Каждый вкусит смерть аят. О чем попросил Пророк (ﷺ) Азраиля перед смертью? Мой дорогой брат

До последнего момента мы даже не думали писать об этом. Тема "Конца Света 2012" настолько заезжена и раскручена, что опровергать ее - только способствовать очередным разговорам, домыслам, суевериям. Но не потому, что Конца Света не будет никогда. А потому, что о дате его наступления не знает никто, кроме Аллаха.

И поскольку заложниками этой очередной профанации стали не только люди не верующие в Аллаха, но и те, кто считают себя мусульманами, мы вынуждены напомнить о том, что Всевышний Аллах сообщил людям через Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует:

Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху…». Коран, сура «аль-Араф», аят 187.

Этого более, чем достаточно для того, кто признает Коран Истиной. Но к сожалению, мы живем в такое время, когда называющие себя мусульманами, больше доверяют гадалкам, экстрасенсам, астрологам и даже индейцам майя, со всеми их языческими богами, чем Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

В результате, эти люди закупаются продуктами, свечками, дровами, одеялами и прочим, что поможет им, как они думают, пережить… Конец Света.

Удивительная логика. Неужели кто-то и вправду думает, что ему удастся пережить Конец Света? Если самым «умным» и удастся выжить, то значит это и не Конец.

Но человека уже не интересуют детали. Мысль о том, что его жизнь может прекратится, вызывает в его голове ужас. Потому что он не просто не хочет умирать, он даже думать о смерти не хочет. А между тем, он смертен и без Конца Света, и как писал классик - смертен внезапно.

Вот о чем должен думать человек. Вот к чему его призывает быть готовым Коран. На протяжении всех аятов, Всевышний Аллах напоминает людям, что земная жизнь - временна, и пройдет она быстро. А вслед за нею последует загробный мир, День Воскресения и Суда, и Ахират - жизнь вечная, исполненная либо адских мук, либо райского блаженства.

Мы не знаем срок нашей жизни. Мы не знаем день нашей смерти. Но мы должны готовиться к ней независимо от очередной даты «конца света», потому что конец человеческой жизни, и есть его личный апокалипсис.

И если кто-то действительно хочет к нему подготовиться, то пусть запасается не продуктами и дровами, а поклонением и добрыми делами, которые он возьмет с собой в следующий мир.

И не приурочивает это к определенной дате, а совершает это на протяжении всей своей жизни, конец которой наступит в любом случае. И возможно, гораздо раньше наступления Конца Света.

Что касается предсказаний майя, то верить им, значит не верить Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, который принес людям Свет Божественной Истины - Священный Коран, и оставил после себя множество пророчеств, исполнение которых мы видим на протяжении всей истории Ислама, и которым еще предстоит случиться.

Но доживем ли мы до них сами? Вот в чем вопрос. И вот к чему следует быть готовым.

"Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали»". Сура "Джумуа", аят 8.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ Транслит Kullu Nafsin Dh ā "iqatu A l-Mawti ۗ Wa Nab lūkum Bish -Sh arr i Wa A l-Kh ayr i Fitnatan ۖ Wa "Ilaynā Turja`ū na Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены. Каждая (сотворенная) душа [каждый человек, джинн, ангел, животное,...] вкусит смерть [душа отделится от тела] (сколько бы она не прожила в этом мире) . И Мы испытываем вас тяготой [бедностью, болезнью,...] и добром [богатством, здоровьем,...] для искушения [чтобы показать, кто проявит терпение и будет благодарным и кто не вытерпит и проявит неблагодарность], и (затем) к Нам [к Аллаху] вы будете возвращены (для расчета и воздаяния за свои деяния) . Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены. [[Смерть является уделом каждого творения. Это - чаша, которую предстоит испить каждому, даже если он проживет долгую жизнь. Всевышний Аллах сотворил Своих рабов на земле, ниспослал им повеления и запреты, а затем подвергает их искушению добром и злом, богатством и бедностью, могуществом и унижением, жизнью и смертью. Всевышний сказал: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:1 –2) . Одни люди во время испытания поддаются соблазну, а другие обретают спасение. А затем каждый человек возвращается к своему Господу для того, чтобы получить воздаяние за совершенные деяния: добром за добро и злом за зло. Всевышний также сказал: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46) . Обсуждаемый нами аят свидетельствует о заблуждении тех, кто считает, что праведник Хадир живет по сей день и является бессмертным. Подобные утверждения не опираются на доказательства и противоречат священным текстам.]] Ибн Касир

