Что такое переходность. Как определить переходные и непереходные глаголы в русском языке


Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, переходит на предмет (объект): пилить бревно, рубить дрова, читать газету, шить пальто. Такие глаголы обычно только в сочетании с названием объекта имеют законченный смысл. Указание на объект уточняет значение глагола, делает его более конкретным. Ср.: Отец пилит и Отец пилит бревно. Портниха шьет и Портниха шьет платье.
Объект - понятие очень широкое и весьма отвлеченное. Он охватывает и конкретные предметы, которые преобразуются или возникают в результате действия (погладить брюки, выстроить дом), и абстрактные понятия (чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость).
Значение переходности выражается синтаксически: название объекта при переходных глаголах стоит в форме винительного падежа без предлога (написать поэму, прочитать рассказ, любить друга). В двух случаях прямой объект выражается формой родительного падежа: 1) если действие охватывает не весь объект, а только часть его: съел хлеба, выпил молока; 2) если при глаголе имеется отрицание: не пил молока, не ел хлеба, не читал газеты, не колол дров
Винительный падеж без предлога, обозначая определенный промежуток времени или пространства, не выражает объекта. В этом случае он обозначает меру действия, т. е. выступает в функции обстоятельства: сидел весь день, думал целый час, спал всю дорогу. Здесь невозможно задавать обычные вопросы кого? ч т о?, на которые отвечает прямое дополнение.
Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект. Они не могут иметь при себе прямого дополнения: страдать, идти, бежать, сидеть, расти, ходить, обедать, радоваться, одеваться и т. п.
] Особый разряд составляют так называемые косвенно-пер е- 1 х о д и ы е глаголы. К ним относятся возвратные и невозвратные глаголы, управляющие не винительным, а другими косвенными падежами существительных (без предлогов и с предлогами). Они обозначают обычно отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на предмет, воздействие субъекта на объект: желать победы, ждать поезда, гордиться братом, надеяться на успех, верить другу, думать о победе, помогать товарищу и т. п.
1_ Нередко один и тот же глагол в одних лексических значениях относится к переходным, а в других - к непереходным. Так, глагол писать является переходным в значениях: 1) «создавать, сочинять литературное, научное и т. п. произведение» (писать рассказы, диссертацию); 2) «создавать произведение живописи» (писать картину, портрет, декорацию, пейзаж); 3) «сочинять музыкальное произведение, записывая его» (писать музыку, оперу) Этот же глагол выступает как непереходный, когда обозначает: 1) «уметь пользоваться письменной формой речи» (Мальчик уже пишет, т е. умеет писать); 2) «заниматься литературной деятельностью»,
В одном и том же значении глагол"одновременно может управлять разными падежами и предложно-падежными формами: внести вещи в комнату, завернуть книгу в бумагу, брызгать воду на белье, брызгать водой на белье, писать брату письмо карандашом, рисовать на уроках портрет красками.
Переходными или непереходными бывают целые семантические группы глаголов. Например, глаголы созидания, а также разрушения, уничтожения объекта, как правило, переходные: а) строить (построить) дом, шить (сшить) пальто, ткать (соткать) ковер, создать (создавать) совхозы; б) разрушить (разрушать) старое здание, разбить (разбивать) стакан, жечь (сжечь) мусор, портить (испортить) часы и т. п.
К Непереходным относятся большие группы глаголов перемещения (бежать, бегать, ходить, идти, лететь, летать, плыть, плавать, скакать, спешить и т. п.), положения в пространстве (сидеть, лежать, стоять, висеть и т. п.), звучания (греметь, ахать, гоготать, шипеть, мяукать, гудеть и т. п.), состояния (молчать, спать, болеть, нервничать, горевать, завидовать, кипеть, дышать и т. п.), изменения состояния, становления (худеть, похудеть, глупеть, поглупеть, белеть, побелеть, вянуть, увянуть, глохнуть, оглохнуть и т. п). Непереходными являются глаголы на -ствовать, -начать, -ить, обозначающие
занятие лица, названного в производящей основе (учительствовать, гсройствовать, актерствовать, профессорствовать; малярничать, садовничать, слесарничать; столярить, малярить), глаголы поведения ла -ничать, -ствовать (великодушничать, кляузничать; малодушест- во,ать, хулиганствовать, зверс/пвовать).
Таким образом, переходность/непереходность глаголов прежде гу. его зависит от их лексико-семантических свойств. В выражении пе-! раходности/непереходности участвуют аффиксы - постфикс, суффик-1" с її! и приставки. - "
Постфикс -ся всегда является показателем непереходности глагола. Присоединяясь к переходному глаголу, он делает его непереходным. С: радовать родителей (успехами) -радоваться, омыть посуду -
аться, чистить пальто - чиститься. Непереходные отыменные г хаголы образует суффикс -е-. Он выражает значение постепенности накопления субъектом каких-либо свойств, признаков: умн(ый) - умнеть (становиться умным), бел(ый) - белеть (становиться gt;елым).
Среди бесприставочных глаголов лишь треть имеет переходное значение.
Состав переходных глаголов непрерывно пополняется за счет приставочных образований. Многие приставки, присоединяясь непереходным глаголам, превращают их в переходные. Приставка образует переходные глаголы в значении «достичь (достигать) чего-нибудь при помощи действия»: играть - выиграть мотоцикл,
работать - выработать две нормы; приставка за в значении
« довести (доводить) действием предмет (объект) до плохого состояния»: играть - заиграть пластинку.
Переходные отыменные глаголы образуются с помощью суффикса син(ий) - синить белье (делать синим), бел(ый) - белить потолок (делать белым) и т. п. Большинство глаголов этого типа является соотносительными с непереходными глаголами с суффиксом -е-. Ср.: ишеть (неперех.) - синить (перех.), белеть (неперех.) - белить ^перех.), леденеть (неперех.)-леденить (перех.). По переходности/непереходности противопоставлены также члены пар: обессилеть - обессилить, обезуметь - обезумить, охладеть - охладить, ослабеть - ослабить и т. п. Сюда же: гаснуть (погаснуть) - гасить (погасить), слепнуть (ослепнуть) -слепить (ослепить), глохнуть (ог- охнуть, заглохнуть) - глушить (оглушить, заглушить), лежать - пожить, спать - усыпить, стоять - ставить, висеть - вешать повесить), противостоять - противопоставить и др. В одной олько паре оба глагола являются переходными: пить молоко - оить ребенка молоком. Вторые члены таких пар обозначают «заставлять (заставить) выполнять (выполнить) какое-либо действие», заставлять (заставить) находиться в каком-либо состоянии». Их принято называть каузативными глаголами (от латинского causa - «причина»).

