Аиша дочь Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах). Хадис: «Любовь — как канатный узел»

Вопрос: по воле Аллаха я беременна девочкой и не знаю, каким именем ее назвать. Я хочу, чтобы это было религиозное имя, чтобы ее жизнь была связана с религией с самого ее рождения. Можно ли мне назвать ее Саджа سجى (“был тихим”), Саджида ساجدة (“совершающая земной поклон – суджуд”), Хабиба حبيبة (“любимая, возлюбленная”), Фарах فرح (“радость”) или Риталь ريتال ? Если все эти имена разрешены, то какое из них лучше? Какие, по вашему мнению, лучшие религиозные имена, которыми я могу назвать дочь? Да благословит Аллах вас, ваше знание, деяния, и да примет их от вас. И я прошу у вас дуа за меня.

Ответ

Сунной является назвать ребенка хорошим именем, согласно хадису, приведенному Абу Даудом, ад-Дарими, Ибн Хиббаном и Ахмадом, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

إنكم تدعون يوم القيامة بأسمائكم وأسماء آبائكم، فحسنوا أسماءكم .

«Воистину, в Судный день вы будете призваны по вашим именам, и улучшайте (делайте хорошими) ваши имена».

Ранее мы уже говорили о лучших именах для девочек.

Лучше всего будет выбрать одно из известных среди праведных салафов имен: из имен жен сахабов, табиинов и лучших женщин предыдущих общин.

Что касается имен, которые ты упомянула, то все они разрешены, и лучшее из них – Хабиба حبيبة, потому что это имя нескольких сподвижниц, например, Хабибы бинт Сагль аль-Ансарии и Хабибы бинт Умм Хабибы (падчерицы посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и ее отцом был Убейдуллах бин Джахш).

Что касается Риталь, то мы не нашли в словарях слова «риталь», образованного от корня «р-т-ль», поэтому считаем, что это неарабское имя, хотя это не значит, что называть им – порицаемо, если только его значение не включает в себя что-либо плохое.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: я прошу ответить мне на мой вопрос: как звали жен халифа (наместника) посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم Абу Бакра ас-Сыддикъа رضي الله عنه?

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Абу Бакр ас-Сыддикъ رضي الله عنه был женат на 4 женах, и они родили ему троих сыновей и троих дочерей:

1. Первой женой была Кутейля قتيلة бинт Абдулузза. Историки разошлись относительно того, приняла ли она ислам. Она родила ему двоих детей – Абдуллу عبد الله и Асму أسماء . Абу Бакр дал ей развод в джахилии, и после ислама она пришла с подарками в Медину, и Асма отказалась поддерживать с ней родитвенные связи до того, как спросила посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, сказав:«Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Пророк صلى الله عليه وسلم ответил:

نعم صلي أمك

«Да, поддерживай отношения со своей матерью».

2. Умм Руман أم رومان бинт Амир бин Увеймир из бану Кинана. Ее муж умер в Мекке, и после его смерти на ней женился Абу Бакр رضي الله عنه. Она родила ему Абдуррахмана عبد الرحمن и Аишу عائشة رضي الله عنهم. Умм Руман рано приняла ислам, принесла присягу пророку صلى الله عليه وسلم и умерла при его жизни в Медине в шестом году по хиджре.

3. Асма أسماء бинт Умейс, Умм Маъбад. Она была одной из первых мухаджирок. Она приняла ислам одной из самых первых, еще до того, как мусульмане начали собираться в доме аль-Аркъама. Ее муж Джаъфар бин Аби Талиб сделал вместе с ней хиджру в Эфиопию, а затем – в Медину. После того, как Джаъфар пал шахидом в газавате Муъта, Абу Бакр женился на ней, и она родила ему Мухаммада محمد в Зуль-Хулейфе во время Прощального хаджжа.

4. Хабиба حبيبة бинт Хариджа бин Зейд, ансарка из племени хазрадж. После смерти Абу Бакра она родила Умм Кульсум أم كلثوم бинт Аби Бакр.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, уважаемый шейх. Можете ли вы сказать нам о дочерях пророка صلى الله عليه وسلم Умм Кульсум أم كلثوم, Рукайе رقية и Зейнаб زينب : являлись ли они дочерями пророка صلى الله عليه وسلم или же были дочерьми его жен, как считают рафидиты?

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Имам аль-Байхакъи привел от аз-Зугри, что тот сказал: «Первая женщина, на которой женился посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, была Хадиджа бинт Хувейлид… Она родила ему аль-Къасима (и он носил по нему кунью – т.е. Абуль-Къасим (прим.пер. ), ат-Тагира, Зейнаб, Рукайю, Умм Кульсум и Фатиму رضي الله عنهم».

В двух «Сахихах» приводится хадис Абу Къатады, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم совершал намаз, держа Умаму, которая была дочерью Зейнаб – дочери посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم.

В хадисе ат-Табарани от аз-Зубейра бин Баккара говорится, что когда Рукайя , жена Османа бин Аффана, умерла, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم выдал за него замуж Умм Кульсум , и она умерла, будучи его женой, и она не родила ему детей. И пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

لو كان لي عشر لزوجتكهن

«Если бы у меня было 10 дочерей, я бы выдал их замуж за тебя».

И эти хадисы доказывают, что Умм Кульсум, Рукайя и Зайнаб رضي الله عنهن جميعا были дочерьми посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, а не дочерьми кого-либо другого.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: я ожидаю девочку, ин шааллах, и хочу выбрать для нее мусульманское имя. Я прошу вашей помощи, чтобы хорошо выбрать для нее имя, и хочу, чтобы вы предложили мне несколько имен. Джазакумуллаху хайран.

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Лучшие исламские имена для девочек – это имена матерей правоверных, дочерей пророка صلى الله عليه وسلم и других сподвижниц, табиинок и жен салафов. Можно назвать девочку Фатимой فاطمة , Аишей عائشة , Хадиджей خديجة , Марьям مريم , Зайнаб زينب и другими именами, на которые нет шариатского запрета.

И Аллах знает лучше.

http://www.islamweb.net/ Сайт "Мусульманские имена" muslimnames.ru

«Ты - моя супруга в этой и в следующей жизни»

Женитьба
Мухаммад (СААС), женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет. Такой возраст для замужества в те времена считался вполне нормальным. В первую очередь необходимо отметить, что эта женитьба являлась приказом Аллаха Всевышнего. Существует такое понятие- «вещий сон»- «руйя», это сон от Аллаха, сон, который сбывается. Понятно, что у посланника Аллаха (СААС), все сны были таковыми. Сон же про Айшу приснился ему дважды!

Так, он говорил Айше:
«Ты мне два раза привиделась во сне. Тебя мне подарили на куске шелковой ткани. Когда я развернул ткань, я увидел на ней твое изображение. Тем временем мне было сказано: «Это-твоя жена». «Я сказал: «Если это исходит от Аллаха, то так тому и быть ».(по свидетельству аз-Зубайра ибн Бикара).

Итак, Айша стала женой Мухаммада (СААС). Предоставим слово ей самой:
«Посланник Аллаха заключил со мной брак, когда мне было шесть лет. Затем он выждал два года, а когда мы приехали в Мадину, то поселились в доме бану ал-Хариса ибн ал-Хазрадж…мне было девять лет». «В наш дом пришел посланник Аллаха, а мужчины и женщины ансаров собрались около него. Моя мать пришла за мной, а я была на качелях. Она спустила меня |на землю|, причесала мне волосы и умыла лицо. Потом, ведя меня за руку, привела к двери и, подождав, пока я отдышусь, ввела меня |в дом|. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на кровати…, она усадила меня к нему на колени. И сказала: «Это твоя семья, да благословит тебя Аллах в твоих домочадцах, и благословит их в тебе». Не был зарезан баран или какой-нибудь другой вид скота. Но Сад ибн Убада ал-Ансари, да будет доволен им Аллах, послал какое-то блюдо и кадх молока. Мусульманки из ансаров приветствовали ее: «Желаем счастья и добра!» Ибн Исхак рассказал, что предбрачный дар Аиши составил четыреста дирхамов.