﴾ وَنَبْلُوكُم بِٱلشَّرِّ وَٱلْخَيْرِ فِتْنَةً ﴿ «и Мы испытываем вас злом и добром для искушения» - т.е. порой Мы испытываем вас бедами, испытываем вас благами другой раз, чтобы посмотреть, кто будет благодарен, а кто неблагодарен, кто проявит терпение, а кто отчается. Как передаёт Али ибн Абу Тальха со слов ибн Аббаса: ﴾ وَنَبْلُوكُم ﴿ «и Мы испытываем вас» - т.е. Мы проверим вас; ﴾ بِٱلشَّرِّ وَٱلْخَيْرِ فِتْنَةً ﴿ «злом и добром для искушения» - т.е. через трудности и лёгкости, здоровье и болезнь, богатство и бедность, через дозволенное и запретное, послушание и ослушание, через руководство и заблуждение». ﴾ وَإِلَيْنَا ترُْجَعُونَ ﴿ «и к Нам вы будете возвращены» – и тогда Мы воздадим вам за ваши деяния.

Последнюю хутбу Пророк (с.г.в.) прочел за пять дней до своей кончины. Он спустился с минбара с поблекшим лицом и со слезами на глазах. Затем вошел в комнату Аиши (р.г.) и лег на постель.

Досточтимая Аиша (р.г.) спросила:

О, Посланник Аллаха! Мои мать с отцом пусть станут жертвой ради тебя! Что случилось? Почему так лежишь?

Посланник (с.г.в.) не ответил Аише, но положил голову на ее колени.

Аллах Всевышний велел Азраилю (а.с.):

О, Ангел Смерти! Спустись к Моему любимцу, Мухаммаду Мустафе! Передай ему привет от Меня и скажи, что он - Мой любимец и лучший из сотворенных. Я до крайней степени соскучился по нему. Но не заходи к нему без разрешения и не забирай его душу против его воли. Ведь ангелы, несущие Арш, и все обитатели семи небес заплакали, услышав о его смерти.

После этого Ангел Смерти спустился на землю. Спустились и многие ангелы и подошли к комнате Аиши (р.г.).

Ангел Смерти сказал:

О, Джибрил! Всевышний передал мне в откровении, чтобы я не входил к Мухаммаду без разрешения и не забирал его душу против его воли.

После этих слов Джибрил (а.с.) заплакал и прочел этот аят:

«Каждая душа вкусит смерть» (Сура «Семейство Имрана», аят 185).

После этого он с плачем вошел в комнату Посланника (с.г.в.), который спросил:

О, Джибрил! Почему я вижу тебя плачущим?

О, любимец Аллаха! О, Мухаммад! Как мне не плакать, когда Ангел Смерти ожидает за дверью и просит разрешения войти?

Пророк (с.г.в.) тоже заплакал и дал разрешение Ангелу Смерти. После этого вошел Азраиль (а.с.) и сказал:

Да благословит тебя Аллах и приветствует, о Ахмад! О, самый лучший из сотворенных Аллахом!

Посланник (с.г.в.) ответил:

Да благословит тебя Аллах и приветствует, о брат мой Азраиль! Ты пришел навестить меня или же для того, чтобы забрать мою душу?

В ответ Азраиль (а.с.) сказал:

О, Мухаммад! Как ты пожелаешь: могу только навестить, могу забрать твою душу.

Посланник (с.г.в.) сказал:

Я подтверждаю слова Всевышнего: «Каждая душа вкусит смерть».

О, любимец Аллаха! О, Мухаммад! Аллах Всевышний дал тебе пророчество. По отношению к тебе я так же милосерден, как милосердна мать к своему дитя. Если бы Аллах разрешил мне забрать души всех живущих в мире, это было бы для меня легче, чем забрать твою благородную душу.

Посланник (с.г.в.) на это сказал:

Добро пожаловать, о Ангел Смерти! Однако дай мне небольшую отсрочку, чтобы в последний раз увидеться с моими сподвижниками, с хазрати Али, светом моих очей, с моей дочерью Фатимой и внуками Хасаном и Хусейном.

Валлахи, я покорен тебе, о Расулюллах! - ответил Ангел Смерти. После этого собрались хазрати Али, Фатима и Хасан с Хусейном. Они долго плакали. Глядя на них, плакал и Посланник (с.г.в.).

О, Посланник Аллаха! Почему ты плачешь? - спросила Фатима (р.г.).

Посланник (с.г.в.) ответил:

О, Фатима! В скором времени и ты прибудешь ко мне.

Пока он прощался с ахли-бейитом и сахабами, наступило время намаза. Билял (р.г.) подошел к двери и приветствовал:

Ассаляму алейка, о Расулюллах!

