Вечерняя молитва православных христиан. Краткие вечерние молитвы

В этой статье Вы найдёте молитвы на сон грядущий с толкованием. Мы подобрали для Вас церковные тексты и их перевод на понятный русский язык.

Молитвы на сон грядущий с толкованием

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо отве та недоумеюще, сию Тимолитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Не находя себе ник акого оправдания, мы, грешные,приносим Тебе, как Владыке, эту молитву, помилуй нас.

Слава:

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твоепризываем.

Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся.Не прогневайся на нас сильно и не вспоминай беззаконий наших; но призри и ныне,как Милосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты - Бог наш и мы люди Твои; все мы дело рук Твоих и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

И ныне: Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица, чтобы мы,надеющиеся на Тебя, не погибли, но избавились бы через Тебя от бед, ибо Ты - спасение рода христианского.

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющихмя, и похотей лукавых. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Бог вечный и Царь всех тварей, удостоивший меня дожить до этого часа! Прости мне грехи, которые я сделал в нынешний день делом, словом и помышлением, и очисти, Господь, бедную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной. И помоги мне, Господь, наступающую ночь провести спокойно, чтобы, вставши с убогой моей постели, мог я делать угодное пресвятому имени Твоему во все дни моей жизни и побеждать нападающих на меня врагов телесных и бестелесных. И избавь меня, Господь, от пустых мыслей, оскверняющих меня, и злых страстей. Ибо Твое есть Царство и сила и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, теперь и всегда, и вечно.
Аминь.

В этой молитве мы благодарим Бога за благополучно проведенныйдень, просим у Него прощения грехов, сохранения нас от всякого зла и спокойной ночи. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троицы.

Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне
почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Вседержитель, Слово Отчее, Иисусе Христе, будучи Сам совершен, по великому милосердию Твоему, никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предавай меня мятежному змею и не оставь меня на волю сатаны, ибо во мне есть семя погибели. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются, Царь Святой, Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Святым Твоим Духом, Которым Ты освятил Твоих учеников. Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложе моем: просвети ум мой светом уразумения святого Евангелия Твоего, душу любовию ко Кресту Твоему, сердце чистотою слова Твоего, тело мое Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою сохрани Твоим смирением. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо Ты препрославлен вместе с Неимеющим начала Отцем Твоим и Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и от науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, отпусти и прости мне, недостойному, все, чем я согрешил пред Тобою сегодня как человек, и, более того, не только как человек, но и хуже скота; и отпусти мне, недостойному, все мои грехи вольные и невольные, сознательные и несознательные, совершенные с юности от злого коварства, вспыльчивости и беспечности, и если именем Твоим клялся или похулил Его в помышлении моем, или кого укорил, или оклеветал во гневе моем, или опечалил, или от чего-либо прогневался, или солгал, или безвременно спал, или пришедшего ко мне нищего презрел, или опечалил брата моего, или возбуждал ссоры, или кого осудил, или развеличался, или возгордился, или разгневался, или во время молитвы ум мой стремился к лукавым мирским помыслам, или имел хитрые мысли, или объедался, или опивался, или без ума смеялся, или злое помыслил, или, добро чужое увидев, уязвился сердцем, или непристойное говорил, или над грехом моего брата посмеялся, тогда как мои согрешения бесчисленны, или к молитве был нерадив, или все то, что еще сделал злого, забыл, ибо беззакония мои превосходят перечисленное. Помилуй меня, Творец мой и Владыка, унылого и недостойного раба Твоего, и разреши, и освободи, и прости меня, как Благий и Человеколюбивый, чтобы я, блудный, грешный и несчастный, с миром лег, уснул и почил, поклонившись, воспев и прославив пречестное имя Твое со Отцем и Его Единородным Сыном, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и Человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою.
Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в . И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя, грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением, и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки.
Аминь.

