Святый дух. Святой Дух Бог? Библия об этом

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им ), или о том, что Дух - Дух Христов (), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

    Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

    Когда же приидет Он, Дух истины… (). Он будет свидетельствовать о Мне (). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) - среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος - Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

    Кто же такой этот чудесный Святой Дух благодати? Чтобы общаться и работать с Ним, нам надо хорошо Его знать. Хотя у безличных метафор, символизирующих Дух Святой, - огонь, ветер, вода, масло и т. п. -есть библейское основание, они использовались так часто, что люди просто не знают, кем Он на самом деле является. Давайте обратимся к подлинной истине.

    Дух Святой есть Бог

    Как Бог Отец и Бог Сын, Дух Святой является частью Божества. Ариане и некоторые другие секты относились к Духу Святому просто как к силе, сошедшей от вечного Бога. Но у ортодоксальной церкви эти течения всегда считались еретическими.

    Библия сама называет Духа Святого - Богом. Одним из повелений Иисуса Своим ученикам, которое Он дал им перед Своим вознесением, было: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мат.28:19). Здесь Иисус ясно указывает, что Дух Святой занимает то же положение, что Отец и Сын. Он сказал, что Дух обладает тем же авторитетом, силой и славой, что Отец и Сын.

    Об этом же говорится и во всей Библии. В Книге Деяний человек по имени Анания со своей женой Сапфирой продали имение и принесли какую-то часть от вырученной суммы апостолам, делая вид, что принесли все. Но апостол Петр, исполненный Духом Святым, упрекал Ананию: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян.5:3,4). Этим Петр свидетельствовал, что Дух Святой есть Бог, говоря, что Анания солгал Богу и Духу Святому. Петр использовал эти слова как равнозначные.

    О некоторых стихах Ветхого Завета, сказанных Господом, говорится в Новом Завете как о написанных Духом Святым. Например, в Книге Исаии 6:9 говорится: "И сказал Он (Господь): пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите". Когда Павел цитировал этот стих в Новом Завете, он приписывал эти слова Духу Святому: "Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: "Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите"" (Деян.28:25,2б).

    Благодаря этим и подобным им местам из Писания я ясно осознаю, что Дух Святой истинно один из Святой Троицы. Слово Господа Бога в Ветхом Завете - то же самое, что и слово Духа Святого в Новом Завете (см. также Иер.З.ЗЗ и Евр.10:15,16).

    То, что Дух Святой есть Бог, видно из того, что Он совершает такую работу, которую никто, кроме Бога, не может выполнить. Дух Святой сотворил небеса и землю по воле Бога (см. Быт.1:2; Иов.26:13). Он воскрешал мертвых (см. Рим. 1:4; 6:11); определял рождение людей свыше (см. Иоан.3:57); обличал мир о грехе, о правде и о суде (см. Иоан.16:8) и изгонял бесов (см. Мат.12:28).

    Более того, Дух Святой обладает всеми признаками Божества. Только Бог вечен, всеведущ, всемогущ и вездесущ - все это относится и к Духу Святому.

    В Послании к Евреям 9:14 говорится, что Дух Святой вечен: "То тем более Кровь Христа, Который вечным Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (в английской Библии).

    Дух Святой всеведущ: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий"(1Кор.2:10). Дух Святой знает все, даже глубины Божьи.

    Дух Святой всемогущ: "Ангел сказал ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя" (Лук.1:35). Ясно, что Дух Святой- это сила Всевышнего, и нет ничего невозможного для Бога.

    И, наконец. Дух Святой вездесущ. Псалом 138 очень образно повествует о вездесущности Духа Святого. Давид сказал Господу: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты" (ст. 7,8).

    Итак, не является ли Дух Святой - вечный, всеведущий, всемогущий и вездесущий - Богом? Он так же величествен, свят и славен, как Отец и Сын.

    Дух Святой обладает индивидуальностью

    Когда мы осознаем, что Дух Святой - это личность, сущность, которая обладает индивидуальностью, как Отец и Сын, наше отношение к Духу Святому совершенно изменится. Личная природа Духа Святого воздействует на наши отношения с Ним несколькими способами. В своей книге "Личность и работа Духа Святого"евангелист и библейский ученый Торрей, член Королевской Академии наук, указывал на важность индивидуальности Духа Святого. Он подчеркивал, что только сущность, обладающая индивидуальностью, может понять наши проблемы и помочь нам.

    Мы не можем разговаривать с камнями, деревьями или какой-то безличной силой. Но, будучи Божественной личностью. Дух Святой глубоко вникает в наши дела, чтобы помочь нам. Это позволяет нам искать Его помощи.