После этого молодая невеста поселилась в доме Мухаммада (СААС), рядом с Мечетью пророка. Комната эта была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка. Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома оставалось неизменным за исключением трех могил, в которых были похоронены пророк, Абу Бакр и Омар. Абу Хатим передал, что посланник Аллаха сказал Айше: «Ты - моя супруга в этой и следующей жизни».

Любовь и нежность
Она была самой любимой женой пророка (СААС). Их чувства и любовь друг к другу были необыкновенными. Хотя это была земная любовь, она была освещена светом Всевышнего.
И, как всякая женщина, она хотела иногда слышать подтверждение чувств своего мужа и часто спрашивала его о любви к ней:
- О, посланник Аллаха какова твоя любовь ко мне?
А он отвечал:
- Как канатный узел! (т.е. очень крепка!)
В другой раз спрашивала:
- О, посланник аллаха, каково состояние узла?
И он неизменно отвечал:
- Прежнее.

Для чего были нужны эти расспросы, ведь каждая женщина и без слов знает, любима она или нет. Наверное, это естественное кокетство, признак женственности, а быть может, любовное заигрывание. Но эта игра устраивала их обоих, и остальное нас не касается...

Айша в быту
«Я видел, как она делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом ».
Ее жизнь, дела и поведение являются ярчайшим примером для всех мусульман. Так же, как в свое время, Хадиджа бин Хувайлид в Мекке, Айша помогала мужу всегда и во всем, как могла, стойко перенося все трудности. Ее племянник, Урва ибн аз-Зубайр, рассказывал: «Я видел, как она делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом. Она часто постилась, любила совершать умру и хаджж.» Аиша была великодушна, щедра, неприхотлива. Мужественно переносила голод и бедность, ведь тянулись дни, а огонь в ее доме не разводился, т.е. не пекся хлеб, и не готовилась какая-либо другая еда, и в доме пророка (СААС) обходились только некоторым количеством воды и фиников.

Для тех, кто не понял, повторяем: очень часто ничего съестного в доме не было. Слава Богу, многие из нас с этим не сталкивались и даже, наверное, не представляют, что это такое! А, случись такое, что бы вы сказали своим мужьям, дорогие сестрички?

В своей щедрости Айша была самоотверженна. Помнила о тех, кто нуждается, и забывала самое себя. Как-то то ей дали сто тысяч дирхамов, а она в тот день постилась. Всю сумму она разделила и раздала бедным. Ее вольноотпущенница спросила:
- Разве не могла ты купить мяса [хотя бы] на один дирхам, чтобы разговеться им?
Аиша ответила: « Что же ты мне не напомнила! Тогда я бы так и сделала!»

Один раз она Айша спросила Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, кто из его жен попадет в рай. Он ответил: «Что касается тебя, то ты - из них». Ахмад в «Муснаде» приводит следующее изречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со слов Айши: «Я видел Аишу в раю (так), как я вижу белизну ее ладоней, и это облегчило мою смерть».

Она была очень хорошо воспитана и ничем не выражала своих чувств. Однажды посланник Аллаха (СААС) признался ей:
- Я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься.
- Откуда ты это знаешь?
- Если ты довольна, то говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада», а когда сердишься на меня: «Нет, клянусь Господом Ибрахима».
- Да, Посланник Аллаха, когда я сержусь, то стараюсь не произносить твое имя.

Дочь Аби Бакра
Айша унаследовала от своего отца множество как психологических, так и физических особенностей. Дочь Аби Бакра была мужественной, стойкой и бесстрашной. Имам аль-Бухари пишет, что во время битвы при Ухуде, в которой погибло большое число мусульман, она ухаживала за ранеными, а убитых перевозила в Мадину. Более того, она принимала участие и в боевых действиях.

Что касается ее великодушия и благородства, то в этом своем качестве она была готова скорее оказать необходимую помощь и поддержку, чем просто проявить щедрость. Она была женщиной живого характера, преисполненной активности и деятельности,. Именно такой натурой обладал ее отец, да будет доволен им Аллах.

Она вызволяла людей из плена, всякому, кто нуждался в помощи, она предоставляла все, что было в ее силах. Такой благородной и великодушной она была как при жизни пророка (СААС), когда у нее почти ничего не было, за исключением самоro необходимого, такой же оставалась она и в последующем, когда в ее собственности было такое богатство, которого она раньше не имела.

Существует много фактов, подтверждающих ее простоту в быту. Однажды женщины, пришедшие к ней, застали ее за шитьем и спросили, носит ли она старую одежду, на что получили ответ: «Если не ценить старое, не будет благодати и в новом. И на берегу реки не перерасходуешь воду ». Таковым было отношение Айши к приходящим мирским благам...

Женщина-ученый
Сподвижники пророка (СААС) признавали ее превосходство в знании шариата, расспрашивали о предписаниях ислама и покорно слушали то, чему она их учила. С ее слов было записано две тысячи двести десять хадисов. Ученые считают, что среди передатчиков хадисов Айша занимает 3-е место (если судить по количеству переданных ею хадисов), а, возможно, и первое, так она передавала хадисы непосредственно от пророка(СААС), а не от других передатчиков. Среди сподвижников Пророка (СААС), Айша была не только лучшей и наиболее авторитетной в области мусульманского права, она также прекрасно владела искусством чтения Корана.
Обратите внимание:
Сподвижники пророка (СААС) не считали для зазорным обращаться с вопросами, касающимися религии, к женщине!

Своим примером она доказала, что и женщины, наравне с мужчинами, могут успешно изучать религиозные науки.

Будучи необычайно способной в различных сферах знания, Айша легко овладела врачебной наукой того времени, обучаясь у лекарей, посещавших пророка (СААС), и сама лечила его. Она также прекрасно знала арабскую литературу.

Основная мудрость женитьбы пророка на Айше заключалась, иншаАллах, в следующем:

  • Наделенная от Аллаха необычайными способностями: острым умом, великолепной памятью, проницательностью, она несла знания умме, являлась своего рода «передаточным звеном», так как была к нему ближе всех. Помимо безупречного знания религиозных вопросов, только она могла рассказать людям о том, каким был посланник Аллаха (СААС) в обыденной, бытовой жизни;
  • Будучи намного моложе посланника Аллаха (СААС), после его смерти Айша прожила еще очень долгую жизнь, сохраняя ясный ум и прекрасную память, и следовательно, у нее была возможность передать свои знания людям;
  • Многие ученые высказывают мнение, что, возможно, Аллах не дал ей детей, чтобы она не отвлекалась от своего главного предназначения- передатчицы знаний;
  • Абу Бакр- «правая рука» посланника Аллаха (СААС), будучи отцом Айши, в любое время мог зайти к ним, препятствия не существовало.

Некоторые отличительные особенности Айши
У Айши бинт Аби Бакр было 10 особенностей, которыми не обладала ни одна другая из жен пророка (СААС). Она сама говорила об этом так:

  • Пророк не женился на другой девственнице, кроме меня;
  • Аллах Всевышний ниспослал мое оправдание с небес;
  • Джибрил явил посланнику мой портрет на шелковом отрезе и сказал: «Женись на ней, поистине, она твоя супруга!»;
  • Мы с пророком совершали полное омовение из одного сосуда;
  • Он молился, а я лежала перед ним;
  • Откровения ниспосылались ему, когда он находился со мной;
  • Джибрил передал мне «салям» и я- жена пророка в раю;
  • Всевышний Аллах забрал душу пророка, когда его голова покоилась на моих коленях;
  • Он умер в ночь, которая принадлежала мне;
  • Он похоронен в моем доме

Клевета
Гнусность, подлость, завистничество - оно было и во времена пророка (СААС), есть и сейчас. Оклеветать могут даже самого чистого, даже напротив,- именно к ним, к искренним, духовным, «высоким» всегда и претензий предъявляют больше, у тех, кто любим Аллаху, кого ценят и уважают верующие, и завистники всегда найдутся. При этом очень важно, как поведет себя сама жертва клеветы в этой непростой ситуации,- ведь это – испытание от Аллаха.