Что Тебе принесу или что Тебе воздам, Великодаровитый Бессмертный Царь, Щедрый и Человеколюбивый Господь, за то, что меня, ленивого на Твое служение и ничего доброго не сделавшего, Ты довел до конца этого прошедшего дня, направляя к повиновению и спасению мою душу. Будь же милостив ко мне, грешному, не имеющему никакого доброго дела. Восстанови мою падшую и осквернившуюся бесчисленными согрешениями душу и отклони от меня земное греховное помышление. Ты Один Безгрешный, прости мои согрешения, совершенные пред Тобою в этот день сознательно и несознательно, словом, делом и помышлением и всеми моими чувствами. Ты Сам сохрани меня от всякого вражеского нападения, защищая Твоею Божественною властью, неизреченным человеколюбием и силою; Боже,изгладь и прости множество моих грехов, умилосердись надо мною, Господи, освободи меня из сетей диавола, спаси мою страдающую душу и осияй меня светом лица Твоего, когда придешь во славе Твоей. А ныне дай мне уснуть сном неосужденным и охрани помышление раба Твоего от мечтаний и смущения. Отгони от меня сатанинское действие, просвети мысленные очи моего сердца, чтобы не уснуть мне смертным сном. Пошли мне Ангела мира, хранителя и наставника душе и телу моему, избавляющего меня от моих врагов, чтобы, встав с постели моей, я принес Тебе благодарственные молитвы. О, Господи, услышь меня, грешного и убогого раба Твоего. Дай мне по пробуждении с чистою совестью поучаться закону Твоему, удали от меня через Твоих Ангелов бесовскую беспечность, чтобы благословлять Твое святое имя и прославлять и хвалить Пречистую Богородицу Марию, данную нам, грешным, в защиту; приими Ее, молящуюся за нас, ибо знаю, что Она, подражая Твоему человеколюбию, непрестанно молится за нас. Ее ходатайством, знамением многочтимого Креста и по молитвам всех Твоих святых сохрани мою убогую душу, Иисусе Христе Боже наш, ибо Ты Один Свят и Препрославлен во веки. Аминь.

Молитва 5-я

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, якоБлаг и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи Боже наш, в чем согрешил я в этот день словом, делом и мыслию, прости мне, как Благий иЧеловеколюбивый; даруй мне мирный сон, чуждый волнения страстей; пошли Ангела Твоего хранителя, защищающего и сохраняющего меня от всякого зла, ибо Ты -Хранитель душ и тел наших, и мы воссылаем Тебе славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

В этой вечерней молитве мы просим у Бога прощения грехов, спокойного сна и Ангела-хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Святой Троице.

Молитва 6-я

Господи Боже наш, в Негоже веровахом и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от
всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Господи Боже наш, в Которого мы веруем и имя Которого больше всякого имени призываем, даруй нам, отходящим ко сну, облегчение душе и телу, сохрани нас от всякого мечтания и от скверного сладострастия; прекрати страстные желания; угаси пламень плотских возбуждений; даруй нам хранить целомудрие в словах и в деле, чтобы, восприняв совершенную жизнь, не лишиться нам обещанных Твоих благ, ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста

(24 молитвы, по числу часовдня и ночи)

1 Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2 Господи, избави мя вечных мук. 3 Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. 4 Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 5 Господи, избави мя от всякаго искушения. 6 Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 7 Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. 8 Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. 9 Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. 10 Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11 Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12 Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

1 Господи, в покаянии приими мя. 2 Господи, не остави мене. 3 Господи, не введи мене в напасть. 4 Господи, даждь ми мысль благу. 5 Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. 6 Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. 7 Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. 8 Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. 9 Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. 10 Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. 11 Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. 12 Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Господи, не лиши меня небесных Твоих благ. Господи, избавь меня от вечных мук. Господи, умом или помыслом, словом или делом согрешил, прости мне. Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и окаменелого нечувствия. Господи, избавь меня от всякого искушения. Господи, просвети мое сердце, омраченное лукавыми стремлениями. Господи, я как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь моей души. Господи, пошли благодать Твою помощь мне, да прославлю Твое святое имя. Господи, Иисусе Христе, напиши меня, раба Твоего, в книге жизни и даруй мне благую кончину. Господи Боже мой, если и ничего доброго не сделал я пред Тобою, но дай мне по Твоей благодати положить доброе начало. Господи, окропи сердце мое росою Твоей благодати. Господи неба и земли, вспомни меня, грешного, гнусного и нечистого раба Твоего в Царстве Твоем.
Аминь.