    Корейский сборник духовных гимнов включает в себя несколько гимнов молитв Духу Святому с просьбой о Его помощи. Первая строчка одного из этих гимнов прошений звучит так: "Дух Бога Живого, сойди на меня опять". Какая это горячая молитва и песнь прошение Духу Святому! А вот названия некоторых гимнов из этого сборника: "Дух Святой вечный", "Славный Дух", "Приди, Славный Дух", "Дух Святой с чудесным светом","Дух Святой, верный руководитель". И все эти песни молитвы к Духу Святому. Если бы Дух Святой не был личностью, то как бы Он мог знать наши жизненные обстоятельства и помогать нам? Если бы это было не так, наши гимны молитвы Духу Святому были бы просто глупостью.

    Библейское основание

    Вы можете спросить, откуда же мы знаем, что Дух Святой - личность? Это ясно нам из Библии.

    Зачастую люди не видят разницы между личностью и материальной сущностью. Когда мы говорим, что какая-то сущность есть личность, некоторые ошибочно полагают, что эта сущность должна обязательно быть плотью. Но Иисус после Своего воскресения не обладал телом, подобным нашему.

    Как сказал апостол Павел: "Если же и знали Христа во плоти, то ныне уже не знаем" (см. 1 Кор. 15:44). Означает ли это, что Иисус перестал быть личностью? Конечно, нет. Я не знаю верующих, которые бы опровергали то, что Отец - живая личность, хотя никто никогда не видел Бога, ибо Бог есть Дух (см. Иоан.4:24). Сущность является личностью независимо от того, материальна ли она, если у нее есть признаки личности. Так как Дух Святой обладает всеми признаками личности, хотя и невидим, Он является личностью. А теперь рассмотрим библейские доказательства.

    Мы знаем, что Дух Святой есть личность, потому что Библия постоянно использует личные местоимения, говоря о Духе Святом. "Дух истины. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. 15:26). "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде" (Иоан. 16:7, 8). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан.16:13).

    Многие действия, которые может совершать только личность, относятся к Духу Святому. Вот краткий список этих действий.

    1. Дух Святой говорит: "Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквям" (Отк.2:7).

    2. Дух Святой помогает нам в наших немощах: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших". (Рим.8:26).

    3. Дух Святой молится за нас: "Сам Дух ходатайствует за нас..." (Рим.8:26).

    4. Дух Святой учит нас: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14:26).

    5. Дух Святой свидетельствует о Господе: "Когда же придет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне"(Иоан.15:26).

    6. Дух Святой наставляет нас: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..."(Иоан.1б:13).

    7. Дух Святой руководит верующими в их служении Иисусу Христу: "Теперь, когда они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил"(Деян.16:6, 7).

    8. Дух Святой призывает людей на дело Божье и ставит их на служение: "Дух Святой сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их"(Деян.13:2).

    9. Дух Святой утешает верующих: "Церкви же были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Духа Святого, умножались" (Деян.9:31).

    Фактически целые главы в Библии были написаны одеяниях Духа Святого. Приведенный мною список включает в себя только некоторые моменты, доказывающие утверждение, что Дух Святой - Личность.

    Характеристика личности дана Духу Святому. Чтобы быть личностью, сущность должна знать о событиях и фактах, обладать такими чувствами, как радость, гнев, удовольствие и печаль; иметь волю, чтобы решать, как и когда проявлять эти чувства. Имеет ли Дух Святой все эти признаки?

    Во-первых, Духу Святому дано знание, об этом говорится следующих местах Библии: "А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божий" (1Кор.2:10); "Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа" (Рим.8:27). Подумайте об этом. Дух Святой обладает таким глубоким умом, что проницает глубины Божьи так же, как он проницает и понимает сердце человека. Позвольте мне рассказать вам о моем личном опыте познания Духа Святого. Одним знойным летним днем я проповедовал перед аудиторией, состоящей из тысячи трехсот человек, пришедших на вечернее служение в моей церкви. В середине своей проповеди я внезапно возгорелся в своем духе сильным побуждением от Духа Святого. Он открыл мне, что среди моих слушателей присутствует человек, который решил покончить жизнь самоубийством, и если он сегодня вечером не спасется, то погибнет. Получив слово знания, я пытался продолжать проповедь, как будто ничего не случилось. Но я чувствовал себя очень скованно. В конце концов на несколько минут прервал проповедь и объяснил почему: "Если такой человек здесь присутствует, то, пожалуйста, поднимите свою руку". Подняла руку молодая женщина. После служения я беседовал с ней в моем офисе. Эта женщина покинула свой дом с намерением никогда уже туда не возвращаться, но один друг уговорил ее прийти на служение. До той минуты, пока она не услышала, что Бог интересуется ею и хочет помочь, эта женщина думала только о самоубийстве.