Посланник (с.г.в.) сказал:

Эй, Билял! Да будет милостив к тебе Аллах! Твой пророк, несомненно, сегодня занят собой. Эй, Билял! Скажи Абу Бакру ас-Сыддику, чтобы он встал имамом и провел намаз с джамаатом!

Билял (р.г.) ушел и позвал людей в мечеть. Он объявил им:

Эй, община мусульман! Поистине, сегодня Посланник Аллаха занят собственным нафсом. Он велел Абу Бакру ас-Сыддику встать вместо него имамом и совершить намаз с джамаатом.

Услышав эти слова, мусульмане очень огорчились, многие плакали. Хазрати Абу Бакр (р.г.) вошел в михраб, исполняя повеление Пророка (с.г.в.). За ним рядами встали верующие. Читая намаз, Абу Бакр (р.г.) взглянул на то место, где обычно Посланник (с.г.в.) совершал земные поклоны. Не видя его, он сильно расстроился и с плачем сказал:

С этого времени откровение прекратилось для нас.

Мусульмане услышали его слова и плакали вместе с ним.

Почему они плачут?

О, Посланник Аллаха! Сахабы не увидели вас на намазе, оттого и плачут, - ответил Али (р.г.).

Расулюллах попросил Всевышнего:

Йа Рабби! Улучши мое состояние, чтобы я смог совершить намаз с мусульманами.

Из книги "Анваруль-ашикын"

16:01 2017

Дорогие, уважаемые братья, сестры, молодежь и взрослые! Ассаляму алейкум уа рахматуллахи ya баракатуху!

Приходилось ли вам когда-нибудь видеть новорожденного ребенка? Когда-то мы и сами были такими…

Новорожденный малыш беззащитен, он нуждается в помощи, полностью зависит от других людей. И именно в таком виде Всевышний Аллах создал человека. Почему? Потому что Он хочет, чтобы человек помнил о своем происхождении. Он не может самостоятельно повернуться, справляет свою нужду в подгузник, и не может самостоятельно очистить себя, пока его мама не придет и не сменит ему подгузник. Если же он захочет попить или поесть, то не сможет этого сделать, пока мать не позаботится о нем. А затем, по истечении времени, этот же самый малыш подрастает и начинает думать, что он – особенный. Потом он забывает о своем происхождении и начинает думать, что он – Кто-то, что он – Человек. Взрослея, и все больше забывая о своем происхождении, он все больше чувствует себя независимым. Потом он начинает заниматься спортом, ходит в спортзал, качает себе мускулы, принимает гормональные средства. Проходит еще время, он уже думает, что он особенный, и наконец, в один прекрасный день, он перестает посещать мечеть и все время проводит на улице. А затем наступает момент, и тот же самый человек стареет, становится сгорбленным, ходит, опираясь на палку, а когда однажды просыпается утром, то мучается от страшной боли в суставах. Он сильно заболевает и вновь становится бессильным. Он ничего не может делать без посторонней помощи. Почему? Аллах сделал сначала его зависимым, потом независимым, а затем пришло время, когда Всевышний вновь сделал его зависимым. Он лежит в своей постели, не в состоянии даже пошевелиться и Малякуль Мавт сидит у его изголовья. Он ждет, когда наступит время забрать его душу, он ждет, и никто, кроме умирающего человека не видит ангела, и он осознаёт неизбежное. Знаете, на днях я беседовал с человеком, который очень серьёзно заболел. Я пошел проведать его в больнице. Люди думали, что он скоро умрет, но альхамдулиЛлях, Всевышний даровал ему выздоровление. Вы знаете, о чем он рассказал мне? Он сказал – «О шейх, умирать очень не легко, смерть – тяжкая вещь…. Но реальность такова, что все люди - я, вы, миллионы людей, живших до нас – они покинули этот мир». Именно поэтому согласно словам Пророка (саляллаху алейхи васаллям) нам следует посещать кладбища, поскольку кладбище напоминает нам о смерти. Так вот если вы пойдете на кладбище, то увидите на могилах даты – 1835, 1825. А значит, эти люди провели больше времени в могиле, под землей, чем на земле.