Господи, приими меня, кающегося. Господи, не оставь меня. Господи, не введи меня в напасть. Господи, дай мне благую мысль. Господи, дай мне слезы, памятование о смерти и умиление. Господи, дай мне расположение к исповеданию грехов моих. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. Господи, вкорени благой Твой страх в сердце мое. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и во всем исполнять волю Твою. Господи, защити меня от злых людей, бесов и страстей и от всего вредного для меня. Господи, делай по Твоему соизволению все, что Ты хочешь, да будет воля Твоя надо мною, грешным, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния
бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради молитв Честнейшей Твоей Матери, бесплотных Твоих Ангелов, а также пророка Предтечи и Крестителя Твоего, благовествующих апостолов, светлых и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцев и всех святых, избавь меня от настоящего нападения бесовского. О, Господь мой и Творец, не желающий смерти грешника, но ожидающий его обращения и жизни, дай обращение, и мне, окаянному и недостойному; извлеки меня из уст пагубного змея, жаждущего поглотить меня и свести живым в ад. О, Господи мой, Утешение мое, ради меня, падшего, облекшийся в тленную плоть, избавь меня от несчастия и подай утешение душе моей, достойной сожаления. Внуши сердцу моему исполнять Твои повеления и оставить лукавые дела и получить блаженство Твое, ибо на Тебя, Господи, уповаю я, спаси меня.

Молитва к Богородице, святого Петра Студийского

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице,яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

К Тебе, Пречистой Божией Матери, припадая, я, несчастный, молюсь: Ты знаешь, Царица, как я беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И хотя многократно каюсь, но лживым оказываюсь пред Богом, и вновь со страхом каюсь, и тотчас опять то же делаю: неужели Господь поразит меня? Зная об этом, Владычица моя Госпожа Богородица, молюсь, чтобы помиловала и укрепила и научила меня делать доброе. Ибо знаешь, Владычица моя, Богородица, что я совершенно гнушаюсь злыми моими делами и всем помышлением люблю закон Бога моего, но не знаю, Госпожа Пречистая, почему доброго не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не допускай, Пречистая, исполняться моей злой воле, но пусть будет воля Сына Твоего и Бога моего, Который меня спасет, вразумит и подаст благодать Святаго Духа, чтобы я отныне перестал делать скверное, и остальное время пожил бы по заповедям Сына Твоего, Которому принадлежит всякая слава, честь и власть со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и дающим жизнь Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.


Молитвы на сон грядущим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи: « Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».. (Трижды)
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со "Святый Боже...", опуская все предшествующие.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)

Молитва Святой Троице

Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи, помилуй. (3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / "Помилуй нас!"

Слава: Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших, / но воззри и ныне, как Благосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты - Бог наш и мы - Твой народ, / все мы - дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты - спасение рода христианского.

Господи, помилуй. (12)

Молитва первая, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царь всего сотворенного, сподобивший меня дожить до этого часа!
Прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой скверны плоти и духа. И дай мне, Господи, эту ночь провести в мирном сне, чтобы, встав со смиренного моего ложа, благоугождал я пресвятому имени Твоему во все дни жизни моей и побеждал нападающих на меня врагов - плотских и бесплотных.
И избавь меня, Господи, от помыслов суетных, оскверняющих меня, и пожеланий порочных. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь

Молитва вторая, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершенным, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда во мне пребывай. Иисусе, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня мятежу змия и на волю сатаны не оставь меня, ибо семя погибели есть во мне. Но Ты, Господи Боже, от всех принимающий поклонение, Царь Святой Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты освятил Твоих учеников. Дай, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моем: просвети ум мой светом разумения святого Евангелия Твоего, душу - любовью ко Кресту Твоему, сердце - чистотою слова Твоего, тело моё - Твоим страданием бесстрастным, мысль мою Твоим смирением сохрани. И воздвигни меня во время благопотребное для того, чтобы прославить Тебя. Ибо прославлен Ты со безначальным Отцом Твоим и с Пресвятым Духом вовеки. Аминь.