    Во время нашего разговора молодая женщина все время плакала. Когда мы закончили беседу, она исповедала свои грехи и вернулась домой спасенная. Через годя получил письмо, где она писала, что ведет счастливую жизнь в Господе. Этот случай вполне убеждает меня в том, что Дух Святой знает все наши сокровенные мысли и наши жизненные обстоятельства. Да, Дух Святой обладает знанием.

    Во-вторых, Дух Святой обладает эмоциями и чувствами, о которых говорится в следующих местах Библии: "А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"(Рим.5:5); "И не оскорбляйте Святого Духа Божия".(Еф.4:30); "Но Сам Дух ходатайствует за вас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Эти цитаты доказывают, что Дух Святой обладает различными эмоциями: Он изливает любовь Божью в наш дух, Он может быть оскорбленным и воздыхает в искренней молитве за нас.

    В-третьих, Дух Святой имеет волю, и Он поступает по своей воле и согласно своим планам. "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:11); "Теперь, когда они небыли допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил их" (Деян.16:6, 7). Одним из наиболее неразумных поступков, совершаемых сегодня людьми, является попытка использовать Дух Святой для своих личных целей. Дух Святой - не безличная сущность, не какой-нибудь безжизненный предмет или неведомая сила, чтобы Его использовать. Он - реальная личность. Он Сам использует людей по Своей воле. Я осознал это летом 1964 года.

    В то время я проповедовал в течение недели в некоторых церквях и уже купил билет на самолет, чтобы лететь в штат Вашингтон, как вдруг почувствовал тяжесть и беспокойство в своем духе. Я попытался успокоиться, но не мог. Перед тем как покинуть штат, я запланировал посетить вечер, устроенный Женским Миссионерским Советом. Прибыв туда, я попросил руководителя женского собрания указать мне тихое место, где бы я мог помолиться. Я преклонил свои колени перед Господом, и тут же Дух Святой ясно указал мне, что Его воля для меня была - задержаться в Калифорнии еще на неделю. Я перечислил Богу множество причин, по которым не мог остаться, но мира в сердце не было. Наконец, когда я подчинился Господу и сказал, что послушаюсь Его, мир наполнил мое сердце и разум. Возвращаясь мысленно в то лето, я вижу, что мое послушание голосу Господа принесло прекрасные результаты в евангелизации и плоды для Царства Божьего.

    Исходя из опыта, я могу сказать, что Дух Святой знает план Бога для нас, и у Него есть способ, как открыть этот план нам.

    Библия ясно и четко показывает, что Дух Святой -это реальная личность, имеющая знания, чувства и волю. Он пребывает и работает с нами и в нас. Зная это,следует совершенствовать свой евангельский труд Его сверхъестественной силой, признавая, приглашая и поклоняясь Ему в наших обыденных делах и в нашем общественном служении.

    Дух Святой - личность, и Ему важно наше поклонение. Как могли бы мы поклоняться безличной силе? Но, слава Его Святому имени, Он отвечает нам как личность совершенная, потому что Он есть Бог.

    Она жила в страхе 15 лет, но Господь дал ей полную свободу - свидетельства чудес и исцелений в Духовном Центре Благословение Отца

    Приветствую, меня зовут Лена. У меня свидетельство об освобождении, как Господь освободил меня от страха. 15 лет назад родственников моего отца обворовали, ворвались вечером в их семью несколько человек в масках, оглушили главу семьи, требовали от жены денег, приставив пистолет к маленькому ребенку, требовали чтобы отдали все деньги. Когда жена родственника отдала эти финансы, после этой ситуации мой отец пригласил родственников к нам домой жить, он понимал, что им будет тяжело жить у себя дома. Когда они жили у нас целый год дома, у моей тети были постоянные приступы страха на нервной почве от того, что происходило, потому что она видела, что происходило, с ней бандиты разговаривали. Я постоянно прокручивала эти ситуации, после того, как через год они уехали от нас, этот страх начал преследовать меня, что с моими родителями может произойти тоже самое, я боялась за жизнь родителей, когда в доме какие то финансы появлялись, даже небольшая сумма, боялась, что такая же ситуация может получиться с родителями. Это продолжалось, я уехала учиться в другой город, но находясь в другом городе, этот страх постоянно меня преследовал, на несколько дней в месяц он меня парализовывал, иногда даже приезжала к родителям, чтобы побыть с ними рядом, убедиться, что все в порядке, но этот страх преследовал и у них дома. Я не знала что нуждалась в освобождении от этого, я жила и думала, что это нормально. На молитвенной линии попадала под руку человека божьего и чувствовала, что внутри меня что-то есть, но не выходило из меня, сильно сидело во мне.

