизм как предлог для проведения карательных операций, призванных ограничить политическое влияние исламских политиков.

В 2015 году нигерийские ВС расстреляли более 300 шиитов, которые организовали акцию протеста и не давали проехать конвою главы Генштаба страны Тукура Буратая.

ВС объяснили свои действия тем, что мусульмане пытались организовать убийство высокопоставленного военного. В результате был арестован Ибрагим аль-Закзаки, лидер влиятельного Исламского движения Нигерии, шиитской политической организации. Сам аль-Закзаки уверяет, что обвинения против него были сфабрикованы.

Инцидент произошел в штате Кадуна, где конфликт между христианскими и мусульманскими племенами ежегодно приводит к сотням жертв. В феврале 2017 года полиция арестовала пастора Джонсона Сулемана, который открыто призывал свою паству убивать мусульман из племени фулани. «Если вы встретите пастуха из фулани, убейте его. Отрезайте им головы, — цитировало его издание Daily Post Nigeria. — Если они постоянно убивают христиан и ничего не происходит, мы будем убивать фулани, и ничего не произойдет».

В 2017 году ВС Нигерии также разбомбили один из лагерей с мусульманскими беженцами в северном штате Борно, убив более 100 человек. По официальным данным, произошла ошибка: разведка полагала, что это укрепленный пункт «Боко Харам».

Борьба с сепаратизмом «крайнего юга» (Таиланд)

В августе прошлого года на юге Таиланда произошли теракты, которые открыли новую страницу в истории противостояния властей страны и местного мусульманского меньшинства. Бомбы впервые стали взрываться в туристической зоне страны. Туризм — основа экономики Таиланда, и даже исламские радикалы ранее предпочитали обходить эти территории стороной.

Пока нет доказательств, что тайские исламисты заключили союз с ИГ. Однако эта тактика дает сигнал, что местные группировки, по крайней мере, активно изучают опыт этой террористической организации.

Конфликт на юге Таиланда перешел в активную фазу с 2013 года, когда после «желтой революции» новые власти страны решили показать свою эффективность и объявили войну с исламским сепаратизмом и экстремизмом.

Этнические тайцы на «крайнем юге» представляют меньшую долю населения. Большинство малайцев-мусульман — бедное сельское население. С 2004 года тайские власти предпочитали предельно жестко подавлять демонстрации мусульман, выступающих за автономию исламского «крайнего Юга» от Бангкока. Один из самых громких примеров полицейского произвола — разгон демонстрации против ареста шестерых мусульман в деревне Так-Баи.

Против демонстрантов были использованы слезоточивый газ и стрелковое оружие. Семь человек погибли на месте. Сотни человек были избиты, военные заставляли их снимать штаны и ложиться на землю. Затем задержанных погрузили в закрытые грузовики, чтобы доставить в полицейские участки. Во время поездки еще 78 человек умерли от нехватки воздуха.

Эта тактика превратила мусульман-малайцев из стихийной региональной оппозиции в эффективную боевую группировку. Всего с 2004 года в вооруженном конфликте на «крайнем юге» погибли 6,5 тысячи человек — преимущественно гражданские.

Аллах создал Своих рабов из числа людей мужчинами и женщинами. Он разделил их на расы, народности и племена, чтобы они знакомились, дружили. Всевышний потребовал от людей жить и относиться друг к другу, как братья. И так, чтобы не притеснял сильный слабого, старший младшего, обладающий властью не обладающего ею. Создатель запретил рабам своим посягать на жизнь, честь, права и имущество друг друга.

«Бойтесь притеснения, поистине оно обернется мраком в Судный день и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим). Для притеснителя его деяния обернутся мраком, в то время, когда верующие рабы Аллаха в Судный день будут идти, озаряя себе путь светом своих благих деяний и будучи окруженными им. Притеснители же будут окутаны мраком, не видя ничего вокруг себя, кроме ужаса и страха, и таким образом будут брошены в пламя Ада.