Молитва третья, ко Пресвятому Духу

Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне недостойному, и прости всё, в чём я согрешил сегодня пред Тобою как человек, более же того, не только как человек, но и хуже скота: вольные мои грехи и невольные, известные и неизвестные; те, что от юности и от навыка злого, и те, что от вспыльчивости и беспечности. Если же я именем Твоим клялся или похулил его в помышлении моем; или кого укорил, или оклеветал кого во гневе моем, или опечалил, или от чего-то раздражился; или солгал, или не во время спал, или нищий пришел ко мне, и я презрел его; или брата моего опечалил, или вступил в ссору; или кого осудил, или расхвастался, или возгордился, или разгневался; или, когда я стоял на молитве, ум мой увлекся обольщением мира сего; или имел нечистые мысли; или объелся, или опился, или неразумно смеялся; или злое помыслил, или, увидев чужую красоту, уязвлен был ею в сердце; или непристойное говорил; или над грехом брата моего посмеялся, тогда как мои согрешения бесчисленны; или к молитве был нерадив; или, ещё что либо соделав злое, не помню, - ибо всё это и больше этого я соделал! Помилуй меня, Творец мой, Владыка, унылого и недостойного раба Твоего, и оставь, и отпусти, и прости меня, как благой и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и упокоюсь я, блудный, грешный и несчастный, и поклонюсь, и воспою, и прославлю многочтимое имя Твоё со Отцом и Единородным Его Сыном, ныне, и всегда, и вовеки. Аминь.

Молитва четвертая, святого Макария Великого

Что Тебе принесу или что Тебе воздам, богатый дарами бессмертный Царь, милостивый и человеколюбивый Господи, за то, что меня, ленящегося служить Тебе и ничего доброго не сотворившего, довел до конца прошедшего дня сего, к обращению и спасению душу мою направляя? Милостив будь ко мне, грешному и лишенному всякого доброго дела, восставь падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях, и удали от меня все злые помыслы видимой жизни сей. Прости, Единственный Безгрешный, согрешения мои, которыми я согрешил пред Тобою в сей день сознательно и по неведению, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствами. Ты Сам сохрани меня от всякой вражеской напасти, покрывая божественною Твоею властью и неизреченным человеколюбием и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавить меня от сети лукавого, и спаси страстную мою душу, и озари меня светом лица Твоего, когда придешь во славе, и ныне дай мне сном уснуть не в осуждение, и без мечтаний и смущений мысли раба Твоего соблюди. И все сатанинские дела отгони от меня, и просвети разумные очи сердца моего, да не усну я сном смертным. И пошли мне Ангела мира, хранителя и наставника души и тела моего, да избавит меня от врагов моих; да, восстав с постели моей, принесу Тебе благодарственные молитвы. О, Господи, услышь меня, грешного и нищего раба Твоего, волею и совестью! Дай мне, восстав от сна, слову Твоему поучаться и через Ангелов Твоих уныние бесовское далеко отгони от меня! Да благословлю я имя Твоё святое и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Которую Ты дал нам, грешным, в защиту, и услышь Её, молящуюся за нас; ибо знаю, что Она подражает Твоему человеколюбию и молиться не перестает. Её заступлением, и Честного Креста знамением, и ради всех святых Твоих, убогую душу мою сохрани, Иисусе Христе, Боже наш, ибо Ты свят и прославлен вовеки.
Аминь.

Молитва пятая

Господи, Боже наш, всё, в чём я согрешил сегодня словом, делом и помышлением, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающего и сохраняющего меня от всякого зла. Ибо Ты - хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва шестая

Господи, Боже наш, в Которого мы веруем и Чье имя более всякого имени призываем! Дай нам, ко сну отходящим, облегчение душе и телу, и сохрани нас от всякого мечтания и темного сладострастия. Останови порывы страстей, угаси огонь возбуждений телесных. Дай нам жить целомудренно в делах и словах, чтобы, проводя добродетельную жизнь, не лишились мы обещанных Тобою благ, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста
(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

1. Господи, не лиши меня небесных Твоих благ.
2. Господи, избавь меня от вечных мук.
3. Господи, умом ли или мыслью, словом или делом я согрешил - прости меня.
4. Господи, избавь меня от всякого неведения, и забвения, и легкомыслия, и окаменелого бесчувствия.
5. Господи, избавь меня от всякого искушения.
6. Господи, просвети сердце моё, помраченное злым пожеланием.
7. Господи, я как человек согрешил, но Ты, как Бог милостивый, помилуй меня, видя немощь души моей.
8. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, чтобы я прославил имя Твоё святое.
9. Господи, Иисусе Христе, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни и даруй мне конец благой.
10. Господи, Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоей.
12. Господи неба и земли, вспомни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царстве Твоём. Аминь.