    Я начала взывать к Богу и просить об освобождении, я каялась во всевозможных грехах, просила прощение за вещи, за которые десятки раз просила прощение, изгоняла нечистого духа, называла разными именами, но ничего не происходило. Начала взывать к милости Божьей, чтобы Бог освободил меня, т.к. я Божий человек и это не должно во мне находиться. Когда Бог освободил, Он показал что освободил меня именно от страха. Освобождение происходило у меня дома, я приехала в гости к родителям, был второй час ночи, я не спала и у меня начал подходить очень сильный страх внутри, были тысячи мыслей, картинок, не успевала их переваривать, в какой то момент Дух Святой развернулся внутри меня и начал выталкивать все это с меня. В тот момент, когда нечистый дух проявился, у меня было ощущение, что голова разорвется на тысячи кусочков, была боль и страх одновременно. В доли секунды Дух Святой освободил меня от этого, лежа на кровати, за меня никто не молился, сделал сам Бог, когда происходило освобождение, я не могла говорить, была парализована этим страхом, духом, который был внутри меня. Внутри себя я слышала свой физический голос как приказывал нечистому духу уходить прочь из моего тела и за доли секунды получила свободу. Несколько дней хожу в этой свободе, я не ощущаю никакого страха, скованности, физических спазм от страха, которые испытывала все время, благодарю Бога за освобождение от духа страха, за полное исцеление, за то, что я стала свободным человеком, как говорит слово Божьей, вся слава Ему.

    Святой Дух каждому христианину дал дары. Один из этих даров - различение духов, он помагает правильно молится за изгнание демонов. Больше о духовных дарах можно узнать из урока школы христианское основание. В видео миксе Не бойся, только верь , Дмитрий Лео говорит о том, что важно быть способным пожертвовать своей гордостью и упасть на колени перед Господом, как это сделал Иаир для того, чтобы получить чудо.

    Свято й Дух, Утеши тель (В русском языке мужского рода, в греческом (Пне вма) - среднего, в семитских языках (Ру ах) - женского) - в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.

    Действия Святого Духа

    Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров — «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт.1:1-2).

    Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святаго: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.» Пс.50:12-14.

    Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и…

    Тема №7.КТО ТАКОЙ ДУХ СВЯТОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ.

    ВСТУПЛЕНИЕ.

    Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

    КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

    Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

    Святой Дух — это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет…

    Дух есть знания.
    Знания сила, об этом не спорят.
    Без знания, не сможем и руку поднять.
    Нам в душу, Бог вдунул все знания о, всем.
    И Дух есть те знания, с которым живем.
    Чрез душу познания, о Духе найдем.
    Но в Духе его, есть познания всего.
    Он дал нам на выбор, добро или зло.
    И выбор нам делать, придется самим.
    Душа наша душ, для Духа его.
    И Дух нам почистить, нужно его.
    Ведь все мы частички его мироздания!
    Его мы ведь слуги, и в нас все те знания!

    Если вы считаете, что Дух не есть знание. Тогда попробуйте без знаний, что ни будь сделать. Любое слово имеет смысл, а значить знание. Дух святой. Это чистый, светлый. Дух бывает и загрязненный. Прочтя Дух наоборот. Получим худой, что и значит загрязненный. Дух есть ЗНАНИЯ, а знания есть об истине и о мире. Вот знания об истине и есть Святой Дух, а о мире загрязненный. Мы вырастаем из сперматозоиды, в которой если бы не было знаний, то не было бы и нас. Без знания мы не можем…

    Схождение Духа

    Несмотря на то, что распятие Иисуса Христа причинило страдания Его последователям, вселило ужас в души, воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

    Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, шире открыли свои сердца перед Спасителем и вознесшимся Царем. Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя вместе в молитвах.

    И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2–3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

    Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и…

    Святой Дух в иудаизме

    Упоминания о Святом Духе имеются уже в Ветхом Завете, хотя речь о нем там идет не очень часто. Гораздо чаще в Священном Писании можно встретить просто упоминание о «духе» или о «духе Божьем». В иудейской религии еще в те далекие времена, когда составлялся Ветхий Завет, было принято считать, что Бог один. Любые представления о двоичности или троичности Творца считались среди евреев ересью.

    Говоря о «духе Божьем», иудеи имели в виду божественную силу, которая хоть и имеет личностную окраску, но остается свойством, принадлежащим Богу в качестве одного из его непременных атрибутов. В этом отличие иудаизма от христианства, где Святой Дух – это часть триединого Бога.

    В иудаизме Святой Дух, таким образом, воспринимается как реально действующая в мире сила, божественное дыхание. Все, что делает Бог, пронизано его духом. Но ортодоксальные иудеи никогда не воспринимали Божий Дух в качестве личности, это свойственно христианской религии.