Так вот, наступает момент, когда тот человек лежит в своей постели и видит Малякуль Мавт. Если тот человек в земной жизни был хорошим, то Всевышний помогает ему произнести слова шахады. А если нет, то он просто покидает этот мир. И тот же самый человек умирает. Его омывают, он более не может сам сделать омовение. Его омывают водой не слишком горячей и не слишком холодной, потому что умерший чувствует всё. Подумайте об этом! Ведь такое произойдет с каждым из нас, абсолютно с каждым из нас! Но порой мы поддаемся иллюзиям этого мира и забываем о смерти. Затем, ему роют могилу, кладут туда покойного и сыплют на него землю. Человек остается в могиле один. Представьте это! Поскольку, как я уже говорил, это обязательно произойдет с каждым из нас. Единственное, что останется с нами в могиле – это наши благие деяния и всё! Ваши мускулы, деньги, машина, дом, друзья, дети – все останется позади. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с человеком останутся лишь его добрые дела. Если у вас есть добрые дела, то они спасут вас. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Могила – это сад из садов Рая» . Когда человека кладут в могилу, то могила обращается к нему: «Из всех людей, живших на земле, ты был самым любимым, и сейчас, когда ты пришел ко мне, то увидишь как я приму тебя, как встречу тебя» - и могила широко-широко раскрывается, и открываются окна в Рай. Или возьмем другого человека, который тоже прожил свою жизнь. Известно, что человек попадает либо в Рай, либо в Ад. Тот человек жил жизнью, вел себя, как хотел, любил женщин, хорошую еду и т.п. Тот человек верил, что доживет до 50, отрастит себе бороду, поедет в хадж, будет ходить в мечеть. Но где гарантии, что так и будет, таких гарантий нет! Его тоже кладут в могилу, одного, нет никого рядом. И могила скажет ему: «Из всех людей, живших на земле, ты для меня самый презренный и подлый» - и, по словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могила сожмет того человека. А затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжал свои пальцы, сказав, что подобным образом ребра человека войдут друг в друга. Вот так могила сожмет его. Так что единственное, что защитит тебя в тот день – это твои деяния. Обратите внимание на добродетельность сподвижников. Был сподвижник по имени Саад ибн Муаз, да будет доволен им Аллах. Среди ансаров его знали как Абубакра жителей Медины. Каждый раз, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл его Абубакром, он отзывался. Когда он скончался, его носилки были очень легкими и лицемеры начали говорить, что носилки легкие, хотя при жизни он был полным человеком. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, причина не в этом, а причина в том, что 70 тысяч ангелов спустились с небес, чтобы нести его джаназа».

Также упоминается, что когда Саад ибн Муаз скончался, ангел Джабраиль, алейхи салям спустился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «О Посланник Аллаха, кто скончался? Для кого раскрылись врата Рая и Арш Аллаха начал шататься?» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел и увидел, что скончался Саад ибн Муаз, да будет доволен им Аллах. Когда хоронили Саада, сподвижника, после кончины которого зашатался Арш Аллаха и раскрылись двери Рая, которого называли Саддиком ансаров, как вдруг Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар» , и сподвижники повторили вслед за ним. Затем, он трижды сказал «СубханаЛлах» , и сподвижники вновь повторили. А затем сподвижники спросили: «Что случилось, о Посланник Аллаха?» Лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось, он покраснел и сказал: «Могила собиралась сжать Саада, но если был тот, кого она не сожмет – это Саад ибн Муаз, да будет доволен им Аллах» . Вот почему Усман, проходя мимо могилы, плакал, стоял у могилы и плакал. Он говорил: «Это первый этап, если пройдешь его, то пройдешь и остальные, если потерпишь здесь неудачу, то никто тебе не поможет». А мы? Все мы поддаемся иллюзиям, иллюзиями того, что нас окружает. Мы думаем, что никогда не умрем, а сподвижники достигали такого уровня как Муаз. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Как ты встретил это утро, о Муаз?» И Муаз, да будет доволен им Аллах, отвечал: «Как истинно верующий». - И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почему ты думаешь, что ты истинно верующий?» И он ответил: «Потому что не было ни одного утра, которое я встретил, веря, что доживу до вечера, и не было ни одного вечера, в котором я верил бы, что доживу до утра». Ответ Муаза демонстрирует уровень имана этих людей. Он говорил: «Я никогда не делал шаг, думая, что смогу сделать второй шаг». Вот какой была вера в сердцах этих людей! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда умирает человек, и он находится в своей могиле, ангел Исрафиль, алейхи салям, протрубит в рог, и все встанут»... Вы знаете, что это за день? Я прошу прощения, если вновь говорю об этом, но мне хочется, чтобы вы извлекли из этого урок. Я не рассказываю вам истории, хотя все люди любят истории, особенно если после них не нужно ничего делать. ..Так вот, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В этот день, о люди, в Судный День солнце будет на расстоянии мили. Земная поверхность будет из железа, и люди будут тонуть в поту согласно совершенным грехам. Некоторые будут в поту по щиколотки, другие до колен, треть - до бедер, другие до шеи. А некоторые будут тонуть в собственном поту, будучи полностью погруженными в пот». Вы только представьте – солнце будет на расстоянии мили! Все люди будут нагими в тот день, но им некогда будет смотреть на тело другого человека, некогда!