1. Господи, в покаянии прими меня.
2. Господи, не оставь меня.
3. Господи, не введи меня в напасть.
4. Господи, дай мне мысли добрые.
5. Господи, дай мне слезы, и память о смерти, и сокрушение.
6. Господи, дай мне мысль об исповедании грехов моих.
7. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание.
8. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость.
9. Господи, вложи в меня корень блага - страх Твой в сердце мое.
10. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою.
11. Господи, защити меня от некоторых людей, и бесов, и страстей, и от всякого иного неподобающего дела.
12. Господи, знаю, что Ты все Творишь по Своей воле - да совершится воля Твоя и во мне грешном, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, ради молитв многочтимой Матери Твоей и бесплотных Твоих Ангелов, а также пророка и Предтечи и Крестителя Твоего, и богословесных Апостолов, светлых и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов и всех святых - избавь меня от нынешнего стеснения бесовского. Так, Господи мой и Творец, не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив, дай и мне обращение, окаянному и недостойному. Извлеки меня из пасти змея-губителя, жаждущего поглотить меня и свести живым во ад. Да, Господи мой, утешение моё, ради меня несчастного облекшийся в тленную плоть, избавь меня от убожества и утешение подай бедной душе моей. Внуши сердцу моему творить Твои повеления, и оставить злые деяния, и получить блаженства Твои. Ибо на Тебя я, Господи, уповаю, спаси меня.

Молитва девятая, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

К Тебе, Пречистой Божией Матери, я, несчастный, припадаю и молюсь: Ты знаешь, Царица, что беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и, хотя многократно каюсь, лживым пред Богом оказываюсь. Я и каюсь, трепеща, не поразит ли меня уже Господь, и вскоре опять то же делаю! Молю, чтобы Ты, Владычица моя, Госпожа Богородица, зная это, помиловала, укрепила и научила меня доброе творить. Ибо Ты знаешь, Владычица моя Богородица, что сильно ненавижу злые дела мои и всем помышлением люблю закон Бога моего; но не знаю, Госпожа Пречистая, почему то, что ненавижу люблю, а доброго не исполняю. Не допускай, Пречистая, исполняться воле моей, ибо она зла, но да совершится воля Сына Твоего и Бога моего, да спасёт меня, и вразумит и подаст благодать Святого Духа, чтобы я отныне прекратил делать скверное, и в остальное время жил бы по заповедям Сына Твоего, Которому подобает вся слава, честь и власть со безначальным Его Отцом, и пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

Благого Царя благая Матерь, пречистая и благословенная Богородица Мария! Милость Сына Твоего и Бога нашего излей на мою страдающую душу, и Твоими молитвами направь меня на добрые дела, чтобы мне остальное время жизни моей без порока прожить и через Тебя рай обрести, Богородица Дева, единая чистая и благословенная.

Молитва одиннадцатая, ко святому Ангелу хранителю

Ангел Христов, мой хранитель святой и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и от всякого коварства идущего против меня врага избавь меня, чтобы никаким грехом не прогневал я Бога моего. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.

Кондак Пресвятой Богородице

Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице / за избавление от страшных бед / учреждаем Тебе торжества победы благодарственные / мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе: / "Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

От Пасхи до Вознесения кондака Пресвятой Богородице читается кондак Пасхи:
« Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: "Радуйтесь!" и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.»
Есть также традиция в течение двунадесятых праздников читать кондак праздника.

Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасёт Он по молитвам Твоим души наши.

Всю надежду мою / на Тебя возлагаю, Матерь Божия, / сохрани меня под покровом Твоим.

Богородица Дева, не презри меня грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоём заступничестве, ибо на Тебя уповает душа моя, и помилуй меня.

Молитва святого Иоанникия

Надежда моя - Отец, прибежище моё - Сын, покров мой - Дух Святой; Троица Святая, слава Тебе.