Айша вышла из этой сложной ситуации с честью и достоинством. Вот как это было.
Шел шестой год хиджры. Пророк (СААС), как обычно, собираясь в путь, бросил жребий среди своих жен. С ним отправлялась та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Айша бинт Аби Бакр.
На обратном пути в Мадину войско остановилось передохнуть. Наступила ночь. Айша удалилась в сторону. Возвращаясь, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась, чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что Айша находится внутри. Мусульманки в то время были легкими, так как ели мало. Поэтому никто и не заметил, что Айши там нет. Тогда она, завернувшись в покрывало, осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся.

Сафван ибн ал-Муаттал шел позади всех, высматривая, не выпало ли что-нибудь по дороге. Увидев сидящую на земле Айшу, он произнес: « Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение!»
Раз за разом он повторял эти слова, боясь невзначай заговорить с супругой Посланника Аллаха. Не говоря ни слова, поставил верблюдицу на колени. Айша уселась на верблюда, взяв животное за поводья, Сафван вел его. В полдень их маленькая процессия достигла войска. Посланник Аллаха (СААС), найдя свою «Белокурую» живой и невредимой, успокоился. Выслушав, он ни словом не упрекнул ее.

Однако нашелся-таки один человечек- Ибн Салул, который использовал такой шанс, чтобы опорочить Айшу, а в ее лице всех других членов семьи пророка и самого Мухаммада (СААС), говоря:
«Нет, не спаслась она от него, и он от нее не спасся, -- имея в виду Сафвана и Айшу, чтобы тем самым пошатнуть авторитет Посланника Аллаха. Несомненно, честь жены - это честь мужа!»

Сразу по прибытии в Медину Айша заболела. Шли дни, люди обсуждали своими языками слова сплетников. Айша ни о чем не подозревала. Но она, видимо, чувствовала, что что-то неладно. Изменилось отношение к ней Мухаммада (СААС): если раньше обыкновенно он был с ней ласков и чуток, то теперь, навещая ее, он лишь спрашивал: «Как здоровье вашей..?», и немедля удалялся. Когда наконец до ее слуха дошло, в чем ее обвиняют, она залилась слезами.

Так она провела немало дней и ночей, думая, что сердце ее вот-вот разорвется от горя. Аиша попросила пророка (СААС), разрешить ей пожить у родителей. Он не возражал. Однако здесь ее ждал еще один удар: родители, самые близкие люди, тоже стали в ней сомневаться! Однажды к ним пришел Мухаммад (СААС).Он сел и сказал следующее:

«О Айша, достигло моих ушей относительно тебя то-то и то-то. Если ты чиста, то Аллах оправдает тебя. Если же ты совершила грех, то проси у Аллаха прощения и покайся перед Ним, ведь если раб осознал свой грех, затем покаялся... то Аллах вернулся к нему.»
Слезы градом покатились из ее глаз, но она их даже не почувствовала. Повернувшись к Абу Бакру, «Правдивая» сказала:
«Ответь ему, отец!» Тот ответил: « Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать Посланнику Аллаха.»
Тогда Айша обратилась к матери: «Ответь ему, мама, за меня.» Умм Руман сказала: «Клянусь, я не знаю, что ответить Посланнику Аллаха!»

Тогда Айша произнесла: «Клянусь Аллахом, я узнала, что вы наслушались этой истории так, что она крепко засела в вас, и вы поверили этому. Если бы я сказала, что я невиновна, вы бы мне не поверили. Клянусь, я не нахожу ни для вас, ни для себя ничего лучше, чем то, что сказал отец Йусуфа: «терпение - прекрасное... У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете».

Уверенная, что Аллах оправдает ее, Айша легла на кровать. Но ей и в голову не приходило, что она станет причиной для ниспослания откровения. Дочь Абу Бакра полагала, что посланник Аллаха (СААС), увидит пророческий сон, в котором Аллах докажет ее невиновность.

Но вот Мухаммад (СААС), смеясь, вернулся в дом:
«Аиша, что касается Аллаха, то он снял с тебя обвинение!» Мать Аиши присутствовала при этом и посоветовала дочери:
«Встань перед Посланником Аллаха!» Дочь ответила: «Клянусь, не встану перед ним. Поистине, я не восхваляю никого, кроме Аллаха, Велик Он и Славен»

«Те, которые пришли к тебе с ложью - группа из вас. Не считайте это злом для себя, нет, это - благо для вас. Каждому человеку из них - то, что он снискал себе из этого греха. А кто из них взял на себя большую часть этого, тому - наказание великое»(24:11)

Прощание с Мухаммадом (СААС)
Когда усилилась та самая болезнь посланника Аллаха (СААС), от которой он скончался, обходя своих жен, он вопрошал: «У кого я буду завтра?.. Где я буду послезавтра?» -имея в виду: скоро ли настанет черед Айши. Матери верующих, видя стремление своего супруга, великодушно дали свое позволение, чтобы во время недуга он находился там, где пожелает, сказав: «О, Посланник Аллаха, мы подарили свои дни Айше».

Здесь, в доме своей любимой, Пророк провел остаток своих дней, предавшись ее заботам. Дочь любимейшего его сердцу человека ухаживала за ним до последнего вздоха... Мухаммад, (СААС), сидел в ее объятиях. Вошел Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр, держа в руках свежесрезанный сивак. Аиша подумала, что пророк (СААС), хочет освежить им свое дыхание. Взяв сивак, она разжевала его и дала мужу. Почистив зубы, пророк поднялся, чтобы дать палочку любимой, как вдруг рука его бессильно упала... Посланника Аллаха (СААС) похоронили там, где он умер: в доме госпожи Айши.

После смерти посланника Аллаха (СААС), Айша прожила еще сорок семь лет. Все эти годы Айши прошли в усердном обучении, просвещении и наставлении мусульман и мусульманок по вопросам вероучения, права, литературе. Она участвовала в общественной и политической жизни уммы. Современники считали за честь услышать о поступках и высказываниях пророка (ССАС) из уст его любимой супруги. Она беззаветно преданно служила делу распространения истинных знаний, как учил ее тому посланник Аллаха (СААС) .

Мать верующих Айша бинт Аби Бакр скончалась в ночь вторника 17 рамадана в 57г.хиджры в возрасте 66 лет.

Да будет доволен ею Аллах Всевышний и да упокоит ее рядом с пророками и праведниками!

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим примером. В том и числе и в том, что касается его отношения к женам. Все в нем было прекрасно: его терпеливость к ним, милосердие, снисходительность к их нравам, благородство и щедрость в обращении с ними. У них не было золотых гор и роскошных жилищ, но они были богаты, потому что обладали тем, что не достается даже королям – искренней любовью, крепкими отношениями, поддержкой и опорой в лице друг друга.

Самой любимой же женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (после Хадиджи) была Аиша, да будет доволен ею Аллах. Именно об их отношениях дошло до нас больше (по сравнению с хадисами, касающимися его отношений с другими женами) хадисов и именно любовь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Аиши, да будет доволен ею Аллах, называют первой любовью в Исламе. Различные истории из их жизни подтверждают глубину, прочность и надежность их взаимной любви и привязанности друг к другу.