Помните того человека, который стал независимым и подумал, что он особенный? Хотя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человека приведут ко Всевышнему Аллаху, человек будет словно новорожденный теленок». Знаете, когда рождается теленок, он пытается встать на ноги, но не может и падает. Затем он встает и вновь падает. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда в Судный день человека приведут ко Всевышнему Аллаху для ответа за свои деяния, человек станет словно новорожденный теленок». Ноги не будут держать его, он будет пытаться встать, но вновь и вновь будет падать, и он будет словно маленький теленок в своих попытках. Он будет пытаться вновь и вновь, и это очень похоже на то, как в этом мире мы часто обманываем сами себя. Мы думаем, что мы – особенные, но Судный день действительно покажет, какие мы особенные. Самые крутые и хвастуны осознают реальность, поймут всё в этот день. Каждый человек в Судный день увидит свои деяния и как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, человек заплачет, и будет плакать до тех пор, пока не высохнут его слезы, и пока совсем не останется слез. А также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Но все же он будет продолжать плакать, но слезы будут из крови, в тот момент, когда он осознает реальность». Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал этот день как… День, когда человек будет испытывать раскаяние, сожаление: «Почему я не провел свою жизнь в поклонении Всевышнему Аллаху?» Хотя тот день – последний день, человек отправится либо в Рай, либо в Ад. К тому же, после того дня смерть не будет более забирать людей. С ней будет покончено. Всевышний приведет смерть в виде овцы, черной овцы. А между тем, люди, которым предназначен Рай, оправятся в Рай, а люди, которым предназначен Ад, отправятся в ад. Так вот, приведут смерть в виде черной овцы, и Всевышний зарежет овцу, то есть со смертью будет покончено. После того дня не будет больше смерти. Затем Всевышний Аллах обратится к людям Рая, Он скажет… «О люди Рая, вы навсегда отправитесь в Рай». Затем Всевышний обратится к обитателям Ада… Вы только представьте себе этот день! Да убережет Всевышний нас всех от Ада! Он обратится к людям Ада и скажет: «О люди Ада! Со смертью покончено, и вы навсегда останетесь в Аду». Затем Всевышний позовет Джабраила и спросит у него: «Кто остался в живых?» Он назовет свое имя и имена Микаила, Исрафила, Хамлятуль Арш, и скажет - «А также Ты, Всевышний, но смерть не властна над Тобой». А также остался Малякуль-маут. Сначала умрут Джабраиль и Микаил, а затем Аллах вызовет Ангела Смерти и спросит его: «А теперь кто остался?» Тот ответит: «Исрафил, Хамлятуль Арш, а также Ты, Всевышний, но смерть не властна над Тобой». Аллах скажет: «Забери жизнь у Исрафила» и у Исрафила заберут жизнь. Затем Всевышний вновь вызовет его и спросит: «Кто остался в живых?» Тот ответит: «Ангелы, поддерживающие трон Аллаха – Хамлятуль Арш». И Аллах скажет: «Забери жизнь и у них». Так останутся лишь Всевышний Аллах и Ангел Смерти. Тогда Всевышний ниспошлет смерть и на Азраила, и останется лишь Всевышний. Каждое создание вкусит смерть. Затем Всевышний скажет, я передам Его речь своими словами, Всевышний скажет: «Кому сегодня принадлежит власть? Кто Владыка сегодня? Кто Царь, кто Правитель сегодня?» И Аллах скажет: «Где же все те, кто творили несправедливость? Где они сегодня? Где те», - я передам это своими словами - «кто думал, что они - особые, потому что у них есть крутые тачки и дома? Где те, кто думал, что они - особые, потому что у них были деньги, или они были олигархами, или потому что они провели несколько часов в спортзале?» Все они думали, что они – особые. И Аллах спросит: «Где все те тираны? Где все залимы, те, кто причинял насилие своим женам, другим людям, те, кто поедал имущество сирот, те, кто не беспокоился о своих соседях», Аллах спросит: «Где они все? Кто Владыка сегодня?» И в тот день Владыкой будет лишь Всевышний Аллах.