Окончание молитв
Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и всенепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-
Слово родившую, / истинную Богородицу - Тебя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
« Ангел возглашал Благодатной: / "Чистая Дева, радуйся! / И снова скажу: Радуйся! / Твой Сын воскрес в третий день из гроба, / и мертвых воскресил". / Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.»
Есть также традиция в течение двунадесятых праздников читать припев и ирмос 9 песни праздничного канона - задостойник.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне,
и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (3)

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех
святых, помилуй нас. Аминь.

Когда отходишь ко сну, произноси: :

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Владыка Человеколюбец, неужели мне это ложе гробом будет, или ещё несчастную мою душу озаришь светом дня? Вот, гроб предо мною, вот, мне смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюсь, и муки бесконечной, злое же творить не перестаю. Тебя, Господа и Бога моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и все Небесные Силы, и святого Ангела, хранителя моего. Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки. Но, Господи, хочу ли, или не хочу, спаси меня. Ведь если праведника спасешь, нет в этом ничего великого, и если чистого помилуешь, нет в том ничего дивного, - ибо они достойны милости Твоей. Но на мне, грешном, покажи дивную милость Твою, в том яви человеколюбие Твоё, да не преодолеет моя злоба Твою неизреченную благость и милосердие, и как Ты хочешь, со мной сотвори.

Тропари

Просвети очи мои, Христе Боже, / да не усну я смертным сном, / да не скажет враг мой: / я укрепился против него.

Слава: Будь заступником души моей, Боже, / ибо я хожу посреди сетей многих; / избавь меня от них, Благой, / и спаси меня, как Человеколюбец.

И ныне: Преславную Божию Матерь, и святых Ангелов святейшую, / воспоем не умолкая, сердцем и устами / исповедуя Её Богородицей, / ибо воистину родила Она Бога воплощенного / и молится непрестанно о душах наших.

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
(Молитва Священному Кресту)

Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня, так да погибнут бесы пред лицом любящих Бога, и осеняющих себя крестным знамением и с радостью говорящих: Радуйся многочтимый и животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на Тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и уничтожившего силу диавола, и даровавшего нам Тебя, Свой священный Крест, для прогнания всякого врага! О многочтимый и животворящий Крест Господень, помогай мне со святою Госпожою, Девою Богородицею и со всеми святыми вовеки. Аминь.

Или кратко:
Огради меня, Господи, силою священного и животворящего Креста и сохрани меня от всякого зла.

Молитва

Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, - всё нам прости, как Благой и Человеколюбец.

Молитва

Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбче. Делающим добро сделай добро. Братьям и родным нашим исполни их прошения о том, что служит ко спасению, и даруй жизнь вечную. Болящих посети и даруй им исцеление. Тех, кто в море, направь. Путешествующим сопутствуй.
Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Поручивших нам, недостойным, молиться за них помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Помяни (вспомни), Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Помяни, Господи, приносящих пожертвования и творящих доброе во святых Твоих Церквах и исполни их прошения о том, что служит ко спасению, и даруй жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных,
и грешных, и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом познания Тебя, и направь нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и всех Твоих святых, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.

Повседневное исповедание грехов

Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице Единому, прославляемому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время, и в прошедшие дни и ночи делом, словом, помышлением, объедением, пьянством, тайным вкушением пищи, празднословием, унынием, ленью, пререканием, непослушанием, клеветою, осуждением, небрежностью, самолюбием, жадностью, воровством, ложью, преступной наживой(прибылью), корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, сребролюбием(жадностью), и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехами, как душевными, так и телесными, которыми я Тебя, Бога моего, прогневал и ближнего моего обидел. О них сожалея, виновным являюсь пред Тобою, Богом моим и имею желание покаяться. Но только помоги мне, Господи Боже мой, смиренно со слезами молю Тебя: прошлые же согрешения мои прости по милосердию Твоему, и разреши, как благой и Человеколюбец, от всех тех грехов, которые я перечислил пред Тобою.

Молитва

В руки Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и жизнь вечную даруй мне. Аминь.