Когда они ссорились…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, я знаю, когда ты на меня сердишься, а когда ты мною довольна». Она спросила: «Как?» Он ответил: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» А когда сердишься, то говоришь: «Нет, клянусь господом Ибрахима!» Она сказала: «Ты прав, я не употребляю (в гневе) твое имя» (Бухари, Муслим).

Когда ей захотелось отдохновения…

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Эй, хумайра! Хочешь на них взглянуть?» Я ответила: «Хочу». [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо).

А он приговаривал: «Осторожней, любезные!». Затем он несколько раз спросил меня: «Аиша! Ну что, посмотрела?» А я ему отвечала: «Нет еще». И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».

И далее: «А люди время от времени спрашивали: «Абуль-Къасим! Так хорошо?» В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Да». И тогда он сказал мне: «Ступай себе».

В другой передаче хадиса: «А я ответила: «Еще немножко». И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Еще немножко». [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: «Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка].

[Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]». Аиша также рассказывала: «В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению» (Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад).

Когда она спрашивала, любит ли он ее…

Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, выйдя замуж за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивала его: «О Посланник Аллаха, ты меня любишь?» «Да, Аиша, конечно люблю!» - отвечал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела знать больше - как он её любит?

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал: «Сильно и крепко, как узелок веревки (в другой версии «как мертвый узел»)». А затем Аиша, да будет доволен ею Аллах, часто спрашивала: «О Посланник Аллаха, в каком состоянии мертвый узел?» А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда отвечал: «Так же, как в первый день!».

Когда она проявляла ревность…

От Умм Салямы, да будет доволен её Аллах, передаётся, что однажды она принесла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам еду в своей тарелке. Затем Аиша принесла небольшой твердый камень и разбила им эту тарелку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрал то, что было между двумя осколками тарелки, и сказал своим сподвижникам: «Кушайте, кушайте, ваша мать просто заревновала, ваша мать заревновала». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял тарелку Аиши и передал её Умм Саляме, а разбитую тарелку Умм Салямы отдал Аише.

Когда они пили с одного сосуда…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Часто бывало так, что во время месячных я пила, а потом передавала (чашу) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил. И часто бывало так, что во время месячных я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы». (Сахих Муслим).

Когда он читал Коран…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран, когда у меня были месячные». (Сахих Муслим).

Когда он играл с ней…

Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: «Я была худенькой, весила мало. Вдруг, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, скомандовал своим спутникам: «Идите вперед», ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!»

Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз:

«Ступайте вперед», ‑ а сам обратился ко мне: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!» К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: «О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки?»

А он все за свое: «Ну, давай же, давай». Я побежала и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, конечно же, опередил меня. «Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила».

Это праведная женщина, дочь справедливейшего человека - Аиша бинт Абу Бакр Кухафа. Её мать Умм Руман бинт Амир ибн Уваймир аль-Кинания. Родилась она в исламской семье по истечению четырех или пяти лет с момента ниспослания пророческой миссии. Когда её отец переселился вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) в Медину, он отправил к ней Абдуллаха ибн Арьяката аль-Лайси с двумя или тремя верблюдами, чтобы переселить их. Так она вместе со своей сестрой Асмой, матерью и братом отправилась в путь к Медине.

Вещий сон

Прошло некое время с того времени как Пророк (с.а.с.) женился на Савде (р.а.). Однажды он проснулся и начал вспоминать тот сон, который приснился ему. К нему пришел ангел Джебраил (а.с.) с шелковым полотном, на котором сверкало изображение Аишы, дочери Абу Бакра, и поведал ему: «Воистину, она твоя супруга в Дунья (ближайшей жизни) и Ахира (грядущей жизни)». И когда этот вещий сон повторился на следующий день, Пророк (с.а.с.) уверился в том, что это веление от Всевышнего Аллаха, которое он не может не исполнить.

Сватанье

От Хавлы бинт Хаким сообщается следующее. В один из дней Хавла пришла к Умм Руман (матери Аишы) и воскликнула: «Какое счастье и благодать дарует вам Аллах!» Умм Руман спросила: «И какое же?» - «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил меня, чтобы засватать Аишу», - ответила Хавла. Умм Руман сказала: «Подожди Абу Бакра. Сейчас он должен прийти». Когда он пришел, Хавла сообщила ему новость, на что он сказал: «Подходит ли она ему?» Я вернулась к Пророку (с.а.с.) и передала ему то, что сказал Абу Бакр (р.а.). Посланник Аллаха (с.а.с.) на это сказал: «Вернись к нему и скажи, что я его брат, а он мой брат в Исламе, и твоя дочь благоприятна к тому, чтобы стать моей женой» .

Хавла вновь пошла к Абу Бакру и поведала ему об этом. Услышав это, Абу Бакр попросил её подождать, пока он вернется. Умм Руман, чтобы пояснить Хавле поведение мужа, сказала: «Аль-Мутъим ибн Ади просил Аишу для своего сына Зубайра. Но, клянусь Аллахом, никогда не было такого, чтобы Абу Бакр обещал что-либо и не выполнял это». Абу Бакр пришел к Аль-Мутъиму и, войдя к нему, заметил его жену, мать Зубайра, которая еще тогда не была мусульманкой. Абу Бакр обратился к нему с вопросом: «Ну что ты скажешь относительно моей девочки?» Аль-Мутъим поинтересовался, что об этом думает его жена. Подойдя к Абу Бакру, она сказала: «Вероятно, что если мы возьмем твою дочь за нашего сына, она собьет его с нашей веры и введет в религию, которой придерживаешься ты». «А что ты скажешь?» - спросил Ас-Сиддик ал-Мутима, на что последний ответил: «То же самое, что ты слышал».

Абу Бакр с облегчением поднялся. Обещание теперь не имело силы. Вернувшись домой, попросил Хавлу позвать к ним Посланника Аллаха (с.а.с.), и она позвала его. Затем пришла дочь Абу Бакра Аиша, и он выдал её замуж за него. Ей тогда было шесть или семь лет.

Брачный союз был заключен за несколько лет до вступления в супружескую жизнь. И когда Посланник Аллаха (с.а.с.) переселился и утвердился в Медине, он отправил Зайда ибн Хариса и Абу Рафиъ в Мекку, чтобы перевести оставшихся членов своей семьи. Вмести с ними поехал Абдуллах ибн Арьякат, чтобы он показал им путь. Сам Пророк (с.а.с.) принялся готовить дом для своих жен: Савды и Аиши. Маленькой комнате, прилегающей к мечети, было суждено стать домом Аишы. Комната эта была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей; ложе заменял матрац, набитый волокнами пальм. От земли его отделяла только циновка. Она была настолько маленькой, что не хватало места Посланнику Аллаха (с.а.с.) совершить намаз в ней, когда спала супруга. Либо он совершал намаз, а она, прижавшись, сидела рядом, либо они спали вместе. Но чтобы он совершил намаз в положении, когда она спит, то площадь комнаты не позволяла сделать этого.

Эта благородная госпожа прибыла в Медину со своей матерью Руман, сестрой Асмой и братом Абдуллахом. Они остановились в доме отца - Абу Бакра Ас-Сиддика (р.а.). Не прошли и считанные месяцы, как Правдивейший (р.а.) обратился к Пророку (с.а.с.) с просьбой довершить свой брачный союз, который он заключил в Мекке. Получив приглашение, Посланник Аллаха (с.а.с.) поспешил к своей спутнице жизни. Жены ансаров также поспешили к дому Абу Бакра (р.а.), чтобы поздравить молодую невесту Посланника Аллаха (с.а.с.). Мать Аишы (р.а.) вошла к Пророку (р.а.) вместе со своей дочерью, поздравила его и сказала: «Это твоя семья, да благословит тебя Аллах в твоих домочадцах, и благословит их в тебе».