    Р. А. Торрей

    Святой Дух, Его сущность и действия

    Как познать Духа Святого во всей полноте Его чудесного служения

    «…Мы верим, что, если каждый проповедник и труженик Царства Божия прочтет эту книгу и изучит ее, он, таким образом, допустит Святого Духа к работе над собою по Его воле. Это будет означать духовную революцию в наших общинах и сделается средством, при помощи которого Господь Бог даст нам великое духовное пробуждение.»

    Баптистский Вестник

    Предисловие
    I. Личность Святого Духа
    II. Святой Дух изобличает людей в их грехах
    III. Действия Духа Святого при духовном возрождении
    IV. Как получить постоянную удовлетворенность?
    V. Крещение Святым Духом, его сущность и действие
    VI. Крещение Святым Духом Божьим
    VII. Крещение Святым Духом и как получить его
    VIII. Крещение Святым Духом: как его можно получить теперь
    IX. Каким образом утрачивается духовная сила

    Главы этой книги…

    В христианстве принято восприятие единого Бога, но при этом представленного в трех лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Иначе говоря, в Святом Духе заключается одна из ипостасей творца, которая является частью неразделимой Святой Троицы. Вновь пришедшим к христианской вере, пытающимся вникнуть в её основы, такая природа Бога часто кажется замысловатой, её бывает трудно представить и разобраться в ней.

    Святой Дух - иудаизм

    Святой Дух упоминается ещё в Ветхом Завете, но не слишком часто. Священное писание чаще акцентирует внимание просто на «духе» или на «духе Божьем». По иудейской религии ещё со времён составления ветхого Завета считается, что Бог один. Всё, что касалось представлений о двоичности, троичности Творца относилось у евреев к категории ереси.
    В словах о «духе Божьем» у иудеев имеется в виду сила божественная, имеющая личностную окраску, но при этом остающаяся свойством Бога, одним из его неотъемлемых атрибутов. Именно в этом и есть разница между…

    Трое в Одном

    Бог существует в трех образах: Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Эта триединая личность часто называется Троицей. Человеку трудно себе представить, что три личности могут существовать в одной, но Бог отличается от нас по своей природе. Библия предлагает множество отрывков, которые могут объяснить смысл этого явления. Это все равно, что три стороны равностороннего треугольника, каждая сторона которого представляет собой одну из личностей Бога.

    Утешитель

    Иисус знал, что Его распнут на кресте. Он считал Своим долгом подготовить учеников к Своей смерти, чтобы они не чувствовали себя покинутыми.

    После воскресения из мервых Иисус опять подготовил Своих учеников и последователей к Своему восхождению на Небо. Иисус обещал послать Утешителя, который будет руководить в их жизни.

    Дух Святой является необъяснимой силой присутствия Бога в душе человека. Дух Святой вдохновляет человека на развитие качеств, которые он никогда бы не…

    Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука Бога. Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: любовь, мудрость, спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, сострадание, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

    Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс…

    Представьте себе кошку, которая присутствует на конференции по астрофизике. Она трется об ножки стульев и об ноги увлеченно беседующих ученых, слышит их разговоры, видит слайды, сменяющиеся на экране, но, разумеется, ничего не понимает. Более того, те вопросы, которые обсуждают ученые, находятся далеко за пределами ее кошачьих интересов. Теперь представьте себе, что ученые захотели ввести кошку в свой круг - каким-то образом они находят способ повысить ее интеллект и наделить ее интересом к познанию. Постепенно она с трудом начинает улавливать какие-то элементы смысла в том, что говорят ученые, но самое главное - она начинает догадываться о том, сколь многого она не понимает и какой огромный мир лежит за пределами ее кошачьего мирка. Вероятно, она переживает определенный внутренний конфликт - с одной стороны, она испытывает влечение к таинственным звездам и мудрым речам академиков, с другой - опасается (с некоторым основанием), что ей придется оставить какие-то свои кошачьи привычки….

    Кто такой Святой Дух?

    Вопрос: «Кто такой Святой Дух? Я видел это имя фразу в нескольких местах на вашем сайте.»

    Наш ответ: Святой Дух — реальная личность. Он послан Богом, чтобы пребывать в истинных последователях Иисуса Христа после воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса (Деяния 2). Иисус сказал Своим апостолам…

    «И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам.» (Иоанна 14:16-18)

    Святой Дух — не смутная божественная тень, не безликая сила. Он - личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы. Иисус сказал Своим Апостолам…

    «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я…

    Вопрос:

    Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

    Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

    Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа …

    Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

    В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

    В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам. Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них,…

    Существует много неверных представлений о том, кем является Святой Дух. Некоторые считают Его некой мифической силой, а другие – безликой энергией, данной Богом последователям Христа. Что же говорит по этому поводу Библия? Если кратко, то Библия говорит, что Святой Дух – Бог. В Библии также написано, что Святой Дух – это Личность, владеющая разумом, эмоциями и волей.