Яже содеях во вся дни живота моего - которые я сотворил в течение всей моей жизни.
Тайноядением - невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением.
Небрежением - беспечностью (в деле спасения).
Неправдоглаголанием - ложью.
Скверноприбытчеством - преступной наживой (прибылью).
Мшелоимством - взяточничеством, корыстолюбием (мшел - корысть).
Ревнованием - ревностью, подозрительностью (недоверчивостью).
Памятозлобием - злопамятностью.
Лихоимством - жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательств и т.д.
Чувствы - чувствами.
Грехи - грехами.
Душевными вкупе и телесными - как душевными, так и телесными.
Имиже Тебе - которыми Тебя.
Прогневах - прогневал.
Онеправдовах - я оклеветал; причинил всякое зло, неправду.
Винна себе Тебе Богу моему представляю - я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим.
Имею волю каятися - имею желание принести покаяние.
Точию - только.
Прешедшая же согрешения - прежде бывшие (прошлые) мои согрешения.
От всех сих, яже изглаголах - от всего этого, что я высказал.

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: "Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены...".
Сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них - мы не должны в то же время "обращать их в уме", заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом - одно из проявлений искусства "невидимой брани", срединного "царского" пути, каким должен идти христианин.
Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее - во все дни жизни. Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.
Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.
Объядение, пиянство, тайноядение - грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение - употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие - страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.
Празднословие . Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: "Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность оставаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь". (Преподобный Иоанн Пророк )
Расширяет понятие празднословия преподобный Ефрем Сирин: "А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным - именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит".
Уныние . Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:
"Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия... Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно... в послушании лицемерно". (Преподобный Иоанн Лествичник )
Леность , как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет "леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению" в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.
Прекословие . "Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем", - учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. "Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим".
Непослушание . "Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле", - так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям. Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети - родителям. Повиноваться начальствующим.
Оклеветание - прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего - Исх. 20,16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание - это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
Небрежение - небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой...
Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин - матерью всего худого.
"Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти". (Святой Максим Исповедник )
Многостяжание . Любостяжание... есть идолослужение , - говорит апостол Павел (Кол. 3, 5). Многостяжание - это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.
Хищение . В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что "плохо лежит": например, "зачитать" книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения - святотатство - "присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви" (см. "Православный катихизис"), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канун или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.
Неправдоглаголание - любая ложь словом. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12,22).
Надо помнить, что нет "невинной" лжи, всякая ложь не от Бога. "Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви", - говорит святитель Филарет в своем "Православном катихизисе".
Скверноприбытчество - получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, - например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого - тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, "когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать" (см. "Православный катихизис").
Мшелоимство - корыстолюбие, взимание мшела - корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.
Ревнование - ревность всех родов.
Зависть. "Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога - раздаятеля даров". (Святитель Иоанн Златоуст )
"…Зависть и соперничество - страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство". (Преподобный Ефрем Сирин )
Гнев - одна из восьми главных страстей.
"От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза - ценность металлов не делает разницы в ослеплении". (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин )
Памятозлобие "есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: "прости и прощено будет" - ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: "остави, якоже и мы..."?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло". (Преподобный Иоанн Лествичник )
"Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души". (Святой Максим Исповедник )
Ненависть . Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Лихоимство - "когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене" (см. "Православный катихизис"). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).
Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не "подводить" под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей - аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Обращаться к священным текстам следует не только в тяжелые моменты жизненного пути. Полезно будет взять себе за правило ежедневно благодарить Бога за прожитый день. С такой целью можно, перед сном, на ночь, нужно произносить молитву на сон грядущим — иными словами, вечернюю молитву.

Такие молитвы являются заключительной частью ежедневного Молитвенного правила , установленного православной традицией. Состав представлен также молитвенными текстами, произносимыми утром.

Что такое Молитвенное правило

Повседневное чтение текстов из Молитвенного правила, как подчеркивает Церковь, оказывает благотворное влияние на душу мирянина, помогает поддержать в ней стержень праведности и благочестия. Если же человек считает себя убежденным атеистом, отрицает существование Господа и скептически относится к священным текстам, его душа со временем может погрязнуть в пороках и оказаться во власти дьявола.