Первая любовь в Исламе

Мусульманские историки считают, что Аиша (р.а.) была первой любовью в Исламе. Сообщается, что Анас (р.а.) говорил: «Первой любовью в Исламе (исламский период времени) стала любовь Пророка (с.а.с.) к Аише (р.а.). Она спрашивала Посланника Аллаха (с.а.с.):

О Посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне?

А он отвечал:

Как канатный узел (т. е. крепка, и никто не может его развязать).

Через некоторое время, желая удостовериться в постоянстве его чувств к ней, она спрашивала:

О Посланник Аллаха, каково состояние узла?

Он неизменно отвечал:

Прежнее.

Ревнивая жена

Однажды ночью Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел пройтись вдоль аль-Бакъи (кладбище, где похоронены мусульмане). Он часто прогуливался по нему после утреннего намаза, посещал обитателей аль-Бакъи, отдавал им приветствие и молился за упокой верующих мужчин и женщин, вспоминая о смерти и грядущей жизни. Аиша, проснувшись, заметила, что мужа нет рядом с ней. Она взволновалась и пришла в недоумение от своего положения. Итак, она продолжала переживать, пока не вернулся Посланник Аллаха (с.а.с.). Увидев, что она встревожена и не спит, он успокоил её. Она подумала, что он ушел к другой из своих жен. Пророк (с.а.с.) сказал ей: «Стало быть, шайтан поборол тебя, о Аиша!» Она сказала ему: «Что за шайтан, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «У каждого человека есть шайтан» . Она продолжила: «И даже у тебя, о Посланник Аллаха?» - «Да , - ответил Пророк. - Однако Аллах помог мне одолеть его, и он покорился (принял Ислам)».

Однажды Умм Салама отправила тарелку с угощением Посланнику Аллаха (с.а.с.) когда он был вместе с гостями в доме у Аиши. Увидев это, Аиша бросила тарелку так, что она разбилась. Посланник Аллаха (с.а.с.) начал собирать угощение, говоря своим сподвижникам: «Ешьте, приревновала ваша мать, приревновала…» . Затем вернул Умм Саламе целую тарелку, а разбитую оставил Аише.

Ревность жен по отношению к ней

Мать правоверных Аиша (р.а.) занимала весьма значимое место в семье Пророка (с.а.с.). Это заметили и сподвижники, которые начали относиться к её семейному очагу с восхищением, почтением, уважением и величием, понимая те превосходства и достоинства, которыми наделил её Всевышний Аллах. Это не могло остаться без внимания у остальных матерей правоверных, да будет доволен ими Аллах, которые начали испытывать ревность по отношению к ней.

Сообщается, что отец Хишама сказал: «Когда наступал день Аиши, люди обычно присылали Пророку (с.а.с.) подарки. Аиша сказала: «Однажды мои подруги собрались в доме Умм Саламы и сказали: «О Умм Салама! Люди предпочитают присылать подарки в день Аиши. И нам также хочется этого блага, как хочет его и Аиша. Скажи Посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы он велел людям присылать ему подарки, где бы он ни был и куда бы он ни пошел». Умм Салама сказала это Пророку (с.а.с.). «Но он ушел от меня, - ответила она, - затем, когда вернулся ко мне, я вновь сказала ему это, и он вновь ушел от меня. Когда же я сказала ему это в третий раз, он сказал: «О Умм Салама, не досаждай мне (разговорами) об Аише, ибо, поистине, клянусь Аллахом, (ни разу) не ниспосылались мне откровения, когда я находился под одеялом любой женщины из вас, кроме Аиши!» (Аль-Бухари, № 3775).

Затем матери правоверных предприняли третью попытку через госпожу Фатиму (р.а.), попросив её о том, чтобы она сказала своему отцу (с.а.с.) об этом. Однако и эта попытка увенчалась неуспехом. Сообщает Муслим в своем сборнике достоверных хадисов, что Аиша, жена Пророка (с.а.с.), рассказала о том, что жены Пророка (с.а.с.) отправили Фатиму, дочь Посланника Аллаха (с.а.с.), к Пророку (с.а.с.). Она пришла к его дому, попросила разрешения войти в дом. В это время Посланник Аллаха (с.а.с.) лежал вместе со мной на плаще. Он разрешил войти ей. Войдя, он сказала: «О Посланник Аллаха (с.а.с.)! Твои супруги отправили меня к тебе попросить, чтобы ты по справедливости относился к дочери Абу Кухафы». Все это время я молчала.

Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил ей: «О доченька! Разве ты не любишь то, что я люблю?! » «Да», - ответила она. Он продолжил: «Так полюби и эту…» . Услышав это от Посланника Аллаха (с.а.с.), Фатима встала и вернулась к тем, кто её отправил. Она рассказала им то, что сказала, и то, что услышала от Посланника Аллаха (с.а.с.). На что они сказали ей: «Как видим, ты не избавила нас ни от ничего. Возвращайся к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и скажи ему, что его супруги просят справедливости в отношении дочери Абу Кухафы». На что Фатима ответила: «Клянусь Аллахом, я никогда не скажу ему что-либо в отношении неё!»

Затем, - продолжила Аиша (р.а.), - жены Пророка (с.а.с.) отправили Зайнаб бинт Джахш, жену Посланника Аллаха (с.а.с.), которая старалась сравниться со мной в занимаемом мной высоком положении у Посланника Аллаха (с.а.с.). Она пришла к его дому, попросила разрешения войти в дом. Посланник Аллаха (с.а.с.) лежал рядом со мной на плаще в том самом положении, в котором он находился, когда к нему пришла Фатима (р.а.). Он разрешил войти ей. Войдя, он сказала: «О Посланник Аллаха (с.а.с.)! Твои супруги отправили меня к тебе попросить, чтобы ты по справедливости относился к дочери Абу Кухафы». Посланник Аллаха (с.а.с.) улыбнулся и сказал: «Поистине, она - дочь Абу Бакра».

Случай с клеветой

Одной из сложнейших и жестоких вех в судьбе Аиши был случай с клеветой. Это было самым тяжким испытанием, которому подверглась пророческая семья, пока не были ниспосланы аяты Всевышнего Аллаха в суре «ан-Нур», которые устранили все подозрения и разоблачили все обвинения.

Шел шестой год хиджры. Пророк (с.а.с.) собрался в путь вместе с мусульманским войском в селение Бану аль-Мусталак. Как обычно он бросил жребий среди своих жен. И с ним должна была отправиться та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Аиша, дочь Абу Бакра.

С помощь Аллаха мусульмане одержали победу над Бану аль-Мусталак, которые заслужили возмездие за свое предательство и лицемерие. Трофеи и добыча были распределены среди воинов. На обратном пути в Медину войско остановилось передохнуть. Возле источника воды, из которого мусульмане пили воду, встретился один из ансаров с одним из мухаджиров, и они начали теснить друг друга и повздорили из-за воды. Этот инцидент чуть ли не вылился в столкновение между мусульманами.

Настроения смуты еще больше накалились после слов лидера лицемеров Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля: «И это сделали мухаджиры?! Они пришли на нашу землю и потеснили нас, и теперь я вижу, что мы и эти люди из Курайша живем как в поговорке: раскорми свою собаку, и она съест тебя самого. Клянусь Аллахом, когда мы вернемся в Медину, могущественный из нас непременно изгонит из нее униженного!». Один из мусульман услышал эту речь, а после, заметив первые признаки смуты, поспешил к Посланнику Аллаху (с.а.с.) и поведал ему эту весть и то, что сказал Абдуллах ибн Убай.

Посланник Аллаха (с.а.с.) решил, что мудро было бы уберечь людей от смуты, продолжив путь после того, как остановились передохнуть. Наступала ночь. В это время Аиша удалилась далеко от лагеря мусульман, чтобы исправить свою нужду. При этом она не ведала о том, что происходит. И далеко отошла. Так мусульмане продолжили свой путь домой в Медину. Идя к своим, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась, чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что мать верующих Аиша находится внутри. Она испугалась, расстроилась и не понимала, что ей делать. Завернувшись в покрывало, она осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся.