    Утверждение того, что Святой Дух является Богом, можно проследить во многих библейских текстах, включая Деяния 5:3-4. В этом отрывке Петр укоряет Ананию за обман Духа Святого и говорит ему: «Ты солгал не человекам, а Богу». Из этого становится понятно, что ложь Святому Духу – это ложь Богу. Святой Дух является Богом, так как Он обладает характеристиками Бога. Например, то, что Он – вездесущий, упоминается в книге Псалмов 138:7-8: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты». Далее, в 1 Коринфянам 2:10 говорится о всезнании Святого Духа:…

    Люди часто задаются вопросом: «кто такой Дух Святой?» И каждый представляет Его по разному, каждый в силу своего воображения. Кто-то видит Его, как что-то незримое, аморфное, летучее, недосягаемое. Кто-то называет это силой, энергией, праной и т.д.

    Чтобы рассеять всяческие человеческие домыслы и фантазии и ответить на вопрос «кто такой Дух Святой?», не лучше ли обратиться к первоисточнику — Слову Божьему, которое, как нельзя лучше, поможет осветить данный вопрос.

    Итак, кто такой Дух Святой?

    Святой Дух - Личность в той же мере, что Отец и Сын. Это не абстрактная сила, не прана, не безличная энергия. Он тот, Кто являет Собой неделимую сущность в триединстве Отца, Сына, Святого Духа.

    Святому Духу свойственны все основные признаки личности

    Основными признаками личности являются ум (разум), чувства и воля. “Сила” не может обладать этими свойствами. Энергия тоже.

    1 Признаки ума (разума) у Святого Духа

    Мы с вами при помощи Слова Божьего познакомились с девятью атаками сатаны на христианина. Далее, Дух Святой, показал нам всеоружие Божие, которое Бог предлагает Своим последователям. Однако Господь знает, какая армия сатаны направлена на христиан, с целью разрушать Божье Царство на земле. Поэтому, после того, как Христос вознесся от земли после воскресения, Он упросил Отца послать на землю Духа Святого и уполномочил ангелов Своих ополчаться вокруг боящихся Его. А теперь, с Божьей помощью, мы рассмотрим еще две темы: учение о Духе Святом и учение об ангелах.

    Человек состоит из трех субстанций: духа, души и тела. Человек есть душа живая. Физическую его часть жизни обеспечивает тело, а духовную обеспечивает дух человека. Дух человека – это та часть, которая способна входить в общение с Богом. По причине грехопадения людей, произошел разрыв с Творцом, и их дух потерял способность общаться с Ним. Это состояние Библия называет смертью.

    Еф.2:4-5 «Бог, богатый милостью, по…

    В день Святой Троицы Православная Церковь вспоминает сошествие Духа Святаго на апостолов. Это произошло на пятидесятый день по Пасхе в 33 году по Рождестве Христовом. К этому дню в Иерусалиме собралось множество народа для празднования одного из трех великих праздников, указанных еще во Второзаконии, во время которых каждый иудей был обязан посетить храм. Первый по значению – Песах – в память исхода евреев из Египта (отмечается 15 ниссана (март-апрель)). В пятидесятый день по Песах празднуется Шавуот – в память дарования на горе Синай пророку Божию Моисею десяти заповедей. Третий – Суккот – праздник кущей в месяце тишри (сентябрь-октябрь) – в память сорокалетнего странствования в пустыне.

    В день Пятидесятницы в Иерусалиме оказалось множество иудеев, вспоминавших дарование Закона Моисею. Одиннадцать апостолов, Божbя Матерь и другие ученики, как повествует книга Деяний святых апостолов, собрались в Сионской горнице. По преданию, в этой же горнице Сам Господь Иисус Христос совершил первую в истории Божественную литургию – Тайную Вечерю. В виде огненных языков и как бы в шуме ветра на учеников сошел Святой Дух, и они, исполнившись Божественной силы, проповедовали о Воскресении Христовом многочисленному сонмищу иудеев в Иерусалиме. Проповедь апостола Петра имела такое действие, что к Церкви в тот день присоединилось около 3 тысяч человек. Поэтому мы, православные христиане, почитаем это событие как день рождения Церкви Христовой.