Но в Судный день, День, когда приблизится солнце и земля превратится в железо, когда люди будут тонуть в собственном поту, также будут и молодые люди, те, кто будут под тенью арша Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из семи категорий тех, кто будут под тенью арша Аллаха, будут те молодые люди, которые выросли, поклоняясь Всевышнему Аллаху». Молодой человек видел, как его друзья прожигали жизнь, пили алкоголь, встречались с женщинами, но из-за страха перед Всевышним он не стал следовать за друзьями. Он последовал повелению Всевышнего, и именно он - настоящий мужчина. Настоящий мужчина не тот, кто идет на поводу общества, настоящий мужчина – это тот, кто твердо стоит на своих принципах. Люди словно потеряны, они уважают тех, кто разрушает общество. Это показывает, как низко пал уровень нравственности. Общество дошло до того, что оно уважает не достойных людей. Но тот молодой человек скажет: «Нет, О Аллах, когда я был молодым, я повиновался Тебе» - и этот человек окажется под тенью Арша Аллаха. В тот день, когда не будет иной тени, кроме как тени от арша Аллаха. В тот день также будет один молодой человек под тенью Арша. Я расскажу о нем – он жил во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его звали Мусаб ибн Умайр, да будет доволен им Аллах. Мекка являлась центром Аравийского полуострова, как сегодня Лондон - столица Англии. Мусаб ибн Умайр, да будет доволен им Аллах, был из очень состоятельной мекканской семьи. Родители обеспечивали его всем, одежда которую он носил, тут же становилась модной в Мекке. И даже говорили, что стоит Мусабу ибн Умайру пройти по улице, как через полчаса будет известно об этом, потому что останется сладкий аромат, которым он душился. Все надевали такую же одежду, которую носил он. Но затем пришло время, и он принял ислам, этот молодой человек принял Ислам и пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его Исламу. Упоминается, что когда он переселился в Медину, тот же самый Мусаб ибн Умайр однажды пришел на собрание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел его одежду – на нем была старая, потрепанная одежда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал плакать и сказал: «Клянусь Всевышним, я никогда не видел никого в Мекке, у кого одежда была бы лучше чем у Мусаба ибн Умайра». А в другой раз Мусаб ибн Умайр пришел на собрание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его одежда лишь слегка прикрывала его тело. И все сподвижники опустили голову, поскольку одежда лишь слегка прикрывала его тело. Они все опустили голову. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посмотрите на Мусаба ибн Умайра, не таким я видел его в Мекке», - затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил – «Вы останетесь в таком бедном состоянии, пока не наступит время, когда вы победите римлян и персов». И сподвижники воскликнули: «О, Посланник Аллаха!» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда вы будете надевать одну одежду на выход, и другую одежду – дома». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Нам тогда будет лучше или то, какие мы сейчас, когда у нас нет одежды?» И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ваша религия, ваш Иман и Ислам, и ваш уровень перед Всевышним лучше сейчас, чем будет тогда».

В Исламе высоко ценится поминание смерти и для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, это является одним из важных рекомендуемых (сунна) действий. Общеизвестно, что каждого из людей ожидает смерть, все мы смертны. Верующий во Всевышнего Аллаха человек осознает, что после смерти каждому придется держать ответ за свои поступки, совершенные в дольнем мире. Поминание смерти отрывает человека от мирских забот и сверхмерной привязанности сердца к мирскому.

Согласно хадисам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), размышления о смерти способствуют выполнению верующим своих обязанностей, которые вменил ему Всевышний Аллах, и отдалению от всего, что Он запретил. Что же говорится в Коране и изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о поминании смерти? Этой теме посвящено множество аятов и хадисов.

Всевышний Аллах упоминает в Коране о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе. Мы ограничимся приведением лишь некоторых из них.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: Смысл: «Скажи: “Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены к Всевышнему – ведающему о тайном и явном, и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния”» (сура «Аль-Джуму‘а», аят 8).

В Коране также сказано: Смысл: «Каждая душа вкусит смерть. В Судный день сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, тот постигнет успех. А жизнь в этом мире – всего лишь обманчивое наслаждение» (сура «Алу ‘Имран», аят 185).

В других аятах благородного Корана говорится: Смысл: «Всякая душа вкусит смерть; в этой жизни Аллах испытывает вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на том свете вы будете воскрешены и возвращены именно ко Мне и будете отвечать за все» (сура «Аль-Анбияъ», аят 35).

Смысл: «Каждая душа вкусит смерть. Затем вы будете воскрешены и возвращены именно к Нам» (сура «Аль-‘Анкабут», аят 57).

Смысл: «Скажи: “Ваши души отделит ангел смерти, которому поручено забрать ваши души, а после смерти вы будете воскрешены и возвратитесь к своему Господу”» (сура «Ас-Садждa», аят 11).

Смысл: «Поистине, ты (о Мухаммад) смертен, как смертны и другие люди» (сура «Аз-Зумар», аят 30).

Смысл: «И, воистину, наступила предсмертная агония, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (сура «Каф», аят 19).

Смысл: «Когда душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не можете помочь ему» (сура «Аль-Ваки‘а», аяты 83–84).