Всевышний говорит в Коране (смысл): «И не считай (о, Мухаммад), будто не ведает Аллах о том, чем заняты притеснители. Дает он только отсрочку им до того дня (т.е. до Судного дня), когда люди будут возводить взоры от страха того, что они увидели» (сура «Ибрахим», аят 42).

То есть, наказание, уготованное для них, будет настолько сильным, что они не смогут отвести и сомкнуть глаз.

Притеснения могут быть различными. И самым большим из них является то, которым человек наносит вред самому себе, совершая грехи.

«Нет более нечестивого и несправедливого к истине и к себе, чем человек, которому дали понятия Корана, т. е. веры в Аллаха, но он отвращается от веры. Мы воздадим нечестивым грешникам возмездием!» (сура «ас-Саджда», аят 22).

«Мы подвергли много селений, жители которых ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате. Мы сочли все их деяния полностью и целиком, чтобы рассчитаться с ними за них на этом свете. Мы подвергли их мучительному наказанию» (сура «ат-Талак», аят 8).

Но Аллах не торопится наказывать рабов Своих и дает им время, чтобы они покаялись. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах оставляет притеснителя до тех пор, пока не накажет его. Наказания же он не избегнет» .

Всевышний также сказал (смысл): «Мучительное наказание, о, Пророк, постигшее народ Нуха, адитов, самудян и других, такое же суровое наказание, которое Всевышний посылает, когда Он направляет неправедным, неверным и нечестивым из обитателей селений. Поистине наказание Аллаха сильно и мучительно!» (сура «Худ», аят 102).

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму). Посмотрите, разве не зульму то, что родители не обучают своих детей Исламу, разве не зульму то, что люди вовремя не платят или не доплачивают, а то и вовсе не расплачиваются со своими рабочими?

Среди людей увеличились такие негативные явления, как произвол, несправедливость, угнетение, бесчестие и насилие. Для многих слово «справедливость» перестало иметь значение.

Зульму происходит повсеместно. В некоторых школах и учреждениях женщинам запрещают ношение исламской одежды и грозят увольнением.

Зульму – это убийство и наказание невиновных, воровство, посягание на честь, кровь и имущество других людей. Многие молодые люди не считают для себя зазорным ударить более слабого, обидеть и накричать на старших, тем самым обидев и унизив их.

Одним из распространенных сегодня видов зульму является захват чужой земли. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто захватит землю притеснением размером в пядь, в Судный день на него оденут ожерелье из семи земель» (от ибн Умара хадис привели Бухари, Муслим, Ахмад).

Аллах угрожает наказанием не только тому, кто приближается к угнетению и притеснению, Он запрещает даже приближаться к тем, кто совершает зульму, а также остерегает нас от отказа в помощи угнетенному.

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в другом хадисе говорит: «Кто будет ходить с притеснителем, чтобы помочь ему, зная, что он притеснитель, тот покинул Ислам» (Ахмад, Табарани).

Аллах в Хадис уль кудси говорит: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я обязательно отомщу притеснителю в скором времени и позже, и Я обязательно отомщу тому, кто видел притесненного и не помог ему, в то время как мог помочь» (Ахмад).

В другом хадисе говорится: «Проклял Аллах того, кто увидел угнетенного и не помог ему» (Дайлами).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто будет виноват в притеснении относительно чести мусульманина или чего-то другого, то ему необходимо попросить прощения у угнетенного в тот же день до наступления того Дня, когда люди не смогут расплатиться деньгами, а если же он не попросит у него прощения, то в Судный день у него будут отняты хорошие поступки столько, сколько он совершал притеснение. А если же у него не будет хороших поступков, то грехи пострадавшего будут отданы ему» (Бухари).