Одной из тактик выдающего, победоносного и славного полководца - Посланника Аллаха (с.а.с.) было то, что он отправлял позади каждого войска человека из своих сподвижников по имени Сафван ибн ал-Муаттал, который высматривал, не выпало ли что-нибудь у мусульман по дороге. Аиша замерла, увидев приближающегося к ней всадника на коне. Она спустила свою вуаль. Проходя мимо, Сафван заметил сидящую на земле Аишу (р.а.). Потупив свой взор, он в удивлении произнес: «О супруга Посланника Аллаха! Что оставило тебя позади, да смилуется над тобой Аллах? Что задержало тебя от всех?» Затем спустился со своей верблюдицы и отошел от нее. Затем, когда она уселась, он вернулся, взял за поводья и отправился в Медину. Посланник Аллаха (с.а.с.) все это время думал об Аише, и лишь по её возвращению он успокоился, молча выслушав её.

При подходе процессии Сафвана и Аиши к окрестностям Лучезарной Медины их увидел глава лицемеров Абдуллах ибн Убай, который сидел вместе со своими сторонниками. В его груди тут же ожило презрение. Вот это предмет, которым можно развлечься, и вот оно зло, которое можно посеять, чтобы испустить свое презрение против Посланника Аллаха (с.а.с.) и мусульман. Он сказал: «О люди! Супруга вашего пророка вернулась на верблюде некоего человека. Клянусь, вряд ли удалось ей спастись от него, и ему от неё!» Клевета Ибн Салюля распространилась среди людей как огонь в стоге сена. Злые языки начали говорить об этом с недоверием, а некоторые с уверенностью. Однако Аиша вошла в свой дом без всякой мысли, не подозревая и не ведая ничего об этой клевете и навете.

Сразу по прибытии в Медину Аиша заболела. Она попросила у Посланника Аллаха (с.а.с.) разрешение пожить в доме своего отца Абу Бакра, чтобы её мать ухаживала и заботилась о ней. Посланник Аллаха (с.а.с.) сразу разрешил ей, что вызвало волнение и уныние. Потому что Пророк (с.а.с.) никогда не расставался с ней на долгое время. Аиша вошла в дом отца Абу Бакра Праведного, который сидел опечаленный и, не переставая, молил Всевышнего Аллаха оправдать репутацию дочери. Почти двадцать дней она провела в доме у отца, пока не поправилась.

В один из дней она вышла из дома с одной из навестивших её женщин Умм Мистах для того, чтобы исправить нужду вдали от глаз. Идя по дороге, подруга споткнулась, наступив на край её платья, и чуть не упала, выкрикнув: «Горе сыну Осаса!» Аиша вскочила и сказала сердито: «Клянусь Аллахом, как плохо ты отзываешься о мухаджире, который был свидетелем Бадрского сражения!» Подруга продолжила: «Странно, ты защищаешь его, а разве до тебя не дошел слух, о дочь Абу Бакра?» В полном недоумении и удивлении Аиша переспросила: «О чем я не знаю, что эта за слух?» Умм Мистах рассказала ей то, в чем ее обвиняют, и о тех слухах и наветах, которые распространяют злостные люди. Мусаттах ибн Осаса был одним из тех, чьи языки позволили себе посягнуть на честь и репутацию Аишы (р.а.)

Выслушав женщину, Аиша (р.а.) едва не потеряла сознание. Взяв её под руку, Умм Мистах довела её до дома. Слезы не переставали литься с её глаз от её рыдания. Она обиделась на свою мать за то, что она не рассказала её этот слух от сострадания к ней. Увидев трагедию дочери, мать принялась успокаивать ярость Аишы, вытирая слезы с её глаз и вымывая её лицо прохладной водой. Умм Руман сказала в утешение своей дочери: «О доченька! Не принимай близко к сердцу! Клянусь Аллахом, люди всегда злословят о красивой женщине, которую любит муж и у которой есть соперницы. А что говорить о красавице Аише и её матери?!»

Аиша была вся обеспокоена. Весь мир в её глазах оказался мрачным, как темная безлунная ночь. Она засела в доме, уединившись от людей, отказавшись от еды и питья, от сна и веселья, непрестанно плача навзрыд.

Молчание Посланника Аллаха (с.а.с.) не означало одобрение, напротив, это было молчанием терпеливого и ожидающего божественного откровения от Всевышнего Аллаха относительно всего этого. Когда слухи участились, он вышел со следующей проповедью к людям: «О народ! Почему какие-то люди досаждают меня в моих домочадцах, наговаривая на них ложь. Клянусь Аллахом, я видел только хорошее от них. Почему эти люди наговаривают (эту ложь) на человека (т.е. на Сафвана ибн аль-Муаттала), от которого я видел только благо. И в каждый свой дом я входил вместе с ним». После этого все люди замолчали. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) пожелал посоветоваться по этому поводу со своими ближайшими и искренними людьми. Он позвал к себе Али ибн Абу Талиба, сына своего дяди, и Усаму ибн Зайда (р.а.), и спросил, что они думают по этому поводу. Усама сказал: «Ты лучше всех знаешь Аишу, о Посланник Аллаха. Людям свойственно обманывать. Мы знаем о ней только хорошее и благое».

Что касается Али (р.а.), то он сказал: «О Посланник Аллаха! Женщин много и ты еще способен оставить после себя наследника (т.е. иметь детей). Спроси служанку, она наверняка поведает тебе правду». Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал служанку Аиши по имени Барира и спросил о ней. На что она ответила: «Я ничего не могу сказать плохого о ней, кроме того, что я месила тесто и просила её присмотреть за ним, а она забывала о нем из-за своего сна. Затем приносила жареное мясо (баранины) и ела».

Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил Омара ибн аль-Хаттаба (р.а.), он ответил: «Ты спрашиваешь меня, о Посланник Аллаха, об Аише? Я же, в свою очередь, хочу тебя спросить: кто женил тебя на ней?» - «Всевышний Аллах», - спокойно ответил Посланник Аллаха (с.а.с.). «Неужели ты полагаешь, - продолжил Омар, - что Аллах обманул тебя и подставил тебя с ней? Поистине, это тяжкое злословие!»

Оправдание с небес

Прошло немало времени, а божественное откровение все не спускалось до Посланника Аллаха (с.а.с.). Срок молчания затянулся, что дало возможность злым и распущенным языкам говорить все больше и больше об этом. И ничего не оставалось Посланнику Аллаха (с.а.с.) кроме, как только противостоять. Тогда он решил пойти в дом к Абу Бакру (р.а.) и расспросить все самому. Когда он вошел в дом, Аиша плакала, а рядом сидела одна из женщин ансар. Она вытерла слезы со своих глаз. И Посланник Аллаха (с.а.с.) сел напротив неё и начал расспрашивать её: «О Аиша! Тебе известно, что люди говорят, поэтому побойся Аллаха. И если ты в действительности совершила какой-либо проступок в том, что говорят они (люди), то покайся перед Аллахом. Поистине, Аллах принимает раскаянье своих рабов» .

Эти слова как гром и молния обрушились на голову Аишу. В доме воцарилась страшная тишина и гробовое молчание. Только Аиша стала единственной, кто заговорил, несмотря на то, что её слезы как град сыпались с её глаз. Она заговорила, чтобы защитить себя. Обратив свой взор на родителей, он заревела: «Почему вы не отвечаете?» Но они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, что говорить». Она вновь зарыдала навзрыд, и её сердце наполнилось душераздирающей болью и огорчением. Затем она посмотрела на Посланника Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Клянусь Аллахом. Я никогда не буду каяться в том, что ты упомянул. Клянусь Аллахом, я знаю, что если соглашусь с тем, что наговаривают люди, но ведь Аллах знает, что я невиновна. Если же отвергну, то они мне все равно не поверят. Я скажу то, что говорил пророк Абу Юсуф (Якъуб), мир ему: «Терпение - прекрасно. У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете». И в доме вновь нависла тишина.