Смысл: «Вовсе нет! Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, и те, кто рядом с умирающим, скажут: “Кто сможет спасти его и кто сможет сохранить жизнь ему?!”, тогда прояснится для него, что настало время расставания с этим миром. Тяготы мирской жизни сойдутся с тяготами потусторонней жизни, и в тот день к Господу твоему пригонят его душу» (сура «Аль-Кыйяма», аяты 26–30).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также многократно отмечал необходимость поминания смерти и подготовки к ней, ибо она неизбежно наступит. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сказано: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)». Этот достоверный хадис приводит ат-Тирмизи.

Мусульманские ученые-богословы сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен и совершенен с точки зрения поучения, увещевания, в нем мало слов, но он содержит в себе великий и глубокий смысл. Кто часто вспоминает о смерти, думает о том, что последует после нее, тот не будет гоняться за удовольствиями этой жизни, ее преходящими ценностями, нарушив границы дозволенного.

Поминание смерти подавляет желание проводить время бесцельно, думать только о благах этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху (мир ему и благословение). Такое поведение помогает верующему ослабить свою привязанность к мирским благам и обратиться к Всевышнему. Есть категория людей, думающая о жизни следующим ошибочным образом: пока они молоды, им якобы все дозволено и

необходимо провести свою молодость в веселье и погоне за мирскими удовольствиями, а соблюдением своих религиозных обязанностей они займутся в будущем, в старческом возрасте.

В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Баззаром, говорится: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений – смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким».

Никто не сможет избежать своего смертного часа. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки? Достаточно ли мы совершили богоугодных деяний? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Пока не поздно, мы должны исправиться, придерживаться пути Ислама, приобретать знания по религии, следовать им и чаще вспоминать о смерти, «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее.

Именно с этой целью Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал нам чаще посещать кладбища. Согласно хадису, переданному супругой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах). Пророк (мир ему и благословение) каждый день и даже глубокой ночью отправлялся на кладбище, чтобы посетить могилы своих сподвижников. Также Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, – поистине, это смягчает ваши сердца и наполняет глаза слезами смирения в этой жизни и напоминает вам о будущей». Этот хадис приводят Муслим, Абу Давуд и др.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах смилостивится над ним». Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

Если мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он будет стремиться совершать благие дела (одобренные Аллахом), надеясь на Его милость. Он станет готовиться к будущей жизни: выполнять дела, угодные Создателю, стремиться не совершать грехи и часто поминать Всевышнего. Мусульманин знает, что только эти и другие предписания Ислама приносят пользу и могут помочь ему в Судный день. Слабовольный же человек следует своим греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаха.

Хасан аль-Басри сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди из жизни, не имея ни одного благого деяния. Боль, испытываемая человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело), страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания тела ножницами.

Жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «В то время, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лежал при смерти, в моих руках был сосуд с водой. Он опускал в нее свою руку и затем обтирал этой водой свое лицо и просил у Всевышнего Аллаха терпения во время смерти».

Передано от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что когда Пророк (мир ему и благословение) упомянул в своем изречении о Мункаре и Накире (имена двух ангелов, которые проводят допрос в могиле),

‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил у него: «О Посланник Аллаха! Возвращается ли к нам наш разум в могиле?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня».

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был удивлен этому.

Ибн Хиббан передал от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) следующие слова: «Когда похоронят умершего человека, подходят к нему два ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункар, второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде (мир ему и благословение)»? Умерший скажет то, что говорил о нем при жизни. Если умерший был верующим, то он скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И ангелы говорят ему: «Мы знали, что ты так ответишь».

Затем его могила расширяется до размеров 70 локтей и заполняется светом (нуром). И ангелы скажут ему: «Спи!» И он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени, пока Аллах не поднимет его с этого ложа (пока не воскресит его)».

Однажды ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): «Встанет ли кто-нибудь вместе с шахидами в Судный день?» Он ответил: «Да, встанет тот, кто каждые сутки 20 раз вспоминает о смерти».

Человек может бодрствовать не больше 20 часов в сутки, и если он один раз каждый час будет вспоминать о смерти, посмертной жизни, представляя себе то состояние, в котором он будет находиться, покидая сей мир, а также могильные муки, Судный день, Час суда, Рай, Ад, Сират и т. д., он не сможет грешить и будет жалеть о ранее совершенных грехах. Вспоминание смерти неизбежно ведет к тому, что человек отстраняется от дома соблазнов и начинает готовиться к загробной жизни. Может, поэтому Аллах и возвеличил такого человека. Но подобное вознаграждение можно получить не от простого произнесения слова «смерть». Необходимо осмыслить и почувствовать ее последствия, а, забывая о смерти, человек неизбежно утопает в желаниях земной жизни.