На данном уроке речь пойдет о переходных глаголах. Конечно, сами глаголы никуда не переходят. А вот действия, которые они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Как отличить переходные глаголы от непереходных, вы узнаете из этого урока.

Тема: Глагол

Урок: Переходные и непереходные глаголы

1. Понятие о переходных глаголах

Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными .

От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):

Писать (что? ) письмо

Увидеть (кого? ) мальчика

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:

Заниматься (чем? ) спортом

Разбираться (в чем?) в музы ке

Отказаться (от чего? ) от помощи

Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:

Увидеть мальчика

Увидеть их

Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.

Простоять час

Ждать неделю

Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным:

Учить в школе .

Глагол «учить» в значении «преподавать» - непереходный.

Учить детей .

Глагол «учить» в значении «обучать» - переходный.

Редактор правит рукопись .

Глагол «правит» в значении «исправляет» - переходный.

Миром правит сам человек .

Глагол «правит» в значении «управляет» - непереходный.

3. Предложения с переходными глаголами

Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными, и отрицательными. Правда, при отрицании винительный падеж существительного может заменяться родительным.

Он муху убьет .

В данном случае при переходном глаголе убьет существительное муху стоит в винительном падеже.

Сравните то же самое предложение, правда, с отрицательным значением.

Он мухи не убьет .

Винительный падеж существительного заменяется родительным.

Однако запомните: несмотря на это, глагол не теряет своей переходности.

Часто в магазине мы можем услышать такие фразы:

Взвесьте мне, пожалуйста, сахара.

Отрежьте вон того сыра.

Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом.

В аналогичной ситуации, если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется В.п.:

Взвесьте мне, пожалуйста, грушу.

Отрежьте вон тот кусок .

А если мы говорим о предмете, который делится на части, можно употребить форму Р.п.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Определение переходности глагола ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.

2. Упражнение 2 .

Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.

1. Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.

2. В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.

3. В открытое окно врывался шум улицы.

4. Я вернул книгу, как только ее прочитал.

5. Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

3. Упражнение 3 .

Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.

1. Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.

2. Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков .

, «ответственная» за обозначение действий. У него есть не только изменяемые признаки, но и постоянные – те, которые не исчезают при словоизменении. Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по наличию или отсутствию одного из таких постоянных признаков – переходности.

Вконтакте

Понятие переходности глагола

Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением , то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.

Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?

Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:

  • Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
  • Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).

Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

В какие падежи ставить существительные

Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, — в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?

Винительный является основным. Форму родительного дополнение приобретает в следующих случаях:

  1. Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости; но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
  2. В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
  3. В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».

Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.

Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

Как определить переходность конкретного глагола

Как определить переходность ? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.

Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или , к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».

Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение; перед нами переходный.

Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается; в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный : «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).

Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.

Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

Переходность многозначных глаголов

Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» — переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» — непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» — переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» — непереходный.

В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».

На этом строится комический эффект; глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.

Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.

«Торговать» — в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.

Различия переходных и непереходных

Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного . Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают.

Переходность/непереходность является категорией, на основании которой можно выделить отношение между субъектом и объектом действия. Смысл этой категории заключается в том, что субъект совершает определенное действие, а его результат может «оказаться» (перейти) или не «оказаться» (не перейти) на субъекта. Поэтому глаголы в русском языке разделяют на переходные и непереходные.

Переходные и непереходные глаголы. Лексическое значение

Чтобы определить переходность, необходимо выявить ключевой признак, который выступает дополнением при глаголе и имеет определенное падежное маркирование.

Переходный глагол - это глагол, имеющий значение действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его (проверить работу, вырыть яму).

Непереходной глагол - обозначает движение или положение в пространстве, или нравственное состояние, или физическое.

Также выделяют так называемые лабильные глаголы. Они могут выступать как переходными, так и непереходными (редактор правит рукопись - миром правит сам человек).

Синтаксическое различие

Синтаксическое различие переходных и непереходных глаголов связано с лексическим значением. Переходные и непереходные глаголы обычно сочетаются:

Кроме этого, объект действия при переходных глаголах может выражаться и в родительном падеже, но только в таких случаях:

  • при обозначении части объекта: купить воды, выпить чаю;
  • если при глаголе есть отрицание: не имею права, не читал книгу.

Переходные и непереходные глаголы (таблица) имеют такие основные различия.

Морфологические признаки

Как правило, эти глаголы не обладают особыми Но все-таки, определенные типы словообразования выступают показателями переходности или непереходности глагола. Итак, переходный глагол - это:

  • все глаголы, имеющие аффикс -ся (убедиться);
  • отыменные глаголы, в которых выделяется суффикс -е- или -нича-(-ича-): привередничать, обессилеть, жадничать.

К переходным можно отнести глаголы, которые образовались от прилагательных с помощью суффикса -и-: озеленить, чернить.

Существуют отдельные случаи, когда, присоединив приставку к непереходным бесприставочным глаголам, образовывают переходные глаголы. Примеры: вредить и обезвредить.

Если в предложении нет дополнения, то переходный глагол выполняет функцию непереходного: Ученик хорошо пишет (указывается свойство присущее данному лицу).

Непереходные глаголы содержат особую группу возвратных глаголов, их формальный признак - это суффикс -ся (помыться, возвращаться).

Возвратные глаголы. Особенности

Возвратные глаголы изучаются в школьной программе, так же, как и переходные глаголы (6 класс).

Возвратный глагол обозначает действие, обращенное на себя. Он образуется с помощью частицы (постфикса) -ся (-сь).

Можно выделить такие основные черты этих глаголов:

  • Во-первых, они могут походить как от переходных глаголов (одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться). Но все-таки возвратные (переходные глаголы после добавления постфикса -сь (-ся)) в любом случае становятся непереходными (одевать - одеваться).
  • Во-вторых, эти постфиксы прибавляются: -ся - после согласных (моются, мылся, мыться), -сь - после гласных (одевались, одевалась). Стоит обратить внимание, что причастия всегда пишутся с постфиксом -ся (одевающийся, моющийся).
  • В-третьих, возвратные глаголы образовываются тремя способами: суффиксально-постфиксальным - прибавлением суффикса и постфикса к основе (рез+ви(ть)ся), приставочно-постфиксальным (на+пить_ся), постфиксальным (мыть+ся).

Образование деривативов на -ся и страдательных причастий

Поскольку основные морфологические свойства переходных глаголов - образование деривативов на -ся и которое нехарактерно для непереходных глаголов, ознакомимся с этим процессом подробнее.

В большинстве случаев переходный глагол - это тот, который образует пассивное причастие или же деревативы с окончанием -ся, которые могут иметь возвратное (торопиться), пассивное значение (создаваться), декаузативное (разбиться).

Исключениями выступают глаголы прибавить (в весе), стоить, весить и большинство семельфактивов на -ну (ковырнуть). К тому же эти глаголы не образуют пассивные и возвратные деривативы.