Посланник Аллаха (с.а.с.) почувствовал приближение божественного откровения. Накрылся своей одеждой. Аиша принесла подушку и положила ему под голову. Состоянием Пророка (с.а.с.) напугались все за исключением невинной и благочестивой Аиши (р.а.). Спустя немного времени Пророк (с.а.с.) пришел в себя, получив божественное откровение. Он был весь мокрый как жемчуг. Затем он сказал: «Радуйся, о Аиша. Аллах оправдал тебя!» Она воскликнула от большой радости в груди: «Хвала Аллаху!» Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) прочел слова Всевышнего Аллаха:

إِنَّ الَّذِينَ جَاؤُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرّاً لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ

لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْراً وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ

لَوْلَا جَاؤُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاء فَأُوْلَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّناً وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ

يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَداً إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. Почему же, когда вы услышали это - верующие мужчины и женщины - не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это очевидная клевета?» Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами. Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши пространные речи вас коснулись бы великие мучения. Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это великий грех. Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это великая клевета»? Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими. Аллах разъясняет вам знамения. Аллах Знающий, Мудрый» (24:11-18).

Вслед за ниспосланием этих слов Посланник Аллаха (с.а.с.) велел привести людей, которые распространяли, измышляли и возводили этот навет, и наказал их. Так были сняты все обвинения и подозрения, и вернулась благочестивая и невинная супруга в свой дом и на свое место в сердце Посланника Аллаха (с.а.с.), вновь заняв достопочтимую степень среди всех мусульман.

Болезнь Пророка (с.а.с.) в доме Аиши

Когда постигла Посланника Аллаха (с.а.с.) лихорадка, он попросил у своих жен позволения на то, чтобы провести больничные дни в доме у Аиши, и они дали свое согласие. Аиша (р.а.) с полной любовью и безупречной заботой смотрела за ним (с.а.с.). Она больше всех его любила и лучше всех заботилась за ним до последнего вздоха. И Всевышний Аллах забрал его душу, когда его голова покоилась на её коленях.

Пророк (с.а.с.) завещал похоронить его в её доме. Так и сделали мусульмане. Аиша (р.а.) больше всех из числа его жен была огорчена прощанием с ним и болью расставания. Она всегда вспоминала те дни, которые она проводила вместе с ним, и те самые счастливые года, которые прожила вместе с ним.

Её отец Абу Бакр (р.а.) занял пост наместничества мусульман - Халифат, за ним пришел Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.). Каждый знал её степень, уровень, превосходство и знание. Затем пост наместничества занял Али (р.а.), в период правления которого произошла смута, где Аиша (р.а.) приняла участие в «Верблюжьей битве». Эта битва была названа так по той причине, что Аиша (р.а.) выступила в ней на верблюде против Али (р.а.). Когда закончился этот инцидент, Али (р.а.) вернул её в её родной дом в Лучезарной Медине вместе с её братом Мухаммадом ибн Абу Бакром в безопасности, с почетом и уважением. С того времени она поклялась никогда не покидать свой дом - родной очаг.

Смерть

После того, как другие супруги Пророка (с.а.с.) ушли из этого бренного мира, пришел черед за Аишей, которая незадолго до смерти заболела тяжкой болезнью. Эта болезнь обострилась и не поддавалась лечению до самых последних дней её на этом свете. Она рассталась с этим миром 17 Рамадана 58 года по хиджре во вторник на шестьдесят девятом году своей жизни. И это наиболее достоверная версия. Её похоронили на кладбище аль-Бакъи рядом с мечетью Пророка (с.а.с.).

Сподвижник Абу Хурайра (р.а.) был из тех, кто принимал участие в её похоронах и совершил над ней погребальную молитву «салят-уль-джаназа». Когда он возвращался с аль-Бакъи после её погребения, с его глаз текли слезы, и он повторял слова: «Да смилуется Аллах над матерью правоверных - Аишой. Поистине, её жизнь была яркой, чистой и безукоризненной страницей».

Да будет доволен ею Аллах! И возвеличит её степень и награду. И запишет нас вместе с ней в число благочестивых Своих рабов!

Её воздержанность

Что касается воздержанности этой благородной госпожи, супруги Посланника Аллаха (с.а.с.) и матери правоверных, то сообщается от Аль-Касыма ибн Мухаммада, что Аиша, мать правоверных, держала пост, пока не ослабеет.

От Ибн аль-Мукътадира сообщается, что Умм Зарра, ближайшая подруга Аиши, рассказала: «Однажды ей, т.е. Аише, выделили деньги на сумму около восьмидесяти или ста тысяч дирхамов. Она положила их в большую пустую чашу, ибо в тот день она держала пост, и начала раздавать их бедным людям до самого вечера, пока у неё не осталось ни одного дирхама. С наступлением времени разговенья она обратилась служанке: «А где моя еда?» Служанка принесла ей хлеб и оливковое масло. Увидев это, Умм Зарра сказала: «Разве не могла ты купить мяса хотя бы на один дирхам, чтобы разговеться им?»

Передал её племянник Урва ибн аз-Зубайр: «Я видел, как Аиша (р.а.) делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом».

Однажды Муавия подарил Аише рубаху, серебряные монеты и вещи в сундуке. Когда она вышла, посмотрела на него и заплакала, затем сказала: «Посланник Аллах (с.а.с.) не имел всего этого». Затем рассталась с ним и отдала все дары бедным людям. В это время у неё сидела в гостях женщина, которая заметив, что она разговляется хлебом и оливковым маслом, сказала ей: «О мать правоверных! Если бы ты оставила хотя бы один дирхам из того, что подарили тебе, чтобы мы могли купить мясо и поесть сытно!» На что Аиша сказала: «Ешь из того, что есть. Клянусь Аллахом, у нас уже ничего не осталось!»

Её научная степень

Сообщается, что Хишам ибн Урва от своего отца передал: «Я не встречал среди людей более знающего Коран, обязанности, вопросы дозволенного и запретного, стихи, хадисы и родословные корни, чем Аиша (р.а.)».

Сообщается, что Абу Муса аль-Ашъари (р.а.) говорил: «Если нам было что-то непонятно в каком-либо вопросе, то мы обращались с вопросом к Аише и находили у неё знания по этому поводу».

Некоторые ученые сказали: «Если поставить знание Аишы рядом со знаниями всех матерей правоверных и всех женщин в целом, то знание Аишы было превыше их знаний».

Сообщается, что Ата ибн Раббах говорил: «Аиша лучше всех людей разбиралась в вопросах права, больше всех людей обладала знаниями религии и ближе всех понимала положение простых людей».

Её отличительность

Мать правоверных Аиша (р.а.) отличилась от остальных жен Пророка (с.а.с.) девятью вещами, о которых она сама говорила: «Моя особенность была в девяти вещах, которые не были даны никаким женщинам, кроме того, что Аллах даровал Марьям дочери Имрана. Клянусь Аллахом, я не говорю это, чтобы гордиться перед своими подругами. Эти вещами являлись:

Ангел явил с небес мой портрет;

Посланник Аллаха (с.а.с.) женился на мне, когда мне было семь лет;

Я была дарована ему в девять лет;

Пророк не женился на другой девственнице, помимо меня;

Ему ниспосылалось божественное откровение, когда он находился со мной;

Я была самым любимым человеком для него;

Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал аят из Корана в мое оправдание;

Я единственная из его жен, которая видела Джебраила (а.с.);

Всевышний Аллах забрал душу Пророка, когда его голова покоилась на моих коленях. И не было никого в доме, кроме меня и ангела.