В хадисе, переданном аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», т. е. они не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Еще Пророк (мир ему и благословение) поведал: «Смерть достаточна как наставление» (аль-Када‘и).

«Я вам оставляю два наставления: одно, которое молчит, и второе, которое говорит, – это смерть и Коран», – гласит другой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Однажды сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в его присутствии хвалили некоего человека, и тогда он спросил: «Тот, о ком вы говорите, часто ли вспоминал о смерти?» Сподвижники ответили: «Мы не слышали, чтобы он говорил о смерти». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тогда он не был тем, за кого вы его принимаете».

Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кто самый умный и счастливый?» Он ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней – тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете» (ат-Табарани, Ахмад).

Другой раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направлялся в мечеть. По дороге он увидел людей, которые разговаривали и смеялись, и обратился к ним со словами: «Вспоминайте смерть. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой: если бы вы знали то, что знаю я, то смеялись бы меньше, а плакали бы много».

Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отметил: «Тот, кто вступит в могилу без необходимых припасов (т. е. без достаточных добрых деяний), подобен человеку, вышедшему в мореплавание без корабля».

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ценность мирской жизни заключается в материальном богатстве, а ценность жизни вечной (ахират) – в благих деяниях».

‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мирские думы и переживания – тьма для сердца. Думы и беспокойства о жизни вечной – свет (нур) для сердца».

‘Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) изрек: «Из благ этого мира тебе хватит Ислама, из занятий – повиновения Всевышнему, и как наставления тебе достаточно смерти».

Яхья, сын Му‘аза заметил: «Благой не ослушается Аллаха, мудрый не предпочтет бренный мир жизни вечной».

Пророк Давуд (мир ему) говорил: «В Псалтыре мне было ниспослано откровение, что разумному не следует быть занятым ничем иным, кроме трех вещей: 1) подготовкой провизии (т. е. благих деяний) для загробной жизни; 2) добыванием достаточных средств для существования в этой жизни; 3) получением наслаждения дозволенным путем».

Пророк Давуд (мир ему), когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя.

А если смерть вспоминали в присутствии пророка ‘Исы (мир ему), то кожа его покрывалась кровавым потом. Супруга Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Сафиййа (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Одна женщина пожаловалась ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) на черствость своего сердца, и та посоветовала ей чаще вспоминать смерть. Эта женщина так и сделала, и сердце ее смягчилось, и она пришла поблагодарить ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) за этот совет».

Известный мудрец, племянник пророка Аюба Лукман аль-Хаким, о котором многократно упоминается и в Священном Коране, завещал своему сыну: «О сын мой! Поистине, люди состоят из трех частей: одна часть – для Аллаха, вторая – для самого человека, третья – для червей. Что касается той части, которая принадлежит Всевышнему, то это душа (рух) человека, для себя – его деяния, а для червей – его тело».

Говоря о пользе частого поминания смерти, наши праведные предшественники говорили следующее: «Тот, кто часто поминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто предал смерть забвению, будет наказан тремя вещами: откладыванием покаяния, недовольством своим уделом и ленью в поклонении».

Один мудрец написал своему брату: «Брат мой! Бойся смерти в этом мире, прежде чем окажешься в мире, где ты будешь желать смерти, но не найдешь ее».

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз пятый из праведных халифов каждую ночь собирал у себя ученых-богословов, и они вспоминали смерть, воскрешение после смерти и жизнь вечную, а после плакали, будто над покойником. Он сказал одному ученому: «Наставь меня!» Тот ответил: «Ты не первый халиф, который умрет». Умар (да будет доволен им Аллах) попросил: «Еще». Богослов ответил: «Все твои предки, начиная с Адама (мир ему), вкусили смерть. Настала и твоя очередь». И ‘Умар (да будет доволен им Аллах) заплакал.

Ар-Раби‘ ибн Хусайм вырыл в своем доме могилу и ежедневно ложился в нее по нескольку раз – так он не давал себе забывать о смерти. Он говорил: «Если мое сердце забудет о смерти хотя бы на час, то станет порочным».

А Мутарриф ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шаххиййир говорил: «Поистине, смерть отравила живущим в благополучии их благополучие. Стремитесь же к такому благополучию, которому смерть не сможет навредить».

Однако тот, кто занят приобретением знаний, не относится к тем, кому необходимо чаще поминать смерть. Для него не является сунной много поминать смерть, ибо это может уменьшить его интерес к поиску знаний или вообще заставить его прекратить стремление к ним. Так пишут ученые-богословы аш-Шабрамулси и аль-Буджайрими.

По материалам книги «Сущность смерти и похоронный обряд»

  • 27223 просмотра
Поделиться