Но все-таки существуют непереходные глаголы, способные образовывать пассивные конструкции. К примеру, глагол ожидать. У него образуется пассив от непереходной конструкции с дополнением в я ожидаю прихода Василия - ожидается приход Василия.

Корреляция переходности глагола

Несмотря на то что переходность не имеет единого формального выражения, все-таки существуют тенденции, которые связывают категорию переходность с формальными свойствами глагола, например, с глагольными префиксами:

  • Преобладающее большинство невозвратных глаголов, имеющих префикс раз-, являются переходными (размыть, растолкать). Исключениями выступают: глаголы обозначающие движение с суффиксом -ва-/ -ива- / -а- (размахивать, разъезжать); глаголы, выражающие спонтанные изменения свойств предмета, в частности содержащие суффикс -ну-, образованные от непереходных глаголов (размокнуть, растаять, разбухнуть); глаголы, содержащие тематические гласные -е-, которые обозначают изменение свойств (раздобреть, разбогатеть); в том числе - раззвонить, раздумать.
  • Почти все содержащие префикс из-, являются переходными (исключения: измокнуть, иссякнуть, изволить и другие).

Семантические свойства переходных глаголов

Русский язык имеет большой класс Кроме тех, которые существенно затронуты ситуацией, глагол может иметь прямое дополнение, играющее другую семантическую роль (например, видеть, иметь, создавать - при этих переходных глаголах с объектом ничего не происходит, он не уничтожается, не меняется).

Вот и получается, что противопоставление по переходности не должно быть жестко связано со смысловым классом глагола. Это значит, что переходный глагол не должен обязательно обозначать агентивно-пациентивную ситуацию. Но все-таки можно отметить некоторые тенденции.

Итак, переходный глагол - это:

Смысловые свойства непереходных глаголов

Выделив семантические свойства переходных глаголов, можно определить свойства всех остальных, то есть непереходных:

  • Глаголы одноместные, не имеющие дополнений, то есть характеризующие изменение состояния пациенса (прямого дополнения, существенно затронутого ситуацией), которое не было вызвано агенсом. Или возможен случай когда агенс играет несущественную роль: умереть, сгнить, упасть, промокнуть.
  • Двухместные, имеющие косвенное дополнение. То есть глаголы помощи (исключение поддерживать): способствовать, помогать, потворствовать, вспомоществовать.
  • Глаголы, которые употребляются с объектом, выступающим составной частью агентивного участника глагола (шевелить, двигать, махать).
  • Глаголы восприятия вымышленной ситуации (рассчитывать на, ожидать (чего), уповать на, надеяться на).

Неканоничные типы прямых дополнений

Не раз уже было сказано, что ключевое свойство переходных глаголов - способность взаимодействовать с прямым дополнением в винительном падеже. Но существуют такие классы глаголов, которые употребляются не только с существительными и местоимениями в винительном падеже, а и со словом или оборотом другой части речи, семантически тождественным ему в той или иной степени. Это могут быть:

  • предложная группа (я почесал ему за ухом);
  • генитивная группа (дедушка не читал этой газеты);
  • наречная группа (он много пьет, я так решил);
  • сентенциальный актант (инфинитивный оборот - я люблю ходить в театр; придаточное предложение использующиеся вместе с союзом -чтобы или -что - я понял, что он поедет на море; придаточное предложение совместно с союзом -когда - я не люблю, когда идет дождь).

Некоторые перечисленные конструкции могут не только заменить прямое дополнение, использующееся при переходных глаголах, а и использоваться для выражения сходной функции с непереходными глаголами. А именно:

Аналоги вышеперечисленных дополнений в винительном падеже обладают в разной степени прототипными свойствами прямых дополнений.

Подведем итоги

Несмотря на то что тема эта одна из нелегких, мы смогли определить, что значит переходный глагол. А также научились отличать его от непереходного и выделять среди последних возратные. И чтобы это доказать, приведем для примера словосочетания с переходными глаголами, с непереходными и возвратными:

  • переходные: красить стены, лечить пациента, читать книгу, сшить костюм, расширить рукав, купить чаю, выпить воды, не имеет права, качать ребенка;
  • непереходные: ходить по улицам, верить в добро, гулять в парке, обессилеть от усталости;
  • возвратные: добиться цели, расходиться во мнениях, приблизиться к друг другу, подчиняться боссу, задуматься над бытием, поручиться за брата, коснуться вопроса.