    Следовательно, учение о Церкви Христовой тесно связано с учением о Духе Святом. В Божестве Святого Духа не сомневалась Древняя Церковь до IV века: святой Климент Римский называет Его Духом «святым и правым, от Отца исходящим», следовательно, отличным от Отца и единосущным Ему. Святой Дионисий Александрийский пишет: «не останется безнаказанным тот, кто изрекает хулу против благого Духа Святого: ибо Дух есть Бог». Именно в IV веке Церковь выработала догмат о Духе Святом на II Вселенском Соборе в 381 году в Константинополе против Македония Духоборца, считавшего, что Дух Святой не Бог, но творение Божие. Поэтому волей православного императора Феодосия Великого 150 отцов Собора выработали учение о Духе Святом и дополнили Никейский Символ веры. Среди отцов Собора – свт. Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. Теперь православные христиане за каждой Божественной литургией во всем мире поют о том, что они веруют «и в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки». Подробный разбор этого догмата о Духе Святом в православных семинариях на курсах догматического богословия занимает приблизительно около двух месяцев – по две пары догматического богословия в неделю. Сотни отцов Церкви писали о Духе Святом в строгом русле православного вероучения. И это богатейшее наследие не может быть вмещено в рамки небольшой газетной статьи.

    Итак, учение о Духе Святом – это учение о Церкви. Можно утверждать и обратное: Дух Святой наполняет жизнью Церковь как Животворящий. Господь Иисус Христос в прощальной беседе с учениками обещал, что Дух Святой наставит учеников на всякую истину. Поэтому, начиная с апостольского собора в Иерусалиме (48 год по Р.Х.), описанного в 15 главе Деяний святых апостолов, решение собора заканчивается такими словами, которые стали церковной формулой изложения соборных решений Церкви: «изволилось нам и Духу Святому».

    Veritas una, error multiplex, «истина едина – заблуждение многообразно», – говорили еще мудрые язычники. И теперь, когда прошло почти 2 тысячи лет со дня сошествия Духа Святаго на апостолов, многочисленные лжеучения наполнили землю. Но истина Церкви, Божественная истина о Святой Троице и Третьем Лице Святой Троице – Духе Святом, – стоит непоколебимо. И как в древности, так и теперь причина еретических заблуждений – отход от Церкви многочисленных христианских обществ. Так, католики считают, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (filioque). Протестанты, отвергнув учение о церковных Таинствах, которые совершает Дух Святой чрез пастырей Церкви, утратили не только институт священства, но и само понятие святости, даруемой Святым Духом, потому что не признают особых заслуг угодников Божиих и их заступничество за нас перед Богом.

    Двадцатый век принес еще больше заблуждений: пятидесятники считают, что Дух Святой подается и проявляется только через дар говорения на языках (глоссолалия). Так, по тюменским квартирам в день Святой Троицы ходят «харизматы» и объясняют православным смысл праздника настолько «удачно», что ряды пятидесятников все более и более пополняются. Еще больше заблуждений принесла так называемая «эра Водолея», именуемая в учебниках сектоведения «Нью эйдж». Дух Святой объявляется просто «космической энергией», которая исходит от Бога и подается любому человеку, независимо от его нравственного состояния, если он только правильно медитирует.

    Многие интеллигентные люди с высшим образованием и научными степенями становятся в середину церкви, раскидывают руки, нащупывая «энергетическую ось храма», и питаются космической энергией. Другие «заряжаются» от икон. Третьи берут энергию из солнца, ветра и гор… Считающие так, очевидно, не знакомы с книгой «Премудрости Соломона», в которой написано: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. Сол. 1, 4).

    Иеговисты также считают, что Дух Святой – некая Божественная энергия. И когда показываешь свидетелям Иеговы библейские тексты (конечно, не по их смешному переводу Библии «Новый мир») о том, что Дух Святой участвует в творении мира (Быт. 1, 2), знает сердца человеческие и саму сущность Бога (1 Кор. 2, 11), возрождает человека в таинстве крещения (Ин. 3, 5), поставляет пастырей Церкви (Деян. 20, 28), отпускает грехи (Ин. 20, 23), направляет апостолов на проповедь (Деян. 11, 12) или запрещает идти в определенные места (Деян. 16, 7) – они оказываются в большом недоумении. Все перечисленные свойства Духа Святого показывают, что Он – никакая не энергия, но Бог со всеми Божественными свойствами.

    Можно сколь угодно долго разоблачать заблуждения, но если мы не будем знать положительного учения Православия о Духе Святом, никогда не сможем победить заблуждения и достичь цели христианской жизни, которую Серафим Саровский определил как стяжание Духа Святого. Следовательно, необходимо слово за словом по святым отцам Церкви кратко разобрать восьмой член Символа Веры – и тогда заблуждениям о Духе Святом просто не останется места. Потому что истина во Христе (Иоан.14, 6: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»), а Христос – глава Церкви (Еф. 1, 22). И поэтому ложь не может одолеть Церковь, как и врата ада не смогут одолеть Ее (Мф. 16, 18).