Вообще, полное Молитвенное правило помещено в Православный молитвослов и рассчитано, главным образом, на произнесение монахами и опытными верующими. Для тех же, кто только недавно обратился к религии, приобщился к Богу и стал делать свои первые шаги в православии, составлен краткий вариант данного свода.

Такая необходимость возникла в связи с тем, что для новичков полное прочтение всего правила представляет определенную трудность. Далеко не у каждого хватит силы воли и терпения произнести его от начала до конца и, тем более, практиковать это каждый день.

Начинать первоначальное чтение Молитвенного правила духовные лица советуют с нескольких молитв и постепенно добавлять к этому списку по одному новому тексту. Такой прием поможет приобщиться к ритуалу естественно и непринужденно.

Церковь настоятельно рекомендует соблюдать правило всем верующим, однако далеко не каждому православному человеку это удается — свои коррективы вносит бешеный темп современной жизни. Зачастую на чтение молитв времени остается совсем мало, и верующий вынужден произносить тексты поверхностно и торопливо, без соответствующего молитвенного настроя.

В итоге, получается так, что эта ежедневная традиция просто сводится к механическому ритуалу, а благоговение, почтение и внимание, которые должны обязательно сопровождать данный обряд, отходят на второй план.

Конечно, полностью нейтрализовать такую тенденцию вряд ли удастся, но максимально минимизировать её можно, уделяя должное внимание текстам, включенным в Молитвенное правило.

Полный текст молитв, со всеми ударения и правилами можно скачать по . Распечатайте его для удобства.

В наш век постоянной спешки вечерние священные тексты являются одними из самых распространенных. Вызвано это тем, что только в конце тяжелого дня, перед сном, занятой человек может позволить себе полностью расслабиться, остаться наедине со своими мыслями и Господом. Это единственное время, когда можно поговорить с Богом, зная, что никто и ничто не помешает данному, глубоко личному, процессу.

Промежуток времени, предшествующий сну, можно провести за прослушиванием или просмотром записей с христианскими беседами или молитвами. Но лучше всего молиться самому. Помимо них, имеется большое количество других православных молитв, рассчитанных на разные случаи жизни.

Прослушать её можно в видео:

Другие православные молитвы

Короткая, перед сном

Короткая молитва перед сном уместна будет в том случае, если верующему катастрофически не хватает времени на беседы с Господом (не важно, в силу каких причин). Этот текст произносить нужно, уже лежа в постели, шепотом или про себя:

Основная идея — хвала и благодарность Богу . Несмотря на краткость, эти священные слова обладают способностью укреплять в сердце православную веру и привести молящегося к настоящему чуду. Под их влиянием отступают жизненные трудности, к лучшему меняется судьба верующего.

Всевышнему

В том случае, если у верующего по каким-то причинам не получается ежевечерне читать Молитвенное правило, не возбраняется обращаться к Богу с помощью других православных молитв. Священные тексты можно использовать с целью получения помощи и поддержки от Всевышнего.

Взывание к Богу о помощи не должно происходить единожды — обращаться к Господу нужно регулярно и, в первую очередь, выражать свою благодарность Творцу. Для этих целей подойдет следующий текст:

Ангелу-Хранителю

Православный человек никогда не должен забывать о своем самом главном помощнике и защитнике — Ангеле-Хранителе.

Молить своего небесного заступника можно при любых обстоятельствах: в радости и в горе, с просьбой или без нее.

Лучше всего, если текст будет произнесен трижды, непосредственно перед отходом ко сну. Молитва поможет верующему стать лучше, избавит его голову от тяжких дум. Первые результаты от применения заметны станут уже через несколько недель.

Польза

Произнесение вечерних молитв поможет заручиться поддержкой высших сил, очистит мысли и сознание от негатива, устранит переживания, тревоги и стрессы, защитит от неприятностей и опасностей, привнесет в жизнь молящегося умиротворение, привлечет положительные события.

А спокойное состояние, обычно наступающее после чтения священных текстов, самым благоприятным образом скажется на сне, оградит от кошмаров и бессонницы, даст человеку возможность отдохнуть и набраться сил к предстоящему дню.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, - необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, - около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы - во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается - не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы - «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило - необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило - для человека, а не человек - для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Поделиться