    Думаю, вышеуказанное правило более чем понятно. Основываясь на нм, постараемся сейчас подобрать перечень переходных глаголов:

    • гладил кота;
    • искал ключи;
    • записывал рецепт и т.д.

    и непереходных глаголов:

    • засыпал стоя;
    • прыгнуть;
    • лететь.
  • Переходные глаголы, это те, действие которых переходят на предмет. Например, писать, читать, кушать, рисовать, посмотреть, согреть и так далее.

    Непереходные глаголы, это те, действие которых не переходят на предмет. Например, смеяться, заниматься, лететь, развиваться и так далее. Все очень просто!

    Переходные глаголы, примеры:

    читаю журнал,

    смотрю фильм,

    не выпил чаю,

    насобирал коллекцию,

    глажу белье,

    любить жизнь,

    вспенил мыло.

    Непереходные глаголы, примеры:

    задумался о жизни,

    собрался в гости,

    заболеть гриппом,

    махать флажком,

    засмотрелся на огонь.

    Определить переходные глаголы можно по спряжению, это глаголы второго спряжения. Переходные глаголы направляют свое действие на предмет и по этому признаку переходные глаголы отличаются от непереходных, которые обозначают действие сама по себе. На таблицах определению и примеры глаголов двух видов.

    Переходные - это глаголы, после которых нужно написать дополнение, уточнение. А непереходные - это глаголы самостоятельные.

    Примеры переходных глаголов:

    • Девочка пишет сочинение.
    • Мальчик уже видел этот фильм.

    Примеры непереходных глаголов:

    • Старик упал .
    • Автобус наконец-то приехал .
  • Некоторые примеры переходных глаголов: рисовать (пейзаж), слушать (сказки), рассказывать (новости), нести (сумку), дарить (цветы), приносить (радость).

    Некоторые примеры непереходных глаголов: одеваться, веселиться, радоваться.

    Переходный глагол указывает, что действие переходит на другой предмет. Переходными являются глаголы, управляющие винительным падежом существительного без предлога и родительным падежом с отрицанием, с обозначением существительным части от целого или, напротив, большого количества предметов.

    Примеры переходных глаголов: рисовать дом, строить квартиру, нести корзинку, выпил молока, поел варенья, съел мяса, насобирал грибов, не выучил правил.

    Все остальные глаголы непереходные и возвратные тоже.

    Например:собираться в поездку, грозить кулаком, расти, улететь, знобить, болеть.

    Определить, переходный ли глагол или нет, очень легко.

    Необходимо после глагола задать вопрос кого? или что?. Если это удастся сделать, то глагол считается переходным, если нет, то непереходным.

    Например: вижу (что?) дерево,

    знаю (что?) правило,

    готовлю (что?) суп.

    НО восхищаюсь (вопрос ЧТО? задать нельзя),

    прихожу (тоже нельзя задать такой вопрос).

    С переходностью связано правило. Глагол считается переходным, если существительное в винительном падеже рядом с ним не будет требовать предлога. Рекомендуют тупо подставлять березу. Смотрю на березу - смотреть непереходный , потому что существительное в винительном падеже стоит с предлогом. Вижу березу глагол видеть переходный , потому что существительное встало в вин. пад. без предлога. И все в таком духе. Очень легко и просто.

    Правило указывает, что у переходных глаголов объект действия (в нашем случае слово береза, а в тексте любое) может быть выражен и родительным падежом. Это бывает в 2х случаях:1). Он обозначает часть от целого: купить хлеба, выпить воды,2).перед глаголом есть отрицание в виде частицы не: не пил кофе по утрам.

    Остальные непереходные. Если видите у глагола возвратный суффикс -ся или -сь, он непереходный. Получается, что переходным меньше, чем непереходных.

    Глаголы могут быть переходными и не переходными . В первом случае означает, что действие глагола распространяется на предмет.

    Это может быть, во-первых, когда глагол употребляется вместе с существительным в винительном падеже без предлога: писать стихи, смотреть телевизор.

    Во-вторых, употребляется вместе с существительным в родительном падеже, когда перед переходным глаголом отрицательная частица не (смотрел телевизор - не смотрел телевизора), а также когда действие распространяется на часть предмета, а не на весь предмет (взял вещи - взял вещей (часть вещей).

    Другие глаголы не переходные: увлекаться (чем?) футболом.

    Если учитывать переходность/не переходность глагола, следует обратить внимание на значение существительного в винительном падеже рядом с глаголом, которое должно называть объект действия: простоять час (в очереди), - существительное в винительном падеже, а глагол не переходный.

Поделиться