    1. Итак, слово «Дух» показывает, что Дух Святой как Бог абсолютно нематериален и нет никакого способа принудить Дух совершить что-либо в этом мире, если Он Сам не захочет.

    2. Слово «Святой» говорит о том, что есть и не святые духи, духи падшие. И есть святые, бесплотные духи, которые предстоят Духу как Богу и служат Ему.

    3. «Господа Животворящего». Слово «Господь» (по-гречески «??????») обозначает, что Дух Святой такой же Бог, как Отец и Сын, обладает всеми сущностными свойствами Бога: вечностью, неизменностью, вездесущием, неизменяемостью, всемогуществом. Однако он имеет и особенное свойство – животворить. Он дает жизнь каждому живому существу и особенно духовную жизнь человекам.

    4. «Иже от Отца исходящего». В этих словах указывается ипостасное, личностное свойство Духа Святого, отличающее Его от Отца. Святитель Григорий Неокесарийский еще в III веке в своем Символе веры писал: «И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся (т.е. людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святый), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который через все». Как было сказано выше, католики считают, что Дух Святый предвечно исходит и от Сына. И это главное догматическое отличие католиков от православных. Митрополит Филарет (Дроздов) в «Пространном катехизисе» указывает три причины того, почему католики заблуждаются в этом случае: «Учение об исхождении Св. Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Св. Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры». Западные христиане filioque внесли в Символ веры еще в 586 году, на Толедском соборе в Испании, но только после XI века повсеместно изменили Символ веры.

    5. «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима». Дух Святой как истинный Бог имеет равное Божественное достоинство с Отцом и Сыном. Он – Третье Лицо Святой Троицы. Сам Сын Божий повелел: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). Во втором послании к Коринфянам (Кор. 13, 23) указываются все Три Лица Святой Троицы в Едином Божественном существе: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами». Этот возглас произносит священник в храме, заканчивая многие молитвы.

    6. «Глаголавшего пророки». Дух Святой как Бог знает будущее, и поэтому в Ветхом Завете Он действовал через пророков, открывая будущее (2 Пет. 2, 15). «И сказал мне Господь» (Втор. 9, 12-13; 1 Цар. 15, 16; Исайя 8, 1-3; Иерем. 11, 16; Иезек. 44, 2; Осия 3, 1; Амос 7, 8; Захар. 11, 13 и мн. др.), «Так говорит Господь» (Исх. 10, 3; Иис. Нав. 7, 13; 1 Цар. 10, 18; 2 Цар. 24, 12; 3 Цар. 21, 19; 4 Цар. 1, 6; Исайя 28, 16; Иерем. 6, 22 и мн. др.), «И было слово Господне ко мне» (Иерем. 1, 11-13; 2, 1; 18, 5; Захар. 6, 9). О том, что апостолы говорили Духом Святым, сказано в Священном Писании (1 Кор. 18). И во времена Второго Вселенского собора в этом никто не сомневался.

    Если бы православные христиане твердо придерживались учения Церкви о Духе Святом, то ряды людей, находящихся в заблуждении, не пополнялись бы православными, забывшими об основах своей веры. Правые догматы рождают правую жизнь во Христе, и наоборот. Тем более правое учение о Духе Животворящем рождает и поддерживает в нас духовную жизнь. Как писал один из возвышеннейших богословов Православной Церкви прп. Симеон Новый Богослов: «Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и через Сына к нам верным приходящий; Душе жизни и разума, Душе святости и совершенства, Душе благий, мудрый, человеколюбивый, приятный, славный; Душе, питающий и в то же время напаяющий, милующий, просвещающий, укрепляющий; Божественный Душе терпения, Душе, подателю радости, веселия духовного, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлопамятства, непопечения о здешнем, созерцания тамошнего; Душе, отгоняющий уныние, рассеивающий нерадение, прогоняющий суетное любопытство и лукавство; Душе, объявляющий тайны, являющиеся залогом Царствия Небесного, источниче пророчества и учительства, истребителю греха, врата покаяния, Душе, указывающий наподобие привратника входную дверь подвижникам; Душе любви, мира, веры, воздержания, Душе вожделенной любви, эту же любовь и подающий, Ты, Душе Святый, прииди и вселися в нас и пребудь с нами неразлучно, нераздельно, освящая, и преображая, и просветляя сердца наши, как единосущный и равночестный Сыну и Отцу, и как Тот, Который обожает приемлющих Его, уничтожая всякий грех и принося с нисшествием Твоим всякую добродетель» (Богословское слово 3).

    Диакон Димитрий МАЙОРОВ,
    г. Тюмень

    Поделиться