То есть, он должен попросить прощения и восстановить нарушенные права.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим асхабам: «Знаете ли вы, кто настоящий банкрот?» Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закат, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Непременно все права в Судный День будут восстановлены, и даже рогатая овца возместит нерогатой» (Муслим и Тирмизи от абу Хурайра). Обо всем этом нужно хорошо помнить, дабы не оказаться в числе притеснителей. И в то же время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих хадисов дает нам право постоять за наши права, если на них посягают путем угнетения и притеснения. В достоверном хадисе, приведенном от Муслима, говорится: «Один человек пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «Как ты думаешь, что мне делать, если ко мне придет человек, который хочет забрать мое имущество?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты не давай ему свое имущество». Он спросил: «А если он будет сражаться со мной?», - «Тогда и ты сражайся с ним», - сказал Пророк. «А если он убьет меня?». Он сказал: «Тогда ты шахид». «А если я его убью?», - спросил человек. «Тогда он окажется в Аду», - ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» .

Также необходимо оказывать помощь не только тем из наших братьев, которых угнетают, но и тем, кто угнетает. Мы это понимаем из следующего хадиса: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». Пророк Мухаммад сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему» (Бухари).

В то же время отсутствие помощи притесненным грозит всеобщим бедствием.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине люди в то время, когда видят притеснителя и не препятствуют ему, то возможно Аллах объемлет их всех наказанием». «Когда ты увидишь, что моя умма не говорит притеснителю среди них: - ты притеснитель, то покинь их» (Тирмизи).

Посмотрите, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с притеснителем, которым оказался Абу Джахль, когда он не заплатил за товар. Как-то Абу Джахль купил у Араши верблюда и стал тянуть с деньгами, и он пришел в место, где сидели многобожники, и обратился к ним за помощью, чтобы получить свои деньги. Они же захотели поиздеваться над ним и над Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «Тебе следует обратиться к Мухаммаду ибн Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует), он единственный, кто может помочь тебе». Язычники сидели в ожидании схватки между ними. И им не терпелось увидеть победу Абу Джахля. Этот человек пошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пожаловался на Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) пошел вместе с ним, несмотря на то, что враждовал с Абу Джахлем, и постучался в его двери. Абу Джахль закричал от злости: «Кто стучит?». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил, что это Мухаммад. Абу Джахль, услышав это, вышел из себя и полный ярости и гнева, изменившись в лице, вышел к нему. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему: «Возмести ему его права». И Абу Джахль не стал перечить ему, а, наоборот, вежливо сказал тому человеку: «Постой здесь, пока я не отдам тебе твой долг». Курайшиты были удивлены этим и сказали Абу Джахлю: «Горе тебе, о, Абу Джахль, мы не видели, чтобы ты делал когда-либо подобное». Абу Джахль сказал: «Горе вам, клянусь Аллахом, когда они постучались ко мне, я услышал голос, переполнивший меня страхом».

Из этого хадиса становится ясно, что тому, кто станет на защиту притесненного, Аллах непременно поможет и укрепит его ноги в Судный День на мосту Сират. Однажды пророк Дауд (мир ему) воззвал к Аллаху: «О, мой Господь! Какие рабы более любимы Тебе?» . Аллах сказал: «Наилюбимые для Меня те рабы, у которых богобоязненное сердце, чистые руки, которые не причиняют вреда никому, не сплетничают и, даже если сдвинутся горы, они не сдвинутся, они любят Меня и любят тех, кто любит Меня и делают так, чтобы рабы мои полюбили Меня» . Пророк Дауд (мир ему) спросил: «Как возможно сделать так, чтобы рабы полюбили Тебя?» . Аллах сказал: «Он будет напоминать им о Моих милостях и щедротах. О, Дауд! Нет такого раба, который помогает угнетенному, кроме как Я укреплю его ноги на мосту Сират в тот день, когда стопы других будут соскальзывать» .

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого мусульманина, который не оставил бы без помощи другого мусульманина в том месте, где унижают его честь и достоинство, кроме как оставит его Аллах без помощи там, где он будет нуждаться в ней» .

Табарани приводит хадис от ибн Масуда, в котором говорится: «Не притесняйте никого, а иначе вы будете взывать к Аллаху и не будет вам отвечено, будете просить дождя и вы не получите его, будете взывать о помощи и вам не помогут» .

К тому же надо опасаться от обращения к Аллаху (дуа) притесненного, так как между его мольбой и Аллахом нет никаких преград, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ней и Аллахом никаких преград» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).



Поделиться