Мухаммад аш-Шимали,

С именем Аллаха, хвала Аллаху, благословение и приветствие нашему господину посланнику Аллаха Мухаммаду.

Наша Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) – бесподобный пример подражания для женщин, пример для активных женщин в обществе. Айша – чувствительная и очень остроумная девушка. Всевышний избрал её, чтобы сделать женой последнего Пророка (мир ему и благословение), она была самой близкой для него из жён, Посланник (мир ему и благословение) испытывал к ней очень большую любовь. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) является примером для образованной женщины, ведь она обладала обширными знаниями, красноречием, этикой и даже медициной. Кроме того, в ней были способности организатора, и вместе с этим она была аскетичной, образованной, смиренной, скромной и щедрой.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на неё, включив её в число совершенных женщин, приводя красивый, удивительный пример. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство Аиши над остальными подобно превосходству похлёбки над другими яствами». Похлёбка считается лучшей едой, чем остальные яства, и это известно среди арабов. Когда ты хочешь кому-либо оказать почёт или принять гостя на высшем уровне, то преподносишь ему похлёбку. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) имеет такое достоинство над остальными. Пророк (мир ему и благословение) много указывал на её статус, достаточно того, что Пророк (мир ему и благословение) любил её, и показывал свою любовь. Обнародование любви Пророка (мир ему и благословение) к ней указывает на то, что она обладает особым статусом. Мы расскажем о её жизни и наиболее важных событиях, но рассказать обо всей её жизни мы не сможем, так как жизнь её была очень насыщена.

Наша госпожа Аища (да будет доволен ею Аллах) передала от Пророка (мир ему и благословение) более 2200 хадисов, а некоторые учёные сказали, что четверть шариатских знаний взяты от Аиши (да будет доволен ею Аллах). Вы представьте себе статус и достоинство этой женщины, о которой Аллах упомянул в Своей Книге в рассказе «Клевете», о котором мы поведаем позже.

Наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) родилась в Исламе, росла в семье верующих родителей. Её отец – праведный Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), он наш господин, его степень, статус известен всем. Её мать Умму Руман, праведная женщина, которая приняла Ислам в начале, когда принял его Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), её муж. Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение) переселился из Мекки в Медину, а брак с Аишей (да будет доволен ею Аллах) был заключён ещё до переселения, когда умерла наша госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Пришла Хавля (да будет доволен ею Аллах) к Пророку (мир ему и благословение), она была его родственницей, и сказала: «Не желаешь ли ты, чтобы я заставала для тебя девушку?» «Да», - ответил Пророк (мир ему и благословение). «Я могу предложить ту, которая была в браке, и ту, которая не была». Пророк (мир ему и благословения) спросил: «А та, которая была в браке, это кто?» « Савдат, дочь Замат», - ответила Хавля. «А та, которая не была в браке?», - спросил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Айша, дочь твоего соратника Абу Бакра». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Заставай обеих». Хавля отправилась, чтобы засватать дочь Замат и засватала её, она очень обрадовалась и тепло приняла это известие, и Пророк (мир ему и благословение) взял её в жены. Савдат была взрослой женщиной, ей было около пятидесяти лет, столько было и Пророку (мир ему и благословение) или около того, но засватали и Аишу (да будет доволен ею Аллах). Хавля пришла к Умму Руман и воскликнула: «В каком же благе вы прибываете?» Она спросила, о чём это она. «Пророк (мир ему и благословение) сватается к вашей дочери Аише», - ответила Хавля. Умму Руман этому обрадовалась и предложила дождаться отца девочки Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Когда же он пришёл, Хавля вновь сказала: «В каком же благе прибываете вы, семья этого!» «О чём ты?», - спросил Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сватается к вашей дочери Аише», - ответила Хавля. Наш господин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сильно этому обрадовался, поскольку знал, что связь с Посланником окрепнет через родственные узы и род. Однако Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) затронул один вопрос, он попросил поинтересоваться у Пророка (мир ему и благословение), может ли брат жениться на дочери своего брата. Наш господин чувствовал это братство до такой степени, что своих дочерей считал дочерями Пророка (мир ему и благословение) или что он их дядя. Хавля отправилась к Пророку (мир ему и благословение) и спросила об этом, на что Посланник (мир ему и благословение) ответил: «Скажи ему: да, он мой брат в Исламе, и мне дозволено жениться на его дочери». Это не кровное братство, это братство в Исламе. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял это, согласился, и после этого связь между ними стала укрепляться, усиливаться. Аиша была тогда маленькой, говорят, что ей было тогда шесть лет, когда Пророк (мир ему и благословение) женился на ней. Однако связь между ними возникла в лучезарной Медине, когда она достигла зрелости. Когда Пророк (мир ему и благословение) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) переселились в Медину, дочери Пророка (мир ему и благословение) и наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) остались в Мекке, и только потом они переселились в Медину, так же наша госпожа Савда (да будет доволен ею Аллах), дочь Замат.

Очень много неправильных слухов распространяют вокруг этой темы: мол, как Пророк, мир ему и благословение, женился на маленькой девочке. Когда Аиша (да будет доволен ею Аллах) переселилась в Медину, она была больна, и ей было тогда девять лет. Она заболела и, оправившись, Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Моя мать кормила меня огурцами и финиками, чтобы я поправилась, и укрепилось моё здоровье». Аиша (да будет доволен ею Аллах) была утомлена в Медине, поскольку его жителей после переселения Пророка (мир ему и благословение) постигла чума и Пророк (мир ему и благословение) даже попросил Аллаха отвести чуму от Медины в местность Джухма. И после этого земля Медины стала для них прекрасной. Мы просим Аллаха дать нам возможность поселиться там и посещать Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Так вернёмся к кривотолкам, которые поднимают вокруг женитьбы Пророка (мир ему и благословение) на Аише (да будет доволен ею Аллах). Сегодня востоковеды и другие любящие поспорить затрагивают эту тему. В достоверных хадисах сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел с ней близость, когда она стала совершеннолетней, после девяти лет, это очень простое дело. Сегодня мы видим, что годы для вступления в брак отличаются от того, что было двадцать лет назад. Отличаются даже от века наших матерей, как было сорок, пятьдесят лет назад. А если заглянуть ещё дальше, то тем более обнаружим это огромное различие. К примеру, в арабских странах обычным делом было то, что девушка в четырнадцать лет выходила замуж, но сегодня это очень и очень большая редкость. Изменения во времени, несомненно, указывают на изменения характеров и состояний. Известно, что девушка в жарких странах, не в холодных, а в именно жарких странах, достигает совершеннолетия в возрасте девяти лет, а в холодных странах, как, например, европейских, девушка достигает совершеннолетия только после четырнадцати лет. Этот факт меняется от места, и от века к веку. Пророк (мир ему и благословение) женился на госпоже Аише (да будет доволен ею Аллах) в таком возрасте, и она была этому очень рада. На протяжении всей жизни наша госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) ни о чём не рассказывала, кроме как о счастливых моментах, сопровождавших её до конца своих дней. Она гордилась и была счастлива этому прекрасному браку, который достиг высшей степени. Она вышла замуж за самого лучшего из всех творений, за самого лучшего по нраву, взаимоотношениям, дружбе, он был самым сильным, самым мужественным и Аиша (да будет доволен ею Аллах) была этому счастлива. Разговор об этом очень долгий и мы не нуждаемся в детальном углублении в эту тему, это установлено и передано в разных источниках и причина этому ясна.

Жизнь Аиши (да будет доволен ею Аллах) указывает на большое счастье. В следующей статье мы поговорим о том, как началась эта прекрасная свадьба, как началась великая жизнь между Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и нашей госпожой Аишей (да будет доволен ею Аллах).

Мухаммад ас-Саккаф



Поделиться